Научная статья на тему 'Как понимать «Образованность» человека в новой эпохе'

Как понимать «Образованность» человека в новой эпохе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / ОБРАЗОВАННОСТЬ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ / POSTINDUSTRIAL SOCIETY / ERUDITION IN A POSTINDUSTRIAL SOCIETY / DESIGN ACTIVITY / SELF-ORGANISATION / SKILL TO COMMUNICATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новиков Александр Михайлович

Автор статьи проанализировал опыт образования прошлого и наметил пути развития образовательного процесса в XXI веке. В новой эпохе отечественное образование должно стать иным принципиально, т. е. понятие «образованность в постиндустриальном обществе» означает способность общаться, учиться, анализировать, прогнозировать, проектировать, выбирать и творить.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

How to perceive «erudition» of the person in the New epoch

The author has analyzed experience of derivation of the past and has planned paths of evolution of educational process in the XXI-st century. In a new epoch the domestic education should become others basic, i.e. the concept «erudition in a postindustrial society» means ability to communicate, learn, analyse, predict, design, choose and to create.

Текст научной работы на тему «Как понимать «Образованность» человека в новой эпохе»

Человечество резко перешло в совершенно новую эпоху своего существования — постиндустриальную эпоху. Это вызвало и вызывает коренные преобразования в политике, экономике, культуре, в труде, в личной жизни каждого человека, поэтому перед системой образования во всем мире, в том числе в российском образовании, остро стоит проблема радикальной перестройки его целей, содержания, форм, методов, средств и всей его организации в соответствии с требованиями Нового времени. Анализу этих задач посвящена серия статей*, подготовленных академиком Российской академии образования А.М. Новиковым под общей рубрикой «Постиндустриальное образование».

УДК 37.018

А.М. Новиков, академик Российская академия образования

как понимать «образованность» человека в новой эпохе

Школа как социальный институт отражает базовые процессы всего общества. Тип массовой школы соответствует типу массовой социальной практики. Индустриальному обществу соответствует индустриальный тип школы. Она была изобретена в XVII веке Я.А. Комен-ским. Массовое образование было гениальным механизмом, сконструированным индустриализмом для создания того типа людей, который ему требовался. Сама идея собирания масс учащихся (сырья) для воздействия на них учителей (рабочих) в централизованно расположенных школах (заводах) была достижением индустриального гения. Индустриальный тип общества выработал определенный тип образования, определенные образовательные институты своего времени (школа, техникум, вуз и т. д.). Его метафора - фабрика. Соответственно, тип отношений: рабочий (учитель) - сырье (ребенок), принцип движения -конвейер.

Поэтому наше образование времен СССР было так похоже на конвейерное производство. Школьники, подобно заготовкам на конвейерной ленте, перемещались из класса в класс, где их «обрабатывали» и «передавали» дальше. В преподавании доминировал штамп. Готовились исполнители, способные терпеливо заниматься однотипной деятельностью. Именно они были востребованы жизненным укладом того времени. То же самое было и на Западе. Старая индустриальная школа просто не могла быть иной.

Вся административная иерархия образования следовала модели индустриальной бюрократии. Сама организация знания в постоянные дисциплины была основана на принципах индустриализма. Молодые люди, проходившие через эту образовательную машину, вливались в общество взрослых, структура которого в области работы, ролей и учреждений имела сходство со школой. Ученик не просто запоминал факты, которые он мог использовать позже, он жил, учась тому образу жизни, в котором ему предстояло жить и работать в будущем.

В то же время нельзя не отметить, что ориентация Страны Советов на формирование гармони-

9

* Начало см.: Вестник ФГОУ ВПО МГАУ № 6/2(31), 2008,

№ 5(36), 2009

чески развитой личности вкупе с гимназическими традициями дореволюционной России, которые удалось сохранить (пусть и в переработанном виде) в образовательном процессе индустриальной советской школы, определили более широкий, фундаментальный тип среднего образования, выгодно отличавшийся от своих индустриальных западных аналогов.

Советская школа в индустриальную фазу заслуженно считалась одной из лучших в мире. Теперь эта фундаментальность в среднем образовательном звене может дать некоторое преимущество в формировании нового типа образования - наличие представлений о разных науках и возможность российских специалистов работать на стыке наук. Отсюда и их востребованность. Ориентация современных чиновников от образования на реорганизацию такого типа образования является, очевидно, глубокой стратегической ошибкой. Наоборот, требуется дальнейшее развитие методик, работающих в поле межпредметных связей. Объемы, требующие тупой зубрежки, действительно можно сократить, но не в пользу сужения знаний, а в пользу развития различных форм мышления.

Но традиционная классно-урочная форма обучения, придуманная Яном Амосом Коменским более 350 лет назад и базировавшаяся на принципе «учить всех всему», в прошлом веке вступила в фазу кризиса. Образование просто не справилось с постоянно нарастающим потоком информации, оно лишилось базы в виде универсальной философии, позволяющей гармонизировать специализированные науки. К тому же традиционная передача готовых знаний не позволяла подготовить человека к ситуации, не описанной в учебнике, а таких ситуаций в практической деятельности становилось все больше и больше. Наука в ХХ веке постоянно сталкивалась с тем, что она не может заранее описать и предсказать все риски, которые несет спроектированная на ее основе деятельность.

Новое общество, в котором знания становятся капиталом и главным ресурсом экономики, предъявляет новые требования как к общеобразовательной, так и к профессиональной школе. Общество, в котором преобладают интеллектуальные работники, предъявляет новые и еще более жесткие требования к социальной деятельности и социальной ответственности людей. Сегодня необходимо заново осмысливать, что такое образованный человек.

Постиндустриальное общество требует, соответственно, постиндустриального типа школы. Пока можно нарисовать только ее контуры, исходя из общих характеристик этого общества и его производства.

Прежде всего, наличие множества сложных технических систем, даже на уровне быта, требует особого образовательного ресурса для их освое-

10

ния. В технологических системах завтрашнего дня - быстрых, подвижных и саморегулирующихся - машины будут иметь дело с потоком физических материалов; люди - с потоком информации. Машины будут выполнять рутинные задачи; люди - интеллектуальные и созидательные. Машины и люди вместо концентрации на гигантских заводах и фабриках в городах будут разбросаны по всему миру, связанные между собой почти мгновенной связью. Работа людей перенесется с фабрик и из массовых офисов в общества и дома. Технология завтрашнего дня требует не миллионов поверхностно начитанных людей, готовых работать в унисон на бесконечно монотонных работах, на людей, которые выполняют указания не моргнув глазом, сознавая, что цена хлеба - это механическое подчинение власти, но людей, которые могут принимать критические решения, находить свой путь в новом окружении, достаточно быстро устанавливают новые отношения в быстро меняющейся реальности.

Также атрибутом образования постиндустриальной школы является способность эффективно осваивать огромные массивы информации и успешно действовать в максимально неопределенной (в самых разных смыслах) экономической, технологической, производственной и другой ситуации.

Коммуникативная революция конца ХХ века многократно увеличила скорость обмена информацией, а вместе с тем и скорость принятия решений, динамику экономических, культурных, политических явлений. Отражением этого является тот факт, что в новом обществе смена специальностей, профессии, работы все чаще происходит несколько раз на протяжении жизни конкретного человека. Все слишком быстро устаревает. Человек постоянно, вновь и вновь оказывается перед новым выбором, и ему снова и снова надо принимать решение. Да и сам он все чаще жаждет нового, обыденность угнетает его. Он жаждет творчества, а не обыденности. Самостоятельность и решительность становятся необходимыми качествами человека новой эпохи. Необходимость быстро ориентироваться во все ускоряющемся информационном потоке, мгновенно принимать решения и организовывать их воплощение приводят к новому социальному заказу в образовании.

Динамичное, постоянно меняющееся общество должно и образование иметь столь же динамичное. Это свойство формулируется понятием непрерывного образования. Если раньше в эпоху индустриализма человек учился 10-15 лет, чтобы потом всю жизнь работать на выбранном (или назначенном ему) месте, то теперь полученное образование устаревает настолько быстро, что переучиваться надо постоянно. Существующая ныне образовательная система, понятно, не готова к такому тре-

бованию. Непрерывность - одна из черт нового образования, присущая наступающей постиндустриальной эпохе.

Кроме того, она требует людей, у которых как бы «будущее в крови». Знание становится все более смертным. Сегодняшний факт завтра становится заблуждением. Это не возражение против изучения фактов или данных - совсем нет. Однако школа завтрашнего дня должна давать не только информацию, но и способы работы с ней. Школьники и студенты должны учиться отбрасывать старые идеи, знать, когда и как их заменять. Короче говоря, они должны научиться учиться, отучиваться и переучиваться.

Новое образование должно научить человека классифицировать и переклассифицировать информацию, оценивать ее, изменять категории при необходимости движения от конкретного к абстрактному и обратно, рассматривать проблему с новой позиции: как научить самого себя. Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто «не научился учиться». Индивидуум завтрашнего дня будет иметь дело с еще более жесткими переменами, чем сегодня. Для образования задача ясна: его прямой обязанностью должно стать повышение способности человека справляться в той скорости, с которой он может приспособиться к реальным изменениям. И чем больше скорость изменения, тем большее внимание должно быть посвящено распознаванию образов будущих событий.

Новая эра требует широты взглядов, интеграции наук, осмысления любой проблемы целиком - независимо от того, какие в ней заключены аспекты: биологические или материаловедче-ские, энергетические или медицинские. Специфика современных технологий заключается в том, что ни одна теория, ни одна профессия не могут покрыть весь технологический цикл. Сложная организация больших технологий приводит к тому, что бывшие профессии обеспечивают лишь одну-две ступени больших технологических циклов, и для успешной работы и карьеры человеку важно быть не только профессионалом, но быть способным активно и грамотно включаться в эти циклы. Нужны не только «предметники»: специалисты по турбинам, автомобилям, компьютерам. Сегодня главный дефицит - «проблемники». Конечно, нас ждет невероятно трудный - трудный не столько организационно, сколько психологически - творческий поворот. Технологический подход требует от любого участника трудового процесса понимания и учета влияния самых разных факторов, ранее для него «посторонних».

Человеку теперь надо быть готовым действовать в условиях высокой динамики рынка труда. Для этого надо уметь работать с информационными по-

токами, уметь анализировать происходящее вокруг, быть динамичным, легким на подъем, коммуникабельным и т. д. Все эти качества старое образование не формирует. Высокая динамика экономических процессов и высокая текучесть рынка труда породили такую форму организации производственного процесса, как проектная деятельность. Работники объединяются для реализации определенного проекта, после его реализации трудовой коллектив распадается, а отдельные участники перетекают в другие проекты уже в рамках других трудовых коллективов. Такой тип организации труда требует умения работать в команде, зачастую разнородной, которой присущи коммуникабельность, толерантность, навыки самоорганизации, умение самостоятельно ставить цели и достигать их. Эти качества не формировались в рамках старого образования.

Также возникла необходимость в том, что центры принятия решений должны оказаться ближе к рыночному пространству и производственным коллективам - в реорганизации систем управления производством. Отсюда такое явление, как делегирование полномочий вниз, опора на самоорганизацию работников и команд. Это требует от работников самостоятельного принятия решений и способности нести ответственность за эти решения. Ни принимать решения, ни нести ответственность за них работник, сформированный в старой системе образования, чаще всего не может и не хочет. Все перечисленное - качества не исполнителя, а творца общественной жизни.

Кроме того, развитие коммуникации в новую эпоху выделяет в качестве группы необходимых требований к новому образованию развитие методик обучения различным языкам, компьютерной грамотности и текстовой культуры (умение понимать текст, анализировать его, оформлять свои мысли в виде текста), чего нынешняя система образования не дает.

Таким образом, если кратко сформулировать понятие «образованность в постиндустриальном обществе», то это - способность общаться, учиться, анализировать, прогнозировать, проектировать, выбирать и творить.

Итак, в новой эпохе отечественное образование должно стать иным принципиально. Но в настоящее время оно существенно отстает от требований современности. Не секрет, что сегодня многие фирмы жалуются на нехватку кадров, причем высокооплачиваемых и престижных должностей, в то время как биржи труда переполнены, а многие специалисты не могут найти работу. Таким образом, востребован новый человек, а его еще нет; он пока редкость. Наш современник уже не хочет жить по-старому, но не умеет жить по-новому. А переориентировать его «на жизнь по-новому» - обязанность системы народного образования!

11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.