Научная статья на тему 'Как всё начиналось: обзор английской спортивной периодики XVIII - XIX веков'

Как всё начиналось: обзор английской спортивной периодики XVIII - XIX веков Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2893
581
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / СПОРТИВНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / СПОРТ / ИСТОРИЯ / JOURNALISM / SPORTS JOURNALISM / SPORTS / HISTORY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лагутина Марина Дмитриевна

В статье рассматриваются вопросы зарождения спортивной журналистики. Выделяются при-чины появления спортивной журналистики в Англии в XVIII веке. Анализируется содержание первых английских спортивных периодических изданий. Даются биографические зарисовки первых спортивных журналистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The way it all began: review of the British sports periodicals in XVIII-XIX centuries

The article focuses on sports journalism origins, specifies reasons for appearance of sports journalism in Great Britain in the later 18th century and provides a survey of the firsts British sports periodicals and careers of the first sports journalists.

Текст научной работы на тему «Как всё начиналось: обзор английской спортивной периодики XVIII - XIX веков»

УДК 82-92:070

М. Д. ЛАГУТИНА

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ:

ОБЗОР АНГЛИЙСКОЙ СПОРТИВНОЙ

ПЕРИОДИКИ XVIII - XIX ВЕКОВ

В статье рассматриваются вопросы зарождения спортивной журналистики. Выделяются при-чины появления спортивной журналистики в Англии в XVIII веке. Анализируется содержание первых английских спортивных периодических изданий. Даются биографические зарисовки первых спортивных журналистов. Ключевые слова: журналистика, спортивная журналистика, спорт, история.

Английская пресса прошла традиционный путь развития: от первых рукописных газет до многостраничных печатных изданий. В 1753 году общее количество экземпляров газет, продаваемых ежегодно в Великобритании, достигло 7 411 757. К началу XIX века только в Лондоне издавались 52 газеты и более 30 журналов. Причины столь успешного развития британской журналистики были связаны с насыщенной политической и экономической жизнью страны, с введением знаменитого Билля о правах (1689 г.), в котором содержится и признание за каждым гражданином права выражения своих мыслей. Бурный расцвет английской журналистики приходится на XIX век, но основы этого расцвета были заложены уже в XVIII веке. В 1702 году в Лондоне вышла в свет первая ежедневная газета «Daily Courant». В 1791 году начинает издаваться первая воскресная газета «The Observer» (Наблюдатель). В 1785 г. английский типограф Джон Уолтер начал издавать газету «Universal Daily Register» («Универсальный ежедневный журнал»). В 1788 г. издание Джона Уолтера было переименовано в «The Times» («Времена»), и под этим названием газета вошла в историю мировой прессы. Дж. Уолтер заявил, что газета должна быть « подобно хорошо сервированному столу, должна иметь в своём арсенале блюда на любой вкус... и, избегая крайностей держаться золотой середины» [1, с. 50].

В начале XIX века наиболее влиятельными в английской культурной и общественно-политической жизни становятся: «The Edinburgh Review» («Эдинбургское обозрение», 1802—1929. В этом журнале начинали свою творческую карьеру Томас Карлейль и Томас Маколей); «The Quarterly Review» («Ежеквартальное обозрение», 1809—1967. «Крестным отцом» издания стал Вальтер Скотт); «Blackwood's Magazine» («Блэквудский журнал», 1817. Его идейным вдохновителем тоже стал Вальтер Скотт, а финансировала издательская фирма Уильяма Блэквуда, чья фамилия и оказалась в названии ежемесячника) [1].

Появившиеся разнообразные периодические издания не могли обойти вниманием развитие спорта в стране.

«Богатство и досуг увеличивались и охватывали всё более широкие слои общества; гражданский мир и личная свобода были более обеспечены, чем в какой-либо предшествующий век; войны, которые мы вели за морем при помощи маленьких профес-

сиональных армии, почти не мешали мирным занятиям обитателей счастливого острова», — писал о XVIII веке английский историк Дж. Тревельян [2, с. 426]. Кроме традиционных увлечений англичан охотой в XVIII веке популярным становится крикет. Крикет быстро распространился по всей Англии и стал увлечением всех слоев населения. Исследователи истории Англии пишут об отсутствии жестких социальных, имущественных или иных границ для участников и зрителей спортивных состязаний. «В 1743 году отмечалось, что «знать, дворяне и духовенство» принимали участие в качестве партнёров в игре «мясников, сапожников или медников». Три года спустя, когда Кент выиграл 111 очков против 110 у сборной команды Англии, лорд Джон Сэквилль был членом той победившей команды, капитаном которой был садовник Ноул... Сквайр, фермер, кузнец и подёнщик, пришедшие с жёнами и детьми посмотреть на забаву, — все собирались вместе. . Если бы французское дворянство было способно играть в крикет со своими крестьянами, его замки никогда не были бы сожжены» [2, с. 436 — 437]. Это отсутствие социальных границ давало возможность появлению обширной читательской аудитории, интересующейся различными состязаниями. Англичане с нетерпением ожидали сообщений о скачках и боксёрских поединках. В начале XIX века главным национальным увлечением становится бокс. Состязания по боксу собирали огромное количество зрителей: от простолюдина до аристократа. Отличительным признаком англичанина того времени являлось искусство самообороны без оружия, а игра со шпагой, по их мнению, предназначалась для слабых европейцев. Ещё Д. Локк в книге «Мысли о воспитании» писал: «.Я бы больше хотел, чтобы из моего сына вышел хороший борец, чем средний фехтовальщик» [3, с. 143]. В университетах и школах учеников обучали боксу, как части подготовки к жизни. Оставались популярными конные соревнования — скачки. С развитием печатного дела появилась возможность издавать календари скачек. Первый календарь скачек издан в 1726 г. Устраивались состязания в беге и ходьбе. Эти состязания пользовались популярностью у публики, а любимчикам даже давали прозвища. Например, Томас Тэкер, замечательный бегун конца XVIII века был известен под прозвищем «Стремительный Том». Боксёра Джема Белчера Пирс Эган назвал «Наполеоном ринга». С 70-х годов XVIII века

слово «спорт» стало использоваться для обозначения спортивных дисциплин [4, с. 159, 169]. Проводились состязания среди гребцов. Появляются первые правила: в крикете — в 1727 г., в гольфе — в 1740, в кёр-линге — в 1795. В 1732 г. Джек Браутон составил первые правила бокса на основе лондонских «правил драки». Появляется система подсчёта очков в крикете, весовые категории в боксе [3, с. 150].

«Для англичанина спорт как соль жизни... Он не считает игру или времяпровождение истинным спортом, если эта игра не требует значительных телесных нагрузок и некоторого количества выносливости; и чем больше в ней опасности, тем больше он её любит. Физическим упражнениям на спортивных площадках старой Англии в большей степени англичане обязаны национальной силой и смелостью. Там, где англичанин делает свой дом, он не отказывается потакать своим спортивным инстинктам: он играет в крикет на равнинах Австралии с живостью Кембриджского студента или в футбол в степях Африки с энтузиазмом школьника из Регби — и искренне верит, что он будет поддерживать своё господствующее положение среди народов мира лишь до тех пор, пока инстинкты сохранятся нетронутыми и до тех пор, пока источники его атлетизма не иссякнут» [5, p. 23].

Таким образом, спортивная жизнь Англии конца XVIII — начала XIX веков была весьма разнообразна: скачки, охота, бокс, ходьба, футбол, крикет, поэтому неудивительно, что английская пресса проявила к ней повышенный интерес.

Предпосылками появления спортивной журналистики явилось развитие материально-технической базы печати; издание законов о печати; идеология английского джентльменства (Д. Локк); появление современного спорта и превращение спортивного зрелища в коммерческое предприятие (ставки, пари, сделки); возникновение спортивных клубов и обществ (1666 г. — клуб крикета, 1742 г. — Эдинбургский конькобежный клуб и др.); регулярное проведение различных соревнований, поединков, бегов; потребность в подобного рода зрелищах и информации о них.

Предприимчивые бизнесмены и писатели приложили усилия к развитию новой литературной специальности — спортивная журналистика.

Ежемесячный журнал «The Sporting Magazine», основанный в 1792 году, и воскресная газета «The Weekly Dispatch», издававшаяся с 1801 года, получили популярность у широкого круга читателей. Даже солидная респектабельная пресса лондонский «The Таймс» (1785 г.) и «Blackwood's Magazine» (1817 г.) стали публиковать сообщения о спортивных состязаниях. К 1830 годам стало обычным и никого не шокирующим делом помещать статьи о спорте в официальном периодическом издании «The Quarterly Review» (1809-1967 гг.).

Спортивная журналистика может считать датой своего рождения октябрь 1792 года, когда лондонский книготорговец и издатель Джон Уэбл совместно со своим коллегой Гаррисом выпустили первый номер спортивного журнала. Издание имело подзаголовок «Ежемесячные ведомости бегов, охоты и прочих развлечений для предприимчивых и жизнерадостных людей».

Журнал представлял собой разновидность альманаха, в котором публиковались анонимные статьи, переписка читателей, подписывавшихся вымышленными именами, отчеты о спортивных состязаниях. В разделе «Спортивная разведка» помещались сооб-

щения о предстоящих спортивных событиях, скачках или боксерских поединках, регулярно давался календарь скачек.

В первом номере «The Sporting Magazine» были опубликованы материалы о происхождении лошадей и скачек в Англии, соревнованиях по спортивной ходьбе, истории бокса, двух последних боксерских поединках, основании ветеринарного колледжа в Санкт-Панкраце, происхождении петушиных боев и дуэлей. Также там были напечатаны письма об охоте на лося в Кейп Бретон Айленде и о «национальной охоте», т.е. охоте за состояниями. Последующие номера журнала содержали подобные материалы, т.е. в течение первых тридцати лет своего существования журнал носил весьма эклектический характер.

К началу 1820-х годов журнал по продажам был в четверке лучших ежемесячных периодических изданий в Лондоне.

После смерти Джона Уэбла в 1820 году журнал стали издавать его племянники, братья Питтман. Они наняли постоянного сотрудника, писателя Чарльза Джеймса Эпперли (Charless James Apperley), публиковавшего заметки под псевдонимом Нимрод. Он стал первым спортивным писателем джентльменского происхождения. Его интересы были связаны с лошадьми и охотой, особенно охотой на лис.

Объявление редакции о приглашении на работу Нимрода появилось в «The Sporting Magazine» в январе 1822 г. «В этом номере помещается первая из интереснейших заметок, написанная спортсменом-практиком, свидетелем описываемых событий». Нимрод представился на страницах журнала в качестве случайного читателя, а не постоянного автора, получающего жалование: «Я посылаю некоторые замечания на основе собственных наблюдений о том, что происходит во время охоты» [6].

Чарльз Джеймс Эпперли (Нимрод) родился в 1778 г. в почтенной семье, в графстве Денбишир (Уэльс). В одиннадцать лет он поступил в колледж в Регби, где получил классическое образование. После окончания Регби Эпперли служил в Ирландской кавалерии. Затем женился на молодой «бесприданнице». Его женитьба была расценена современниками как весьма опрометчивый, с финансовой точки зрения, поступок для молодого человека, являвшегося джентльменом и вторым сыном. Эпперли пытался содержать семью, занимаясь дрессировкой и продажей охотничьих собак и публикацией в провинциальных газетах небольших заметок. В 1821 году он познакомился с новыми владельцами «The Sporting Magazine» и, остро нуждаясь в средствах, согласился на должность спортивного репортера с годовым жалованием в 1500 фунтов и оплатой сопутствующих расходов. Его работодатели оплачивали все его счета, понимая его ценность для журнала. Эпперли взял псевдоним Нимрод в честь могущественного охотника, персонажа Священного Писания. В то время немногие из авторов, писавших о спорте, могли сравниться с Ч. Эпперли в авторитете и силе влияния на спортивную публику. Он был звездой английской прессы 1820-1830-х годов.

Сотрудничество Ч. Эпперли со «Sporting Magazine» продолжалось около десятилетия, и было взаимовыгодным: произведения Нимрода придавали своеобразие и определенный шик журналу, а журнал давал ему средства к существованию и возможность приобрести славу и известность. Но в 1830 году он ушел из журнала в связи со спором о жалованьи. Последующие статьи Нимрода об охоте на лис, скачках, тренировке лошадей появились в 1832- 1833 годах

в престижном лондонском издании «The Quarterly Review», а в 1837 году с незначительными исправлениями и дополнениями они были опубликованы отдельной книгой «Охота, скачки и дорога».

После ухода из «Sporting Magazine» Эпперли, оставшись без постоянного дохода, стал испытывать значительные финансовые трудности. Он переехал в Кале, где жизнь была значительно дешевле. В Кале он продолжал писать для «The Quarterly Review», посылал статьи в «New Sporting Magazine», «Sporting Review», «Edinburgh Review», «New Monthly Magazine» и др. Плодовитый и энергичный журналист Эпперли писал и для газет: «The Times», «The Morning Herald» и др. Доказательством популярности Ч. Эпперли стало издание его работ в форме книг. Наиболее известные — «Жизнь Джона Миттона» (1837) и «Жизнь спортсмена» (1842), первоначально опубликованные частями в журнале «The New Sporting Magazine», дают описание стиля жизни джентльмена-спортсмена начала XIX века. Автобиография Ч. Эпперли «My Life and Times» впервые была опубликована в отдельном выпуске «Fraser's Magazine» в 1842 году. Она тоже проливает свет на спортивную жизнь этого периода и представляет Эпперли как профессионального писателя и журналиста. Умер он в середине 1843 года в Англии.

Место Нимрода в «The Sporting Magazine» занял писатель Ним Саут. Под этим псевдонимом скрывался 27 летний Роберт Смит Сёртис. Он родился на севере страны в землевладельческой семье с прочными традициями охоты на лис. Его отец, дед и прадед были владельцами охотничьих собак. В 1825 году Сёртис приехал в Лондон изучать право, но своей страсти — лисьей охоте — он уделял больше времени, чем изучению законов. В 1829 году он совершил путешествие во Францию и по возвращении стал работать в «The Sporting Magazine».

Статьи Р. С. Сёртиса о лисьей охоте в Южной Англии стали появляться в ежемесячных выпусках журнала с 1830 года. Его последняя статья вышла в январском выпуске 1831 года. Покинув «The Sporting Magazine», Р. С. Сёртис совместно с издателем Рудольфом Аккерманом и спортивным журналистом Ч. Эпперли начинают издавать свой журнал «The New Sporting Magazine». Журнал публиковал материалы об охоте, атлетике, делах в парламенте, искусстве. «The New Sporting Magazine» имел успех. Однако, основанный джентльменами больше для развлечения, чем получения выгоды, журнал испытывал материальные трудности, особенно с наймом постоянных сотрудников. Р. С. Сёртис, как редактор, решил эту проблему, заполняя журнал своими материалами под разными псевдонимами. В течение пяти лет Р. С. Сёртис работал его редактором. В 1836 г. после ссоры с Ч. Эпперли он ушёл из журнала, вернулся в семейное поместье в графстве Дарем, где до 1864 года жил тихо и уединенно, занимаясь писательством и охотой на лис. Р. С. Сёртис создал очень популярного персонажа Джона Джорокса, бакалейщика, охотника, сквайра, описав его приключения в романе «Хэндли Кросс».

После ухода Эпперли и Сёртиса из «The Sporting Magazine» журнал некоторое время сохранял довольно высокую репутацию у любителей спорта. Многие известные писатели, такие как Генри Холл Диксон, помещали свои статьи в нем. Но «The Sporting Magazine» постепенно терял свою монополию на спортивную информацию, вынужденный делить бремя лидерства на печатной ниве с «New Sporting Magazine» и «Sporting Review». 112 выпуск

(июль — декабрь 1848 г.) «The Sporting Magazine» был последним под таким названием. Журнал стал называться «New Sporting Magazine». А 126 выпуск (июль — декабрь 1855 г.) носил название «The New Sporting Magazine United with the Sportsman, Sporting review and Sporting Magazine». Журнал с таким названием просуществовал до конца 1870 года.

Ведущими писателями первой четверти XIX века, проповедовавшими ценности спорта, являлись Пирс Эган и Джонатан Бэдкок. Пирс Эган (1772—1849) родился в Лондоне в семье ирландских эмигрантов. Работал наборщиком. В 1812 г. стал журналистом в воскресной газете «The Weekly Dispatch». Пирса Эгана с полным основанием можно назвать спортивным журналистом и первым спортивным репортёром и комментатором. Его серия очерков, издававшаяся с 1813 года и объединённая в книгу « Боксиана, или Очерки о древнем и современном кулачном бое» [7], посвящалась боксу, выдающимся английским боксёрам (Джем Белчер, Том Крибб, Рендалл и др.) их поединкам и драматическим судьбам. Бокс, П. Эган, рассматривал как источник и символ британского могущества. В его представлении бокс выявлял уникальные достоинства англичан — смелость и мужество, благосклонность к поверженному сопернику, гордость за свою честь и честь Англии, готовность защищать её [7, p. 26]. П. Эган описал ссору лорда Барримора с парфюмером, и парфюмер, будучи истинным англичанином, не спасовал перед лордом и разрешил спор кулаками. Биограф Эгана утверждал: «Его описания боев были полны живописного действия и высокой драмы, более кровавой, чем сами бои. Он всегда был готов приукрасить правду в интересах развлечения... Эган погрузился в язык улицы и таверны, приукрашивая его, не стесняясь и придавая ему непосредственности и живости». В 1823 году П. Эган основал газету «Pierce Egan's Life in London and Sporting Guide» («Жизнь Пирса Эгана в Лондоне и спортивный обозреватель»), однако тираж газеты был недостаточно большим, чтобы она могла существовать, и в 1827 году П. Эган стал банкротом. Позднее эта газета сольется с «Bell's Life in London, and Sporting Chronicle» («Жизнь Белла в Лондоне и спортивная хроника»). Большую известность П. Эгану принесли очерки, объединенные в книгу «Жизнь в Лондоне» (1821) [8], в которой он сатирически изобразил жизнь различных социальных слоев Лондона. Книга стала бестселлером.

«Bell's Life in London, and Sporting Chronicle» (1822— 1886) была первой еженедельной газетой, сделавшей спорт главной темой. Она рассказывала о любительских и профессиональных боксёрских поединках, о скачках, крикете, гребле. Газета публиковала сообщения спортивных организаций, новости о политики, королевской семье, иностранные новости, театральные обзоры, преступления и происшествия дня. Газета была иллюстрирована. Первый номер газеты был опубликован в 1822 году печатником и газетчиком Робертом Беллом. В 1824 г. Уильям Иннелл Клемент (William Innell Clement), издатель «The Observer», купил газету у Белла и сделал редактором Винсента Джорджа Даулинга (Vincent George Dowling). Этот пост Даулинг занимал почти 30 лет, вплоть до своей смерти. В период руководства Дау-линга газета процветала, будучи привлекательной и для респектабельных господ, и для грубых простолюдинов. «Bell's Life in London, and Sporting Chro-nicle» стала авторитетным источником по истории спорта Британии XIX века. Газета сотрудничала с Чарльзом Дикенсом, Робертом Сёртисом. Она

служила источником информации: публиковала расписание и результаты состязаний, вызовы на состязания, ответы на различные вопросы, касающиеся спорта и игр. Благодаря низкой цене «Bell's Life in London, and Sporting Chronicle» была доступна всем слоям общества. Начиналась газета с тиража в 3 000 экземпляров, а к 1850 годам благодаря росту её популярности тираж достиг 30 000 экземпляров в неделю. Газета просуществовала 64 года, было выпущено 3 799 номеров. В 1886 году «Bell's Life in London, and Sporting Chronicle» была поглощена «The Sporting Life» [9].

Даже литераторы, не связанные со спортом, писали о нем. Так, блистательный эссеист Уильям Хэззлитт (1778— 1839 гг.) написал знаменитый очерк о боксерском матче. Его очерк «Бой» появился в респектабельном литературном периодическом издании «New Monthly Magazine» в феврале 1822 года, подписанный псевдонимом Фантест. Будучи новичком в данной теме У. Хэззлитт тем не менее написал классический спортивный очерк.

Болельщики, спортсмены, участвовавшие в соревнованиях за деньги или ради удовольствия, дельцы, зарабатывавшие спортом — все имели много общего: беззаботное наслаждение движением, игрой, радость созерцания или участия, некую восторженность. Заметно было отсутствие гнетущей тяжести и угрюмой серьёзности, отягощающей современный спорт. П. Эган в очерках «Жизнь в Лондоне» включил песню, слова которой выражали дух времени: «Танцующий, поющий, полный веселья, о Лондон, Лондон — город мой» [8, p. 147— 148]. Этот настрой ощущался по всей Англии: на ипподромах, спортивных полях, в деревнях, провинциальных и столичных городах, постоялых дворах, пивных, поместьях и дворцах.

Хотя в стране возникли сложные проблемы послевоенного урегулирования (1815 г.), хотя угрожающе ширилось недовольство социальным неравенством, конституционной и политической системой, спортивная жизнь Англии расцветала. Это было время опьяняющей молодости спорта, что нашло отражение в печати и литературе.

Вторая половина XIX века в Британии ознаменовалась стремительным развитием технического прогресса, урбанизацией, укреплением среднего класса, сокращением рабочего дня, ростом благосостояния, развитием образования — всё это стимулировало развитие и спорта, и журналистики. Жестокие состязания, подобные кулачным дракам, собачьим и петушиным боям, теряли привлекательность. Дух времени с соперничеством и конкуренцией воплотился в культ спортивной игры. В учебных заведениях спорт и игра рассматривались как неотъемлемый атрибут воспитания. Периодическая печать активно включилась в пропаганду ценностей соответствующих викторианской эпохе. Начинают появляться новые издания. С 1853 года издаётся ежемесячный журнал «The Field», удовлетворяющий интересам землевладельцев и фермеров. Журнал печатал материалы об охоте, рыбалке, крокете, лаун-теннисе. Журнал, обсуждая на своих страницах школьные правила игры в футбол, принятые в Итоне, Харроу, Регби и др., способствовал созданию современной игры. «The Field» — один из немногих журналов долгожителей, издаётся и сегодня.

Сокращение рабочего дня, появление свободного времени привело к массовому увлечению туризмом, альпинизмом, обычаем проводить загородные уикен-ды, пикники. Как следствие этого появляется издание «The Alpine Journal» (c 1863 — по наст. время),

Возрастание в общественной жизни роли женщин привело к появлению в 1890 годах в периодических изданиях колонок для женщин («Ladies column»). Появляются специализированные спортивные издания «The Bicycling News» (1876-1897), «The Cycle» (1893).

Периодические издания не только информировали читателей о спортивных событиях, но и сами стали влиять на развитие спорта. Так, журнал «Bell's Life in London» принимал ставки, заключал пари, обсуждал правила соревнований. Осенью 1863 года Кобб Морли — капитан клуба «Barnes Rugby Football Club» (Барнс) в письме в спортивную газету «Bell's Life in London, and Sporting Chronicle» предложил представителям клубов собраться для выработки единого свода футбольных правил. 26 октября 1863 года представители 11 лондонских клубов и школ собрались в таверне «Вольные каменщики» (Freemason's Tavern) и основали Футбольную ассоциацию Англии.

В 1875 году редактор «The Field» Джон Генри Уолш (John Henry Walsh) основал «Всеанглийский клуб крикета». «The Field» учредил кубок («The Field Cup») для первого отрытого Уимблдонского чемпионата по лаун-теннису. В 1853 году местная шотландская газета писала: «Лодочные гонки проводятся в самом последнем захолустье, неужели мы в Стерлинге отстанем от наших соседей!» В городе была учреждена своя регата [10].

1860- 1910 г. считают золотым веком британской журналистики. Этот же период в истории британского спорта называют революционным. Происходит институционное оформление современного спорта.

Современный спорт и современный пресса возникли и росли вместе. Газеты и журналы способствовали популяризации спорта. Они описывали спортивные события, давали рекламу, публиковали результаты соревнований, создавали героев. Они проводили соревнования на свои призы. Обсуждали и создавали правила соревнований. Формировали облик джентльмена и стиль поведения, которому надлежало следовать всем слоям общества. История журналистики и история спорта тесно переплелись, явив миру два культурных феномена.

Библиографический список

1. История мировой журналистики [Текст] / А. Г. Беспалова [и др.]. — Изд. 3-е, доп. и испр. — М. : ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д. : Издательский центр «МарТ», 2003. — 432 с.

2. Тревельян, Дж. М. История Англии от Чосера до королевы Виктории [Текст] / Дж. М. Тревельян. — Смоленск : Русич, 2001. - 624 с.

3. Кун, Л. Всеобщая история физической культуры и спорта [Текст] / Л. Кун. - М. : Радуга, 1982. - 399 с.

4. Оливова, В. Люди и игры: У истоков современного спорта [Текст] / В. Оливова. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 240 с.

5. Hackwood, Frederic W. Old English Sport / Frederic W. Hackwood. - London, 1907. - 468 p.

6. Hounds in the morning. Sundry Sports of Merry England. Selections from the Sporting Magazine. 1792-1836. - The Univ. Press of Kentucky, 1981. - 216 p.

7. Egan, P. Boxiana; or, Sketches of Ancient and Modern Pugilism: Comprising The only original and complete lives of the boxers. Illustrated with numerous portraits. In 5 vol. Vol. II. -London : printed for Sherwood, Neely, and Jones, Paternoster-Row. 1829. - 580 p.

8. Egan, P. Life in London, or The Day and Night scenes of Jerry Hawthorn, ESQ and his Elegant Friend Corinthian Tom in

their Rambles and Sprees through the Metropolis / P. Egan. — London, John Camden Hotten, Piccadilly, 1869. — 407 p.

9. Dictionary of nineteenth-century journalism in Great Britain and Ireland / general editors, Laurel Brake & Marysa Demoor; associate editors, Margaret Beetham [et al.]. — Publisher Gent : Academia Press ; London : British Library, 2009. — 1014 p.

10. Трентер, Нил. Спорт, экономика и общество в Великобритании (1750 — 1914) [Текст] : реферат / Нил Трентер // Отечественные записки. — 2006. — Т. 33, № 6. — С. 42 — 53.

ЛАГУТИНА Марина Дмитриевна, кандидат исторических наук, доцент (Россия), доцент кафедры теории методики и истории физической культуры и спорта.

Адрес для переписки: lagutinmar@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 03.02.2015 г. © М. Д. Лагутина

УДК 811.111:81

И. П. РОМАШОВА

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

МЕДИЙНЫЙ СУБДИСКУРС ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ

В статье анализируется структура медийной составляющей отечественного корпоративного дискурса. Согласно развиваемой автором концепции, медийный компонент является обязательным для любого типа институционального дискурса, что определяется правилами репрезентации социальных акторов в социуме и в системе дискурсов. Ключевые слова: дискурс, корпоративный дискурс, медийный субдискурс, корпоративные медиа.

Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 14-04-00487/14 Новые медиа в России: исследование языка и коммуникативных процессов.

Согласно развиваемой нами гипотезе, медийный субдискурс является обязательной частью любого институционального дискурса, в том числе корпоративного [1]. Его облигаторность обеспечивается современными тенденциями институционализации, согласно которым для признания, воспроизводства и сохранения институт должен быть определенным образом освещен в медиасфере. Правила репрезентации социального актора в медиа закреплены и используются в особой институциональной сфере — связи с общественностью (РЯ) и оговариваются в одном из разделов РЯ — медиарилейшнз [2]. Монографические описания отдельных типов дискурсов русского языка также подтверждают нашу гипотезу о медийном субдискурсе как обязательной составляющей любого институционального дискурса. Так, медийную составляющую выделяет Ю. В. Воробьева в структуре политического дискурса [3], Е. Г. Малышева — в структуре спортивного дискурса [4], Ю. В. Данюшина — в рамках бизнес-дискурса [5], Т. А. Ширяева — в рамках делового [6], О. Ф. Русакова, В. М. Русаков — в структуре религиозного [7]. Как видим, речь идет практически о всех доминирующих дискурсах современности.

Что касается дискурса отечественных корпораций, то проблемным представляется вопрос о составляющих корпоративного медийного субдискурса. Несомненным является включение в него текстов и изданий СМИ, которые освещают деятельность корпораций. В первую очередь, сюда следует отнести так называемую деловую периодику (М. И. Шостак, М. И. Дзялошинская, Е. И. Мордовская, Л. Б. Голикова, Д. А. Мурзин, А. В. Вырковский, А. В. Еременко и др.). Однако собственно корпоративный сегмент медийного субдискурса составляют все-таки корпоративные медиа (здесь и далее КМ. — И. Р.), создава-

емые самими организациями [8]. Третьей составляющей в структуре медийного субдискурса считаем его рекламную разновидность, поскольку медиа являются одним из каналов распространения рекламы. Так как рекламные тексты и деловые издания в достаточной степени изучены лингвистами, журналистами и маркетологами, считаем необходимым обратиться к той части медийного субдискурса, которая продуцируется самими корпорациями и самым непосредственным образом отражает специфику каждой отдельной организации. Речь идет о корпоративных медиа. В данной работе мы используем термин «корпоративные медиа» вместо более распространенного «корпоративные СМИ», ввиду того что данные медиаресурсы по определению не являются «массовыми» — они ориентированы на отражение деятельности отдельных корпораций и имеют, как правило, достаточно четкую целевую аудиторию.

В статье внимание сосредоточено на типологических особенностях, жанровой структуре и жанрово-стилистических тенденциях омских региональных КМ. Всего было проанализировано 48 печатных изданий (газеты: «Сибирский нефтяник» ОАО «Сибирская нефтяная компания», «Речник Иртыша» ОАО «Иртышское речное пароходство», «Разные судьбы» УФАС России по Омской области, «Заводская трибуна» Омского ПО «Иртыш», «Мостовик» и «Житейские ведомости» НПО «Мостовик», «Омск-водоканал» ОАО «Омскводоканал», «Биржа труда» Главного управления государственной службы занятости Омской области, «Вкусная газета «Пятёрочка» ЗАО «Продторг», «Новости Посуда-Центр» ООО «Посуда-Центр Сервис», «Сигнал» ОмПО «Радиозавод им. А. С. Попова», «Энергия» и «Энергетика Сибири» ОАО «Омскэнерго», «Фармэкс.Яи» ЗАО ТМК «Фар-мэкс», «Качество и рынок» ФГУ «Омский центр

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.