Научная статья на тему 'Калужская область - «Регион нового развития» туризма'

Калужская область - «Регион нового развития» туризма Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
3645
489
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегия социально-экономического развития / туристский поток / инновационная зона / средства размещения / инфраструктура туризма / инфестиционные возможности

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Никитенко Алексей Викторович

Туризм рассматривается как один из потенциалов развития Калужской области «региона нового развития». Богатая история, многовековые традиции и живописные природные ландшафты являются предпосылкой развития туризма различных форм: делового, культурно-познавательного, агротуризма и т.д. Предопределяющими факторами успешного развития туризма в области являются близость столицы Российской Федерации, генерирующей мощный поток туристов, и наличие инновационных ядер, способных обеспечить конкурентоспособность туристско-рекреационного направления и его динамичное развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Калужская область - «Регион нового развития» туризма»

УДК 338.48 (075.8) ББК 65.433+75.81

КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ - «РЕГИОН НОВОГО РАЗВИТИЯ»

ТУРИЗМА

*

А.В.Никитенко

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 192171, Санкт-Петербург, ул. Седова, 55/1

Статья представлена кафедрой «Экономика туризма» СПбГУСЭ. Научный руководитель доктор экономических наук, профессор В.А.Черненко.

Одним из потенциалов развития Калужской области как «региона нового развития» является туризм. Обладая богатой историей, многовековыми традициями и живописными природными ландшафтами, область имеет возможности развития туризма различных форм: от делового, культурно-познавательного, религиозного, до агротуризма и спортивного туризма с активными формами отдыха.

Предопределяющими факторами успешного развития туризма в области являются близость столицы Российской Федерации, генерирующей мощный поток туристов, и наличие инновационных ядер, способных обеспечить конкурентоспособность туристско-рекреационного направления и его динамичное развитие.

В Стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030 года, принятой постановлением Правительства Калужской области от 29.06.2009 № 250, девизом которой является слоган «Человек - центр инвестиций», среди 7 основных потенциальных кластеров присутствует туристско-рекреационный, а одним из 12 приоритетных проектов является формирование межрегионального туристского бренда.

Можно отметить определенные достижения в сфере развития туризма Калужской области, а именно:

1. Ежегодное проведение фестивалей, ставших брендами Калужской области и привлекающих из года в год все большее количество человек из соседних регионов. Наиболее крупными фестивалями являются зимний и летний архитектурный фестиваль «Архстояние» в д. Николо-Ленивец, летний тарусский кинофестиваль «Верные друзья», фестиваль «Пустые холмы» в Ферзиковском районе, ряд крупных мероприятий - праздников культурнообразовательного туристского центра «ЭТНОМИР» в Боровском районе и Парка птиц «Воробьи» в Жуковском районе.

2. Новыми инновационными ядрами в сфере туризма, формирующими дополнительные туристские потоки, стали объекты санаторнооздоровительного и культурно-образовательного туризма («Сафари-паркъ»,

Никитенко Алексей Викторович, соискатель кафедры «Экономика туризма» СПбГУСЭ. Тел.: (812) 786-32-24; e-mail: kafedra.me@mail.ru

парк птиц «Воробьи», культурно-образовательный туристический центр «ЭТНОМИР» и др.). Крупнейшим по приему туристов и экскурсантов объектом туристского показа сегодня является парк птиц «Воробьи», ежегодно принимающий свыше 200 тыс. человек. В числе 10 наиболее крупных инвестиционных проектов в сфере туризма, реализуемых в настоящее время на территории Калужской области, гостиничнооздоровительный комплекс «Волна», сельскохозяйственный парк «Тарусское поле» (Тарусский район), туристский гостевой комплекс «Живой источник» (Мосальский район), агротуристический комплекс «Угодское подворье» (Жуковский район). Объем частных инвестиций по 10 наиболее крупным проектам составляет около 9 млрд руб., численность занятых при выходе на проектную мощность свыше 1700 человек при средневзвешенном уровне заработной платы 15,5 тыс. рублей.

Стратегической целью в сфере туризма является увеличение туристского потока Калужской области (по въездному и внутреннему туризму) с 356 тыс. чел. в 2008 году до 1 млн чел. в 2014 году (увеличение доли туристского потока региона во внутреннем туристском потоке РФ с

0,1% в 2008 году до 3-5% в 2014 году).

В настоящее время государственная поддержка развития туризма предусмотрена в двух областных целевых программах: Закон Калужской области «Об областной целевой программе “Развитие туризма в Калужской области на 2006-2012 годы”» № 128-ОЗ от 05.10.2005 года и долгосрочная целевая программа «Развитие аграрного туризма на территории Калужской области на 2010-1012 годы», принятая постановлением Правительства Калужской области от 02.11.2009 № 448. В 2010 году планируется разработка долгосрочной целевой Программы развития внутреннего и въездного туризма в Калужской области на 2011-2016 годы и ведомственной целевой Программы развития школьного туризма на территории Калужской области в 2011-2013 годы.

В связи с вышеизложенным можно сформулировать основные задачи в сфере туризма, исходя из необходимости государственной поддержки приоритетных направлений развития туризма в Калужской области.

1. Аграрный туризм

Новым направлением развития туризма в Российской Федерации и перспективным направлением для Калужской области является аграрный (сельский) туризм - вид туризма, связанный с отдыхом и проживанием в сельской местности, получением комплекса туристических услуг, обусловленных целями посещения данной территории. При этом в структуре внутреннего и въездного туризма Калужской области аграрный туризм практически не развит. Основные прорывные, инновационные зоны в развитии туризма и рекреации связаны в Калужской области со способами интерпретации среды, соединения природы и культуры. Именно такой, средовой, подход может стать отличительным признаком индустрии аграрного туризма и рекреации на территории региона. Кроме того, развитие

данного вида туризма в рамках строительства новой и расширения уже существующей инфраструктуры туризма частично решает проблему отсутствия в достаточной мере коллективных средств размещения, развивая данный вид туризма и притягивая в село основные туристские потоки.

Развитие аграрного туризма в Калужской области предусматривает развитие системы объектов размещения туристов на основе традиционного деревенского дома, в небольших гостиницах в сельской местности, специализированных поселениях, созданных сельской семьей на базе собственного дома или приусадебного участка.

В Калужской области уже имеются положительные примеры - образцы лучшей практики в развитии агротуризма на селе: туристическое имение «Голубка» (Ферзиковский район), усадьба «Пятое колесо» (Бабынинский район), «Сафари-паркъ» (Износковский район) и многие другие.

2. Событийный туризм

История многих городов области связана с судьбоносными событиями в истории России. Известны такие города, как Боровск, Малоярославец, Юхнов, Козельск, Медынь и многие другие. Жители Калужской земли защищали юго-западные границы Московского государства от набегов кочевников, боролись с полчищами татаро-монгольской Орды, противостояли польско-литовской интервенции, армии Наполеона в Отечественной войне 1812 года, фашистским захватчикам во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Сегодня в области сложилась ежегодная традиция реконструкции значимых военно-исторических событий, которые привлекают своей масштабностью тысячи туристов.

Интересна Калужская область и культурными событиями. Притягательными точками являются ежегодные фестивали в Тарусе, посвященные пианисту Святославу Рихтеру, и «Мир гитары» в Калуге с участием мировых звезд музыки. Давно известны николо-ленивецкие промыслы, которые получили признание далеко за пределами Калужской области. Вся совокупность деятельности николо-ленивецких художников в рамках зимних и летних фестивалей «Архстояние» стала эффективным инструментом маркетинга территории. Значительно повысилась капитализация обширной территории, включающей не только село, но и близлежащие населенные пункты и даже районный центр. Становится постоянным проведение летнего кинофестиваля «Верные друзья», посвященного одноименному советскому фильму и возобновляющему традицию проведения «Большого парада плотов» по реке Оке.

3. Культурно-познавательный туризм

Многочисленные исторические события, происходившие на Калужской земле, обусловили формирование широко известного духовного центра. Калужскую землю по праву называют святыней православия. Многие из православных калужских святынь несли в народ веру и духовность несмотря на гонения советской эпохи. Сегодня тысячи паломников со всего мира вновь стремятся в Калужскую область, чтобы поклониться святыням. Широко

известны величественные стены и башни Пафнутьев-Боровского монастыря, основателем которого был преподобный Пафнутий Боровский, Казанской Амвросиевской женской пустыни в Шамордино, монастыря Свято-Введенской Оптиной пустыни. Все храмы, монастыри и обители сегодня привлекательны не только для паломников, но и для культурно -познавательного туризма.

4. Активный туризм

Данное направление развивает внутренний туризм и включает туристско-краеведческие мероприятия, мероприятия по активному туризму и спортивному ориентированию, проводимые в основном для жителей области.

5. Школьный туризм (краеведение)

Среди разнообразных учебно-воспитательных средств, способствующих формированию всесторонне развитой личности, особое место принадлежит туризму и краеведению. Туризм и краеведение в современном их понимании - это физическое развитие, оздоровление и познание окружающей действительности, формирование полезных обществу духовных качеств подрастающего поколения. Опыт работы с обучающимися образовательных учреждений Калужской области показывает, что именно учебно-тематические экскурсии, однодневные и многодневные походы, участие в туристско-краеведческих мероприятиях являются эффективным и действенным средством этого процесса.

Областным Центром туризма, краеведения и экскурсий в 2008 году была разработана туристско-краеведческая экскурсионная программа, которая является отражением комплексного подхода к обучению и воспитанию школьников средствами туризма и краеведения. Программа разработана в соответствии с основными направлениями туристско-краеведческого движения (ТКД) «Россия», которое в свою очередь является региональным компонентом туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество».

Целью программы является воспитание всесторонне развитой личности, интересующейся туризмом и краеведением, увлеченной поисковоисследовательской деятельностью, стремящейся принести пользу своему Отечеству; формирование активной гражданской позиции. Основной акцент в реализации данной программы делается на организации экскурсионного обслуживания Центром краеведения и экскурсий с использованием технических средств ГУ «Школьный автобус» для школьников средней возрастной группы, то есть обучающихся 5-8 классов, так как в соответствии с экскурсионной программой объектом изучения для данной категории школьников является историческое и культурное наследие Калужской области.

Туризм является одним из приоритетных направлений социальноэкономического развития, которое позволит диверсифицировать экономику и существенно снизить социально-экономические риски, связанные с промышленным «фокусом» Калужской области, создать «страховку» на рынке труда.

Можно выделить следующие социально-экономические направления развития туризма на территории Калужской области, в том числе за счет формирования больших потоков туристов и экскурсантов:

- в рамках действующих и вновь принимаемых бюджетных обязательств (долгосрочных и ведомственных целевых программ): развитие объектов инфраструктуры туризма, создание современной системы информационного обеспечения туристской деятельности и формирование кадрового потенциала;

- работа с инвесторами: паспортизация инвестиционных площадок, формирование реестра туристских ресурсов и сопровождение инвестиционных проектов;

- маркетинговая деятельность по продвижению туристских продуктов и наиболее популярных маршрутов, содержащих «инновационные ядра» и бренды Калужской области.

Сегодня общее число занятых в туристской индустрии (включая гостиничные услуги, услуги учреждений культуры и прочие смежные отрасли) превышает 10 тыс. человек. Объем оказанных калужанам и гостям области туристско-экскурсионных услуг составляет в среднем за год около 220 млн руб. с положительной динамикой за 5 лет (рост в действующих ценах более чем в 6 раз).

Внутренний туристский поток региона, по статистически подтвержденным оценкам, составляет около 350 тыс. чел. в год при сохранении положительной динамики показателя в плановом периоде 2010-2012 гг.

В настоящее время министерством спорта, туризма и молодежной политики области проводится целый комплекс мероприятий, направленных на достижение поставленных целей в сфере туризма. При этом особое внимание уделяется работе с подведомственными учреждениями.

1. В рамках содействия туристской деятельности на территории Калужской области и создания благоприятных условий для ее развития решается ряд задач.

1.1. Задача определения и поддержания приоритетных направлений туристской деятельности характеризуется некоторыми показателями внутреннего туристского потока (число туристов и жителей области, получивших экскурсионное обслуживание и выезжавших на отдых через государственные учреждения, объем действующих туристских маршрутов), а также финансовыми показателями, характеризующими объем оказанных государственных услуг в сфере въездного туризма в стоимостном и процентном выражении.

Ретроспектива отчетных лет (2007-2008 годы), оценка 2009 года и плановые значения 2010-2012 годов позволяют в целом отметить положительную динамику значений указанных показателей.

Так, несмотря на непростую финансово-экономическую ситуацию в деловом и банковском секторе экономики, оказавшую влияние на снижение предприятиями расходов на корпоративный отдых, мы ожидаем рост спроса

на внутренние туристские продукты, формируемые в регионе и включающие популярные и новые объекты культурно-познавательного, лечебнооздоровительного, аграрного и событийного туризма (в числе которых новые бренды Калужской области - культурно-образовательный центр «ЭТНОМИР», парк птиц «Воробьи», «Сафари-паркъ» - «Лесные угодья», спортивно-оздоровительный комплекс «Квань» и другие).

Количество экскурсантов, обратившихся за туристскими услугами к государственному учреждению «Калужский край» в рамках действующих 29 туристских маршрутов в текущем году, оценивается на уровне 4,5 тыс. человек или 13% от совокупного внутреннего туристского потока региона.

Здесь одним из важнейших перспективных направлений работы министерства является расширение количества существующих турмаршрутов и разработка тематических экскурсионных маршрутов по изучению истории и природы родного края для учащихся сельских школ области.

Объем государственных услуг, оказанных в сфере въездного туризма в текущем году, оценивается в размере 3 млн рублей при 50-процентном финансировании расходов за счет средств, поступивших от предпринимательской деятельности ГУ «Калужский край».

1.2. В рамках выполнения задачи формирования представлений о Калужской области как субъекте Российской Федерации, благоприятном для туризма, распространении информации об историко-культурном наследии, природно-оздоровительном потенциале области:

- проводятся мероприятия по участию в российских и международных выставках с привлечением региональных туроператоров и турагентов (в текущем году Калужская область была представлена на 3 крупнейших международных выставках Интурмаркет, MITF, MITT, на одной из которых - MITT - был получен сертификат «За лучшую презентацию региона» и в целом получена высокая положительная оценка Ростуризма за активное участие в проводимых туристских выставках);

- проводятся мероприятия с целью создания информационного пространства в интернете в рамках оптимизации работы туристского информационного центра, идет обновление информации о потенциале Калужской области в направлении инвестиционной привлекательности региона;

- для представителей СМИ проводятся рекламные туры по наиболее популярным объектам туризма (в последнем на сегодняшней день рекламном туре, прошедшем 15-16 июля текущего года, приняли участие представители московских СМИ, в том числе «Российской газеты», крупнейших тематических журналов «Турбизнес» и «Отдых в России», «Моя Москва», представители Moscow News и РИА Новости);

- на территории области с каждым годом растет количество культурных мероприятий событийного туризма, проводимых при организации и непосредственном участии министерства (фестивали ландшафтных объектов «Архстояние», кинофестиваль «Верные друзья», ряд

исторических и музыкальных праздников в «Этномире» и Парке птиц и многие другие);

1.3. Третья задача, связанная с поиском потенциальных инвестиционных возможностей на территории области и привлечением инвестиций в сферу туризма, решается при непосредственном участии подведомственного государственного учреждения «Калужский край». Это новое и перспективное направление, предполагающее развитие инфраструктуры туризма в регионе.

Для решения этой задачи, а также в целях повышения самостоятельности и заинтересованности в результатах своей деятельности, в целях повышения качества оказываемых государственных услуг подготовлен план создания автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного учреждения по туризму «Калужский край».

На базе автономного учреждения будет функционировать опорный туроператор по Калужской области в сфере въездного туризма, не нарушая конкурентных принципов функционирования рынка туристских услуг. Особое внимание будет уделяться работе учреждения по сопровождению региональных инвестиционных проектов в сфере туриндустрии.

2. Целью мероприятий туристско-краеведческой направленности является выявление и развитие средствами туризма и краеведения способностей и склонностей обучающихся, формирование духовно и физически здорового образа жизни молодого поколения, воспитание гражданско-патриотических позиций подростков, профилактика асоциального поведения детей и молодежи.

Для реализации указанной цели на базе подведомственного государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей детско-юношеского центра «Калужский областной центр туризма, краеведения и экскурсий» решаются следующие основные задачи.

2.1. Задача обеспечения качества и доступности дополнительных образовательных услуг туристско-краеведческой направленности

предполагает проведение областных «туриад» для молодежи, учебных походов различных категорий сложности, ежегодных туристско-краеведческих слетов для учащихся, организацию детских оздоровительных лагерей, лагерей-походов.

Целевые показатели этой деятельности характеризуются большим количеством групп туристско-краеведческой направленности третьего-четвертого года обучения, работа в которых направлена на совершенствование туристско-спортивного мастерства обучающихся и участие детей в соревнованиях с использованием приобретенных умений и навыков за первый-второй годы обучения. Перспективной задачей по улучшению показателей работы по данному направлению является увеличение количества туристско-краеведческих объединений в образовательных учреждениях области, что позволит охватить большее число подростков при сохранении контингента обучающихся в Центре (650 человек в соответствии с лицензией на образовательную деятельность). В настоящее

время активная работа по данному направлению ведется в Дзержинском, Сухиничском, Малоярославецком, Перемышльском, Мещовском районах, где на базе отдельных общеобразовательных учреждений существуют туристско-краеведческие кружки.

2.2. В рамках задачи совершенствования деятельности учреждения как организационно-методического центра по развитию туризма и краеведения, исходя из задач педагогической целесообразности (привлечение обучающихся Центра к участию в массовых мероприятиях, совершенствование навыков и умений туристско-краеведческой деятельности) в план работы на 2009 год были дополнительно включены мероприятия по проведению 2-х туристско-краеведческих слетов (в начале и в конце года), фестиваль туристской песни, соревнования по краеведческому ориентированию и другие мероприятия.

Перспективной задачей по улучшению целевых показателей по данному направлению работы является активизация проведения выездных семинаров по обучению туристско-краеведческого актива образовательных учреждений области с целью распространения передового опыта туристско-краеведческой работы с детьми и молодежью, что позволит увеличить охват различными формами туристско-краеведческой деятельности и обучающихся, и педагогов области.

2.3. Решение задачи по предоставлению дополнительных услуг населению в сфере экскурсионного обслуживания, туристско-спортивной и краеведческой деятельности охватывает два направления: размещение на базе Центра и экскурсионное обслуживание участников областных олимпиад и массовых спортивных соревнований.

Динамика показателей обусловлена календарем массовых мероприятий обучающихся Калужской области.

Рост показателя количества оказанных платных услуг на 11% в 2009 году связан с увеличением количества обучающихся в учебных объединениях Центра, работающих на базе районных школ, а также с обновлением экскурсионных предложений (особенный интерес вызывают экскурсии в культурно-образовательный центр «Этномир»).

Увеличение количества охваченных экскурсионным обслуживанием планируется достичь за счет освоения новых экскурсионных маршрутов по Калужской области при укреплении материально-технической базы Центра.

В рамках действующих бюджетных обязательств по направлению развития туризма в текущем году приостановлено действие Программы развития туризма в Калужской области на 2006-2010 гг. в связи с малоэффективным механизмом реализации.

В настоящее время, с учетом значимости и высокого потенциала новых перспективных форм туризма для Калужской области, а именно: аграрного, спортивного, лечебно-оздоровительного и событийного туризма - наряду с уже существующими и сформировавшими положительный имидж региона направлениями культурно-познавательного и религиозного туризма разработан ряд программных и внепрограммных мероприятий на 2010 год и

плановый период 2011-2012 гг. в рамках вновь принимаемых бюджетных обязательств:

1. Ведется разработка программы развития аграрного туризма в Калужской области на 2010-2012 годы: предложение по разработке программы получило высокую оценку Министерства экономического развития области (9,12 баллов). Рассчитанный и обоснованный объем финансирования программы в 2010 году составляет порядка 8 млн руб. - то есть это объем финансирования мероприятий с использованием программно -целевого метода.

Мероприятия программы включают рекламно-информационное обеспечение и поддержку, мероприятия по развитию кадрового потенциала, а также финансово-кредитные механизмы поддержки реализации инвестиционных проектов в сфере аграрного туризма (в части софинансирования на конкурсной основе проектно-сметной документации инвестиционных проектов, софинансирования части процентной ставки по банковскому кредиту, софинансирования части расходов на ведение деятельности, связанной с аграрным (сельским) туризмом). Программа является межотраслевой, поскольку предполагает также участие министерства сельского хозяйства области.

В результате реализации Программы прогнозируется:

- увеличение внутреннего туристского потока региона;

- расширение производства и рынка сбыта сельскохозяйственной продукции, произведенной в домашних хозяйствах;

- увеличение доходов местного населения за счет оплаты туристами услуг размещения, питания, транспорта, сувенирной продукции;

- увеличение выручки от реализации продукции и предоставления услуг в сфере несельскохозяйственной деятельности;

- увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней за счет налоговых платежей малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, вовлеченных в туристский бизнес;

- создание конкурентоспособной инфраструктуры аграрного туризма.

2. В рамках внепрограммных мероприятий ведется работа по направлениям:

- развития спортивного, краеведческого туризма;

- организационно-технического и информационного обеспечения мероприятий событийного туризма;

- продвижения туристского продукта региона, также охватывающего рекламно-информационное обеспечение и выставочную деятельность, проведение рекламных медиатуров.

План проведения внепрограммных мероприятий по направлению развития туризма на 2010 год требует общего финансирования порядка 5,1 млн руб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.