Научная статья на тему 'Как сегодня живут пенсионеры: исследование непопулярной темы'

Как сегодня живут пенсионеры: исследование непопулярной темы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
292
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОНЕР / СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ / РАСПОЛАГАЕМЫЕ РЕСУРСЫ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ / СТАНДАРТЫ И НОРМАТИВЫ ДОХОДОВ / RETIRED / THE FAMILY BUDGET / AVAILABLE RESOURCES / CONSUMER SPENDING / STANDARDS AND GUIDELINES INCOME

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ржаницына Л.

Исследуется проблема государственного регулирования особой страты населения, положение которой идентифицируется специфическим видом дохода пенсией. Пенсионер рассматривается как сложный субъект общественных отношений во всех сферах от экономики до семейного статуса. На основе обширного статистического массива оценивается уровень жизни пенсионеров на сегодня, предлагаются целевые показатели в этой области на будущее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOW TODAY PENSIONERS LIVE: RESEARCH UNPOPULAR TOPICS

The issue is investigated the problem of state regulation of specific strata of the population, whose position is identified by a specific type of income pension. Retired viewed as a complex subject of public relations in all spheres from the economy to marital status. Based on an extensive array of statistical estimated standard of living of pensioners today, offers targets in this area for the future.

Текст научной работы на тему «Как сегодня живут пенсионеры: исследование непопулярной темы»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Л. РЖАНИЦЫНА доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН

КАК СЕГОДНЯ ЖИВУТ ПЕНСИОНЕРЫ: ИССЛЕДОВАНИЕ НЕПОПУЛЯРНОЙ ТЕМЫ

Исследуется проблема государственного регулирования особой страты населения, положение которой идентифицируется специфическим видом дохода - пенсией. Пенсионер рассматривается как сложный субъект общественных отношений во всех сферах - от экономики до семейного статуса. На основе обширного статистического массива оценивается уровень жизни пенсионеров на сегодня, предлагаются целевые показатели в этой области на будущее.

Ключевые слова; пенсионер, семейный бюджет, располагаемые ресурсы, потребительские расходы, стандарты и нормативы доходов.

Располагаемые ресурсы

На вопрос «Как живут пенсионеры сегодня?» нет аргументированного ответа. Государство отслеживает только численность получателей пенсий, ее величину и свои расходы на них. Но уровень жизни пожилого человека определяет не только пенсия. И у общества есть потребность знать, как можно реально жить в системе пенсионного обеспечения. В связи с этим на основе данных, полученных Росстататом в результате обследований бюджетов домохозяйств1, где есть пенсионеры и где их нет, была проведена разработка, позволившая оценить материальное положение пенсионеров по сравнению с остальным населением, а также проследить изменение ситуации с 2005 г.

Домохозяйства изучались дифференцированно: по группам населения с различным составом семьи и по уровню доходов (располагаемых

1 Здесь и далее домохозяйства понимаются как семьи.

ресурсов)2, в том числе бедные, средние и обеспеченные пенсионеры. Этот ряд выглядит следующим образом: в семьях «чистых» пенсионеров получают пенсию до 5 тыс. руб. - 5,1%, от 5 до 8 тыс. руб. - 50,6%, 8-10 тыс. руб. - 30,1%, 10-15 тыс. руб. - 6,6%, свыше 15 тыс. руб. - 7,5%.

Трудность исследования заключалась в том, что в статистике России нет категории «бюджеты семей пенсионеров», как это было в советские времена. Нам пришлось решить методологическую задачу: кто в изучаемой совокупности может быть объектом исследования? Было решено выделить ряд групп домохозяйств, имеющих соответствующие признаки - семейно-демографические и социально-экономические. В результате для обработки данных и анализа использовался следующий ряд групп домохозяйств пенсионеров:

а) глава домохозяйства - неработающий пенсионер по старости;

б) одинокие пенсионеры по старости;

в) работающие пенсионеры;

г) домохозяйства, в составе которых имеются любые пенсионеры;

д) домохозяйства, где нет пенсионеров.

В итоге получилась достаточно прозрачная бюджетная матрица, значительно расширяющая представления об уровне жизни пенсионеров, ее основных параметрах: на что они живут; лучше или хуже чем остальное население; какова роль пенсии в их жизнеобеспечении. Из таблицы 1 следует, что самый высокий душевой доход (ресурсы) у семей с работающими пенсионерами - на треть больше, чем в семьях, где нет пенсионеров. И самый низкий доход - в домохозяйствах с главой семьи - неработающим пенсионером и прочими иждивенцами. Здесь основной финансовый источник - пенсия (не исключаются еще и пособия на детей, адресная социальная помощь, поступления из личного подсобного хозяйства, поддержка родственников и т.п.). Определить точнее ситуацию невозможно, так как учет структуры доходов в бюджетных обследованиях не проводится. И это - одна из главных проблем регулирования и изучения положения в пенсионной сфере, которую, безусловно, надо решать.

Первый вывод на базе полученных данных: пенсия в «чистых» семьях пенсионеров составляет примерно половину располагаемых ресурсов. Следовательно обеспечивает половину от сложившегося, не самого высокого, но все же признанного обществом нормальным потребления.

2 За неимением официального, наше распределение семей с пенсионерами построено следующим образом: бедные (до 5 тыс. руб.; при прожиточном минимуме 4,6 тыс. руб./ мес.) - 8%, средние (5-10 тыс. руб., при средней пенсии 7 тыс. руб.) - 37%, выше средних (более 10 тыс. руб.) - 55%. Общий среднедушевой доход населения в бюджетах - 14,8 тыс. руб. в месяц, при общей отчетности 2010 г. - 18 тыс. руб./мес.).

Таблица 1

Располагаемые ресурсы (доходы) по видам домохозяйств в 2010 г.

Показатели № Н и >а « го О X О § О <Ц и РЭ Домохозяйства пенсионеров (глава - неработающий пенсионер по старости) Домохозяйства одиноких пенсионеров (все - пенсионеры по старости) Домохозяйства работающих пенсионеров (глава -работающий пенсионер по старости) Домохозяйства, в составе которых имеются пенсионеры (любые) Домохозяйства, в составе которых нет пенсионеров

Располагаемые ресурсы, в среднем на члена домохозяйства в месяц, руб. 14 670,3 11 850,6 16 348,8 20438,5 13 629,6 15 430,7

Соотношения по группам (домохозяйства без пенсионеров=100), % 95,1 76,8 105,9 132,5 88,3 100

в том числе пенсия в месяц, руб. 1 764,6 7 495,3 8 010,7 7 353,9 4 179,7 0,0

Доля пенсии в располагаемых ресурсах домохозяйств, в % 12,0 63,2 49,0 36,0 30,7 0,0

Очевидно, что жизнь только на пенсию, без других доходов, требует увеличения ее размера в среднем по крайней мере в 2 раза. При планируемом официально до 2020 г. повышении прожиточного минимума пожилых в 2,5 раза учет соотношения минимума со средней пенсией (1,65), определяет оптимальный рост последней в 4 раза. То есть предполагает продолжение политики высоких темпов роста пенсий, которая действительно имела место в последние годы, несмотря на кризис, дефицит бюджета и пр.

Собранная нами персонифицированная информация по домохозяйствам подтвердила значительный рост пенсий, который отмечен массовой статистикой Пенсионного фонда РФ. Впечатляют итоговые цифры: если в 2005 г. располагаемые ресурсы были у них по группам 4-7 тыс. руб. на душу в месяц, то в 2010 г. - зеркально, от 12 до 20 тыс. руб. в месяц. Важно отметить также, что в это время выросли

доходы не только у пенсионеров, но и у всего населения, причем рост произошел в пользу менее обеспеченных. Так, душевые доходы домохозяйств одиноких бедных пенсионеров с доходами ниже прожиточного минимума (до 5 тыс. руб.) повысились на 41%, тогда как доходы наиболее обеспеченных в этой категории граждан (свыше 10 тыс. руб.) - на 24% (см. табл. 2).

Таблица 2

Рост доходов (располагаемых ресурсов и пенсий) в 2010 г. в % к 2005 г.

Показатели Все домохозяйства Глава - неработающий пенсионер по старости Одинокие пенсионеры по старости Семьи работающих пенсионеров Домохозяйства, в составе которых имеются пенсионеры (любые) Домохозяйства, в составе которых нет пенсионеров

Ресурсы (доходы), всего 262 298 279 303 279 251

в том числе пенсии 317,0 313,8 314,2 316,3 327,9 0

На фоне повышения доходов, прежде всего пенсий, реально выросло потребление пенсионеров. В 2010 г. их потребительские расходы увеличились против 2005 г. в семьях одиноких пенсионеров и тех, где глава семьи - пенсионер, в 2,5-2,9 раза, тогда как в домохозяйствах без пенсионеров - в 2,3 раза, при росте цен за указанные пять лет в 1,5 раза. Показательно, что в 2005 г. расходы на потребление одиноких пенсионеров были ниже, чем семей без пенсионеров. В 2010 г. этой разницы практически не стало. О реальном улучшении жизни свидетельствует и значительное увеличение сбережений. Прирост финансовых активов в «чистых» семьях пенсионеров составил 10 раз, в семьях с пенсионерами - 5 раз, тогда как у домохозяйств без пенсионеров только - 33%. Сказались такие факторы, как валоризация пенсий для пожилых, компенсации вкладчикам Сбербанка, пострадавшим от либерализации цен, федеральные и региональные доплаты до прожиточного минимума, расширение применения региональных доплат к федеральным пенсиям, пересчет пенсий работающих пенсионеров на основе общего повышения уровня заработной платы, введение выплаты пенсий бывшим военным, продолжающим трудиться на гражданке и т.п.

Потребление

Кто же выиграл от проведенных мер пенсионной политики? Обратимся к нижеприведенным таблицам, составленным по результатам наших исследований в области потребления семей, по стоимостным показателям - расходам на потребление, так и натуральным показателям по видам продуктов, товаров и услуг (см. табл. 3).

Таблица 3

Потребительские расходы по видам домохозяйств

Показатели а в т с й я з о х о м о д е с РЭ Домохозяйства пенсионеров (глава - неработающий пенсионер по старости) Домохозяйства одиноких пенсионеров (все - пенсионеры по старости) Домохозяйства работающих пенсионеров (глава - работающий пенсионер по старости) Домохозяйства, в составе которых имеются пенсионеры (любые) Домохозяйства, в составе которых нет пенсионеров

Рост потребительских расходов 2010 к 2005 г. в % 239,7 280,1 292,2 255,0 253,6 230,4

Соотношения по группам пенсионеров (глава семьи -неработающий пенсионер по старости = 100)

2010 г. 100 141,5 180,1 124,4

2005 г. 100 135,6 197,9 137,4

Получилось, что различия в уровне жизни пенсионеров в 2010 г. меньше, чем пять лет назад, как и по населению в целом. Общая иерархия пропорций в расходах на потребление по группам пенсионеров составляет 1,8 раз. Самый высокий уровень - в семьях работающих пенсионеров (125% к расходам семей, где нет пенсионеров - 100). Хуже всего пока живут семьи, возглавляемые неработающими пенсионерами (70% к той же базе). Здесь главный член семьи - пожилой человек на пенсии по старости, и у него еще есть иждивенцы. В семьях работающих пенсионеров главная фигура - пенсионер, занятый в экономике, и он во многом обеспечивает потребности остальных членов домохозяйства.

Сейчас работающий пенсионер уже практически имеет то, что предлагается Стратегией 2020 - увеличить пенсии минимум в 2 раза. В случае повышения возраста с отменой выплаты пенсии во время работы (то есть перехода на одноканальное формирование дохода и потребления), оставшийся источник должен очень сильно прибавить в своих размерах (см. табл. 4).

Таблица 4

Зависимость уровня жизни пенсионера от состава семьи, 2010 г.

Показатели Домохозяйства пенсионеров (глава - неработающий пенсионер по старости) Домохозяйства работающих пенсионеров (глава - работающий пенсионер по старости)

Потребительские расходы в среднем на члена домохозяйства, руб. 7438,0 13399,5

Различия по группам пенсионеров, % 100 180

Состав домохозяйства, %

Пенсионеры неработающие, % 92,6 0

Пенсионеры работающие, % 0 69,8

Прочие неработающие, % 7,4 30,3

О происшедшем в последнее время реальном повышении благосостояния пенсионеров свидетельствует прежде всего ситуация с натуральным потреблением продуктов питания (см. табл. 5).

Несколько иная картина получается, если рассматривать питание дифференцированно по группам пенсионеров с различным уровнем доходов (ресурсов). Здесь наблюдаются две закономерности:

1) семьи с низкими доходами питаются много хуже средних норм (молоко и молочные продукты в группе до прожиточного минимума: 180-216 кг в год при среднем - 264 кг; мяса, соответственно, 50-62 кг и 79 кг; фрукты 30-35 кг и 70 кг и т.д.).

2) чем доходы выше, тем больше, как правило, потребляется по всем видам продуктов без исключения (даже набор для бедных - хлеб, картофель, масло растительное, в семьях пенсионеров с доходами на душу от 5000 до 10000 руб. в месяц выше, чем у семей с доходами до 5000 руб. в месяц), что свидетельствует о проблеме общей неудовлетворенности потребностей и недостаточном уровне жизни.

Таблица 5

Потребление основных продуктов питания по видам домохозяйств 2010 г. (в среднем на потребителя в год, кг)

Показатели ей № н и >а го о X о § о <Ц и РЭ Домохозяйства пенсионеров (глава - неработающий пенсионер по старости) Домохозяйства одиноких пенсионеров (все - пенсионеры по старости) Домохозяйства работающих пенсионеров (глава - работающий пенсионер по старости) Домохозяйства, в составе которых имеются пенсионеры (любые) Домохозяйства, в составе которых нет пенсионеров

Хлебные продукты 101,7 144,3 140 129,1 109,9 95,4

Картофель 66,6 88,6 87,8 80,9 69,6 64,2

Овощи и бахчевые 96,7 125,6 137,4 138,6 102,7 92,2

Фрукты и ягоды 70,2 77,8 91,2 100,6 70,9 69,7

Мясо и мясопродукты 79,2 89 97,9 101,6 80,7 78,1

Молоко и молочные продукты 263,5 369,7 385,6 370,9 283,9 248,1

Доля затрат населения на питание - самый важный вопрос для общей оценки положения пожилых граждан, по состоянию которого судят об уровне жизни вообще, ибо бедные на продукты тратят относительно больше, чем небедные. У пожилых же на сегодня на продукты питания уходит большая часть пенсии и прочих доходов. Так, в «чистых» семьях пенсионеров питание составляет более 43% бюджета при расходах на непродовольственные товары - 30% и на услуги - 25,5%3. К тому же часть продуктов поступает из личного подсобного хозяйства и, в совокупности с покупаемыми товарами, позволяет им питаться примерно по тем же нормам, что и остальному населению.

Доля затрат на питание, по данным за 2010 г., сократилась как у всех семей, так и у пенсионеров (хотя по-прежнему у них она выше - 33-48%, при менее 30% в среднем по населению). Стали несколько больше тратить на промышленные товары, и, понятно, выросла оплата услуг, прежде всего ЖКХ (это у всех без исключения). В этом ряду отметим платные медицинские услуги (в том числе у пенсионеров, несмотря на постоянно

3 На покупку алкоголя у пенсионеров уходит 1,5% потребительских расходов, у населения в целом - 1,7%.

рекламируемую бесплатность) и высокий рост доли расходов на лекарства и медицинские товары - один из примеров того, что наша бесплатность очень условна. То же относится к бесплатности проезда. Судя по фактическим расходам семейных бюджетов, пенсионеры с их льготами на транспорт все равно частично оплачивают его услуги, хотя и в меньшей степени, чем остальное население. Причем в 2010 г. эта статья увеличилась по сравнению с 2005 г.

Что касается предметов длительного пользования, то их стало больше у всех семей. Но у пенсионеров их - 7,8 изделия на члена домохозяйства, а у всего населения в целом - 11,5 предмета Но, как известно, имеет значение еще цена, сроки приобретения, длительность эксплуатации и т.п. Особо любопытен их набор. Так, у пенсионеров были холодильники (в меньшей степени - морозильники) и швейные машины, радиоприемники (их больше, чем у кого-либо), телевизоры (по цветным они отставали, по черно-белым нет), не сильно отличались по стиральным машинам и пылесосам (все же пожилой народ) и т.п. Зато почти отсутствовали компьютеры, мобильные телефоны, плееры, музыкальные центры, видеокамеры, микроволновые печи, минимально были представлены все средства передвижения, включая легковые автомобили, то есть все то, что свидетельствует о современном образе жизни (см. табл. 6).

Приведенные данные, при всей их критике (некоторое занижение показателей из-за недоучета наиболее высокообеспеченных групп, отказ от полноценного измерения доходов, их структуры и т.п.), тем не менее позволяют сформулировать главное: пенсионеры сегодня, как правило, не живут на пенсию, они живут на доход. Только он обеспечивает стандартный для современного населения уровень потребления. Пенсия составляет в семьях одиноких пенсионеров примерно половину располагаемых ресурсов, а следовательно только половину от сложившихся, не самых высоких, но тем не менее признанных обществом норм потребления. Отсюда вектор развития - увеличение средней пенсии не менее, чем в 2 раза. Однако пока официальная цель - всего лишь увеличение прожиточного минимума пожилых до 2,5 раза. Если взять соотношение минимума со средней пенсией (1,65), то объективно ее необходимо увеличить в 4 раза.

Получение дополнительных к пенсии доходов, безусловно, связано с экономической активностью людей старшего возраста. Она разнообразна: оплаченный труд, сдача в аренду жилья, земли, ведение подсобного хозяйства, ремесло на дому, проценты на сбережения в банках4 и

4 В 2010 г. прирост финансовых активов был у всех исследуемых категорий пенсионеров (кроме домохозяйств во главе с неработающим пенсионером по старости с располагаемыми ресурсами > 10 тыс. руб. в месяц).

Среди семей одиноких пенсионеров имели дачу 17,8%, второе жилье - до 2,6%, земельные участки - 60%, получали от ЛИХ более 19 тыс. руб. в год и т.д.

Таблица 6

Наличие предметов длительного пользования по видам домохозяйств на конец года, 2010 / 2005 г. (в среднем на 100 домохозяйств, штук)

Предметы длительного пользования Все домохо- зяйства Домохозяйства одиноких пенсионеров (все -пенсионеры по старости) Домохозяйства работающих пенсионеров (глава - работающий пенсионер по старости)

Телевизор цветной 161/126 132/100 148/117

Телевизор черно-белый 3/11 3/16 2/9

Видеокамера 15/8 3/1 5/2

Радиоприемник 19/39 31/50 28/47

Музыкальный центр 39/34 13/8 21/22

Холодильник 109/107 108/104 110/108

Морозильник 12/8 9/4 11/5

Стиральная машина 99/96 96/87 101/94

Микроволновая печь 61/25 37/5 54/11

Посудомоечная машина 3/1 1/0 0/0

Пылесос 92/84 86/70 95/88

Швейная машина 42/58 51/61 52/67

Кондиционер 8/4 5/1 8/1

Персональный компьютер 57/25 12/1 23/4

Мобильный телефон 228/104 103/15 133/38

Легковой автомобиль 48/33 12/8 16/12

пр. Из приведенного перечня статистика наблюдает в основном наемную занятость, индивидуальную предпринимательскую деятельность, работу в ЛИХ. Занятые члены семьи есть в учете структуры семьи по домохозяйствам одиноких пенсионеров (здесь работают 32%), и особенно там, где глава семьи - работающий пенсионер (здесь работают 70%), этот показатель выше, чем даже в семьях, где вообще нет (никаких) пенсионеров, только трудоспособные граждане и дети.

Эти позиции следует учесть тем, кто планирует пенсионную реформу -на повышение пенсий на фоне увеличения пенсионного возраста потребуется значительно больше средств, чем только на коэффициент замещения

в 40%. Придется возместить людям тот приработок, на который сейчас они живут помимо пенсии. Иначе в общем формате уровня жизни будет элементарное снижение относительного благополучия у 12 млн. человек, живущих сейчас на оба дохода. А это никак не совмещается с Программой социально-экономического развития РФ до 2020, к которой были сделаны предложения Рабочей группой экспертов.

Расчет здесь прост. Отчисления в Пенсионный фонд в течение пяти лет работы граждан сверх установленного ныне пенсионного возраста (при тарифах взносов даже в 26%, тем более в 20%, на которых сегодня настаивает бизнес-сообщество) не улучшат материального положения выходящих на пенсию. Продолжая трудиться в последние 5 лет, придется зарабатывать много больше или продолжать трудиться во время возраста дожития, чтобы только поддержать современный уровень жизни работающих пенсионеров. Как на это посмотрят работодатели с позиции производительности труда в старшем возрасте и медики с позиции возможностей здоровья? Ну а практически это приведет к тому, что выходящие на пенсию в 65 лет будут жить значительно хуже, чем при действующей системе «пенсия плюс заработная плата» при пенсионном возрасте в 55 и 60 лет.

Видимо, альтернативы сохранения двух источников доходов для пенсионеров нет. Разве что один из следующих вариантов: а) сохранение частичной выплаты пенсии; б) система отложенной пенсии при продолжении занятости с увеличением начисления против общих норм;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в) известная модель государственного софинансирования в повышенных размерах в период продолжения занятости и т.п. Перспектива осложнения условий жизни для миллионов людей, находящихся в кризисной для трудоспособности зоне, заметно противоречит общепризнанной и сформулированной руководством страны в ответственных документах задаче повышения уровня жизни пожилых граждан нашей страны.

Ориентиры

Мы серьезно отстаем в обеспеченности пенсионеров по сравнению с западными странами, если судить, к примеру, по соотношению пенсии и заработной платы. Такой показатель в зарубежной практике, как правило, в 1,5-2 раза лучше, чем в России, и составляет по системе социального страхования в ОЭСР - 57,2%, в ЕС - 61,6%, российский же - 35%. Данный показатель по государственным пенсиям составляет в Бразилии 85,9%, Китае 77,9%, Индии - 65,2%. Взносы на обязательное пенсионное обеспечение (2009 г.), соответственно, составляют: в ОЭСР (34 государства) - 19,6%, ЕС (27 государств) - 21,9%, члены БРИК5 - 24, 29, 31% от

5 Без России.

фонда заработной платы. И расходы на выплату пенсий по старости и инвалидности не самые высокие. Так, в 2007 г. (более поздних данных ОЭСР не дает) в среднем по странам ОЭСР они составляли 7% ВВП, в ЕС - 8,9%, в бывших соцстранах: Польше - 10,6%, Венгрии - 9,1%, Словении - 9,6%, Чехии - 7,4%6, в РФ - 35% (2010 г.). Отличия в размерах зарубежных пенсий от наших впечатляют при самом примитивном сравнении. В старой Европе, например, пенсии ранжируются: от 600 долл. в Италии, 700-800 долл. во Франции, Великобритании, Швеции, до 1200 в Германии, 1900 в Финляндии, 2800 долл. в Дании. Россия в этом ряду сильно отстает - 285 долл. (что очень близко к отчетным цифрам за 2010 г. в 7,6 тыс. руб. по курсу 1:27).

Что уж тут говорить о социальном самочувствии отечественных пенсионеров!

Чтобы его представить, можно воспользоваться самооценкой населением своего финансового (и таким образом материального) положения, систематически измеряемого Росстатом. К сожалению, этот опрос построен очень специфически - имеется в виду узкоматериальный потребительский набор товаров, в котором нет услуг, особенно социальных. Это весьма сказалось на социальном самочувствии всех граждан, и пенсионеров в первую очередь как одного из самых значимых объектов государственных социальных услуг. При очень близком к показателю реального размера пенсий 1990-го года (в ценах 2010 г.) уровню коэффициента замещения (порядка трети от зарплаты как в 1990 г., так и 2000 г.) масса пенсионеров считают, что в советские времена жилось лучше. Секрет прост - в СССР существовала система социального государственного обеспечения, значительно увеличивающая пенсию: копеечная квартплата и транспорт, медицина, за которую не надо платить, дешевые отечественные лекарства, недорогой массовый загородный отдых на заводской турбазе, в санатории-профилактории при предприятии, дом культуры или клуб, доступный пошив одежды, ремонт бытовой техники и т.п.

С нынешним ростом платности услуг именно пожилые люди, жившие в прежних координатах, почувствовали себя дискриминируемыми, которым недоступно случившееся дорогое изобилие. На фоне гигантской дифференциации и демонстративного потребления узкого круга богатых категория пенсионеров превратилась в 90-е годы в класс бедных по двум причинам: либо недоступность покупки на пенсию базовых благ (абсолютная бедность), либо явного неравенства возможностей иметь современное качество жизни (относительная бедность).

В итоге сформировалась негативная социальная ситуация: низкая по сравнению с развитыми странами, и частично с рядом развивающихся стран, продолжительность жизни пожилых и высокая смертность, вли-

6 Pensions at a glance 2011. Р. 121, 154, 155.

яющая на демографический кризис в стране. И до сих пор, даже с учетом значительного повышения пенсионной обеспеченности, во многом приспособившись к новым реалиям, пенсионеры чувствуют себя ущемленными по сравнению с остальными группами населения, что видно из их самооценки собственных финансовых возможностей «на празднике жизни». К примеру, у 28% самых бедных («чистых» семей пенсионеров с доходами до 5 тыс. руб. в месяц) в 2010 г. не хватало денег даже на продукты, у 54% - на покупку промтоваров и оплату жилья (см. табл. 7).

Таблица 7

Оценка пенсионерами своего финансового положения в сравнении с остальным населением, 2010 г.

Показатели Оценка номер по п/п Домохозяйства одиноких пенсионеров (все - пенсионеры по старости) В том числе с доходом до 5 000 руб. в месяц Домохозяйства, в составе которых имеются пенсионеры (любые) о д м о д о хц дс се се м лв с. и .б чми руб том 00 т 0 В5 Домохозяйства, в составе которых нет пенсионеров

Домохозяйства, оценившие свое финансовое положение (в процентах ко всем домохозяйствам) 100 100 100 100 100

как:

не хватает денег даже на еду 1 2,2 28,2 1,8 8,7 1,7

затруднительно покупать одежду и оплачивать ЖКУ 2 35,7 53,9 27,5 44,1 21,2

не могут позволить покупку товаров длительного пользования 3 45,1 14,0 43,9 36,1 43,4

не хватает денег на покупку автомобиля, квартиры 4 14,8 3,9 24,4 9,9 29,7

средств достаточно, чтобы купить все, что считают нужным 5 1,5 0,0 1,7 0,7 2,8

затруднились ответить 6 0,7 0,0 0,7 0,5 1,2

Предлагаемый показатель оценки ситуации - коэффициент благосостояния в 2010 г. 19,6 4,1 35,7 11,9 49,0

Справочно: тот же коэффициент в 2005 г. 10,4 2,8 22,2 9,7 38,4

Приведенный показатель оценки сложившегося материального положения, который назван «коэффициентом благосостояния», при всей его условности, тем не менее дает представление о динамике самочувствия социального субъекта из разных групп населения. И видно, что пенсионеры по-прежнему считают свои возможности худшими.

Этот коэффициент благосостояния мы предложили исчислять по формуле:

где О^ - оценка пенсионером своего финансового положения под номером I.

По нашему мнению, предлагаемый показатель будет улучшен, если Росстат сформулирует вопросы самооценки применительно к интересам пенсионера, включив в действующие позиции, в частности, следующее: доступность лекарств, медицины, санатория, оплаты доставки продуктов, уборки квартиры, ремонта, вызова такси, междугороднего проезда к родственникам, затрат на похороны и пр.

Стандарты

Однако на серьезное повышение пенсий рассчитывать не приходится, если они будут рассматриваться не как возмещение утраченного заработка, а как средство обеспечения жизни в условиях бедности. Такова во многом официальная позиция властей, ориентирующихся на показатель прожиточного минимума (ПМ) как один из решающих критериев оптимальной пенсионной системы. Поэтому, даже при принципиальном несогласии с такой идеологией, приходится разбираться с показателем ПМ по существу. И приходится признать, что лежащая в ее основе потребительская корзина нетрудоспособного не отражает сегодня даже его минимальные потребности. Это очень серьезное утверждение, ибо на основе нынешнего показателя ПМ пенсионеры не считаются у нас бедным населением. Их доля в общей численности бедных меньше, чем детей (соответственно, 12,4 против 23,1%), тогда как пенсионеров в населении больше, чем детей (соответственно, 39 млн и 26 млн чел. в 2010 г.).

Для того чтобы доказать несостоятельность критерия ПМ для оценки положения пенсионеров, мы проанализировали действующую потребительскую корзину и установили ее прямые дефекты. Прежде всего в ней занижен расход на самые востребованные лекарства (сердечные, гипотензивные, желудочные, противовоспалительные и т.п.), на предметы личной гигиены (зубная щетка, мыло, лейкопластырь, бинт и т.п.),

медицинские инструменты (например, термометр), приборы (например, измеритель давления). Все эти товары пришлось реально учесть в составе потребительской корзины пенсионера, ибо по действующей методике эти блага представлены в форме общей доплаты в процентах к прожиточному минимуму.

Кроме лекарств мы учли также расходы на городской транспорт, поскольку теперь, в отличие от прошлого периода, пенсионерам приходится в основном самим платить за проезд. Действующий норматив потребительской корзины - 150 поездок в год или 12,5 в месяц - рассчитан на малоподвижный образ жизни. При монетизации льгот в ряде городов (например, Челябинск, Санкт-Петербург) исходили из норматива 20 поездок в месяц или 240 в год. По нашим расчетам поездок должно быть не менее 264 в год (22 в месяц): в магазин, к врачу в поликлинику, в орган социальной защиты.

Наконец, мы включили в ПМ платные услуги - расход на телефон. Благодаря действию правительственной программы «Установка таксофонов в отделениях почтовой связи сельских населенных пунктов» даже в удаленных сельских поселениях имеются таксофоны. Правда, квартирных телефонных аппаратов не так много: по данным Росстата, на конец 2009 г. на 1 000 человек населения приходилось всего 237,6 штук аппаратов. Но мы считаем необходимым включить пользование услугами телефонной связи в набор платных услуг на уровне повременной оплаты разговоров из расчета не менее 2 часов в месяц (на необходимые разговоры для населения России).

Общее увеличение величины прожиточного минимума за счет расширения позиций «предметы первой необходимости, санитарии и лекарства», «транспортные услуги» и «связь» выглядит следующим образом (см. табл. 8).

Таким образом, прожиточный минимуму, при самом элементарном уточнении, должен быть повышен, и численность бедных пенсионеров также должна увеличиться. Но за этим действием должно последовать другое, связанное с определением индикатора величины минимальной пенсии на перспективу. Полагаем, что такой величиной может быть забытый ныне, но существующий в российском законодательстве минимальный потребительский бюджет. Он был обозначен в Указе Б. Ельцина о минимальных потребительских бюджетах (МПБ) в РФ от 02.08.1992 г., и тогда же специалисты разработали подобный бюджет. Такой бюджет по продуктам, товарам и услугам был выше, чем требуется на физиологическое выживание, и предусматривал более оптимальный подход к составу потребления. В свое время специалисты разработали его принципы, наборы, нормативы, и их частично можно использовать и сейчас.

Минимальный потребительский бюджет, по сложившемуся представлению, отраженному еще в Указе о системе потребительских бюдже-

Таблица 8

Необходимая корректировка прожиточного минимума пенсионера, руб.

Показатели Утверждено Постановлением правительства По расчету с добавлением необходимых минимальных расходов на лекарства, гигиену, транспорт, связь

% использования

25 35 40 45

Величина прожиточного минимума пенсионера за IV кв. 2010 г. 4 683 4 982 5 124 5 213 5 317

в том числе:

стоимость потребительской корзины - всего 683 4 982 5 124 5 213 5 317

в том числе:

продукты питания 2 081 2 081 2 081 2 081 2 081

непродовольственные товары 812 921 1 062 1 151 1 256

услуги 1 790 1 981 1 981 1 981 1 981

Увеличение, по нашему расчету - 299 441 530 634

тов7, кроме удовлетворения материальных потребностей человека, должен включать в себя и возможность удовлетворения духовных потребностей, позволяющих человеку выполнять свою социокультурную роль в обществе.

При составлении корзины требуется учитывать основные потребности лиц пенсионного возраста8. Однако трудность заключается в том, что данная группа населения в большей мере, чем лица, относящиеся по законодательству к трудоспособным гражданам, дифференцируется по целевым жизненным стандартам. Согласно квалификации Всемирной организации здравоохранения, пожилые - это люди в возрасте от 60 до

7 Указ Президента Российской Федерации «О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации» от 2 марта 1992 г. № 210.

8 Напомним, что по Закону о прожиточном минимуме, к пенсионерам (и автоматически - к пожилым, по потребностям) относятся мужчины в возрасте от 60 лет и старше и женщины в возрасте от 55 лет и старше.

75 лет. Старческим считается возраст от 75 до 89 лет. Перевалившие за 90-летний рубеж переходят в разряд долгожителей.

Эксперты Центра стратегических разработок и Экспертного совета при Общественном совете по инвестированию средств пенсионных накоплений при Президенте РФ, опираясь на социологические исследования, разделили пенсионеров на три возрастные группы: младшую - до 63 лет, среднюю - до 73, и старшую - свыше 73 лет. У них разные потребности: младшие хотят работать, средние - рассчитывают на пенсию, а для старших больше всего важна не пенсия как таковая, а социальные гарантии и доступные лекарства. Мы попытались сформировать минимальный потребительский бюджет для разных возрастных групп пенсионеров (см. табл. 9).

Таблица 9

Половозрастная градация пенсионеров

Группы Мужчины, в возрасте (лет) Женщины, в возрасте (лет) Основные жизненные стандарты

Младшая 60-64 55-64 Желание работать, сохранение связи с основным видом деятельности, сохранение социальной активности.

Средняя 65-75 65-75 Сужение ценностей предыдущего этапа, забота о личном здоровье.

Старшая Старше 75 Старше 75 Активность направлена на самообслу-живающий труд по сохранению физического состояния, актуализируются потребности чисто витального порядка (сон, еда, покой)

Состав минимального потребительского бюджета пенсионера включает следующие статьи расходов:

1) потребительскую корзину, состоящую из наборов: продуктов питания; непродовольственных товаров индивидуального и общесемейного пользования, включая предметы первой необходимости, предметы хозяйственного обихода, предметы оборудования и ремонта жилья, предметы мебели, товары для проведения досуга и отдыха; платных услуг, включая обязательные услуги по оплате жилья, пользованию водопроводом, канализацией, электроэнергией, газом и телефоном, общественным транспортом, оплату необходимых бытовых, медицинских (вне перечня услуг по ОМС) услуг дополнительного добровольного страхования и культурных услуг и др.

2) сбережения на минимально необходимом уровне, в частности на достойные похороны.

Набор продовольственных товаров для данного уровня бюджетов соответствует наборам прожиточного минимума, составленным специалистами ГУ НИИ питания РАМН. В соответствии с нашей возрастной градацией мы предлагаем для младшей группы пенсионеров использовать нормы потребления трудоспособного населения, для остальных групп -нормы, рассчитанные для неработающих пенсионеров.

Набор непродовольственных товаров. При определении состава набора принимались во внимание существующие научные разработки системы бюджетов (исследования ВЦУЖ, ВНИИПРиМ), данные государственной статистики9.

Набор платных услуг обеспечивает необходимые условия жизнедеятельности - удовлетворение потребности в жилище, его комфортности, сохранении здоровья, организации отдыха и досуга, улучшении условий быта.

Денежные сбережения. Наиболее распространенные виды денежных сбережений населения (хранение дома и банковские вклады на покупку товаров и оплату услуг) определены в нормативных размерах. Размер денежных сбережений определяется в процентах к общей величине потребительского бюджета (до 15%).

В итоге, по нашему проекту10, величина минимального потребительского бюджета пенсионера составляет в ценах IV кв. 2010 г. 12,7 тыс. руб. на одного человека в месяц, что в 2,7 раза выше установленной величины прожиточного минимума для пенсионера (см. табл. 10).

Необходимость повышения действующего прожиточного минимума отмечена в предложениях ИЭ РАН в формате обсуждения Аналитического доклада Минздравсоцразвития (МЗСР) и ПФР «Итоги пенсионной реформы и долгосрочные перспективы развития пенсионной системы РФ с учетом влияния мирового инвестиционного кризиса». Пересчитать прожиточный минимум (ПМ) пенсионера следует с учетом возрастных особенностей пожилых - потребности в медицинских услугах (состояние здоровья), в расходах на ремонт (старение имущества), в постороннем уходе (ограниченная дееспособность), приблизить его к соотношениям фактического потребления, где разрыв по группам семей с различным уровнем доходов меньше, чем нормативный. Это означает повышение доли качественных продуктов питания (овощи, фрукты), расширение расходов на лекарства и витамины, ремонт предметов длительного пользования, оплату бытовых услуг, помощи по уходу, на жилье с коммунальными удобствами, культуру, досуг.

9 По данным НОБУС почти 2/3 пенсионеров по старости проживает в домохозяйствах, состоящих только из пенсионеров. Средний размер таких семей 2,1 человека (при средней по выборке 2,6 человек).

10 С участием к.э.н. Т.Н. Степановой.

Таблица 10

Расчет величины прожиточного минимума (ПМ) и минимального потребительского бюджета пенсионера по старости (МПБ)

Наименование товаров и услуг Стоимость в ценах IV кв. 2010 г., руб.

прожиточный минимум (ПМ) минимальный потребительский бюджет (МПБ) МПБ в % к ПМ

Величина бюджета в том числе: 4 683 12 704 271

Стоимость потребительской корзины - всего 4 683 10 798 231

в том числе:

продукты питания 2 081 2 201 106

непродовольственные товары 812 2 150 265

товары индивидуального пользования 494 1 106 224

товары общесемейного пользования 318 1 044 328

платные услуги 1 790 6 447 360

сбережения - 1 906 -

Однако не все разделяют подобную позицию. Так, Предварительный доклад Рабочей группы, созданной Правительством в целях учета мнения экспертов по реформированию пенсионной системы (руководитель Т. Малева), проектирует показатель соотношения пенсии к прожиточному минимуму в 2,17 ПМ. Это не только ниже авторского проекта, но и прогноза Минздравсоцразвития и ПФР. Таким образом, в варианте, предложенном правительственной Рабочей группой, не будет достигнут для пенсионера минимальный потребительский бюджет, который, наконец, должен ориентироваться не на выживание, а хотя бы на весьма скромный материальный достаток.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.