Научная статья на тему 'Кафедра Петропавловского собора в Санкт-Петербурге: иконографическая программа'

Кафедра Петропавловского собора в Санкт-Петербурге: иконографическая программа Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1420
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР / КАФЕДРА / ПЕТРОВСКОЕ ВРЕМЯ / ХРИСТИАНСКАЯ ИКО- НОГРАФИЯ / ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ / STT. PETER AND PAUL CATHEDRAL / PULPIT / PETER THE GREAT'S TIME / CHRISTIAN ICONOGRAPHY / PHEOPHAN PROKOPOVICH

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Власова Мария Викторовна

Статья посвящена живописному убранству кафедры Петропавловского собора в Санкт-Петербурге. В настоящей работе рассматривается вопрос иконографического источника самой кафедры, и предлагается анализ содержания ее живописного убранства. Определены возможные источники иконографической программы. Приведены ныне утра- ченные надписи к сюжетам - тексты Священного Писания, известные из первых описа- ний Петропавловского собора. Выполнена атрибуция сюжета «Пророчество Иеремии», и высказано предположение относительно сюжета, расположенного на утраченной дверце кафедры. Декорация кафедры воплощает вершины русского богословия первой трети XVIII века. В статье доказывается, что Феофан Прокопович был непосредственным автором, по крайней мере, ряда сюжетов, а также всего замысла и иконографической программы главной кафе- дры проповедника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Pulpit of Peter and Paul Cathedral in St. Petersburg: the iconographic program

The article is dedicated to the pictorial decoration of the pulpit of Stt. Peter and Paul Cathedral in St. Petersburg. It examines the iconographic origins of the pulpit and offers the analysis of its decoration content. The lost inscriptions on the pulpit panels are reconstructed as the texts of Scripture known from the first descriptions of Stt. Peter and Paul Cathedral. The subject matter of one of the panels is attributed as the «Prophecy of Jeremiah». The author suggested a version regarding the plot painted on the lost door of the pulpit. The pulpit decoration represents the Russian top theological ideas of the first third of 18th century. It is proved that the archbishop Pheophan Prokopovich was the author, at least, of a number of subjects depicted, and also of the idea and iconographic programme of the main pulpit.

Текст научной работы на тему «Кафедра Петропавловского собора в Санкт-Петербурге: иконографическая программа»

«МОЩНО, ВЕЛИКО ТЫ БЫЛО, СТОЛЕТЬЕ!». СПб., 2014

М. В. Власова

КАФЕДРА ПЕТРОПАВЛОВСКОГО СОБОРА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ: ИКОНОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

Кафедра Петропавловского собора в Санкт-Петербурге является уникальным явлением в отечественном церковном искусстве.

Кафедра традиционно располагается у левого столба собора, возвышаясь над прихожанами, и имеет лестницу, украшенную живописными сюжетами на тему проповеди. Кафедру венчает балдахин с живописным плафоном. Вся композиция богато украшена скульптурой (илл. 1). Впоследствии именно такой тип кафедры стал воспроизводиться повсеместно на территории Российской Империи.

В раннехристианскую эпоху кафедра стала образом власти епископа и имела богослужебную функцию. В Апостольских Постановлениях (около 380 г.) епископское место понимается как кафедра, престол Божий1.

Особо чтимой во всем христианском мире является древняя кафедра собора Св. Петра в Риме. В честь нее, как реликвии Св. Петра, был установлен отдельный церковный праздник. Для этой святыни Л. Бернини создал знаменитый бронзовый золоченый реликварий. Очевидно, что именно он стал прототипом и иконографическим источником для многих кафедр христианского мира. Создатели кафедр центральных соборов Европы не просто вдохновлялись архитектурным великолепием форм этого кивория, но зачастую они воспроизводили святыню римского собора Св. Петра.

Мы предполагаем, что кафедра петербургского Петропавловского собора также восходит к этому первоисточнику.

Как ни парадоксально, живопись XVIII века, более всего приближенная к зрителю в пространстве храма, была «не замечена» исследователями. Нам известны только дореволюционные описания кафедры, содер- * S.

1 Lexikon der christlichen Ikonographie. Rom; Freiburg; Basel; Wien. 1994. Bd. 4.

S. 304-305.

68

Кафедра Петропавловского собора в Санкт-Петербурге...

жащие тексты, которые первоначально располагались около сюжетов2. Живопись кафедры до сих пор не становилась предметом специального исследования и не публиковалась как самостоятельный памятник.

В настоящей работе предложен анализ содержания живописи кафедры Петропавловского собора и определены возможные источники иконографической программы.

В задачу статьи не входило определение изобразительных источников и авторов кафедры, что требует отдельного исследования.

В интерьере Петропавловского собора кафедра расположена у северного столба напротив Царского места.

М. Г. Давидова3 считает, что идея разделения сфер Божественного и человеческого в интерьере Петропавловского собора подчеркивается противопоставлением Царского места месту священническому. В доказательство автор указывает на сюжеты «Кесарю — кесарево» (перед Царским местом) и «Проповедь Отрока Христа» (напротив кафедры). Однако Е. Н. Элькин датирует указанные сюжеты 1756 г.4 5 В списке картин А. И. Богданова5 эти сюжеты также не значатся, следовательно, они

2 Богданов А. И., Рубан В. Г. Историческое, географическое и топографическое описание Санктпетербурга, от начала заведения его, с 1703 по 1751 год, сочиненное г. Богдановым, со многими изображениями перьвых зданий; а ныне дополненное и изданное надворным советником, правящим должность директора над Новороссийскими училищами, Вольнаго Российскаго собрания, при Имп. Московском университете и Санктпетербургскаго Вольнаго экономическаго общества членом Васильем Рубаном. Изд. 1-е. СПб., 1779. — Описание кафедры содержит упоминание о скульптурном украшении, и автор приводит тексты Священного Писания, написанные возле сюжетов. «Достопамятности Санктпетербурга и его окрестностей» принадлежат перу Павла Петровича Свиньина. Они были изданы в 1816-1827 гг. пятью выпусками. Значительная часть материалов по истории крепости первой половины XVIII в. заимствована Свиньиным из «Описания Петербурга» А. И. Богданова. Самое подробное описание кафедры приведено у С. К. Новоселова в «Описании кафедрального собора... Петра и Павла...» 1857 г.

3 Давидова М. Г. Литургический контекст живописного убранства Санкт-Петербургского Петропавловского собора // URL: http://xreferat.com/47/1473-2-li-turgicheskiiv-kontekst-zhivopisnogo-ubranstva-sankt-peterburgskogo-petropavlovs-kogo-sobora.html.

4 Элькин Е. Н. Декоративные росписи и живопись Петропавловского собора // Краеведческие записки. Исследования и материалы. Вып. 2. СПб., 2002. С. 128.

5 Богданов А. И. Описание Санктпетербурга: Полное издание уникального российского историко-географического труда середины XVIII века / СевероЗападная Библейская Комиссия; С.-Петербургский филиал Архива РАН; Отв. ред. К. И. Логачев и В. С. Соболев. СПб., 1997. С. 279-281.

69

М. В. Власова

не относятся к первоначальному замыслу убранства Петропавловского собора. Между тем, кафедра была устроена к моменту освящения собора.

Мы считаем, что такое расположение кафедры и Царского места не противопоставляет, а напротив, уравнивает царя и епископа, подчеркивает право государя на управление делами церкви. Петр I в проповедях архиепископа новгородского Феофана Прокоповича был наделен немыслимой для русских царей прежнего времени властью. Преосвященный Феофан утверждал, что христианские государи имеют право на управление делами церкви, могут быть названы епископами епископов, и правомерно нарицаемы «Христами Божиими и Богами». И далее он пишет, что государи могут устанавливать церковные праздники и составлять церковные песнопения, единственное, чего они не могут касаться, — это «тайнодействия», «наипаче же бескровной жертвы Евхаристии»6.

Известно, что просвещенный богослов и выдающийся проповедник Феофан Прокопович обладал замечательной библиотекой, в состав которой входило и собрание гравюр. Из архивных документов известно, что этой библиотекой пользовались художники, например, Л. Каравак7.

Кафедру украшают девять живописных сюжетов. Семь из них размещены на парапете лестницы и датируются 1732 г.8 Плафон балдахина был переписан и заменен в конце XIX - начале XX в. (?)9. Дверца кафедры также была заменена на новую в 1785 г.10

Ранее сюжеты имели надписи — цитаты из Священного Писания, которые не сохранились до настоящего времени. Они были приведены в рукописной книге Богданова А. И. «Описание Санктпетербурга», которая

6 Цит. по: Погосян Е. А., Сморжевских-Смирнова М. А. Иконостас Ивана Заруд-ного в Преображенской церкви Ревеля (Таллина). Семантика и идеология // Русское искусство Нового времени. Исследования и материалы. Сборник статей. Вып. 14. По итогам Всеросийской научной конфереции с участием иностранных специалистов «Отечественное искусство XVIII - начала XX века: стилевые предпочтения, персоналии, обучение, взаимоотношения с государством и обществом» / Сост. И. В. Рязанцев. М., 2012. С. 19. — Приношу глубокую благодарность Марии Сморжевских-Смирновой за указание литературных источников и контекста религиозной полемики петровской поры.

7 Тюхменева Е. А. Искусство триумфальных врат в России первой половины XVIII века. Проблемы панегирического направления. М., 2005. С. 47.

8 Петропавловская крепость. Страницы истории / Под ред. А. И. Барабановой. СПб., 2001. С. 313.

9 Согласно инв. карточки I-A-597 ж Фонда живописи и графики ГМИ СПб.

10 Имеется подпись в правом нижнем углу: «1785 месяц сентябрь 25 дня».

70

Кафедра Петропавловского собора в Санкт-Петербурге...

была издана лишь в 1997 г.11 В. Г. Рубаном было дополнено описание Богданова, и в свет вышла в 1799 г.12 книга «Историческое, географическое и топографическое описание Санктпетербурга, от начала заведения его, с 1703 по 1751 г., сочиненное г. Богдановым, со многими изображениями первых зданий; а ныне дополненное и изданное надворным советником... Василием Рубаном. СПб., 1779 г.». Вся литература, которая описывает Петропавловский собор, фактически цитирует издание В. Г. Рубана 1799 г. Описание текстов, расположенных на кафедре, в этих ранних источниках совпадают13.

О. А. Белобровой в статье «Описание петербургского Петропавловского собора в рукописных сборниках XVIII в.»14 были выявлены рукописные описи Петропавловского собора (до 1756 г.), включенные в

11 Хранится в СПФ АРАН (Р. II. Оп. 1. Д. 95), была опубликована в 1997 г.: Богданов А. И. Описание Санктпетербурга: Полное издание уникального российского историко-географического труда. СПб., 1997.

12 На титульном листе значится 1779 г., однако опубликовано описание было только в 1799 г.

13 «Имеется преизрядной и богатой зделанной Канцель, которой зделан самой преискусной работой, и весь вызолочен червонным битым золотом; на котором написаны Притчи Священного Писания, приличныя выбранныя к проповедником Слова Божия, при которых подписи следующия.

а. Внизу написано: «Став Петр со Едино на Десятми, воздвиже глас свой, и рече им, и прочая» (Деян. 2).

б. «Шедше в мир, произведите Евангелие всей твари» (Мк. 16).

в. «Мы проповедуем Христа распята, иудеом убо соблазн, еллином же безумие» (1 Кор. 1).

г. «Изыде сеяй сеяти семене своего», и прочее; «Есть же сия притча; семя Слово Божие» (Лк. 8).

д. «И посла Господь Руку Свою, и прикоснуся устом моим, и рече ко мне; и дах Словеса моя во уста твоя» (Иер. 1).

е. «Жерцы да трубят трубою, и будет затрубят трубою, привлачая, да воскликнут все люди гласом велиим, и якоже воскликнут, падутся сами стены града» (Нав. 6).

ж. «Егда Словеса Моя изнесут, яко огнь горящий, рече Господь, яко млат сотреши камень» (Иер. 23).

з. «Яко же аще снидеть дождь, и снег с Небесе, возвратится, дондеже напоять Землю, и израстит, и прозябнет, и даст семя сеющему, и хлеб в снедь, тако будет Глагол Мой» (Ис. 55)» (Богданов А. И. Описание Санктпетербурга. С. 282).

14 Белоброва О. А. Описание петербургского Петропавловского собора в рукописных сборниках XVIII в. // Труды Отдела древнерусской литературы / Российская академия наук. Институт русской литературы (Пушкинский дом); отв. ред. О. В. Творогов. СПб., 2004. Т 56. С. 623-634.

71

М. В. Власова

разные сборники15. В своей статье автор публикует текст одного из них: «Описание святой церкви во имя всех святых всехвальных и первоверховных апостол Петра и Павла, которая имеется при Санкт Петербурге того града в крепости» (БАН. Тек. пост., N° 350. Л. 156-165 об.). Эта рукопись включает надписи к живописным вставкам на кафедре. Надписи этого описания полностью совпадают с приведенными А. И. Богдановым. Можно сделать вывод, что оба ранних источника до 1756 г. восходят к ранним документальным описям Петропавловского собора.

О. А. Белоброва приходит к следующему выводу: «из сводки деловых документов кем-то сделана выборка, целью которой была системная содержательная характеристика иконописного, живописного и резного убранства торжественного храма... эта выборка была предназначена... для высокообразованных персон, возможно, для кого-то из высшего духовенства, кому надлежало или предстояло составлять проповеди именно в этом соборе»16. Автор усматривает, что в сборнике происходит объединение проповеднического слова с описанием сюжетов и подписей в убранстве собора. А лицо, которому это предназначалось, был архиепископ новгородский Феофан Прокопович. Именно по указанию Феофана Прокоповича была исправлена позолота в соборе на резных херувимах, на капителях и кронштейнах (в сборнике РНБ, собр. Погодина, № 1751 на 20 л.)17.

В труде «Достопамятности Санктпетербурга и его окрестностей», принадлежащем П. П. Свиньину, кафедра описывается весьма кратко. Еще в 1818 г. автор пишет о наличии надписей и приводит одну из них, указывая, что она находится посредине: «Егда словеса мои.» (Иер. 23).

Возвращаясь к описанию Петропавловского собора, изданному В. Г. Рубаном, отметим, что все дореволюционные описания Петропавловского собора, и кафедры в том числе, цитируют его иногда неточно,

15 Рукопись «О строении Санкт-Петербургской крепости» (РНБ. Собр. Погодина. № 1751); «Описание о строении Петропавловской крепости» (РНБ. Собр. Вяземского. Q. 124, кон. XVIII в.); «Описание о строении Петропавловской крепости» (РНБ. Собр. Тиханова. № 535, XVIII в.); «Санктпетербургской соборной церкви Петра и Павла описание» (БАН. 45.13.23, втор. пол. XVIII в.); «Описание Петропавловского собора» (РНБ. Q. I. 830); «Описания святой церкви во имя всех святых всехвальных и первоверховных апостол Петра и Павла, которая имеется при Санкт Петербурге того града в крепости» (БАН. Тек. пост., № 350).

16 Белоброва О. А. Описание петербургского Петропавловского собора. С. 627.

17 Белоброва О. А. Описание петербургского Петропавловского собора. С. 627.

72

Кафедра Петропавловского собора в Санкт-Петербурге...

а также дополняют его. Самое подробное описание кафедры приведено у С. К. Новоселова в «Описании кафедрального собора... Петра и Павла.» 1857 г.18 С. К. Новоселов служил плац-майором крепости, в обязанности которого входило и наблюдение за состоянием собора. В своем труде Новоселов приводит тексты Священного Писания, некогда расположенные около живописных сюжетов19 и утраченные к тому времени, подробно описывает скульптурное убранство кафедры, называет живописные сюжеты и описывает дверцу кафедры. Цитаты Священного Писания практически полностью совпадают с текстами, приведенными А. И. Богдановым (4-я и 8-я несколько сокращены).

С. К. Новоселов пишет: «кафедра покрыта с наружной стороны изображениями священных событий из Ветхого и Нового Завета, писанными масляными красками в следующем порядке, начиная сверху:

Проповедь Св. Апостола Петра,

Явление Исуса Христа Св. Апостолам по Воскресении,

Проповедь Св. Апостола Павла,

Притча о сеятеле,

Призвание к пророчеству Св. Иеремии,

Обхождение со Св. киотом около Иерихона,

Пророчество Иеремии и Исаии.

На самых дверцах изображено, как Св. Апостол Павел писал свои два послания: а) к Титу: “Бог яви во времена своя слово проповедыва-нием” и б) к Тимофею: “Проповедуй убо слово. Настой, блоговременне обличи, запрети, умоли, долготерпением и учением”»20.

В книге Богданова были приведены восемь надписей к сюжетам. Последняя восьмая цитата21, по всей вероятности, располагалась на первоначальной дверце кафедры. Этот вывод можно сделать из того, что все предыдущие цитаты непосредственно относятся к живописным сюже-

18 Новоселов С. К. Описание кафедрального собора во имя святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Санктпетербургской крепости. СПб., 1857. С. 100-101.

19 Вероятно, приводит их по изданию: Богданов А. И., Рубан В. Г. «Историческое, географическое и топографическое описание Санктпетербурга.» 1779 г. или по одному из рукописных описаний Петропавловского собора.

20 Новоселов С. К. Описание кафедрального собора. С. 100-101.

21 «Яко же аще снидет дождь, и снег с Небесе, возвратится, дондеже напоят Землю, и израстит, и прозябнет, и даст семя сеющему, и хлеб в снед, тако будет Глагол Мой» (Ис. Гл. 55. Ст. 10).

73

М. В. Власова

там, а цитата из книги пророка Исаии (гл. 55) не относится ни к одному образу. Столь большой отрывок из Священного Писания мог быть расположен на дверце. Этот текст, как и текст, ныне существующий (1785 г.), обращен непосредственно к проповеднику22.

Очевидно, что С. К. Новоселов принял живопись дверцы кафедры за первоначальную. Таким образом, текст из книги пророка Исаии был ошибочно отнесен автором к предыдущему сюжету, который получил название «Пророчество Иеремии и Исаии». В действительности образ с изображением камня, охваченного огнем, и ударяющего по нему молота иллюстрирует текст из книги пророка Иеремии. Книга пророка Исаии не содержит параллельных текстов. Следовательно, седьмой сюжет (по нумерации Новоселова С. К.) следует называть «Пророчество Иеремии», а образ «Пророчество Исаии» мог быть размещен на дверце 1732 г.

Описание Петропавловского собора Д. И. Флоринского 1869 г.23 также содержит рассмотрение кафедры24. В своем труде он перечисляет сюжеты кафедры, обозначая седьмой образ как «Пророчество Иеремии и Исаии» (Иер. Гл. 28; Ис. Гл. 55)25.

Таким образом, мы видим, что все сюжеты написаны на тему проповеди, но не все из них имеют привычную иконографию. По расположению и иконографическим особенностям сюжеты можно разделить на две группы:

1. первая группа памятников содержит три сюжета с иконографией, характерной для темы проповеди, и хорошо видна из основного пространства храма прихожанам;

22 «Вот, ты призовешь народ, которого ты не знал, и народы, которые тебя не знали, поспешат к тебе ради Господа, Бога твоего, и ради Святого Израилева, ибо Он прославил тебя » (Ис. Гл. 55. Ст. 5). Этот текст — единственный из надписей, дошедший до нас.

23 Флоринский Д. И. Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла в С.-Петербургской крепости. СПб., 1869. С. 30-31.

24 «Против царскаго места к третьей левой колонне прикреплена кафедра, возвышенная от полу на 3 аршина. Над нею устроена сень, украшенная вызолоченными, весьма искусно сделанными, изображениями Господа Саваофа, четырех евангелистов и апостолов: Петра и Павла. Винтообразная лестница, ведущая на кафедру, окаймлена сплошными перилами, на которых изображены на досках священныя события из Ветхаго и Новаго Завета...» (Флоринский Д. И. Собор во имя святых... С. 30).

25 Там же. С. 31. — Здесь ошибочно дана ссылка на текст Иер. Гл. 28, т. к. этот текст не относится к седьмому сюжету, который иллюстрирует текст книги пророка Иеремии, гл. 23. Автор дает ссылку на подписи к сюжетам, опубликованные в издании А. И. Богданова и В. Г. Рубана.

74

Кафедра Петропавловского собора в Санкт-Петербурге...

2. вторая группа образов воспроизводит редкую иконографию26. Мы считаем, что эта группа изображений просматривалась исключительно с солеи и алтаря и предназначалась взору священнослужителей.

Обратимся непосредственно к живописным сюжетам кафедры. Рассмотрим образы сверху вниз, начиная с плафона.

«Дух Святой» — плафон балдахина.

Декорация самой кафедры начинается с образа «Проповедь Св. Апостола Петра» (Петр проповедует в Иерусалиме в день Пятидесятницы). Это изображение коррелирует со скульптурным изображением апостола Петра под балдахином. Сюжет расположен на западной стенке кафедры и обращен в основное пространство храма. Апостол Петр изображен в позе оратора во время проповеди на фоне галереи иерусалимского храма, в окружении народа, прибывшего на праздник Пятидесятницы.

Следующий образ — «Явление Исуса Христа Свв. Апостолам по Воскресении» — является смысловым и композиционным центром убранства кафедры. В центре композиции — фигура Христа, а по обе стороны от нее — две группы апостолов. Выбор сюжета является вполне логичным для оформления места проповедника. Он расположен на южной стенке кафедры и обращен к Царскому месту. Над изображением располагается пюпитр проповедника. В этой композиции, как и в некоторых других, в качестве фона живописец использовал изображение гор. Кафедра трактуется как некая «гора», которая в библейской традиции является местом явления Бога, исполнением Духа Святого. Следует помнить, что плафон кафедры содержит изображение «Духа Святого».

Следующие пять сюжетов декорируют лестницу кафедры.

«Проповедь Св. Апостола Павла» (илл. 2). В это изображение включена обнаженная женская фигура в облаках, на которую указует апостол Павел. В виду того, что присутствие обнаженной женской фигуры в живописном убранстве православного храма доселе нам не известно, рискнем высказать одну из причин появления столь необычного персонажа27. Религиозные аллегории Божий Промысел, Божья Благодать и Премудрость Божия часто используются в искусстве этого времени28. Возможно, перед нами аллегория Премудрости Божией. О «Божией Премудрости» говорит

26 «Пророчество Иеремии» впервые изображено в новом иконографическом изводе и не получает дальнейшего распространения.

27 Мы здесь сознательно не разбираем вопрос иконографических источников.

28 Тюхменева Е. А. Искусство триумфальных врат... С. 108.

75

М. В. Власова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и апостол Павел в своей проповеди29. Автор явно выделяет ее при помощи живописных средств. Фигура передана весьма условно, художник уходит от изображения подробностей обнаженного тела.

Далее расположен образ «Притча о сеятеле» (илл. 3). Выбор этого сюжета подчеркивает значение кафедры и роль проповедника. На первый взгляд может показаться, что художник не справился с изображением сеятеля. Живопись слишком условно, линейно и даже грубо передает его образ. Скорее всего, автор сознательно изменяет пропорции, он «прописывает» слова Евангелия, выделяя глаза и уши изображенного30. Нужно отметить к тому же, что этот сюжет был плохо виден прихожанам из основного пространства храма. Его можно было рассмотреть только с Царского места или с солеи.

Все последующие живописные произведения расположены таким образом, что обозримы исключительно с алтарного пространства и солеи. Они были видны епископам, архиереям и проповеднику. Это объясняет изысканный выбор сюжетов. Их выбор принадлежит, вероятно, архиепископу новгородскому Феофану Прокоповичу. Есть все основания предполагать, что преосвященный Феофан мог составлять программу росписи кафедры и указывать конкретные гравюры, по которым художник должен был писать образы31.

С 1737 г. в соборе регулярно проходят архиерейские богослужения, отправляемые по очередности высшими иерархами русской церкви. На них обязательно должно было присутствовать духовенство соборных церквей столицы, а в отдельных случаях для служения приглашались и приходские священники для сослужения32.

В Петропавловском соборе, как кафедральном, производили священнослужителей в архиепископский сан и рукополагали Санкт-

29 «От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Коринф. Гл. 1. Ст. 30).

30 «Так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи.. Сеятель слово сеет» (Мк. Гл. 4. Ст. 12-14).

31 Так, например, происходила работа над созданием триумфальных врат 1727 года: «Каравак, забравший у Феофана Прокоповича все “эмблемы”, рисунки и надписи к триумфальным воротам.» (РГАДА. Ф. 1239. Оп. 3. Ед. хр. 34746. Л. 224; документ приведен: Тюхменева Е. А. Искусство триумфальных врат. С. 47).

32 Трофимов С. В. Церковно-служебная жизнь Петропавловского собора // Краеведческие записки. Исследования и материалы. Вып. 2. СПб., 2002. С. 273.

76

Кафедра Петропавловского собора в Санкт-Петербурге...

Петербургских митрополитов. Первую свою службу новый митрополит должен был производить сразу после рукоположения здесь же, в соборе33. Таким образом, ученая, насыщенная богословскими смыслами программа кафедры была обращена к эрудированным клирикам.

Один из таких редких сюжетов — «Призвание к пророчеству Св. Иеремии». Мы видим коленопреклоненного пророка Иеремию и десницу Божию, прикасающуюся к его устам34. Это напоминание о пророческом служении священноначалия.

Следующий сюжет — «Обхождение со Св. киотом около Иерихона» — традиционно в искусстве никак не связывался с проповедью. Композиция включает в себя изображение священников с юбилейными трубами, за ними шествуют священники, несущие Ковчег, далее изображены воины. Центральную часть занимают фигуры священнослужителей, которые свободно расположены в пространстве сюжета, тогда как изображение воинов буквально «втиснуто» в левый угол композиции. Здесь подчеркивается первенство священства, а также уподобление силы проповеди трубам иерихонским.

Напомним, что в эти годы идет активная полемика между архиепископом новгородским Феофаном Прокоповичем и архиепископом тверским Стефаном Яворским. Произведение С. Яворского «Камень веры»35 стало настоящим камнем преткновения, вокруг которого разгораются жаркие споры.

Ю. Ф. Самарин36 пишет, что «Камень веры» был написан для тех русских, которых поколебала протестантская проповедь: «для убеждения их он изложил все православные догматы, оспариваемые протестантами (о почитании икон, креста, мощей, о евхаристии, о призывании святых, о душах святых, о благотворении представльшимся, о преданиях, о святейшей литургии, о постах, о благих делах и о наказании еретиков)»37.

33 Там же.

34 «И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот Я вложил слова Мои в уста твои» (Иер. 1:9).

35 «В 1727 году книга Стефана Яворского была одобрена к печатанию синодальным членом Феофилактом Лопатинским, и выпущены в свет три издания: два в Москве (1727 и 1749) и одно в Киеве (1730)» (Самарин Ю. Ф. Стефан Яворский и Феофан Прокопович. Рассуждение, писанное на степень магистра философского факультета первого отделения. М., 1880. С. 84).

36 Самарин Ю. Ф. Стефан Яворский и Феофан Прокопович... С. 85

37 Там же. С. 44.

77

М. В. Власова

Книга названа «Камень веры, православным Церкве святыя сыном — на утверждение и духовное созидание, претыкающимся же о камень претыкания и соблазна — на восстание и исправление». Ю. Ф. Самарин, высоко оценивая труд Яворского, считает, что автору удалось остановить распространение протестантизма.

Из исследования Ю. Ф. Самарина можно сделать вывод, что именно Феофан Прокопович приложил усилия к запрету издания «Камня веры»38.

Следующий образ — «Пророчество Иеремии» (илл. 4) — сразу обращает на себя внимание тем, что в данной иконографии он практически не встречается в православных памятниках. Мы видим изображение расколотого камня, охваченного огнем, над которым занесена рука с молотом. Этот образ иллюстрирует библейский текст из Книги Пророка Иеремии39 и напоминает о силе слова Господня, способного разжечь огонь веры в сердцах людей и разбить порочный круг грехов. В данном случае мы предполагаем, что яркий образ камня в огне у образованного человека 1730-х гг. мог ассоциироваться с произведением Стефана Яворского «Камень веры».

Указанные три сюжета напоминают не только о служении пророков Ветхого Завета, но и подчеркивают соединение в архиерейском служении дара учительства и пророчества.

Последний сюжет — «Послание апостола Павла к Тимофею», созданный в 1785 г., не относится к первоначальной программе памятника. Расположенный на дверце кафедры, он был обращен, в первую очередь, к проповеднику, идущему на проповедь. Вверху композиции расположены два картуша с единственными сохранившимися текстами Священного Писания. В верхнем картуше надпись: «Бог яви во времена своя слово Свое проповеданием» (Послание к Титу 1:3). В нижнем: «Проповедуй убо слово настой Благовременне обличи Запрети Умоли долготерпением и учением» (Второе Послание к Тимофею 4:2).

Композиция дверцы разделена на две части. В левой части изображен апостол Павел, сидящий за столом и пишущий послание. Левой

38 «Сочинитель (“Камня веры”) и книга встретили сильное и очень понятное недоброжелательство со стороны протестантов, занимавших значительные должности в русской службе, и печатание “Камня веры” было запрещено. (Возможно, ее читал Петр и запретил лично, а может постарались приближенные)» (Самарин Ю. Ф. Стефан Яворский и Феофан Прокопович... С. 64).

39 «Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу» (Иер. 23:29).

78

Кафедра Петропавловского собора в Санкт-Петербурге...

рукой апостол указует на картуш с текстом. В правой части аналогично изображен Тимофей, читающий послание.

Таким образом, мы видим, что декорация кафедры воплощает вершины русского богословия первой трети XVIII в. Активная богословская полемика, противостояние двух богословских направлений — византийско-славянского и латино-польского — отобразились в убранстве кафедры Петропавловского собора, уникальной по своему предназначению и воплощению. В этот период истории проповедь «выходит» за пределы храма, ее начинают издавать, с ней полемизируют.

Можно сделать вывод, что именно высокообразованный богослов, блестящий проповедник и государственный деятель Феофан Прокопович был непосредственным автором, по крайней мере, ряда сюжетов, а также всего замысла и иконографической программы первой кафедры главного собора новой столицы.

Информация о статье

ББК 85.14; УДК 7.046

Автор: Власова Мария Викторовна — научный сотрудник ГМИ СПб, Санкт-Петербург, Россия, obraz mira@inbox.ru

Название: Кафедра Петропавловского собора в Санкт-Петербурге: иконографическая программа

Аннотация: Статья посвящена живописному убранству кафедры Петропавловского собора в Санкт-Петербурге. В настоящей работе рассматривается вопрос иконографического источника самой кафедры, и предлагается анализ содержания ее живописного убранства. Определены возможные источники иконографической программы. Приведены ныне утраченные надписи к сюжетам — тексты Священного Писания, известные из первых описаний Петропавловского собора. Выполнена атрибуция сюжета «Пророчество Иеремии», и высказано предположение относительно сюжета, расположенного на утраченной дверце кафедры.

Декорация кафедры воплощает вершины русского богословия первой трети XVIII века. В статье доказывается, что Феофан Прокопович был непосредственным автором, по крайней мере, ряда сюжетов, а также всего замысла и иконографической программы главной кафедры проповедника.

Ключевые слова: Петропавловский собор, кафедра, петровское время, христианская иконография, Феофан Прокопович

Литература, использованная в статье

Белоброва, Ольга Андреевна. Описание петербургского Петропавловского собора в рукописных сборниках XVIII в. // Труды Отдела древнерусской литературы / Российская академия наук. Институт русской литературы (Пушкинский дом); отв. ред. О. В. Творогов. Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2004. Т. 56. 692 с.

Богданов, Андрей Иванович; Рубан, Василий Григорьевич. Историческое, географическое и топографическое описание Санктпетербурга, от начала заведения его, с 1703 по 1751 год, сочиненное г. Богдановым, со многими изображениями перьвых зданий; а ныне дополненное и изданное надворным советником, правящим должность директора над Новороссийскими училищами, Вольнаго Российскаго собрания, при Имп. Московском университете и

79

М. В. Власова

Санктпетербургскаго Вольнаго экономическаго общества членом Васильем Рубаном. Изд. 1-е. Санкт-Петербург: [Типография Военной коллегии], 1779. 557 с.

Богданов, Андрей Иванович. Описание Санктпетербурга: Полное издание уникального российского историко-географического труда середины XVIII века / Северо-Западная Библейская Комиссия; С.-Петербургский филиал Архива РАН; отв. ред.: К. И. Логачев и В. С. Соболев; сост. вступит. части: К. И. Логачев и В. С. Соболев; сост. историкогеографического ключа: К. И. Логачев; подгот. текста к публикации: К. И. Логачев,

B. С. Соболев, Э. Н. Филипова, Л. Н. Логачева. Санкт-Петербург, 1997. 414 с.

Давидова, Мария Георгиевна. Литургический контекст живописного убранства Санкт-Петербургского Петропавловского собора // URL: http://xreferat.com/47/1473-2-liturgicheskiiy-kontekst-zhivopisnogo-ubranstva-sankt-peterburgskogo-petropavlovskogo-sobora.html). Новоселов, Семен Корнеевич. Описание кафедрального собора во имя святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Санктпетербургской крепости. Санкт-Петербург, 1857. 308 с. Петропавловская крепость. Страницы истории / Под ред. Барабановой А. И. Санкт-Петербург: АРТ-ПАЛАС, 2001. 417 с.

Погосян, Елена Анатольевна; Сморжевских-Смирнова, Мария Анатольевна. Иконостас Ивана Зарудного в Преображенской церкви Ревеля (Таллина). Семантика и идеология // Русское искусство Нового времени. Исследования и материалы. Сборник статей. Вып. 14. По итогам Всерос. науч. конф. с участием иностранных специалистов «Отечественное искусство XVIII - начала XX века: стилевые предпочтения, персоналии, обучение, взаимоотношения с государством и обществом» / Сост. И. В. Рязанцев. Москва: Памятники исторической мысли, 2012. 360 с.

Самарин, Юрий Федорович. Стефан Яворский и Феофан Прокопович. Рассуждение, писанное на степень магистра философского факультета первого отделения. Москва: Изд. Д. Самарина, 1880. 757 с.

Трофимов, С. В. Церковно-служебная жизнь Петропавловского собора // Краеведческие записки. Исследования и материалы. Вып. 2. Санкт-Петербург: Искусство России, 2002.

C. 272-281

Тюхменева, Екатерина Александровна. Искусство триумфальных врат в России первой половины XVIII века. Проблемы панегирического направления. Москва: Прогресс-Традиция, 2005. 328 с.

Флоринский, Дмитрий Иродионович. Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла в С.-Петербургской крепости. Санкт-Петербург: Печатня В. Головина, 1869. 68 с.

Элькин, Елена Николаевна. Декоративные росписи и живопись Петропавловского собора // Краеведческие записки. Исследования и материалы. Вып. 2. Санкт-Петербург: Искусство России, 2002. 366 с.

Lexikon der christlichen Ikonographie. Rom; Freiburg; Basel; Wien: Herder Verlag, 1994. Bd. 4.

S. 304-305.

Information about the article

Author: Vlasova Maria Viktorovna — research associate, The State Museum of History of St. Petersburg, Russia, obraz mira@inbox.ru

Title: The Pulpit of Peter and Paul Cathedral in St. Petersburg: the iconographic program Summary: The article is dedicated to the pictorial decoration of the pulpit of Stt. Peter and Paul Cathedral in St. Petersburg. It examines the iconographic origins of the pulpit and offers the analysis of its decoration content. The lost inscriptions on the pulpit panels are reconstructed as the texts of Scripture known from the first descriptions of Stt. Peter and Paul Cathedral. The subject matter of one of the panels is attributed as the «Prophecy of Jeremiah». The author suggested a version regarding the plot painted on the lost door of the pulpit.

The pulpit decoration represents the Russian top theological ideas of the first third of 18th century. It is proved that the archbishop Pheophan Prokopovich was the author, at least, of a number of

80

Кафедра Петропавловского собора в Санкт-Петербурге...

subjects depicted, and also of the idea and iconographic programme of the main pulpit. Keywords: Stt. Peter and Paul Cathedral, pulpit, Peter the Great’s time, Christian iconography, Pheophan Prokopovich

References

Belobrova, Ol’ga Andreevna. Opisanie peterburgskogo Petropavlovskogo sobora v rukopisnykh sbornikakh XVIII v. [The description of Stt. Peter and Paul Cathredral in St.Petersburg in the 18th century manuscripts], in Tvorogov O. V. (ed.). Trudy Otdela drevnerusskoy literatury. Ros-siyskaya akademiya nauk. Institut russkoy literatury (Pushkinskiy dom). St. Petersburg: Dmitriy Bulanin Publ., 2004. Vol. 56. 692 p.

Bogdanov, Andrey Ivanovich; Ruban, Vasiliy Grigor’evich. Istoricheskoe, geograficheskoe i topo-graficheskoe opisanie Sanktpeterburga, ot nachala zavedeniya ego, s 1703 po 1751 god, sochinen-noe g. Bogdanovym, so mnogimi izobrazheniyami pervykh zdaniy; a nyne dopolnennoe i izdannoe nadvornym sovetnikom, pravyashchim dolzhnost direktora nad Novorossiyskimi uchilishchami, Volnago Rossiyskago sobraniya, pri Imp. Moskovskom universitete i Sanktpeterburgskago Vol-nago ekonomicheskago obshchestva chlenom Vasilem Rubanom [Historical, geographical and topographical description of St. Petersburg, from the beginning of his institution, from 1703 to 1751, composed by Mr. Bogdanov, with many pictures of the first buildings; and now enlarged and published by a court counselor, holding the position of the Director of Novorossiysk schools, a Free Russian Assembly at the Imperial Moscow University and Saint Petersburg Free Economic Society member Vasily Ruban]. 1st ed. St. Petersburg: [Military Collegium Print.], 1779. 557 p. Bogdanov, Andrey Ivanovich. Opisanie Sanktpeterburga: Polnoe izdanie unikal’nogo rossiysk-ogo istoriko-geograficheskogo truda serediny XVIII veka [St. Petersburg Description: Complete edition of the unique Russian historical and geographical work of middle of the 18th century]. Logachev K. I., Sobolev V. S. (eds). Severo-Zapadnaya Bibleyskaya Komissiya; S.-Peterburgskiy filial Arkhiva RAN. St. Petersburg, 1997. 414 p.

Davidova, Mariya Georgievna. Liturgicheskiy kontekst zhivopisnogo ubranstva Sankt-Peterburg-skogo Petropavlovskogo sobora [Liturgical context of the pictorial decoration of St. Petersburg Peter and Paul Cathedral], (URL: http://xreferat.com/47/1473-2-liturgicheskiiy-kontekst-zhivo-pisnogo-ubranstva-sankt-peterburgskogo-petropavlovskogo-sobora.html).

Novoselov, Semen Korneevich. Opisanie kafedral’nogo sobora vo imya svyatykh Pervoverk-hovnykh Apostolov Petra i Pavla v Sanktpeterburgskoy kreposti [A Description of the Cathedral of the Holy Apostles Stt. Peter and Paul in Saint Petersburg Fortress]. St. Petersburg, 1857. 308 p. Petropavlovskaya krepost’. Stranitsy istorii. Ed. A. I. Barabanova. [Stt. Peter and Paul Fortress. Pages of History.]. St. Petersburg: ART-PALAS Publ., 2001. 417 p.

Pogosyan, Elena Anatol’evna; Smorzhevskikh-Smirnova, Mariya Anatol’evna. Ikonostas Ivana Zarudnogo v Preobrazhenskoy tserkvi Revelya (Tallina). Semantika i ideologiya [Ivan Zarudny’s iconostasis in the Transfiguration Church of Reval (Tallinn). Semantics and ideology], in Ryazant-sev I. V. (ed.). Russkoe iskusstvo Novogo vremeni. Issledovaniya i materialy. Sbornik statey. Vol. 14. Po itogam Vseros. nauch. konf. s uchastiem inostrannykh spetsialistov «Otechestvennoe iskusstvo XVIII - nachala XX veka: stilevye predpochteniya, personalii, obuchenie, vzaimootnosheniya s gosudarstvom i obshchestvom»[Russian art in modern times. Research and Materials]. Moscow: Pamyatniki istoricheskoy mysli Publ., 2012. 360 p.

Samarin, Yuriy Fedorovich. Stefan Yavorskiy i Feofan Prokopovich. Rassuzhdenie, pisannoe na stepen ’ magistra filosofskogo fakul’teta pervogo otdeleniya [Stephen Yavorsky and Theophan Prokopovich. Reasoning, written on a master’s degree Faculty of Philosophy of the first department]. Moscow: D. Samarin Publ., 1880. 757 p.

Trofimov, S. V. Tserkovno-sluzhebnaya zhizn’ Petropavlovskogo sobora [Church-service life in Stt. Peter and Paul Cathedral], in Kraevedcheskie zapiski. Issledovaniya i materially [Local history notes. Research and Materials]. Issue 2. St. Petersburg: Iskusstvo Rossii Publ., 2002. 366 p. Tyukhmeneva, Ekaterina Aleksandrovna. Iskusstvo triumfalnykh vrat v Rossii pervoy poloviny XVIII veka. Problemy panegiricheskogo napravleniya [The Art of triumphal gates in Russia in the

81

М. В. Власова

first half of the 18th century. The Problems ofpanegyric tendency]. Moscow: Progress-Traditsiya Publ., 2005. 328 p.

Florinskiy, Dmitriy Irodionovich. Sobor vo imya svyatykh pervoverkhovnykh apostolov Petra i Pavla v S.-Peterburgskoy kreposti [Cathedral of the Holy Apostles Stt. Peter and Paul in Saint Petersburg Fortress]. St. Petersburg: V. Golovina Print., 1869. 68 p.

El’kin, Elena Nikolaevna. Dekorativnye rospisi i zhivopis’ Petropavlovskogo sobora [Decorative murals and painting of the Stt. Peter and Paul Cathedral], in Kraevedcheskie zapiski. Issledo-vaniya i materialy [Localhistory notes. Research and Materials]. Issue 2. St. Petersburg: Iskusstvo Rossii Publ., 2002. 366 p.

Lexikon der christlichen Ikonographie. Rom; Freiburg; Basel; Wien: Herder Verlag, 1994. Bd. 4. S. 304-305.

Илл. 1. Кафедра Петропавловского собора в Санкт-Петербурге (общий вид)

82

Кафедра Петропавловского собора в Санкт-Петербурге...

Илл. 2. Кафедра Петропавловского собора Илл. 3. Кафедра Петропавловского в Санкт-Петербурге. «Проповедь Св. апо- собора в Санкт-Петербурге. «Притча стола Павла». Дерево, холст, масло, 56,5 х о сеятеле». Дерево, холст, масло, 43,5, в форме параллелограмма, IA-591 ж, 55,5 х 42, в форме параллелограмма, 1732 г. (автор не известен) IA-592 ж, 1732 г. (автор не известен)

Илл. 4. Кафедра Петропавловского собора в Санкт-Петербурге. «Пророчество Иеремии». Дерево, холст, масло, 54,5 х 50, в форме параллелограмма, IA-595 ж, 1732 г. (автор не известен)

83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.