Научная статья на тему 'Карьерное консультирование в сфере туризма: социологический аспект'

Карьерное консультирование в сфере туризма: социологический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Керими Кира Мухамедовна

Рассматривается категория карьеры как объект социологического анализа отечественных и зарубежных авторов. Обосновывается важность управления карьерой и актуальность карьерного консультирования. Предлагается авторский подход к процессу управления профессиональной карьерой в сфере туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes a career as a subject of sociological study for both native and foreign researchers. The importance of career management and actuality of career consultation are given proof. The author suggests the own approach to career management in the tourism industry.

Текст научной работы на тему «Карьерное консультирование в сфере туризма: социологический аспект»

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

УДК 316:338.48

К.М. Керими КАРЬЕРНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ТУРИЗМА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Рассматривается категория карьеры как объект социологического анализа отечественных и зарубежных авторов. Обосновывается важность управления карьерой и актуальность карьерного консультирования. Предлагается авторский подход к процессу управления профессиональной карьерой в сфере туризма.

Карьера, карьерное консультирование, туризм, социальный процесс, портфолио карьерного продвижения.

K.M. Kerimi CAREER CONSULTING IN THE SPHERE OF TOURISM: SOCIOLOGICAL ASPECT.

The article describes a career as a subject of sociological study for both native and foreign researchers. The importance of career management and actuality of career consultation are given proof. The author suggests the own approach to career management in the tourism industry.

Career, career consulting, tourism, sociological aspect, portfolio of career promotion.

За последние годы понятие карьеры в качестве социальной категории, феномена и процесса стало предметом изучения как отечественных, так и зарубежных авторов [1], в трудах которых представлены результаты исследований карьеры государственного служащего [2], политического деятеля [3], стратегического руководителя [4]. Учеными-практиками выделены различные этапы в процессе построения карьеры с учетом возрастного показателя (С.Н. Паркинсон), результатов психологического анализа «внутреннего содержания» карьеры (В. А. Чикер), сформулированы стратегии-рекомендации построения карьеры (В.А. Поляков), рассмотрены субъективные и объективные критерии успешности карьеры, в том числе личностные характеристики индивида (М. Шоу), роль образовательного пространства (А.Ю. Слепухин). В рамках функционального подхода определены функции - задачи, решение которых необходимо для обеспечения динамичной карьеры (В.Ф. Рубахин и

А.В. Филиппов, П. Дракер и В. Ньюмен). Представители ситуационного подхода (Л. Хьелл, Д. Зиглер) обратили внимание на дополнительные факторы, влияющие на эффективность карьеры (ожидания и потребности руководителей, структура группы и специфика ситуации, в которой она находится, культурная среда, возраст, опыт, стаж и т.п.) [5]. В этой связи, можно говорить о том, что возникшие в ХХ в. интерес и потребность в исследовании категории карьеры не только не прекращаются, а даже возрастают. Динамизм современной жизни подтверждает актуальность, важность и необходимость теоретического осмысления понятия карьеры, изучения ее компонентов и находящихся в зависимости с ней объектов, что позволяет использовать полученные результаты в рамках практического консультирования.

Процесс построения карьеры является одним из основных приоритетов современной жизнедеятельности индивида [6]. С одной стороны, основы менеджмента и самоменеджмента, с другой - профессиональное консультирование становятся в настоящее время универсальными категориями как профессиональной, так и повседневной поведенческой активности человека и настоятельно требуют своего практического освоения и реализации. Однако потребность в планировании и организации своей профессиональной карьеры для многих не является столь очевидным мероприятием [7, с.21]. У абитуриентов эта проблема проявляется особенно остро: встает трудный многовариантный выбор своей специальности и профессии. Безусловно, существуют ситуации, когда имеется «выбор без выбора» в силу различных экономических, политических, социокультурных факторов. Так или иначе, определившись с выбором, человек не всегда принимает во внимание важность дальнейшего планирования жизнедеятельности.

Исследование специфики построения карьеры в сфере туризма, основанное на экспертных оценках профессиональных управленцев, анализ периодических изданий позволяют предложить авторский подход к процессу консультирования в планировании и управлении карьерой специалиста туристской индустрии.

На первом этапе важно осознать ответственность выбора и постараться выявить те индивидуальные качества, способности, навыки и умения человека, сформировавшиеся к моменту окончания школы, которые бы коррелировали с выбираемой профессией. На практике это возможно реализовать при прохождении специальных тестов, консультировании со специалистами, написании эссе на тему «Я и моя карьера и профессия». Письменная творческая работа на предмет будущей профессии, целей и смысла карьеры, жизненных приоритетов позволяет самоопределиться, представить себя тем, кем человек хочет стать, задуматься о способах достижения своей цели.

Вторым этапом может стать процесс составления портфолио карьерного продвижения (ПКП) - специально отобранного и соответственно оформленного пакета документов в бумажном и электронном вариантах, цель которого - представить в упорядоченном и удобном для использования виде документированные свидетельства целей и ценностей, талантов и способностей, навыков и компетенций, наград и достижений его владельца, отражая совокупные достижения абитуриента, студента, выпускника, работника (как академические и профессиональные, так и личностные) [8, с.26]. Стимулом для его составления является не конкретный возрастной этап, а момент осознания важности и необходимости создания ПКП.

Портфолио составляется в таком ключе, чтобы обеспечить эффективное взаимодействие с научными руководителями, преподавателями и кураторами в вузе в период обучения, а также с работодателями после окончания высшего учебного заведения. ПКП следует составлять по следующим позициям:

• профессионально составленное, отвечающее современным требованиям резюме;

• список пройденных учебных курсов по основной области деятельности и связанных с ней областей знания, включая дополнительную специализацию, тренинги,

специализированные семинары и мастер-классы ведущих преподавателей и специалистов в данной области;

• список внеучебных мероприятий и любых должностей, где на практике применяются такие навыки, как лидерство, организаторские способности (например, староста группы, руководитель научной студенческой группы, куратор студентов младших курсов, руководитель проекта и т.д.);

• описание карьерного потенциала и готовности к карьере в терминах приобретения навыков и опыта;

• рекомендации ведущих преподавателей, руководителей курсовых проектов, дипломных работ, производственных практик, с предыдущих мест работы.

Таким образом, карьерное портфолио является развернутым содержанием фактов, которые в кратком виде представлены в персональном резюме.

ПКП дает возможность:

1) отображать достижения студента в приобретении навыков и компетенций, необходимых для успешной и долгой карьеры. Со временем ПКП превращается в достаточно сложную, расширенную и углубленную структуру способностей и достижений;

2) подводить итоги учебных, научных и профессиональных достижений человека и создает возможности для дальнейшей научно-исследовательской карьеры (например, поступление в магистратуру или аспирантуру). В связи с повсеместно осуществляемым в вузах России переходом на двухуровневую систему высшего профессионального образования, бакалавриат и магистратуру, качественно составленное ПКП становится одним из важных критериев для поступления в магистратуру;

3) стать важным инструментом передачи деловой и личностной информации о студенте - выпускнике вуза, специалисте, что может помочь привлечь внимание работодателя и подчеркнуть его конкурентные преимущества по сравнению с другими претендентами;

4) послужить эффективным средством развития карьеры, которое содержит гораздо больше информации для понимания, чем стандартное резюме, позволяя работодателю легко просмотреть уровень подготовки и весь спектр умений и способностей кандидата и создает условия для принятия оптимального кадрового решения.

Итак, у ПКП двойное предназначение - с одной стороны, оценка учебных успехов, научных и профессиональных достижений, а с другой - оценка готовности и соответствия профессиональной карьере.

В качестве примера рассмотрим алгоритм составления портфолио студентами специальности «Социально-культурный сервис и туризм» первого года обучения. Начинать следует с простого резюме и по мере освоения учебных дисциплин постепенно добавлять в него информацию и материалы, демонстрирующие развитие своих навыков и компетенций. К моменту завершения обучения в вузе карьерное портфолио будет включать профессиональное резюме; свидетельства всех освоенных студентом дополнительных курсов (по иностранным языкам, по специальным программам в области информационных технологий и др.); рекомендации, полученные после прохождения профессиональной практики (и/или работы на неполной рабочей ставке в различных организациях социокультурной сферы и туризма); список проектов, в которых студент принимал участие, с указанием конкретных функций и ролей; знаки отличия, участия в олимпиадах, выставках, семинарах, конференциях, волонтерских движениях в сфере туризма.

Учитывая опыт коллег [7, с.20], наряду с задачей по формированию портфолио предлагается в рамках курса «Управление персоналом» организовать семинары «План развития карьеры», который позволил бы определить возможности профессионального развития на региональном и федеральном уровнях, выявить свои слабые и сильные стороны как работника туриндустрии в зависимости от конъюнктуры рынка, иметь

возможность восполнить недостаток знаний и опыта. Не менее важным и значимым для специалиста сферы туризма автор считает овладение навыками создания собственного позитивного имиджа и самопозиционирования, что возможно в рамках таких курсов как «Имиджелогия» и «Связи с общественностью».

Данный проект находится на этапе разработки и является пилотным вариантом консультирования в планировании карьеры в сфере туризма. Предложенный алгоритм действий, не претендуя на универсальность для достижения профессиональной и деловой успешности, позволяет, на наш взгляд, стать своеобразным «двигателем» непрерывного процесса управляемого профессионального и личностного развития. Составление портфолио карьерного продвижения способствует осмыслению своих жизненных целей и стратегий, помогая структурировать имеющиеся знания, конструировать перспективы профессиональной карьеры, личностного роста и самореализации. Таким образом, практическое карьерное консультирование в сфере туризма способствует систематизации имеющихся знаний, поиску возможностей их эффективного применения и разработке новых подходов в подготовке высококлассных специалистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шаповалов В.К. Трудовая карьера: от исследования через обучение к

консультированию / В.К. Шаповалов // Вестник СевКавГТУ, серия «Гуманитарные науки». Ставрополь: Сев-Кав ГТУ, 2003. № 1 (8).

2. Служебная карьера / А.С. Гусева, В. А. Иглин, Б.В. Лытов и др.; под общ. ред. Е.В. Охотского. М.: Экономика, 1998. 302 с.

3. Макеев В.В. Политическая карьера: дис. ... канд. социол. наук / В.В. Макеев. М., 2000. 420 с.

4. Круглов Д. С. Карьера стратегического руководителя: дис. . социол. наук / Д.С. Круглов. Саратов, 2000. 209 с.

5. http://www.proconsul-erg.ru/elita-way-career.html /посещение ресурса 18.05.2008

6. Арабей Е.Ю. Карьерные ценности современной молодежи / Е.Ю. Арабей // Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы: тез. докл. и выступл. на II Всерос. социологическом конгрессе. М.: Альфа-М, 2003. С. 74-75.

7. Писаревская О.И. Карьера для поколения NEXT. Карьерный портфель: новые возможности / О.И. Писаревская // Туризм: право и экономика. 2006. № 3. С. 20-29.

8. Могилевкин Е. Портфолио карьерного продвижения как современная технология планирования и развития карьеры выпускников вузов / Е. Могилевкин // Управление персоналом. 2006. № 5. С. 26-29.

9. Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона / С.Н. Паркинсон. М.: АСТ, 2004.

474 с.

10. Паркинсон С.Н. Бизнес - это люди / С.Н. Паркинсон. М.: Мирт, 1995. 223 с.

11. Слепухин А.Ю. Высшее образование в условиях глобализации: проблемы, противоречия, тенденции / А.Ю. Слепухин. М.: Форум, 2004. 408 с.

12. Проблемы рынка образовательных услуг и спрос на выпускников учреждений профессионального образования / П.В. Романов, А.Ю. Слепухин, В.А. Карпец и др.; под ред. М.Э. Елютиной, В.Н. Ярской. Саратов: СГТУ, 2004. 132 с.

Керими Кира Мухамедовна -

аспирант кафедры

«Менеджмент туристического бизнеса» Саратовского государственного технического университета

Kerimi Kira Mukhamedovna -

Graduate Student of the Department of «Management of the tourism business» of Saratov State Technical University

Статья поступила в редакцию 25.06.08, принята к опубликованию 05.09.08

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.