Научная статья на тему 'Качество жизни: проблемы интерпретации и концептуализации'

Качество жизни: проблемы интерпретации и концептуализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1571
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСЕЛЕНИЕ / БЛАГОСОСТОЯНИЕ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / СТИЛЬ ЖИЗНИ / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / КОНЦЕПЦИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ / POPULATION / WEALTH / QUALITY OF LIFE / LIFESTYLE / LIVING STANDARDS / THE CONCEPT OF QUALITY OF LIFE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Марченко Виктория Владимировна

Анализируются и сопоставляются понятия «качество», «образ жизни», «уровень жизни» и «качество жизни». Особое внимание уделяется использованию сложившейся концепции «качества жизни» как инструмента высокоэффективной оценки социального благополучия населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quality of Life: Problems of Interpretation and Conceptualization

The concepts of quality, lifestyle, living standards and quality of life are analyzed and compared. Particular attention is paid to the prevailing concept of quality of life as a highly effective tool for assessing the social welfare of the population.

Текст научной работы на тему «Качество жизни: проблемы интерпретации и концептуализации»

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

V.V. Marchenko Quality of Life:

Problems of Interpretation and Conceptualization

The concepts of “quality”, “lifestyle”, “living standards” and “quality of life” are analyzed and compared. Particular attention is paid to the prevailing concept of “quality of life” as a highly effective tool for assessing the social welfare of the population.

Key words and word-combinations: population, wealth, quality of life, lifestyle, living standards, the concept of quality of life.

Анализируются и сопоставляются понятия «качество», «образ жизни», «уровень жизни» и «качество жизни». Особое внимание уделяется использованию сложившейся концепции «качества жизни» как инструмента высокоэффективной оценки социального благополучия населения.

Ключевые слова и словосочетания: население, благосостояние, качество жизни, стиль жизни, уровень жизни, концепция качества жизни.

УДК 316:330.59 ББК 66.3(2Рос)3

В.В. Марченко

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ: ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ И КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ

международной практике общепринято общественное благосостояние населения оценивать, используя методологию определения качества жизни. На текущий момент концепция качества жизни является одним из наиболее интенсивно разрабатываемых подходов оценки социального благополучия и в России. Необходимость развития такой концепции, а также разработки инструментария для оценивания и мониторинга качества жизни населения обусловливается задачами оценки эффективности социально-экономических преобразований, получения целостной картины развития регионов, определения уровня социальной напряженности. Это тем более актуально, что обеспечение роста качества жизни населения заявлено приоритетной целью и важнейшим направлением проводимой государством политики.

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с категорией «качество». Качество пронизывает все стороны деятельности людей и является ключевым фактором социального устройства. «Качество - свойство, свое-

образие, «как» и «что» вещи; означает первоначальное и подлинное единство и многообразие реальности, которое еще не предполагает пространственного или даже мыслимого расчленения, осуществляя его скорее наглядно» [1, с. 204].

Философская наука отмечает двойственную природу качества: Демокрит, позднее Галилей, а затем и Дж. Локк говорили о «первичных» и «вторичных» качествах. В разное время мыслителями были выделены объективные, присущие вещам от природы, и субъективные, встречаемые только в человеческих восприятиях, качества.

В повседневной жизни люди чаще всего используют понятие качества применительно к товару или услуге. Под качеством в экономической науке понимается «совокупность свойств изделия, товара или услуги, обусловливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с его назначением» [2, с. 277].

Историческая трансформация производственных отношений вызывает наличие объективных требований к качеству продукции. Именно в условиях рыночной экономики сложилось понимание «качества» с позиции потребителя - как соответствия его требованиям.

В XX в. интенсивное экономическое развитие стран привело к тому, что качественные характеристики стали выражаться через количественные показатели. С конца 1950-х годов, когда в развитых странах основные жизненные потребности населения были удовлетворены, качество уже трактуется с позиции соответствия общепринятому и общепризнанному стандарту. В то время американским специалистом в области управления качеством Дж. Джураном выдвигается идея «бездефектности как основного показателя качества продукции» [3, с. 32].

К началу 1960-х годов появилась и получила распространение новая концепция - контроля качества, осуществляемого не только на выходе продукции, а применительно ко всему процессу производства. Получив дальнейшее развитие в Японии, оформилась концепция полного контроля качества и сложилась система менеджмента качества.

В результате во второй половине XX в. наблюдается эволюция подхода в трактовке понятия «качество» от производственного к рыночному.

Термин «качество» сам по себе нейтрален и приобретает положительную, отрицательную или сравнительную смысловую окраску в индивидуальном суждении. Но в целом качество чаще всего понимается как некая мера соответствия условиям и требованиям стандартов или запросам людей.

Постановка проблемы развития человека, выраженная в его качестве жизни, не является новой. В разное время эти проблемы были ключевыми аспектами философских, экономических и социологических работ. С выходом на первый план проблематики достижения экономических целей (господство функционализма) интерес к человеку и качеству его жизни снижался. Однако на современном этапе именно изучение качества жизни отвечает новым требованиям цивилизационного развития.

Независимость категории качества жизни признают не все ученые и исследователи. В исследованиях, посвященных целостной качественной характеристике жизни общества, понятие «качество жизни» либо подменяется другими

категориями, такими, как «образ жизни», «уровень жизни», «стиль жизни», либо отождествляется с ними. Встречаются суждения, что качество жизни, наряду с ее условиями, уровнем жизни, социальным поведением, входит в состав более широкого понятия - «образ жизни».

Категория «образ жизни» в общем виде представляет форму жизнедеятельности людей, типичную для исторически определенных социальных отношений. «Образ жизни - устойчивые формы социального бытия, совместной деятельности людей, типичные для исторически конкретных социальных отношений, формирующиеся в соответствии с генерализованными нормами и ценностями, отражающими эти отношения» [4, с. 72]. Образ жизни напрямую связан с господствующей концепцией человека какой-либо культуры. Это -форма выражения представлений индивида и общества данной культуры о ценностях, жизни и реальной жизнедеятельности.

Категория «стиль жизни» конкретизирует понятие образа жизни, раскрывает его особенности, выражающиеся в общении, поведении людей. «Стиль жизни - определенный тип поведения людей, исторически сложившаяся форма жизнедеятельности социального субъекта» [4, с. 595]. Выбор индивидом стиля жизни зависит от социокультурных факторов. На основе этой категории можно рассмотреть тип поведения социальных групп, индивидов, их манеры, черты, вкусы, склонности.

Категория «уровень жизни» определяет очередной параметр развития социальной системы - жизнеобеспеченность. «Уровень жизни - это сложная социально-экономическая категория, отражающая степень удовлетворения потребностей населения в материальных благах и нематериальных услугах, а также условия, имеющиеся в обществе для развития и удовлетворения этих потребностей» [4, с. 686]. На основе этой категории дается оценка благосостояния общества и его социальных групп.

Уровень жизни воплощается в количестве и качестве потребляемых людьми благ и услуг, начиная от потребности в пище, жилище, одежде и заканчивая культурой быта, духовными потребностями. Уровень жизни индивида и населения в целом зависит от степени удовлетворения его потребностей, возникающих и реализующихся в сфере потребления, и определяется его ресурсами и возможностями. Именно рамки сферы потребления обусловливают коренное отличие категории «уровень жизни» от категории «качество жизни», которая охватывает не только достигнутый уровень потребления, но и обстоятельства, влияющие на этот уровень.

Следовательно, категория «уровень жизни» характеризует количественную сторону жизни, сопоставимую с качественной, степень удовлетворения материальных и культурных потребностей людей, и является одной из составляющих категории «качество жизни».

Очевидно, что качество жизни имеет общие элементы-характеристики с понятием «уровень жизни», и все же оно более широкое, так как затрагивает юридические и политические стороны, связанные с правами и свободами, поведенческие и психологические аспекты, общий идеологический и культурный уровень. «Качество жизни - совокупность свойств жизни человека, включаю-

щая его внутренние возможности осуществлять жизнедеятельность с той или иной интенсивностью и экстенсивностью (жизненный потенциал) и свойства, выражающие уровень соответствия параметров среды и характеристик жизненных процессов индивидуально и социально позитивным потребностям, интересам, ценностям и целям» [5, с. 60].

Качество жизни в научных исследованиях зачастую определяется через систему показателей, составляющих сущность категории. Сложность структуры показателей качества жизни, особенно при их оценке, находит свое отображение в разнообразных определениях. Так, качество жизни - это «синтетическая характеристика уровня и условий жизни населения, учитывающая состав семьи, состояние здоровья ее членов, их социальную удовлетворенность» [6, с. 103]. При этом качество жизни населения отдельно взятой территории определяется совокупным воздействием экономических, социальных, демографических, политических, моральных и других факторов как объективного, так и субъективного характера.

Некоторые исследователи акцентируют внимание на условиях, результатах и характере труда, уровне благосостояния семьи, демографических, этнических, экологических аспектах существования людей. В их представлении «качество жизни - это степень развития и полнота удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей, проявляющихся как в различных формах деятельности, так и в самом жизнеощущении» [7, с. 66].

Анализ показывает, что категории «образ», «стиль» и «уровень жизни» обобщают те или иные качественные и количественные стороны жизни людей. Категория же качества жизни, являясь интегральной качественной характеристикой жизни людей, наиболее полно раскрывает критерии жизнедеятельности общества, условия жизнеобеспечения, а также параметры его жизнеспособности как целостного социального организма. Поэтому качество жизни населения имеет сложную структуру, исследование которой возможно с применением системного подхода во взаимосвязи всех составляющих.

В ряде научных работ встречается широкое толкование рассматриваемой категории, которая, по сути, отображает все процессы жизнедеятельности человека, включенные в структуру показателей качества жизни и общества, в других - выделяется их узкая часть.

Сегодня в научной среде сложились два основных направления интерпретации качества жизни. Первое - «объективистское», оформившееся в рамках философии постиндустриального общества, под влиянием концепций индустриального (У. Ростоу) и постиндустриального (Д. Белл) общества. В работах О. Тоффлера, Э. Винера, 3. Бжезинского прослеживается идея систематического применения науки, техники и технологий для изучения и решения многочисленных общественных проблем.

Второе направление - «субъективистское» - сложилось под влиянием гуманистических и антропологических концепций. В рамках указанных концепций результаты экономического роста, научно-технической революции рассматриваются как факторы, не только, несомненно, ухудшающие качество жизни, но и ведущие к дегуманизации человека. Данные представления черпа-

ют свое начало в философии неомарксизма и экзистенциализма. В исследованиях представителей франкфуртской школы - Э. Фромма, Г. Маркузе, Т. Адорно, Ю. Хабермаса - прослеживается мысль, что капиталистическое общество, с его технологической рациональностью, подавляет духовные и творческие стороны личности и превращает человека в «одномерного» [8]. Выход из ситуации виделся исследователям в духовно-нравственном совершенствовании человека. Так, А. Кэмпбелл разрабатывал концепцию «ощущаемого качества жизни» [9] и фокусировал внимание на внутреннем самочувствии американцев. В свою очередь, П. Конверс и В. Роджерс доказывают слабость зависимости между удовлетворенностью жизнью и социальным окружением индивида. Ф. Эндрюс и С. Уитни в своих работах отмечают, что параметры возраста, гендера, дохода, образования и занятости вызывают лишь частичное изменение общей удовлетворенности жизнью.

Таким образом, объективный подход делает акцент на реальных обстоятельствах существования человека, изучении условий его жизни: общественноэкономических, естественно-географических, индивидуально-мотивационных, в то время как субъективизм обращается к состоянию внутреннего мира личности, степени удовлетворения индивидуальных потребностей, субъективным оценкам отдельных сторон личного существования.

Возникновение исследований качества жизни населения связывается с американской социологией и относится к проблеме эффективности федеральных социальных программ. Становление концепции качества жизни началось с рассмотрения представителями чикагской школы Р. Парком и Э. Берджессом вопросов охраны окружающей среды, труда и здоровья людей в условиях городской жизни.

Основной причиной появления и широкого распространения термина «качество жизни» в обществах с высоким уровнем потребления послужила смена механизма социального развития. Уже в 1960-е годы стала очевидной ограниченность использования термина «уровень жизни», поскольку экономический рост и высокий уровень потребления вовсе не свидетельствуют об исчезновении нищеты, преступности, незагрязнении окружающей среды. Такие «составляющие качества жизни, как здоровье, образование, состояние природной и социальной окружающей среды, всегда остаются в качестве потребностей, даже если доход и связанные с ним трудовая деятельность и рыночная форма потребления перестают быть необходимыми ресурсами удовлетворения потребностей» [10, с. 8].

Последовательная трансформация проблемы качества жизни привела к обретению более общего смыслового значения, связанного уже с вопросами целей и ценностей общества. Теперь понятие интегрирует такие категории ценностей, как свобода, демократия, равенство, права человека, ответственность и необходимость совершенствования общественных отношений (девиантное поведение, самоубийства, социальная поляризация общества).

Очевидно, что для современного человека наиболее существенным является не только определенный уровень благосостояния, сколько качественное состояние окружающей природной среды обитания, состояние здоровья, наличие свободного времени, духовно ориентированная жизнь. Можно уверенно говорить о

H.A. Барышная

качестве жизни общества и отдельного индивида в том случае, когда слагаемые жизни и их взаимосвязи достигают определенного качественного уровня.

Библиографический список

1. Философский словарь / пер. с нем.; 22-е изд., перераб.; основан Г. Шмидтом, под ред. Г. Шишкофф. М., 2003.

2. Большая экономическая энциклопедия. М., 2007.

3. Всеобщее управление качеством: учебник для вузов / О.П. Глудкин, Н.М. Горбунов, А.И. Гуров, Ю.В. Зорин. М., 2001.

4. Социологическая энциклопедия: в 2 т. / Национальный общественно-научный фонд; рук. науч. проекта Г.Ю. Семигин; гл. ред. В.Н. Иванов. М., 2003. Т. 1: А-М.

5. Качество жизни: краткий словарь. М., 2009.

6. Нугаев Р.М., Нугаев М. А. Качество жизни в трудах социологов США // Социологические исследования. 2003. № 6.

7. Савченко П., Федорова М., Шелкова Е. Уровень и качество жизни: понятие, индикаторы, современное состояние // Российский экономический журнал. 2000. № 7.

8. Маркузе Г. Одномерный человек // Американская социологическая мысль. М., 1996.

9. Campbell A. The Quality of American Life: Perceptions, Evaluations and Satisfactions / A. Campbell, Ph. Converse, W. Russell Sage Foundation, 1979. XI.

10. Савин К.Н. Формирование и развитие регионального кластера качества жизнеобеспечения. М., 2009.

N.A. Baryshnaya

The Ethnic-Cultural Context

of Nation-Building

The current conditions stimulating the search oftools and mechanisms of formation of national and civic identity are analyzed. The context of the ethnic categories formation which is used by various groups to achieve legitimacy and to struggle for symbolical existence and recognition is studied.

Key words and word-combinations: ethno-cultural identity, social capital, Nation Building, managing cultural diversity.

Анализируются современные условия, стимулирующие поиски инструментов и механизмов формирования национальной, гражданской идентичности. Исследуется контекст производства этнических категорий, с использованием которых различные группы добиваются легитимности, борются за символическое существование и признание.

Ключевые слова и словосочетания: этнокультурная идентичность, социальный капитал, нациестроительство, управление культурным многообразием.

УДК 321.1 ББК 66.094

H.A. Барышная

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ

КОНТЕКСТ

НАЦИЕСТРОИТЕЛЬСТВА*

1^ дентичность служит основанием, объединяющим началом, поскольку одним из критериев для определения индивидом своего положения в системе социальных отношений является его принадлежность к той или иной социальной группе по ряду критериев, принимаемых и понимаемых им и

* Работа выполнена в рамках проекта РГНФ № 10-03-00063а «Социальные границы полиэтнической организации в современном городе: формирование и трансформация».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.