Научная статья на тему 'Калькулирование издательской продукции'

Калькулирование издательской продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1068
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Авдеев В. В.

Калькулирование себестоимости издательской продукции является одним из главных вопросов организации учета в издательствах. Группировка затрат в разрезе статей калькуляции позволяет получать информацию о затратах, произведенных как по отдельным структурным подразделениям, так и в разрезе видов вырабатываемых изделий. В данной статье рассмотрены основные особенности калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) на предприятиях издательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Калькулирование издательской продукции»

УПРАВЛЕНЧЕСКий УЧЕТ

КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ПРОДУКЦИИ

В. В.АВДЕЕВ,

консультант по налогам и сборам

~Ж~ алькулирование себестоимости издательской продукции является одним из главных вопро-Ж.. ^кхов организации учета в издательствах. Группировка затрат в разрезе статей калькуляции позволяет получать информацию о затратах, произведенных как по отдельным структурным подразделениям, так и в разрезе видов вырабатываемых изделий.

Рассмотрим основные особенности калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) на предприятиях издательской деятельности.

Себестоимость издательской продукции — это выраженные в денежной форме затраты на выпуск и продажу издательской продукции. Затраты на выпуск издания, включающие расходы на издательскую подготовку и полиграфические работы, образуют производственную себестоимость; производственная себестоимость и затраты на продажу образуют полную себестоимость издания.

Единые методы калькулирования и учета затрат на выпуск и продажу издательской продукции установлены Методическими рекомендациями по вопросам планирования и учета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) на предприятиях издательской деятельности, разработанными по заданию Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (далее — Методические рекомендации).

В соответствии с п. 2.8. Методических рекомендаций группировка расходов по статьям калькуляции проводится по признаку производственно-технологического назначения и места возникновения.

Для целей планирования, учета и калькулирования полной себестоимости издательской продукции (работ, услуг) рекомендуется применять следующие калькуляционные статьи:

— расходы на авторский гонорар;

— расходы на гонорар за художественно-графические работы;

— расходы на полиграфические работы;

— расходы на материалы;

— редакционные расходы;

— общеиздательские расходы;

— расходы на продажу;

— потери от брака (только в отчетных калькуляциях).

В случае если издание выпускается в твердом переплете, калькуляция составляется отдельно на переплетные крышки по статьям:

— расходы на бумагу;

— расходы на картон;

— расходы на переплетные материалы;

— расходы на полиграфические работы;

— потери от брака (только в отчетных калькуляциях).

Рассмотрим подробнее каждую из статей калькуляции издательской продукции (работ, услуг).

Расходы на авторский гонорар. В данную статью включаются начисленные суммы авторского гонорара с единым социальным налогом (ЕСН) и обязательным пенсионным страхованием (ОПС):

— автору или группе авторов за литературные произведения, включая базы данныхдля ЭВМ;

— переводчикам; составителям сборников литературных произведений, являющихся предметом чьего-либо авторского права, при условии соблюдения составителем прав авторов;

— авторам других производных произведений; контрольным редакторам; составителям сборников произведений, не являющихся предметом чьего-либо авторского права (официальные документы, произведения народного творчества, произведе-

ния, в отношении которых сроки авторского права истекли);

— иностранным авторам, праводержателям или правопреемникам;

— авторам аппарата книги;

— литературным агентам и литературным агентствам.

Расходы на гонорар за художественно-графические работы. В эту статью включают затраты на гонорар с ЕСН и ОПС:

— художникам — за художественное оформление и иллюстрирование изданий;

— графикам — за графические работы;

— фотографам — за фотоработы;

— ретушерам — за художественную ретушь;

— другим аналогичным специалистам.

Расходы на полиграфические работы. В данную

статью включаются затраты на выполнение всех работ по изготовлению заказа полиграфическим предприятием (или группой полиграфических предприятий в случае кооперативного исполнения заказа) по договорным ценам без учета налога на добавленную стоимость.

Если эти работы выполняются в полиграфическом подразделении издательства, то расходы включают в статью по плановой или фактической себестоимости.

Расходы на материалы. В этой статье включаются расходы на бумагу, картон, пленку, переплетные и другие материалы.

В частности, к расходным материалам относятся магнитные носители—дискеты, компакт-диски, аудио- и видеокассеты и т. п.

Редакционные расходы. В данную статью включаются:

— расходы на оплату труда с ЕСН, взносы на ОПС и добровольное страхование (ДС) редакционного персонала как состоящего, так и не состоящего в штате издательства;

— расходы на командировки редакторов, связанные с конкретными изданиями;

— расходы на ремонт оборудования, амортизационные отчисления по основным средствам редакционного назначения;

— расходы на материалы, бумагу для множительной и компьютерной техники для подготовки авторских и издательских оригиналов;

— расходы на содержание отдела (участка) подготовки оригинал-макетов;

— расходы на отчисления от объема продукции, произведенной по лицензионному соглашению, а также на приобретение на договорных условиях у организаций готовых оригинал-макетов, диапози-

тивов, художественных и графических оригиналов (иллюстраций, обложек, чертежей, карт и т. п.);

— расходы на оплату услуг картографических организаций, изобюро, архивов, в том числе фотоархивов, фотолабораторий и т. п.

В состав редакционного персонала включаются:

— редакторы всех категорий (включая художественных, технических);

— журналисты, корреспонденты, фотокорреспонденты, фотографы;

— лаборанты, корректоры, операторы электронного набора и верстки;

— дизайнеры, графики и др.;

— заведующие: книжными и журнальными редакциями; технической редакцией, редакцией (отделом) художественного оформления; корректорской, фотолабораторией, отделом подготовки и перепечатки оригиналов;

— главные редакторы журналов, ответственные секретари, выпускающие редакторы.

Общеиздательские расходы. В эту статью включаются:

— расходы на оплату труда персонала издательства, за исключением редакционного персонала;

— ЕСН, взносы на ОПС и ДС, начисленные на сумму расходов по оплате труда персонала издательства (за исключением редакционного персонала);

— расходы на командировки и служебные разъезды персонала издательства (за исключением редакционного персонала);

— расходы на содержание легкового автотранспорта;

— типографские, канцелярские, почтово-теле-графные расходы для целей управления;

— расходы на телефонные переговоры, подписку на периодические и справочные издания; на содержание и ремонт зданий, сооружений, инвентаря, издательской техники;

— суммы амортизационных отчислений по основным средствам, а также расходы по аренде и содержанию помещений и дворов (водоснабжение, отопление, освещение, уборка и т. п.);

— расходы на услуги вневедомственной пожарной и сторожевой охраны;

— расходы на содержание вахтеров, инспекторов пропускного режима;

— расходы на подготовку кадров;

— отчисления в резервы на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, предстоящих затрат по ремонту основных средств, на оплату отпускных;

— расходы на содержание отделов снабжения, складов, складского персонала;

— прочие расходы.

Расходы на продажу. В данную статью включаются:

— расходы на рекламу, в том числе на участие в выставках, ярмарках ит.п.;

— расходы на упаковку, транспортировку, экспедирование, пересылку изданий, на включение в каталог подписных и периодических изданий, на сбор и обработку заказов;

— расходы на содержание экспедиций;

— расходы на содержание фирменных магазинов и киосков;

— расходы на рассылку (доставку) авторских и обязательных бесплатных экземпляров;

— прочие расходы, связанные с продажей.

Потери от брака. В эту статью включаются

затраты по исправлению ошибок, допущенных по вине издательств, в том числе: выдирки, вклейки, исправление опечаток, сверхнормативная правка ит. п.

Основные методы калькулирования себестоимости издательской продукции (работ, услуг) определены в пятом разделе «Методы калькулирования себестоимости издательской продукции (работ, услуг)» Методических рекомендаций.

Калькулированием называется расчет себестоимости единицы продукции (работ, услуг) как на этапе планирования (составление плановых калькуляций и бюджетов затрат), так и после завершения работ по выпуску издания (составление отчетных калькуляций).

Плановая калькуляция составляется на издания, включенные в тематический план, на основе которого формируется производственная программа (бюджет производства). Она характеризует предельно допустимые размеры затрат на изготовление издательской продукции в планируемом периоде.

Отчетная калькуляция характеризует фактические затраты (фактическую себестоимость выпущенной издательской продукции). Она составляется на основе данных учета затрат по тем же статьям, что и плановая.

Под методом калькулирования понимают научно обоснованную систему исчисления себестоимости учетной единицы издательской продукции.

В соответствии с п. 5.2. Методических рекомендаций калькулирование себестоимости издательской продукции может быть организовано одним из следующих методов:

— позаказный метод;

— метод «директ-костинг».

Выбранный метод калькулирования себестоимости издательской продукции должен быть закреплен в учетной политике издательства.

Рассмотрим данные методы подробнее.

Позаказный метод. При позаказном методе согласно п. 5.3. Методических рекомендаций объектом учета и калькулирования является каждое название (отдельный заказ). Первичную документацию на выплату авторского гонорара, оплату счетов за полиграфическое исполнение, расходы на бумагу, картон, переплетные и другие материалы и т. д. составляют с обязательным указанием номера названия (издательского номера).

Его суть заключается в том, что все прямые расходы включают непосредственно в себестоимость заказа, к которому они относятся. Косвенные расходы в течение месяца учитываются по местам их возникновения, а по окончании отчетного периода распределяются между законченными заказами.

Фактическую себестоимость тиража каждого названия (издательского номера) определяют после выполнения заказа путем деления суммы затрат на количество изготовленной по этому заказу издательской продукции.

Для ежемесячного определения фактической себестоимости продукции производственные заказы должны, как правило, выдаваться на такое количество единиц изделий, которое намечается выпустить в течение месяца.

Метод «директ-костинг». В соответствии с п. 5.4. Методических рекомендаций при использовании метода «директ-костинг» по отдельным объектам калькулирования обобщаются только переменные расходы, к которым относятся:

— прямые расходы, учитываемые на счете 20 «Основное производство»;

— редакционные расходы, учитываемые на счете 25 «Общепроизводственные расходы».

Постоянные расходы учитываются при определении финансового результата от продаж за отчетный период и списываются следующими способами:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— в общей сумме в дебет счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж»;

— как управленческие расходы, предусмотренные в рабочем плане счетов в виде отдельного субсчета.

Точно так же могут быть выделены на отдельный субсчет расходы на продажу, осуществленные за отчетный период.

Введение дополнительных субсчетов рекомендуется в Методических рекомендациях для целей составления отчетности по форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках», в которой для каждого из сла-

гаемых финансового результата от обычных видов деятельности предусмотрена отдельная строка.

Это относится в основном к общеиздательским расходам, учитываемым на счете 26 «Общехозяйственные расходы», и к оставшейся части редакционных расходов. При этом в производственную себестоимость каждого объекта калькуляции эти расходы не включают.

Согласно п. 5.5. Методических рекомендаций расчет затрат осуществляется на основе калькуляционных единиц.

Под калькуляционной единицей издательской продукции понимают объект калькулирования в натуральных измерителях.

В издательстве калькуляционные единицы группируются в зависимости от объемов и тиражей изданий. В зависимости от объемов изданий:

— один учетно-издательский лист (40 ООО знаков) — для книг и брошюр, изоизданий (кроме открыток), нот, для журналов (при установленном авторском гонораре наномер — 1 номер);

— одно издание — для открыток;

— четыре полосы формата А2 — для газет.

В зависимости оттиражей изданий:

— 1 ООО издательских листов-оттисков — для книг и брошюр, изоизданий (кроме открыток), журналов и нот;

— 1 ООО экземпляров — для открыток;

— один экземпляр — для переплетных крышек и газет;

— один номер — для журналов.

Таковы основные особенности калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) на предприятиях издательской деятельности.

Список литературы

1. Методические рекомендации по вопросам планирования и учета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) на предприятиях издательской деятельности, разработанные по заданию Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н.

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.