Научная статья на тему 'Как справиться с финансовым кризисом'

Как справиться с финансовым кризисом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
215
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛУЧЕНИЕ ПРИБЫЛИ / ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС ПРЕДПРИЯТИЯ / АНТИКРИЗИСНАЯ КОМАНДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозов В.В.

В статье автор рассматривает причины наступления финансового кризиса предприятия и предлагает пути выхода из него.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article the author examines the causes of the financial crisis, the company offers a way out of it.

Текст научной работы на тему «Как справиться с финансовым кризисом»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ

ХОЗЯЙСТВОМ

Морозов В.В.

Финансовый университет при правительстве РФ, Институт заочного образования, группа подготовки магистров E-mail: morozov.basil@bk.ru

КАК СПРАВИТЬСЯ С ФИНАНСОВЫМ КРИЗИСОМ

Основным элементом успеха фирмы является получение прибыли. Неравномерные финансовые поступления, сопряженные с сезонностью, преодолеть возможно. Но если прибыль не покрывает затраты длительный период, необходимо как можно скорее перейти к антикризисному управлению. Главное не упустить этот момент, иначе последствия могут быть тяжелыми. Сначала следует понять причину, а уже потом выработать план выхода из кризиса. Чаще всего причины наступления финансового кризиса предприятия следующие: закончились инвестиции, потеряны основные клиенты, поменялась рыночная ситуация. Затем необходимо сформировать антикризисную команду, назначить её руководителя и установить вектор ее деятельности.

Закончились инвестиции. Если инвестор либо ряд инвесторов прервали финансирование предприятия, в первую очередь, необходимо определить как далеко до порога рентабельности. К расчету экономической степени затрат и доходов необходимо подключится финансовому директору. Если цифры продемонстрируют, что до выхода на безубыточность предприятия осталось не более полугода, необходимо сосредоточить усилия по оптимизации расходов. Как этого добиться, должна решить финансовая служба организации. Генеральному директору необходимо немедленно подключиться к работе - истребовать детальные отче-

ты, тщательно исследовать источники прибыли и каждую статью затрат. В случае, если до определенной степени рентабельности еще далеко, нужно проанализировать, можно ли достигнуть ее, просто "затянув пояса", или же нужно начать поиск нового инвестора. Если по подсчетам финансовой службы предприятия, такой шаг может спасти ситуацию, не просто следует оптимизировать расходы, а максимально сократить их.

Можно предпринять следующие шаги:

• Отказаться от инвестиций в проекты с длительным сроком окупаемости, оставив только необходимые для поддержания жизнедеятельности предприятия. Например, приостановить программу расширения транспортного парка компании, сдвинуть капитальный ремонт техники на более поздний срок, а выполнять только текущий и срочный.

• Сократить парк подвижного состава в операционном лизинге. Например, вывести из управления вагоны, взятые в лизинг у зарубежных компаний.

• Снизить административно-управленческие расходы, сократив расходы непроизводственного характера.

• Сократить численность и оптимизировать расходы на персонал. Одна из самых неприятных мер кризисного периода, позволяющая существенно сэкономить на фонде заработной платы труда - сокраще-

=■ 1/2015

КАК СПРАВИТЬСЯ С ФИНАНСОВЫМ КРИЗИСОМ

ние численности персонала и одновременный перевод на неполную рабочую неделю ключевых сотрудников.

Потеряны основные клиенты. Часто бывает так, что предприятие неплохо живет "за спиной" у внушительной компании, обеспечивая ее жизнедеятельность. Как правило, подобное партнерство базируется на персональных отношениях, а не на рыночных. Все же при смене управленческого состава компания может отказаться от услуг такой фирмы. Необходимо оценить в какой мере предприятие может предоставлять сервис на рынке. Определение этой главной задачи ложится на сотрудников отдела продаж и отдела маркетинга, а так же и менеджеров высшего звена - одно из отличий кризисной ситуации в фирме от обычной в том, что руководитель обязан заниматься тактическими задачами, а не стратегическими. Генеральному директору и его заместителям необходимо восстановить в памяти, как продвигать продажи на рынке, как общаться с потенциальными покупателями услуг, а также пройтись по своим "старым связям" - может быть, найдется потребитель товаров и услуг предприятия. С одной стороны, данное продемонстрирует возможному покупателю серьезность намерений, что создаст более весомый имидж фирме. С иной - побывав "на переднем крае", дирекция поймет, в какой мере предприятие способно конкурировать на свободном рынке, и проще распознает истинные причины возможного отказа от сотрудничества. Нередко подобная практическая деятельность предоставляет возможность временно повысить доход на 30-50 процентов, что является необходимым в данной ситуации.

Изменился рынок. Перестроение глобального рынка, как правило, связано:

• со сменой общественных взглядов -падение продаж шуб и мехов в развитых государствах из-за различных инициатив "зеленых";

• с переменами технологий - постепенный уход в далекое прошлое мониторов с электронно-лучевой трубкой и пол-

1/2015

ное замещение популярными жидкокристаллическими панелями.

Изменение глобальной рыночной ситуации трудно прогнозировать, для этого необходимо обладать действительно стратегическим видением. Локальные области торговли меняются из-за прихода крупных зарубежных или российских игроков, изменения ситуации на внутреннем рынке (запрет импортных товаров в 2014 году), "неосторожных" действий правительства.

Руководству необходимо постараться вывести предприятие на рынок, который не будет находиться в зависимости от локальных изменений. Это может быть выход на рынок соседнего региона или государства. Также необходимо продумать возможность организации производства аналогичного продукта предприятия, для которого подойдет, например, схема дистрибуции, налаженная в организации. Это даст возможность, не изменяя структуру предприятия, вести одновременно реализацию нескольких типов продукта и, в любом случае, улучшит ситуацию по сравнению с одной типовой продуктовой линейкой. Позволит переключиться на менее прибыльную, однако позволяющую остаться на плаву продукцию.

Столкнувшись с кризисом, предприятию необходимо обеспечивать свои обязательства. Для этого необходимо сбалансировать кредитный портфель, уменьшить долю краткосрочных обязательств, увеличив долгосрочные. Одним из вариантов решения данной проблемы являются переговоры с кредиторам о снижении краткосрочных обязательств, перевод большой их части в долгосрочные. Одновременно следует сокращать валютный баланс, переходя по возможности, на расчеты в рублях с клиентами.

Грамотные действия высшего менеджмента предприятия по поддержке ликвидности и платежеспособности компании, заранее продуманные кризисные ситуации в бизнесе обеспечивают на своих счетах необходимый уровень наличности для самостоятельного покрытия краткосрочных денежных разрывов в ликвидности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.