Научная статья на тему 'Как сохранить человеческий капитал в условиях реформирования вузов'

Как сохранить человеческий капитал в условиях реформирования вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ ВУЗА / РЕФОРМИРОВАНИЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сундукова Галина Михайловна

В статье представлены аргументы, обосновывающие необходимость сохранения вузами накопленного человеческого капитала в условиях продолжающейся реформы высшей школы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOW TO SAVE HUMAN CAPITAL IN THE REFORMING THE UNIVERSITIES

The article presents arguments justifying the need to maintain universities accumulated human capital in terms of the ongoing reform of higher education.

Текст научной работы на тему «Как сохранить человеческий капитал в условиях реформирования вузов»

УДК 331 Г.М. Сундукова

Galina Sundukova

как сохранить человеческий капитал в условиях реформирования вузов

Аннотация. В статье представлены аргументы, обосновывающие необходимость сохранения вузами накопленного человеческого капитала в условиях продолжающейся реформы высшей школы.

Ключевые слова: человеческий капитал вуза, реформирование высшей школы.

how to save human capital in the reforming the universities

Annotation. The article presents arguments justifying the need to maintain universities accumulated human capital in terms of the ongoing reform of higher education. Keywords: human capital of high school, reform of higher education.

Реформирование российской высшей школы началось в 2003 г., года Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу. Полностью страна перешла на двухступенчатую (бакалавр -магистр) Болонскую систему с 2010 г.

Следующим шагом стало принятие новых образовательных стандартов (ФГОС) для высшей школы. С 1 января 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в РФ», в соответствии с которым мониторинг эффективности вузов становится ежегодным и обязательным для всех вузов, как государственных, так и частных.

Результаты оценки деятельности вузов оказались неутешительными. Только за два мониторинга (в 2012 и 2013 гг.) по итогам работы Межведомственной комиссии к высшим образовательным учреждениям, имеющим признаки неэффективности, были отнесены 101 вуз и 145 филиалов, а к образовательным учреждениям, признанным неэффективными и нуждающимися в реорганизации - 165 вузов и 506 филиалов.

Мониторинг высших учебных заведений стал одним из способов повышения качества образования в России, хотя у всего научного сообщества вызывает вопросы правомерность критериев эффективности. Сейчас взят курс на создание крупных федеральных вузов и ликвидацию неэффективных с точки зрения Минобразования вузов. Эксперты не исключают, что закрытие так называемых неэффективных вузов может быть выгодно другим, более крупным заведениям.

В нашей стране во времена СССР была создана и функционировала общедоступная и огосударствленная высшая школа, тесно связанная с народным хозяйством. Благодаря авторитаризму учебного процесса и жесткой дисциплине советские вузы в короткий срок готовили в массовом количестве специалистов стандартного и выше стандартного уровня. Особенностью советских вузов являлась и экзаменационная система, которая отбирала пригодный для обучения «человеческий капитал», принудительный характер обучения обеспечивал количественный фактор, обязательное трудоустройство переправляло этих специалистов в систему образования, хозяйства, культуры, здравоохранения и т.д. [5].

В условиях развала отечественной экономики становится очевидной необходимость реформы высшей школы. Реструктурированным национальным хозяйством уже не востребовано то количество специалистов, которое подготавливают вузы. Тем не менее, вузы продолжают выпускать новых выпускников, значительная часть которых не могут найти работу по специальности. В результате дипломированные специалисты, окончившие российские вузы, занимаются предпринимательством, торговлей, частным извозом и т.д. Для многих современных студентов диплом о высшем образовании свидетельствует о приобретении более высокого социального статуса. Да и родители в большей массе стремятся дать своим детям высшее образование. Поэтому предложенный в соответствии с Бо-лонской системой своеобразный суррогат - бакалавриат удовлетворяет многих, тем более качество образования для многих абитуриентов значения не имеет. Учеба в вузе дает знания, которые студен-

© Сундукова Г.М., 2015

там не нужны, потому что они им в будущем не пригодятся. Соответственно, со стороны студентов наблюдается снижение интереса к учебе, не говоря уже о том, что в вуз они приходят гораздо хуже подготовленные, чем их предшественники 20-30 лет назад. Преподаватели отвечают на это снижением критериев оценок, так как администрация не позволит отчислить значительное число студентов, особенно тех, кто обучается на коммерческой основе. В условиях сокращения госфинансирования вузов содержать себя сами вузы могут лишь за счет увеличения приема студентов - платников, да и то экономистов и юристов, но их и так переизбыток на рынке труда. Вот и получается, что вместо того, чтобы исключить двоечника, преподаватели предпочитают не ссориться и не вступать в конфликты, поэтому оставляют каждого. Но таким образом они уничтожают интерес и тягу к знаниям тех ребят, которые пришли учиться и реально что-то делать, открывать, изучать.

Другая сторона этого вопроса - качество преподавания. Список научных публикаций очень многих заканчивается на методичках и однообразных статьях. Но когда заниматься научной работой и писать высокорейтинговые статьи, если многие преподаватели имеют учебную нагрузку на ставку 900 часов (практически вся нагрузка - аудиторная), плюс 0,5 ставки внутреннего совместительства и до 300 часов на условиях почасовой оплаты, т.е. на основании гражданско-правового договора. И все для того, чтобы обеспечить себе достойную зарплату, а вузу - соблюдение критериев эффективности. Качество труда такой «загнанной лошади», которая имеет 30 часов учебной работы в неделю, оставляет желать лучшего. Все это серьезно сказывается на научном и просто человеческом авторитете преподавателя.

Будущее сокращение количества вузов направлено на изменение такой ситуации. Сегодня чиновники Минобрнауки принуждают старые провинциальные вузы к слиянию и поглощению. В ближайшее время планируется сократить около 25 % вузов, признанных в результате мониторинга неэффективными. Основная идея объединения вузов - экономия затрат государственного бюджета на финансирование деятельности большого числа вузов и создание крупных инновационных университетов, сопоставимых по своему потенциалу с ведущими зарубежными вузами. В рамках разработанной Правительством РФ Стратегии инновационного развития страны до 2020 г. предусмотрено, среди прочего, что:

- не менее четырех российских вузов должны войти в число 200 ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу QS World University Rankings;

- доля средств, получаемых за счет выполнения НИР и НИОКР, в структуре средств, поступающих в ведущие российские университеты за счет всех источников, достигнет 25 % [3].

Ранее ректор МГУ академик В.А. Садовничий неоднократно говорил, что в стране есть немало вузов, которые дают «облегченное» образование. Самоочищение - так охарактеризовал задачу, которая стоит перед вузовским сообществом, ректор Финансового университета при правительстве РФ Михаил Эскиндаров. «Процесс объединения вузов невозможно остановить, - считает он. Надо сократить количество вузов и сосредоточиться на поддержке продвинутых вузов. Мы уже присоединили к нашему университету три учебных заведения, сейчас в наш состав войдут еще два» [1].

Мировой опыт убеждает в этом, что сфера образования не может нормально функционировать без эффективного взаимодействия равноправных сторон, одной из которых наряду с органами государственного управления сферой образования, студентами, их родителями, администрацией вуза, работодателями выступает профессорско-преподавательский состав, имеющий право на выбор лучших методик и учебных пособий, способный создавать новые учебные материалы и методы организации самостоятельной работы студентов.

В основе любого вуза лежит деятельность творческих коллективов, профессионально связанных между собой через научные школы и исследования. Главным ресурсом вуза является его человеческий капитал. Неповторимость и оригинальность личных ресурсов сотрудников вуза обеспечивает возможности реализации образовательных функций и развития науки. Человеческий капитал в системе высшего профессионального образования определяется нами как накопленное богатство, выражающееся в совокупности профессиональной компетентности, культуры, здоровья, мотивации, призванное обеспечить высокое качество подготовки выпускаемых специалистов, повышая их стоимость на рынке труда.

В ведущих вузах России накоплен огромный человеческий потенциал, однако он в должной мере не участвует в воспроизводстве интеллектуального капитала. В результате проведения реформ

многих высоквалифицированных преподавателей сократили, многие ушли сами, так как не имели возможности заниматься исследовательской работой, оставшихся - нагрузили по полной программе.

В вузе не работает формула «незаменимых людей нет». Часто с уходом сотрудников, обладающих значительным личным потенциалом, становится невозможной реализация какого-либо направления в образовательно-научном процессе. Критерием отбора человеческих ресурсов являются их индивидуальные компетенции, так как главный источник будущего дохода от человеческого капитала заключен в индивидууме. Поэтому главной проблемой для вуза в условиях реформирования высшей школы является задача сохранения имеющегося человеческого капитала, являющегося самым важным структурным элементом интеллектуального капитала вуза. Невозможно говорить об инновационном развитии вуза, если не будут поддерживаться на должном уровне показатели этой составляющей. Немало исследований посвящено изучению особенностей управления человеческим капиталом в образовательных организациях. Человеческий капитал, по мнению многих исследователей, обеспечивает достижение стратегических целей развития вуза при максимальной эффективности функционирования.

Особенность человеческого капитала в том, что он неотделим от самого человека. К особенностям интеллектуального капитала (ИК) вуза можно отнести связь человеческого капитала вуза с другими элементами ИК. Коллектив организации как набор сотрудников, каждый из которых обладает определенными компетенциями, формирует актив инфраструктуры. Структурный капитал, являющийся в наибольшей степени собственностью вуза, обусловливает то, как человеческий капитал используется в организации бизнес-процессов. Он используется и для создания инновационных технологий, которые в дальнейшем смогут обеспечить конкурентоспособность вуза. Активы интеллектуальной собственности совместно с деловой репутацией организации, образующей рыночные активы, формируют имидж вуза в глазах потребителей и партнеров [4].

В совокупности все структурные элементы интеллектуального капитала - человеческий, организационный, потребительский капиталы и интеллектуальная собственность - формируют главный результат деятельности вузов - выпускника, будущего специалиста, бакалавра, магистра и т.д.

«Производство» этих специфических продуктов требует использования колоссального интеллектуального капитала и в то же время эти продукты в готовом виде сами обладают определенным интеллектуальным капиталом.

Вырабатывая новые знания и передавая их будущим специалистам, научно-педагогические работники вуза повышают стоимость взращиваемого человеческого (интеллектуального) капитала, увеличивают его будущую оценку на рынке высококвалифицированного труда, а, следовательно, предопределяют дополнительный рост совокупного дохода общества.

Сотрудники вуза формируют его культуру, они же обеспечивают связи с потребителями услуг вуза; учебно-методические материалы и научные разработки также создаются при помощи знаний и творческих способностей персонала вуза. В процессе формирования человеческого капитала задействованы врожденные и сформированные в процессе воспитания способности личности. Не только большие интеллектуальные задатки, но и большая воля, решительность и другие качества носителей человеческого капитала позволяют формировать ключевые компетенции вуза, которые вносят свой вклад в его развитие.

Ввиду наличия тесных связей между отдельными структурными элементами ИК логично предположить, что наибольший эффект на стадии выработки механизмов воспроизводства ИК будет достигнут при учете синергетического эффекта от взаимного дополнения используемых методов воздействия на ИК вуза.

Капитализация нематериальных ресурсов вуза возможна за счет осуществления стратегии развития, включающей стратегические инициативы, направленные на обеспечение и поддержание такого уровня и качества ИК и его ключевого элемента - человеческого капитала, который позволил бы вузу быть конкурентоспособным и экономически эффективным. К таким мероприятиям относятся подготовка и переподготовка кадров, реализация стратегии непрерывного обучения, стимулирование к инновационной и творческой деятельности через специальные системы распределения рабочего времени, автоматизация бизнес-процессов, демонстрация преимуществ и успехов вуза, наличие разработанной системы менеджмента качества образовательных услуг и др.

Вуз является ценностно-ориентированной организацией. Все сотрудники вуза являются носителями ценностей его корпоративной культуры. Именно в вузах корпоративная культура ближе всего к той, которая ориентирована на человека. И.К. Мусаелян в своей статье отмечает: «Именно люди

определяют успешность таких организаций. Карьера работника зависит от качества его работы и достижений. Человеческие ресурсы - превыше всего» [2].

В условиях давления со стороны министерства на систему высшего образования зачастую у преподавателей снижается ценностное отношение к своей работе: одни сотрудники готовы постоянно развивать свой потенциал, другие - негативно реагируют на призывы личного развития. Поэтому формирование и поддержание сильной корпоративной культуры вуза, учитывающей мнение персонала, направленной не только на актуализацию личных и профессиональных способностей, повышение квалификации, но и на гармонизацию внутрикорпоративных и внутригрупповых отношений, улучшение психологического климата, создает ситуацию, когда растет «человеческий потенциал», «человеческий капитал» образовательных корпораций.

Основой саморазвития сотрудника является также мотивация, которая влияет на повышение эффективности использования своих компетенций и креативных способностей, необходимых для разработки инноваций. Поэтому одним из наиболее важных направлений сохранения и развития человеческого капитала является создание условий для повышения мотивации сотрудников. Для этого нужно инвестировать средства в человеческий капитал. В качестве методов инвестиций можно рассматривать позиционирование сотрудников, создание кадрового резерва, целевое повышение квалификации, мотивирующую аттестацию.

Постепенное сокращение емкости рынка образовательных услуг и реформирование системы высшего профессионального образования приводят к необходимости «осознанного» выбора стратегии развития университета, призванной повысить результативность его функционирования. При этом стратегия управления человеческим капиталом является важнейшей функциональной составляющей общей стратегии развития вуза. Приоритетными направлениями в этой области должны стать: мониторинг параметров человеческого капитала; адресный характер реализуемых программ развития профессорско-преподавательского состава; оптимизация численности и структуры персонала; целевой подход к подбору и найму персонала на базе многоуровневой системы оценки кандидатов на вакантные должности; использование прозрачной системы мотивации.

Люди устали от реформ. Они хотят стабильности. Они хотят предсказуемости. Они хотят иметь возможность планировать хотя бы на 3-5 лет вперед. Только так вуз может развиваться.

По недавнему заявлению министра образования Д.В. Ливанова, количество преподавателей будет продолжать сокращаться, в большинстве вузов закроются магистратуры и аспирантуры. Совершенно очевидно, что и финансирование вузов вряд ли начнет расти. Тем не менее, профессия педагога - особенная. Во все времена все держалось на отдельных талантливых учителях и руководителях учебных заведений, а не на министерствах и их правителях. Будем надеяться, что и эта реформа не разрушит высшее образование в России. Возможно, власть, наконец, поймет, что проблемы нашего времени - не в сути реформ, а в диком и неосознанном их внедрении в уклад жизни [6].

Библиографический список

1. Муравьева, М. Минобрнауки реструктурирует десятую часть подведомственных вузов / М. Муравьева [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogЫ=22l&d_ш=47352 (дата обращения : 04.03.2015).

2. Мусаелян, И. К. О роли ценностей в системе корпоративной культуры / И. К. Мусаелян // Вестник Университета (Государственный университет управления). - ГУУ, 2014. - № 7. - С. 197-200.

3. Проект Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия - 2020» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Справочная правовая система «Консуль-тантПлюс».

4. Сундукова, Г. М. Об управлении интеллектуальным капиталом вуза / Г. М. Сундукова // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 17. - С. 165-168.

5. Уфимцев, Р. Телега с колесом от «мерседеса». Зачем реформируют российские вузы? [Электронный ресурс] / Р. Уфимцев // Советская Россия. - 2009. - 23 июля. - Режим доступа : www.sovross.ru (дата обращения : 11.01.2015).

6. Цикулина, С. Реформа педобразования превращает страну троечников в страну двоечников [Электронный ресурс] / С. Цикулина // Московский комсомолец. - 2014. - 5 августа. - Режим доступа : www.mk.ru. (дата обращения : 17.01.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.