Научная статья на тему 'Качество высшего профессионального образования в России: анализ ситуации, тенденции и прогнозы'

Качество высшего профессионального образования в России: анализ ситуации, тенденции и прогнозы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕНДЕНЦИИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОБЛЕМЫ ВПО / КЛЮЧЕВЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ КАЧЕСТВА ВПО / TENDENCIES IN HIGHER EDUCATION QUALITY MANAGEMENT / PROBLEMS OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / KEY ADVANCED QUALITY MODELS OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фальковская Татьяна Юрьевна, Апанович Елена Владимировна

Предпринята попытка проанализировать ситуацию в сфере высшего профессионального образования в РФ. Выявлены проблемы и направления развития ВПО. Представлены существующие модели формирования систем управления качеством в ОУ ВПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION IN RUSSIA: SITUATION ANALYSIS, TENDENCIES AND FORECASTS

The authors make an attempt to analyze the situation in higher professional education in the Russian Federation. The problems and development courses of higher professional education are revealed. Current models to form quality management systems in educational institutions of higher professional education are presented.

Текст научной работы на тему «Качество высшего профессионального образования в России: анализ ситуации, тенденции и прогнозы»

ность на средства производства, на основе которой держится капиталистическая экономика, должна превратиться в нечто иное. Но это затрагивает интересы целого социального слоя частных собственников. А поскольку в рыночной экономике именно частные собственники являются ведущим классом, то они, по сути дела, заказывают музыку в науке. Это проявляется в принятии к изучению соответствующих учебников экономической теории. При отсутствии официальной цензуры её место заняла цензура рынка. Тиражи научных исследований крайне малы. В книжных магазинах практически отсутствуют монографические исследования, а если и есть, то цены делают их практически непокупаемыми. Библиотеки учебных заведений приобретают, в основном, только учебники. Чтобы обеспечить себя средствами к жизни, преподаватели берут столько часов нагрузки, что времени на чтение моно-

графической литературы, серьезные занятия наукой нет. Пока класс, заинтересованный в диалектической логике как методе познания и действия, не осознает себя как класс, маловероятно, чтобы диалектика стала востребованной и получила дальнейшее развитие через исследование новых явлений современного общества.

Таким образом, методологический примитивизм современной экономической науки, скрываемый за сложными математическими выкладками, не дает возможности познания истины, не формулирует направления развития общества, для чего и призвана наука. Но по мере накопления противоречий, разрешение которых невозможно без изменения самой системы, неизбежно снова обращение к диалектике как методу познания и практики.

Библиографический список

1. http//www//OPEC. ru

2. Блауг М. Методология экономической науки, или как экономисты объясняют / пер. с англ.; науч. ред. и вступ. ст. В.С. Автономова Вопросы экономики, 2004. 416 с.

3. Бюллетень №1 альманаха «В защиту науки» Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований. М:. Наука, 2006.

4. Евстигнеева Л., Евстигнеев Р. Инфляция в новом измерении // Вопросы экономики. 2008. № 7. С. 4б—61.

5. Евстигнеева Р., Евстигнеев От стандартной экономической теории к экономической синергетике // Вопросы экономики. 2001. № 10. С. 38.

6. Корнейчук Б. Экономисты о причинах кризиса // Экономист. 2009. № 5. С. 19-26.

6. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию... / сост.

и предисл. Ю.П. Сенокосова. М.: Изд-во Прогресс, 1990. С. 368.

7. Мамардашвили М. К. Анализ сознания в работах Маркса // Вопросы философии. 1968, №6. С. 10.

8. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 20. С. 329-330.

9. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов. 2- е изд., изм. М.: НОРМА, 2001. 572 с.

10. Смирнов А. Глобальная финансовая нестабильность // Вопросы экономики. 2008. № 10. C. 34-41.

11. Улюкаев У., Данилова Е. Российская кредитная система в условиях нестабильности на мировом финансовом рынке // Вопросы экономики. 2008, №12. С.3-21.

12. Экономическая наука на пороге XXI века. М.: Юристъ. 1998. 768 с.

УДК 055.6

КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: АНАЛИЗ СИТУАЦИИ,ТЕНДЕНЦИИ И ПРОГНОЗЫ

Т.Ю. Фальковская1, Е.В. Апанович2

1 2

' Иркутский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1. 1Иркутский государственный лингвистический университет, 664025, г. Иркутск, ул. Ленина, 8.

Предпринята попытка проанализировать ситуацию в сфере высшего профессионального образования в РФ. Выявлены проблемы и направления развития ВПО. Представлены существующие модели формирования систем управления качеством в ОУ ВПО. Библиогр. 4 назв.

Ключевые слова: тенденции управления качеством высшего профессионального образования; проблемы ВПО; ключевые современные модели качества ВПО.

1Фальковская Татьяна Юрьевна, кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии и управления социальными процессами, аналитик учебного центра качества и стандартизации, тел.: (3952) 951068, e-mail: dear_dear@inbox.ru Falkovskaya Tatiana, Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of Cultural Studies and Social Processes Management, an Analyst of the Educational Centre for Quality and Standardization, tel.: (3952) 951068, e-mail: dear_dear@inbox.ru

2Апанович Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков, директор учебного центра качества и стандартизации, тел.: 89149393814, e-mail: vapan@mail.ru

Apanovich Elena, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Teaching Methodology of Foreign Languages, Director of the Educational Centre for Quality and Standardization, tel.: 89149393814, e-mail: vapan@mail.ru

QUALITY OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION IN RUSSIA: SITUATION ANALYSIS, TENDENCIES AND FORECASTS

T.Yu. Falkovskaya, E.V. Apanovich

Irkutsk State University, 1, Carl Max St., Irkutsk, 664003. Irkutsk State Linguistic University, 8, Lenin St., Irkutsk,664025.

The authors make an attempt to analyze the situation in higher professional education in the Russian Federation. The problems and development courses of higher professional education are revealed. Current models to form quality management systems in educational institutions of higher professional education are presented. 4 sources.

Key words: tendencies in higher education quality management; problems of higher professional education; key advanced quality models of higher professional education.

Ситуация в сфере высшего профессионального образования (ВПО) России меняется быстрыми темпами. Основные изменения связаны с двумя тенденциями: увеличением количества учебных заведений и сокращением количества учащихся.

В целом же оба вектора изменений ведут к ужесточению конкуренции в сфере ВПО. В этих условиях оставаться безучастным к изменениям внешней среды становится невозможным и опасным; из элитного бюджетного заведения вуз становится в один ряд с коммерческими предприятиями, что требует незамедлительной оптимизации деятельности вуза.

Основными направлениями оптимизации в данной ситуации могут быть следующие:

1. Развитие современной системы непрерывного профессионального образования.

2. Повышение качества профессионального образования.

3. Обеспечение инвестиционной привлекательности сферы образования.

4. Повышение доступности качественного образования.

Кроме естественного отбора посредством конкуренции, в сфере ВПО присутствует контроль со стороны государства, который осуществляется при помощи аккредитации.

При этом государство в лице Рособрнадзора декларирует следующие направления формирования требований по оптимизации сети образовательных учреждений:

- внедрение системы публичной отчетности образовательных учреждений, развитие механизмов общественных рейтингов образовательных программ,

- совершенствование подходов к аккредитации образовательных учреждений,

- формирование институтов общественного участия в управлении образованием на всех его уровнях.

В настоящее время изменились и показатели качества высшего профессионального образования. К ним относят:

1. Положение и продвижение выпускников вуза на рынке труда.

2. Оплата труда выпускников вуза.

3. Востребованность выпускников вуза у работодателей.

4. Оценка результатов подготовки.

5. Усилия вуза по обеспечению качества подготовки.

В соответствии с Болонской конвенцией и Европейскими традициями вузу предоставляется все больше свободы и автономии, в том числе и в части выбора способов и моделей формирования, и гарантии качества высшего образования: требования при аккредитации минимизируются, акцент переносится на добровольное подтверждение качества своих услуг.

Последняя тенденция полностью соответствует как общемировым тенденциям, так и ситуации с управлением и контролем качества в других отраслях РФ.

В целом, эволюция систем качества прошла следующие основные этапы:

• Система контроля качества позволяет проконтролировать качество продукции после ее изготовления;

• Система управления качеством позволяет контролировать качество и управлять им в процессе изготовления;

• Система всеобщего менеджмента качества (Total quality management) позволяет непрерывно улучшать все направления деятельности с целью удовлетворения и предвосхищения ожиданий потребителей.

При этом на Западе сложилась традиция, согласно которой инициатива работ по улучшению и подтверждению качества исходит в основном от производителей; акценты переносятся на систему добровольного подтверждения качества, но государство либо отраслевые институты факультативно задают направления и модели управления качеством.

В настоящее время в мире существуют следующие модели управления качеством:

• Международный стандарт ИСО 9000 (универсальная модель)

• Национальные премии по качеству

• Отраслевые стандарты систем менеджмента качества

В РФ в сфере профессионального образования выстроилась следующая иерархия моделей управления качеством:

• ИСО 9000

• Национальная премия правительства РФ по качеству

• Типовая модель системы качества образовательна_

• Конкурс Рособрнадзора «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования» (согласовано с Б1ЧОЛ)

Вузы в настоящее время не имеют четких и однозначных императивов выбора моделей, ОУ самостоятельно выбирает модель, по которой выстраивает си-

стему гарантии качества образования, и затем добровольно подтверждает соответствие выбранной модели путем аудита третьей стороной. Каждая модель имеет свои преимущества: уровень признания сертификатов, возможности совместимости с другими моделями, авторитет экспертов / создателей, специфичность / универсальность (табл.

Модель Эксперт Доку- Статус экс- Уро- Степень Количество ву- Возможно-

мент, перта и/или вень распростра- зов, имеющих сти совме-

удосто- модели каче- при- нения на удостоверяю- стимости

веряю- ства зна- иные сферы щий документ

щий со- ния кроме обра-

ответ- (РФ/м зовательной

ствие ежду-

модели народ ный)

Нацио- Экспертный Диплом Утвержден РФ Унивесаль- 7 ОУ Совместима

нальная совет по ка- лауреа- Правитель- ная межот- с ИСО

премия честву при та ством РФ раслевая

Прави- правитель- модель

тельства стве РФ

РФ по ка-

честву

Типовая Не утвер- Не утвержден РФ Отраслевая 68 вузов, 3 Разработа-

модель СК жден реестр модель подтвердили на на осно-

ОУ (ЛЭТИ экспертов соответствие ве ИСО

имеет сер- аудиторов

тификат

«Русского

регистра»)

Конкурс Экспертная Диплом Утверждён РФ Отраслевая За 9 лет с мо- Согласован

Рособрна- комиссия лауреа- Рособрнадзо- модель мента органи- с рекомен-

дзора «Си- Рособрна- та ром зации: дациями

стемы ка- дзора 418 участников, БИОЛ и не

чества под- из них 41 лау- противоре-

готовки реат чит требо-

выпускни- ваниям

ков обра- ИСО

зователь-

ных учре-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ждений

професси-

онального

образова-

ния»

ИСО 9000 Независи- Серти- Международ- РФ и Универ- По ИСО 9000 На основе

мые серти- фикат с ная организа- боль- сальная сертифициро- ИСО 9000

фикацион- установ- ция по стан- шин- межотрас- вано более 100 разработа-

ные ленной дартизации ство левая мо- вузов и ссузов ны все

агентства сферой распро-стране-ния и признания в РФ и за рубежом стран мирового сооб-ще-ства (не только Европа) дель остальные модели

ENQA Например, Экс- Ассоциация Евро- Отраслевая 30 вузов вос- Разработа-

АККОРК пертное европейских пейск модель пользовались на на осно-

(Агенство по заклю- аккредитаци- ий услугами ве ИСО, но

обществен- чение онных фонд АККОРК. охватывает

ному кон- без агентств в (Азия Из них только только

тролю каче- установ- области каче- пока 10 государ- часть пока-

ства обра- ленного ства ВПО (вуз не ственных ву- зателей

зования и статуса напрямую не участ- зов.

развитию (сроков может со- вует)

карьеры) действия, сферы признания и т.п), ре-комен-дации, консультации трудничать с БЫОА )

Таким образом, вузы выбирают различные модели и способы гарантии качества, многие не ограничиваются одной моделью, имеют несколько сертификатов, участвуют в нескольких конкурсах.

Однако, как говорил великий гуру качества Эдвард Деминг, «Вы не обязаны делать все это. Выживание -дело добровольное»...

Библиографический список

1. ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Системы менеджмента качества. Требования. М.: Изд-во стандартов, 2008.

2. Колесников А. А., Козин И. Ф., Кожевников С. А. [и др.]. Всеобщий менеджмент качества: учеб. пособие / под общей ред. С. А. Степанова. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2001.

3. Руководство для участников конкурса 2010 года «Системы качества подготовки выпускников образовательных учре-

ждений профессионального образования». М.: Федеральное агентство образования РФ, 2010.

4. Соболев В.С. Ключевые факторы качества высшего профессионального образования // Менеджмент качества в образовании: материалы конф.-совещ, 28-29 октября 2002 г. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2002.

УДК 331.109: 338.124.4 (470)

НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ПОДГОТОВКА МЕДИАТОРОВ, ПОСРЕДНИКОВ И ТРУДОВЫХ АРБИТРОВ ДЛЯ УЧАСТИЯ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ И УРЕГУЛИРОВАНИИ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ»

О.М. Хохлова1

Иркутский государственный университет путей сообщения, 664074, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15.

Приведены актуальные проблемы предупреждения и урегулирования коллективных трудовых споров в Иркутской области. Рассмотрены вопросы содействия по обеспечению возможностей предотвращения перерастания коллективных трудовых споров в забастовки, политические акции протеста и поддержанию социальной стабильности в обществе и регионе. Библиогр. 17 назв.

Ключевые слова: медиатор; посредник; трудовой арбитр; трудовой спор; коллективный трудовой спор.

NEED TO CREATE AND IMPLEMENT THE PROGRAM "TRAINING OF MEDIATORS, CONCILIATORS AND LABOR ARBITRATORS TO PARTICIPATE IN PREVENTING AND RESOLVING OF COLLECTIVE LABOR DISPUTES" O.M. Khokhlova

Irkutsk State University of Railway Engineering, 15, Chernyshevsky St., Irkutsk, 664074.

The article presents the urgent problems of preventing and resolving of collective labor disputes in the Irkutsk region. The author considers the issues providing opportunities to prevent the escalation of collective labor disputes into strikes and

1Хохлова Ольга Михайловна, аспирант, старший преподаватель кафедры правоведения, e-mail: chochlovaolga-17@mail.ru Khokhlova Olga, Postgraduate, Senior Lecturer of the Department of Science of Law, e-mail: chochlovaolga-17@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.