Научная статья на тему 'Кадастровый учет месторождений и проявлений полезных ископаемых в Российской Федерации новые проблемы и перспективы'

Кадастровый учет месторождений и проявлений полезных ископаемых в Российской Федерации новые проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
2384
906
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кадастровый учет месторождений и проявлений полезных ископаемых в Российской Федерации новые проблемы и перспективы»

Кадастровый учет месторождении и проявлений полезных ископаемых в Российской Федерации - новые проблемы и перспективы

Д.В. Макаров

заместитель начальника отдела ведения Государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых Федерального Государственного унитарного научно-производственного предприятия «Российский Федеральный геологический фонд», кандидат геологоминералогических наук

По природному потенциалу на душу населения Россия занимает одно из первых мест в мире. Вместе с тем согласно Конституции Российской Федерации недра и природные ресурсы - это собственность государства. Поэтому проблема учета объектов минерально-сырьевой базы имеет для России важное государственное значение.

История кадастрового учета месторождений

Составление кадастра месторождений полезных ископаемых ведется Всесоюзным геологическим фондом (ВГФ) с 1939 года. В то время паспорт месторождения содержал краткие сведения об объекте учета, на основе которых составлялся сводный кадастр в виде перечня месторождений.

В 1958, а затем в 1967 году Министерством геологии СССР были утверждены «Инструкция по составлению кадастра месторождений полезных ископаемых СССР», а также форма учетного листа, содержавшая 14 характеристик объекта учета, и дополнение к учетному листку - еще 4 раздела. К 1975 году кадастром было учтено 178 тысяч объектов.

В 1975 году были приняты Основы законодательства Союза СССР и союзных республик о недрах, в которых кадастру впервые был придан статус государственного документа и определен общий состав сведений, подлежащих включению в кадастр.

Всесоюзным геологическим фондом были разработаны «Инструкция по ведению государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых СССР» и «Методическое руководство по составлению паспортов объектов учета Государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых», введенные в действие приказом Министерства геологии СССР от 25 июля 1980 года № 312.

Инструкция была согласована с Министерством газовой промышленности, Министерством нефтяной промышленности, Министерством химической промышленности, Министерством промышленности строительных материалов СССР, Министерством угольной промышленности СССР, Министерством цветной металлургии СССР, Министерством черной металлургии СССР и являлась межведомственным нормативным документом, обязательным для использования всеми организациями и предприятиями, проводящими работы по геологическому изучению недр, а также предприятиями, ведущими добычу полезных ископаемых.

В соответствии с Инструкцией Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых СССР (ГКМ СССР) представлял собой свод кратких унифицированных описаний (паспортов) месторождений и проявлений полезных ископаемых.

Ведение ГКМ СССР осуществлялось по единой для Союза ССР системе в целях обеспечения планирования работ по геоло-

гическому изучению недр и размещения предприятий горнодобывающей промышленности, рационального, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, а также для решения других народнохозяйственных задач.

По Инструкции 1980 года учету ГКМ подлежали только те месторождения и проявления, практическая ценность которых изучена достаточно глубоко и достоверно, а запасы или ресурсы подсчитаны, а также объекты, заслуживающие постановки на государственный учет в качестве ближайшего резерва для поисков и разведки месторождений полезных ископаемых.

Не подлежащими учету были объявлены разнородные объекты, практическая ценность которых либо ничтожна, либо весьма сомнительна, во всяком случае не изучена достаточно глубоко: выработанные месторождения общераспространенных полезных ископаемых, закрытые угольные (сланцевые) шахты и разрезы, выработанные россыпи и слюдоносные и пегматитовые жилы; рудные (продуктивные) тела, вскрытые единичными буровыми скважинами; проявления общераспространенных полезных ископаемых; россыпные проявления; нефте(газо)перспективные площади и структуры; шлиховые ореолы, точки и зоны минерализации, отдельные минералогические (рудные) находки с богатым содержанием ценных компонентов; геохимические и геофизические аномалии.

Паспорта месторождений и проявлений полезных ископаемых - объектов учета ГКМ - составлялись по следующим разделам (массивам), для каждого из которых была разработана своя форма паспорта:

А- месторождения коренных металлических полезных ископаемых;

Б - месторождения коренных неметаллических полезных ископаемых;

В - россыпные месторождения;

Г - проявления твердых полезных ископаемых;

Д - месторождения нефти, газа и конденсата;

Е - месторождения угля и горючих сланцев;

Ж- месторождения гидроминерального сырья.

Новый паспорт ГКМ содержал уже от 300 до 700 показателей (в зависимости от вида минерального сырья) и включал как табличные (формализованные), так и текстовые (неформализованные) части. Типовой состав информации, включаемой в паспорт ГКМ по месторождению нефти, газа и конденсата, приведен на рисунке 1. Бланки паспортов были разработаны с учетом последующего формирования базы данных паспортов ГКМ с использованием ЭВМ.

Для составления и проверки паспортов ГКМ по всей стране при территориальных геологических фондах были созданы группы (партии, отряды) по ведению кадастра, которые функционировали до 1991 года. К этому времени на учете ГКМ СССР состояло около 45 тысяч паспортов объектов учета.

Новая Инструкция по ведению Государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых

После 1992 года Законом Российской Федерации «О недрах» (статьи 30 и 32) вновь была подтверждена необходимость государственного учета месторождений. Было предложено приводить в ГКМ данные по геолого-экономической оценке месторождений полезных ископаемых.

В 1998 году по инициативе Российского федерального геологического фонда (Рос-геолфонд) (так с 1992 года стал называться Всесоюзный геологический фонд) была начата разработка новой Инструкции по ведению ГКМ и Методического руководства по составлению паспортов. В целях приведения в соответствие с современными требованиями к формированию и ведению информационной базы ГКМ текст этих документов был существенно переработан и дополнен в соответствии с новыми экономическими и политическими условиями в стране. Проект Инструкции прошел апробацию в Министерстве природных ресурсов Российской Федерации (МПР России), Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России), Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых

(ГКЗ), территориальных фондах информации по природным ресурсам и охране окружающей среды МПР России и передан в МПР России для утверждения.

Проект новых «Инструкций по ведению государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых Российской Федерации» и «Методического руководства по составлению паспортов государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых Российской Федерации» (2003 г.) был подготовлен на основе первого издания «Инструкций ...» и «Методического руководства ...» (М., 1981), «Методических рекомендаций по проверке и составлению паспортов» (М., 1982) и «Дополнений и изменений к методическому руководству по составлению паспортов объектов учета ГКМ СССР» (М., 1982).

Текст Инструкции приведен в соответствие с Законом Российской Федерации «О недрах» и «Положением о порядке лицензирования пользования недрами» (утверждено постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 года № 3314-1). Кроме того, при подготовке новой редакции учтены «Положение о порядке проведения геологоразведочных работ по этапам и стадиям» (М., 1999), «Временное руководство по содержанию, оформлению и порядку представления на государственную экспертизу технико-экономических обоснований (ТЭО) кондиций на минеральное сырье» (М., 1997), «Временные методические рекомендации по геолого-экономической оценке промышленного значения месторождений твердых полезных ископаемых (кроме угля и горючих сланцев)» (М., 1998), «Классификация запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых» (М., 1997), «Положение о порядке проведения геологоразведочных работ по этапам и стадиям (твердые полезные ископаемые)» (М., 1999), «Временная классификация запасов месторождений, перспективных и прогнозных ресурсов нефти и горючих газов» (М., 2001) и «Временное положение об этапах и стадиях геологоразведочных работ на нефть и газ» (М., 2001) и Постановление Правительства Российской Федерации от 28.02.1996 года № 215, которое определяет порядок представ-

ления отчетности для ведения государственного баланса и государственного кадастра.

Для наиболее полного описания в ГКМ объектов минерально-сырьевой базы были формализованы некоторые текстовые части (в основном экономического содержания) во всех массивах ГКМ, добавлены новые аспекты. Существующая структура баз данных пополнена без существенного изменения (для сохранения преемственности с ранее созданными базами данных ГКМ). По всем массивам уточнены словари и перечни терминов с учетом 20-летнего опыта ведения ГКМ и 10-летнего опыта ведения электронного банка данных ГКМ в Росгеолфонде.

Для всех массивов ГКМ разработаны новые формы бланков паспортов ГКМ, приспособленные для формирования и заполнения с применением новых компьютерных технологий.

Расширен перечень объектов, заслуживающих постановки на Государственный кадастровый учет, исключено положение о не подлежащих учету ГКМ закрытых угольных (сланцевых) шахтах и разрезах (в связи с массовым закрытием угледобывающих предприятий в 90-х годах прошлого века).

Добавлено новое положение о том, что паспорт Государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых Российской Федерации (ГКМ РФ) является формой государственного статистического наблюдения.

Определены организации-составители паспортов ГКМ РФ в условиях лицензирования недропользования: по объектам распределенного фонда недр, на которых производятся поисково-оценочные, геологоразведочные работы или добыча полезных ископаемых, паспорта составляются предприятиями (организациями), являющимися владельцами лицензий на право недропользования (недропользователями).

Для повышения достоверности сведений ГКМ РФ предусмотрены следующие дополнительные требования по составлению (пе-ресоставлению) паспортов: по разрабатываемым месторождениям паспорта пересоставляются не реже одного раза каждые пять лет, а также при каждом изменении границ горного отвода добывающего предприятия.

При ликвидации или консервации предприятия по добыче полезных ископаемых составляется паспорт ГКМ РФ по фактическому состоянию на момент завершения работ.

В целях обеспечения полноты сведений, содержащихся в кадастре, на территориальные (республиканские) фонды информации возложена обязанность ежегодной сверки перечней объектов, включенных в ГКМ РФ, с государственным и территориальными балансами запасов и реестром государственной регистрации лицензий на право пользования недрами и реестром работ по геологическому изучению недр. Списки объектов, паспорта ГКМ РФ по которым не были предоставлены в установленные сроки, направляются в Росгеолфонд и организуются работы по составлению недостающих паспортов.

Ведение Государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых Российской Федерации

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых Российской Федерации (ГКМ РФ) представляет собой построенную на единых методологических и программно-технических принципах информационную систему, содержащую унифицированные описания (паспорта) месторождений и проявлений полезных ископаемых, которая ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, повышения эффективности пользования недрами, а также в других целях, связанных с государственным регулированием отношений недропользования.

ГКМ РФ содержит сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов, горно-геологические, гидрогеологические условия и горнотехнические особенности разработки месторождения, его геолого-эко-номическую оценку, а также сведения по каждому проявлению полезных ископаемых.

ГКМ РФ предназначен для оперативного ознакомления с основными характеристиками месторождений и проявлений полезных ископаемых и содержит отсылки к более детальным их описаниям в отчетах о результатах геологоразведочных работ, ТЭО, протоколах по Государственной экспертизе запасов и других исходных документах. ГКМ РФ также используется для составления карт геологического и геологоэкономического содержания и др.

Учет объектов и ведение ГКМ РФ осуществляется на уровне недропользователей, территориальных фондов информации и федерального геологического фонда.

Пользователи недр составляют паспорта по объектам, переданным им по лицензиям, или финансируют работы по их составлению и обеспечивают их своевременную передачу в соответствующие территориальные фонды информации на безвозмездной основе.

Территориальные фонды информации по природным ресурсам и охране окружающей среды:

• осуществляют сбор, приемку, систематизацию, хранение и использование информации в пределах территории своей деятельности;

• предоставляют паспорта ГКМ РФ и базы данных ГКМ в Росгеолфонд.

Российский федеральный геологический фонд:

• осуществляет сбор, учет, систематизацию и хранение материалов Государственного кадастра месторождений по территории Российской Федерации в целом как на традиционных, так и на машинных носителях, а также обеспечивает использование их заинтересованными организациями и лицами в установленном порядке;

• обеспечивает разработку и внедрение методических и инструктивных документов, программного обеспечения, координацию деятельности территориальных фондов и недропользователей.

Организацию составления и ведения ГКМ РФ осуществляет Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы.

Объем накопленного документального массива паспортов ГКМ РФ по Российской Феде-

рации в Росгеолфонде представлен в таблице 1, а структура массива - на рисунке 2.

Объем информационного массива ГКМ РФ в Росгеолфонде составляет 32 538 паспортов месторождений и проявлений, выявленных в Российской Федерации. По странам СНГ и Балтии массив паспортов включает 17 949 объектов учета. За последнее десятилетие в Росгеолфонд с мест поступает в среднем около 540 новых паспортов ГКМ РФ в год; за первое полугодие 2004 года уже поступило более 500 паспортов.

Электронный банк данных Государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых (БД ГКМ) ведется в Росгеолфонде с 1991 года, с 1999 года - в режиме промышленной эксплуатации (объект Государственного банка цифровой геологической информации (ГБЦГИ) - «Банк данных и информационная технология ведения Государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых Российской Федерации»). Для всей системы территориальных фондов информации (ТФИ) установлены единые федеральные форматы ведения БД ГКМ.

Практически банк данных ГКМ представляет собой базу знаний - информационнопоисковый комплекс, состоящий из программной оболочки и информационного массива, который обеспечивает реализацию технологической цепочки обработки информации и запросов пользователей. Проект новой Инструкции по ведению ГКМ РФ рассматривается как методическая основа разработки базы знаний и программного комплекса ведения ГКМ.

На 1 июня 2004 года банк данных ГКМ РФ содержал 23 597 паспортов - около 70 процентов от общего числа паспортов на бумажных носителях. Не введены в федеральную базу данных паспорта месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых - эти базы данных ведутся в территориальных фондах.

Ввод паспортов в БД производится как в Росгеолфонде (около 500 паспортов в год), так и в территориальных фондах информации в единых программных средствах (ПС) - АИС «Кадастр», которые переданы в 63 ТФИ из 73 БД ГКМ в данных форматах поступают в Росгеолфонд из 35 ТФИ

Таблица 1

Состав и объем Государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых на 1.06.2004

Индекс массива ГКМ Виды и группы полезных ископаемых. Объекты учета По России По странам Балтии и СНГ

Количество учтенных на начало года Количество введенных в компьютерную базу данных Учтено Введено в базу данных

1991 1996 2004 1991 1996 2004

Месторождения:

А Металлы (коренные месторождения) 1 355 1 384 1 586 - 1 384 1 604 1 253 977

Б Неметаллы (коренные месторождения) 13 504 14 948 15 903 - 1 371 7 384 10 289 7

В Россыпи 3 654 4108 5 435 - 2 766 5 491 70 49

Д Нефть и газ 2 017 2 292 2 764 - 2 292 2 856 860 884

Е Уголь и горючие сланцы 1 777 1 832 2 024 - 1 828 2 027 1 105 675

Ж Гидроминерально е сырье 51 51 69 - 69 71

Проявления:

Г Твердые полезные ископаемые 4 060 4 454 4 757 - 2 122 4 166 4 301 3

ВСЕГО 26 418 29 069 32 538 - 11763 23 597 17 949 2 595

(48 процентов от общего числа ТФИ), ожидаются БД еще из 3 ТФИ (5 %). Таким образом, более половины всех ТФИ работают с ПС по ведению ГКМ РФ, разработанными Росгеолфондом. Кроме того, 8 ТФИ ведут БД ГКМ в своих форматах, 2 ТФИ уже прислали БД в своих форматах.

В 2002-2004 годах по запросу Росгеол-фонда с мест поступило более 20 тысяч паспортов ГКМ РФ на машиночитаемых носителях, введенных в территориальных фондах геологической информации (из них полностью заполненных - более 10 тысяч паспортов). К настоящему времени из числа поступивших в сводную БД Росгеол-фонда добавлено около 6 тысяч паспортов. Обработка поступающих БД продолжается.

Банк данных Государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых обеспечивает использование данных Государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых на уровне Российской Федерации (МПР России и Росгеолфонд) и территорий (территориальные органы управления фондом недр, фонды геологической информации).

Основным назначением системы является повышение оперативности и достоверности ведения баз данных ГКМ на основе применения автоматизированных рабочих мест на персональных ЭВМ, а также автоматизации процедур формирования паспортов, связанных с вводом, хранением и обработкой данных.

Выходной информацией системы являются комплексные описания месторождений (проявлений) полезных ископаемых; оперативная информация для принятия решений органами управления фондом недр в виде таблиц, справок, сводок; базы данных по регионам; базы данных размещения объектов минерально-сырьевых ресурсов для цифровых карт и атласов.

Кроме АИС «Кадастр», при ведении ГКМ в Росгеолфонде в режиме промышленной эксплуатации используется база данных электронного каталога ГКМ. В стадии разработки находится блок ГКМ в Интегрированной аналитической системе фондовой информации (под управлением Огасіе).

Основные проблемы и перспективы

1. В настоящее время единственными документами, регламентирующими ведение ГКМ (кроме статей 30 и 32 Закона Российской Федерации «О недрах»), являются ведомственные Инструкция и Методическое руководство (1980 г.).

В подготовленном и переданном в МПР России проекте «Инструкции по ведению ГКМ» сформулированы обязанности Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Росгеолфонда, территориальных фондов информации и недропользователей по ведению ГКМ РФ в новых экономических условиях, что позволит повысить полноту и актуальность информации государственного кадастра. Утверждение новой Инструкции активизирует составление на местах новых паспортов ГКМ РФ.

2. В 2004 году для установления государственного статуса кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых подготовлен проект утверждаемого Правительством Российской Федерации «Положения о ведении государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых Российской Федерации». Положение должно узаконить единую систему ведения ГКМ РФ по всей стране.

3. По нашему мнению, для повышения статуса паспорта объекта учета ГКМ и фиксации начальных условий, на которых месторождение передается потенциальному пользователю недр, паспорт должен входить в пакет обязательной геологической информации при получении лицензии на право недропользования.

4. Весьма важным представляется решение проблемы цены и кадастровой оценки месторождений полезных ископаемых. К сожалению, в настоящее время отсутствуют общепринятые способы и методы определения стоимости и промышленной ценности разведанных запасов минеральных ресурсов. При разработке проекта новой Инструкции по ведению ГКМ РФ Росгеолфонд предусмотрел включение в кадастровый паспорт всех базовых показателей, которые используются при расчетах по различным методикам.

5. Еще одной проблемой является устаревание информации, содержащейся в пас-

портах. Если сведения Государственного баланса запасов (ГБЗ) ежегодно обновляются, то паспорт ГКМ, иногда составленный в 80-е годы XX столетия, может содержать устаревшие сведения о недропользовании и запасах полезных ископаемых. Проект Инструкции по ведению ГКМ предусматривает активизацию составления новых паспортов ГКМ пользователями недр.

Для поддержания массива паспортов объектов учета ГКМ в актуализированном состоянии в Росгеолфонде разработана система мониторинга объектов ГКМ. Составлена инструкция по актуализации паспортов кадастра и типовая форма листка актуализации. Работы по актуализации сведений массива паспортов ГКМ проводятся в целях обновление информации паспортов (в связи с их до-изучением и(или) разработкой) и для выявление месторождений, паспорта которых отсутствуют в кадастре (с последующим восполнением недостающей информации).

С 1996 года для обеспечения мониторинга отделом ведения ГКМ ежегодно проводится сверка ГКМ с ГБЗ по важнейшим видам минерального сырья, кроме того, сверяются списки паспортов, состоящих на учете в Росгеолфонде и в территориальных фондах геологической информации. При этом выявляются объекты, на которые нет паспортов ГКМ. По результатам сверки в территориальные органы управления фондом недр направляются списки отсутствующих паспортов с требованием составления паспортов ГКМ по этим объектам.

6. Практика лицензирования недропользования последнего десятилетия показала, что почти треть объектов распределенного фонда недр не имеет паспортов ГКМ. За рамками ГКМ остались площади с ресурсами Р2 и Р3, перспективные на углеводороды территории с ресурсами С3, D1 и D2.

На многие объекты из этого перечня в последние годы выдаются лицензии на право недропользования - особый интерес представляют локально- и региональноперспективные на нефть и газ площади и структуры, россыпные проявления. Таким образом, возникает проблема расширения круга объектов минерально-сырьевой базы, подлежащих государственному кадаст-

ровому учету и регистрации для осуществления контроля за недропользованием.

В связи со сказанным в настоящее время в Росгеолфонде начаты работы по проектированию «Кадастра объектов прогнозной оценки полезных ископаемых Российской Федерации», составление которого проводится на основании приказа МПР России от 27.02.2002 № 90 «Об оценке, апробации и учете прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых по состоянию на 1 января 2003 года».

Целью работы по созданию кадастра является унифицированная паспортизация и учет перспективных объектов (рудопроявлений, месторождений, рудных полей, узлов, районов, бассейнов и зон) с количественно и гео-лого-экономически оцененными прогнозными ресурсами полезных ископаемых, апробированными профилирующими головными отраслевыми институтами МПР России и рекомендуемыми для утверждения в МПР России.

Заключение

Ведение Государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых Российской Федерации является одной из ключевых задач в системе фондов геологической информации.

К сожалению, в ходе реорганизационных процессов последних лет в значительной степени ухудшилось качество паспортов: при замене паспортов теряется часть информации. На местах встает проблема подбора кадров, сказывается недостаток финансирования.

Тем не менее сейчас паспорт ГКМ практически является единственным документом, всесторонне описывающим каждое известное месторождение (проявление) полезных ископаемых в ясной и краткой форме. Необходимо отметить большой интерес к ГКМ РФ со стороны Министерства природных ресурсов Российской Федерации, других ведомств и частных структур.

Изложенная концепция новой редакции Инструкции по ведению ГКМ РФ должна обеспечить непрерывность информационного взаимодействия недропользователя, фондов информации по природным ресурсам и органов управления комплексом недр.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

о

Расположение объекта учета ГКМ

Качество полезных ископаемых

(001) Служебные данные (002) Объект учета (003) Нефтегазоносный регион (004) Ведомственная принадлежность (005) Разведывающая организиция (006) Нефтедобывающая организация (007) Г азодобывающая организация (008) Положение по административному делению (009-010) Регион России, номенклатура листов м-ба 1:200 000 (011-013) Географические координаты, абсолютные отметки, положение на акватории (014) Ближайшие магистральные трубопроводы (015-1) Ближайшие населенные пункты, объекты, пути сообщения (015-2) Экономическая освоенность района (015Т) Прочие данные о районе объекта

Изученность объекта и территории

(016) Открытие месторождения (017) Этапы (стадии) изучения площади (018Т) Данные о региональных работах (019) Стадии изучения и освоения объектов (020) Объемы геологоразведочных работ (021) Стоимость геологоразведочных работ (022) Стоимость подготовки запасов (023Т) Методика поисков и разведки

(035) Нефть (036) Конденсат (037) Газ, растворенный в нефти (038) Газ свободный или газовой шапки (039Т) Прочие данные о свойствах и составе полезных ископаемых (040) Пластовые воды

Запасы полезных ископаемых

(043) Запасы, добыча, потери полезных ископаемых (044Т) Учет запасов (045) Балансовые запасы полезных ископаемых, утвержденных ГКЗ (046Т) Прочие данные о запасах

Условия разработки объекта

(041Т) Условия разработки (042Т) Экономические показатели разработки (047Т) Потребители сырья

Прочие данные об объекте

(048Т) Мероприятия по охране окружающей среды (049Т) Перспективы и рекомендации (050Т) Причины закрытия объекта

Условия формирования и размещения полезных ископаемых

(024) Структурно-тектоническое положение района (025) Вмещающая структура (026Т) Характеристика вмещающей структуры (027) Геологический возраст пластов (залежей)

(028) Коллекторы

(029) Покрышки (030) Размеры пласта (залежи)

(032) Контакты (033) Параметры пластов (034Т) Прочие данные о пластах (залежах)

Источники данных

(051) Источники данных об объекте

Условные обозначения:

| формализованные (табличные) части паспорта ГКМ неформализованные (текстовые) части паспорта ГКМ

Рис. 1. Структура паспорта Государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых (ГКМ)

месторождения нефти, газа и конденсата (форма «Д»)

09

3

№8(35), 2004 ИМУЩЕСТВЕННЫЕ О'

Вопросы подписки по тел. (095) 129-0001

Рис. 2. Состояние информационного массива паспортов ГКМ по Российской Федерации на 1 июня 2004 года

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.