Научная статья на тему 'Кадровая политика в высшей школе: методологические принципы'

Кадровая политика в высшей школе: методологические принципы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
492
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кадровая политика в высшей школе: методологические принципы»

В. КОРОЛЬКОВ В. МАНУЙЛОВ В. ПРИХОДЬКО В. ЖУРАКОВСКИЙ И. ФЕДОРОВ Л. РОМАНКОВА

В современных условиях одним из немногих отечественных социальных институтов, проявивших редчайшую устойчивость, оказалась образовательная сфера, и прежде всего -система высшего профессионального образования, которая сумела не только «выжить», но и осуществить глубокие позитивные преобразования по многим аспектам деятельности. В то же время следует отметить, что требуемого развития кадрового потенциала и материально-технической базы высшей школы в рассматриваемый период, естественно, произойти не могло. Кадры высшей школы не утратили своих основных достоинств, однако наметившиеся здесь известные негативные тенденции не могут не тревожить.

В связи с этим необходимо определить конкретные пути формирования рациональной государственной кадровой политики, а главное - механизмы воплощения этой политики в реальную, поддерживаемую необходимыми ресурсами деятельность по воспроизводству и развитию кадрового потенциала высшей школы.

К научно-педагогическим кадрам вузов предъявляются требования высоких профессиональных знаний и навыков, владения передовыми педагогическими методами и технологиями, а также осознанной личной ответственности за качество образования, формирование творческих, всесторонне развитых личностей-профессионалов, за благополучие учащихся и общества в

Кадровая политика в высшей школе: методологические принципы

целом. В основу концепции кадровой политики должны быть положены академические идеалы и образовательные ценности, сложившиеся на всех предыдущих этапах развития отечественной системы образования и представляющие ее лучшие традиции, а также перспективные наработки и достижения в этой области других развитых стран и мирового сообщества.

Кадровая работа - одно из приоритетных, наиболее сложных и многогранных направлений деятельности государственных органов управления образованием и руководителей вузов, требующая комплексного решения методологических, организационно-методических, экономических, социальных, правовых, нравственных, психологических и иных задач.

Цели кадровой политики

1. Всемерная поддержка кадрового потенциала высшей школы путем привлечения наиболее одаренных, компетентных выпускников высшего профессионального и послевузовского образования, а также ведущих работников науки и различных сфер практической профессиональной деятельности.

2. Обеспечение оптимального режима осуществления кадровых процессов в соответствии с прогнозируемыми потребностями системы образования в преподавателях, состоянием рынка труда страны и ее регионов, принципами действующего законода-

тельства и установленных кадровых отношений.

3. Создание условий для формирования в академическом сообществе организационной культуры, ориентированной на поддержание и развитие образовательных ценностей, идеалов и норм, побуждающих преподавательский корпус к творческому поиску эффективных методов и средств обучения.

4. Освоение преподавателями российских вузов программ повышения квалификации, адекватных структуре, содержанию и требованиям международных профессионально-педагогических объединений.

5. Формирование системы всемерной поддержки молодых одаренных преподавателей вузов и закрепления результатов воспроизводства кадрового потенциала эффективными организационными и экономическими мерами.

Реализация данных целей предполагает решение следующих задач кадровой деятельности:

1. Разработка многоуровневого комплекса единых государственных требований к преподавателям высших учебных заведений и профильно-профессиональных требований по циклам и модулям дисциплин всех областей знаний высшего образования Российской Федерации.

2. Формирование территориально разветвленной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров на основе современных требований развития образования.

3. Создание системы комплексного анализа и прогнозирования потребностей российской высшей школы - в целом, по регионам России и областям профессиональных знаний - в воспроизводстве высококвалифицированных кадров и планирование государственного заказа на подготовку, переподго-

товку и повышение квалификации научно-педагогических кадров.

4. Формирование научно обоснованных нормативов и показателей преподавательской деятельности, оптимизация объемов аудиторно-лабораторной и самостоятельной работы студентов.

5. Разработка и практическое осуществление системы многоуровневой педагогической и профильно-предметной аттестации (сертификации) преподавателей.

6. Поэтапное создание условий для неуклонного повышения социальнопрофессионального статуса преподавателей, в том числе за счет материального обеспечения их научно-педагогического труда.

7. Обеспечение социальных прав и гарантий, льгот и комплекса мер, ориентированных на экономическую и моральную поддержку всех категорий работников образовательной сферы.

8. Производство современных информационных и программных средств, оборудования и другой техники, обеспечивающих использование передовых наукоемких образовательных технологий.

9. Формирование государственного заказа и системы заказов вузов на подготовку и издание учебной литературы нового поколения, а также обучающих, тренинговых и тестовых компьютерных программ.

Многоуровневая система программных мероприятий по воспроизводству и развитию кадрового потенциала

Федеральный уровень

1. Совершенствование правовой базы социально-трудовых отношений в системе образования.

2. Создание условий для неуклон-

ного повышения социального статуса преподавателей и работников образовательных учреждений путем совершенствования оплаты их труда; обеспечение опережающего роста средней заработной платы работников сферы образования по сравнению с ростом средней заработной платы работников промышленности; пересмотр ЕТС с целью введения более рациональной дифференциации оплаты труда преподавательских кадров.

3. Совершенствование нормативноправовой базы образовательной сферы, в том числе предоставление права образовательным учреждениям самостоятельно устанавливать размеры оплаты труда и премирования преподавателей из внебюджетных источников за качество обучения и инновационную образовательную деятельность.

4. Разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок установления статуса государственных служащих для работников государственного сектора образования, а также порядок введения квалификационных рангов профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений.

5. Формирование общефедеральной сервисной службы для обеспечения многопрофильной и междисциплинарной поддержки деятельности кадровых служб образовательных учреждений различных форм собственности в подготовке и переподготовке менеджеров по персоналу, в освоении новых кадровых технологий, в получении необходимой кадровой информации, налаживании деловых контактов, в том числе с зарубежными образовательными учреждениями, а также в осуществлении диагностики и прогнозирования развития кадрового потенциала в системе образования.

6. Создание фондов социальной защиты, социального страхования и пен-

сионного обеспечения работников высшей школы.

Отраслевой уровень

1. Формирование кадровой политики в сфере ВПО РФ, основанной на реальной комплексной оценке и системном прогнозировании кадровых ситуаций.

2. Разработка и введение в действие периодически обновляемой отраслевой системы требований к преподавателю вуза, включение их в нормативы оценок при проведении государственной аттестации и аккредитации вузов.

3. Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации преподавателей вузов, обеспечивающей неразрывную преемственность в развитии культуры, научно-методического опыта и профессиональной компетентности российского академического сообщества.

4. Обеспечение системы правовой и социальной защиты всех профессиональных групп работников высшей школы РФ, законности и социальной справедливости в решении кадровых вопросов.

5. Разработка научно обоснованных нормативов преподавательской деятельности на основе учета оптимальной нагрузки по каждому учебному направлению и развитие нормативно-правовой базы кадровой работы; введение в действие отраслевых методик расчета штатной численности преподавательского и учебно-вспомогательного персонала вузов в соответствии с современной организационной структурой системы образования, статусом образовательных учреждений, целями и задачами их деятельности.

6. Создание отраслевой системы анализа потребности образовательной сферы в педагогических и других работниках (по уровням и типам образовательных учреждений).

7. Разработка основных положений целевой контрактной подготовки научно-педагогических кадров через аспирантуру и докторантуру в ведущих университетах страны, формирование госзаказа на подготовку преподавателей, в том числе для образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, и для национальных школ.

8. Введение единого порядка сбора, обработки, обобщения, анализа, накопления и передачи информации, позволяющего осуществлять мониторинг обеспеченности кадрами образовательных учреждений на всех уровнях управления системой образования.

9. Формирование разветвленной (по регионам) сети институтов повышения квалификации научно-педагогических кадров, факультетов и центров повышения педагогического мастерства.

10.Разработка и реализация эффективной системы послевузовского профессионального образования путем концентрации отраслевых ресурсов в высших учебных заведениях, имеющих авторитетные научные и научно-педагогические школы.

11.Государственно-отраслевое регулирование отбора молодежи, способной и желающей продолжить послевузовское профессиональное образование, восстановление и развитие системы поиска одаренной молодежи, привлечения ее к научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности.

12.Развитие системы обучения в аспирантуре и докторантуре ведущих вузов и научных организаций талантливой молодежи с целью повышения уровня её академической мобильности.

13.Управление комплектованием образовательных учреждений кадрами на базе нормативных документов, отражающих квалификационные требования к персоналу и их должностным

обязанностям, через процедуры конкурсного отбора на замещение вакантных должностей преподавателей и руководящих работников образовательных учреждений, с использованием эффективных технологий аттестации по результатам деятельности вуза и его кадрового состава; путем усиления государственного контроля за соблюдением критериев оценки кадрового состава и его деятельности при лицензировании, аттестации и аккредитации образовательных учреждений.

14.Создание системы содействия повышению квалификации научно-педагогических кадров вузов в ведущих университетах высокоразвитых стран мира и условий для участия российских вузов в реализации международных научных и научно-методических программ.

15. Формирование центров инноваций в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавательских кадров, введение в тематические планы отраслевых журналов постоянных рубрик, посвященных проблемам организации, методического обеспечения и технологическим аспектам воспроизводства и развития кадрового потенциала вузов.

16. Оптимизация деятельности диссертационных советов в образовательных учреждениях; создание диссертационных советов по специальности «Теория и методика профессионального образования», работающих по приоритетным направлениям высшего и среднего профессионального образования.

17.Разработка мер непрерывного совершенствования стимулов, обеспечивающих поддержку и повышение уровня профессионального мастерства педагогических, научно-педагогических и других категорий работников учреждений и организаций системы образования.

18.Создание отраслевой системы обмена идеями и информацией между преподавательскими кадрами, организация отраслевых конференций, симпозиумов и семинаров по проблемам воспроизводства и развития научнопедагогических кадров вузов.

19.Введение в действие порядка непрерывного анализа качества образования, деятельности преподавательских кадров, научных исследований и научно-методических разработок (организационные структуры, педагогические методы, образовательные технологии, учебная и учебно-методическая литература, информационные материалы и средства), направленных на повышение уровня и результативности труда научно-педагогических кадров вузов.

20. Создание эффективной системы подготовки и повышения квалификации руководителей образовательных учреждений и работников административных подразделений вузов.

21.Развитие взаимодействия образовательной сферы с академическими сообществами, общественными союзами и ассоциациями, а также с профсоюзными организациями в решении проблем реализации активной кадровой политики и др.

Региональный уровень

1. Разработка долговременных концепций и оперативных планов воспроизводства и наращивания кадрового потенциала вузов региона.

2. Организация сети региональных центров и служб, содействующих межрегиональному, а также межведомственному сотрудничеству образовательных учреждений в подборе, подготовке и переподготовке педагогических и научно-педагогических кадров.

3. Создание фондов поддержки ведущих вузов региона, в которых кон-

центрируется работа по повышению квалификации преподавательских кадров.

4. Разработка эффективных методов привлечения финансовых средств предприятий региона и региональных сфер бизнеса для целевой поддержки молодых талантливых педагогов и ученых вузов и др.

Уровень вуза

1. Принятие долговременной концепции развития вуза и оперативных планов, в том числе по воспроизводству и развитию кадрового потенциала.

2. Формирование вузовских подразделений (институтов, центров) повышения квалификации преподавательских кадров, научно-методическое, информационное и материальнотехническое обеспечение указанных подразделений.

3. Введение в практику вузовской деятельности издания сборников научно-методических трудов.

4. Организация обучения преподавателей вуза наукоемким, в том числе информационным образовательным технологиям.

5. Комплектование преподавательского состава вуза высококвалифицированными кадрами на основе государственных квалификационных требований, введение в действие эффективных организационных схем и технологий аттестации кадров по результатам их деятельности.

6. Создание вузовской системы научных и научно-методических грантов для поддержки и повышения квалификации молодых преподавателей, научных сотрудников и аспирантов.

7. Развитие постоянного взаимодействия с ведущими отечественными предприятиями и научными организациями для информационного обмена, согласования тематики научных ис-

следований и прикладных разработок.

8. Установление долговременных связей с зарубежными фирмами и университетами для обеспечения планомерного повышения квалификации молодых преподавателей и ученых, участия работников вуза в международных проектах и программах.

9. Активное взаимодействие вуза с всемирными и континентальными организациями для расширения участия работников в крупных программах и проектах мировой образовательной системы.

10.Создание подсистемы целевой (для вуза) аспирантуры и докторантуры, предусматривающей существенную материальную поддержку (со стороны вуза и его подразделений) наиболее одаренным аспирантам и докторантам.

11. Формирование кадрового резерва руководящего состава вуза и структурных подразделений, а также педагогического резерва вуза (из числа аспирантов и молодых научных сотрудников).

12.Установление практики вузовских доплат сотрудникам за инновационные разработки (введение новых образовательных программ, курсов и дисциплин, использование новых методов обучения и т.п.).

13.Непрерывное совершенствование штатной структуры вуза и системы нормирования труда преподавателей.

14.Обеспечение неукоснительного выполнения правил техники безопасности и норм охраны труда работников вуза.

15.Создание механизмов и реализация целевой социальной поддержки работников вуза, в том числе в форме

предоставления молодым преподавателям возможности получения специализированного общежития, льготного питания, получения льготного ипотечного кредита для строительства жилья и других форм социальной защиты.

16.Формирование эффективных способов взаимодействия вуза со сферами бизнеса для привлечения дополнительных финансовых средств, в том числе для воспроизводства и развития кадрового потенциала вуза.

17.Создание вузовских фондов развития, поддержки молодых научнопедагогических кадров, социальной защиты работников вуза.

18.Переориентация кадровой службы вуза на выполнение функций органов кадровой политики, четкого функционального и организационного построения системы управления кадрами на современных принципах.

19. Организация повышения квалификации работников кадровых служб и др.

Отечественная и зарубежная практика показывает, что решение проблем воспроизводства и развития кадрового потенциала высшей школы возможно лишь на основе четко обозначенных принципов, целей и задач, определения взаимосвязанных с ними программных мероприятий и механизмов их реализации на федеральном, отраслевом и вузовском уровнях управления системой образования. На наш взгляд, такой подход позволит не только реализовать на практике актуальные текущие и перспективные задачи кадрового обеспечения ВПО, но также будет способствовать достижению стратегических целей модернизации российского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.