Научная статья на тему 'Как помочь «Успеть» тем студентам, которые «Не успевают»?'

Как помочь «Успеть» тем студентам, которые «Не успевают»? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М. М. Храмцов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Как помочь «Успеть» тем студентам, которые «Не успевают»?»

Вестник Смоленской медицинской академии, 2004, № 3

ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ

УДК 378.14:61

О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ АСПЕКТАХ НЕДОСТАТОЧНОЙ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

А. И. Шпирна, С. Е. Вишневский, И. П. Никитин

Смоленская государственная медицинская академия Смоленский базовый медицинский колледж

Плохая учеба, к сожалению, не слишком редкое явления среди студентов-медиков. По данным литературы (1), успеваемость ниже реально возможной отмечается у 30-70% обучающихся в ВУЗе; среди них до 20% составляют студенты со способностями выше средних (2). Неуспеваемость иногда бывает коротким эпизодом: ситуационные, временные неудачи, либо неуспех по какому-то отдельному предмету при хороших оценках в целом. Однако значительно чаще это сложная и устойчивая проблема, требующая внимания и усилий самих студентов, их преподавателей, администраторов учебного процесса (деканат), а также, при необходимости, консультативной психологической помощи, сотрудничества с родителями неуспевающих, их студентами-коллегами и друзьями. Плохая учеба это проблема и одновременно симптом множества других проблем, часто не имеющих простого решения. Наш собственный опыт практической работы, а также данные литературы (1, 2, 3) позволили нам выделить четыре группы факторов риска неуспеваемости либо академических успехов, существенно ниже реально возможных -

I. Низкая внутренняя мотивация (например, конфликт между личностными ожиданиями от будущей профессии и реально предполагаемым результатом). II. Социальные, семейные и материальные факторы: финансовые проблемы в семье; плохое образование и слабые академические успехи в прошлом у родителей; проблемы со здоровьем у студента; чрезмерная занятость студента проблемами, напрямую не связанными с учебой (работа, параллельное обучение по другой профессии и др.). III. Проблемы, связанные с самим учебным процессом: тестовый или экзаменационный стресс; недостаточные усилия по приобретению знаний самим студентом; повышенная утомляемость и неспособность к систематическим занятиям; недостаточная (обучение в слишком "слабой" группе) либо избыточная ("средний" студент, попавший в группу отличников) соревновательность в группе; негативное окружение в учебной группе (студент вынужден выбирать между хорошими оценками и социальной изоляцией, с одной стороны, и плохими оценками, но с ощущением сопричастности и общественного "одобрения" - с другой); негативные взаимоотношения в системе "преподаватель-студент" (низкие либо нереалистичные ожидания успеха со стороны преподавателя и др.). IV. Индивидуальные психологические особенности студента и связанные с ними проблемы (часто у достаточно одаренных студентов): боязнь неудачного результата, повышенная чувствительность к учебному стрессу, наклонность к депрессии; неумение адекватно организовать свой учебный процесс, несобранность; низкая мотивация в отношении рутинной учебной активности (ежедневные практические занятия в противоположность экзамену)

В заключение приводим некоторые практические рекомендации по повышению успеваемости студентов, основанные на нашем личном опыте. При проведении занятий в группе необходимо: 1. Учитывать преимущественный тип получения информации ("научения") у данного студента - абстрактно-вербальный или конкретно-визуальный. 2. Совершенствовать технические навыки обучения у студентов (например, умение про-дуктиво работать с компьютером, рационально управлять собственным временем, обучение процедуре тестирования - репетиционное тестирование по курсу внутренних болезней на кафедре терапии педиатрического и стоматологического факультетов СГМА). 3. Учитывать роль благоприятного психологического климата на занятии (уважение к студенту, живущему в сложных многозадачных условиях современного мира). 4. Оптимизировать учебное задание на весь предстоящий цикл (например, с помощью перечня максимально детализированных контрольных вопросов для подготовки к зачету по терапии). 5. Привлекать фактор внешней мотивации хорошей учебы (рейтинговые оценки успеваемости по предмету и т.п.)

Литература

1. Ross P. et. al. National Excellence: А Case for Developing America's Talent. Washington, DC: Office of Educational Research and Improvement (ED), Programs for the Improvement of Practice. Ross et al , 1993.

2. Whitmore, J. R. Giftedness, Conflict and Underachievement. Boston, MA: Allyn & Bacon, 1980.

3. Трифонов Е. В., Трифонов И. - Психофизилогия профессиональной деятельности. Словарь.-СПб, 1998 г.

УДК 378.147

КАК ПОМОЧЬ «УСПЕТЬ» ТЕМ СТУДЕНТАМ, КОТОРЫЕ «НЕ УСПЕВАЮТ»? М. М. Храмцов

Смоленская государственная медицинская академия

В настоящее время превалирует мнение, согласно которому неуспевающими считаются те студенты, которые отсутствовали на занятиях. Тех же студентов, которые посещают занятия без предварительной подго-

товки не принято относить к анализируемой группе, поскольку в течение практических занятий они неизбежно пополняют свой запас знаний. Не все согласны с тем, что таким образом происходит полная компенсация упущенных возможностей, однако, приходится считаться с новыми тенденциями, тем более что недостатки такого подхода легко исправить, используя экзаменационный механизм, позволяющий выявить неподготовленных студентов и определить оптимальные сроки для повторного экзамена.

Со студентами, пропустившими занятия, проводится работа в рамках тех правил, которые установлены на соответствующих кафедрах. Коллектив кафедры инфекционных болезней пришел к выводу, что так называемые «отработки» должны осуществляться в виде проведения полноценного практического занятия. С этой целью в конце семестра в вечернее время планируется дополнительный цикл занятий по полной программе с разбором теоретической части, историй болезни госпитализированных больных, анализом результатов обследования, проведением дифференциальной диагностики и т.д. Завершается данный цикл традиционным тестированием знаний студентов с применением компьютерной техники. На протяжении ряда лет мы убедились в достаточно высокой результативности такого метода, поскольку он позволяет студентам выполнить учебную программу до экзаменационной сессии. В плане разработки предупредительных мер большое значение имеет изучение причин низкой успеваемости отдельных студентов. В этом аспекте представляет определенный интерес и мнение студентов.

Нами проведено ананимное анкетирование (п=144) по вопросу «Что Вам мешает учиться на «хорошо» и «отлично»? Из принимавших участие в анкетировании только 22 студента (15,3%) не отмечают факторов, затрудняющих процесс обучения, а 65 (45%) - учатся хорошо, несмотря на наличие у них некоторых трудностей. Одной из наиболее частых причин, негативно влияющих на успеваемость, студенты считают завышение требований в процессе обучения на некоторых кафедрах, что отвлекает от изучения других предметов. Так считают 70 студентов (48%). 51 студент (35%) отмечает отсутствие стимула для обучения, а 46 студентов (32 %) полагают, что кроме изучения предметов существует много других интересных дел, которыми также необходимо заниматься. 12 студентов (8%) испытывают недостаток времени в связи с заботами о семье и детях, а 15 (10%)-с занятостью в вечернее время на производстве. Другие причины отмечены лишь в единичных анкетах.

Следует обратить внимание на то, что среди студентов, заполнявших анкеты, не было тех, которые систематически пропускают лекции. Можно предположить, что их мнение в некоторой степени изменило бы приведенные выше результаты. Тем не менее полученные данные заслуживают внимания, и их следует учитывать в преподавательской работе.

УДК 612:378.147

ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИОЛОГИИ НА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ В. А. Правдивцев, Л. П. Нарезкина, С. Б. Козлов

Смоленская государственная медицинская академия

Вопрос о преподавании нормальной физиологии на стоматологическом факультете регулярно обсуждается на семинарах заведующих кафедрами медицинских вузов России. Это связано с наличием объективных трудностей работы со студентами данного факультета, неслучайно преподавание нормальной физиологии за последние годы на факультете неоднократно изменялось. В принципе, вектор активности кафедр, работающих со студентами стоматологического факультета, регламентирован программой Минздрава РФ, дополнениями к ней. В этих документах приводится расчет часов, дается приоритетная тематика лекций, практических занятий. Разумеется, что каждая кафедра обычно привносит нечто свое, связанное с традициями, наработками, дополнительными возможностями, которые трудно предусмотреть в документах «для всех».

Не отрицая важности профильного подхода, на что ориентируют программные документы последних лет, хотелось бы отметить, что студент-стоматолог, будущий врач-стоматолог на нашей кафедре в первую очередь осваивает физиологию как дисциплину, позволяющую получить целостное представление о работе организма человека. Лишь во вторую очередь он прорабатывает вопросы прикладного - "ведомственного" (Ноздрачев А. Д.) порядка. В этом нас поддерживают отдельные заведующие профильными кафедрами СГМА, подчеркивающие, что врач-стоматолог, осматривающий полость рта, должен уметь видеть "весь организм", а не только структурные конструкции, имеющие отношение к полости рта. Ориентация на первостепенное освоение предмета в целом диктуется и тем, что студенты-стоматологи обучаются не только на профильных кафедрах, но и на кафедрах фармакологии, патофизиологии, патологической анатомии, на кафедрах общетерапевтического, хирургического профиля. Без знания классической нормальной физиологии освоение соответствующих дисциплин даже в адаптированном варианте оказывается весьма затруднительным.

С нашей точки зрения, одна из запрограммированных трудностей преподавания нормальной физиологии на стоматологическом факультете связана с тем, что обучение штатно предлагается проводить в течение 3-х семестров, начиная со 2-го, т. е. параллельно анатомии и гистологии. Наш опыт показал, что такая организация педагогического процесса неприемлема, поскольку всегда сопровождается нестыковками в ходе изучения тех или иных морфофункциональных механизмов организма человека. Казалось бы, вопрос чисто технический и упирается в синхронизацию работы разных кафедр. Однако, на практике сделать это почти невозможно из-за принципиальных различий методологий обучения. Изучение морфологических дисциплин проводится последовательно. Изучаются ткани, органы, объединенные по показателю общности происхождения. Преподавание физиологии строится иначе, т. к. изучаются физиологические закономерности работы функциональных систем как совокупностей гетерогенных образований, объединенных по критерию взаимосодействия в обеспечении конкретных физиологических регуляций. Например, при изучении гемодинамики недостаточными являются знания студентов по анатомии и гистологии сердечно-сосудистой системы,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.