Научная статья на тему 'Как надо писать Научно-технические статьи об инновациях (мастер-класс профессора)'

Как надо писать Научно-технические статьи об инновациях (мастер-класс профессора) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Глобальная энергия
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Как надо писать Научно-технические статьи об инновациях (мастер-класс профессора)»

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ

И.И. Боголепов

КАК НАДО ПИСАТЬ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СТАТЬИ

ОБ ИННОВАЦИЯХ (мастер-класс профессора)

Автор опубликовал более 160 оригинальных статей, изобретений и книг. Академик Санкт-Петербургской, Российской и Международной инженерных академий. Actual Member of Academy «international Academy of Ecology, Man and Nature Protection Sciences». Заслуженный инженер России, Почетный инженер Санкт-Петербурга. Был научным редактором девяти томов трех съездов научно-технической интеллигенции Санкт-Петербурга, проходивших под председательством академика АН СССР и РАН Игоря Атексеевича Хлебова. Из примерно 1000 докладов лучших ведущих ученых и инженеров города на Неве были опубликованы 421 статьи. Указанные тома имеются в Российской государственной библиотеке, в Российской национальной библиотеке, в библиотеке Академии наук, в Фундаментальной библиотеке СПбГПУ, в библиотеке ИСФ СПбГПУ. Последний том называется: «НАУКА, ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И КУЛЬТУРА. К 300-летию Санкт-Петербурга». Санкт-Петербург, 2000.

Работа с выдающимися учеными, инженерами и организаторами производства Санкт-Петербурга и Ленинградской области дала возможность сформулировать мнение: как надо сейчас писать научно-технические статьи высокого качества и полезности.

Ниже излагается краткое содержание основных разделов мастер-класса автора, состоявшего 26 мая 2010 года в главной аудитории инженерно-строительного факультета Санкт-Петербургского государственного политехнического университета (национального исследовательского университета); они поясняются на примере статей по строительной акустике.

Цели написания научно-технической статьи

1. Просветительная— автору интересно с пользой поделиться своим знанием с другими («Что припрятал — то пропало, что отдал — вот то твое». Шота Руставели)

2. Рейтинговая — поднять свой рейтинг, рейтинг журнала или рейтинг организации, где автор работает; защита диссертации.

3. Рабочая — найти себе сотрудников, единомышленников, интересное дело илидостойное место работы («Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». A.C. Пушкин)

4. Инновационная — внести посильный вклад в науку: фундаментальную (как матема-

тик Григорий Перельман), фундаментально-прикладную (как академикЖорес Алферов) или в прикладную (как профессор Игорь Боголепов).

Суть и структура статьи

1. Хорошая статья, как правило, освещает суть только одной конкретной проблемы модернизации, инноваций или диверсификации.

2. Во введении следует изложить суть проблемы и как она решается автором (дать аннотацию).

3. Основной текст статьи должен доказательно раскрыть суть проблемы и ее решения, но быть сжатым. («Краткость — сестра таланта». А.П. Чехов).

4. В конце талантливой статьи всегда имеется заключение, содержащее призыв, предложение или рекомендация. Очень важно для обратной связи в конце статьи указать электронную почту или номер телефона автора.

Технология написания статьи

1. Написать статью надо сразу целиком и дать ей отлежаться в сторонке дней пятнадцать—двадцать, чтобы лучше понять потом цель и суть.

2. Попросить классного специалиста и друга просмотреть статью и сказать, что в ней хорошо, а что нет. Написать статью заново.

3. Выступить со вторым вариантом статьи в виде краткого доклада, например на коллоквиуме специалистов или дома перед родственниками, чтобы выяснить: интересна ли она кому-либо кроме автора.

4. Переписать выдержавшую все эти испытания статью в третий раз, окончательно сформулировав цель и суть, аннотацию и заключение.

С кем опубликовать статью

1. Лучше всего одному.

2. Для начала — с высококвалифицированным специалистом-учителем, то есть вдвоем.

3. Избегать написания статьи втроем и более.

4. При написании статьи тремя и более авторами желательно в конце ее указать, кто кроме титульных авторов еще принимал участие в работе («Нобелевская премия» дается не более чем троим автором).

Где публиковать статью

1. Познакомиться со всеми журналами, где статью можно и (или) нужно опубликовать. Критерии, характеризующие журнал: кто издает, тираж, авторы статей, регион распространения, есть ли выход публикаций в Интернет.

2. Определить для себя необходимость и порядок опубликования статьи в разных журналах. Есть журналы, которые автору платят за статью (например, журнал «Эмитент»), есть журналы, которые издают статью бесплатно (например, «Инженерно-строительный журнал»), есть журналы, которым автор должен сам платить за издание своей научно-технической статьи (например, журнал «Научно-технические ведомости СПбГПУ»),

3. В соответствии со спецификой журнала переработать статью для каждого конкретного журнала и послать ее туда, желательно — с резюме. Резюме автора — важный документ, который должен характеризовать знания английского языка, компьютера и специальности (для рынка труда).

4. После опубликования статьи, если есть отклики на нее (важная оценка качества и полезности), определиться, что делать дальше автору для конкретных дел модернизации, инноваций или диверсификации, и готовить по новым делам следующую научно-техническую статью.

Журналы для опубликования статей по строительной акустике

1. «Эмитент. Существенный факты, события и действия».

Журнал издается при содействии Администраций Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Федеральной антимонопольной службы, Федеральной службы по финансовым рынкам. В журнале имеется «Отдел наукоемких продуктов и высоких технологий», в котором печатаются статьи руководства Политехнического университета, президента Инженерной академии, корифеев ВИТУ, других выдающихся ученых и инженеров. В нем почти нет рекламы. Издательство — МФ «РТ и Фор», тел. (812) 49541-66. Основной регион распространения — Санкт-Петербург и города Северо-Запада России. Тираж 1500 экз. Главный редактор — Пименов Владимир Георгиевич (emitent@peterlink.ru)

2. «Инженерные системы. АВОК Северо-Запад».

В журнале — статьи губернатора Санкт-Петербурга, профессоров Политехнического университета и других выдающихся специалистов. Все статьи журнала сопровождаются кратким резюме автора с его цветным портретом. В журнале много коммерческой рекламы. Издатель — НП СЗ ЦЕНТР АВОК, тел (812) 336-95-60. Регионы распространения: Москва, Санкт-Петербург, Архангельск, Екатеринбург, Оренбург, Пермь, Восточная Сибирь (Чита, Иркутск, Якутск, Улан-Удэ), Днепропетровск, Гомель, Минск, США (штаты Нью-Йорк, Калифорния, Иллинойс), Литва, Израиль. Установленный тираж — 30000 экз. Главный редактор — профессор Гримитлин Александр Михайлович (avoknw@avoknw.ru).

4

Вопросы образования^

3. «СОК: сантехника, отопление, кондиционирование».

Ежемесячный специализированный журнал — роскошное коммерческое издание . Статьи ученых, инженеров, менеджеров. Но здесь главное — реклама. Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Медиа Технолоджи», тел. +7 (499) 135-98-57. Регионы распространения: Россия и Украина. Тираж— 15000 экз. Главный редактор— Дмитрий Павловский (dvp@media-technology.ru).

4. «Инженерно-строительный журнал».

Специализированный научный журнал.

Имеет печатную и электронную версии. Интернет-версия журнала — полнотекстовая, является полным аналогом печатной. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования и научную электронную библиотеку Учредитель и издатель: Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, тел. 297-59-49. В журнале — минимум рекламы. Основной регион распространения печатной версии — Санкт-Петербург. Регионы распространения электронной версии — весь мир: адрес в Интернете (бесплатный доступ) — http://www.engstroy.spb.ru/ Установочный тираж — 1000 экз. Главный редактор — Якубсон Вера Михайловна (engstroy@inbox.ru) Научный редактор профессор Ватин Николай Иванович (vatin@mail.ru).

5. «Научно-технические ведомости СПбГПУ».

Один из лучших научных журналов России,

в нем совершенно нет рекламы. Статьи отличаются высоким научным уровнем и отличным качеством редактирования. Обязательно рецензирование. Журнал включен в «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук». Перепечатка материалов, опубликованных в журнале приветствуется. Учредитель и издатель — Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (Издательство Политехнического университета), тел. 294-47-72. Адрес в Интернете — www.ntved.nm.ru Тираж — 1000 экз. Главный редактор — академик РАН Васильев Юрий Сергеевич (ntved@stu.neva.ru).

Примеры статей по строительной акустике

1. Боголепов И.И. Проблема акустики зданий и ее решения.— «СОК: санитария, отопление, кондиционирование». 2009, № 7.

2. Бошлепов И.И., Столярова Н.П. Методы определения необходимой звукоизоляции окон.— «Научно-технические ведомости СПбГПУ». 2010, № 2.

3. Боголепов И.И., Лаптева Н.И. Шумовая карта города. «Эмитент». 2010, № 6.

4. Боголепов И.И., Лапшина О.В., Окладникова О.Н. О повышении надежности звукоизоляции инженерных систем и строительных конструкций.— «Инженерные системы. АВОК Северо-Запад». 2008, № 1.

5. Боголепов И.И., Гладких А.А. Акустический расчет системы вентиляции и кондиционирования в современных зданиях. — «Инженер-но-строителный журнал», 2009, № 5.

6. Боголепов И.И., Столярова Н.П. Звукоизоляция окон: методы определения.— «СОК: сантехника, отопление, кондиционирование», 2010, № 2.

7. Боголепов И.И., Чэнь Сятин. Магнитная подвеска в звукоизолирующих кабинах для конфиденциальных переговорах.— «Инженерно-строителный журнал», 2010, № 4 (14). СПб.: Изд-во СПбГПУ 2010.

8. Боголепов И.И., Лаптева Н.А. Шумовая карта городов и агломераций.— «Инженерно-строителныйжурнал», 2010, № 6(16). СПб., Изд-во СПбГПУ 2010.

9. Боголепов И.И. Новый метод акустического расчета СВКВ зданий.— «СОК: санитария, отопление, кондиционирование». 2010, № 10.

10. Боголепов И.И. Лаптева Н.А. Шумовая карта города: проблемы и решения.— «Научно-технические ведомости СПбГПУ». 2010, № 3.

Заключение

Назрели реформы образования, объявленные Президентом РФ Д.А. Медведевым. Нашей стране, как никогда, необходимо иметь ресурсы для самодостаточности развития. Ресурсы — это высококвалифицированные кадры. Кадры — это вузы, в первую очередь национальные исследовательские университеты, один из которых — Санкт-Петербургский государственный политехнический университет.

Сейчас в центре внимания образования и науки России — решение конкретных дел модернизации, инноваций и диверсификации. Одним из таких дел являются качественные и полезные статьи на эту тему. Тенденция такова — статей будет все больше, особенно в Интернете. Важна ответственность высококвалифицированных кадров в написании статьи.

Журнал «Научно-технические ведомости СПбГПУ» — один из лучших научных журналов России. Он имеет отличную печатную версию, но не имеет электронной версии в Интернете, такой, как, например, интернет-версия «Инженерно-строительного журнала» (см. выше). ХХ1-е столетие — век бурного развития информатики. Если в Интернете версии журнала нет, то эффективность статей его авторов может быть в масштабе страны ничтожна. Впереди у журнала «Научно-технические ведомо-

сти СПбГПУ» — полнотекстовая версия в Интернете. Предлагаю коллегам в новых условиях, когда появились Национальные исследовательские университеты и обсуждается новый закон «Об образовании», на примерах статей по своей специальности обсудить данную статью: «Как сейчас надо писать научно-технические статьи об инновациях».

Боголепов Игорь Ильич /. bogo lepov @т ail. ru 02 декабря 2010

УДК 378.147:514

И.Б. Афанасьева, Н.С.Иванова, И.С.Смирнова

УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ ПРИ ОБУЧЕНИИ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ

Социальные и культурные преобразования, происходящие в нашей стране , постепенно привели к осознанию необходимости модернизации как общего, так и профессионального образования, к стимуляции поиска новой, адекватной современной ситуации, образовательной модели. Педагогика XXI века ориентируется на развитие и саморазвитие личности, на содействие ее становлению в системе культурных ценностей, правил и норм, отдаляясь тем самым от позиции формирования определенной жизненной позиции человека с использованием традиционных образовательных технологий.

Эти новые условия лежат в основе стремления раскрыть конкретное вещественное выражение современных тенденций развития высшего профессионального образования. Очевидно, что их воплощение находится в прямой связи с проблемой разработки соответствующих педагогических технологий, а также их грамотным и активным применением в профессиональной деятельности преподавателей вузов. Благодаря информационной революции XX века, усовершенствованию средств распространения информации, появились возможности знакомства с современными педагогическими и психологическими исследованиями, которые посвящены вопросам улучшения педагогического процесса.

Результаты исследований в области педагогической психологии и педагогики доказали, что применение личностно-ориентированных, когнитивных технологий обучения приводит не только к овладению системой знаний, к обогащению интеллектуального потенциала, но и развитию в процессе обучения таких профессионально-значимых качеств, как креативность, творческая инициатива и интеллектуальная саморегуляция [9].

В результате изменения стратегических ориентиров развития российской системы образования изменяются учебные и воспитательные цели образования, происходит переход от «зна-ниевой» парадигмы к«компетентностной», ведущей к формированию у учащихся знаний, умений и навыков, познавательных и личностных качеств, обеспечивающих их готовность к профессиональному самоопределению в современных условиях. В психологическом плане это означает, что с преимущественного развития предметно-обусловленных познавательных способностей учащихся акцент смещается на создание условий, необходимых для их интеллектуального воспитания.

Согласно современным педагогическим концепциям цель образовательного процесса — наращивание интеллектуальных ресурсов личности средствами учебной дисциплины. Следо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.