Научная статья на тему 'Кафедра этномузыкознания. Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки'

Кафедра этномузыкознания. Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
131
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСЕРВАТОРИЯ / CONSERVATORY / ЭТНОМУЗЫКОЗНАНИЕ / КАФЕДРА / DEPARTMENT / ТРАДИЦИОННАЯ МУЗЫКА / TRADITIONAL MUSIC / CONSERVATOIRE / ETHNOMUSICOLOGY / FACULTY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Галицкая Саволина Паисиевна

В статье обзорно показана роль кафедр этномузыкологической направленности в высших учебных заведениях России, содержатся краткие исторические сведения о кафедре этномузыкознания НГК имени М. И. Глинки, о ее деятельности, прежде всего научной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Галицкая Саволина Паисиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Ethnomusicology Department of the Novosibirsk State Conservatoire named after M. I. Glinka

The article gives an overview of the role of Ethnomusicology Departments in Russian institutions of higher musical education. It contains brief historical information about the Ethnomusicology Department at the Novosibirsk State Conservatoire named after M.I. Glinka, about its work, especially scientific.

Текст научной работы на тему «Кафедра этномузыкознания. Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки»

ЭТНОМУЗЫКОЗНАНИЕ В XXI ВЕКЕ

УДК 78.01

С. П. Галицкая

КАФЕДРА ЭТНОМУЗЫКОЗНАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ

ИМЕНИ М. И. ГЛИНКИ1

^ режде чем обратиться к проблематике, заявленной в названии настоящей статьи, следует остановиться на вопросе, связанном с пониманием структуры музыкальной культуры, особенно традиционной. Думается, музыкальную культуру в целом в первом приближении можно представить как включающую три составляющих.

Во-первых, речь идет о так называемой традиционной музыкальной культуре (ее именовали раньше, нередко именуют и сейчас «народное музыкальное творчество»). Во-вторых, имеет место музыкальная культура композиторская, которую называют «профессиональной» (в дальнейшем будет ясно, что это вряд ли целесообразно). Наконец, в-третьих, функционирует так называемая массовая музыкальная культура, которая подразумевает и иные номинации (популярная, эстрадная и др.). Последняя современным музыковедением в концептуальном плане освещена недостаточно. Воздержимся от детальных всесторонних характеристик как традиционной, так и композиторской музыкальных культур, тем более от рассмотрения музыкальной культуры массовой, особенно в сравнительном плане. Несомненно, все это весьма актуальная и крайне сложная задача; ее исчерпывающее решение - дело будущего. Заметим только, что отдельные, самые предварительные краткие замечания в связи с сопоставлением традиционной и композиторской музыкальных культур содержится в статье автора настоящей работы

© С. П. Галицкая, 2016

«О профессионализме в традиционной музыкальной культуре», которая опубликована в журнале «Проблемы музыкальной науки» (2015, № 4).

В контексте данного труда представляется необходимым иметь в виду, что традиционное музыкальное творчество, как известно, устное по своей природе, по способам реализации музыкальных образцов, функционирует в двух разновидностях: так называемое непрофессиональное музыкальное творчество (фольклор) и традиционная музыка профессионального типа (более кратко -устно-профессиональная). Думается, такая дифференциация свидетельствует о внутренней многогранности и сложности традиционной музыки (не говоря о многотысячелетней ее истории и чрезвычайном этническом разнообразии).

Что касается обучения в системе музыкальной культуры (имеется в виду, прежде всего, отечественное высшее профессиональное образование - консерваторское), то традиционная музыка здесь всегда занимала сугубо подчиненное место. В самом деле, учебные планы почти целиком (и раньше, и сейчас) ориентированы на композиторское творчество. И это более чем закономерно, ибо все уровни государственного музыкального образования, как в городе, так и в сельских районах, сопряжено только с композиторской музыкой, причем на всех уровнях - начальном, среднем, высшем. Ведь у нас в стране в наше время лишь государственное музыкальное образование, как известно, имеет значение для успешной профессиональной деятельности специалиста. Изве-

стно также, что комплекс учебных дисциплин и - соответсвенно - учебных планов для исполнителей всех специальностей связан только с композиторской культурой. Имеет место только один учебный курс, посвященный традиционной музыкальной культуре - «Народное музыкальное творчество».

В консерваториях ситуация с этим курсом хронологически менялась. Это касалось и его распределения по специальностям учащихся, и «прикрепления» к тем или иным кафедрам, поскольку специальных этномузыкологических кафедр в, условно говоря, «русских» консерваториях очень долго не было, да и сейчас они нередко отсутствуют. Было бы очень полезно установить, в каких «русских» высших музыкальных учебных заведениях такие кафедры все же функционируют.

Конечно, здесь не имеются в виду, условно говоря, «национальные консерватории», действующие - также условно говоря - в «национальных» республиках - в Узбекистане, Таджикистане, Казахстане и др. - во времена СССР, а после его распада - в РФ (в Татарстане, Башкортостане, Якутии, Бурятии и др.). Здесь подобные кафедры, естественно, существовали и продолжают существовать и сегодня. Ориентированы они, разумеется, на национальные музыкальные культуры так называемых «головных этносов», причем сопряжены такие кафедры не только с их традиционной музыкой, но и композиторским творчеством (поскольку в подобных республиках (восточных) композиторские школы, полностью до того отсутствовавшие, были сформированы только в XX веке). Этот феномен, именуемый МНКШ2, применительно к Востоку глубоко и интересно раскрыт в целостном плане в монографии М. Н. Дрожжиной3.

Когда и как появилась кафедра этно-музыкознания в НГК? Заслуга ее формирования в 1990 году целиком принадлежит Евгению Георгиевичу Гуренко, тогда ректору консерватории. Представляется, для этого имелись более чем достаточные основания, из которых и исходил Евге-

ний Георгиевич. Во-первых, НГК - это ведущее высшее музыкальное учебное заведение за Уралом. В нем должны иметь место все основные учебные направления и дисциплины, которые обеспечивают полноценное музыкальное образование по всем специальностям, в том числе музыковедению. Во-вторых, в Сибири живет множество этносов, как коренных, так и переселенческих, причем не только славянских. Музыкальная культура коренных народов Сибири, как известно, изучена явно недостаточно; исследование многих из них началось лишь в XX веке. Нуждается в освещении и своеобразие традиционной музыки переселенческих народов; она, по-видимо-му, в чем-то отличается по своему облику, способам существования и т. п. от, так сказать, «исходного (европейского) варианта». Наконец, в-третьих, Е. Г. Гуренко, несомненно, считал, что приглашенные тогда в НГК педагоги (доктора искусствоведения С. П. Галицкая и Ю. Н. Плахов), прибывшие из Узбекистана, из ТГК им. М. Ашрафи, по роду своей деятельности были близки к музыкальной культуре Востока. Кроме того, Е. Г. Гуренко, возможно, был осведомлен, что научная работа прибывших педагогов непосредственно адресована к традиционной азиатской музыке, и это может оказаться полезным для НГК.

Е. Г. Гуренко в тот же день распорядился организовать в НГК кафедру этно-музыкознания, включить в ее состав, кроме двух упомянутых специалистов, также трех педагогов НГК - Н. В. Леонову,

B. В. Мазепуса, Ю. И. Шейкина. Заведующим кафедрой был назначен Ю. Н. Плахов, который работал в этой должности до 1992 года; затем, до 2014 года, кафедру возглавляла С. П. Галицкая. В настоящее время кафедрой руководит доктор искусствоведения, профессор М. Ю. Дубровская. С течением времени состав кафедры по различным причинам менялся. Сейчас на кафедре работают М. Ю. Дубровская,

C. П. Галицкая, Н. М. Кондратьева, Н. В. Леонова, Г. Б. Сыченко. Все педагоги имеют ученые степени (два доктора, три кандидата искусствоведения) и уче-

ные звания (три профессора, два доцента). Члены кафедры, кроме учебной, ведут активную научную работу: Г. Б. Сычен-ко завершает докторскую диссертацию; Н. М. Кондратьева докторскую диссертацию пишет. Хочется надеяться, что в обозримом будущем эти исследования будут защищены. То же следует сказать и о Н. В. Леоновой. Некоторое время на кафедре работала А. Ю. Плахова, которая, будучи ее сотрудником, защитила кандидатскую диссертацию (2010) и получила соответствующую ученую степень и ученое звание доцента. После защиты кандидатской она приступила к работе над докторской и уже приблизилась к ее завершению, но по семейным обстоятельствам вынуждена была покинуть НГК.

Все педагоги кафедры этномузыкоз-нания регулярно участвовали и продолжают участвовать в конференциях различных рангов в различных городах России (в том числе Москве и Санкт-Пе-тербурге) и за рубежом (в Европе и Азии); публикуют свои научные труды (монографии, статьи, выступления, тезисы); функционируют в качестве научных редакторов, рецензентов научных трудов различных жанров.

На кафедре этномузыкознания НГК имени М. И. Глинки складываются и успешно развиваются научные школы, связанные, прежде всего, с традиционной музыкальной культурой народов Сибири и - шире - Востока. Бесспорно, научный аспект деятельности педагогов-этномузы-кологов заслуживает самостоятельного глубокого изучения и обобщения.

Еще один важный момент научной работы членов кафедры - руководство кандидатскими и консультирование докторских диссертаций, причем авторами этих работ являются как выпускники НГК, так и «прикрепленные» извне соискатели, в том числе из-за границы. Так, в данный период в кафедральных классах занимаются магистранты, аспиранты и докторанты из Якутии, Бурятии, Таджикистана, Казахстана, различных городов Сибири и Дальнего Востока.

Естественно, все соискатели ученых степеней этномузыковедческой кафедры

защищают свои работы в Диссертационном совете НГК имени М. И. Глинки, который работает с 1994 года. За это время в нем защищено 129 диссертаций, из них 23 докторских, 106 кандидатских, причем 51 работа выполнена или проведена через кафедру этномузыкознания. Все обозначенное, бесспорно, еще раз свидетельствует о весьма серьезном научном потенциале кафедры этномузыкознания НГК, как, впрочем, всей консерватории в целом. Хотелось бы, чтобы этот потенциал не только сохранялся в дальнейшем, но и развивался, не стоял на месте.

Наконец, еще один момент. С 1990 года по кафедре этномузыкознания обучение завершили 59 человек -студенты, бакалавры, специалисты, магистранты. Если же иметь в виду аспирантов, докторантов, «сторонних» соискателей ученых степеней, то общее их число, разумеется, станет намного большим. Если же также иметь в виду, что тематика львиной доли бакалаврских, дипломных, магистерских работ и диссертаций, выполненных на кафедре, связаны с традиционной музыкальной культурой сибирских этносов, в том числе коренных, то можно утверждать, что соображения, которые в свое время (в 1990-м году) подразумевал Е. Г. Гуренко, в целом были реализованы. В самом деле, в обозначенных работах в той или иной мере исследованы многие жанры традиционной музыки ряда сибирских народов - якутов, теленгитов, эвенков, эвенов, хантов, манси, нганасан, алтайцев, бурят, тувинцев, чатов, тофаларов, шорцев и др. Без внимания не оставалась традиционная музыкальная культура - фольклорная и устно-профессиональная - некоторых зарубежных азиатских народов - корейцев, китайцев, индонезийцев, арабов, таджиков, индийцев и др. Традиционная музыка ряда переселенческих этносов, как уже упоминалось, также удостаивалась серьезного внимания - речь идет, например, о русских старожилах, мордве, немцах Сибири и т. д.

Отметим, что исследование большинства упомянутых музыкальных традиционных культур требовало организации

фольклорных экспедиций - для собрания музыкальных и этнографических материалов, причем, как известно, в целях дальнейшего изучения музыкальные образцы нуждаются в последующей нотной расшифровке, в свою очередь, сопряженной со специальными профессиональными навыками и незаурядным трудолюбием. Все это нелегко!

Еще один научный профиль в определенной мере разрабатывается на кафедре - он сопряжен с МНКШ Востока. Здесь речь идет о русском фольклориз-ме, о композиторском творчестве Японии, Бурятии, Таджикистана и др. Эта научная область (именуемая обычно «композитор-фольклор») требует особым образом направленного анализа традиционного мелоса, анализа, ориентированного на формирование специфики национального (этнического) своеобразия композиторского многоголосного музыкального языка.

Совершенно очевидно, что настоящее изложение связано, прежде всего, с научной сферой деятельности кафедры эт-номузыкознания НГК имени М. И. Глинки. Объективное рассмотрение этой области довольно ясно демонстрирует, что кафедра (и отечественное эт-номузыковедение в целом) достигли достаточно высоких результатов.

Во-первых, существенно расширились наши представления о традиционной му-

зыкальной культуре многих коренных и переселенческих этносов Сибири и Дальнего Востока, каждого в отдельности и - что не менее важно - о сибирской традиционной музыкальной культуре в целом. Думается, это может серьезно способствовать дальнейшему развитию отечественного этномузыкознания.

Во-вторых, думается, можно более активно проводить сравнительное изучение, как отдельных традиционных музыкальных культур, так и их родственных групп, причем на основе зафиксированных (установленных объективно) факторов родственности.

В-третьих, разработанные в трудах педагогов и выпускников кафедры способы теоретического анализа традиционной музыки, по-видимому, целесообразно активно дополнять моментами исторического и эстетического плана, что, несомненно, усилит объективную достоверность выводов.

В-четвертых, необходимо выявить и обобщить методологические находки, которые, безусловно, имеют место в рассматриваемом научном материале.

Наконец, в-пятых, можно считать, что «сибирские» этномузыкологические данные могут расширить научную сферу, именуемую «композитор-фольклор», причем расширить не только в фактологическом, но и в концептуальном отношениях.

Примечания

1 В тексте работы - НГК. 3 М. Н. Дрожжина. Молодые национальные ком-

2 Молодые национальные композиторские шко- позиторские школы Востока как явление мулы. зыкального искусства. Новосибирск, 2004.

Литература

Дрожжина М. Н. Молодые национальные компо- кального искусства XX века. - Новосибирск: зиторские школы Востока как явление музы- НГК им. М. И. Глинки, 2004. - 280 с.

References

Drozhzhina M. N. Molodye nacional'nye kompozitorskie shkoly Vostoka kak javlenie muzykal'nogo iskusstva XX veka [Young national composers' schools of the East as a

phenomenon of the XX century musical art]. Glinka Novosibirsk State Conservatoire, 2004, 280 p.

Кафедра этномузыкознания Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки

В статье обзорно показана роль кафедр эт-номузыкологической направленности в высших учебных заведениях России, содержатся краткие исторические сведения о кафедре этномузыкознания НГК имени М. И. Глинки, о ее деятельности, прежде всего научной.

Ключевые слова: консерватория, этномузы-кознание, кафедра, традиционная музыка.

The Ethnomusicology Department of the Novosibirsk State Conservatoire named after M. I. Glinka

The article gives an overview of the role of Ethnomusicology Departments in Russian institutions of higher musical education. It contains brief historical information about the Ethnomusicology Department at the Novosibirsk State Conservatoire named after M.I. Glinka, about its work, especially scientific.

Keywords: conservatoire, conservatory, ethnomusicology, department, faculty, traditional music.

Галицкая Саволина Паисиевна - доктор искусствоведения, профессор кафедры этномузыкознания Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки.

Savolina Galickaja - D.A., Professor at the Ethnomusicology Department of the Novosibirsk State Conservatoire named after M. I. Glinka.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.