Научная статья на тему 'Календарная обрядность Ополья в научных работах историков, этнографов и фольклористов ХІХ-ХХІ вв. (историография проблемы)'

Календарная обрядность Ополья в научных работах историков, этнографов и фольклористов ХІХ-ХХІ вв. (историография проблемы) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
207
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Studia Humanitatis
Область наук
Ключевые слова
КАЛЕНДАРНАЯ ОБРЯДНОСТЬ / ОПОЛЬЕ / ОБЫЧАИ / ОБРЯДЫ / ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ НТШ / ЭТНОГРАФЫ / ФОЛЬКЛОРИСТЫ / RITUAL CALENDAR / OPILLіA / TRADITIONS / RITUALS / ETHNOGRAPHIC COMMITTEE OF THE SHEVCHENKO SCIENTIFIC SOCIETY / ETHNOGRAPHERS / ETHNOLOGISTS / SPECIALISTS IN FOLKLORE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рева Богдан Васильевич

В статье представлен анализ историографической проблемы календарной обрядности украинцев Ополья середины XIX начала XXI вв. Охарактеризованы работы украинских и зарубежных ученых XIX-XXI вв. Первые труды по календарной обрядности были написаны деятелями «Русской троицы» и этнографической комиссии Научного общества имени Т.Г. Шевченко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Calendar ritualism of the Opillia region in the scientific works of historians, ethnographers, and specialists in folklore of the XIXth - XXIst centuries (historiography of the problem)

The article analyses the historiographical problem of calendar ritualism of the Ukrainians in Opillia in the middle of the XIXth early XXIst century. The author characterizes works of Ukrainian and foreign scientists of the XIXth XXIst centuries. The first works in calendar ritualism were written by the representatives of the “Russian Trinity” and the Ethnographic committee of the Shevchenko Scientific Society.

Текст научной работы на тему «Календарная обрядность Ополья в научных работах историков, этнографов и фольклористов ХІХ-ХХІ вв. (историография проблемы)»

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2015. № 4. www.st-hum.ru

УДК 392:398.3 (477.86)

КАЛЕНДАРНАЯ ОБРЯДНОСТЬ ОПОЛЬЯ В НАУЧНЫХ РАБОТАХ ИСТОРИКОВ, ЭТНОГРАФОВ И ФОЛЬКЛОРИСТОВ Х1Х-ХХ1 ВЕКА

(ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ)

Рева Б.В.

В статье представлен анализ историографической проблемы календарной обрядности украинцев Ополья середины XIX - начала XXI вв. Охарактеризованы работы украинских и зарубежных ученых XIX-XXI вв. Первые труды по календарной обрядности были написаны деятелями «Русской троицы» и этнографической комиссии Научного общества имени Т.Г. Шевченко.

Ключевые слова: календарная обрядность, Ополье, обычаи, обряды, Этнографическая комиссия НТШ, этнографы, фольклористы.

CALENDAR RITUALISM OF THE OPILLIA REGION IN THE SCIENTIFIC WORKS OF HISTORIANS, ETHNOGRAPHERS AND SPECIALISTS IN FOLKLORE OF THE XIXTH - XXIST CENTURIES (HISTORIOGRAPHY OF THE PROBLEM)

Reva B.V.

The article analyses the historiographical problem of calendar ritualism of the Ukrainians in Opillia in the middle of the XIXth - early XXIst century. The author characterizes works of Ukrainian and foreign scientists of the XIXth - XXIst centuries. The first works in calendar ritualism were written by the representatives of the “Russian Trinity” and the Ethnographic committee of the Shevchenko Scientific Society.

Keywords: ritual calendar, Opillia, traditions, rituals, Ethnographic committee of the Shevchenko Scientific Society, ethnographers, ethnologists, specialists in folklore.

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2015. № 4. www.st-hum.ru

На сегодня Ополье (укр. Отлля - западная часть Подольской возвышенности в пределах Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской областей Украины) остается одним из наименее изученных историкоэтнографических районов Украины. Ополье представляет собой этногеографический регион, который полностью или частично охватывает Бродовский, Буский, Жидачевский, Золочевский, Каменка-Бугский, Николаевский, Перемышлянский, Пустомытовский районы Львовской области; Галицкий, Рогатинский районы Ивано-Франковской области; Бережанский, Бучацкий, Зборовский, Козовский, Монастырский и Красноармейский районы Тернопольской области.

Научные исследования календарной обрядности населения Ополья на украинском уровне представлены лишь частично. Первые научные работы в изучении календарной обрядности украинцев начали появляться с начала XIX века, но основная часть исследований этого вопроса пришлась на вторую половину XIX - начало ХХ вв.

Для исследования традиций Ополья большое значение имеют этнографические работы одного из активных деятелей т.н. «Русской Троицы» -Я. Головацкого, который в своих исследованиях сообщил о первых упоминаниях, названии и существования Ополья: «Опольем называется у народа вост. часть Галичины Тернополь, Чортк. и Бережан» [8, с. 330].

Богатый фактологический материал народных обычаев и обрядов украинцев можно почерпнуть у украинских историков и этнографов XIX века, к которым можно отнести П. Чубинского [32] и В. Гнатюка [6; 7].

Большое количество этнографического материала издавалось в журнале «Киевская старина» в 80-х годах XIX века. В печати выходили материалы по календарной обрядности Х. Ящуржинского [33], Н. Сумцова [31], В. Боцяновського [2, с. 83].

В конце XIX века этнографические исследования календарной обрядности населения Галичины достигли своего апогея.

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2015. № 4. www.st-hum.ru

Здесь стоит отдельно отметить этнографическую деятельность этнографа И. Кузива, который в своей публикации «Життя-буття, звича! i обича! прського народу» рассказывает о верованиях и предрассудках населения, в частности о праздновании Щедрого вечера и Купала [17]. В 90-х годах XIX века свои наработки в изучении песенного фольклора украинцев в книге «Огляд укра!нсько-русько! народно! поезп» [16] описал Филарет Колесси. А известный украинский ученый Владимир Кубиёвич опубликовал краткое описание «ОрШа ир1а^ (Opillja)», в котором обозначил Ополье как западную часть Подолья [11, с. 1857-1858].

Выдающийся польский этнолог начала ХХ века Адам Фишер в своей работе «Русини. Нарис етнографп РусЪ> («Rusini. Zarys etnografji Rusi») отмечал, что в Бобрецком, Львовском, Рогатинском, Перемышлянском уездах и в соседней части Подолья вдоль реки Серет проживают ополяне («powiaty bobreski, lwowski, rohatynski, przemyslanski i s^siednia cz^sc Podola po Seret zamieszkuj^ Opolanie») [34, с. 9].

Важное место в польской историографии занимает работа известного исследователя Оскара Кольберга. В его обширном сборнике «Народ, його звича!, спошб життя, мова та ш.» («Lud, jego zwyczaje, sposob zycia, mowa i td.») восемь томов посвящено этнографическому описанию территории Западной Украины. А в монографии «Русь Червона» («Rus Czerwona») ученый составил описание многих населенных пунктов Галичины [35, с. 24].

В начале ХХ века качественно новым этапом в истории этнографической науки стала деятельность этнографической комиссии Научного общества им. Т. Шевченко. Важную этнографическую базу исследований календарной обрядности Восточной Галичины и, в частности, Ополья составили члены созданной при Обществе в 1898 году Этнографической комиссии. Именно они осуществили масштабные экспедиции в Галичине, результатами которых стало издание ряда научных материалов, в том числе и ценные сведения по этнографии Ополья.

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2015. № 4. www.st-hum.ru

В 1928 году увидела свет научная работа К. Сосенко «Культурно-юторична постать староукрашських свят Рiздва i Щедрого Вечора» [30], посвященная историческому и этнографическому аспекту праздника Рождества Христова. К. Сосенко сделал сравнительный анализ материалов мифологических и религиозных верований славянских и восточных народов. Дав максимальную характеристику семантическим символам и атрибутам празднования староукраинского Святого вечера и Рождества, К. Сосенко руководствуясь культурно-историческим методом, впервые поставил вопрос о староиранских влияниях на украинскую духовную культуру. Исследователь доказывал и выделял схожую месячную символику в зимних праздниках. Особенно в праздновании Святого вечера. В своей работе К. Сосенко поставил себе цель разобраться с вопросом о корнях староукраинских праздников новогодне-рождественского календарного цикла. Он рассмотрел предрождественский календарный период, характеризирующий различные мистические и символические космогонические явления огня, воды и земли. В своей работе автор объясняет значение и структуру символико-ритуальных рождественских обрядов, начиная со Святого вечера и заканчивая колядками.

Особого внимания заслуживает труд львовского этнолога Ю. Гошка в монографии «Населення Украшських Карпат XV - XVIII ст. Заселення. М^раци. Побут», в которой автор привел интересные свидетельства о календарной обрядности населения Карпатского региона, в том числе ополян [10].

Важный теоретический и практический материал календарных обрядов весенне-летнего периода в восточнославянских народов XIX-XX вв. дает советская исследовательница В.К. Соколова в своем труде «Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев XIX - начало XX вв.» [29]. Она посвятила свой труд летней обрядности, в частности, символическому свойству воды и огня. Например, описала традицию купаний на праздник Ивана Купала, указав на очистительный характер омовений [29, с. 96]. В.К. Соколова показала

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2015. № 4. www.st-hum.ru

первооснову земледельческих обрядов и их связь с народным календарем, выделяя игровые особенности некоторых обычаев и обрядов.

Этнографические исследования Комиссии Общества Шевченко продолжились в работах украинских эмигрантов. Их научные исследования публиковались в десятитомной «Энциклопедии украиноведения», которая в течение 1955-1984 годов издавалась на средства украинской диаспоры.

Важное значение для всестороннего раскрытия исследуемой тематики имеют работы ученых украинской диаспоры - А. Воропая [5], С. Килимника [13; 14], Ю. Катрия [12] и др.

Здесь особо следует выделить исследователя украинской обрядной тематики С. Климкина. В своих работах автор говорит о дохристианских элементах в обычно-обрядовой культуре украинцев [13]. Говоря об исследованиях С. Климкина, следует отметить их оригинальность и актуальность. Так С. Килимник одним из первых украинских этнографов исследовал вопрос происхождения календарной обрядности и, пришел к выводу, что она имеет дохристианскую основу. С. Килимник впервые предложил полную классификацию колядок по следующей структуре: детские, взрослые, хозяев, девичьи.

Не менее ценный материал заслуживает двухтомное исследование А. Воропая «Звича! нашого народу. Етнографiчний нарис» [5]. Автор представляет общее научное описание и анализ украинских календарных обрядов. А. Воропай подробно исследует предрождественский обрядовый период. А сам рождественский период он описывает, начиная со Святого вечера.

Одним из энергичных собирателей устной словесности Галичины, в том числе Ополья, был Осип Роздольский (1871-1945). Уже с начального этапа научной деятельности его интересовали фольклорные материалы. Так в 1894 году он опубликовал несколько народных песней, которые записал в селе Гаях Львовского уезда (ныне Пустомытовский район) [28, с. 587]. В начале ХХ века

О. Роздольский одним из первых использовал фонограф для изучения песенной культуры Восточной Галичины. Он обследовал территории современных

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2015. № 4. www.st-hum.ru

Пустомытовского района Львовской области, Бережанского района Тернопольской области, Рогатинского района Ивано-Франковской области. Собранный в селах региона в течение 1900-1902 годов материал лег в основу сборника «Галицко-русские народные мелодии» [28, с. 588].

Стоит отметить украинскую исследовательницу И. Волицкую и ее труд «Театральш елементи в традицшнш обрядовост украшщв Карпат кшця Х1Х -початку ХХ ст.» [4], в котором глубоко раскрыто содержание рождественсконовогодней обрядности населения украинских Карпат.

В ряде обобщающих историко-этнографических работ охарактеризованы отдельные элементы духовной культуры края. Среди них труды Л. Артюха [1] и Т. Гюнтера [9]. Эти авторы в своих исследованиях описали основные особенности традиционной украинской праздничной кухни (в частности, кутьи и других рождественских блюд).

Немалый вклад в исследовании этнокультурных традиций Ополья внесли современные ученые. Здесь следует сказать об этнографических сборниках «Народна творчють та етнографiя» и «Народознавчi Зошити». В них молодые ученые исследовали особенности календарных обычаев и обрядов ополян. В частности, среди авторов сборника «Народознавчi Зошити», следует назвать таких как Г. Коваль [15], Г. Виноградская [3], А. Серебрякова [25], Г. Сокол [28] .

В новейший период на территории Ополья активизировались этнографические исследования. Записи обрядовых песен, в частности, гаивок (укр. - гагвки, обрядовые песни заклинательного характера, сопровождающие восточнославянский обряд кликания (гуканья) весны), проводил в 1992-1995 годах тернопольский ученый А. Смоляк [26].

Песни летнего цикла календарно-обрядовой поэзии в современных записях почти не зафиксированы. Известно, что на Троицу в XIX веке в селе Поручин происходил т.н. обходной обряд - «Вильха», который описал Б. Лепкий [21]. И. Остапик в своей статье «Опшля: contra i pro ^зь призму колядно-щедрiвочноi традицп» дал обстоятельную характеристику сведений об

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2015. № 4. www.st-hum.ru

Ополье как историко-этнографическом регионе. Автор максимально раскрывает образ огня в колядно-щедривочной традиции [22, с. 124].

Б. Кузминская в статье «Демонолопчш персонажi Опшля» попыталась проследить демонологические представления населения Ополья. Особый акцент она сделала на выявлении характерных особенностей различных демонологических персонажей и их названиях. Наиболее распространенными на Ополье, по словам Б. Кузминской, является образ волшебниц. Автором впервые зафиксирован ранее не описанный в научной литературе образ богини и новое название демонологической фигуры домового - «беге» или «безе» [18, с. 150]. При этом, главные характеристики самого домового не выпадают из общепринятой в Украине системы понятий и образов [18, с. 162]. В другой статье Б. Кузминской «Традицшш уявлення опшян про вроки та урекливих» рассмотрены традиционные представления ополян о так называемом «сглазе». Указывается особая роль в распространении «сглаза» отдельными людьми, которые в силу определенных природных свойств могут «сглазить». Приведены народные способы противодействию «сглазу», т.н. «сброс сглаза» с помощью огня, воды и вербальных магических формул [19, с. 253].

В статье А. Смоляка под названием «Мобшьш елементи в традицшних народних колядках i щедрiвках Схщного Опшля» проанализирована изменчивость колядко-щедрикових словесных текстов колядок, изучены ритмические формы стиха на синхронном уровне. Автор акцентировал свое внимание на употреблении колядок в репертуаре современных народных исполнителей [27, с. 125].

Стоит отметить этнологические исследования киевского этнолога А. Курочкина. В работе «Новорiчнi свята украшщв. Традицп i сучаснють» ученый проанализировал некоторые формы зимней обрядности украинцев, не выделяя отдельные территориальные этнографические группы. Автор подробно рассмотрел празднично-ритуальную атрибутику Святого вечера [20].

Весомый вклад в изучение календарной обрядности внес Б. Рыбаков в работе «Народный календарь: Народные приметы, пословицы, поговорки и др.»

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2015. № 4. www.st-hum.ru

[23] и особенно в труде «Язычество древних славян» [24], где представил фундаментальную характеристику языческих представлений. Автор пришел к выводу, что время весенне-летних языческих русалий приходилось на вторую половину июня и завершалось праздником Ивана Купала.

Анализ научных исследований, посвященных календарной обрядности украинцев Ополья с середины XIX - начала XXI веков позволил выделить основные этапы изучения вопроса. Первый этап - 40-90-е годы XIX века. В этот период исследования обрядности носили в основном описательный характер. Второй этап - начало ХХ века - 20-е годы ХХ века, когда происходит процесс углубления научного изучения фольклора и сбора этнографических материалов. Третий этап - 70-е года ХХ - начало XXI века, который характеризуется общим ростом научного уровня этнографических исследований. Перечисленные этапы позволяют проследить эволюцию научного изучения обычаев и обрядов календарного цикла ополян и сформировать основные направления исследований вопроса в будущем.

Список литературы:

1. Артюх Л. Гостина в украшщв в контекст комушкацп / Л. Артюх // Народна творчшть та етнографiя. - 2010. - № 3. - С. 64-71.

2. Боцяновский В. Веснянки, петривки и купальные песни / В. Боцяновский // Живая старина. Ред. В.И. Ламанского. - 1894. - Вып. I. - С. 8389.

3. Виноградська Г. Обжинковий вшок у контекст традицшно! жниварсько! обрядовост украшщв на сучасному етат: генеза символу / Г. Виноградська // Народознавчi зошити. - 2001. - №3. - С. .499-502.

4. Волицька В.1. Театральш елементи в традицшнш обрядовост украшщв Карпат кшця XIX - початку XX столггтя / В.1. Волицька. - К., Наукова думка, 1992. - 140 с.

5. Воропай О. Звича! нашого народу. Етнографiчний нарис: у 2 т. / О. Воропай. - К. : Оберш, 1991. - Т. I. - 456 с.

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2015. № 4. www.st-hum.ru

6. Гнатюк В. Га!вки / В. Гнатюк // МатерГали до укра!нсько-русько! етнологп. - 1909. - Т. 12. - С. 35-58.

7. Гнатюк В. Колядки i щедр1вки / В. Гнатюк // Етнограф1чний зб1рник. -Т. 1-2 . - Львiв, 1914. - Т. 35. - 270 с.

8. Головацкий Я. Географический словарь западнославянских и югославянских земель и прилежащих стран / Я. Головацкий. - Вильна, 1884. - С. 330.

9. Гонтар Т. Народне харчування украшських Карпат / Т. Гонтар. - К.: Наукова думка, 1979. - 138 с.

10. Гошко Ю. Населення Украшських Карпат XV - XVIII ст. Заселення. Мшрацп. Побут / Ю. Гошко. - К. : Наукова думка, 1976. - 205 с.

11. Енциклопед1~я укра!нознавства / ПГд ред. В. Кубшович. - Львiв, 1996. -Т.5. - С. 1857—1858.

12. Катрш Ю. Шзнай свш обряд! / Ю. Катрш. - Нью-Йорк-Рим: Видаництво оо. Василiян, 1982. - 493 с.

13. Килимник С. Укра!нський рш в народних звичаях в юторичному освгшеннё в 6 т. / С. Килимник. - Вшншег-Торонто, 1963. - Т. V (Осшнш цикл). - 288 с.

14. Килимник С. Украшський рш у народних звичаях в юторичному освггленш: у 3 кн., 6 т. / С. Килимник. - К. : АТ «Обереги», 1994. - Кн. 1. Т. 1 (Зимовий цикл); Т. 2 (Весняний цикл). - 400 с.

15. Коваль Г. Колядки та щедрГвки з Опшля / Г. Коваль // НародознавчГ зошити. - 2006. - № 5-6. - С. 592.

16. Колесса Ф. Огляд украшсько-русько! народно! поезп / Ф. Колесса. -ЛьвГв, 1905. - 87 с.

17. КузГв I. Жите-буте, звича! i обича! укра!нського народу / I. КузГв // Зоря. - 1889. - Т. 15/21. - С. 263-265.

18. Кузьмшська Б. Демонолопчш персонаж! Опшля / Б. Кузьмшська // ЛьвГвський нащональний ушверситет Гм. I. Франка. НауковГ зошити юторичний факультет. - ЛьвГв, 2005. - Вип. 7. - С. 150-162.

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2015. № 4. www.st-hum.ru

19. Кузьмшська Б. Традицшш уявлення отлян про вроки та урекливих / Б. Кузьмшська // Вюник Львiвського нацiонального ушверситету iM. I. Франка. Серiя iсторiя. - Львiв, 2012. - Вип. 47. - С. 253-261.

20. Курочкш О.В. Новорiчнi свята украшщв. Традицii i сучаснiсть / О. Курочкш. - К.: Наукова думка, 1978. - 192 с.

21. Лепкий Б. Казка мого життя // Лепкий Б. Твори в 2-х т. Т.2 -К.: Дншро, 1991. - С. 317-610.

22. Остапик I. Отлля: contra i pro ^зь призму колядно-ш,едрiвочноi традицп / I. Остапик // Дзвш. - 2005. - С. 118-126.

23. Рыбаков Б. Народный календарь: Народные приметы, пословицы, поговорки и др. / Б. Рыбаков. - Свердловск, 1990. - 268 с.

24. Рыбаков Б. Язычество древних славян / Б. Рыбаков. - М.: Наука, 1981. - 607 с.

25. Серебрякова О. Ритуальне використання воску в дiвочих матримошальних ворожшнях: украшсью звича! та !хш европейсью паралелi /

О. Серебрякова // Народознавчi зошити. - 2006. - № 5-6. - С. 651-657.

26. Смоляк О. Весняна обрядовють Захщного Подшля в контекст украшсько! культури. Монографiя. Ч. II (нотний додаток) / О. Смоляк. -Тернопшь: Астон, 2001. - 392 с.

27. Смоляк О.С. Мобшьш елементи в традицшних народних колядках i щедрiвках Схiдного Отлля / О.С. Смоляк // Науковi записки. Серiя: Мистецтвознавство. - 2011. - № 2. - С. 125-130.

28. Сокш Г. Отлля у дослщженнях галицьких фольклористiв кш. XIX -поч. XX ст. / Г. Сокш // Народознавчi зошити. - 2006. - № 5-6. - С. 587.

29. Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов XIX - начала ХХ в. / В.К. Соколова. - М.: Наука, 1979. -287 с.

30. Сосенко К. Культурно-юторична постать староукра!нських свят Рiздва i Щедрого Вечора / К. Сосенко. - К. : СШТО, 1994. - 344 с.

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2015. № 4. www.st-hum.ru

31. Сумцов Н.О. Писанки / Н.О. Сумцов // Киевская старина. - 1891. - Т. 33. - С. 185-203.

32. Чубинский П. Календарь народных обычаев и обрядов / П. Чубинский. - К., - 286 с.

33. Ящуржинский Х. Культ хлеба в малорусских колядках / Х. Ящуржинский // Киевская старина. - 1893. - Т. XLIII, декабрь. - С. 85-102.

34. Fischer A. Rusini. Zarys etnografii Rusi / А. Fischer. Lwow - Warszawa -Krakow, 1928.

35. Kolberg O. Rus Czerwona. Cz^sc II. Zeszyt 2. / О. Kolberg // Dziela wszystkie. T. 57/2. Wroclaw - Poznan: PTL. L/W, 1979.

Сведения об авторе:

Рева Богдан Васильевич - аспирант кафедры этнологии и археологии Института истории, политологии и международных отношений Прикарпатского национального университета имени Василия Стефаника (Ивано-Франковск, Украина).

Data about the author:

Reva Bogdan Vasilievich - graduate student of Ethnology and Archaeology Department, Institute of History, Political Science and International Relations, Vasyl Stefanyk Precarpathian National University (Ivano-Frankivsk, Ukraine).

E-mail: bohdan.rewa@gmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.