Научная статья на тему 'Камералистские и "полицейские" идеи И. Т. Посошкова о благоустройстве "земли русской"'

Камералистские и "полицейские" идеи И. Т. Посошкова о благоустройстве "земли русской" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
567
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ / ВЕЩЕСТВЕННОЕ И НЕВЕЩЕСТВЕННОЕ БОГАТСТВО / КАМЕРАЛИСТИКА / ПОЛИЦЕЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО / HISTORY OF ECONOMIC THOUGHT / MATERIAL AND NON-MATERIAL WEALTH / CAMERALISTICS / POLICE STATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дятел Евгений Петрович, Гатина Эльмира Ринатовна

В статье рассматриваются взгляды И. Т. Посошкова как отражение экономического мировоззрения жителей российского государства начала XVIII века. Проводится сравнение этих взглядов с возникшими в Западной Европе парадигмами экономико-правового и управленческого мышления камералистикой и концепцией полицейского государства. Камералистика как наука об управлении государственным хозяйством была связана c камеральным (без применения метода двойной записи) счетоводством, когда учет осуществлялся через объем услуг, предоставляемых трудом, землей или «капиталом» (совокупностью создаваемых человеком экономических благ). В концепции полицейского государства исходным пунктом анализа выступал человек как член сообщества (государства), умеющий соблюдать правила общежития и законы, грамотно хозяйствовать. Определить нормы поведения такого человека и условия, способствующие достижению этой цели, вот задача, которую ставил перед собой И. Т. Посошков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cameralistic and “Police” Ideas of I. Pososhkov about “Russian Land” Accomplishment

The paper presents I. T. Pososhkov’s views as a reflection of XVIII century Russian state residents’ economical mindset. There is a comparison between these views and the paradigms of economical, legal and managerial thinking which emerged in Western Europe cameralistics and the conception of police state. Cameralistics as a science related to government household was connected with cameral accounting (without double entry method), when account was maintained through a services volume given by labor, land or “fund” (human-produced economic goods complex). According to the conception of police state, a person in his social determination is an analysis benchmark. He is a community (government) member that is able to observe social behavior rules and the laws, to keep house correctly. A goal set by Pososhkov is to describe behavior norms of such a person and conditions which help to solve this purpose.

Текст научной работы на тему «Камералистские и "полицейские" идеи И. Т. Посошкова о благоустройстве "земли русской"»

www.hjournal.ru

КАМЕРАЛИСТСКИЕ И «ПОЛИЦЕЙСКИЕ» ИДЕИ И. Т. ПОСОШКОВА О БЛАГОУСТРОЙСТВЕ «ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

ДЯТЕЛ ЕВГЕНИЙ ПЕТРОВИЧ,

.заведующий кафедрой экономической теории и экономической политики

Уральского федерального университета (ФГАОУВПО «УрФУ имени первого Президента России Б. Н. Ельцина),

e-mail: dytelevgeny@rambler.ru;

ГАТИНА ЭЛЬМИРА РИНАТОВНА,

студент

Высшей школы экономики и менеджмента УрФУ,

e-mail: egatinie@gmail.com

В статье рассматриваются взгляды И. Т. Посошкова как отражение экономического мировоззрения жителей российского государства начала XVIII века. Проводится сравнение этих взглядов с возникшими в Западной Европе парадигмами экономико-правового и управленческого мышления камералистикой и концепцией полицейского государства. Камералистика как наука об управлении государственным хозяйством была связана c камеральным (без применения метода двойной записи) счетоводством, когда учет осуществлялся через объем услуг, предоставляемых трудом, землей или «капиталом» (совокупностью создаваемых человеком экономических благ). В концепции полицейского государства исходным пунктом анализа выступал человек как член сообщества (государства), умеющий соблюдать правила общежития и законы, грамотно хозяйствовать. Определить нормы поведения такого человека и условия, способствующие достижению этой цели, - вот задача, которую ставил перед собой И. Т. Посошков.

Ключевые слова: история экономической мысли; вещественное и невещественное богатство; камералистика; полицейское государство.

CAMERALISTIC AND "POLICE" IDEAS OF I. POSOSHKOV ABOUT "RUSSIAN LAND" ACCOMPLISHMENT

DYTEL EVGENY, P.,

Head of the Department "Economic Theory and Economic Policy", Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin,

e-mail: dytelevgeny@rambler.ru

GATINA ELMIRA, R.,

Student,

Graduate School of Economics and Management - Ural Federal University,

e-mail: egatinie@gmail.com

The paper presents I. T. Pososhkov's views as a reflection of XVIII century Russian state residents' economical mindset. There is a comparison between these views and the paradigms of economical, legal and managerial thinking which emerged in Western Europe - cameralistics and the conception of police state. Cameralistics as a science related to government household was connected with cameral accounting (without double entry method), when account was maintained through a services volume given by labor,

© Дятел Е. П., Гатина Э. Р., 2014

■н о см

со

5 О

пз ш

о <

ф <

о о

X

X

<

ПЗ

о х

s

<

пз х

ф ш

ш <

о

I— 3 Ь; I—

ш

о <

СП 3

о

land or "fund" (human-produced economic goods complex). According to the conception of police state, a person in his social determination is an analysis benchmark. He is a community (government) member that is able to observe social behavior rules and the laws, to keep house correctly. A goal set by Pososhkov is to describe behavior norms of such a person and conditions which help to solve this purpose.

Keywords: history of economic thought; material and non-material wealth; cameralistics; police state.

JEL: B31.

о

Становление императорской Руси в эпоху Петра I требовало решения большого числа задач, начиная с определения и достижения естественных границ государства, его землеустройства и заканчивая вопросами управления народным хозяйством огромной страны. Практические задачи предполагали их теоретическое осмысление, за которым следует выработка определенных рекомендаций. Одним из тех, кто взял на себя этот нелегкий труд, был Иван Тихонович Посошков.

И. Т. Посошкову и его литературным произведениям посвящено немало работ. После многих глубоких и детальных исследований (например, обзора Н. П.

Павлова-Сильванского (Павлов-Сильванский, 2009), на который опираются ^

авторы1), казалось бы, мало что можно добавить в осмыслении его вклада в о

становление экономической мысли в Российском государстве. Зачем же наши ^

современники обращаются к И. Т. Посошкову: из любознательности, из стремления ^

уточнить какие-то детали, в порядке изучения истории экономической учений, или ф по другой причине?

Достижение переднего края науки является необходимым условием

получения новых результатов независимо от того, какой аналитический аппарат ®

используется ученым, каких взглядов он придерживается, в какой стране живет и ^

какими языками владеет. Однако чтобы это требование не было формальным, 1

необходимо глубокое изучение истории вопроса. Наука как единое целое существует ^ не только в пространстве, но и во времени. Анализ истории науки выявляет

<

упущенные возможности и неиспользованные открытия. о

Еще более важно определение долговременных тенденций общественного

развития и научного познания, выраженных в принципе совпадения логического и ^

исторического. К. Маркс проиллюстрировал его образным выражением: «Анатомия <

человека — ключ к анатомии обезьяны». Далее он отмечал: «Намеки же на более ^

г- °

высокое у низших видов животных могут быть поняты только в том случае, если само это более высокое уже известно» (Маркс и Энгельс. Т. 46. Ч. 1. С. 42). Сделаем р? еще один шаг, признаем, что еще не проявившееся системное качество может о генерировать становление «целого», под которым мы понимаем не только (не ^ столько) анатомию человеческого организма, сколько социально-экономическое ^ устройство общества. В этом утверждении нет ничего особенно нового, поскольку речь идет о процессах самоорганизации в живой и неживой природе. Проблемным окажется применение этого положения к данному конкретному случаю. Неужели И. £2 Т. Посошков мог сформулировать некие положения, актуальные с точки зрения о современных управленческой и экономической наук? ¡^ Отдавая должное этому выдающемуся человеку, напомним читателю ^ основные факты его жизни. Посошков Иван Тихонович родился под Москвой в 1652 ^ или 1653 г., умер 1 февраля 1726 г. в Петербурге. Село, где он родился, состояло в р ведении Оружейной Палаты, жившие в нем крестьяне работали в различных Ь; мастерских Государева двора. Этим путем, по-видимому, Посошков и приобрел свои ш разнообразные технические познания — по иконописи, гравированию и черчению, __о

1 Николай Павлович Павлов-Сильванский (1869-1908) относится к числу классиков российской экономической науки, <

поэтому его наблюдения по поводу работ Ивана Посошкова сохраняют актуальность и в наши дни, спустя более 100 ^

лет. Многие цитаты из «Книги о скудости и богатстве» в данной статье даны по работе Н. П. Павлова-Сильванского из з

«Большой биографической энциклопедии». О

оружейному делу и в особенности по столярному ремеслу, чеканке денег и винокуренному производству. В «Книге о скудости и богатстве» Посошков рассказывает, в частности, что в 1700 г., когда Петр I повелел делать круглые медные деньги, и «никто из русских людей, ни из иноземцев не сыскался такой человек, чтобы те инструменты к такому делу состроить», тогда Посошков взял эту работу на себя и «все то денежное дело установил». Правда, в своей практической предпринимательской деятельности Посошков не имел особенного успеха, хотя был искусным техником, умным, предприимчивым человеком и бережливым хозяином. После ряда неудач лишь под конец жизни он после долговременной усердной работы приобрел некоторый достаток.

Неуспех его практической деятельности, видимо, обусловливался тем, что умственные его интересы часто перевешивали заботу о материальном достатке. «От юности своей — искренно говорит он — был таков: лучше ми какову пакость на себя нанести, нежели видя что неполезно молчати». Не имея сил умолчать, исполненный «презельной горячести» к общему благу, он пишет ряд докладных записок (проектов) и три обширных полемических сочинения; пишет к ущербу для своих дел, «иногда и нужду свою домовную презрев».

И. Т. Посошков — отчаянный правдоискатель. Он считает, что все должно ^ быть сделано правильно. Не разбирая детально источники его вдохновений,

0 упомянем лишь, что на первом месте стоит священное писание (вернее предание, ^ каковым является Новый завет), на втором — государева воля и интересы государя

(царя), на третьем — здравый смысл, объединяющий жизненный опыт и ф практическую смекалку.

5 Главный результат его размышлений — «Книга о скудости и богатстве, сие

° есть изъявление, от чего приключается напрасная скудость и от чего гобзивитое ® богатство умножается» — была закончена 24-го февраля 1724 г. В общих чертах эта книга обсуждает два основных предмета:

1 1) всенародное обогащение, составляющее истинное царственное богатство, а § в связи с этим и пополнение царской казны (царский интерес), и

ф 2) истребление всякой неправды и неисправностей.

Эти два предмета, «богатство» и «правду», Посошков сознательно объединяет под общим заглавием («Книга о скудости и богатстве»), так как в «истинной правде» он видит «невещественное богатство» и находит, что «без насаждения правды» нельзя «народ весь обогатить» (Посошков, 1951. С. 1-3). Основным источником возрастания богатства, по его мнению, является «истинная правда». =§■ Приведем примеры, как этот ресурс используется и как он не используется

(в России), и что надо делать по разумению И. Т. Посошкова: «В немецких землях, о — говорит он, — вельми людей берегут, а наипаче купецких людей: и того ради у ^ них купеческие люди и богаты зело. А наши судьи нимало людей не берегут, и тем го небрежением все царство в скудость приводят». И пока не устроится в России ^ прямое правосудие, то «никакими мерами от обид богатым нам быть, яко и в прочих о- землях, невозможно, такожде и славы добрые нам не нажить: понеже все пакости и ш непостоянство в нас чинится от неправого суда и от нездравого рассуждения и от о нерассмотрительного правления и разбоев... И крестьяне, оставя свои домы, бегут от ¡^ неправды, и российская земля во многих местах запустела, и все от неправды и от ^ нездравого и от неправого рассуждения». Ввиду этого «правосудное установление — ^ самое есть дело высокое», «паче всех художеств, на свете сущих». С традиционными Р1 оговорками о своей мизерности и простоте, Посошков дает подробную инструкцию Ь судье, в особенности настаивая на том, чтобы он был нравственным и ш богобоязненным человеком. Нравственное увещание следует поддерживать угрозой — великих штрафов и жестоких казней: «невозможно правому суду установитися, аще о сто, другое судей не падет: понеже у нас на Руси неправда весьма застарела... «. < Жестокими казнями надо вывести также и лжесвидетельство на суде: сс лжесвидетелям отсекать голову и на колы ставить при входе в канцелярию «и о колико лжесвидетелей ни явится, всех рядом головы на коле тыкать».

Теперь попробуем ответить на вопрос: принадлежит ли И. Т. Посошков по своему мировоззрению к одному из известных нам течений экономической мысли?

Воспользуемся таблицей (см. табл. 1), в которой известный современный историк-популяризатор В. Р. Мединский сопоставляет основные черты экономического мировоззрения Ивана Посошкова и Адама Смита (Мединский, 2010. С. 45). По этой таблице хорошо видно их коренное различие, совпадающее с водоразделом между нормативным и позитивным подходом к экономической науке2.

Это не значит, что Адам Смит, автор «Теории нравственных чувств», недооценивал роль моральных, правовых и иных норм человеческого общежития. Но для Смита эти нормы были моральной максимой преследующего свои цели эгоистического индивида3 (позже он был назван homo economicus). Такой индивид был продуктом длительного исторического развития рыночной экономики, сложившейся в условиях западноевропейской цивилизации. В России нового времени (отчасти даже в наши дни) такой индивид не считался социальной нормой.

Таблица 1

Основные черты экономического мировоззрения И. Т. Посошкова и А. Смита

(по В. Р. Мединскому)

Анализируемые проблемы Иван Посошков (1652/1653 - 1726) Адам Смит (1723-1790)

Место экономики в жизни общества Экономика подчиняется законам нравственности и интересам людей Экономика сама определяет все стороны жизни общества

Роль государства Государство определяет параметры экономической жизни Государство должно максимально устраниться из экономической жизни

Взаимоотношения участников экономической жизни Партнерские отношения жителей «общего дома» Эгоистические (каждый преследует личный интерес)

Цель экономической жизни Удовлетворение потребностей людей и государства Личное обогащение

Смысл обогащения Служить Вере и Правде Показать свое личное избранничество

Источник богатства Совместный труд Следование личным (эгоистическим) интересам

Причина бедности Нарушение нравственных законов Леность и глупость людей

Долг богатых Служить обществу Отсутствует

Обращение с бедными Научить их зарабатывать Изгнать их из общества (или рынок все равно их изгонит)

Чтобы найти в Европе XVIII века аналоги взглядам И. Т. Посошкова, надо обратить внимание не на классическую политэкономию, а на совсем другие, более прикладные направления экономической мысли того времени.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цивилизация, можно сказать, складывается там, где возникает потребность и необходимость арбитража, примиряющего различные, нередко противоположные интересы. Арбитром становится лицо, которому доверено вершить «справедливый

2 Нормативный подход означает, что наука не просто описывает изучаемые явления (как при дескриптивном, описательном подходе), а выдвигает рекомендации: как должна быть устроена и как должна действовать изучаемая система. Разумеется, для этого необходимо, чтобы система сама по природе была нормативной, т.е. воспринимающей управляющие воздействия. Иными словами, нормативный подход формирует менеджериальную (управленческую) экономику.

3 Сошлемся в этой связи на известный афоризм Ларошфуко: «То, что мы принимаем за добродетель, нередко оказывается сочетанием корыстных желаний и поступков, искусно подобранных судьбой или нашей собственной хитростью».

■Н О СМ

СО

S О

х

пз m

о <

ф <

о о s X -О X

<

пз х О s

=1

fr

< пз

X

g

со ш

со <

о

I— 3 h; I—

со

LI-

о <

СП 3

о

суд»4. В роли кодекса, регулирующего взаимоотношения людей, выступают религиозные, обычные, гражданско-правовые и иные нормы. Для решения спорного вопроса нужна информация, которая опирается на учет имущества, человеческого труда, в целом человеческой деятельности. И здесь мы должны признать, что едва ли главной чертой экономических размышлений И. Т. Посошкова является необходимость учета вещественного и невещественного богатства и определение путей его правильного использования. В этом смысле он камералист, и в этом его принципиальное отличие от экономистов как представителей позитивной экономической науки.

Камералистика — это наука об управлении государственным хозяйством. Свое название камеральные науки получили от камеральных управлений, создававшихся в средние века князьями, герцогами и королями, имевшими значительное собственное хозяйство. Для подготовки чиновников и управляющих хозяйством крупных феодалов на особых факультетах университетов и в камеральных школах преподавались науки, получившие названия камеральных. К камералистике относятся не столько научные исследования, сколько прикладные рекомендации по ведению хозяйства. Один из разделов камералистики был посвящен систематизации способов пополнения государственной казны, т.е. ^ государственных финансов. Данное понятие четко специфицирует область о рассуждений автора «Книга о скудости и богатстве».

^ В свое время К. Маркс охарактеризовал камералистику как «мешанину

разнообразнейших сведений, чистилищный огонь которых должен выдержать ф каждый преисполненный надежд кандидат в германские бюрократы» (Маркс и 5 Энгельс. Т. 23. С. 13). Отметим, что германская бюрократия доказала свою ь- эффективность в управлении «полицейским государством». Но в данном случае мы ® хотели обратить внимание на другую сторону вопроса. Управленец не имеет и не может иметь дела с «чистой наукой», основанной на моделировании экономической зс действительности дедуктивным методом (путем восхождения от абстрактного к § конкретному). Талантливый бюрократ — всегда системщик, соединяющий в единое ф комплексное целое самые разнородные, экзогенные и эндогенные факторы. Именно 3 такой, нормативный в своей основе, подход демонстрирует И. Т. Посошков, подчиняя все свои рассуждения об использовании земельных, человеческих и иных ^ ресурсов достижению высших целей.

< К амералнстнка тесно связана с так называемым камеральным ^ счетоводством. Это одна из форм простого счетоводства, т. е. без применения метода =§■ двойной записи. Как прикладная наука, она начинается со счета денег. Отсюда ^ своеобразный меркантилизм И. Т. Посошкова, ставящего во главу угла накопление о товарных денег, выполняющих роль всеобщего эквивалента: «А и серебряные денги ^ аще и не надлежит их во иные земли отъпускать, обаче лутче их делать из самого ж го чистаго серебра, чтоб они противо царе-ивановских денежек чистотою были или бы ^ и лутче, дабы в роды родов имя его и меж поселяны славилося чистотою серебров в денгах. И таковые денги надлежит в торгах руских иметь, за рубежи отнюд их не ш отъпускать, за рубежи одни токмо червонцы отъпускать» (Посошков, 1951. С. 235). о Кроме учета денег Посошков стремится учесть (регламентировать) буквально ¡^ всё вокруг, включая число поклонов при молитве. «Характерной чертой ^ религиозных воззрений Посошкова является пристрастие к внешней, обрядовой ^ стороне религии, - пишет в этой связи Н. П. Павлов-Сильванский. - Однако он Р1 останавливается на числе поклонов не потому, что придавал им исключительное !и значение, а потому, что он во всем любил порядок и правила; точно так же, как, т рассуждая о необходимости в канцеляриях писать уписисто, чтобы не было лишней — истраты бумаги, он говорит, что на странице следует писать по 40 строк, а в ° записных книгах не меньше 50». С точки зрения Посошкова, это — тоже нормативы <с -

4 Н. П. Павлов-Сильванский указывал, что «хотя Посошков говорит определенно о "судебнике" и о "судебной книге", но, кажется, он по-старому тесно соединяет суд с управлением и под судебником разумеет собрание законов, также, как он часто называет всяких управителей судьями».

«истинной правды» («невещественного богатства»), которые необходимо соблюдать жителям российского государства.

Автор «Книги о скудости и богатстве» стремился разумно (по его мнению) регламентировать все стороны хозяйственного поведения всех участников экономической деятельности. Вот еще один пример: «И мнитца мне, надлежит крестьянскому двору быть мерою, в долготу и с гуменником пятидесят сажен или штидесят, а шириною целому двору быть 12 сажен, а полудвору 8 сажен а четверте двору 6 сажен, а осмушечному 4-х сажен. А дълина всем единаравная, чтобы овины у всех в далекости от двороваго строения были» (Посошков, 1951. С. 196).

Такого рода рекомендации/регламентации касаются буквально всех сторон жизни русского человека. Они увязаны с требованиями камерального учета, в котором «в отличие от патримонального (имущественного учета по двойной записи) регистрации подлежат не только расходы и доходы, но и возникновение прав на их осуществление или получение и в первую очередь бюджетные назначения» (Соколов, 1996. С. 59). Посошков, которому эта западная прикладная наука была неизвестна, пишет в полном соответствии с ее рекомендациями: «А у кого земля собственная, то он ее росчищает и распахивает и навозом наваживает и год от году и худая земля добреет, такожде и сенные покосы раскашивают, и от того царскаго величества интерес умножается» (Посошков, 1951. С. 184). Для этого, ^ конечно, «надлежит всем жилым землям и пустошам учинить межи недвижимыя, о буде с кем не разделила ни река, ни ручей, ни иная какая недвижимая признака, ^ то присмотреть какую ни естъ недвижимую признаку, коея б нарушить нелзя было. ^ А буде нет таковые признаки, то и на чистом месте мочно зделать недвижимая признака, ибо выкопать яма глубокая, аршина в три или в четыре и шириною такожде, и навозить ее полну каменья болшаго и накласть бугром, чтобы матерые земли выше было, и на то каменье насыпать земли аршина на дъва или болши и тот бугор вековым утином и будет» (Посошков, 1951. С. 186).

Таким образом, Иван Посошков — не простой ультра-ортодокс и ригорист,

со

О

х

пз

который считает, что отступление от религиозных и других установившихся в ш

государстве норм должно строго караться вплоть до смертной казни. Он — ^

государственник: ведь «истинное государственное богатство», как метко разъясняет о Посошков, состоит не в финансах, а в благосостоянии народа, и государство должно заботиться прежде всего о богатстве народа, а не о фискальных своих интересах. «Собранию царских сокровищ», «царскому интересу» он посвящает особую (последнюю) главу своей книги, а в остальных рассуждает о «всенародном обогащении»: «В коем царстве люди богаты, то и царство то богато; в коем царстве

люди будут убоги, то царству тому не можно слыть богатому». ^

«Книга о скудости и богатстве», таким образом, не стоит особняком от о

тенденций экономической науки того времени. Напротив, она тесно связана именно ^

с той сферой, которая исследовала проблемы «полицейского государства»5. В XVIII в. 5

наблюдался рост числа трудов по проблемам управления, которые в меньшей Е^ степени имели научно-систематический характер, а в большей — практически-

инструментальный. В них анализировались вопросы повышения эффективности ¡2

управления с целью усиления и распространения государственной власти, о

повышения собираемости налогов и сборов, поддержки хозяйства и общего ¡^

благосостояния. В качестве правового наименования государственного обеспечения ^

«хорошего порядка» в обществе служил термин «власть полиции». Назначением ^

полицейской государственной деятельности считалось обеспечение счастья р

граждан, безопасности и благосостояния. Поэтому с термином «полиция» ^

идентифицировалось не только обеспечение правопорядка, но в целом внутреннее ш управление (за исключением управления финансами).

Одной из первых крупных работ, посвященных изучению «полицейской о

деятельности», стала книга французского ученого Н. Деламаре (1639-1723) «Трактат <

В литературе можно найти справедливое утверждение, что «русским реформатором, придерживающимся модели 3

полицейского управления, был И. Т. Посошков» (1652-1726) (Маршев, 2012). —,

■н о см

со

5 О

о полиции». Н. Деламаре не определял понятие «полиция», но перечислил все предметы «полицейской деятельности», т. е. те сферы общественных отношений, которые объединены «полицейской деятельностью». В разработанной им системе Н. Деламаре выделил 11 частей той «материи», в которой применяется «полицейская деятельность»: религия; обычаи; здравоохранение; питание; публичный порядок и спокойствие (мир); дорожное хозяйство; торговля; мануфактура (производство); служебный персонал; поденная работа (т. е. работа тех, кто продавал свою рабочую силу). Совпадение с областью интересов его современника И. Т. Посошкова — практически стопроцентное.

В заключение нам хотелось бы провести параллели с современными проблемами российского общества. В наши дни высока необходимость развивать производственную и общественную инфраструктуру, включая то, что ранее называлось «полицейскими услугами». Поэтому обращение экономистов и управленцев к истокам анализа проблем государственного управления, включая «Книгу о скудости и богатстве», более чем обосновано.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е.

Маршев В. И. (2012). История управленческой мысли: Учебник. М.: Инфра-М.

Мединский В. Р. (2010). О русском воровстве, особом пути и долготерпении. Олма Медиа Групп».

Павлов-Сильванский Н. П. (2009). Посошков, Иван Тихонович // Большая биографическая энциклопедия. (http://dic.academic.ru/dic.ns£/enc_biography/103403/% D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%B2).

Посошков И. Т. (1951). Книга о скудости и богатстве и другие сочинения. Редакция и комментарии Б. Б. Кафенгауза. М.: Издательство Академии наук СССР.

Соколов Я. В. (1996). Бухгалтерский учет: от истоков до наших дней: Учебн. пособие для вузов. М.: Аудит, ЮНИТИ.

REFERENCES

Marx K. and Engels F. Work. 2nd ed. (in Russian). 3 Marshev V. I. (2012). Managing thought History: Course book. M.: Infra-M. (in

^ Russian).

| Medinsky V. R. (2010). Towards Russian Stealing, Special Route and Long

Patience. Olma Media Group. (in Russian).

Pavlov-Sylvansky N. P. (2009) Pososhkov, Ivan Tikhonovich. Big Biography I Encyclopedia. (http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/103403/%D0%9F%D0%BE% I D1%81%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%B2). (in Russian). § Pososhkov I. T. (1951). "Book on Poverty and Wealth" and Other Works. Ed. and

Comm. by B. B. Kafengaus. M.: Publ. House of the USSR Academy. (in Russian). S. Sokolov Y. V. (1996). Accounting: from the Very Beginning till Now: Tutorial for

ft Universities. M.: Audit, UNITY. (in Russian).

CD Z

Ll_

О <

en

ZD О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.