Научная статья на тему 'Как можно быть футбольной болельщицей?'

Как можно быть футбольной болельщицей? Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1695
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУТБОЛ / ФУТБОЛ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ / ФУТБОЛЬНЫЕ БОЛЕЛЬЩИЦЫ / МУСУЛЬМАНСКИЕ БОЛЕЛЬЩИЦЫ / ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СЕКСИЗМ / АВТОРИТАРНЫЕ ЦЕННОСТИ / FOOTBALL / FOOTBALL AS A SOCIAL PHENOMENON / FEMALE SOCCER FANDOM / MUSLIM FEMALE SOCCER FANDOM / GENDER IDENTITY / SEXISM / AUTHORITARIAN VALUES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Петрунин Юрий Юрьевич, Чатаева Ольга Сергеевна, Багатырова Асият Багатыровна

Статья посвящена изучению мотивации поведения футбольных болельщиц в России. Выделены основные причины увлечения женщин футболом: привлекательность мужчин на поле и на трибунах, привлекательность игры, мода, завышенная самооценка женщин-болельщиц, заниженная самооценка женщин-болельщиц. Рассмотрены взаимоотношения футбольных болельщиц и болельщиков, их взаимное восприятие друг друга. Проанализированы такие проявления этоса болельщиков, как идеализация маскулинности, сексизм, мизогинное поведение болельщиц, препятствующее формированию специфического гендерного сообщества болельщиц. Проанализированы особенности поведения мусульманских футбольных болельщиц (на примере Дагестана), пытающихся сочетать традиционные женские ценности ислама и культуру современного боления за любимую команду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

How to Be a Female Football Fan?

The following article is devoted to the study of female football fans in Russia and their behavioral motives. The article highlights the main reasons for women to become football fans: the attractiveness of men on the playing field and in the tribunes, fashion, heightened self-esteem of female football fans, lowered self-esteem of female football fans. The authors analyze the relationships between male and female football fans and their mutual perception of each other, focusing particularly on specific traits of football fan’s ethos such as the idealization of masculinity, sexism and misogyny in female fan behavior patterns which prevents the emergence of a gender-specific female fan community. The authors also point out the specifics of behavior of Muslim women who claim to be football fans (using female fans from Dagestan as an example) combining traditional Islamic perception of women’s functions and behavior with modern football fan subculture sensibilities.

Текст научной работы на тему «Как можно быть футбольной болельщицей?»

Социологические исследования

Петрунин Ю.Ю., Чатаева О.С., Багатырова А.Б. Как можно быть футбольной болельщицей?

Петрунин Юрий Юрьевич — доктор философских наук, профессор, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: petrunin@spa. msu. га SPIN-код РИНЦ: 2206-8155

Чатаева Ольга Сергеевна — аспирант, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: olja.chat@gmail.com SPIN-код РИНЦ: 7768-1914

Багатырова Асият Багатыровна — аспирант, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: asiyat-b@yandex.ru SPIN-код РИНЦ: 9871-4135

Аннотация

Статья посвящена изучению мотивации поведения футбольных болельщиц в России. Выделены основные причины увлечения женщин футболом: привлекательность мужчин на поле и на трибунах, привлекательность игры, мода, завышенная самооценка женщин-болельщиц, заниженная самооценка женщин-болельщиц. Рассмотрены взаимоотношения футбольных болельщиц и болельщиков, их взаимное восприятие друг друга. Проанализированы такие проявления этоса болельщиков, как идеализация маскулинности, сексизм, мизогинное поведение болельщиц, препятствующее формированию специфического гендерного сообщества болельщиц. Проанализированы особенности поведения мусульманских футбольных болельщиц (на примере Дагестана), пытающихся сочетать традиционные женские ценности ислама и культуру современного боления за любимую команду.

Ключевые слова

Футбол, футбол как социальное явление, футбольные болельщицы, мусульманские болельщицы, гендерная идентичность, сексизм, авторитарные ценности.

В современную эпоху активного поступательного развития цифровых технологий и мгновенного распространения информации огромное влияние на формирование личности индивидуума оказывают спортивные события, происходящие в мире. Футбол как одно из самых популярных спортивных зрелищ все больше и больше захватывает население Земли, преодолевая географические расстояния и этническую принадлежность. Футбол объединяет поклонников во всем мире, формируя тем самым фанатские движения и ассоциации болельщиков.

Уже достаточно давно ученые попытались понять, что привлекает людей не только играть в футбол, но и смотреть на то, как играют другие, переживать за них, отождествлять себя с ними. «Как можно быть спортивным болельщиком?» —

интригующе прозвучало название статьи самого цитируемого социолога в мире

П. Бурдье1. С тех пор написано достаточно много работ на эту тему, принадлежащих

перу разных авторов: социологов и философов, психологов и педагогов, специалистов

по маркетингу и менеджменту. Одни из них посвящены методике определения

мотивации болельщиков, поиску измерительных шкал для проведения исследований2.

Другие сосредоточены на выделении различных групп болельщиков, их структуре,

ценностях, стереотипах поведения, эволюции фанатского движения в целом3. В

последнее время активно развиваются компаративистские исследования фанатского

движения в различных странах и видах спорта4.

Однако в научной литературе сравнительно мало работ, посвященных болельщицам5. Почему некоторые девушки с такой серьезностью посвящают себя

1 Бурдье П. Как можно быть спортивным болельщиком? // Логос. 2009. № 6 (73). С. 99-113.

2 Trail G.T., James J.D. The Motivation Scale for Sport Consumption: Assessment of the Scale's Psychometric Properties // Journal of Sport Behavior. 2001. No 24 (1). P. 108-27; Wann D.L. Preliminary Validation of the Sport Fan Motivation Scale // Journal of Sport & Social Issues. 1995. No 19 (4). P. 377-396; Wann D.L. Preliminary Validation of a Measure for Assessing Identification As a Sport Fan: The Sport Fandom Questionnaire // International Journal of Sport Management. 2002. No 3 (2). P. 103-115; Wann D.L., Branscombe N.R. Sports Fans: Measuring Degree of Identification with Their Team // International Journal of Sport Psychology. 1993. No 24 (1). P. 1-17; Wann D.L., Grieve F.G., ZapalacR.K., Pease D.G. Motivational Profiles of Sport Fans of Different Sports // Sport Marketing Quarterly. 2008. No 17 (1). P. 6-19; Wann D.L., Schrader M.P., Wilson A.M. Sport Fan Motivation: Questionnaire Validation, Comparison by Sport and Relationship to Athletic Motivation // Journal of Sport Behavior. 1999. No 22 (1). P. 114-139.

3 Викторов В.А., Платонов С.И. Взгляд на трибуны: социальный портрет болельщика // Социологические исследования. 1991. № 5. С. 75-83; Зуев В.Н. Социально-экономические условия формирования типологии болельщиков при проведении соревнований на спортивных сооружениях // Теория и практика физической культуры. 2007. № 3. С. 18-21; МиртовЮ.М. Бесчинства на стадионах: попытки научного подхода к проблеме // Теория и практика физической культуры. 1989. № 2. С. 45-49; Пильц Г.А. Футбол — это наша жизнь: перемены и процессы дифференциации культуры футбольных фанатов // Логос. 2009. № 6 (73). С. 114-133; Aelbaum G., CainM., Darling E., Stanton S. What Is the Identity of a Sports Spectator? // Journal of Personality and Individual Differences. 2012. No 52. P. 422-427; Alexandris K., Tsiotsou R.H. Segmenting Soccer Spectators by Attachment Levels: A Psychographic Profile Based on Team Self-expression and Involvement // European Sport Management Quarterly. 2012. No 12 (1). P. 65-81.

4 Hong J.B., McDonaldM.A., Yoon C.S., Fujimoto J. Motivation for Japanese Baseball Fans' Interest in Major League Baseball // International Journal of Sport Management and Marketing. 2005. No 1 (1/2). P. 141-154; Izzo G. Walker M., Wendy J., Munteanu C., Piotrowski P., Neulinger A., Dumitru I. Exploring Soccer Fans' Consumer Motives in Four Eastern European Countries // Journal of International Business Research. 2014. No 13 (2). P. 50-65; Izzo G., Munteanu G., Langford B., Ceobanu C., Dumitru I., Nichifor F. Sport Fans' Motivations: An Investigation of Romanian Soccer Spectators // Journal of International Business and Cultural Studies. 2012. No 5. P. 1-13; Lough N.L., Kim A.R. Analysis of Socio-Motivations Affecting Spectator Attendance at Women's Professional Basketball Games in South Korea // Sport Marketing Quarterly. 2004. No 13 (1). P. 35-42; Mahony D.F., Nakazawa M., Funk D.C., James J.D., Gladden J.M. Motivational Actors Influencing the Behavior of J-League Spectators // Sport Management Review. 2002. No 5. P. 1-24; Matthew M., Ho Keat L. Motivations of Football Fans in Singapore // 7 International Conference on Humanities and Social Sciences "ASEAN 2015: Challenges and Opportunities" (Proceedings). 2015; Won J., Kitamura K. Comparative Analysis of Sport Consumer Motivations Between South Korea and Japan // Sport Marketing Quarterly. 2007. No 16 (2). P. 93-105.

5 Dietz-Uhler B., Harrick E.A., End C.M., Jacquemotte L. Sex Differences in Sports Fan Behavior and Seasons for Being a Sports Fan // Journal of Sport Behavior. 2000. No 23 (3). P. 219-231; Farrell A., Fink J.S., Fields S. Women's Sport Spectatorship: An Exploration of Men's Influence // Journal of Sport Management. 2011. No 25.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 54. Февраль 2016 г.

футболу? Почему они избирают для себя, казалось бы, мужское хобби — футбол?

Общий вопрос дробится на множество мелких: с чего девушки начинают увлекаться

футболом? ходить на стадион? Подражают ли они в этом мужчинам, стремясь

завоевать уважение? Или, напротив, неприкрыто пытаются решить важнейшую

матримониальную задачу?

Российские футбольные болельщицы: анатомия ментальности

Для определения мотивации российских болельщиц использовались методы опроса, развернутых интервью болельщиц и болельщиков, а также контент-анализ ответов. В опросе приняли участие 368 человек, из них 195 — женщины и 173 — мужчины. 181 человек проживает в Москве, где сосредоточены крупнейшие футбольные клубы России. 186 человек проживают за пределами столицы. Выборка совпадает по возрастному критерию со средним возрастом футбольных фанатов. Стаж «боления» респондентов колебался от 3 до 15 лет. При исследовании использовались ресурсы социальных сетей и личные встречи.

Футбольные фанаты являются признанной социальной силой, важной с точки зрения того, что считаются быстро мобилизуемой, активной и направляемой группой, применяющей силу. Авторитарные ценности делают ее потенциальным значительным участником и источником насилия. Какое место занимают девушки в этой структуре?

Под «болельщицами» и «фанатками» в данной статье мы будем понимать тех девушек и женщин, которые не только следят за судьбой своей команды, но и посещают стадион, то есть активно участвуют в жизни команды. В данной статье эти понятия употребляются как синонимы.

В фанатской культуре России много заимствований из английской фанатской культуры. Заимствований, если не прямого копирования. Это заметно наблюдателю со стороны, это подтверждается самими болельщиками, это зафиксировано в массовой и фанатской культуре: например, культом изображений английского флага, определенных британских марок одежды, определенной манеры поведения — все эти проявления явно не имеют на российских трибунах никакой культурной почвы. Все это очевидно, но не удивительно. Англия считается родиной футбола и известным трендсеттером в данном пласте культуры.

P. 190-201; Jones K.W. Female Fandom: Identity, Sexism, and Men's Professional Football in England // Sociology of Sport Journal. 2008. No 25. P. 516-537.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 54. Февраль 2016 г.

Традиционно считается, что аудитория посетителей стадионов — белые мужчины из рабочего класса. Именно их поведение считалось типичным для фанатов. Такой образ фаната сложился исторически, но изменялся под воздействием времени, а точнее сказать, культурного контекста. Появление женщин на трибунах, безусловно, связано с эмансипацией и феминизацией общества. Многие собеседницы подчеркивали, что нет разницы между тем, как болеют женщины, и тем, как болеют мужчины. Это прямое подтверждение эмансипационной теории зарождения феномена женского боления.

Однако женщины футбол посещали всегда, даже на пике эры хулиганизма. Считается, что женщины и дети способствуют снижению градуса насилия. Так, например в Англии, дабы побороть хулиганство на трибунах, клубы и ассоциация подняли цены на входные билеты (ввели имущественный ценз), убрали стоячие места (взяли под контроль численность зрителей), заключили контракты с инвесторами (изменение престижности статуса посещения трибуны), создали зоны для комфортного питания и установили системы видеонаблюдения (чтобы сделать посещение трибун более безопасным). Это способствовало тому, что женщин на трибунах стало значительно больше.

В литературе традиционно считается, что женщина — не типичный фанат, что женщины не так преданны, как мужчины, что они все равно находятся за пределами условного сообщества футбольных фанатов, являются особым типом болельщика. Это не случайно и не в полной мере можно считать дискриминацией. Ввиду того, что в сообществе футбольных фанатов мужчины традиционно преобладают, это сообщество и оперирует мужскими категориями «мужества», «силы», «противостояния» и проч. Женщины нередко встают перед дилеммой: возможно ли одновременно быть женщиной и футбольным фанатом? Отвечая на этот вопрос, девушки должны найти свой баланс между своей гендерной идентичностью и идентификацией себя с футбольными фанатами.

Традиционно в обществах, где мужчины доминируют, женщины придерживаются трех стратегий поведения. Во-первых, можно включать маскулинные практики в свое поведение. Во-вторых, сводить на нет и отрицать дискриминацию и домогательства. В-третьих, некоторые девушки дистанцируются от своей гендерной принадлежности. С целью того, чтобы органично вписаться в мужское общество, стать «своим парнем», женщины иногда принимают мужскую шовинистическую позицию, гласящую о том, что женственность тривиальна и бессмысленна. Их гендерная

принадлежность ставится под сомнение и становится подвержена изменениям извне на стадионах, где они зачастую отстраняются от своего пола, видоизменяя свой гендерный дисплей. Гендерное подражание происходит из-за боязни показаться типичному посетителю трибун — мужчине — неаутентичным.

Рисунок 1. Распределение доли причин, по которым девушки являются болельщицами (для всех болельщиков)

Предположение, что девушки, любящие футбол, в действительности любят привлекательных игроков, опровергнуть не вполне, но, в общем-то, удалось. По крайней мере, мы расширили эту поверхностную гипотезу от притягательности только полевых игроков до привлекательности всех мужчин, посещающих стадион (Рисунок 1 и 2). Удалось обнаружить и более неожиданные закономерности. Было сформулировано пять возможных причин, по которым девушки обращаются в футбольную веру.

Вариант 1: Причина в мужчинах

Рисунок 2. Распределение ответов мужчин и женщин, считающих сексуальный мотив главной причиной женского увлечения футболом

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 54. Февраль 2016 г.

«Думаю, девочки могут сами не осознавать что ищут знакомства. Это подсознательный инстинкт. НУ ВОТ ЯВНО НЕ ФУТБОЛ!!!» — говорит 29-летний болельщик Кирилл.

Занимателен тот факт, что 49,1% проголосовавших мужчин выбрали именно этот вариант ответа. Мы можем списать это на характерную мужскую мнительность в этом вопросе, если бы эта версия происходящего не была так же довольно массово поддержана женщинами — 34,9%, считающих, что основная привлекательность футбола состоит именно в гендерном составе посетителей трибун и / или привлекательности полевых игроков. Это как ни странно подтверждает довольно тривиальную сексуальную теорию спорта, воспевающую привлекательность архетипичного образа мужчины-атлета (спортсмена) и мужчины-воина (болельщика). Довольно очевидный фрейдизм этой теории на практике оказывается парадоксально убедителен.

Доминирующая и наиболее идеализируемая форма маскулинности в любом гендерном режиме — нормативный стандарт, в соответствии с которым все мужчины определяют себя и который идеологически легитимирует глобальную субординацию мужчины и женщин6. Сексизм на трибунах пока не искореним. Примечателен и тот факт, что девушки, легитимируя свое право находиться на трибуне и на равных общаться с мужчинами, отторгают свою женственность и демонстрируют мизогинное поведение по отношению к другим посетительницам трибун. Что препятствует формированию коммьюнити женщин на трибунах, способных бороться с проявлениями сексизма, поскольку доминирующее большинство посетителей не может такое поведение понять и легитимировать. Поэтому женщины не только не способствуют ассимиляции других женщин, но и в некотором смысле этому косвенно препятствуют.

«Футбол принято считать мужским видом спорта и, наверное, у женщин в природе заложено заниматься другими вещами. Да и если выходить за пределы классического понимания боления на диване или на центральных трибунах — футбол — это агрессивно», — Лена, 22 года.

Другой аспект. Историей социальных сетей задокументирован тот факт, что селекция привлекательных игроков, словно магнитом, притягивает девушек на трибуны. Такой тип боления не живуч: девушки имеют тенденцию быстро остывать к

6 Connell R. W., Messerschmidt J.W. Hegemonic Masculinity Rethinking the Concept // Gender & Society. 2005. No 19 (6). P. 829-859.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 54. Февраль 2016 г.

своим кумирам. Такие покупатели билетов и именной атрибутики вызывают

раздражение постоянных посетительниц секторов вплоть до агрессии. Мужчины

относятся к происходящему с иронией и легким пренебрежением. И в очередной раз

подтверждают правоту тезиса, что девушки приходят на стадион ради красивых

молодых игроков или страстных болельщиков. «Дело в том, что мужчина показывает

часть своего скрытого мира, мира, того, где он является самим собой, с которым

редко с кем делится, и вам это безумно как нравится», — говорит Александр. «Не

думаю, что я вправе судить или осуждать кого-то. Пусть гоняют. Сами отойдут

через год, максимум — два», — говорит Екатерина. «Им нравятся мальчики, нравится

ехать куда-либо — это все пассажирки, их срок в движе7 не более пяти лет в среднем.

Для них все это развлекуха, и, наигравшись, они уходят», — говорит Роман. А западные

клубы, не так плотно сидящие на спонсорской игле, давно монетизируют любовь

девушек к красивым игрокам — just business, nothing personal8.

Повышенной любовью девушек прославился московский «Локомотив» в середине 2000-х. Так называемые «Локо-герлз» довольно основательно вошли в фанатский жаргон и интернет-фольклор, как мем, проверенный временем. Причиной данного феномена послужило обилие ярких молодых игроков — Дмитрия Сычева, Динияра Билялетдинова и др. Годы стабильного участия «Локомотива» в чемпионской гонке позади, а сомнительная слава за красно-зеленой торсидой9 надежно закреплена.

«К сожалению, такие клишейные вещи как "люблю, потому что там красавчик играет ", "втюхалась в парня фаната" работают. Это единственное, что меня, как и всех остальных, всегда будет отталкивать. Но я, выезжая с самой агрессивно настроенной командой Англии, никогда в жизни не слышала ни намека в свой адрес. Наоборот, радуются, ждут и оберегают», — Моника, 24 года.

7 «Движ» — разг., сокращение от «фанатское движение».

8 «Ничего личного, просто бизнес».

9 Фанатское движение, группа фанатов той или иной команды.

Вариант 2: Причина в игре

45,0% " 40,0% " 35,0% " 30,0% -25,0% " 20,0% " 15,0% " 10,0% -5,0% -0,0% -

мужчины женщины

Рисунок 3. Распределение ответов мужчин и женщин, считающих привлекательность игры главной причиной женского увлечения футболом

42,3% опрошенных женщин считают, что увлечены самим процессом игры. Солидарны с ними лишь 23,1% опрошенных мужчин, что почти в два раза меньше доли выбравших этот вариант девушек. Согласно глубинным интервью некоторых фанаток, мы делаем предположение, что женщины способны смотреть футбол так же, как мужчины. Однако, согласно расхожему, неподтвержденному статистически мнению, женщины меньше обращают внимания на рациональные аспекты игры: тактику, статистику тактико-технических действий, то есть воспринимают происходящее на поле эмоционально, нежели логически. Что накладывает некоторый отпечаток на то, что мы имеем в виду под игрой. Получается, что мужчины и женщины любят разную игру: для женщин, условно говоря, это нечто волевое, вероятностное, непредсказуемое, и, вероятно, именно в этом состоит для них интерес в матче — в загадке. Футбол является своего рода зрелищем с ярким саспенсом, выражаясь языком кино. В то время как мужчины скорее рассматривают происходящее на поле, как нечто уму постижимое: разумные игровые схемы, объяснимые замены, закономерные результаты. Что не отрицает, разумеется, эффекта неожиданности и оставляет место подвигу. Но подвиги, как правило, восхищая, тем не менее, понятны.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 54. Февраль 2016 г.

«Женщины на самом деле не любят футбол», — считает 25-летний Алексей. Может быть, он прав, может быть — нет, может быть — только отчасти. В любом случае резонно предположить, что не исключено, что мужчины и женщины словом «футбол» обозначают разные феномены, что связано с различным психическим устройством двух полов.

Некоторые респондентки отмечают, что существует образ «нормальной» фанатки, то есть болельщицы, для которой самым важным в походе на стадион или в спортивный бар является именно футбол.

Как и в других сферах, где мужчины преобладают, женщины, дабы ассимилироваться, отказываются от проявлений собственной женственности и агрессивно настроены по отношению к девушкам, которые подчеркивают свою принадлежность к женскому полу чрезмерно женственными образами или приходят на стадион вместе со своими молодыми людьми, что якобы свидетельствует о «неподлинности» ее приверженности клубу и его цветам.

Считается, что девушки, которые не разбираются в футболе и приходят на стадион для знакомств, чтобы поболеть за привлекательных игроков или для репутационных целей, порочат честь «настоящих» фанаток, для которых самым важным является сама игра. Девушки, придерживающиеся данной стратегии поведения, считают, что чрезмерно феминные посетительницы трибун являются объектом для сексистских высказываний, в то время как «нормальные» фанатки «на кэжуале»10 не являются сами по себе объектом для насмешек.

Иные респондентки отмечают, что поход на футбол — это совокупность определенных ритуалов: заряды11, брань, пиво, стиль одежды — маркеры, которые определяют принадлежность именно к этой субкультуре. Две наши респондентки отмечают, что они, соблюдая все эти ритуалы на протяжении длительного времени, в некотором смысле стали «мужиками», то есть на поведенческом уровне такие девушки скорее относятся к мужскому полу. Тут имеет место характерное условное «раздвоение личности».

10 От англ. casual. Обозначает типичный, «удобный» стиль одежды и определенную моду в среде футбольных фанатов. Служит идентификации субкультурной принадлежности.

11 Заряд — разг., кричалка, выкрикиваемая болельщиками во время матча в поддержку своей команды или с целью оскорбить противника и его болельщиков.

Причина 3: Дело в моде

«В данный момент большинство из них [девушек] становится фанатками из-за моды. Фанатом сейчас быть модно. Есть те кто приходит в движ ради драйва, им плевать на команду, но им нравится тусовка... Но есть и те, у которых команда в сердце. Кто любит клуб в себе, а не себя в клубе. Таких подруг не много, но они есть. они надолго в клубе, некоторые на всю жизнь», — Дмитрий, 27 лет, футбольный фанат с 13 годами стажа.

16,0% -14,0% -12,0% -10,0% -8,0% -6,0% -4,0% -2,0% " 0,0% -

мужчины женщины

Рисунок 4. Распределение ответов мужчин и женщин, считающих мотив моды главной причиной женского увлечения футболом

10,3% опрошенных женщин и 14,5% мужчин считают, что девушки избирают для себя такое необычное хобби, потому что это «круто», «модно», «статусно». «Большинство из них в движе из-за моды. И не более того. Все гораздо проще и банальнее. Даже одиночество здесь ни причем. Большинство — это ведь малолетки, а для них самое важное — это статус», — говорит Кирилл.

Действительно, движение футбольных фанатов в последнее время притягивает к себе дополнительное внимание общественности. Внешние атрибуты фанатской моды так же популярны, как и неустаревающие контркультурные ценности. Субкультура, воспеваемая в широком прокате и в широкополосном интернете, несмотря на явное внешнее подражание английским хулиганам и очевидное стилистическое копирование, год от года увеличивает свою численность, привлекая на трибуны новых и новых

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 54. Февраль 2016 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

членов. Боление становится одним из способов выразить свою индивидуальность под

стать цветущей эпохе самовыражения.

Как и многие субкультуры, фанатская отрицает свою типичность, но яростно отстаивает свою самобытность и закрытость. Многие фанаты обеспокоены растущим интересом к их субкультуре. Это делает их все более и более скептичными по отношению к новым людям в их «тусовке». Так как мотивы «чужаков» не кажутся им подлинными. В то время как любовь к клубу фанаты доказывают годами, чтобы быть полноправным членом трибунного коммьюнити. Девушки доказывают серьезное отношение к команде еще дольше, поскольку недоверие к ним сильнее. Потому же они так ревностно относятся к дешевой славе новеньких девочек на секторе. Две наши собеседницы прямо сказали, что применяли физическое насилие к девушкам, которые по их мнению, вели себя неправильно («позорили женщин из движа») и выразили готовность поступать так и впредь.

И кстати: «Даже то, что о фанатах пишут разного рода студенческие работы, как о субкультуре, еще раз говорит о ее популярности и моде», — говорит Роман. А ведь прав.

Причина 4: Дело в завышенной самооценке (отрицание любых отличий от мужчин)

6,0% -5,0% -4,0% " 3,0% -2,0% " 1,0% -0,0% ■

мужчины женщины

Рисунок 5. Распределение ответов мужчин и женщин, считающих завышенную самооценку главной причиной женского увлечения футболом

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 54. Февраль 2016 г.

Всего 5,1% девушек и 4% молодых людей согласились, что, возможно, девушки обращаются в футбол, отрицая отличие от мужчин и их эксклюзивное право наслаждаться этой игрой и ее энергетикой. Считают, что вправе на равных делить сектора с заядлыми и зачастую потомственными болельщиками-мужчинами.

Согласно общественному восприятию и по данным непосредственного общения, болельщики имеют высокий балл по f-шкале, как сказал бы про них Адорно12. Это свойственно и для девушек. В работе Адорно заглавное понятие «авторитарной личности» подразумевает этноцентрический тип личности, поддающийся влиянию лидера или идеи, агрессивно относящийся к представителям аутогруппы, разрушительно обращающейся с окружающей средой. В чем же обнаруживается сходство с футбольными фанатами? Представим себе интегральное описание авторитарной личности через совокупность признаков, которые указывали Фромм и Адорно, формулируя ее концепцию. Догматизм, предвзятость, презрение к слабости, суеверие, ориентация на лидера или идею, четкое осознание своего места в иерархической структуре, отрицательное отношение к расположенным ниже по лестнице, нетолерантность — перечисленные характеристики описывают довольно стереотипический образ футбольного фаната.

Женщины, которые работают в мужских коллективах, часто недооцениваются денежно и профессионально. Чтобы зарекомендовать себя, им необходимо приложить больше усилий, но тогда их поведение может обретать черты агрессивности, расцениваться мужчинами как угроза и описываться как неженственное и отталкивающее.

«Например, за команду черных я не буду болеть», — говорит 23-летняя Дарья. «Как ты относишься к проблеме расизма на поле и на трибунах? Разделяешь ли ты подобные настроения?» — вопрос 26-летней Екатерине. «Провокационный вопрос, — кокетничает девушка. — Скорее да, чем нет». «Я только за, чтобы таких расстреливали. Россия чернеет», — вторит очаровательная и добрейшая (мы не иронизируем!) из наших собеседниц Елена.

28-летняя Анна поправляет нас: скорее, остро стоит проблема неправильного отношения к своей стране и обществу. По ее словам, это не столько проблема расизма, сколько проблема недостатка патриотизма и только фанаты могут по настоящему свою страну любить. Ровесница Анны, Лиза, рассказывает, что

12 Adorno T.W., Frenkel-Brunswik E., Levinson D.J., Sanford R.N. The Authoritarian Personality. New York: Harper and Row, 1950. P. 228.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 54. Февраль 2016 г.

большинство «обывателей» не знают своей страны так, как знают ее фанаты,

объездившие всю страну от Владивостока до Калининграда. Для нее не проблема сесть

в поезд и поехать покупаться в Курск на выходные, потому что там «Волга красивая».

Другое нечто: женский околофутбол13 — женщины, которые дерутся под знаменами своих клубов или просто дерутся из любви к дракам — околофутбол теперь не всегда имеет отношение непосредственно к футболу. Интернет наводнен видео, где околофутбольные коллективы устраивают драки в лесах. Девушка на одном из видео знакома одному из респондентов из фанатской среды: «Ялицезрел это наяву... вообще тогда [опешил], когда она начала разминаться, думал, она всего лишь привезла нас на поляну... да еще к тому же 8 минут рубки... это целая вечность. Обычная средняя рубка — это 1,5 минуты... ну так, как говорит ее муж: "Надо добить так, чтобы он не поднялся, а лучше чтобы у него там что-нибудь лопнуло, разорвалось "».

Так девушки тоже умеют. Впрочем, откажемся от оценочного восприятия. Просто констатируем, что женщины способны конкурировать с мужчинами и даже вступать с ними в нефигуральную битву. Феминизация в действии.

И к слову о феминизме. Тут не избежать трюизма: можно как угодно относиться к феминизации, но именно она сделала присутствие женщин на стадионе возможным. Однако «девушек часто пытаются задеть, убрать с трибуны, указывая на то, что нам там не место», — говорит Мария. «Зачастую ребята не воспринимают всерьез девушек с трибуны. А стараются искать спутниц за ее пределами», — констатирует Екатерина. «В Англии меня позвали на конференцию женщин-фанаток, которые все как одна вопили о сексизме на трибунах, хочу сказать, что я была одной из двух, у кого таких проблем никогда не возникало. Так что тут тоже с этим есть проблемы», — констатирует Моника. Отвечая на вопрос, подражают ли девушки юношам на трибунах, большинство собеседниц наотрез отрицает этот факт. По поведению, однако, заметно, что многие все равно мимикрируют и начинают говорить на общем трибунном сленге, который создавался по преимуществу мужчинами. Процесс подражания, как водится, происходит неосознанно. «Думаю, что не выйду замуж из-за своего образа жизни», — сокрушается болельщица Ксения. Только две наши собеседницы в шутку отметили, что «нас все воспринимают, как "своих парней"» и «мы стали, ну, совсем, как пацаны» — хором

13 Околофутбол — все то, что не относится к футболу непосредственно, но косвенно связано с ним: то, что происходит за пределами футбольного поля и футбольных трибун.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 54. Февраль 2016 г.

рассказывают девушки и смеются. У этих девушек, мы бы отметили, самый высокий

балл по ^шкале, и в «движе» они очень давно.

Дуализм «плохо, но все равно смешно» свойственен многим респонденткам, и

сведение всего в шутку лишь выдает работу защитного механизма.

Причина 5: Дело в заниженной самооценке (желание самоутвердиться)

Рисунок 6. Распределение ответов мужчин и женщин, считающих заниженную самооценку главной причиной женского увлечения футболом

5,1% девушек и 8,1% молодых людей солидарны в том, что причиной похода на стадион может являться необходимость самоутвердиться и обрести идентичность с чем-то существенным, могучим и даже опасным для окружающих. Люди испытывают потребность в единении. Современная тенденция к атомизации индивида, свобода безграничного выбора, делает человека безумно одиноким, считает Эрих Фромм14. Люди сбиваются в новые типы групп, которых не было прежде и появление которых диктуется временем, ищут все новые и новые формы бегства от свободы. Так, например, в ХХ веке появился массовый футбол, который помог людям обрести свою идентичность.

«В последнее время свою жизнь начала планировать исходя из футбольного календаря, к примеру: "Я не смогу к тебе приехать, у меня игра"; "Мы еще долго не

14 Фромм Э. Бегство от свободы. М.: АСТ, 2011.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 54. Февраль 2016 г.

увидимся, сезон начался, я снова и снова буду уезжать на выходных"», —

рассказывает Вика.

Вика заставляет признать, что для фанатов боление за свой клуб, являясь смыслообразующим фактором в их жизни, по сути, дает наполненность. Цитата Вики показывает, как выглядит футбол в глазах фаната. Некоторые респонденты, отмечая яркость и насыщенность своей жизни, отличают ее от жизни тех, кто не является фанатом. «Нравится мне он [футбол] тем, что это абсолютно другая жизнь», — говорит Моника. Но насыщена жизнь не только событиями, но и символическими смыслами. «Я б сказала, что это вообще отдельная культура. В ней есть свои правила, это маленькая планета. И каждый человек в ней чувствует себя особенным. Очень многие люди находят успокоение в футболе, это то, что всегда радует или огорчает всех одним разом. Одно из самых важных в футбольной культуре является то, что даже самый одинокий человек чувствует себя частью чего-то большого. Мне кажется, это очень важный момент». Cовокупность некритической веры в команду, определенных ритуалов (например, в день матча), особый жаргон, особые традиции и истории есть не что иное как собственная идеология. Выбирая команду, как Владимир Святой — новую религию для молодого государства, фанат выбирает свою веру — иногда осознанно, иногда — интуитивно, иногда получает ее по наследству. Словом, так или иначе, выбирает свой способ бегства от свободы и цвета знамени, под эгидой которого собрался бежать. Календарь игр накладывает определенные обязательства на присягнувшего на верность клубу фаната. «От календарей турниров зависит твой отпуск, он результатов матчей — настроение, вот, что такое ЦСКА для меня», — говорит Мария, 25 лет. Потребность следовать за командой и находиться в постоянном инфополе спортивной и околоспортивной жизни формирует идеологию жизни фаната, окрашенной в цвета носимого им шарфа. Фанат разделяет ценности, олицетворяемые клубом, безропотно сопровождает клуб согласно турнирной таблице — испытывает заслуженную радость, двигаясь по ней вверх, а двигаясь вниз грустит и гневается, насколько ему позволят культура и воспитание.

Сказанное выше — суть фроммовское «бегство от свободы»: отказ от собственной свободы в пользу служения чему-то большему, надындивидуальному. То есть, осознавая единство с чем-то большим, чем «я», многие приходящие на стадион могут обрести желаемую уверенность в себе. Ту уверенность, которую дает толпа. И фанат испытывает по этому поводу гордость. «Каково ощущать себя частью толпы,

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 54. Февраль 2016 г.

которая внушает страх?» — спрашиваем мы у Марии. «Вполне отлично!» —

отвечает она.

Мотивация девушек в данном случае такая же, как и у молодых людей. Обрести чувство общности, принадлежности, семьи. Многие фанаты романтизируют «движ». Они путешествуют самыми экстравагантными способами, несмотря на то, что имеют возможность путешествовать комфортабельно. Драматизируют поражения и победы. Готовы драться за свои цвета, даже когда в этом нет особенной необходимости. Так же романтизируется ими чувство братства, единства, ощущение семьи. «Массовые драки — это романтика! Кровь и разбитые "щи"15», — с придыханием рассказывает Кирилл. Субкультуру футбольных фанатов по праву можно считать эскапистской. Многие бегут на трибуны, чтобы обрести в жизни новую константу. В том числе и девушки.

«ЦСКА — это моя семья», — говорит 24-летняя Мария. C этой цитатой можно привести не меньше пяти, слово в слово идентичных. «Футбол — это уже моя жизнь!» — говорит Екатерина. «Футбол — это больше, чем игра на поле. Для тех, кто проникся им по-настоящему — это жизнь. Другая, яркая жизнь», — говорит уже другая Мария.

Только одна из 15 респонденток прямо сказала, что прожила тяжелое детство и даже сбежала из дома. Одна созналась, что сталкивалась с полным равнодушием матери. Обе девушки нашли себя в фанатской «шизе» и «верны идеям "движа"», который считают своей новой семьей.

Среда футбольных фанатов авторитарна по определению. Она иерархически выстроена, ригидна, сплочена под общим знаменем, нетерпима к чужакам, суеверна и агрессивна — типичная авторитарная структура, примыкая к которой авторитарная личность реализует свою суть, раскрывается в полной мере. Женщины, примыкающие к этой культуре, неизбежно инкорпорируют ее ценности, видоизменяют свое поведение, потому что в данной культуре нормой является в определенном смысле «типичность» — «типичный солдат», «воин», «один из нас».

Однако женщины, как и мужчины, не столько живут в том или ином гендерном режиме фемининности или маскулинности, сколько используют некоторые определенные практики избирательно, что делает их гендерный дисплей более динамичным. Это также означает, что различные аспекты маскулинности могут

15 «Щи» — разг., «лицо».

одновременно уживаться в одном и том же человеке, зачастую принципиально

противоречивые. Таким образом, если считается, что прообразом, архетипическим

фанатом является «белый мужчина — выходец из рабочего класса», то это не значит,

что данная модель поведения отыгрывается только описанным типом мужчины —

напротив, данная модель, как доминирующая, копируется и воспроизводится в

поведении остальных людей, нивелируя их половые, расовые или экономически-

классовые особенности.

Оговоримся: степень подверженности влиянию и сопротивления нормам толпы различна у разных людей. «Попав на стадион — либо случается любовь, либо се ля ви. В одном случае — это стрела Амура, в другом — это банальный поход на спортивное мероприятие. У меня случился первый вариант... и я понял, что это то место, в котором мне хорошо, я понял, что ЦСКА это часть меня!» — говорит фанат Виктор.

Потому не совсем правомерно было бы утверждать, что все женщины меняются принципиально под воздействием «мужского» хобби, как нельзя утверждать такого о мужчинах. Однако нужно признать, что женщины чаще, чем мужчины, искажают свой гендерный дисплей в пользу уменьшения видимости своей половой принадлежности, чтобы увеличить видимость своей принадлежности к фанатской субкультуре, чтобы снискать подобным образом уважение мужчин, право считаться им равной.

Вернемся к вопросу, поставленному в начале статьи: какое место занимают девушки в фанатском «движе»? Относительно общей численности фанатов вообще, роль, отводимая девушкам незначительная. Однако, исходя из выше описанной аргументации, мы не можем в полной мере делать скидку на половые отличия в поведении: девушки на трибуне теряют присущие женской «женственности» мягкость и компромиссность. Происходит это потому, что в ситуации доминирования мужчин и их ценностей девушки, определяя свою идентичность, как правило, делают выбор в пользу идентификации себя с нормами субкультуры, абстрагируясь и даже игнорируя свою половую принадлежность. А потому мотивация «футбольного фаната» в поведении преобладает над мотивацией вести себя согласно своей половой принадлежности.

Некоторые девушки отмечают, что растворяются в толпе, а видеть оскорбления, адресованные другим девушкам — очередное напоминание им о собственном поле. Они неотделимы от толпы, считают себя «своим парнем» в тусовке, излишнее мужское внимание, пусть и зачастую оскорбительного наполнения,

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 54. Февраль 2016 г.

напоминает им лишний раз, что они выделяются в толпе, а значит, не являются ее

частью. Таким образом, респондентки, не говоря об этом прямо, высказывают половую

фрустрацию — отторгнув свое женское начало, они и не являются мужчинами. Такие

девушки подсознательно хотят быть нейтрального пола — хотят быть просто

футбольными фанатами, такими же, как все. Что выдает прямое противоречие между

идентификацией себя как женщины и себя как футбольного болельщика.

Резюмируя все, что сказано выше, мы можем заключить, что не случайно словосочетание «футбольная фанатка» описывает определенную немногочисленную группу болельщиков и в описываемой среде имеет, скорее, негативную коннотацию. В то время как словосочетание «футбольный фанат» нейтрального пола и обозначает некую модель поведения и определенную степень абстракции в том, что касается указания пола.

Болельщицы-мусульманки — Contradictio т adjecto16?

Феномен дагестанских футбольных болельщиц: к пониманию меняющегося кавказского молодежного социума

Если в предыдущей части статьи анализировались общие черты российских болельщиц, то в этой части речь пойдет об их региональных и конфессиональных особенностях. Наиболее интересным представляется исследование болельщиц Северного Кавказа, конкретнее Республики Дагестан. Новое гендерное явление в среде дагестанской городской молодежи — болельщицы-мусульманки, чья жизнь в той или иной мере оказалась преображенной футболом.

Каковы причины, по которым девушки-мусульманки интересуются футболом, и почему они выбрали для себя такое занятие, как боление и поддержка футбольного клуба? Отличается ли их мотивация от тех, которые свойственны другим российским регионам?

Необходимо отметить, что еще каких-то 15 лет назад в республике не существовало женских футбольных фанаток как заметного социального явления. Это было естественно в мусульманской республике с ее строгим традиционным уставом, где девушки воспитывались в рамках скромности и сдержанности. Однако за последние годы произошли существенные изменения, которые определили взлет публичного женского интереса к футболу:

16 Противоречие в определении (лат.).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 54. Февраль 2016 г.

1) превращение Махачкалы в один из крупнейших городов Северного Кавказа и формирование устойчивой городской среды, которая ослабляет традиционные связи и одновременно повышает значимость индустрии досуга и развлечений;

2) небывалый подъем республиканского футбольного клуба «Анжи», куда была приглашена целая плеяда игроков мирового уровня, что многократно усилило публичный информационный ажиотаж и атмосферу состязательности в российском футболе;

3) эмансипация женщин по принципу «горизонтальной» фанатской самоорганизации с использованием такого инструмента гражданской мобилизации, как социальные сети.

Осмыслить феномен дагестанских футбольных фанаток можно с учетом данных обстоятельств.

В процессе проведения социологического исследования были опрошены 100 футбольных болельщиц, проживающих в городе Махачкале, также с каждой проведены индивидуальное беседы. Возраст болельщиц варьируется от 16 до 29 лет, 60% опрошенных — моложе 18 лет, остальным — от 20 до 29 лет. 92% из них исповедуют ислам.

Если задаться вопросом, как складывалась культура боления футбольных болельщиц из Дагестана, то мы не найдем ни одной статьи, ни одного заголовка по данной теме. Поэтому, чтобы построить эту хронологию, необходимо было потратить время, чтобы пообщаться с девушками, которые во времена «звездного» «Анжи» пытались сформировать подобие фанатского движения.

В 2011 году, когда Сулейман Керимов купил футбольный клуб (ФК) «Анжи», одновременно с покупкой звездных футболистов, были сделаны огромные инвестиции в развитие футбольной инфраструктуры. Именно с этих пор началась «эра футбола» в Дагестане. Население республики жило футболом, открывались футбольные школы, был построен стадион европейского уровня общей вместимостью 30 тысяч человек, покупались дорогостоящие футболисты. Успехи «Анжи» поднимали на новый, престижный уровень республику. Более того, ежегодный опрос «Гугл» среди жителей Великобритании показал, что российский ФК «Анжи» из Махачкалы занял первое место в рейтинге среди самых быстрорастущих футбольных запросов в 2011 году по сравнению с 2010 годом (первые топ поисковиков в Великобритании: «Анжи Махачкала», «Трансферы Арсенала», «Слухи Ливерпуля», «Твиттер Джои Бартона»)17.

17 ФК «Анжи» взрывает британский интернет // Tribuna.sports.ru. 16.12.2011.

URL: http://www.sports.ru/tribuna/blogs/bayramov/269237.html (дата обращения: 30.01.2016).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 54. Февраль 2016 г.

На этом фоне в 2011 году болельщицами футбольного клуба «Анжи» была предпринята идея организации первой в Дагестане ассоциации болельщиц под названием Crazy Girls. В первое время эта организация объединила около 10-15 человек, потом ее количество дошло до полусотни18. Причем бывший генеральный директор ФК «Анжи» так рассказывал о новом фанатском движении: «В группе собраны исключительно скромные религиозные девушки... у них есть идеи по созданию своей униформы, и она будет соответствовать всем нормам шариата. Кроме того, зеленое мусульманское платье и желтый хиджаб будут хорошо сочетаться с цветами клуба и наверняка украсят арену приятной пестротой».

Однако, по рассказам участниц, Crazy Girls были слабо организованы, плохо посещали домашние матчи, участницы несерьезно относились к распределению обязанностей по организации деятельности ассоциации. Поэтому в 2012 году первая ассоциация болельщиц ФК «Анжи» распалась.

Анализ женского фанатского движения в других северокавказских республиках не обнаружил ни одной организации болельщиц. Таким образом, Crazy Girls была единственной в истории футбола Северного Кавказа попыткой создания женского движения болельщиц. Любопытно отметить, что в соседней Чеченской Республике, где национальная футбольная команда «Терек» выступает гораздо стабильнее махачкалинского «Анжи» и посещаемость домашних матчей гораздо выше, также отсутствовало какое-либо подобие футбольной ассоциации болельщиц. Основной причиной являются исторически сложившиеся культурно-этнические традиции, которые считают непристойным кавказским девушкам посещать места большого скопления мужчин. Хотя исполнительный директор Российской футбольной премьер-лиги Сергей Чебан на пресс-конференции в РИА Новости отметил: «Могу сказать, что мы были на матчах "Терека" и видели много красивых молодых женщин и девушек, которые с удовольствием ходили на футбол».

В настоящее время, по разным подсчетам, в Дагестане насчитывается около 3 тысяч болельщиц, из них постоянно и стабильно посещают матчи и готовятся к ним около 100 девушек.

Статистика показывает, что после реконструкции стадиона «Анжи-арена» в 2013 году наблюдалась положительная динамика увеличения числа девушек на

18 Crazy girls. По всем нормам шариата // Tribuna.sports.ru. 01.04.2011.

URL: http://www.sports.ru/tribuna/blogs/bayramov/175461.html (дата обращения: 30.01.2016).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 54. Февраль 2016 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

стадионе. Удобная инфраструктура, современный дизайн, наличие всех коммуникаций

привлекали болельщиц для похода на стадион.

Исследование показало, что ответы девушек настолько разные, что едва удается выстроить какую-то рациональную систему причинно-следственных связей. Например, на вопрос «Слышали ли вы нелицеприятные выкрики в свой адрес со стороны парней на стадионе», 40% респонденток ответили, что слышали, а 60% — нет. Но все опрошенные отметили, что с негативом в основном сталкиваются в социальных сетях.

Однако наиболее популярный ответ, почему девушки посещают стадион, — это эмоции и чувства, которые вызывает игра. Одна из болельщиц, Хабизат (17 лет, болеет за ФК «Анжи» с 2009 года, ник — Хаби) так описала свои эмоции: «Для меня поход на стадион стал чем-то особенным, хожу, чтобы выплеснуть свои эмоции. Раньше парни могли сказать, типа что пришли, "идите на кухню", а сейчас уже никто ничего не говорит. Пробовала организовать фанатское движение девочек — болельщиц "Анжи", но не получилось, так как никто не поддержал. Очень часто, когда вывешивали на стадионе собственноручно сделанный баннер, полицейские цеплялись, и в таких случаях ребята могли сказать неприятные вещи. Но в последнее время никто уже ничего не говорит. Футбол — это жизнь». За эмоциями на стадион ходят 90% респонденток. Учитывая нестабильное социально-экономические состояние республики и отсутствие других видов досуга, многие девушки, чаще всего не старше 17 лет, начинают увлекаться футболом. Наиболее развиты и популярны в республике места общественного питания (кафе и рестораны), в то время как девушки, которые в большинстве своем являются эмоциональными натурами, находятся в поисках новых и экстремальных ощущений. В этом на помощь им приходит футбол. Доступность билетов на матчи (от 50 рублей), удобство транспортного обслуживание матчей (регулярные бесплатные автобусы до стадиона), а также достаточно комфортное время проведения большинства матчей (не позднее 19:00) — все эти факторы способствуют привлечению девушек на футбол. Побывав один раз, многие начинают интересоваться, что впоследствии перерастает в настоящую любовь к футболу. Эмоции, драйв, сопричастность к игре — вот те ощущения, которых не хватает девушкам в их повседневной размеренной жизни.

Другая болельщица Айша (17 лет, болеет за ФК «Анжи» с 2013 года, ник — Айша) рассказала о своем отношении к футболу следующее: «Для меня стадион — это волшебное место, это второй дом для меня. Ни школа, ничего не заменит мне стадион. Футбольное поле — это для меня самое лучшее место на земле, которое мне

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 54. Февраль 2016 г.

никогда не надоест. Мне нравится боление, потому что я выплескиваю там все свои

эмоции. Самое главное — не оставить клуб в тяжелый момент, очень обидно, что

только недавно начала болеть. Так обидно, что я раньше не знала о его

существовании. На стадионе мы получаем эмоции; обстановка, атмосфера совсем

другая. Ты находишься в окружении таких же сумасшедших, дома я не могу крикнуть,

выразить эмоции, а на стадионе тебе не стыдно крикнуть и сказать что-либо, так

как все тебя поймут».

Следующий вопрос, который мы задавали болельщицам, — «какова причина выбора любимой команды, как повлияли игроки на ваш выбор». 100% респонденток ответили, что выбор любимого клуба не связан с футболистами. Анализ показал, что все девушки отвечали честно, так как в числе любимых футболистов практически не значились игроки любимой команды. Из 100 опрошенных 100 девушек болеют за махачкалинский клуб, за «Анжи». Как сказала одна из болельщиц Рабият (27 лет, болеет за ФК «Анжи» с 2007 года, ник — Раиса): «Болею за клуб, потому что я патриотка, во мне играет патриотизм. Нравится только Александр Кержаков». Также хотелось бы отметить, что 30% опрошенных девушек симпатизируют Александру Кержакову. Можно сделать вывод, что дагестанские болельщицы, невзирая на возраст, очень осознанно подходят к вопросу поддержки своей команды. Ни мировые тенденции, ни звезды футбола не повлияли на выбор любимой команды. Девушки страстно поддерживают родной клуб, несмотря на поражения и исключение из премьер-лиги (сезон 2014-2015 годов).

Отвечая на другой вопрос, который был задан — «за какие качества вы цените футболистов?», 92% девушек выделили профессиональные навыки и игровые результаты, а 8% — ценят общечеловеческие качества игроков. Патимат (17 лет, болеет за ФК «Анжи» с 2007 года, ник — Пати) так описала свое отношение к футболистам: «Ценят футболистов по его личностным качествам: доброте, простоте, трудолюбию, но игровые качества тоже имеют значения». Таким образом, мы сделали вывод, что вначале девочки выбирают любимых футболистов по внешности, но основную роль играют человеческие и личностные качества. Александр и Михаил Кержаковы, сдержанный Игорь Акинфеев — вот кто является идеалом для дагестанских девушек. «Родной, добрый, милый» — так описывают девочки своих кумиров. Исследование показало, что 88% опрошенных не нравятся дагестанские футболисты, а остальные 12% поддерживают и симпатизируют одному футболисту, который на протяжении всей свой футбольной карьеры оставался верным родному

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 54. Февраль 2016 г.

клубу — Али Гаджибекову. По словам девушек, их привлекают игроки, образ которых

можно назвать положительным — которые ведут себя достойно и не позволяют себе

непристойностей в соцсетях. На вопрос «хотите вы замуж за футболиста» только

12% ответили положительно, в то время как на вопрос «хотите вы замуж за

болельщика» 80% ответили «да». Мадина (17 лет, болеет за ФК «Анжи» с 2011 года,

ник — Мади) так прокомментировала свой ответ: «Очень бы хотелось выйти замуж за

футболиста либо за такого же фаната, как я. Даже если он не будет болельщиком, я

его заставлю, он полюбит футбол, у него не будет другого выбора». Дагестанкам

важна не столько материальная сторона футбола, сколько быть в компании

понимающих их людей. Не зря чемпионаты мира привлекают столько людей со всех

сторон света. Дух сопричастности к фантастической игре завораживает людей, и они

пересекают сотни километров, чтобы окунуться в эту атмосферу и почувствовать на

стадионе плечо соседа, который в таком же порыве болеет за свою команду.

Говоря о причинах невозможности организации упорядоченного футбольного движения, 25% отметили, что многие отказались из-за нареканий со стороны (портится их репутация), 60% — из-за отсутствия серьезного отношения у самих болельщиц (не приходят в холодную и дождливую погоду), 15% — сказали, что не пускают родители. Диана (27 лет, болеет за ФК «Анжи» с 2003 года, ник — Дианко) ответила так: «Изначально родители отрицательно относились, сейчас смирились, сейчас стараюсь меньше упоминать о футболе». Одна из самых активных болельщиц Зайнаб (29 лет, болеет за ФК «Анжи» с 2008 года, ник — Зайка) сказала: «Родители не поддерживают, не понимают зачем мне это нужно. Также парни на стадионе не смущают, я сама как парень. Очень часто слышу от парней неприятные и непристойные вещи, на что сама отвечаю "не нравится — не смотри в мою сторону"». Таких дерзких болельщиц, как Зайнаб, достаточно мало — она одна из немногих, которая может пойти одна на стадион и наравне с ребятами поддерживать любимый клуб, при этом она находит в себе смелость ответить мужчинам, что нет ничего незаконного в том, что девушки посещают футбольные матчи. Однако большинство ведет себя скромнее.

На протяжении многих лет в северокавказских регионах в населении, особенно в женской его части, воспитывались такие качества, как скромность, послушание. Чисто мужские занятия были запрещены девушкам, и появление девушек в местах скопления парней считалось постыдным. Веяния западной культуры и политика мультикультурализама, проповедуемая светской властью республики, оказывает

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 54. Февраль 2016 г.

влияние на молодежь. Мир развлечений и досуга, частью которого является футбол как

самый массовый спорт в мире, не мог не оставить след в умах молодежи. Возрождение

клуба «Анжи» дало новый импульс в фанатском движении, вследствие чего молодое

поколение болельщиц, которые в отличие от своих сверстниц из других российских

регионов, болеют за клуб в 98% из чувства патриотизма, сопричастности к новому,

грандиозному явлению в республике. Конечно, только 20% опрошенных регулярно

посещают матчи, но они искренне болеют и сопереживают своему клубу. У местных

болельщиц нет возможности ездить со своей командой, ходить на встречи с

болельщиками, посещать благотворительные или развлекательные мероприятия,

проводимые клубом, — все эти мероприятия, в основном родителями, строжайше

запрещены. Единственное, что для них является возможным, — посещение матчей,

оказание помощи другим болельщицам в подготовке атрибутики и писать

восхищенные отклики поддержки клубу в социальных сетях. Отнюдь не красавчики-

футболисты, не высокое положение в турнирной таблице, не желание быть в компании

мужчин — не эти составляющие мирового футбола заставляют дагестанок отчаянно

болеть за любимую команду, а любовь к футболу, к восхитительной, завораживающей

игре, которая пробуждает невероятные эмоции, становится на некоторое время самым

важным делом в жизни каждой из болельщиц.

Таким образом, главной причиной того, что не удалось создать организованное женское футбольное движение в Дагестане, является то, что девушки рассматривают футбол как сферу модного досуга или популярного публичного тренда, а не как сферу социальной активности и социальной ответственности. Интересы и ожидания молодых болельщиц фрагментированы. Тем не менее это не значит, что можно ставить крест на такой перспективе. Речь пока идет об отложенной перспективе организационного оформления женского сегмента фанатского движения Дагестана. Возьмем на себя смелость сказать, что он может появиться после возрождения «Анжи» как лидера российского чемпионата.

* * * *

Последние социологические опросы показывают, что число футбольных болельщиков в России уменьшается с каждым годом19. Футбольными болельщиками со стажем сегодня себя называют только 8% опрошенных, и 19% интересуются

19 Кризис в российском футболе: итоги сезона 2014-2015 // ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 2872. 03.07.2015. URL: http ://wciom. ru/index.php?id=236&uid=115311 (дата обращения: 30.01.2016).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 54. Февраль 2016 г.

матчами от случая к случаю. 73% сказали, что футбол им в принципе безразличен

(исторический максимум).

За ходом последнего чемпионата России по футболу следили три четверти

любителей футбола (73%), в том числе 25% смотрели трансляции всех или

большинства футбольных матчей (мужчины заметно чаще женщин — 29% против 17%)

и 48% узнавали результаты игр из новостей или от друзей. Однако на общем

понижающем тренде можно выделить отдельные всплески интереса к футболу в

некоторых регионах, по отношению к определенным клубам, среди различных

социальных, конфессиональных, гендерных групп. Это может быть связано и с

успехами отдельных команд, и с проведением крупных международных соревнований,

и с эффективной политикой в области спорта в конкретных регионах, и с общими

социальными процессами — глобализацией, модернизацией, изменением положения

женщин в обществе.

Происходят изменения и в среде болельщиков. Особенно интересные

трансформационные процессы наблюдаются в гендерном отношении (и не только в

России). Способны ли неофиты изменить болельщицкий этос, а может быть, даже

восприятие самого популярного вида спорта? Или они вольются в него, не изменив в

корне социальный феномен футбольного боления? Ближайшее будущее даст более

точные ответы на эти вопросы.

Список литературы:

1. Аруцев М.А. Молодежная околоспортивная субкультура как социокультурный феномен: автореферат дис... канд. социол. наук. М., 2007.

2. Бурдье П. Как можно быть спортивным болельщиком? // Логос. 2009. № 6 (73). С. 99-113.

3. Викторов В.А., Платонов С.И. Взгляд на трибуны: социальный портрет болельщика // Социологические исследования. 1991. № 5. С. 75-83.

4. Зуев В.Н. Социально-экономические условия формирования типологии болельщиков при проведении соревнований на спортивных сооружениях // Теория и практика физической культуры. 2007. № 3. С. 18-21.

5. Кризис в российском футболе: итоги сезона 2014-2015 // ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 2872. 03.07.2015. URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115311 (дата обращения: 30.01.2016).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 54. Февраль 2016 г.

6. Миртов Ю.М. Бесчинства на стадионах: попытки научного подхода к проблеме // Теория и практика физической культуры. 1989. № 2. С. 45-49.

7. Пильц Г.А. Футбол — это наша жизнь: перемены и процессы дифференциации культуры футбольных фанатов // Логос. 2009. № 6 (73). С. 114-133.

8. Салахетдинов Э.Р. Личностные характеристики футбольных фанатов в молодежной околоспортивной субкультуре: автореферат дис... канд. психол. наук. М., 2008.

9. ФК «Анжи» взрывает британский интернет // Tribuna.sports.ru. 16.12.2011. URL: http://www.sports.ru/tribuna/blogs/bayramov/269237.html (дата обращения: 30.01.2016).

10. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: АСТ, 2011.

11. Crazy girls. По всем нормам шариата // Tribuna.sports.ru. 01.04.2011. URL: http://www.sports.ru/tribuna/blogs/bayramov/175461 .html (дата обращения: 30.01.2016).

12. Adorno T.W., Frenkel-Brunswik E., Levinson D.J., Sanford R.N. The Authoritarian Personality. New York: Harper and Row, 1950.

13. Aelbaum G., Cain M., Darling E., Stanton S. What Is the Identity of a Sports Spectator? // Journal of Personality and Individual Differences. 2012. No 52. P. 422-427.

14. Alexandris K., Tsiotsou R.H. Segmenting Soccer Spectators by Attachment Levels: A Psychographic Profile Based on Team Self-expression and Involvement // European Sport Management Quarterly. 2012. No 12 (1). P. 65-81.

15. ArmstrongK.L., Paretto Stratta T.M. Market Analyses of Race and Sport Consumption // Sport Marketing Quarterly. 2004. No 13 (1). P. 7-16.

16. Aycan A., Kiremitci O., Demiray E., Genger R.T. Determining Team Identification, Service Quality Perceptions, and Sport Consumption Intentions of Professional Soccer Spectators: An Investigation of Gender Differences // The Sport Journal. 03.02.2014. URL: http://thesportjournal.org/article/determining-team-identiAcation-service-quality-perceptions-andsport-consumption-intentions-of-professional-soccer-spectators-an-investigation-of-gender-differences/ (accessed: 30.01.2016).

17. Boen F., Vanbeselaere N., Feys J. Behavioral Consequences of Fluctuating Group Success: An Internet Study of Soccer-team Fans // The Journal of Social Psychology. 2002. No 142 (6). P. 769-781.

18. Clingan E. The Relationship of Online Sports Site Participation with Fan and Commentator Self-Identities // The Elon Journal of Undergraduate Research in Communications. 2011. No 2. P. 43-57.

19. Connell R.W., Messerschmidt J.W. Hegemonic Masculinity Rethinking the Concept // Gender & Society. 2005. No 19 (6). P. 829-859.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 54. Февраль 2016 г.

20. Correia A., Esteves S. An Exploratory Study of Spectators' Motivation in Football // International Journal of Management and Marketing. 2007. No 2 (5/6). P. 572-590.

21. Crawford G. Sensible Soccer: Sport Fandom and the Rise of Digital Gaming. London: Meyer and Meyer, 2005.

22. CrawfordG. It's in the Game: Sport Fans, Film and Digital Gamming // Journal of Sport in Society. 2008. No 11. P. 130-145.

23. Dietz-Uhler B., HarrickE.A., End C.M., Jacquemotte L. Sex Differences in Sports Fan Behavior and Seasons for Being a Sports Fan // Journal of Sport Behavior. 2000. No 23 (3). P. 219-231.

24. Dimmock J., Gucciardi D. The Utility of Modern Theories of Intergroup Bias for Research on Antecedents to Team Identification // Psychology of Sport and Exercise. 2008. No 9. P. 284-300.

25. Donavan D.T., Carlson B.D., Zimmerman M. The Influence of Personality Traits of Sports Fan Identification // Sport Marketing Quarterly. 2005. No 14 (1). P. 31-42.

26. EarnheardtA., Haridakis P. Exploring Fandom and Motives for Viewing Televised Sports // Fan Motives. 2007. P. 50-66.

27. Farrell A., Fink J.S., Fields S. Women's Sport Spectatorship: An Exploration of Men's Influence // Journal of Sport Management. 2011. No 25. P. 190-201.

28. Fink J., Trail G. An Examination of Team Identification: Which Motives Are Most Salient to Its Existence? // International of Sports Journal. 2002. No 6. P. 195-207.

29. FunkD.C., James J.D. The Fan Attitude Network (FAN) Model: Exploring Attitude Formation and Change among Sport Consumers // Sport Management Review. 2004. No 7 (1). P. 1 -26.

30. FunkD.C., MahonyD.F., RidingerL.L. Characterizing Consumer Motivation as Individual Difference Factors: Augmenting the Sport Interest Inventory (SII) to Explain Level of Spectator Support // Sport Marketing Quarterly. 2002. No 11 (1). P. 33-43.

31. FunkD.C., Mahony D.F., NakazawaM., Hirakawa S. Development of Sport Interest Inventory (SII): Implications for Measuring Unique Consumer Motives at Sporting Events // International Journal of Sports Marketing and Sponsorship. 2001. No 3. P. 291-316.

32. Funk D.C., Ridinger L.L., Moorman A.M. Exploring Origins of Involvement: Understanding the Relationship between Consumer Motives and Involvement with Professional Sport Teams // Leisure Science. 2004. No 26. P. 35-61.

33. Gantz W., Wenner L.A. Fanship and Television Sports Viewing Experience // Sociology of Sport Journal. 1995. No 12 (1). P. 56-74.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 54. Февраль 2016 г.

34. Havard, C. Glory Out of Reflected Failure: The Examination of How Rivalry Affects Sport Fans // Sport Management Review. 2014. No 17 (3). P. 243-253.

35. Hong J.B., McDonaldM.A., Yoon C.S., Fujimoto J. Motivation for Japanese Baseball Fans' Interest in Major League Baseball // International Journal of Sport Management and Marketing. 2005. No 1 (1/2). P. 141-154.

36. Izzo G. Walker W., Munteanu C., Piotrowski P., Neulinger A., Dumitru I. Exploring Soccer Fans' Consumer Motives in Four Eastern European Countries // Journal of International Business Research. 2014. No 13 (2). P. 50-65.

37. Izzo G., Munteanu G., LangfordB., Ceobanu C., Dumitru I., Nichifor F. Sport Fans' Motivations: An Investigation of Romanian Soccer Spectators // Journal of International Business and Cultural Studies. 2012. No 5. P. 1-13.

38. James J.D., Ross S.D. Comparing Sport Consumer Motivations across Multiple Sports // Journal of Sport Behavior. 2004. No 25 (3). P. 17-25.

39. James J.D., Trail G., Wann D.L., Zhang J., Funk D.C. Bringing Parsimony to the Study of Sport Consumer Motivations: Development of the Big 5. Presented at the 21st Annual Conference of the North American Society for Sport Management. Kansas City, MO, 2006.

40. JonesK.W. Female Fandom: Identity, Sexism, and Men's Professional Football in England // Sociology of Sport Journal. 2008. No 25. P. 516-537.

41. Kahle L.R., Kambara K.M., Rose G.M. A Functional Model of Fan Attendance Motivations for College Football // Sport Marketing Quarterly. 1996. No 5 (4). P. 51-60.

42. Kwon H.H., Trail G.T. A Reexamination of the Construct and Concurrent Validity of the Psychological Commitment to Team Scale // Sport Marketing Quarterly. 2003. No 12 (2). P. 88-93.

43. Lough N.L., Kim A.R. Analysis of Socio-Motivations Affecting Spectator Attendance at Women's Professional Basketball Games in South Korea // Sport Marketing Quarterly. 2004. No 13 (1). P. 35-42.

44. Mahony D.F., NakazawaM., FunkD.C., James J.D., Gladden J.M. Motivational Actors Influencing the Behavior of J-League Spectators // Sport Management Review. 2002. No 5. P. 1-24.

45. Matthew M., Ho Keat L. Motivations of Football Fans in Singapore // 7 International Conference on Humanities and Social Sciences "ASEAN 2015: Challenges and Opportunities" (Proceedings). 2015.

46. RobinsonM.J., Trail G.T. Relationships Among Spectator Gender, Motives, Points of Attachment and Sport Preference // Journal of Sport Management. 2005. No 19. P. 58-80.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 54. Февраль 2016 г.

47. ShafaroudM.K., Mozafari S.A.A., RadL.S. The Role of Service Quality and Team Identification in Prediction of Spectators' Satisfaction in Iranian Soccer Premier League // Arth Prabhand: A Journal of Economics and Management. 2014. No 4 (3). P. 7-22.

48. Sloan L.R. The Motives of Sports Fans // Sports, Games, and Play: Social & Psychological Viewpoints. 2nd ed.) / Ed.: J.H. Goldstein. Hillsdale, N.J.: Lawrence Erlbaum Associates, 1989. P. 175-240.

49. Sloan L.R.., Bates S., Davis W., Schweiger P.K. Sports Need for Achievement and Power Scale (SNAPS) // 59th Annual Meeting Midwestern Psychological Association. Chicago, IL, 1987. P. 215-22.

50. Solberg H., HammervoldR. TV Sports Viewers — Who Are They? // Nordicom Review. 2008. No 29. P. 95-110.

51. Trail G.T., James J.D. The Motivation Scale for Sport Consumption: Assessment of the Scale's Psychometric Properties // Journal of Sport Behavior. 2001. No 24 (1). P. 108-27.

52. Trail G.T., Fink J.S., AndersonD.F. Sport Spectator Consumption Behavior // Sport Marketing Quarterly. 2003. No 12 (1). P. 8-17.

53. Wann D.L. Preliminary Validation of the Sport Fan Motivation Scale // Journal of Sport & Social Issues. 1995. No 19 (4). P. 377-396.

54. Wann D.L. Preliminary Validation of a Measure for Assessing Identification as a Sport Fan: The Sport Fandom Questionnaire // International Journal of Sport Management. 2002. No 3 (2). P. 103-115.

55. Wann D.L. The Causes and Consequences of Sport Team Identification // The Handbook of Sports and Media / Eds.: A.A. Raney, J. Bryant. New York: Routledge, 2006.

56. Wann D.L., Branscombe N.R. Sports Fans: Measuring Degree of Identification with Their Team // International Journal of Sport Psychology. 1993. No 24 (1). P. 1-17.

57. Wann D.L., Grieve F.G., Zapalac R.K., Pease D.G. Motivational Profiles of Sport Fans of Different Sports // Sport Marketing Quarterly. 2008. No 17 (1). P. 6-19.

58. Wann D.L., Schrader M.P., Wilson A.M. Sport Fan Motivation: Questionnaire Validation, Comparison by Sport and Relationship to Athletic Motivation // Journal of Sport Behavior. 1999. No 22 (1). P. 114-139.

59. Ware A., Kowalski G.S. Sex Identification and the Love of Sports: BIRGing and CORFing Among Sports Fans // Journal of Sport Behavior. 2012. No 35 (2). P. 223-237.

60. Wilkins V. Understanding Loyalty and Motivation of Professional Sports Fans / Thesis of Science Indiana University. 2012.

61. Won J., Kitamura K. Comparative Analysis of Sport Consumer Motivations Between South Korea and Japan // Sport Marketing Quarterly. 2007. No 16 (2). P. 93-105.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 54. Февраль 2016 г.

62. Woratschek H., Popp B., Roth S., Horbel Ch. A Video Graphic Analysis of "Weird

Guys": What Do Relationships Mean to Football Fans? The PhD Thesis University of

Bayreuth, 2007.

Petrunin J.J., Chataeva O.S., Bagatirova A.B.

How to Be a Female Football Fan?

Jury Ju. Petrunin — Ph.D., Professor, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation. E-mail: petrunin@spa. msu. ru

Olga S. Chataeva — graduate student, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation. E-mail: olja.chat@gmail.com

Asiyat B. Bagatyrova — graduate student, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation. E-mail: asiyat-b@yandex.ru

Annotation

The following article is devoted to the study of female football fans in Russia and their behavioral motives. The article highlights the main reasons for women to become football fans: the attractiveness of men on the playing field and in the tribunes, fashion, heightened self-esteem of female football fans, lowered self-esteem of female football fans. The authors analyze the relationships between male and female football fans and their mutual perception of each other, focusing particularly on specific traits of football fan's ethos — such as the idealization of masculinity, sexism and misogyny in female fan behavior patterns which prevents the emergence of a gender-specific female fan community. The authors also point out the specifics of behavior of Muslim women who claim to be football fans (using female fans from Dagestan as an example) combining traditional Islamic perception of women's functions and behavior with modern football fan subculture sensibilities.

Keywords

Football, football as a social phenomenon, female soccer fandom, Muslim female soccer fandom, gender identity, sexism, authoritarian values.

References:

1. Arutsev M.A. Molodezhnaia okolosportivnaia subkul'tura kak sotsiokul'turnyi fenomen: avtoreferat dis... kand. sotsiol. nauk. Moscow, 2007.

2. Burd'e P. Kak mozhno byt' sportivnym bolel'shchikom? Logos, 2009, 6 (73), pp. 99-113.

3. Viktorov V.A., Platonov S.I. Vzgliad na tribuny: sotsial'nyi portret bolel'shchika. Sotsiologicheskie issledovaniia, 1991, 5, pp. 75-83.

4. Zuev V.N. Sotsial'no-ekonomicheskie usloviia formirovaniia tipologii bolel'shchikov pri provedenii sorevnovanii na sportivnykh sooruzheniiakh. Teoriia i praktika fizicheskoi kul'tury, 2007, 3, pp. 18-21.

5. Krizis v rossiiskom futbole: itogi sezona 2014-2015. VTsIOM. Press-vypusk No 2872. 03.07.2015. URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115311 (data obrashcheniia: 30.01.2016).

6. Mirtov Iu.M. Beschinstva na stadionakh: popytki nauchnogo podkhoda k problem. Teoriia i praktika fizicheskoi kul'tury, 1989, 2, pp. 45-49.

7. Pil'ts G.A. Futbol — eto nasha zhizn': peremeny i protsessy differentsiatsii kul'tury futbol'nykh fanatov. Logos, 2009, 6 (73), pp. 114-133.

8. Salakhetdinov E.R. Lichnostnye kharakteristiki futbol'nykh fanatov v molodezhnoi okolosportivnoi subkul'ture: avtoreferat dis. kand. psikhol. nauk. Moscow, 2008.

9. FK «Anzhi» vzryvaet britanskii internet. Tribuna.sports.ru, 16.12.2011. URL: http://www.sports.ru/tribuna/blogs/bayramov/269237.html (data obrashcheniia: 30.01.2016).

10. Fromm E. Begstvo ot svobody. Moscow: AST, 2011.

11. Crazy girls. Po vsem normam shariata. Tribuna.sports.ru, 01.04.2011. URL: http://www.sports.ru/tribuna/blogs/bavramoY/175461.html (data obrashcheniia: 30.01.2016).

12. Adorno T.W., Frenkel-Brunswik E., Levinson D.J., Sanford R.N. The Authoritarian Personality. New York: Harper and Row, 1950.

13. Aelbaum G., Cain M., Darling E., Stanton S. What Is the Identity of a Sports Spectator? Journal of Personality and Individual Differences, 2012, 52, pp. 422-427.

14. Alexandris K., Tsiotsou R.H. Segmenting Soccer Spectators by Attachment Levels: A Psychographic Profile Based on Team Self-expression and Involvement. European Sport Management Quarterly, 2012, 12 (1), pp. 65-81.

15. Armstrong K.L., Paretto Stratta T.M. Market Analyses of Race and Sport Consumption. Sport Marketing Quarterly, 2004, 13 (1), pp. 7-16.

16. Aycan A., Kiremitci O., Demiray E., Gençer R.T. Determining Team Identification, Service Quality Perceptions, and Sport Consumption Intentions of Professional Soccer Spectators: An Investigation of Gender Differences. The Sport Journal, 03.02.2014. URL: http ://thesportj ournal.org/article/determining-team-identiAcation-service-quality-perceptions-andsport-consumption-intentions-of-professional-soccer-spectators-an-investigation-of-gender-differences/ (accessed: 30.01.2016).

17. Boen F., Vanbeselaere N., Feys J. Behavioral Consequences of Fluctuating Group Success: An Internet Study of Soccer-team Fans. The Journal of Social Psychology, 2002, 142 (6), pp. 769-781.

18. Clingan E. The Relationship of Online Sports Site Participation with Fan and Commentator Self-Identities.

The Elon Journal of Undergraduate Research in Communications, 2011, 2, pp. 43-57.

19. Connell R.W., Messerschmidt J.W. Hegemonic Masculinity Rethinking the Concept. Gender & Society, 2005, 19 (6), pp. 829-859.

20. Correia A., Esteves S. An Exploratory Study of Spectators' Motivation in Football. International Journal of Management and Marketing, 2007, 2 (5/6), pp. 572-590.

21. Crawford G. Sensible Soccer: Sport Fandom and the Rise of Digital Gaming. London: Meyer and Meyer, 2005.

22. Crawford G. It's in the Game: Sport Fans, Film and Digital Gamming. Journal of Sport in Society, 2008, 11, pp. 130-145.

23. Dietz-Uhler B., Harrick E.A., End C.M., Jacquemotte L. Sex Differences in Sports Fan Behavior and Seasons for Being a Sports Fan. Journal of Sport Behavior, 2000, 23 (3), pp. 219-231.

24. Dimmock J., Gucciardi D. The Utility of Modern Theories of Intergroup Bias for Research on Antecedents to Team Identification. Psychology of Sport and Exercise, 2008, 9, pp. 284-300.

25. Donavan D.T., Carlson B.D., Zimmerman M. The Influence of Personality Traits of Sports Fan Identification. Sport Marketing Quarterly, 2005, 14 (1), pp. 31-42.

26. Earnheardt A., Haridakis P. Exploring Fandom and Motives for Viewing Televised Sports. Fan Motives, 2007, pp. 50-66.

27. Farrell A., Fink J.S., Fields S. Women's Sport Spectatorship: An Exploration of Men's Influence. Journal of Sport Management, 2011, 25, pp. 190-201.

28. Fink J., Trail G. An Examination of Team Identification: Which Motives Are Most Salient to Its Existence?

International of Sports Journal, 2002, 6, pp. 195-207.

29. Funk D.C., James J.D. The Fan Attitude Network (FAN) Model: Exploring Attitude Formation and Change among Sport Consumers. Sport Management Review, 2004, 7 (1), pp. 1-26.

30. Funk D.C., Mahony D.F., Ridinger L.L. Characterizing Consumer Motivation as Individual Difference Factors: Augmenting the Sport Interest Inventory (SII) to Explain Level of Spectator Support. Sport Marketing Quarterly, 2002, 11 (1), pp. 33-43.

31. Funk D.C., Mahony D.F., Nakazawa M., Hirakawa S. Development of Sport Interest Inventory (SII): Implications for Measuring Unique Consumer Motives at Sporting Events. International Journal of Sports Marketing and Sponsorship, 2001, 3, pp. 291-316.

32. Funk D.C., Ridinger L.L., Moorman A.M. Exploring Origins of Involvement: Understanding the Relationship between Consumer Motives and Involvement with Professional Sport Teams. Leisure Science, 2004, 26, pp. 35-61.

33. Gantz W., Wenner L.A. Fanship and Television Sports Viewing Experience. Sociology of Sport Journal, 1995, 12 (1), pp. 56-74.

34. Havard, C. Glory Out of Reflected Failure: The Examination of How Rivalry Affects Sport Fans. Sport Management Review, 2014, 17 (3), pp. 243-253.

35. Hong J.B., McDonald M.A., Yoon C.S., Fujimoto J. Motivation for Japanese Baseball Fans' Interest in Major League Baseball. International Journal of Sport Management and Marketing, 2005, 1 (1/2), pp. 141-154.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36. Izzo G. Walker W., Munteanu C., Piotrowski P., Neulinger A., Dumitru I. Exploring Soccer Fans' Consumer Motives in Four Eastern European Countries. Journal of International Business Research, 2014, 13 (2), pp. 50-65.

37. Izzo G., Munteanu G., Langford B., Ceobanu C., Dumitru I., Nichifor F. Sport Fans' Motivations: An Investigation of Romanian Soccer Spectators. Journal of International Business and Cultural Studies, 2012, 5, pp. 1-13.

38. James J.D., Ross S.D. Comparing Sport Consumer Motivations across Multiple Sports. Journal of Sport Behavior, 2004, 25 (3), pp. 17-25.

39. James J.D., Trail G., Wann D.L., Zhang J., Funk D.C. Bringing Parsimony to the Study of Sport Consumer Motivations: Development of the Big 5. Presented at the 21st Annual Conference of the North American Society for Sport Management. Kansas City, MO, 2006.

40. Jones K.W. Female Fandom: Identity, Sexism, and Men's Professional Football in England. Sociology of Sport Journal, 2008, 25, pp. 516-537.

41. Kahle L.R., Kambara K.M., Rose G.M. A Functional Model of Fan Attendance Motivations for College Football. Sport Marketing Quarterly, 1996, 5 (4), pp. 51-60.

42. Kwon H.H., Trail G.T. A Reexamination of the Construct and Concurrent Validity of the Psychological Commitment to Team Scale. Sport Marketing Quarterly, 2003, 12 (2), pp. 88-93.

43. Lough N.L., Kim A.R. Analysis of Socio-Motivations Affecting Spectator Attendance at Women's Professional Basketball Games in South Korea. Sport Marketing Quarterly, 2004, 13 (1), pp. 35-42.

44. Mahony D.F., Nakazawa M., Funk D.C., James J.D., Gladden J.M. Motivational Actors Influencing the Behavior of J-League Spectators. Sport Management Review, 2002, 5, pp. 1-24.

45. Matthew M., Ho Keat L. Motivations of Football Fans in Singapore. 7 International Conference on Humanities and Social Sciences "ASEAN 2015: Challenges and Opportunities" (Proceedings). 2015.

46. Robinson M.J., Trail G.T. Relationships Among Spectator Gender, Motives, Points of Attachment and Sport Preference. Journal of Sport Management, 2005, 19, pp. 58-80.

47. Shafaroud M.K., Mozafari S.A.A., Rad L.S. The Role of Service Quality and Team Identification in Prediction of Spectators' Satisfaction in Iranian Soccer Premier League. Arth Prabhand: A Journal of Economics and Management, 2014, 4 (3), pp. 7-22.

48. Sloan L.R. The Motives of Sports Fans. Sports, Games, and Play: Social & Psychological Viewpoints. 2nd ed.) / Ed.: J.H. Goldstein. Hillsdale, N.J.: Lawrence Erlbaum Associates, 1989. Pp. 175-240.

49. Sloan L.R., Bates S., Davis W., Schweiger P.K. Sports Need for Achievement and Power Scale (SNAPS). 59th Annual Meeting Midwestern Psychological Association. Chicago, IL, 1987. Pp. 215-22.

50. Solberg H., Hammervold R. TV Sports Viewers — Who Are They? Nordicom Review, 2008, 29, pp. 95-110.

51. Trail G.T., James J.D. The Motivation Scale for Sport Consumption: Assessment of the Scale's Psychometric Properties. Journal of Sport Behavior, 2001, 24 (1), pp. 108-27.

52. Trail G.T., Fink J.S., Anderson D.F. Sport Spectator Consumption Behavior. Sport Marketing Quarterly, 2003, 12 (1), pp. 8-17.

53. Wann D.L. Preliminary Validation of the Sport Fan Motivation Scale. Journal of Sport & Social Issues, 1995, 19 (4), pp. 377-396.

54. Wann D.L. Preliminary Validation of a Measure for Assessing Identification as a Sport Fan: The Sport Fandom Questionnaire. International Journal of Sport Management, 2002, 3 (2), pp. 103-115.

55. Wann D.L. The Causes and Consequences of Sport Team Identification. The Handbook of Sports and Media / Eds.: A.A. Raney, J. Bryant. New York: Routledge, 2006.

56. Wann D.L., Branscombe N.R. Sports Fans: Measuring Degree of Identification with Their Team.

International Journal of Sport Psychology, 1993, 24 (1), pp. 1-17.

57. Wann D.L., Grieve F.G., Zapalac R.K., Pease D.G. Motivational Profiles of Sport Fans of Different Sports.

Sport Marketing Quarterly, 2008, 17 (1), pp. 6-19.

58. Wann D.L., Schrader M.P., Wilson A.M. Sport Fan Motivation: Questionnaire Validation, Comparison by Sport and Relationship to Athletic Motivation. Journal of Sport Behavior, 1999, 22 (1), pp. 114-139.

59. Ware A., Kowalski G.S. Sex Identification and the Love of Sports: BIRGing and CORFing Among Sports Fans. Journal of Sport Behavior, 2012, 35 (2), pp. 223-237.

60. Wilkins V. Understanding Loyalty and Motivation of Professional Sports Fans / Thesis of Science Indiana University. 2012.

61. Won J., Kitamura K. Comparative Analysis of Sport Consumer Motivations Between South Korea and Japan. Sport Marketing Quarterly, 2007, 16 (2), pp. 93-105.

62. Woratschek H., Popp B., Roth S., Horbel Ch. A Video Graphic Analysis of "Weird Guys": What Do Relationships Mean to Football Fans? The PhD Thesis University of Bayreuth, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.