Научная статья на тему 'Качество журналистики как медиаобразовательная проблема'

Качество журналистики как медиаобразовательная проблема Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
636
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СМИ / МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КАЧЕСТВЕННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / РЕДАКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / РЫНОЧНАЯ МОДЕЛЬ СМИ / НЕКОММЕРЧЕСКИЙ ФОРМАТ РАБОТЫ СМИ / MEDIA EDUCATION POTENTIAL OF THE MEDIA / MEDIA EDUCATION TECHNOLOGY / QUALITY JOURNALISM / EDITORIAL POLICY / THE MARKET MEDIA MODEL / A NON-PROFIT MEDIA FORMAT OF WORK

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Жилавская И.В.

В статье рассматривается проблема качества журналистики, ее предназначения и соответствия понятию «социальный институт» в контексте кризисных явлений, которые испытывают сегодня современные средства массовой коммуникации. Одним из перспективных способов выхода из проблемной ситуации представляется комплекс медиаобразовательных технологий работы с аудиторией. Медиаобразовательный потенциал СМИ сегодня как никогда актуален, а потому требует выявления, анализа, осмысления и предложения современным редакционным коллективам в качестве эффективных практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Жилавская И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUALITY OF JOURNALISM AS THE MEDIA EDUCATIONAL PROBLEM

In the article the author describes the problem of the quality of journalism, its mission and compliance with the concept of "social institution" in the context of the crisis in which media exist today. One of the promising ways out of the problem is the complex of media educational technology works with the audience. Today the media educational potential of the mass media is particularly relevant, and therefore requires the identification, analysis, interpretation, and offers modern editorial teams as good practices.

Текст научной работы на тему «Качество журналистики как медиаобразовательная проблема»

УДК: 070 ББК: 76.0

Жилавская И.В.

КАЧЕСТВО ЖУРНАЛИСТИКИ КАК МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

Zhilavskaya IV.

THE QUALITY OF JOURNALISM AS THE MEDIA EDUCATIONAL PROBLEM

Ключевые слова: медиаобразователъный потенциал СМИ, медиаобразователъные технологии, качественная журналистика, редакционная политика, ръшочная модель СМИ, некоммерческий формат работы СМИ.

Keywords: media education potential of the media, media education technology, quality journalism, editorial policy, the market media model, a non-profit media format of work.

Аннотация: в статье рассматривается проблема качества журналистики, ее предназначения и соответствия понятию «социальный институт» в контексте кризисных явлений, которые испытывают сегодня современные средства массовой коммуникации. Одним из перспективным способов выхода из проблемной ситуации представляется комплекс медиаобразователъных технологий работы с аудиторией. Медиаобразователъный потенциал СМИ сегодня как никогда актуален, а потому требует выявления, анализа, осмысления и предложения современным редакционным коллективам в качестве эффективным практик.

Abstract: in the article the author describes the problem of the quality of journalism, its mission and compliance with the concept of "social institution" in the context of the crisis in which media exist today. One of the promising ways out of the problem is the complex of media educational technology works with the audience. Today the media educational potential of the mass media is particularly relevant, and therefore requires the identification, analysis, interpretation, and offers modern editorial teams as good practices.

Системный кризис, который охватил современные средства массовой коммуникации по всему миру, тесно связан с использованием традиционной и на сегодняшний день устаревшей бизнес-моделью духовного производства. Известный американский колумнист Майкл Ма-риначчио (Michael Marinaccio) называет несколько факторов, которые способствуют нарастанию кризисной ситуации в системе мас-смедиа. Это разрушение института печатной журналистики, стремительный рост интернет-потребления в ущерб телевидению, отток рекламных бюджетов из-за падения аудиторных показателей, успех небольших нишевых медиа.1 Его слова подтверждают данные ZenithOptimedia о глобальном медиапотребле-нии. По оценкам этого авторитетного агентства, в 2014-2017 годах доля ТВ снизится на 2,3 а п.; газет — на 3,2 а п.; журналов — на 1,5 п.п. Внимание потребителей переключится на мобильный интернет, чья доля вырастет с 5,1% до 12,9%.2

1 Michael Marinaccio. It's time for nonprofit media organizations [Электронный ресурс] https://medium.com/the-politic/its-time-for-nonprofit-media-organizations-c5da3de97c4b#.9nswkfiaa (дата обращения: 02.06.2016).

2 ZenithOptimedia. ADVERTISING EXPENDI-

TURE FORECASTS JUNE 2014 [Электронный

Рост влияния социальных сетей и практически неограниченный доступ к информации привели к тому, что журналистика как социальный институт по профессиональному сбору и обработке информации начала стремительно обесцениваться. Информация поступает к потребителю по многочисленным каналам, которые зачастую не являются официально зарегистрированными СМИ.

В этой ситуации французский профессор экономики Джулия Кейдж (Julia Cagé) высказала предположение, что СМИ для того, чтобы выжить, должны переключиться на схему неприбыльной работы. Она утверждает, что медиа как бизнес исчерпали свой потенциал монетизации Кейдж обращает внимание, что «если медиа будущего будут зависеть от богатых инвесторов, на пути встанет множество опасностей».3 Полагаясь на один источник финансирования, медиа теряют независимость. Крупный бизнес пользуясь плачевным состоянием СМИ, покупает их целиком, что ставит под удар дальнейшую работу организации. Недавним приме-

ресурс] http ://www. zen ithoptimedia .co m/ shop/forecasts/ advertising-expenditure-forecasts-jun-2014-copy/ (дата обращения: 03.06.2016).

3 Julia Cage. Saving the Media. Belknap Press. -2016. P. 176.

ром может служить основатель Amazon.com Джефф Безос (Jeff Bezos), который приобрел легендарную газету Washington Post - сумма сделки составила всего 250 млн долларов. Аналогичная ситуация складывается вокруг российского медиахолдинга РБК.

Сегодня становится понятным, что демократизация медиа, участие аудитории в медиа-производстве постепенно убивают профессиональные коммерческие СМИ. В условиях высокого спроса на оперативную информацию журналистика испытывает большие трудности. Парадокс заключается в том, что еще никогда не было столько производителей информации, как сегодня, притом, что СМИ еще никогда не пребывали в худшем положении. В медиапростран-стве каждую секунду самодеятельными авторами обрабатывается столько информации, что потребность в профессиональных журналистах становится минимальной.

Учитывая сложившиеся обстоятельства Кейдж предлагает реструктуризацию медиаор-ганизаций путем создания «неприбыльных ме-диаорганизаций (НМО)» (nonprofitmedia organization NMO). Так же, как и университеты, утверждает Кейдж, новостные СМИ предоставляют общественное благо и заслуживают специального налогового статуса. В задачи данной статьи не входит анализ подобной модели функционирования массмедиа, здесь можно лишь констатировать факт, что журналистика как бизнес не справилась с задачей предоставления новостей в виде общественного блага. Популярные СМИ вынуждены служить двум господам: справедливости и прибыли, а они вместе не уживаются.

В связи с этим, как справедливо отмечает Майкл Мариначчио, медиаорганизации сегодня зажаты в стальные оковы, будучи одновременно и арбитрами правды, и шутами. Если мы можем снять с них хотя бы роли комиков и троллей, возможно, нам удастся сохранить новости как общественное благо и оставить СМИ на страже информации и знаний.1

Это может произойти в том случае, если СМИ в полной мере осознают свой медиаобра-зовательный потенциал, направленный на работу с аудиторией. В журналистских редакциях, как форма внешних коммуникаций, выделяется комплекс технологий, отвечающих непосредственно за работу с читателями, зрителями, слу-

1 Michael Marinaccio. It's time for nonprofit media organizations [Электронный ресурс]

https://medium.com/the-politic/its-time-for-nonprofit-media-organizations-c5da3de97c4b#. 9nswkfiaa (дата обращения: 02.06.2016).

шателями. Часть этих технологий носит медиа-образовательный характер. Но это не традиционная работа со стажерами журфаков, хотя и в ней могут использоваться медиаобразователь-ные практики.

Медиаобразовательные технологии, главным образом, направлены на широкую аудиторию. Они способствуют трансформации роли пользователя СМИ из потребителя в реального автора, создателя медийного контента. И задача специалистов медиаотрасли, понимающих смысл и значение медиаобразования в современной жизни, способствовать повышению уровня медиакомпетентности аудитории, с чьим вниманием и информационными потребностями работает данное конкретное СМИ. Как отмечает А.П. Короченский, «медиаобразование и журналистика объективно являются союзниками в формировании в российском обществе высокой медиакультуры граждан».2

Кто, как не журналисты, могут показать, как быстро и профессионально искать информацию, добывать ее, критически оценивать и создавать новый информационный продукт социального характера? Специалисты медиаотрасли владеют всеми тонкостями формирования информационной повестки дня, технологиями сбора и обработки информации, техническими навыками работы с современным медиатекстом.

В этом процессе важно отметить, что так называемые народные корреспонденты, создавая свой самодеятельный контент, существенно снижают представления массового потребителя о качественном медиатексте. Обилие непроверенной информации, большие проблемы с русским языком, сниженная лексика, некачественное видео, низкого уровня фотографии, плохой звук - все это признаки непрофессиональной работы, которая автоматически переносится на профессию журналиста. Это негативно сказывается на качестве медиасреды в целом и конкретных СМИ, в частности. В подобных обстоятельствах медиаобразование, медиапросвеще-ние населения - это, с одной стороны, зона социальной ответственности медиапредприятий по учету интересов и реализации прав граждан на качественную информацию, с другой, в определенном смысле форма самосохранения и самозащиты от размывания профессиональной деятельности вплоть до утраты профессии.

Учитывая теоретическую основу понятия

2 Короченский, А.П. Отечественная журналистская наука: между пошлым и будущим / Журналистика и медиаобразование в XXI веке: сб. научных трудов Междунар. науч.- практ. конф. (Белгород, 2527 сентября 2006 г.). Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. С. 18.

«потенциал» и применяя ее к задачам медиаоб-разования, можно заключить, что медиаобразо-вателъный потенциал СМИ - это необходимые средства и условия для реализации целенаправленной деятельности редакционного коллектива по повышению уровня медиакомпетентно-сти своей аудитории, роста ее медиакулътуры.

Медиаобразовательный потенциал редакции может быть низким и высоким, в какой-то период времени по разным причинам его можно утратить. Это складывается, когда в редакции не происходят процессы перехода от годами сложившейся вещательной модели информационной работы к более современной - интерактивной, предполагающей тесное взаимодействие с аудиторией, различными социальными группами, сообществами.

Условия, при которых возможно эффективное раскрытие медиаобразовательного потенциала СМИ - это мотивация руководства редакции и ее коллектива, корпоративная культура, высокий уровень социальной ответственности, а также развитая окружающая медиасре-да, медиаактивность граждан, способных осознавать свои информационные потребности.

Медиаобразовательный потенциал СМИ может базироваться на собственном опыте работы редакции по взаимодействию с аудиторией, либо на успешных практиках других редакций. И этот ресурс становится источником для развития медийной организации в области ме-диаобразования. На этой основе в сочетании с современными исследованиями и экспериментами возникают резервы, которые помогают редакции по-новому проявить свой медиаобра-зовательный потенциал и получить в перспективе новые возможности.

Для того, чтобы оценить этот потенциал, исследовательской группе кафедры ЮНЕСКО медиа- информационной грамотности и медиа-образования граждан МПГУ необходимо было сначала найти СМИ, которые используют в своей работе медиаобразовательные технологии, выявить наиболее эффективные практики, проанализировать их, охарактеризовать, классифицировать и сделать выводы, с учетом того, что данная работа - это только первый этап масштабного исследования роли СМИ в медиаобра-зовании граждан.

Нами была проанализирована информация о деятельности более чем 150-ти редакций газет, теле- и радиокомпаний, сетевых изданий Москвы, Подмосковья и некоторых регионов России. Были проведены более 60 экспертных интервью с журналистами, редакторами, ме-диаменеджерами, кураторами и координаторами медиаобразовательных проектов, которые поде-

лились своими оценками, мнениями по поводу данного вида деятельности медиаорганизаций.

В результате соответствующего мониторинга медиарынка сложилась общая картина, которая характеризует вовлеченность редакций в медиаобразовательную деятельность.

Это в большей степени региональные и местные СМИ, главным образом печатные издания, благополучателями в которых являются в основном школьники, студенты или пенсионеры. Организуют медиаобразовательные проекты, как правило, женщины среднего возраста, по личной инициативе. Это, как правило, главные редакторы, их заместители, шеф-редакторы или опытные журналисты. Медиаобразовательные проекты реализуются по большей части на некоммерческой основе, однако есть и успешные примеры коммерческих историй. По типу проектов - это, в основном, образовательные и просветительские, в особенности, краеведческие, значительно реже встречаются издательские проекты. По тематике - исторические, патриотические, семейные. Формы их воплощения разнообразны: школы журналистики и выставки фотографий, конкурсы видеосюжетов, вкладки, страницы или отдельные выпуски газет; всевозможные события и мероприятия - игры, фестивали, творческие встречи; а также расследования, документальные фильмы и многое другое. Практически все медиаобразовательные проекты завершаются созданием медиапродукта. При этом все чаще применяются современные цифровые технологии, особенно эффективно их используют сетевые издания.

Однако в общем объеме СМИ с точки зрения реализации медиаобразовательного потенциала было выявлено не более 15% редакций, которые реально и осознанно используют в своей работе медиаобразовательные технологии.

Часто организаторы не очень понимают, чем отличаются медиатехнологии от медиаоб-разования. Путаницу в понятийный аппарат вносят и некоторые исследователи, называя профессиональную журналистскую подготовку специалистов медиаотрасли медиаобразовани-ем.1 При этом экспериментов в данной области довольно много.

Весьма распространенным явлением представляется текущая работа с практикантами, которая направлена на подготовку кадров

1 Федоров А.В., Челышева И.В., Мурюкина Е.В., Горбаткова О.И., Ковалева М.Е., Князев А.А. Массовое медиаобразование в СССР и России: основныеэтапы / Под ред. А.В. Федорова. М.: МОО «Информация для всех», 2014. С. 8.

для редакции. В частности, как медиаобразова-тельную технологию трактуют в газете «Московский комсомолец» работу со студентами Международного университета в Москве. Задачи проекта - «обучить стажеров снимать ролики, монтировать видео; грамотно, увлекательно и достоверно писать тексты; делать к ним качественные фотографии; научить верстать газетные полосы; ознакомить с теоретическим курсом дисциплин по медиаменеджменту, интернет-, телевизионной и печатной журналистике».

В экспертном интервью редактор отдела культуры «Московского комсомольца» Марина Райкина, которая является одним из наставников студентов, отметила, что она проводит лекции «с привлечением медиаобразовательных технологий - фото, видео и компьютерных технологий и интернета. Я отправляю стажеров на задания в театры музеи, цирки и консерваторию. Потом в ходе круглого стола мы обсуждаем ошибки, достоинства и недостатки работ». На вопрос об организационной основе проекта М. Райкина ответила, что организуют эти практики декан факультета журналистики МУМ Павел Гусев и преподаватели факультета Татьяна Федоткина и Александр Мельман, которые по совместительству являются сотрудниками редакции «МК». «Но это не только личный интерес трех людей, а каждого из нас, поскольку нам на руку, что по окончании вуза в редакцию приходят подготовленные кадры. Проект реализуется на профессиональном уровне и постоянной основе, мы имеем за каждого практиканта доплаты. Возможно, поэтому он существует уже 14 лет».

Многие эксперты во время нашего интервьюирования впервые задумывались над целью своей работы.

«Медиаобразование» для нас термин новый, но изучив вопрос, я понял, что мы им активно и давно занимаемся, только в нашей редакции мы это называем интерактивными проектами, - отметил зам. главного редактора ТРК «Истоки» (г. Орёл) А.В. Ерохин, куратор интерактивных проектов медиахолдинга, - Руковожу данным направлением лично я, создаем мы такие проекты совместно с рекламным отделом и нашими журналистами. У нас разные проекты, и цели тоже разные. Какие-то конкурсы идут от редакции для привлечения аудитории; в социальных сетях, чтобы повысить лояльность, раскрутить этот ресурс. Конкурсы и викторины на радио - это уже традиция. Активно организуем интерактивы к праздникам, чтобы повысить интерес и к нашей компании, и к продукции или услугам партнеров. Сейчас совместно с комитетом социальной

политики г. Орла активно продвигаем конкурс «Галерея славы Я ГОРЖУСЬ!», приуроченный к 450-летию города. Конечно, ожидаем при этом повышенный интерес к каналу, а это и повышенные цены на рекламу!»

Как видим, технологии работы с аудито-рие й используются для повышения интереса к СМИ и рекламы партнеров. Безусловно, вся эта деятельность продуктивна, но имеет мало общего с медиаобразованием.

Высоким медиаобразовательным потенциалом обладают те СМИ, которые через интерактивные технологии формирует у своей аудитории медийную культуру. В качестве примера можно привести многообразный опыт сетевого издания «Медуза» (гл. редактор Галина Тимченко) и, в частности, ее картотеку (редакторы Александр Борзенко и Денис Дмитриев). Карточка - это особый формат графически представленного вопроса и лаконичного ответа, который побуждает к критической оценке информации: «Навальный сотрудничает с разведкой. Что в этом странного?»; «В Госдуме придумали закон против коллекторов. Их что теперь запретят?»; «На что имеет права охранник в магазине?» и т.д.

Медиаобразовательный эффект имеют интерактивные игры «Медузы». К примеру, тест «Ван Гог или робот?»

Искусственный интеллект «Яндекса» пытается ввести вас в заблуждение, - предупреждает «Медуза». 30 марта исполнилось 163 года со дня рождения Винсента Ван Гога. В честь этой даты «Яндекс» научил свой искусственный интеллект копировать стиль художника: алгоритм, в основе которого разработка университета Тюбингена, может преобразовать реальную фотографию так, чтобы она была похожа на работу Ван Гога. «Медуза» предлагает читателям отличить картины нидерландского художника от произведений робота, ответив на 11 вопросов. Аналогичные тесты разработаны для расчета вашей пенсии, на знание удивительных метафор Андрея Платонова, какие слова скажет Владимир Путин в своей «прямой линии», как правильно комментировать резонансные события и т.д.

Непременная проверка на достоверность информации, что является одним из критериев медиаграмотности, подтверждается на «Медузе» для читателей новостей обязательными редакционными маркерами «Требует подтверждения» (желтый) или «Надежный источник» (зеленый). Все это в комплексе делает сетевой издание в целом весьма эффективным медиаобразовательным проектом.

Электронное периодическое издание «Ти-

пичная Москва» в качестве эффективной ме-диаобразовательной технологии использует лонгрид как многостраничный материал, который, благодаря тексту и интерактивным элементам, таким как иллюстрации, цитаты, инфогра-фика, видео, гиперссылки и проч., позволяет полностью погрузиться в заданную проблематику. Разбитый на части текст, представленный в различных форматах, помогает читателю преодолеть «информационный шум» и сосредоточиться на интересующей теме.

Как рассказывает Игорь Сумин, главный редактор и основатель «Типичной Москвы», а также организатор внедрения медиаобразова-тельной технологии в своем издательстве, «идея внедрения жанра лонгрид на портале «Типичная Москва» какмедиаобразователъной технологии пришла с осознанием того, что в аудитории появился запрос на глубокие, качественные тексты, которые могут показать и раскрыть некую проблему со всех сторон. Более того, такие материалы помогают нам, информационно -развлекательному порталу, стать особенным проектом на медиарынке. Когда я понял, что лонгриды востребованы и находят живой отклик у аудитории, то собрал свою команду и предложил развивать это направление. Мы разработали собственную специальную площадку для создания материалов в этом жанре и дали к ней доступ всем нашим автором, которые проявили интерес к этой теме, и у которых есть желание попробовать себя в этом жанре. В настоящий момент группа специалистов «Типичной Москвы» обучают авторов писать в жанре лонгрид. Она же занимается их выпуском. Периодичность обусловлена самим жанром, так как хороший лонгрид создается примерно в течение месяца. Но мы безусловно, планируем развивать и работать в этом жанре дальше».

Как признаются авторы, организуя этот медиаобразовательный проект, они преследовали несколько целей. Первая - уникальность. Сделать информационно - развлекательный лонгрид достаточно проблематично, особенно привязать его к какому-то информационному поводу, поэтому всякий раз продукт представляет собой уникальную историю. Вторая и самая главная цель - это преображение аудитории, работа с ней, и создание социально-ответственного контента. «Жанр лонгрида мы считаем медиаобразовательной технологией для аудитории, так как он сочетает в себераз-личные медийные форматы, помогающие развитию способов восприятия окружающей среды, а также развитию воображения, анализа и комплексного подхода к работе с медиатек-

стом».

Ярким примером многофункциональной медиаобразовательной технологии СМИ является ежегодный проект «Медиаполигон-24» федерального журнала «Русский репортёр». Для проведения полигона организаторами выбирается один из крупных городов России или стран ближнего зарубежья. К участию приглашаются студенты, журналисты, фотографы, видеографы и все, кто хочет выйти за границы стандартной журналистики и научиться видеть новости в повседневной жизни.

Проект реализуется в течение недели, когда ежедневно проводятся интерактивные лекции и мастер-классы от сотрудников журнала «Русский репортер», научно-популярного издания «Кот Шрёдингера» и ведущих медиаспе-циалистов города. В формате дискуссий и круглых столов обсуждаются актуальные вопросы функционирования современной городской ме-диасреды.

Завершается неделя главным событием «Город-24» - это 24 часа непрерывной онлайн трансляции новостных заметок, фотографий и видеосюжетов в формате тотальной журналистики. Как считает Наталья Кузнецова, продюсер по спецпроектам журнала «Русский репортёр» и организатор проекта «Медиаполигон-24», тотальная журналистика - это новый формат подачи информации о городе или каком-то масштабном событии. Основой его является текстовая трансляция с фотоиллюстрациями в режиме реального времени, состоящая из коротких заметок и фотографий. Тотальной журналистике присуща ориентированность на людей и новости из повседневной жизни Точного научного определения этого жанра пока нет. Это эксперимент на пути к созданию особой формы отображения реальности через максимальное количество источников в режиме онлайн.

В рамках одной статьи невозможно представить весь многообразный опыт медиаобразо-вательных практик СМИ. Хочется лишь отметить их типическую особенность, которая заключается в стирании границ между редакцией и окружающей медиасредой. Средства массовой информации становятся центром медийной, социальной, образовательной, гражданской активности.

Неслучайно в 2016 году победителями конкурса «10 лучших газет России», уже во второй раз организованного Союзом журналистов России, журналом «Журналистика и медиары-нок» и некоммерческим партнерством «Альянс независимых региональных издателей» были признаны редакции, которые действительно яв-

ляются подобными центрами и в полной мере реализуют свой медиаобразователъный потенциал. Это газеты «Березниковский рабочий», «Вечерний Краснотурьинск», «Городские вести. Еженедельник Первоуральска», «Змеиногор-ский вестник», «Качканарский четверг», «Курьер. Среда. Бердск», «Моё!», «Пензенская правда», «Свободный курс» и «Якутск вечерний».

В качестве примера, достаточно привести редакцию газеты «Березниковский рабочий», которая на основе своего первого медиаобразо-вательного опыта создала Учебный центр «Березниковский рабочий». Более 3 000 человек в возрасте от 27 до 85 лет закончили здесь курсы компьютерной грамотности, основ журналистского мастерства. Сегодня «Березниковский ра-

бочий» предлагает горожанам около 20 обучающих программ. И это приносит редакции ежемесячный доход не менее 200 000 рублей.

В сфере массмедиа именно журналисты редакций бумажных, электронных и цифровых газет, журналов, теле- и радиокомпаний способны сформировать ту медиаграмотную аудиторию, которая будет готова задать новые профессиональные стандарты для медиаотрасли в целом. В этом смысле медиаобразовательный потенциал СМИ огромен, возможно именно он станет эффективным рычагом, с помощью которого средства массовой информации смогут вытащить себя из рутины повседневности, застоя и того кризиса, в каком сегодня находится российская, да и вся мировая журналистика.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК

1. Абалкин, Л.И. Назревшие перемены /Л.И. Абалкин // Вопросы экономики. - 1998. - № 6.

2. Короченский, А.П. Отечественная журналистская наука: между пошлым и будущим / Журналистика и медиаобразование в XXI веке: сб. научных трудов Междунар. науч. -практ. конф. (Белгород, 25-27 сентября 2006 г.). - Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. - С. 18.

3. Пронина, Л.А. Основы информационной теории культурно-образовательного пространства: монография / Л.А. Пронина. - Тамбов, 2007.

4. Проскуряков, В.М. Экономический потенциал социальной сферы: содержание, оценка, анализ / В.М. Проскуряков, А.И. Самоукин. - М.: Экономика, 1991. - 157 с.

5. Реантович, Е.А. Смысловые значения понятия «потенциал» // Международный научно-исследовательский журнал. Экономические науки. Декабрь, 2012 - [Электронный ресурс]. -http ://research-journal. org/economical/s mys lovye-znachenie-ponyatiya-potenc ial/ (дата обращения: 11.04.2016).

6. Стюарт, Т. Богатство от ума / Т. Стюарт. - Мн.: Парадокс, 1998.

7. Lukas R.E. Jr. On the Mechanics of Economics Development / AJournal of Monetary Economics. - 22(1), July 1988. - P. 8-10.

8. Michael Marinaccio. It's time for nonprofit media organizations - [Электронный ресурс]. -https ://medium.com/the-politic/its-time-for-nonprofit-media-organizations-c5da3de97c4b#. 9nswkfiaa (дата обращения: 02.06.2016).

9. Schultz T. Investment in Human Capital: the Role of Education and of Research. - N.Y., 1971. -P. 4-6.

10. Julia Cage. Saving the Media. Belknap Press. - 2016. P. 176.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.