Научная статья на тему 'Кадровая политика в системе высшей школы (1990-2000 гг. )'

Кадровая политика в системе высшей школы (1990-2000 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / КАДРЫ / ПОЛИТИКА / ЗАКОН / КВАЛИФИКАЦИЯ / EDUCATION / PERSONNEL / POLICY / LAW / QUALIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мещангина Елена Ивановна

В статье рассматривается кадровая политика в системе высшего образования 1990-2000 гг. Создание правовой основы обеспечило реализацию основных принципов этой политики. Сегодня возникла необходимость в модернизации системы подготовки преподавателей высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мещангина Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONNEL POLICY IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM (1990-2000)

The article is concerned with personnel policy in the higher education system in 1990-2000. Formation of the legal basis provided implementation of the main principles of this policy. Nowadays there is a need for modernization of the higher school teachers’ training system.

Текст научной работы на тему «Кадровая политика в системе высшей школы (1990-2000 гг. )»

УДК 93 : 37

Мещангина Елена Ивановна

Meshchangina Elena Ivanovna

кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и психологии Московского государственного машиностроительного университета (МАМИ) Университета машиностроения [email protected]

PhD in History, Assistant Professor of the Philosophy and Psychology Department, Moscow State University of Mechanical Engineering (MAMI) [email protected]

КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ (1990-2000 ГГ.)

PERSONNEL POLICY IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM (1990-2000)

Аннотация:

Summary:

В статье рассматривается кадровая политика в системе высшего образования 1990-2000 гг. Создание правовой основы обеспечило реализацию основных принципов этой политики. Сегодня возникла необходимость в модернизации системы подготовки преподавателей высшей школы.

The article is concerned with personnel policy in the higher education system in 1990-2000. Formation of the legal basis provided implementation of the main principles of this policy. Nowadays there is a need for modernization of the higher school teachers’ training system.

Ключевые слова:

образование, кадры, политика, закон, квалификация.

Keywords:

education, personnel, policy, law, qualification.

Центральным звеном государственной образовательной политики является подготовка и использование научно-педагогических кадров высшей школы, так как именно они определяют содержание, уровень и направленность профессионального образования. Преподавательский корпус определяет в конечном счете содержание и уровень не только собственно высшего профессионального образования, но и общего среднего, среднего специального, послевузовского образования, то есть всей системы непрерывного образования.

С началом Перестройки была поставлена задача создания единой государственной системы повышения квалификации и переподготовки кадров и перехода на ее основе от периодического к непрерывному повышению квалификации. К 1988 г. эта система представляла собой развитую образовательную структуру, включающую 356 институтов повышения квалификации, 188 их филиалов, 600 факультетов повышения квалификации при вузах, 950 курсов при министерствах, ведомствах, организациях и учреждениях [1].

Еще в Постановлении Совета Министров СССР № 279 от 3 сентября 1986 г. «О мерах по улучшению подготовки специалистов и совершенствованию руководства высшим и средним специальным образованием в стране» [2, с. 7] была поставлена задача создания системы повышения квалификации кадров высшей школы, включающей в себя следующие организационные формы:

- для преподавателей - факультеты повышения квалификации /ФПК/ при вузах, институты повышения квалификации /ИПК/, стажировка, годичная аспирантура, творческие отпуска для завершения работы над диссертацией;

- для ректоров, проректоров, деканов и заведующих кафедрами - совещания-семинары, проводимые по конкретным направлениям;

- для научного, учебно-вспомогательного и административно-хозяйственного персонала -курсы повышения квалификации.

Существовавшая в высшей школе конкурсная система замещения профессорско-преподавательских должностей обязывала преподавательский состав как минимум один раз в пять лет проходить повышение квалификации по одной из перечисленных выше форм. Главным звеном указанной системы стали ФПК и ИПК преподавателей вузов, открытые при ведущих вузах страны. Основным направлением работы ФПК и ИПК было повышение профессиональной квалификации преподавателей вузов, организация семинаров-совещаний заведующих кафедрами и научной стажировки преподавателей.

В созданной системе повышения квалификации преподавателей высшей школы получили дальнейшее развитие семинары, конференции и симпозиумы по различным научным и научнометодическим вопросам: повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров высшей школы; повышение педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава с использованием современных педагогических знаний и технических средств; изучение, обобщение, внедрение и распространение передового педагогического опыта и т.д. Для повыше-

ния квалификации преподавателей педагогических дисциплин университетов и педагогических институтов при АПН СССР были открыты постоянно действующие Высшие педагогические курсы.

Слушатели ВПК выполняли научно-исследовательские работы в виде проектов целевых комплексных программ в области высшего образования.

В последующие годы созданная система повышения квалификации преподавателей высшей школы наращивала свои объемы.

14 января 1988 г. Коллегия Минвуза СССР своим решением № 2/3 одобрила концепцию перестройки системы повышения квалификации преподавателей и руководящих работников вузов, где был предусмотрен переход от периодического к непрерывному обучению кадров [3]. Особо отмечалось, что системы повышения квалификации преподавателей должна действовать в тесной взаимосвязи с различными формами подготовки научно-педагогических кадров, включая работу молодых специалистов на должностях стажеров-преподавателей и стажеров-исследователей, аспирантуру, творческие отпуска, перевод на должности научных сотрудников для завершения докторских диссертаций. Коллегия подвела итоги развития сложившейся в конце 80-х гг. системы повышения квалификации преподавателей и других работников вузов. Создание системы повышения квалификации позволило систематически обмениваться опытом между вузами, повысило профессионально-педагогическую культуру преподавателей и т.д.

Дальнейшие шаги по перестройке системы повышения квалификации преподавателей вузов были одобрены решением Коллегии Государственного образования СССР (№14/3 от 13 июля 1990 г.). Систематизация, накопление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующие систему высшего образования дали возможность оценить достижения в данной области [4].

Решением Коллегии Минобразования России «О повышении квалификации и переподготовке педагогических кадров» (№ 6/2 от 13 марта 1994 г.) были определены основные направления развития системы повышения квалификации работников образования в соответствии с разработанной координационной схемой повышения квалификации [5]. Существенно изменилась структура институтов повышения квалификации. Если ранее в них существовала система учебно-методических кабинетов (УМК), то за период 1993-1994 гг. большинство ИПК перешли на кафедрально-кабинетную или полностью кафедральную систему.

Реформирование и развитие системы высшего педагогического образования происходило на фоне углубления социально-экономических преобразований и перемене в духовной, политической и экономической жизни общества. Эти обстоятельства требовали не только способности адаптироваться к быстро изменяющимся условиям общественной жизни, но и необходимости наиболее полно удовлетворять качественно новые образовательные потребности. Поэтому деятельность ФПК и ИПК направлена на стратегическую значимость в масштабе государства, в обеспечении гибкости, мобильности и инновационной деятельность системы высшего образования в стране. В системе повышения квалификации широкое развитие получил процесс формирования научных сообществ: союзов, ассоциаций и т.д. Это создало определенные предпосылки и возможности для ее дальнейшего развития.

Более детально вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации научнопедагогических кадров были проработаны в таких документах, как постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о порядке присвоения ученых званий научнопедагогическим работникам образовательных учреждений высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования (повышение квалификации специалистов)» [6, с. 12], «Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в Российской Федерации» [7, с. 7].

В целях совершенствования организации разработки содержания, учебно-методического сопровождения и нормативно-правовой документации по подготовке и переподготовке и повышению квалификации преподавательских кадров Госкомвуза России в июле 1996 г. был создан научно-методический совет по подготовке, переподготовке и повышению квалификации в сфере психолого-педагогических, социально-экономических и информационно-технологических дисциплин для преподавательской деятельности в высших учебных заведениях Госкомвуза [8, с. 3]. В июне 1997 г. коллегия Минобразования России рассмотрела вопрос «О состоянии и мерах по улучшению повышения квалификации и переподготовки работников образования Российской Федерации» [9, с. 3]. В этих документах предусмотрен комплекс мероприятий по подготовке и переподготовке педагогических и научно-педагогических кадров.

В Федеральной программе «Развитие образования в России» [10, с. 23], большое внимание было уделено проблемам подготовки и повышения квалификации научно-педагогическим кадрам в вопросах:

- формирование научно-методической базы кадровой политики в области образования;

- совершенствование системы аттестации научно-педагогических работников;

- обеспечение подготовки преподавательского состава для образовательных учреждений и т.д.

Эти программные документы в значительной степени способствовали снятию проблемы подготовки научно-педагогических кадров для высшей профессиональной школы.

В основном самой распространенной формой повышения квалификации является стажировка в ведущих отечественных и зарубежных вузах и институтах РАН, учеба в ФПК и ИПК.

К 2000 г. система послевузовского профессионального образования России включала 51 институт повышения квалификации и 21 факультет повышения квалификации.

При перестройке системы повышения квалификации в ее концепции был заложен ряд фундаментальных принципов. Принцип непрерывности повышения квалификации предусматривал создание единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавателей вузов, рациональное чередование различных форм, восхождение от низших к высшим. Принцип единства профессионально-педагогической и специально-научной квалификации преподавателей предполагал выделение определенного ядра знаний, умений и навыков, которые должны приобретать, постоянно пополнять и обогащать научно-педагогические кадры вузов.

Принцип дифференцированного подхода к повышению квалификации профессорско-преподавательского состава нацелен на индивидуализацию форм и содержание обучения с учетом как специфики конкретных профессионально-должностных групп, так и личных научных, педагогических и иных творческих запросов. Принцип личной заинтересованности и персональной ответственности преподавателей за качество повышения квалификации и использование приобретенных знаний должен был поднять мотивацию и эффективность стажировки и обучения на ФПК и ИПК.

Содержание повышения квалификации педагогических кадров находится в прямой зависимости от проблем развития системы образования, от обновления содержания учебных программ, создания различных типов и видов образовательных учреждений, введения новых учебников.

Несмотря на отдельные положительные примеры и успехи в целом действующая в настоящее время сеть образовательных учреждений не удовлетворяет потребностей отрасли в переподготовке и повышении квалификации научно-педагогических и управленческих кадров. На различных курсах, семинарах преподаватели и руководители вузов получают несистематизированные, разрозненные знания, не позволяющие обеспечить системную подготовку.

Специфика новых требований, предъявляемых специалистом, определяется сущностными особенностями развернувшейся во всех экономически развитых странах технологической революции. К таким особенностям относятся: серьезное увеличение наукоемкости производства и обусловленное им возрастание комплектности и сложности последнего; глубокая интеллектуализация профессиональной деятельности; парламентная изменчивость и динамизм преобразования осуществляемых специалистами видов деятельности и служебных функций, практическая непредсказуемость характера и времени предстоящих изменений и преобразований.

Первая из перечисленных особенностей состоит в признании безусловного достоинства специалистов наличие у них глубокой, но односторонней специализации. Вторая требует высокого уровня интеллектуального развития, предполагает подлинно научный стиль мышления, развитое воображение, широкий научно-профессиональный кругозор. Третья особенность предъявляет высокие требования относительно способности к обучаемости, гибкости и мобильной пере-страиваемости сложившихся стереотипов деятельности, поведения и мышления. Четвертая предполагает формирование высокой, общей, профессиональной и методологической культуры, позитивной личностной установки и психологической готовности к преобразованию, освоенной деятельности, как и связанных с ней качеств, знаний и умений, представлений и ориентаций.

Технологическая революция выдвигает принципиально новые требования к специалисту с высшим образованием не только как к работнику, но и как к личности.

Специфические требования, предъявляемые технологической революцией к специалистам с высшим образованием, в полной мере касаются и педагогического корпуса высшей школы. Они относятся к преподавательскому корпусу данного рода в целом, к образующим его однородным составляющим и к тем конкретным индивидуальностям, из которых складывается весь рассматриваемый социально-профессиональный слой.

Чтобы быть способным к удовлетворению совокупности столь разнообразных и разнокачественных объективных обусловленных потребностей, преподаватели высшей школы должны быть не только высоко компетентными специалистами в некоторой избранной отрасли знаний, но и обладать весьма широким общим и профессиональным кругозором, являться подлинными носителями не только широкой профессиональной, но и достаточно высокой общей и методологической культуры. Они должны вместе с тем обладать действительно высокой психолого-педагогической и

методологической грамотностью, сочетать в себе глубокий профессионализм над профессиональной гибкостью и изобретательностью, уверенность в своей профессиональной состоятельности с развитой интуицией, творческим воображением, критической самооценкой и со стремлением и способностью к постоянному и разностороннему развитию и совершенствованию.

В обобщенной характеристике всей совокупности необходимых современному преподавателю высшей школы качеств и свойств, последнее означает сочетание требований, сохранение и изменение, обогащение и преобразование, накопление и развитие.

В результате проводимых в последние годы реформ в России складывается новая структура системы высшего профессионального образования, включающая две дополняющие друг друга образовательные подсистемы. Основой одной из них по-прежнему является перечень специальностей, специализаций, многие из которых ориентированы на практическую деятельность выпускника, тогда как другая опирается на перечень направлений подготовки и магистерские программы, решая проблему подготовки специалистов для научной и научнопедагогической сферы деятельности.

Система повышения квалификации ППС, отличаясь от других образовательных систем целями, объектом обучения, временным периодом обучения, функциями, содержанием, результатом и другими параметрами, способна оправдать общественные ожидания в преодолении кризиса профессиональной компетентности педагога и способствовать подготовке кадров к педагогической деятельности в новых условиях.

Ссылки:

1. ГАРФ. Ф. 10011. Оп. 2. Д. 5900. Л. 19.

2. Постановление Совета Министров СССР «О мерах по улучшению подготовки специалистов и совершенствованию руководства высшим и средним специальным образованием в стране» // Бюллетень Государственного Комитета Российской Федерации по высшему образованию.1986. № 11.

3. ГАРФ. Ф. 10011. Оп. 2. Д. 5909. Л. 4.

4. ГАРФ. Ф. 10169. Оп. 1. Д. 4. Л. 19.

5. ГАРФ. Ф. 10132. Оп. 1. Д.54. Л. 4.

6. Постановление Госкомвуза «О подготовке научно-педагогических и научных кадров в Российской Федерации» //

Бюллетень Государственного Комитета Российской Федерации по высшему образованию. 1996. № 6.

7. Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке присвоения ученых званий научнопедагогическим работникам образовательных учреждений высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования (повышение квалификации специалистов)» // Бюллетень Государственного Комитета Российской Федерации по высшему образованию. 1995. № 9.

8. Приказ Госкомвуза России «Об организации научно-методического совета по подготовке, переподготовке и повышению квалификации в сфере психолого-педагогических, социально-экономических и информационнотехнологических дисциплин для преподавательской деятельности в высших учебных заведениях» // Бюллетень Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию. 1996. № 11.

9. Решение Коллегии Минобразования России «О состоянии и мерах по улучшению повышения квалификации и переподготовке работников образования Российской Федерации по высшему образованию» // Бюллетень Комитета Российской Федерации по высшему образованию. 1997. № 10.

10. Развитие образования в России (новая редакция). М., 1997.

References (transliterated):

1. GARF. F. 10011. Op. 2. D. 5900. L. 19.

2. Postanovlenie Soveta Ministrov SSSR «O merakh po uluchsheniyu podgotovki spetsialistov i sovershenstvovaniyu

rukovodstva vysshim i srednim spetsial'nym obrazovaniem v strane» // Byulleten' Gosudarstvennogo Komiteta Rossiyskoy Federatsii po vysshemu obrazovaniyu.1986. № 11.

3. GARF. F. 10011. Op. 2. D. 5909. L. 4.

4. GARF. F. 10169. Op. 1. D. 4. L. 19.

5. GARF. F. 10132. Op. 1. D.54. L. 4.

6. Postanovlenie Goskomvuza «O podgotovke nauchno- pedagogicheskikh i nauchnykh kadrov v Rossiyskoy Federatsii» // Byulleten' Gosudarstvennogo Komiteta Rossiyskoy Federatsii po vysshemu obrazovaniyu. 1996. № 6.

7. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii «O poryadke prisvoeniya uchenykh zvaniy nauchno-pedagogicheskim

rabotnikam obrazovatel'nykh uchrezhdeniy vysshego professional'nogo obrazovaniya i dopolnitel'nogo professional'nogo

obrazovaniya (povyshenie kvalifikatsii spetsialistov)» // Byulleten' Gosudarstvennogo Komiteta Rossiyskoy Federatsii po

vysshemu obrazovaniyu. 1995. № 9.

8. Prikaz Goskomvuza Rossii «Ob organizatsii nauchno-metodicheskogo soveta po podgotovke, perepodgotovke i pov-ysheniyu kvalifikatsii v sfere psikhologo-pedagogicheskikh, sotsial'no-ekonomicheskikh i informatsionno-tekhnologicheskikh distsiplin dlya prepodavatel'skoy deyatel'nosti v vysshikh uchebnykh zavedeniyakh» // Byulleten' Gosudarstvennogo komiteta Rossiyskoy Federatsii po vysshemu obrazovaniyu. 1996. № 11.

9. Reshenie Kollegii Minobrazovaniya Rossii «O sostoyanii i merakh po uluchsheniyu povysheniya kvalifikatsii i perepodgotovke rabotnikov obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii po vysshemu obrazovaniyu» // Byulleten' Komiteta Rossiyskoy Federatsii po vysshemu obrazovaniyu. 1997. № 10.

10. Razvitie obrazovaniya v Rossii (novaya redaktsiya). M., 1997.

- 1б2 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.