Научная статья на тему 'Кадровое обеспечение промышленного роста Тульской области рабочими и специалистами различных уровней для высокотехнологичных и наукоемких производств'

Кадровое обеспечение промышленного роста Тульской области рабочими и специалистами различных уровней для высокотехнологичных и наукоемких производств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
341
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВУЗЫ / РЕАЛИЗУЮЩИЕ ПРОГРАММЫ СПО / РЕГИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО РОСТА / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IMPLEMENTING THE ACT PROGRAMS / REGIONAL STANDARD OF STAFFING FOR INDUSTRIAL GROWTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скрябин Виталий Николаевич, Кухарь Владимир Денисович, Миляева Ирина Вилорьевна, Соколова Елена Викторовна, Христич Татьяна Юрьевна

Освещаются вопросы, связанные с внедрением регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста, а также механизмы, обеспечивающие интеграцию образовательных организаций высшего образования в региональную систему подготовки кадров для высокотехнологичных производств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скрябин Виталий Николаевич, Кухарь Владимир Денисович, Миляева Ирина Вилорьевна, Соколова Елена Викторовна, Христич Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STAFFING OF THE TULA REGION INDUSTRIAL GROWTH BY WORKERS AND VARIOUS LEVELS SPECIALISTS FOR HIGH-TECH AND SCIENCE-RELATED INDUSTRIES

The article is devoted to the issues related with the introduction of a regional standard for the staffing of industrial growth, as well as mechanisms ensuring the integration of higher education educational institutions into the regional system of training personnel for high-tech industries.

Текст научной работы на тему «Кадровое обеспечение промышленного роста Тульской области рабочими и специалистами различных уровней для высокотехнологичных и наукоемких производств»

УДК 377.5

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО РОСТА

ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ РАБОЧИМИ И СПЕЦИАЛИСТАМИ

РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ ДЛЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ И НАУКОЕМКИХ ПРОИЗВОДСТВ

В.Н. Скрябин, В.Д. Кухарь, И.В. Миляева, Е.В. Соколова, Т.Ю. Христич, Т.В. Валуева

Освещаются вопросы, связанные с внедрением регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста, а также механизмы, обеспечивающие интеграцию образовательных организаций высшего образования в региональную систему подготовки кадров для высокотехнологичных производств.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, вузы, реализующие программы СПО, региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста.

Работа выполняется по государственному заданию Минобрнауки России на выполнение работ, регистрационный номер: 27.4286.2017/НМ.

Ключевым фактором промышленного роста Тульской области является обеспечение ведущих отраслей экономики региона высококвалифицированными рабочими и специалистами СПО.

В 2016 году был проведен Мониторинг качества подготовки кадров СПО по результатам деятельности в 2015 году.

Согласно данным Мониторинга в Тульской области программы среднего профессионального образования реализуют 43 образовательные организации, в том числе:

- 37 профессиональных образовательных организаций, из них два филиала;

- 6 образовательных организаций высшего образования, из них пять филиалов.

Общая характеристика системы СПО приведена на рис. 1.

Контингент обучающихся составляет 23 621 человек, в том числе по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих - 5 959 чел. (25,2 % от общего количества обучающихся в Тульской области), по программам подготовки специалистов среднего звена - 17 662 чел. (74,8 %).

Четыре образовательные организации имеют контингент менее 100 человек, девять - от 100 до 400 человек, т.е. 30 % образовательных организаций имеют малочисленный контингент обучающихся.

Рис. 1. Общая характеристика системы СПО Тульской области

Количество профессиональных образовательных организаций (ПОО) -без учета филиалов, сгруппированных в зависимости от контингента студентов очной формы обучения, приведено на рис. 2.

X 5«

д ??

..о та

П й

э

й 2 « ь о а

§3 °

а

ю о

о «

н о

ч £

6 5 4 3 2 1 0

Ф Ф ф ф 'ф

/у Л'" Л" Л'' Л' Л' Л' Л'1 4

ПЙ (Л ф .V чЬ

С\'3 су" С\' Л'0 СЧ~' N° V V

# ^ ^ Ь^ ^ # # ч# #

Н Административный центр ■ Городские поселения И Сельские поселения

Контингент очной формы обучения

Рис. 2. ПОО Тульской области в зависимости от контингента студентов

очной формы обучения

В Тульской области осуществляется подготовка кадров по 34 профессиям и 94 специальностям СПО. Перечень профессий и специальностей, имеющих наибольший прием, представлен в таблице.

Перечень профессий и специальностей, имеющих наибольший прием

Количество об- Прием обучающихся, Средний Количество

разовательных чел. балл атте- заявлений

Код и наименование профессии/ организаций, в том числе стата, поступающих,

специальности СПО реализующих профессию/ специальность всего бюджет ПВЗ принятых на обучение поданных на одно бюджетное место, ед.

Программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

19.01.17 - Повар, кондитер 12 522 521 1 3,47 1,02

23.01.03 - Автомеханик 10 304 292 12 3,46 1,07

15.01.05 - Сварщик (электро-

сварочные и газосварочные работы) 10 272 272 0 3,32 1,03

23.01.09 - Машинист локомотива 1 150 150 0 3,6 1

13.01.10 - Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) 5 130 130 0 3,48 1

35.01.13 - Тракторист-

машинист сельскохозяй- 5 100 100 0 3,33 1

ственного производства

15.01.25 - Станочник (металлообработка) 5 78 78 0 3,37 1

09.01.03 - Мастер по обработке цифровой информации 3 62 62 0 3,63 1

43.01.02 - Парикмахер 6 59 59 0 3,59 1,03

Программы подготовки специалистов среднего звена

40.02.01 - Право и организация социального обеспечения 5 415 0 415 4,28 1,11

38.02.01 - Экономика и бух-

галтерский учет (по отраслям) 20 332 188 144 3,91 1,33

08.02.01 - Строительство и

эксплуатация зданий и со- 4 271 221 50 3,85 1,15

оружений

23.02.03 - Техническое об-

служивание и ремонт авто- 6 262 254 8 3,57 1,32

мобильного транспорта

13.02.11 - Техническая экс-

плуатация и обслуживание

электрического и электроме- 7 261 255 6 3,64 1,1

ханического оборудования (по отраслям)

15.02.08 - Технология машиностроения 5 210 210 0 3,65 1,15

23.02.04 - Техническая экс-

плуатация подъемно-

транспортных, строительных, 5 195 195 0 3,64 1,25

дорожных машин и оборудования (по отраслям)

Продолжение табл.

Количество об- Прием обучающихся, Средний Количество

разовательных чел. балл атте- заявлений

Код и наименование профессии/ специальности СПО организаций, реализующих всего в том числе стата, принятых поступающих, поданных на

профессию/ бюджет ПВЗ на обуче- одно бюджет-

специальность ние ное место, ед.

Программы подготовки специалистов среднего звена

40.02.02 - Правоохранительная деятельность 1 163 0 163 4,8 1,15

49.02.01 - Физическая культура 1 160 81 79 3,72 1,28

15.02.07 - Автоматизация

технологических процессов и 6 155 153 2 3,66 1,27

производств (по отраслям)

23.02.01 - Организация пере-

возок и управление на транс- 5 154 150 4 3,8 1,24

порте (по видам)

44.02.01 - Дошкольное образование 1 127 100 27 4,11 1,35

21.02.05 - Земельно-имущественные отношения 4 117 71 46 3,76 1,24

35.02.07 - Механизация сельского хозяйства 2 108 106 2 3,73 1,08

15.02.01 - Монтаж и техниче-

ская эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям) 4 101 101 0 3,46 1,05

09.02.01 - Компьютерные системы и комплексы 3 100 95 5 3,7 1,45

44.02.02 - Преподавание в начальных классах 2 99 99 0 4,32 2,65

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

09.02.03 - Программирование в компьютерных системах 4 99 75 24 3,99 1,49

29.02.04 - Конструирование,

моделирование и технология 3 95 95 0 3,51 1,01

швейных изделий

09.02.04 - Информационные системы (по отраслям) 4 93 90 3 3,8 1,47

19.02.10 - Технология про-

дукции общественного пита- 4 81 77 4 3,69 1,41

ния

35.02.08 - Электрификация и

автоматизация сельского хо- 2 77 77 0 3,54 1,11

зяйства

13.02.06 - Релейная защита и

автоматизация электроэнер- 1 70 70 0 3,67 1

гетических систем

38.02.05 - Товароведение и

экспертиза качества потреби- 4 67 67 0 3,72 1,13

тельских товаров

Окончание табл.

Количество об- Прием обучающихся, Средний Количество

разовательных чел. балл атте- заявлений

Код и наименование профессии/ специальности СПО организаций, реализующих всего в том числе стата, принятых поступающих, поданных на

профессию/ бюджет ПВЗ на обуче- одно бюджет-

специальность ние ное место, ед.

Программы подготовки специалистов среднего звена

18.02.06 - Химическая технология органических веществ 2 65 65 0 3,56 1

15.02.02 - Техническая экс-

плуатация оборудования для производства электронной 1 64 64 0 3,6 1

техники

38.02.07 - Банковское дело 3 64 0 64 3,81 1,11

51.02.02 - Социально-

культурная деятельность (по 1 63 57 6 4,15 1,24

видам)

43.02.10 - Туризм 2 62 25 37 3,64 1,19

13.02.02 - Теплоснабжение и

теплотехническое оборудо- 2 60 60 0 3,65 1,18

вание

27.02.03 - Автоматика и те-

лемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте) 2 55 55 0 3,84 1,44

51.02.01 - Народное художе-

ственное творчество (по видам) 1 53 39 14 4,16 1,85

44.02.05 - Коррекционная пе-

дагогика в начальном образо- 1 51 51 0 4,35 1

вании

53.02.03 - Инструментальное

исполнительство (по видам 2 51 49 2 4,11 1,22

инструментов)

К приоритетным отраслям относятся те секторы экономики, в которых высокий уровень специализации сочетается с высокой производительностью труда производственных кадров. Важными факторами, определяющими социально-трудовую значимость сектора экономики, являются уровень занятости и темпы создания новых рабочих мест.

Спецификой развития экономики Тульской области является тот факт, что многие промышленные предприятия входят в состав оборонно-промышленного комплекса России.

В целом, для Тульской области ключевыми секторами экономики являются:

- нефтегазохимическая промышленность;

- металлургия и металлообработка;

- сфера услуг.

По данным Мониторинга для нефтегазохимической промышленности подготовка кадров СПО по специальности 18.02.06 - Химическая технология органических веществ ведется в двух образовательных организациях с общим приемом 65 человек, что составляет 1 % от объема контрольных цифр приема (далее - КЦП) по специальностям СПО.

Для сферы услуг, в частности для пищевой промышленности, подготовку ведут 12 образовательных организаций по профессии 19.01.17 - Повар, кондитер, прием - 522 человека; и 4 образовательные организации по специальности 19.02.10 - Технология продукции общественного питания, прием - 81человек.

Прием граждан в целом для пищевой промышленности составляет около 10 % от объема КЦП Тульской области.

Для металлургической промышленности и металлообработки подготовка ведется по профессиям:

- 15.01.05 - Сварщик (электросварочные и газосварочные работы): 10 образовательных организаций, прием - 272 человека;

- 15.01.25 - Станочник (металлообработка): 5 образовательных организаций, прием - 78 человек;

по специальностям:

- 15.02.01 - Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям): 4 образовательных организации, прием - 101 человек;

- 15.02.02 - Техническая эксплуатация оборудования для производства электронной техники: одна образовательная организация, прием - 64 человека;

- 15.02.04 - Специальные машины и устройства: одна образовательная организация, прием - 25 человек;

- 15.02.07 - Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям): 6 образовательных организаций, прием - 155 человек;

- 15.02.08 - Технология машиностроения: 5 образовательных организации, прием - 210 человек.

Для металлургической промышленности и металлообработки прием составляет 905 человек, что составляет около 15 % от объема КЦП Тульской области.

Но удовлетворяет ли потребностям экономики Тульской области такая структура и объемы подготовки рабочих и специалистов среднего звена, а главное - качество их подготовки?

Дальнейшее развитие экономики

Уже в этом году начнется подготовка по востребованным и перспективным профессиям среднего профессионального образования - ТОП-50. Среди них совершенно новые профессии, такие, как: мехатроник, специалист по аддитивным технологиям, мобильный робототехник, техник по обслуживанию роботизированного производства, Тульского региона обуславливается стремительным внедрением новых материалов, технологий и оборудования, процессов автоматизации и других трендов. Одновременно формулируются новые профессии и новые требования к кадрам и их подготовке. Так, разработанный Агентством стратегических инициатив «Атлас новых профессий» включает

описание востребованных в России в ближайшее десятилетие профессий. В этих условиях одним из важных компонентов является скорость распространения передовых знаний, технологий и компетенций. Ключевое значение приобретает опережающая подготовка кадров мирового уровня. дефектоскопист.

Однако в настоящее время систему среднего профессионального образования в целом характеризуют несоответствие качества подготовки выпускников требованиям работодателей, недостаточно оперативное реагирование системы на изменение структуры потребности в кадрах и низкая эффективность использования ресурсов в сети (малочисленность контингента профессиональных образовательных организаций, высокие удельные затраты, недостаточная квалификация педагогических кадров, устаревшая материально-техническая база).

Кроме того, отсутствие скоординированной работы по прогнозированию и планированию объемов и структуры подготовки специалистов для обеспечения кадровых потребностей отраслей экономики, использование устаревших моделей регионального управления сетью образовательных организаций не отвечают современным вызовам структурной перестройки экономики и управления бизнесом.

Очевидно, что требуется трансформирование региональных систем СПО, которое сможет обеспечить качественные изменения их функционирования.

Если рассматривать систему профессионального образования в целом, то в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» определена ответственность федеральных органов исполнительной власти (далее - ФОИВ) за подготовку кадров всех уровней высшего образования. ФОИВы также ответственны за подготовку кадров среднего профессионального образования для организаций оборонно-промышленного комплекса в основном в подведомственных вузах, ведущих подготовку по программам СПО.

На федеральном уровне прослеживается четкая система определения структуры и объемов подготовки кадров, включая прогнозирование занятости населения в целях планирования потребностей в подготовке кадров субъектов Российской Федерации, отраслей экономики и крупнейших работодателей. Прогноз проводится исходя из основных тенденций развития рынка труда Российской Федерации с учетом реализации стратегий развития отдельных сфер и отраслей экономики. Большое внимание уделяется также содержательной компоненте профессионального образования и внедрению моделей, обеспечивающих повышение практико-ориентированности образовательных программ.

Системность действий прослеживается в нормативных правовых актах, в том числе в постановлениях Правительства Российской Федерации от 03.06.2011 № 440 «О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов» [1] и от 27.03.2015 № 285 «Об утверждении правил установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета» [2], а также в

совместном приказе от 30.06.2015 Минтруда России № 407 и Минобрнауки России № 641 «Об утверждении положения о системе среднесрочного и долгосрочного прогнозирования занятости населения в целях планирования потребностей в подготовке кадров в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального и (или) высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, и методики расчета на среднесрочную и долгосрочную перспективу потребности субъектов Российской Федерации, отраслей экономики и крупнейших работодателей в профессиональных кадрах» [3].

Наиболее четко федеральная система определения структуры и объемов подготовки кадров отработана в ходе реализации государственного плана подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации [4], а также в рамках программы «Новые кадры для ОПК» согласно Ведомственной целевой программе «Развитие интегрированной системы обеспечения высококвалифицированными кадрами организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации в 2016-2020 годах» [5].

На сегодняшнем этапе стоит задача спроецировать федеральную систему определения структуры и объемов подготовки кадров на региональный уровень. Для ее решения разработан региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста (далее - Региональный стандарт), в апробации которого участвует 21 пилотный регион, в том числе Тульская область.

Разработана «Дорожная карта внедрения регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста в Тульской области», содержащая основные мероприятия по:

• реализации механизмов прогнозирования потребности в кадрах;

• созданию кластерной инфраструктуры по ключевым секторам развития экономики региона;

• внедрению новых моделей управления;

• обновлению содержания образовательных программ и повышению их практико-ориентированности;

• оценке эффективности региональной модели кадрового обеспечения.

Основным форматом развития региональной системы подготовки кадров

станут региональные образовательно-производственные кластеры, обеспечивающие выработку механизма взаимодействия субъектов кластера по направлениям:

• создание новых моделей управления профессиональной образовательной организацией с участием работодателей;

• отбор и систематизация современных форм, методов и технологий реализации практико-ориентированных программ, в том числе дуального обучения, модульных образовательных программ, сопряженных образовательных программ различных уровней, сетевых форм обучения;

• подготовка и переподготовка педагогических кадров;

• независимая оценка качества подготовки кадров (участие в системе чемпионатов по стандартам Ворлдскиллс Россия, проведение государственной ито-

говой аттестации в формате демонстрационного экзамена по стандартам Ворл-дскиллс Россия);

• трудоустройство выпускников;

• обеспечение образовательного процесса качественной материально-технической и методической базой.

В Тульском регионе планируется создание трех кластеров:

- Оборонно-промышленный кластер;

- Нефтегазохимический кластер;

- Кластер в сфере услуг.

В качестве субъектов кластеров выступят ведущие предприятия ключевых секторов экономики Тульской области, региональные органы исполнительной власти, опорный вуз, реализующий программы СПО, профессиональные образовательные организации. В качестве опорного вуза позиционируется Тульский государственный университет.

Деятельность вуза как субъекта кластера по методологическому обеспечению образовательного процесса является прототипом модели интеграции вузов, осуществляющих подготовку рабочих и специалистов среднего звена, в региональную систему подготовки кадров для высокотехнологичных и наукоемких производств.

Таким образом, кадровое обеспечение промышленного роста Тульской области требует системных изменений в деятельности региональной системы среднего профессионального образования путем внедрения новых механизмов ее управления с участием ведущих предприятий ключевых отраслей экономики региона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В этих условиях образовательные организации высшего образования, реализующие программы СПО для высокотехнологичных производств, интегрируются в региональную систему подготовки кадров в качестве опорных образовательных организаций, на которые возлагается научно-методическое сопровождение всех компонентов практико-ориентированной подготовки рабочих и специалистов среднего звена.

Список литературы

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.06.2011 № 440 «О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов» (с изменениями и дополнениями). URL: http://base. garant.ru/12186584/ (дата обращения: 22.04.2017).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.03.2015 № 285 «Об утверждении Правил установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). URL: http://base.garant.ru/70923298/ (дата обращения: 22.04.2017).

3. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.06.2015 № 407/641 «Об утверждении положения о системе среднесрочного и долгосрочного прогнозирования занятости населения в целях планирования потребностей в подготовке кадров в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального и (или) высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, и методики расчета на среднесрочную и долгосрочную перспективу потребности субъектов Российской Федерации, отраслей экономики и крупнейших работодателей в профессиональных кадрах». URL: http://base.garant.ru/71137700/. (дата обращения: 22.04.2017).

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 № 192 «О государственном плане подготовки кадров со средним профессиональным и высшим образованием для организаций оборонно-промышленного комплекса на 2016 - 2020 годы». URL: http://base.garant.ru/70885330/ (дата обращения: 22.04.2017).

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.02.2016 № 170 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие интегрированной системы обеспечения высококвалифицированными кадрами организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации в 20162020 годах». URL: http://base.garant.ru/71341796/. (дата обращения: 22.04.2017).

Скрябин Виталий Николаевич, канд. техн. наук, проректор-директор Технического колледжа им. С.И. Мосина ТулГУ, tstctula@gmail.com, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Кухарь Владимир Денисович, д-р. техн. наук., профессор, проректор по научной работе, Science@tsu.tula.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Миляева Ирина Вилорьевна, начальник отдела педагогических инноваций Технического колледжа им. С.И. Мосина ТулГУ, tstctula@gmail.com, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Соколова Елена Викторовна, начальник информационно-аналитического отдела Технического колледжа им. С.И. Мосина ТулГУ, ^ tstctula@gmail.com, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Христич Татьяна Юрьевна, руководитель научно-методического центра Технического колледжа им. С.И. Мосина ТулГУ, ^ tstctula@gmail.com, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Валуева Тамара Владимировна, преподаватель Технического колледжа им. С.И. Мосина ТулГУ, tstctula@gmail.com, Россия, Тула, Тульский государственный университет.

THE STAFFING OF THE TULA REGION INDUSTRIAL GROWTH BY WORKERS AND VARIOUS LEVELS SPECIALISTS FOR HIGH-TECH AND SCIENCE-RELATED INDUSTRIES

V. N. Skryabin, V. D. Kuhar, I. V. Milyaeva, E. V. Sokolova, T. Yu. Khristich, T. V. Valuyeva 62

The article is devoted to the issues related with the introduction of a regional standard for the staffing of industrial growth, as well as mechanisms ensuring the integration of higher education educational institutions into the regional system of training personnel for high-tech industries.

Key words: secondary vocational education, higher education institutions implementing the ACT programs, regional standard of staffing for industrial growth.

Skryabin Vitaliy Nikolaevich, candidate of technical sciences, the prorector-director of the Technical college named after S.I. Mosin TSU, tstctula@,gmail.com, Russia, Tula, Tula State University,

Kuhar Vladimir Denisovich, doctor of technical sciences, Professor, the prorector of scientific work, edwork@tsu.tula.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Milyaeva Irina Vilorievna, the head of educational innovation of the Technical college named after S.I. Mosin TSU, tstctula@,gmail.com, Russia, Tula, Tula State University,

Sokolova Elena Viktorovna, the head of informational-analytical department of the Technical college named after S.I. Mosin TSU, tstctula@,gmail.com, Russia, Tula, Tula State University,

Khristich Tatiana Yurievna, the manager of scientific-methodic center of the Technical college named after S.I. Mosin TSU, tstctula@,gmail. com, Russia, Tula, Tula State University,

Valuyeva Tamara Vladimirovna, the teacher of the Technical college named after S.I. Mosin TSU, tstctula@,gmail.com, Russia, Tula, Tula State University.

УДК 316.346.32

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ ОРГАНОВ ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВОВЛЕЧЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В ПРЕСТУПНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Т.К. Ростовская, Я.В. Шимановская

Рассматривая проблему вовлеченности несовершеннолетних в преступную деятельность, авторы раскрывают роль учреждений органов по делам молодежи как главного субъекта системы профилактики правонарушений в молодежной среде. Предлагается взгляд по вопросам выстраивания системы социального сопровождения несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, совершивших преступления и иные правонарушения, с учетом существующего в Российской Федерации общего механизма реализации и защиты прав несовершеннолетних и молодежи.

Ключевые слова: несовершеннолетние, молодежь, трудная жизненная ситуация, социализация молодежи, учреждения органов по делам молодежи

Для любого правового государства всегда на первом месте должна оставаться деятельность, которая направлена на защиту прав, свобод и законных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.