Научная статья на тему 'Как сформировать творческий потенциал детей на основе расширения представлений о понятии "дом"? Рисуем дом с улыбкой'

Как сформировать творческий потенциал детей на основе расширения представлений о понятии "дом"? Рисуем дом с улыбкой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКА / РАЗВИТИЕ ГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЭСТЕТИКА / ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова Екатерина Андреевна

В статье автором рассматривается творческое исполнение рисунка дошкольника через эмоциональный настрой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Как сформировать творческий потенциал детей на основе расширения представлений о понятии "дом"? Рисуем дом с улыбкой»

^ИННОВАЦИОННЫеИИССЛЕДОБАТЕЛЬСКИеПРОЕКТЫ,ПРОГРАММЫ^ПОДХОДЫ_

Белова Екатерина Андреевна

педагог-психолог педагог дополнительного образования МДОУ № 12 «Колокольчик» г.Егорьевск

J ^

КАК СФОРМИРОВАТЬ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ДЕТЕЙ

НА ОСНОВЕ РАСШИРЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

о Понятии «дом»?

Л_______________________________________________________г

Рисуем дом с улыбкой

Аннотация. В статье автором рассматривается творческое исполнение рисунка дошкольника через эмоциональный настрой.

Ключевые слова: творчество, воспитание и обучение дошкольника, развитие графических умений, художественная эстетика, психическое развитие дошкольника.

Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности [1].

Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Образуется соподчинение мотивов: возможность подчинить свои непосредственные побуждения осознанным целям. Малыш научается в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.

Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки [6].

Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему

проявлению, через мимику и пантомимику. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре и в рисунке различные эмоциональные состояния.

Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка [3].

Огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет творчество. Проблема развития детского творчества становится все более и более актуальной, так как в современной педагогической науке еще остается недостаточно изученным этот вопрос [2].

Проект «Дом с улыбкой» возник как идея, основываясь на наблюдении за творчеством старших дошкольников [4]. В течение учебного года дети периодически рисуют на архитектурную тематику. Это целая серия занятий: «Домик сказочного героя», «Сказочные дворцы и замки», «Город вечером», «На селе построены разные дома», «Дом Луны и Солнца»... В каждом занятии педагог ставит перед собой ряд задач, но основные среди них - это предоставить детям возможность передать архитектурные особенности того или иного строения и, конечно же, творчески переосмыслить содержание темы.

Само содержание темы заранее несёт в себе задачи не только развития определённых навыков и умений, но и огромный потенциал психологической значимости. Вероятно, именно последнее составляющее мешает или помогает дошкольнику создать красивый рисунок. Нарисовать дом легко - это основной объект предметного мира, к которому малыши прибегают постоянно, создавая свои первые рисунки, наряду с об-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2012

25

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

разами человека и дерева. То, что перед глазами, то, что можно непосредственно наблюдать - благодатная почва для развития графических умений. Но проходят годы и перед детьми ставят задачи более сложного художественного порядка. Не просто дом, а дом сказочного героя, не просто крыша и стены, а определённого рода архитектурное отображение фасада дворца или замка.

Наблюдая в течение 3-х лет за творчеством детей, я, одновременно как педагог-психолог и как педагог дополнительного образования по обучению детей рисованию, отметила, что часто изображённый дом на занятии лишь отчасти отражает графические умения детей - очень часто я вижу психологические рисунки. Например, ребёнок, который умело владеет карандашом, у которого хорошо получается закрашивать рисунок вдруг накладывает грубую штриховку. Любой детский психолог усмотрит в этом наличие тревожащих ребёнка факторов социальной действительности.

Таким образом, чтобы добиться творческого исполнения красивого рисунка необходимо быть эмоционально настроенным на его исполнение. Так происходит всегда, но в ситуации с изображение дома всё немного сложнее, так как это не просто объект, а эмоционально значимый объект. Следовательно, проводя подготовительную работу, перед занятием необходима скоординированная работа воспитателя, педагога дополнительного образования по обучению детей рисованию, педагога-психолога и музыкального руководителя - всё для того, чтобы настроить ребёнка на нужную «волну творчества».

Здесь затрагиваются вопросы разнообразных направлений воспитания и обучения: нравственно-духовного порядка, патриотического, экологического... Пожалуй, на этом ряд перечисления даже не стоит прекращать. Там, где возникает понятие «дом», у ребёнка, как и у взрослого, возникает целая гамма эмоций, чувств, образных представлений. Так как даже в рамках речевого развития дом можно назвать по-разному, что отразиться на его психологической составляющей: дом это и домик, и домище, но это

может быть и домишко - в каждом слове символично проглядывают улыбка, удивление и. пренебрежение.

Целью проекта «Дом с улыбкой» в рамках художественно-эстетического воспитания - формирование творческого потенциала детей на основе расширения представлений детей о понятии «дом»; в рамках психологического подхода - исследование характера связи между символом «дом» и тем, что в нём воплощает ребёнок.

Задачи проекта:

1. Определить символическое и эмоциональное значение понятия «дом» в сознании старшего дошкольника.

2. Проанализировать воплощение творческого замысла дошкольниками в рисунках на занятиях «Строители строят дом», «Сказочные домики», «На селе построены разные дома», «С чего начинается Родина?», «Город (село) вечером», «Сказочный дворец».

3. Формировать экологическую культуру дошкольников.

4. Вызывать эмоциональный отклик на художественные образы Земли, её флоры и фауны.

Проект долгосрочный, рассчитан на 5 лет. Первая часть проекта рассчитана на 3 года. Вторая часть проекта рассчитана на 2 года.

Цель первой части проекта в рамках художественно-эстетического воспитания - формирование творческого потенциала детей на основе расширения представлений детей о понятии «дом»; в рамках психологического подхода - исследование характера связи между символом «дом» и тем, что в нём воплощает ребёнок.

Соответственно вторая часть проекта носит формирующий характер.

Во время всего действия проекта (5 лет) основной задачей ДОУ было решено наполнять предметно-развивающую среду положительными образами домов. Так, в цветниках уже появились композиции миниатюрных домиков маленьких человечков и цветочный дом с маленькой хозяйкой мира Цветов. Уже 2 года дети совместно со взрослыми работают над созданием панно с созвучным названию проекта именем «Дом с улыбкой».

26

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2012

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

С родителями воспитанников находится в разработке создание мини-музея «Домик сказочного героя». Дети, родители, воспитатели и специалисты детского сада собирают материал для создания альбома «Дома Мира».

Ввод в тему осуществлялся со знакомства с самым большим домом - планетой Земля. Родители старшей группы приняли участие в создании экологической мини-выставки рисунков «Голубая планета Земля: мир растений и животных - экзотическая флора и фауна», изобразив обитателей планеты.

Во время бесед с детьми воспитатели стремились показать, насколько Земля является живым и хрупким организмом. Человек - не царь природы, но он ответственен за здоровье и красоту окружающего мира. Дети усвоили важный урок - только сообща человечество способно сохранить свою планету, свой дом.

Важным составляющим при проведении работы в рамках проекта стали сказки, стихи, пословицы, музыка, творчество художников. Ведь только в синтезе различных видов искусств маленькому человеку становится понятна чувственная сторона раскрываемого понятия - «дом с улыбкой». Так, дети познакомились с творчеством американского художника Томаса Кинкейда. Этого художника называют Мастером Света.

Главной особенностью картин Кинкейда являлись светящиеся блики и насыщенные пастельные тона. Он изображал в импрессионистском стиле светящиеся контуры, буколические, идиллические предметы, такие как сады, ручьи, каменные коттеджи, городские улочки. Всё его творчество наполнено яркими образами природы и архитектурных построек - центральных изображений его картин, проливающими через образный ряд свет любви и доброты на понятие «семья». Говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше», так как стены и углы дома - всегда считалось - помогают выжить и адаптироваться в окружающем мире. А как рассмо-

треть понятия уюта и гармонии дома, как обойтись без понятия «семья» при обращении к положительному образу дома!

В рамках психологической составляющей проекта через игру, занимательные психологические тренинги, театрализованную деятельность внимание детей активизируется на представлениях о семье, своём родном доме [5]. Воспитатели под руководством педа-гога-психолога обогащают сценарии сюжетно-ролевых игр на тему «Дочки-матери». Важно, чтобы дети через проигрывание ситуаций выработали богатый арсенал действий с положительным эмоциональным настроем на ситуации, когда первыми часто появляются отрицательные эмоции и чувства гнева, обиды, грусти.

Как психолог и педагог дополнительного образования я задалась целью создать для детей такие условия эмоционального характера, которые могли бы влиять на развитие не только образного мышления, но и воображения, психических процессов, составляющих основу художественного творчества. А для этого необходимо рассмотреть символ дома со всех сторон, донести его силу, свет, красоту и доброту. Возможно, в рамках данного проекта получится совместить осознание определённых психологических моментов детьми с воплощением восприятия символа дома в изобразительной деятельности таким образом, чтобы это стало достоянием мира художественной эстетики.

Наша работа ориентирована на развитие творческого потенциала дошкольника посредством эмоциональной сферы.

Использование разнообразных методов и форм организации творческой деятельности детей, в ходе которой будут обогащаться знания детей, накапливаться опыт восприятия, опыт переживаний различных эмоциональных состояний, будет способствовать развитию художественного творчества у детей.

Литература

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.: Просвещение, 2000.- 271с.

2. Григорьева Г Г Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Педагогика, 1999.- 344с.

3. Данилина Т. А. В мире детских эмоций.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 160с.

4. Сиденко А. С. Виды проектов и этапы проектирования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент,- 2008.- № 2.

5. Урунтаева Г.А. Детская психология.- М.: Академия, 2006.-366с.

6. Широкова Г. А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста.- Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 304с.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2012

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.