Научная статья на тему 'Календари обществ с разными экономическими системами'

Календари обществ с разными экономическими системами Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
409
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ УКЛАД / ТРАДИЦИОННЫЙ КАЛЕНДАРЬ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / CULTURE / ECONOMIC SYSTEM / TRADITIONAL CALENDAR / COMPARATIVE STUDY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Колесникова Светлана Юрьевна, Кулемзин Владислав Михайлович

Рассматриваются традиционные календари обществ с разными экономическими системами. Описываются характерные особенности формирования календарей в обществах различных хозяйственно-культурных типов: собирателей, охотников и рыболовов, мотыжного, а также плужного земледелия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The calendars of the societies with different economic systems

A calendar as one of the culture elements is a significant sign and a source of the study of the people's worldview. The creation of the common integrated system of the calendars of world people belongs to important problems. A brief review and a comparative study of traditional calendars of societies with different economic systems is given in this paper. The aim of the article is to reveal basic peculiarities of the forming of calendars. Comparative-historical, historical and typological methods are used in the paper. The investigated societies are classified in accordance with 3 types: type 1 hunter-fishers-gatherers, type 2 early farmers-breeders, type 3 developed farmers-breeders. Authors studied various calendars systems originated in these societies according to given types. Researchers give special consideration to calendars of ancient civilizations of Egypt, Mesopotamia, Greece, Pre-Columbian America, China, South-East Asia, India. Main characteristics of the origin and structure of the calendars are investigated in the study. The authors revealed the regularities of the calendars' forming of every society type, showed the general and different features of these calendars. 1) General features. The monoeconomical structure was served by one calendar based on activity of the people. The multieconomical structure resulted in many calendars which were connected with specific sphere of activity. The basis of the forming of calendars was an economical activity; names of the structural elements of calendars (months, microseasons) were markings of fragments of the economical activity and climatic natural conditions of habitation. 2) Different features. The notions "year", "month", notions "moon", "solar" and etc. calendars were not formed in the societies of the 1 type. The notions "year", "month", notions "moon", "solar" and etc. calendars were formed in the societies of the 2, 3 type. The structural elements of the calendars of the 1 type societies were "microseasons" time periods without fixed beginning, duration and end. The structural elements of the calendars of the 2, 3 types societies were "months" time periods with fixed beginning, duration and end. Reasons of the calendar's forming of the societies of the 3 type were not only the economical activity, but the religious activity, developing of the authority and administrative services. Names of the months and microseasons of the calendars of the 1 and 2 types societies were markings of fragments of the economical activity and climatic natural conditions. Names of the months of the calendars of the 3 type society were both markings of fragments of the economical activity and climatic -natural conditions and other designations (names of gods, numerals, signs of the zodiac etc.).

Текст научной работы на тему «Календари обществ с разными экономическими системами»

Вестник Томского государственного университета. История. 2018. № 55

УДК 39

Б01: 10.17223/19988613/55/19

С.Ю. Колесникова, В.М. Кулемзин КАЛЕНДАРИ ОБЩЕСТВ С РАЗНЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ

Рассматриваются традиционные календари обществ с разными экономическими системами. Описываются характерные особенности формирования календарей в обществах различных хозяйственно-культурных типов: собирателей, охотников и рыболовов, мотыжного, а также плужного земледелия.

Ключевые слова: культура; хозяйственный уклад; традиционный календарь; сравнительный анализ.

Календарь как один из элементов культуры является значимым показателем и источником изучения мировоззрения того или иного народа. Неудивительно, что рассмотрению календарей разных обществ посвящено большое количество научных работ. В трудах философов, историков, этнографов, лингвистов и ученых других научных направлений представлено многоплановое исследование календарей. В частности, в ряде работ рассматривались особенности календарей конкретных народов, в некоторых работах проводился типологический анализ разных календарей многих обществ. Авторы анализировали способы презентации календарей (металлические, деревянные, каменные, устные и пр.), отдельные исследователи предпринимали попытки дать классификацию календарных систем и пр. Представить обобщенную целостную картину календарных систем народов мира трудно (по разным причинам). В данной статье предлагается краткий обзор и анализ традиционных календарей обществ с разными экономическими системами. Целью работы является выявление основных особенностей формирования традиционных календарей.

Предлагаемый анализ календарей базируется на известной классификации обществ по хозяйственно-культурным типам (ХКТ). Согласно этой классификации выделяются три основных группы, отличающихся друг от друга все более и более высокой производительностью труда: 1-я группа - общества с преобладающей экономической ролью охоты, собирательства и отчасти рыболовства (так называемая культура охотников, собирателей, рыболовов); 2-я группа - общества с преобладанием мотыжного (ручного) земледелия и животноводства (культура ранних земледельцев и скотоводов); 3-я группа - ХКТ плужного (пашенного) земледелия с использованием тягловой силы домашних животных [1. С. 177-221].

Авторами данной статьи в ряде работ уже было проведено исследование традиционных устных календарей обществ, проживавших в разных природно-климатических зонах, основанное на упомянутой выше классификации [2-4]. Авторы более детально исследовали календари обществ 1-го и 2-го ХКТ. В качестве основных выводов исследования были выявлены некоторые

закономерности формирования традиционных устных календарей упомянутых обществ.

Календарь обществ с 1-м ХКТ. 1. У охотников, собирателей, рыболовов не было и не могло быть понятий «год», «месяц». 2. У охотников, собирателей, рыболовов не могло быть понятий «лунный», «солнечный» календарь. 3. Календарь охотников, собирателей, рыболовов представляет собой совокупность временных отрезков - микросезонов - без четко зафиксированных начала, продолжительности и окончания. Их количество 12-13. 4. Причины возникновения календаря и мотивация для формирования тех или иных микросезонов основана в большинстве случаев на хозяйственной деятельности этносов. 5. Названия микросезонов представляют собой в основном обозначения фрагментов хозяйственной деятельности членов обществ и природно-климатических факторов, типичных для территории проживания этноса.

Календарь обществ со 2-м ХКТ. 1. Понятия о месяце и годе (вероятно, солнечных) у ранних земледельцев и скотоводов могло быть. 2. У ранних земледельцев и скотоводов могли быть понятия «лунный», «солнечный» календарь. 3. Календарь представлял собой совокупность месяцев с фиксированными продолжительностью, началом и окончанием. Их количество 12-13. 4. Причины возникновения календаря и мотивация для формирования тех или иных месяцев основана в большинстве случаев на хозяйственной деятельности этносов. 5. Названия месяцев представляют собой в основном обозначения фрагментов хозяйственной деятельности членов обществ и природно-климатических факторов, типичных для территории проживания этноса. Видно, что в формировании календарей обществ 1 -го и 2-го ХКТ присутствуют как общие черты, так и принципиальные различия (пп.1-3).

В данной статье в качестве продолжения сравнительного исследования рассмотрим особенности формирования календарей некоторых наиболее исследованных обществ 3-го ХКТ, в которых ведущее место занимают пашенное земледелие и скотоводство. К ним можно причислить календари древних цивилизаций Египта, Месопотамии, Греции, доколумбовой Америки, Китая, Юго-Восточной Азии, Индии.

1. Древний Египет. В ходе своей истории Египет использовал несколько видов календарей. Возможно, на заре своего существования Египет имел лунный календарь. Лунный месяц начинался утром, когда убывающая луна становилась невидимой. Соответственно, календарные дни начинались в Египте с восходом солнца. Лунные месяцы имели длину 29 или 30 дней, но последовательность «полных» и «пустых» месяцев находилась в весьма сложной зависимости от движений Солнца и Луны [5. С. 794]. Многие религиозные праздники по своей природе ассоциировались с фазами Луны и поэтому были зафиксированы в лунном календаре.

Около IV тысячелетия до н.э. Египет как сельскохозяйственное государство не мог удовлетвориться простым лунным годом. Деятельность его жителей очень сильно зависела от Нила, от разлива вод и их убывания. Важность этого факта привела к пониманию, что год должен начаться с лунным месяцем, соответствующим началу половодья. Но начало разлива вод очень непостоянно (с начала мая до начала июня, иногда «разброс» составлял около двух месяцев). Как следствие, древние египтяне попытались найти более точную основу для фиксации длины лунного года, для чего стала использоваться звезда Сириус. Однако хотя календарь, основанный на разливе Нила и появлении Сириуса, удовлетворял потребностям земледельческой и религиозной деятельности, он был недостаточен для административного руководства. Поэтому позже, приблизительно в III тысячелетии до н.э., в Египте был изобретен гражданский календарь [6. С. 229].

Гражданский календарь Древнего Египта - солнечный календарь. Он использовался в основном в административной и хозяйственной жизни Египта, так как из-за непредсказуемости вставок в лунном календаре по нему часто невозможно было указать заранее дату какого-либо будущего события. Сначал продолжительность года была установлена в 360 дней. Год делился на 12 месяцев по 30 дней, месяц - на три большие недели по 10 дней или 6 малых недель по 5 дней. Греки назвали их соответственно декадами и пентадами. В дальнейшем продолжительность года была уточнена. В конце года стали добавляться пять дополнительных дней, которые считались праздниками богов, т.е. было осуществлено «усреднение» серии лунных и сельскохозяйственных лет. Гражданский календарь был универсальным для всего государства, несмотря на существование религиозного лунного календаря, основанного на простом наблюдении.

Самым древним из египетских календарей, о которых есть более или менее достоверные данные, является календарь XVIII Династии (1500 г. до н.э.). Он имел три компонента: а) примитивный сезонный календарь, основанный на годовом половодье Нила и падении уровня воды в нем; б) сложная система магических ритуалов, способствующих тому, чтобы гарантировать ежедневное возвращение солнца из подземного мира и появление богатых вод Нила в нужный сезон; с) четко

структурированный календарь праздников, не имевший прямого астрономического значения, но основанный на системе счета дней [5. С. 121].

2. Древняя Месопотамия. Как и в Древнем Египте, сельскохозяйственный характер цивилизации на определенном этапе обусловливал преимущественную важность сезонов солнечного года. Соответственно, появились попытки соотносить лунные месяцы более или менее точно с сельскохозяйственными сезонами. Это привело к добавлению, когда это было необходимо, 13-го месяца к обычному 12-месячному календарю. На протяжении многих веков эти вставки (интеркаляции) осуществлялись произвольным способом в зависимости от сельскохозяйственной ситуации. При этом города, удаленные друг от друга на небольшие расстояния, могли иметь совершенные различные способы добавления 13-го месяца. Всякий раз, когда того требовали нужды хозяйственной деятельности, использовались исключительно формальные гражданские месяцы с фиксированной длиной в 30 дней, а не реальные лунные месяцы.

Одним из государств, в котором уже примерно в III тысячелетии до н.э. удалось при счете времени разработать относительно четкий лунно-солнечный календарь, был Древний Вавилон - одно из могущественных государств Древней Месопотамии. Древневавилонский календарный год состоял из 12 месяцев, названия которых в основном были связаны с особенностями быта древних вавилонян. Например, в названии месяца «Нисану» имеется корень, значение которого «двигаться», «Айру» значит «яркий», «Абу» - «враждебный», «Ша-бату» - «Разрушение» (дождями и ливнями) и т.д. Добавочные месяцы в календарь вставлялись по распоряжению властей. Сам месяц начинался в тот вечер, когда впервые вскоре после захода Солнца на небе был виден новый серп Луны. Поэтому и сутки в Древнем Вавилоне начинались с вечера [7. С. 170-171].

Другие жители Древней Месопотамии, шумеры, изначально имели лунный календарь [8. С. 226]. В основе отсчета времени лежали наблюдения за фазами Луны, месяц начинался вечером с появлением полумесяца, календарный день начинался с заходом солнца. Лунный календарь служил для нужд сельскохозяйственной деятельности и определения религиозных праздников, Названия месяцев соответствовали видам деятельности, праздникам или именам богов. Впоследствии шумеры, как и египтяне, приблизительно в 2500 г. до н.э. стали пользоваться лунно-солнечным календарем с определенными, хотя и неизвестными нам, правилами вставки 13-го месяца. Этот календарь применялся для урегулирования ведения финансовых и других видов деятельности.

3. Древняя Греция. Изначально календарь Древней Греции был довольно примитивным, в нем распознавались отрезки дня, дни считались рассветами [9. С. 362363]. Были известны четыре сезона, а также определенные фазы звезд и солнцестояние. Древние греки знали лунные месяцы, но никак их не называли. Однако, как

в Египте и в других государствах, усложняющееся хозяйство требовало новых приемов и способов счета времени.

Для своевременного проведения земледельческих работ греки согласовывали свою жизнь со сменой времен года, с видимым годичным движением Солнца по небу [7. С. 174]. Приблизительно в IX в. до н.э. древние греки знали, как в ритме со сменой сезонов изменяется вид звездного неба. Эту ежегодно повторяющуюся смену видимости звезд они и использовали в быту как своеобразный солнечный календарь. Сутки у древних греков начинались с заката Солнца и состояли из ночи и следующего за ней дня. День они делили на пять частей («рано», «перед полуднем», «полдень», «пополу-денное время», «вечер»). На протяжении суток греками использовались специальные приборы для измерения времени - гномон (солнечные часы) и скафис (солнечные часы в виде чаши-полусферы).

Приблизительно в I в. до н.э. в своей деловой и общественной жизни греки пользовались лунно-солнечными календарями. Календарный год при данной системе состоял из 12 месяцев. Названия месяцев этих календарей происходили обычно от названий празднеств, отмечавшихся в соответствующем месяце. По некоторым данным, первоначально древние греки начинали свой год с зимнего солнцестояния. Потом начало года было перенесено на летнее солнцестояние. Дни месяца древнегреческого календаря делились на три декады. Первые 10 дней просто считались - с первого по десятый, 9 следующих назывались «первым», «вторым» и так далее с прибавлением слов «после десяти», остальные дни считались в обратном порядке «девятый от конца месяца», «восьмой от конца месяца» и т.д. Примечательно, что древние греки в каждый день месяца чествовали одного или нескольких богов, которым был посвящен этот день.

4. Доколумбовая Америка. В глубокой древности (к концу I тысячелетия до н.э.) на Американском континенте, на территории Мезоамерики (ориентировочно Центральная и Южная Мексика, Гватемала, Белиз, западные районы Сальвадора и Гондураса) и в Андах (Боливия, Перу) возникли совершенно уникальные раннеклассовые цивилизации майя, сапотеков, кечуа, инков и др., достигшие высокого уровня культуры. Но ни у одного из народов древней Америки не обнаружено таких высокоразвитых календаря и системы времяисчисления, как у древних майя классического периода (начало нашей эры - IX в. н.э.) [10. С. 136]. Практические нужды сельского хозяйства вызвали к жизни точный календарь, который стал в руках жречества могучим орудием идеологического воздействия на массы. Точное летосчисление, возникшее сначала из календарных потребностей, позже было связано с чисто религиозными учениями о смене богов, управляющих Вселенной, и с культом правителя города-государства.

Во всех майяских системах календаря основной единицей является день («к'ин»). О делениях дня на какие -то части (часы, минуты) у майя мы ничего не знаем.

Вероятно, день начинался в момент солнечного заката или восхода. Весь календарь майя представлял собой сложный механизм из циклов различных размеров. Основой его был период в 260 дней, состоявший из комбинации «недельного» цикла (13 дней) и «месячного» (20 дней). 20-дневный месяц является, по-видимому, промежутком времени от посева до прополки посевов [7. С. 234]. Каждый день месяца имел свое название, напоминающее о самом важном в это время. Как полагают исследователи культуры майя, 260-дневный период вначале был промежутком времени от посева до сбора урожая. Последовательность восемнадцати 20-дневных месяцев составляла 360-дневный год, к концу которого добавляли 5 дней, носивших название «дней без имени». 260-дневный период имел распространение по всей Мезоамерике и, очевидно, был тем зерном, из которого выросли все остальные календарные системы. Происхождение его неясно, но, вероятнее всего, его истоки надо искать в сельскохозяйственной деятельности древних обитателей Мезоамерики. Таким образом, майя использовали одновременно три разных года - год продолжительностью в 260 дней («цолькин»), год в 360 дней («тун»), год в 365 дней («хааб»).

Кроме этих основных циклов майя использовали и ряд других, самого разнообразного характера. Среди них можно назвать прежде всего 52-летний цикл (вечный календарь майя, календарный круг), а также 9-дневную неделю, цикл в 819 дней, 17-дневную неделю богов земли, цикл планеты Венера, лунный цикл. Важное значение имел «долгий счет» (летосчисление по эре, происхождение которого не совсем ясно), который мыслился у майя также циклически (после завершения 13 больших циклов отсчет начинался заново, период составлял 347 000 лет) [10. С. 139].

Что касается других высокоразвитых государств Мезоамерики, то в основе их календарных систем в основном лежали, как и у майя, два основных календаря -260-дневный (часто называемый в зарубежной литературе ритуальным, служащий для религиозных целей, предсказания будущего и пр.) и 365-дневный (так называемый годовой, предназначенный как для религиозных, так и для практических сельскохозяйственных целей) [11. С. 255-257]. У ацтеков кроме этих двух основных применялся широко и 52-летний цикл.

5. Древний Китай. Народы Китая уже в глубокой древности вели счет дням по сменам фаз Луны. Но их ежедневные потребности, весь уклад их жизни, земледельческий цикл работ вынуждали как можно тщательнее определять наступление тех или иных годичных сезонов, совершенствовать календарь. Древнекитайские астрономы установили продолжительность синодического месяца в 29,5 дня и солнечного года в 366 дней. Издревле в Китае было принято делить месяц на три декады. Порядковые обозначения дней декады назывались «десять небесных ветвей» Для обозначения месяцев года использовались 12 символов («12 земных

ветвей»), которые соответствовали названиям созвездий и названиям животных [7. С. 194].

Рядом с календарями, в которых как число месяцев в году, так и количество дней в месяце были различными, в Древнем Китае примерно с XXVI в. до н.э. существовал счет времени по циклам, где каждый цикл состоял из 60 лет. Фактически 60-летний китайский циклический календарь является лунно-солнечным. Число 60 является результатом умножения двух характерных чисел - 5 и 12. Число 5 символизирует пять стихий (вода, огонь, металл, дерево, земля), число 12 соответствует промежутку времени, на протяжении которого «царственная» планета Юпитер проходит через 12 созвездий. Составными элементами 60-летнего цикла являлись десятичный цикл «небесных ветвей» и двенадцатеричный цикл «земных ветвей».

Одна из особенностей формирования китайских календарных систем состояла в том, что почти каждый император стремился провести реформу старого календаря и сформировать свой собственный календарь (что не всегда приводило к улучшению способа времясчисления). Например, по мнению Е.Р. Лича, на определенном этапе в Древнем Китае существовали два календаря - один для крестьян, основанный на сезонах, другой для писарей, он представлял собой систему чисел [5. С. 121]. Таким образом, систем счета времени в Древнем Китае было много, и здесь продемонстрированы лишь некоторые.

6. Юго-Восточная Азия. Вьетнам. Некогда у жителей Вьетнама - вьетов - существовал календарь, основанный на лунных периодах, также использовался лунно-солнечный древнекитайский календарь. Широко распространена традиция исчисления времени по циклам: десятеричному (ему соответствуют планеты) и двенадцатеричному, состоящему из «земных ветвей», отождествленных с названиями 12 животных. Существовала также практика определения событий по династиям [12. С. 34-37].

Бали. У балийцев зафиксированы три календаря, принадлежащие по своему происхождению к трем разным культурам: балийский, индо-балийский, григорианский. Первые два календаря являются календарями народными, связанными с земледельческими работами -основным занятием балийцев. Балийский календарь представляет собой уникальную комбинацию дней, каждый из которых имеет свое название и в течение одной недели, состоящей из десяти дней, и на протяжении года повторяется несколько раз. Индо-балийский календарь сака - лунно-солнечный, известен на Бали, видимо с I тысячелетия н.э. Он регулировал не только сельскохозяйственную деятельность, но и религиозную. Существовал на Бали и жреческий календарь, предназначенный для регулирования хозяйственных занятий. Он был основан не на астрономических наблюдениях, а лишь на наблюдениях круговорота природных явлений на Бали [Там же. С. 354-357].

Камбоджа. Времяисчисление в Камбодже было тесно связано с хозяйственной деятельностью кхмеров -

жителей Камбоджи. Год издавна был лунно-солнечным, и счет времени велся по лунно-солнечному календарю. Заимствованный из Индии, этот календарь (пракраде-тин, прадетин) основывался на движении Луны вокруг Земли и корректировался затем с учетом обращения Солнца по эклиптике. С древних времен составление календаря находилось в ведении дворцовых жрецов (хора), выполнявших функции астрономов. Кхмерский лунно-солнечный календарь группирует дни в лунные месяцы, лунные месяцы - в годы, а годы - в большие шестидесятилетние циклы. Лунные месяцы, именовавшиеся санскритскими терминами, для упрощения написания в письмах и документах обозначались порядковыми числительными. Кроме того, кхмеры также использовали месяцы солнечного календаря. Они обозначались, как и месяцы лунного календаря, санскритскими терминами и соотносились со знаками зодиака.

Шестидесятилетний цикл используется кхмерами, как и другими народами Юго-Восточной Азии, с давних времен. Он основан на сочетании особого десятилетнего (десятеричного) и двенадцатилетнего (двена-дцатеричного) животного цикла. В Камбодже (как и в Таиланде и Лаосе) использовались также три традиционные эры в летосчислении. До середины 1970-х гг. в стране официальной считалась Буддийская эра (Путха сакарать), начинающаяся с 543 г. до н.э., она использовалась как в быту, так и для религиозных целей. Великая эра (Сака, Маха сакарать) восходит к 78 г. н.э. Точное происхождение этой эры неизвестно. Использовалась изначально в Индии, затем была распространена в Юго-Восточной Азии. Малая эра (Тьолла сакарать), вероятно, бирманского происхождения, началась в 638 г. н.э., была принята и адаптирована кхмерами под влиянием сиамцев. Использовалась населением для деловой переписки, оформления деловых бумаг до первой половины XX в.

Существует еще четвертая эра - христианская (новая), которая появилась в Камбодже в конце XIX в., после установления французского протектората. Она широко используется в административной жизни, хотя полностью не вытеснила традиционные эры исчисления. В целом календарь кхмеров является уникальной многослойной системой, сочетающей в себе черты индийской, китайской, индо-иранской, бирманской и других культур. В основе календаря лежит преимущественно хозяйственная, а также религиозная и государственная деятельность кхмеров. Эти базовые сферы жизни обусловили появление того или иного компонента календаря [Там же. С. 150-155].

Индия. По мнению исследователя протоиндийского календаря М.Ф. Альбедиль, протоиндийский календарь земледельцев сформирован из трех подсистем: солнечной (земледельческой), государственной (гражданской) и жреческой (ритуальной). Названия каждой подсистемы отражают природно-климатические условия проживания, особенности флоры и фауны, поведения животных. В обозначениях месяцев жреческого календаря проявляется тесная смысловая связь представлений

о времени с жертвоприношением, так как базовым словом календаря является слово «жертва». В качестве основного, базового цикла времени был выделен прото-индийцами год, который членился на более мелкие циклы - полугодия, каждое полугодие делилось на сезоны, состоящие из месяцев, месяцы (лунные) делились на светлую и темную половины. Было понятие «большой год» - пятилетие, основанное на лунно-солнечном согласовании. Кроме того, был еще 12-летний цикл, основанный на согласовании движения Солнца и Юпитера. Года 12-летнего цикла имели символы: 12 зверей и 12 растительных символов. Существовал у протоиндийцев и 60-летний цикл Юпитера, совмещавший 5-летие с 12-летием. Для обозначения годов в 60-летнем цикле употреблялись два набора символов: 5 символов стихий и 12 растительных символов. Этот цикл рассматривался как «сезон богов». [13. С. 81, 82, 92-94].

Представленный краткий обзор календарных систем обществ 3-го ХКТ показывает, что причины, механизмы, время формирования календарей достаточно разнообразны. Самые главные особенности этих календарей

Исследование позволяет сделать три основных вывода.

1. Существуют общие черты и различия в формировании календарей обществ с разными экономическими системами. В качестве единой основы календарей всех трех типов обществ можно считать хозяйственную деятельность. Названия составляющих элементов календаря (микросезонов, месяцев) в основном представляют собой обозначения фрагментов деятельности членов обществ и природно-климатических условий проживания.

2. Можно говорить о том, что в рассматриваемых обществах моноукладное хозяйство обслуживалось одной календарной системой, основанной на конкретных занятиях людей. Полиукладность хозяйства привела к созданию нескольких календарей, каждый из которых соотносился с определенной сферой деятельности членов общества.

заключаются в следующем. 1. У земледельцев было сформировано понятие о месяце и годе. 2. У земледельцев были сформированы понятия «лунный», «солнечный» календарь. 3. Календарь представлял собой совокупность месяцев с фиксированными продолжительностью, началом и окончанием. 4. Причиной формирования календарей развитых земледельцев является не только хозяйственная деятельность и необходимость ее регулирования. Важными основаниями можно считать также развитую религиозную деятельность в ряде обществ, явно выраженную развитость институтов власти и административных структур в некоторых обществах. 5. Названия месяцев представляют собой как обозначения фрагментов деятельности членов обществ и природно-климатических факторов, так и другие названия (имена богов, числительные и пр.).

Таким образом, нами рассмотрены некоторые особенности формирования календарных систем обществ 1-го ХКТ - охотников, рыболов, собирателей, 2-го ХКТ -ранних земледельцев и скотоводов, а также отличительные черты календарей обществ 3-го ХКТ - пашенных земледельческих обществ (таблица).

3. Исследование основывается на характеристике обществ, утративших во многом на сегодняшний день свой традиционный уклад. Восстановить древний исторический пласт в большинстве случаев не представляется возможным. Понятно, что календари таких обществ давно забыты, не используются членами обществ, заменены современными универсальными календарями. Поэтому календарные системы во многих научных трудах и в данной статье представлены лишь фрагментарно, информация о них лишена стройности и четкости изложения. Но даже представленный здесь краткий обзор и анализ показывают, насколько разнообразны и уникальны были системы счета времени рассматриваемых обществ. Безусловно, более подробный детальный анализ календарей хотя бы одного из описанных обществ внесет вклад в развитие исторической науки.

Различия календарных систем обществ трех хозяйственно-культурных типов

Общества 1-го ХКТ Общества 2-го ХКТ Общества 3-гор ХКТ

Не были сформированы понятия «год, месяц» Были сформированы понятия «год, месяц» Были сформированы понятия «год, месяц»

Не были сформированы понятия «лунный», «солнечный» календарь Были сформированы понятия «лунный», «солнечный» календарь Были сформированы понятия «лунный», «солнечный» календарь

Основными составляющими элементами календарей были «микросезоны» - временные отрезки без фиксированных начала, продолжительности и окончания Основными составляющими элементами календарей были «месяцы» - временные отрезки с фиксированными началом, продолжительностью и окончанием Основными составляющими элементами календарей были «месяцы» - временные отрезки с фиксированными началом, продолжительностью и окончанием

_ _ Причина возникновения календаря - развитая религиозная деятельность

_ _ Причина возникновения календаря - развитие институтов власти и административных структур

Названия микросезонов представляют собой в основном обозначения фрагментов хозяйственной деятельности членов обществ и природно-климатических факторов, типичных для территории проживания этноса Названия месяцев представляют собой в основном обозначения фрагментов хозяйственной деятельности членов обществ и природно-климатических факторов, типичных для территории проживания этноса Названия месяцев представляют собой как обозначения фрагментов деятельности членов обществ и природно-климатических факторов, так и другие обозначения (имена богов, числительные, знаки задиака и пр.)

ЛИТЕРАТУРА

1. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы. Расы. Культуры. М., 1985. 271 с.

2. Колесникова С.Ю. К проблеме формирования календарных названий охотников, собирателей, рыболовов // Вестник Томского государствен-

ного педагогическогоуниверситета. 2004. Вып. 4 (41): Серия: Гуманитарные науки (история, археология, этнология). С. 98-103

3. Колесникова С.Ю. Универсальная модель календаря в традиционной культуре народов мира : дис. ... д-ра культурологии. Томск, 2000. 302 с.

4. Кулемзин В.М., Лукина Н.М. Васюганско-ваховские ханты, 19-20 вв. Томск : Изд-во Том. ун-та, 1977. 225 с.

5. Leach E.R. Primitive Time-reckoning // A History of Technology. 1954. Vol. 1. P. 110-127

6. Saggs H.W.F. Civilization before Greece and Rome. London : B.T. Batsford LTd, 1989. 322 p.

7. Климишин И.А. Календарь и хронология. М. : Наука, Глав. ред. физ.-мат. лит., 1990. 480 с.

8. Hawkes J. The first great civilizations. London : Hutchinson, 1973. 475 p.

9. Nillson M.P. Primitive Time-reckoning. London-Paris-Oxford-Leipzig, 1920. 384 p.

10. Кинжалов Р.В. Культура древних майя. Л. : Наука, 1971. 364 с.

11. Smith M.E. The Aztecs. Blackwell Publishers, 1996. 361 p.

12. Календарные обычаи и обряды народов Юго-Восточной Азии. Годовой цикл. М. : Наука ; Вост. лит., 1993. 448 с.

13. Альбедиль М.Ф. Протоиндийское «колесо времени» // Календарь в культуре народов мира. М. : Наука, 1993. С. 70-101.

Kolesnikova Svetlana Y. Tomsk State University (Tomsk, Russia). E-mail: Svetlana_kolesnikova_64@mail.ru Kulemzin Vladislav M. Tomsk State University, Tomsk, Russia). E-mail: bersa@sibmail.com THE CALENDARS OF THE SOCIETIES WITH DIFFERENT ECONOMIC SYSTEMS. Keywords: culture; economic system; traditional calendar; comparative study.

A calendar as one of the culture elements is a significant sign and a source of the study of the people's worldview. The creation of the common integrated system of the calendars of world people belongs to important problems. A brief review and a comparative study of traditional calendars of societies with different economic systems is given in this paper. The aim of the article is to reveal basic peculiarities of the forming of calendars. Comparative-historical, historical and typological methods are used in the paper. The investigated societies are classified in accordance with 3 types: type 1 - hunter-fishers-gatherers, type 2 - early farmers-breeders, type 3 - developed farmers-breeders. Authors studied various calendars systems originated in these societies according to given types. Researchers give special consideration to calendars of ancient civilizations of Egypt, Mesopotamia, Greece, Pre-Columbian America, China, South-East Asia, India. Main characteristics of the origin and structure of the calendars are investigated in the study. The authors revealed the regularities of the calendars' forming of every society type, showed the general and different features of these calendars.

1) General features.

- The monoeconomical structure was served by one calendar based on activity of the people. The multieconomical structure resulted in many calendars which were connected with specific sphere of activity.

- The basis of the forming of calendars was an economical activity; names of the structural elements of calendars (months, microseasons) were markings of fragments of the economical activity and climatic - natural conditions of habitation.

2) Different features.

- The notions "year", "month", notions "moon", "solar" and etc. calendars were not formed in the societies of the 1 type.

- The notions "year", "month", notions "moon", "solar" and etc. calendars were formed in the societies of the 2, 3 type.

- The structural elements of the calendars of the 1 type societies were "microseasons" - time periods without fixed beginning, duration and end.

- The structural elements of the calendars of the 2, 3 types societies were "months" - time periods with fixed beginning, duration and end.

- Reasons of the calendar's forming of the societies of the 3 type were not only the economical activity, but the religious activity, developing of the authority and administrative services.

- Names of the months and microseasons of the calendars of the 1 and 2 types societies were markings of fragments of the economical activity and climatic - natural conditions.

Names of the months of the calendars of the 3 type society were both markings of fragments of the economical activity and climatic -natural conditions and other designations (names of gods, numerals, signs of the zodiac etc.).

REFERENCES

1. Cheboksarov, N.N. & Cheboksarova, I.A. (1985) Narody. Rasy. Kul'tury [Peoples. Races. Cultures]. Moscow: Nauka.

2. Kolesnikova, S.Yu. (2004) K probleme formirovaniya kalendarnykh nazvaniy okhotnikov, sobirateley, rybolovov [On the formation of calendar

names of hunters, gatherers, fishermen]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogouniversiteta — Tomsk State Pedagogical University Bulletin. 4(41). pp. 98-103

3. Kolesnikova, S.Yu. (2000) Universal'naya model' kalendarya v traditsionnoy kul'ture narodov mira [A universal calendar model in the traditional

culture of the peoples of the world]. Culturology Dr. Diss. Tomsk.

4. Kulemzin, V.M. & Lukina, N.M. (1997) Vasyugansko - vakhovskie khanty 19 - 20 vv [Vasyugan-Vakhov Khanty of the 19th - 20th centuries].

Tomsk: Tomsk State University.

5. Leach, E.R. (1954a) Primitive time-reckoning. A History of Technology. 1. pp. 110-127

6. Saggs, H.W.F. (1989) Civilization before Greece and Rome. London: B.T. Batsford LTd.

7. Klimishin, I.A. (1990a) Kalendar' i khronologiya [Calendar and Chronology]. Moscow: Nauka.

8. Hawkes, J. (1973) The first great civilizations. London: Hutchinson.

9. Nillson, M.P. (1920) Primitive Time-reckoning. London-Paris-Oxford-Leipzig: C.W.K. Gleerup.

10. Kinzhalov, R.V. (1971a) Kul'tura drevnikh mayya [Culture of the Ancient Maya]. Leningrad: Nauka.

11. Smith, M.E. (1996) The Aztecs. Blackwell Publishers.

12. Dzharylgasinova, R.Sh., Kryukov, M.V. (eds) (1993) Kalendarnye obychai i obryady narodov Yugo-Vostochnoy Azii. Godovoy tsikl [Calendar customs and rituals of the peoples of Southeast Asia. Annual cycle]. Moscow: Nauka.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Albedil, M.F. (1993) Protoindiyskoe "koleso vremeni" [The Protoindian "time wheel"]. In: Seryov, S.Ya. (ed.) Kalendar' v kul'ture narodov mira

[Calendar in the culture of the peoples of the world]. Moscow: Nauka. pp. 70-101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.