РЕГИОНАЛЬНОЕ И ОТРАСЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ
В.И. САМАРУХА
проректор по научной работе Байкальского государственного университета экономики и права,
доктор экономических наук,профессор
КАК ПЛАНИРОВАЛАСЬ ПЕРЕСТРОЙКА ЭКОНОМИКИ В СССР И КАКИМ ВИДЕЛОСЬ РАЗВИТИЕ СИБИРИ
С момента прихода к власти президента М.С. Горбачева правительством СССР были правильно выбраны направления экономических преобразований (децентрализация управления экономикой, переход к рыночным отношениям, усиление мотивации работников к труду), однако кризисные явления социально-экономического характера, которые накапливались в течение десятилетий, а также нерешительные меры по изменению структуры производства, внедрению новых методов хозяйствования крайне отрицательно сказались на развитии потребительского рынка. Политика опережающего развития машиностроения на основе жесткого директивного планирования выпуска продукции значительно обострила макроэкономическую несбалансированность. При этом в инвестиционную сферу были выброшены дополнительные финансовые ресурсы, полученные за счет эмиссии, что привело к омертвлению в незавершенном строительстве и в неэффективных производствах больших капитальных вложений и к всплеску инфляционной волны. Росту инфляции также поспособствовало увеличение расходов из государственного бюджета на социальнокультурные мероприятия (строительство жилья, повышение жизненного уровня широких слоев трудящихся, ликвидация последствий Чернобыльской АЭС и землетрясения в Республике Армения).
Этап 1985-1990 гг. характеризовался успехами политики президента М.С. Горбачева на международном уровне, демократизацией общественной жизни. В то же время он показал бесперспективность централизованной административно-командной системы управления экономикой СССР и необходимость перехода к рыночным отношениям.
Проведенная за первые два года пребывания у власти М.С. Горбачева большая подготовительная работа (разработаны законодательные акты с учетом мирового опыта), смягчившаяся международная напряженность и значительная экономическая помощь ряда зарубежных государств создали благоприятные условия для осуществления радикальной экономической реформы в СССР. В качестве главной цели реформы правительство наметило расширение экономической свободы граждан и создание на этой основе эффективной рыночной хозяйственной системы, совместимой с мировой хозяйственной системой, способной открыть доступ советским людям ко всем достижениям мировой цивилизации.
Перевод экономики Сибири на рыночный путь имел некоторые особенности. Во-первых, экономический анализ показал, что все регионы СССР были заинтересованы в ускорении развития Сибири и намеревались осуществлять определенные капитальные вложения в ее производственное и социальное развитие. Во-вторых, проведение структурной политики требовало интенсифицировать деятельность обрабатывающих отраслей с использованием новых организационных форм синтеза науки и производства. В этой связи следует отметить, что правительством СССР совместно с рядом европейских стран была начата реализация крупномасштабных проектов по утилизации попутного природного газа на нефтепромыслах Западной Сибири.
На предстоящем этапе развития экономики Сибири центр тяжести предполагалось перенести с севера на юг, где планировалось создание высокоинтенсивного хозяйственного пояса. При этом усиливалось взаимодействие ее северных и южных районов, хозяйствен-
© В.И. Самаруха, 2007
В.И. САМАРУХА
ные связи между предприятиями которых в условиях централизованной административной экономики оставались неразвитыми, что привело к значительным экономическим потерям. Освоение природных богатств региона в основном происходило с европейских строительных баз страны, и сегодня разработка Западно-Сибирского нефтегазового комплекса осуществляется по временной схеме. Более 140 тыс. работников летают через каждые две недели из европейской части страны на самолетах на Тюменский север, чередуя работу с отдыхом1.
В Сибири имелись благоприятные возможности для увеличения экспорта товаров приграничной торговли, в том числе за счет организации совместных предприятий и выпуска уникальных видов продукции культурно-бытового, эстетического и технического назначения. В конце 80-х гг. прошлого столетия Верховным Советом РСФСР были приняты решения о создании особых экономических зон в ряде сибирских регионов с благоприятными условиями для привлечения иностранного капитала на долгосрочный период.
Следует иметь в виду, что из-за истощения месторождений сырьевых ресурсов в некоторых районах страны снижение их добычи планировалось восполнить за счет сибирских регионов. На долю Сибири в СССР приходилось свыше 4/5 топливноэнергетических, около 2/3 водных и лесных ресурсов, значительные запасы руд цветных металлов, железа и другого сырья. Однако добыча этих ресурсов была затруднена и требовала больших капитальных вложений в объекты производственного, социального и экологического назначения. В те годы в крупных промышленных центрах Сибири ухудшилась экологическая обстановка, в связи с чем возникла необходимость резкого увеличения капитальных вложений в охрану окружающей среды. Усиление государственного контроля и повышение экономической ответственности предприятий за загрязнение окружающей среды привело к тому, что часть производств были закрыты. Руководители предприятий вынуждены были в значительной мере увеличить затраты на осуществление природоохранных мероприятий, и это вызвало снижение конкурентоспособности и объемов сбыта продукции.
В конце 80-х гг. XX в. отдельные экономисты СССР высказывали мнение, что благополучие Сибири базируется на вывозимом сырье и при уменьшении потребности в нем при проведении структурной перестройки снизится или исчезнет объективная необходимость в быстром развитии сибирской экономики. Однако расчеты авторитетных ученых-экономистов показывали, что сибирская экономика сильнее всего страдает от перегрузки сырьевыми отраслями и что от сокращения ресурсопотребления Сибирь выиграет больше, чем другие регионы страны. При этом появится реальная возможность для диверсификации экономики и перераспределения трудовых ресурсов в более прогрессивные, динамичные отрасли, создающие высокую добавленную стоимость, и в сферу обслуживания2.
В директивных документах правительства СССР второй половины 80-х гг. прошлого века предусматривались меры по устранению сложившихся диспропорций в экономическом и социальном развитии сибирских регионов, а также по ликвидации неустойчивости режима энергообеспечения в объединенной энергосистеме Центральной Сибири, прекращению некомплексного использования попутного газа, лесных и других ресурсов, преодолению отставания в развитии строительной индустрии, производственной и социальной инфраструктуры.
Наиболее крупными экономическими программами развития экономики Сибири являлись освоение Западно-Сибирского нефтегазового и Канско-Ачинского топливноэнергетического комплексов, а также хозяйственное освоение зоны Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
На территории Иркутской области в 60-80-х гг. XX в. был создан крупный производственный потенциал. В 90-х гг. стоимость основных фондов здесь выросла более чем в 2 раза. Фондовооруженность промышленности области была в 1,7 раза выше, чем по СССР в целом. В Иркутской области были созданы крупные территориальнопроизводственные комплексы — Иркутско-Черемховский, Братско-Усть-Илимский. На долю Братско-Усть-Илимского комплекса приходилась почти половина ее производственных фондов. Комплекс строился как
Известия ИГЭА. 2007. № 5 (55)
РЕГИОНАЛЬНОЕ И ОТРАСЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ
своего рода крупнейший полигон для отработки новых, прогрессивных форм организации производства — лесопромышленных комплексов. Однако это, к сожалению, не дало ожидаемого эффекта.
Планово-директивная система управления экономикой не стимулировала предприятия к внедрению достижений научно-технического прогресса, укреплению трудовой и технологической дисциплины, соблюдению строжайшего режима экономии ресурсов.
На основе использования действовавшего механизма государственного регулирования цен и налогообложения доходов работников правительство надеялось к концу 1991 г. снизить инфляцию и стабилизировать потребительский рынок. В соответствии с правительственной программой создания рыночной экономики переход к конкурентным (реальным) ценам планировалось осуществлять постепенно. За счет этого предполагалось остановить массированное субсидирование потребительских товаров и более плавно перейти к использованию рыночного механизма, основанного на конкуренции, но функционирующего под строгим контролем государства. Прежде всего под контролем правительства предусматривалось оставить цены на сырье, топливо и энергетические ресурсы. При этом необходимо было решать специфические задачи внедрения на большом количестве предприятий Сибири рыночных отношений, поскольку вследствие централизованного регулирования цен они оказались в зоне более ограниченной экономической свободы. В то же время из-за жесткой финансовой политики, проводимой с целью уменьшения дефицита государственного бюджета, централизованные капитальные вложения на производственное и социальное развитие предприятий были резко сокращены. В этой связи, чтобы избежать отрицательной тенденции снижения нормы производственных накоплений, нельзя было без тщательного экономического анализа уменьшать все капитальные вложения, особенно в отрасли инфраструктуры, прежде всего транспорт и связь, и промышленность Сибири с целью ее технического перевооружения.
Перевод экономики Сибири на рыночные рельсы осложнялся чрезвычайно высокой степенью монополизации производства
продукции. Подобная ситуация сложилась вследствие многолетней неоправданной политики центральных экономических ведомств, чрезмерной концентрации и узкой предметной специализации производства. Поэтому при разукрупнении хозяйственных комплексов Сибири, разгосударствлении и приватизации необходимо было проводить специальные углубленные исследования и разработку антимонопольных мер. Однако такая работа не велась.
В правительственной программе перехода СССР к регулируемой рыночной экономике отмечалось, что принципом формирования общесоюзного рынка являются скоординированные действия всех союзных республик при решении вопросов денежнокредитной, финансовой, таможенной политики, управления рядом отраслей, имеющих общесоюзное значение, а также при реализации межреспубликанских программ. Следует отметить, что большинство крупных хозяйственных комплексов Сибири относились к отраслям общесоюзного значения и на их продукцию устанавливались жестко фиксированные цены. Это сдерживало не только модернизацию и обновление производства, но и развитие социальной сферы (прежде всего строительство жилья).
Глубокий кризис экономики в СССР, обострившийся из-за обвального падения цен на нефть (спланированного ЦРУ США), привел к распаду СССР в 1991 г. и восстановлению суверенитета России на основе демократических преобразований и перехода к рыночной экономике. В этой связи можно сделать вывод, что попытки реформирования политической и экономической системы СССР завершились полным провалом.
Следует также отметить, что, несмотря на многие трудности и неудачи, реформирование политической и социально-экономической системы России идет успешно (особенно в новом тысячелетии) и выдвигаемые правительством стратегические задачи в основном выполняются.
Развитие экономики России в последние 15 лет происходило в либеральных условиях, управление осуществлялось методом «проб и ошибок». Уход государства из реального сектора экономики после проведения широкомасштабной приватизации (1993-1996 гг.)
Известия ИГЭА 2007. № 5 (55)
А.Н. ФЕДОТОВ, C.B. ЩЕПИНА
послужил причиной монопольного диктата цен (прежде всего на энергоносители) и перекоса структуры в сторону сырьевых отраслей. Это привело к усилению зависимости государственного бюджета страны от экспорта сырья, в первую очередь нефти и газа.
Первая Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации разработана Минэкономразвития РФ в текущем году. К сожалению, в этом документе не учитываются уроки и ошибки новейшей истории СССР и России, а также не отражены специфические особенности и негативные тенденции социально-экономического развития Сибири, не ставятся задачи
приоритетного развития в регионе социальной сферы.
Примечания
1 Поэтому, когда в ближайшее время начнется интенсивное освоение месторождений Восточной Сибири, необходимо предусмотреть капитальные вложения в создание строительной базы, а также рекреационных зон и агропромышленного комплекса ее южных районов.
2 Следует отметить, что прогнозы обеих групп ученых не сбылись. Проведенная в начале 1990-х гг. олигархическая приватизация и создание вертикально интегрированных холдингов привели к тому, что в экономике Сибири стал еще более интенсивно развиваться сырьевой сектор, поставляющий продукцию на экспорт.
А.Н. ФЕДОТОВ
кандидат экономических наук, доцент
С.В. ЩЕПИНА
старший преподаватель Иркутского государственного университета
МАРКЕТИНГОВАЯ ДИАГНОСТИКА ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Стратегия развития региона разрабатывается с целью решения ряда взаимосвязанных задач, в том числе:
- социального развития с использованием научно обоснованных экономических, социальных и экологических нормативов, являющихся критериями уровня социальной обеспеченности;
- приведения структуры народного хозяйства региона в соответствие с его экономическим, демографическим и природноресурсным потенциалом;
- расширения внешнеэкономических связей;
- создания регионального научно-технического комплекса;
- ликвидации диспропорций в развитии промышленности и других отраслей экономики.
Изучение существующих и возникающих в регионе проблем, за которыми стоят конкретные потребности населения и хозяйствующих на данной территории и заинтересованных в ее развитии субъектов, а также другие факторы внешней и внутренней среды, приводит к осознанию необходимости осуществления разного рода изменений.
В процессе диагностики проблем, возникающих при формировании и реализации стратегии развития региона, в качестве ведущего звена можно выделить маркетинговую информационную систему (МИС). Она должна являться составной частью системы обеспечения информацией органов управления региона, способствуя организации их деятельности в соответствии с принципами маркетинга.
Региональная маркетинговая информационная система должна преобразовывать полученные из внешней и внутренней среды данные в информацию, необходимую для руководителей и специалистов, принимающих управленческие решения.
Источники получения текущей внешней информации могут быть самого различного характера. Для сбора подобной информации используются формальные и неформальные процедуры. Она может быть получена из книг, газет, официальных публикаций и т.д., из бесед с населением, депутатами, руководителями предприятий, предпринимателями и другими внешними по отношению к администрации лицами. При этом следует приводить убедительные мотивы необходи-
© А.Н. Федотов, С.В. Щепина, 2007