Научная статья на тему '«Капитанская дочка» А. С. Пушкина: семантика заглавия'

«Капитанская дочка» А. С. Пушкина: семантика заглавия Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
4952
480
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЮЖЕТ / МОТИВ / ОБРАЗ / ГРИНЁВ / ПУГАЧЁВ / PLOT / MOTIVE / IMAGE / GRINYOV / PUGACHEV

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Баталова Тамара Павловна

Статья раскрывает своеобразие поэтики «Капитанской дочки» А.С. Пушкина. Автор анализирует сюжет повести, мотивы, систему образов, архитектонику произведения; на этой основе раскрывается смысл его заглавия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with specificity of the poetic A.S. Pushkins «The Captains Daughter». The author analyses their plot, motives, the system of images, and the structure of the work. The sense of the title is revealed on this basis.

Текст научной работы на тему ««Капитанская дочка» А. С. Пушкина: семантика заглавия»

Landau смешны для Толстого так же, как черный рак для Тургенева.

Разговор об условиях труда в России, начатый у Свияжского, напоминает черты различных разговоров из «Дыма». Здесь еще сомневающийся Левин похож на «строителя» Литвинова, а Свияжский уходит в крайность Потугина, с которым в дошедшей до абсурдного предела европеизации России и утверждении цивилизации уже не сходится сам Тургенев. На предложение Левина о собственном поиске Свияжский отвечает знаменательной фразой: «Потому что это все равно, что придумывать вновь приемы для постройки железных дорог. Они готовы, придуманы» [6, т. 18, с. 352]. Свияжский - не строитель, человек чужого результата, соотносимый с образом Ворошилова из «Дыма».

Диалог Литвинова и Потугина в «Дыме» больше походит на монолог последнего. Литвинов знаком с европейской цивилизацией, но он еще не хозяин, он не может противопоставить словам Потугина что-то реальное. А Левин может. «Помещики жалуются, а зерносушилок все нет как нет», - произносит Потугин [7, с. 327]. Он утверждает, что русский помещик не в состоянии сделать зерносушилку Литвинов, разумеется, еще не пробовал. Теперь посмотрим на хозяина Константина Левина: «Новая сушилка была выстроена и частью придумана Левиным» [6, т. 18, с. 100].

Таким образом, роман И.С. Тургенева «Дым», соотносимый более с одной из противопоставленных друг другу линий романа Л.Н. Тол-

стого «Анна Каренина», благодаря тонко продуманной автором системе внутренних «сцеплений» и особому сюжетно-композиционному единству, способствовал возникновению романа «Анна Каренина», в котором новации Тургенева были обработаны в рамках толстовской концепции. «Дым» - это, говоря толстовским языком, отраженная жизнь, уловив строение которой автор «Анны Карениной» создал свою миропо-добную структуру.

Библиографический список

1. Бялый Г.А. Русский реализм. От Тургенева к Чехову - Л.: Сов. писатель, 1990. - 640 с.

2. Гусев Н.Н. Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии с 1870 по 1881 год. - М.: АН СССР, 1963. - 695 с.

3. Лебедев Ю.В. Жизнь Тургенева. Всеведущее одиночество гения. - М.: Центрполиграф, 2006. - 607с.

4. МуратовА.Б. И.С. Тургенев после «Отцов и детей». - Л.: ЛГУ, 1972. - 144с.

5. Петров С.М. И.С. Тургенев: Творческий путь. - М.: Хуц. лит., 1979. - 542 с.

6. ТолстойЛ.Н. Полн. собр. соч.: В 90 тт. - М.: Худ. лит., 1928-1958.

7. Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем: В 30 тт. Т. 7. - М.: Наука, 1981. - 560 с.

8. Цейтлин А.Г. Мастерство Тургенева-рома-ниста. - М.: Сов. писатель, 1958. - 435 с.

9. Чичерин А.В. Возникновение романа-эпопеи. - М.: Сов. писатель, 1975. - 376 с.

УДК 821.161

Баталова Тамара Павловна

кандидат филологических наук Коломенский государственный педагогический институт

E-litkaf@golutvin. ru

«КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» А.С. ПУШКИНА: СЕМАНТИКА ЗАГЛАВИЯ

Статья раскрывает своеобразие поэтики «Капитанской дочки» А.С. Пушкина. Автор анализирует сюжет повести, мотивы, систему образов, архитектонику произведения; на этой основе раскрывается смысл его заглавия.

Ключевые слова: сюжет, мотив, образ, Гринёв, Пугачёв.

В пушкиноведении отмечается «неоднозначность» заглавия «Капитанская дочка», его «открытый и скрытый смысл» [2, с. 120]. В этом плане обратим внимание на то, что заглавие и эпиграф повести выражают личностные мотивы. С ними связано и своеобразие жанра - «записки Петра Андреевича Гринё-

ва». При изображении событий здесь акцентируются личностные характеристики героев.

Авторская интенция проявляется и в «пророческом» сне Гринёва. Эта ситуация как «каноническая» (термин Г.В. Краснова [3]) многозначна. Возникающий в ней мотив - отстаивание чести в жестоких обстоятельствах - становится в повес-

ти сюжетообразующим. Конфликт Петруши с Мужиком с чёрной бородой, машущим топором во все стороны, наполняя комнату мёртвыми телами и кровавыми лужами, и при этом зовущим подойти под его благословение, реализуется в драматизм встреч Петра Андреича с Пугачёвым.

Противоположность героев выражена и через «удвоение» имени Пётр. (Это своеобразная поэтика повторов. Проявляющийся в ней принцип зеркальной симметрии - меры гармонии мира - характерен для пушкинских произведений различных жанров [ср.: 7].) Имена и отчества Гринёва и его отца отсылают к христианским преданиям [ср.: 4]; присвоенное Предводителем мятежников имя Петр III - к первому российскому императору. Таким образом, можно предположить, что, выбирая в герои повести Самозванца и именуя Гринёвых, Пушкин вводит противопоставление Христианского мотива, с его человеколюбием, Петровскому.

Этот вывод может быть подтверждён и тем, что, изучая исторические материалы о Петре I, писатель отмечает противоречивость характера монарха, проявившуюся, в частности, в его законотворчестве. «Достойна удивления, - разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами. Первые суть плод ума обширного, исполненного добродетель-ства и мудрости; вторые нередко жестоки. Своенравны и, кажется, писаны кнутом. Первые были для вечности, или по крайней мере для будущего; вторые вырвались у нетерпеливого самовластного помещика (курсив Пушкина. - Т. Б.)» [5, Х, с. 221]. Очевидно, к указам второго рода относятся пушкинские комментарии: «варварство», «жестокий», «самый жестокий из всех».

Думается, эти впечатления и воплотились в образе Самозванца. Видимо, объявляя себя Государем, Пугачёв получает (по тогдашним понятиям) и право на жестокость, укрепившуюся в России со времён Петра Великого.

Итак, зло - от человека, добродетель - Божественна. Соотношение этих мотивов можно понимать и в историософском смысле. «Для судеб истории, по Пушкину, в высшей степени важно, с добрыми или злыми побуждениями вступает человек в историческое действие, бесконечно важен акт личного выбора» [1, с. 48]. В «Капитанской дочке» Пушкин показывает и взаимовлияние добра и зла. Эти мотивы и формируют систему образов.

При создании образа Пугачёва - лица исторического - писатель опирается на архивные документы о пугачёвщине. Заметим, что в них акцентируются объективные причины мятежа, роль его предводителя - редуцируется.

«Пугачёв не был самовластен, - пишет Пушкин, изучая их. - Яицкие казаки, зачинщики бунта, управляли действиями прошлеца, не имевшего другого достоинства, кроме некоторых военных познаний и дерзости необыкновенной. Он ничего не предпринимал без их согласия; они же часто действовали без его ведома, а иногда и вопреки его воле» [5, IX, с. 27]. А далее цитируются из письма Бибикова Фонвизину «следующие замечательные строки»: «Пугачёв не что иное как чучело, которым играют воры, яицкие казаки: не Пугачёв важен; важно общее негодование» [5, IX, с. 44].

Не вступая в противоречие с этими положениями, но создавая художественный образ, Пушкин выделяет его личностные черты. В пределах «дерзости необыкновенной» Пугачёв наделяется свободой выбора: он милует Гринёва. Принципы равенства в стане бунтовщиков при этом не нарушаются. Так, на «пиру» в Белогорской крепости все «сидели в шапках <...> Все обходились между собой как товарищи и не оказывали никакого особенного предпочтения своему предводителю» [5, VIII, с. 330].

В Бердской, «мятежной слободе», Пугачёв, настаивая на помиловании Гринёва перед своими «енералами», воспользовался ссорой между Хлопушей и Белобородовым и, утихомиривая их, снимая напряжение, перенес решение судьбы пленённого офицера на «завтра». А на следующий день в Белогорской крепости он отпускает и Гринёва, и Марью Ивановну. Пользуясь своим положением, самозванец приговаривает: «Казнить так казнить, миловать так миловать».

Сюжетная роль «милости» Пугачёва неоднозначна. В фабуле же повести - это случайное происшествие и на фоне убийств и разбоя не умаляет жестокосердия предводителя мятежа.

В народных легендах, вероятно, эта черта злодея педалируется рассказами о его смелости и весёлости: «Старые люди ещё рассказывают о его смелых ответах на вопросы приезжих господ. Во всю дорогу (на суд. - Т.Б.) он был весел и спокоен. <...> Рассказывают, что многие женщины падали в обморок от его огненного взора и грозного голоса» [5, IX, с. 79].

И в «Записках» уже в «пророческом сне» весёлость Мужика с чёрной бородой контрастирует с его ужасающими действиями. И далее нередки комментарии автора о подобном настроении Пугачева. См., например: «Пугачёв смотрел на меня пристально, изредка прищуривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и с такою непритворной весёлостью, что и я, глядя на него, стал смеяться, сам не зная чему» [5, VIII, с. 331]; «“Ась, ваше благородие! - сказал он мне подмигивая. - Фельдмаршал мой, кажется, говорит дело. Как ты думаешь?”» [5, VIII, с. 348]; «Пугачёв весело со мною поздоровался и велел мне садиться с ним в кибитку» [5, VIII, с. 351].

Значимы в «Капитанской дочке» и упоминания о глазах бунтовщика. При знакомстве с ним Гринёв замечает сверкание его глаз: «Я взглянул на полати и увидел чёрную бороду и два сверкающих глаза. <...> живые большие глаза так и бегали...» [5, VIII, с. 290].

По мере усиления драматизма судьбы Марьи Ивановны, при требовании «окаянного» «показать» ему её, больную, глаза мятежника воспринимаются Акулиной Памфиловной как «ястребиные»: «“...И ведь пошёл окаянный за перегородку; как ты думаешь! ведь отдёрнул занавес, взглянул ястребиными своими глазами”» [5, VIII, с. 328].

«Сверкание глаз» - характерная черта портрета и товарищей Пугачёва. Так, например, «серые сверкающие глаза» у Хлопуши [5, VIII, с. 347].

Итак, не нарушая данных исторических документов, в «Капитанской дочке» выведены такие личностные черты самозванца, которые дают возможность воспринимать его как персонифицированную жестокость.

Интерес Пушкина к проблеме личности виден и в том, что, изучая историю пугачёвщины, он рассматривает в ней роль командиров. «Так кончился мятеж, - заключает он «Историю Пугачёва», - начатый горстию непослушных казаков, усилившийся по непростительному нерадению начальства.» [5, К, с. 80].

В противоположность «нерадивому», т. е. бесчестному, начальству писатель выделяет в характеристиках героев этой эпопеи, - таких как А.И. Бибиков и И.И. Михельсон, - отличающие их черты, - ум, благородство, честность, твёрдость и благоразумную кротость. Так, «Александр Ильич Бибиков принадлежит к числу замечательнейших лиц Екатерининских времён, столь богатых

людьми знаменитыми» [5, IX, с. 32]. Умный и искусный военачальник, он обладал «твёрдостию и благоразумною кротостию» [5, IX, с. 32]. И.И.Михельсон - «старый заслуженный воин, проведший всю жизнь на поле чести и умерший главнокомандующим русскими войсками» [5, IX, с. 67].

Итак, «нерадивость», т.е. бесчестие военачальников усиливает зло, а «благородство», «твёрдость и благоразумная кротость», «честность» побеждают его.

В «Капитанской дочке» эти черты - как основа добродетели - укрощают жестокость. Данная проблема актуализируется во взаимоотношениях героев, и прежде всего - Гринёва и Пугачёва. Своеобразный пролог этого - встреча на постоялом дворе. (Заметим, что уже здесь сословные правила пренебрегаются в пользу общечеловеческих.) «Что, брат, прозяб?» - обращается к Вожатому Гринёв и «подносит ему чашку чаю» и приказывает подать стакан вина [5, VIII, с. 290]. Символом человеколюбия и чувства чести становятся подаренный Петрушей Вожатому, вопреки возражениям Савельича, «заячий тулуп» и «стакан вина»: «Мне было досадно, однако ж, что не могу отблагодарить человека, выручившего меня если не из беды, то по крайней мере из очень неприятного положения» [5, VIII, с. 291].

Слитность дворянской чести и человеколюбия в поступке Гринёва, очевидно, и пробудила в душе предводителя мятежников ответную «добродетель». Видимо, и полушутливое, полуироничное обращение «Ваше благородие» свидетельствует и о признании Пугачёвым благородства в «добродетели» Гринёва. Таким образом, уже в первой встрече героев христианское чувство столкнулось с ещё скрытой пока жестокостью.

Противопоставление Xристианского и Петровского мотивов - гуманизма и жестокости -проявляется через «соседство» (термин М.А. Рыбниковой [6]) сцен при захвате бунтовщиками Белогорской крепости. С одной стороны - «Пугачёв <... > махнул белым платком. Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к виселице. На её перекладине очутился верхом изувеченный башкирец (у него от пыток не было ни ушей, ни носа, ни бороды, ни языка. -Т.Б.), которого допрашивали мы накануне. Он держал в руке верёвку, и через минуту увидел я бедного Ивана Кузмича вздёрнутого на воздух» [5, VIII, с. 324]. И в то же время самозванец

милует Петра Андреича, публично отказавшегося целовать его руку: «Ты крепко передо мною виноват,<. ..> но я помиловал тебя за твою добродетель» [5, VIII, с. 332].

Итак, жестокость, обусловленная государственными порядками (в частности, пытками), порождает ещё большую жестокость; «добродетель» - укрощает жестокосердие.

Далее ситуации, близкие рассмотренным, разъединены в пространстве и времени. Но они также взаимосвязаны по смыслу, их мотивы усиливаются, их драматизм возрастает.

Образ «изувеченного башкирца» как бы умножен в картине, увиденной Гринёвым под Оренбургом: «Приближаясь к Оренбургу, увидели мы толпу колодников с обритыми головами, с лицами, обезображенными щипцами палача. Они работали около укреплений под надзором гарнизонных инвалидов» [5, VIII, с. 338]. Сравнение «колодников» с «изувеченным башкирцем» как бы предсказывает их действия при захвате города пугачёвцами. С другой стороны, сопоставление этого возможного случая с надёжностью караула, охраняющего «мятежную слободу», показывает и слабость, и силу воюющих сторон.

Таким образом, сама архитектоника пушкинского произведения семантична.

Через сопоставление ситуаций усиливается и мотив «добродетели».

В сценах в Бердской слободе судьба Гринёва обсуждается уже на импровизированном военном совете. Решение о его помиловании принимает Военный Предводитель. Так, казалось бы, бытовые, незначительные, детали - «заячий тулуп» и «стакан вина» - поднимаются - латентно - на уровень государственной политики. Вместе с тем сцена поездки Петра Андреича с Пугачёвым в одной кибитке как бы уравнивает степень их общественной значимости. Это подтверждает и доверительная беседа героев, и помощь Пугачёва в освобождении Марьи Ивановны из швабринского плена, и поклон Пугачёва Гринёву в последнюю минуту своей жизни. Думается, что здесь Пушкин проводит мысль о том, что для преодоления общественного зла необходимо, чтобы монарх, в противоположность Петру Великому, отказался от права на жестокость и стал гарантом добродетели.

Так противопоставление «добродетели» и жестокости - Христианского и Петровского мотивов - выражено здесь через противоречие пер-

сонажей. Оно символизирует кризисную ситуацию в жизни России. Интересно здесь напомнить обращение Петра Андреевича к понимающему его читателю: «Молодой человек! если записки мои попадутся в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов без всяких насильственных потрясений» [5, VIII, с. 318-319].

Очевидно, художественным воплощением неприятия жестокости, насилия и безнравственности в повести является образ Марьи Ивановны. «Бедная сирота Маша Миронова - факт самой фабулы повести, связывающий “нить истинного происшествия” с “вымыслами романическими”» [2, с. 120].

Образ Капитанской дочки связывает сюжетные линии всех героев произведения. Маша Миронова становится центром ряда коллизий - поединка Гринёва со Швабриным, возвращения Петра Анд-реича в захваченную пугачёвцами Белогорскую крепость, а следовательно, и его ареста. Благодаря этому происходит движение сюжета.

Взаимоотношения Петра Гринёва и Марьи Ивановны значимы: они усиливают лейтмотив произведения - необходимость человеколюбия как основы общественной и государственной жизни в противоположность жестокости.

Осмысляя заглавие повести, заметим ещё один повтор: «из солдатских детей» и «капитанская дочка». По своему социальному происхождению Марья Ивановна противостоит Ивану Кузмичу. И в то же время их родство - выражение преемственности «простоты», совершенной «честности и доброты»: «Иван Кузмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый» [5, VIII, с. 299].

Упоминание о забытом его «дипломе офицерском за стеклом и в рамке» в комендантском доме, где теперь хозяйничал Швабрин, противопоставляет судьбы «человека простого» и дворянина «хорошей фамилии и имеющего состояние», честь и бесчестие.

Маша Миронова, казалось бы, в противоположность своему происхождению и жизни в военной крепости, не приемлет насилия, символом которого для неё, вероятно, является стрельба из ружья и пушки. «Смела ли Маша? - ответила её мать. - Нет, Маша трусиха. До сих пор не может слышать выстрела из ружья: так и затрепещется. А как тому два года Иван Кузмич выдумал в мои

именины палить из нашей пушки, так она, моя голубушка, чуть со страха на тот свет не отправилась. С тех пор уж и не палим из проклятой пушки» [5, VIII, с. 298]. При Марье Ивановне не решаются пытать пленного башкирца: «- Постой, Иван Кузмич, - сказала комендантша, вставая с места. - Дай уведу Машу куда-нибудь из дому; а то услышит крик, перепугается» [5, VIII, с. 317]. Однако «трусости» Маши противоречит тот факт, что во время «приступа» она оставалась на крепостном валу, пока комендант не приказал ей уйти.

О неприятии ею насилия говорит и её встреча с Пугачёвым: «Марья Ивановна быстро взглянула на него и догадалась, что перед ней убийца её родителей. Она закрыла лицо обеими руками и упала без чувств» [5, VIII, с. 356].

Очевидно, образом Марьи Ивановны автор стремился показать связь отрицания насилия и свободолюбия. Примером этому служит заявление героини при освобождении её из швабрин-ского плена: «Я никогда не буду его женой <... > Я лучше решилась умереть и умру, если меня не избавят» [5, VIII, с. 355].

Xристианскую кротость Маши Мироновой характеризует, с одной стороны, её отказ венчаться с Петром Андреичем без благословения его родителей, с другой - согласие ехать в деревню Гринёвых, зная о «нерасположении» к ней Андрея Петровича.

В то же время заметим, что автор «ограничивает» образ своей заглавной героини её личностными качествами. Благодаря этому Капитанская дочка становится символом нравственности.

Свою завершённость образ Марьи Ивановны получает в своеобразном эпилоге. Он важен и своей сюжетно-композиционной функцией, и своей семантикой. Благодаря тому что Пётр Андреевич передаёт слово семейному преданию, с одной стороны, сюжет «Записок» Петра Анд-

реавча завершён. С другой - художественное пространство как бы высвобождается для действий Капитанской дочки.

Заметим здесь, что сцена беседы Маши Мироновой с императрицей на садовой скамейке перекликается с поездкой в одной кибитке Гринёва и Пугачёва. То есть, благодаря этому «сближению», жизненная позиция Капитанской дочки - её высокая нравственность - становится государственно значимой. Признание императрицей под её влиянием невиновности Петра Андре-ича показывает, что законотворчество монарха должно основываться на добродетели, что мерой правоты поступка должна быть нравственность его мотивов. Таков смысл заглавия повести в общественном отношении. На бытовом уровне -Капитанская дочка отстояла в жестоких обстоятельствах честь и свою, и своей семьи, и старинного дворянского рода Гринёвых.

Библиографический список

1. Грехнёв В. А. Пушкин и философия случая // Болдинские чтения. - Нижний Новгород, 1993. - С. 39-48.

2. КрасновГ.В. Болдино. Пушкинские сюжеты. - Нижний Новгород, 2004.

3. Краснов Г.В. Сюжеты русской классической литературы. - Коломна, 2001. - С. 33-41.

4. Осповат А. Именование героев «Капитанской дочки» // Лотмановский сборник. Т. 3. - М.: О.Г.И., 2004. - С. 265-269.

5. ПушкинА.С. Полн. собр.соч.: В Х!Х т. - М., 1997-2000.

6. Рыбникова М.А. По вопросам композиции. - М., 1924.

7. Тамарченко Н.Д. «Капитанская дочка» Пушкина и судьбы исторического романа в России // Болдинские чтения. - Нижний Новгород, 1999. -С. 92-102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.