Научная статья на тему 'Качество высшего образования в информационном обществе'

Качество высшего образования в информационном обществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / QUALITY OF HIGHER EDUCATION / INTERNATIONALIZATION OF EDUCATION / COMPETITIVENESS / THE BOLOGNA PROCESS / INFORMATION SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова И. Е., Иванов С. С.

В связи с модернизацией российского образования в статье рассматриваются вопросы разработки новой системы обеспечения качества высшего образования, ее интернационализации и ориентации на социально-экономическое развитие страны. Подчеркивается ключевая роль определения понятия «качество высшего образования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the issues of the development of a new system of quality assurance of higher education, its internationalization and orientation towards socio-economic development of the country in connection with modernization of the Russian education. The author underlines the key role of defining the quality of higher education concept.

Текст научной работы на тему «Качество высшего образования в информационном обществе»

КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

И.Е. Волкова, к.филол.н., нач. отдела Тел.: (499) 940-41-04; E-mail: VolkovaI60@mail.ru

С. С. Иванов, зам.нач. Тел.: (499) 940-41-04; E-mail: S.Ivanov39@mail.ru

Отдел систем обеспечения качества и рейтингов учебных заведений Инновационного центра информационных технологий и форм образования Федеральный институт развития образования http://www.firo.ru

The article is devoted to the issues of the development of a new system of quality assurance of higher education, its internationalization and orientation towards socio-economic development of the country in connection with modernization of the Russian education. The author underlines the key role of defining the quality of higher education concept.

В связи с модернизацией российского образования в статье рассматриваются вопросы разработки новой системы обеспечения качества высшего образования, ее интернационализации и ориентации на социально-экономическое развитие страны. Подчеркивается ключевая роль определения понятия «качество высшего образования».

Ключевые слова: качество высшего образования, интернационализация образования, конкурентоспособность, Болонский процесс, информационное общество.

Keywords: quality of higher education, internationalization of education, competitiveness, the Bologna process, information society.

В настоящее время в России функционирует 1429 вузов, в том числе 755 государственных и 674 негосударственных, и 2 174

различных филиала, однако качество их деятельности никого не удовлетворяет. В последнем исследовании «Times», посвященном конкурентоспособно-| сти систем высше-| го образования в IS целом, российская система высшего образования занимает 34 место из 40 стран, участвовавших в исследовании, а на первом месте находится система США.

Качество образования становится главным параметром при оценке деятельности учебного заведения, напомнила руководитель Рособрнадзора РФ Любовь Глебова, выступая на Всероссийском форуме «Модернизация образования». Отмечая проблему динамичности качества образования и дискуссии на эту тему в российском обществе (потому, что критерии качества сегодня достаточно размыты), Л. Глебова предложила определять данные критерии в соответствии с новыми задачами системы образова-

ния.

Разделяя точку зрения Л. Глебовой по вопросу разработки новой системы обеспечения качества образования России, мы вносим предложение с самого начала определить понятие академического качества высшего образования, так как неизвестно, что замеряется, когда такое определение отсутствует. Такая реко-мендация была сделана экспертами Комитета по образованию ОЭСР в своем докладе еще в 1998 году по итогам анализа государственной политики в области послесреднего образования и научных исследований в РФ, проводившейся по просьбе Министерства общего и профессионального образования в 1995-1997 годах [1].

Являясь государством - членом таких международных организаций в области культуры, науки и образования, как ЮНЕСКО и Совет Европы, а также участницей Болонского процесса, Россия имеет международные обязательства, которые нашли отражение в статье 15 Конституции РФ. Ста-

тья 15 гласит, что если какая-либо конституционная норма вступает в противоречие в международными правовыми нормами, к которым присоединилась Россия, то приоритет имеют международные нормы. Таким образом, международные нормативные документы являются неотъемлемой частью законодательной базы системы образования Российской Федерации.

Сложившаяся ситуация с качеством высшего образования волнует не только выгодоприобретателей образовательных услуг, но и само академическое сообщество.

В соответствии с Проектом образовательного Кодекса РФ «... Повышение академического престижа учебных заведений планируется достичь путем отказа от обязательных госстандартов и от статуса диплома государственного образца, оставив за работодателями и другими вузами право оценивать статус диплома, основываясь лишь на авторитете выдавшего его вуза. Этот подход должен быть распространен и на послевузовское образование - ученый совет вправе будет признать или не признать ученую степень или звание, присвоенное другим вузом [2].

Такое же положение содержится в Лиссабонской конвенции о признании документов о высшем образовании в Европе, которую мы подписали вместе со всеми европейскими странами.

«В российском законодательстве в области электронного обучения, мягко скажем, - «застой», - неутешительно заявил президент Международного консорциума «Электронный университет», научный руководитель МЭСИ В.П. Тихомиров. И именно отсутствие легализации в части использования технологий дистанционного образования -корень бед российского электронного образования. «Вся система лицензирования, аттестации и аккредитации высшего образования ориентирована на старые, традиционные формы обучения, - констатировал Владимир Павлович. - Кроме того устарели методы оценки качества образования. Мы в МЭСИ стремимся к тому, чтобы учебный контент обновлялся ежедневно. Естественно, что наши студенты не могут ответить на тесты, отображающие знания 10-летней давности»

[3].

Обеспечение качественного уровня образования становится в современных условиях одной из главных задач, неотделимых от социальной сферы. «Требование обеспечить качество и политика, направленная на

разработку концепции «обеспечения качества», подразумевают, что цель заключается в одновременном совершенствовании как составных частей высшего образования, так и самого института высшего образования как единого организма, функционирующего в качестве самостоятельной системы». Так сформулировали международные эксперты проблемы качества высшего образования в ходе Всемирной конференции ЮНЕСКО по высшему образованию в октябре 1998 года.

Качество высшего образования, по определению ЮНЕСКО, является функцией от:

• качества педагогического персонала;

• качества программ;

• качества студентов и условий их доступа к высшему образованию;

• качества инфраструктур внутренней и внешней среды;

• качества управления учебным заведением как единым целым [4].

Это означает, что необходимо преодолеть ряд противоречий и конфликтов, в том числе конфликт между экономическим подходом (когда высшее учебное заведение рассматривается как «предприятие») и культурным подходом (когда высшее образование рассматривается как «башня из слоновой кости, предназначенная для накопления и развития знаний») в целях содействия развитию социального подхода к высшему образованию, основанному на независимости мышления, поиске истины и научной достоверности, соответствии экономическим, культурным и социальным потребностям среды и, следовательно, на стремлении обеспечить его место в процессе устойчивого человеческого развития [4].

В соответствии с этими подходами такими международными организациями, как ЮНЕСКО и Совет Европы разработаны для каждого уровня образования свои критерии и механизмы обеспечения качества. К ним могут быть отнесены:

- «Критерии качества профессионального обучения Европейской ассоциации центров профессиональной подготовки» БУББ (1997);

- Европейская конвенция об эквивалентности дипломов, дающих право поступления в университеты (1953);

- Европейская конвенция об эквивалентности периодов университетского образования (1956);

- Европейская конвенция об академическом признании университетских квалифи-

каций (1959);

- Лиссабонская совместная ЮНЕСКО/Совета Европы конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию (1997).

В настоящее время в мире идентифицированы 4 международно признанные модели обеспечения качества высшего образования: американская, голландская, английская и французская. Международно признанной системой обеспечения качества является 4-ступенчатая модель, которая включает:

• наличие национального органа по обеспечению качества;

• самооценку (учебными заведениями, программами обучения и т.д.);

• оценку внешних экспертов и посещение учебных заведений;

• публикацию отчетов [5].

Рекомендация Комитета Министров

Совета Европы (№° Я (97) 1) по признанию и оценке качества частных высших учебных заведений, уточняет, что термин «оценка качества» охватывает ряд четких оценочных процедур, касающихся качества высших учебных заведений, включая качество программ или качество определенной программы.

В рекомендациях дается пояснение, что термин «аккредитация» появился в американской системе и используется в некоторых европейских странах тождественно термину «признание» [6].

Оценка качества и признание в высшем образовании стали важным элементом и предварительным условием интернационализации: развития международной академической мобильности, создания взаимовыгодных исследовательских связей, взаимного признания академических достижений (зачетных единиц) в европейским регионе.

Следует иметь в виду, что для каждого уровня образования должна быть разработана своя концепция качества.

Понятие академического качества

Принимая участие в работе международной группы по разработке терминологии для системы высшего образования под эгидой СЕПЕС ЮНЕСКО [7], авторы этой статьи склоняются к определению понятия качества как баланса интересов всех участников высшего образования, которое адаптировано к нашему культурному контексту.

Качество в высшем образовании является многомерным, многоуровневым и динамичным понятием, которое связано с кон-

текстуальными параметрами образовательной модели, с институциональной миссией и целями, а также с определенными стандартами в данной системе, учебном заведении, программе или дисциплине. Поэтому качество может иметь различные значения в зависимости от: (1) понимания разнообразных интересов различных заинтересованных сторон в высшем образовании (требований к качеству, установленных студентами/ университетом/ дисциплиной/ рынком труда/ обществом/ правительством); (И) его акцента на: вход, процессы, выход, миссии, цели и т.д.; (ш) свойств или характеристик академического мира, которые стоит оценить; и (Гу) исторического периода в развитии высшего образования.

Понятие «качества» в Болонском процессе

На протяжении 20 лет качество высшего образования является постоянной заботой правительств в многочисленных странах. В Европе эта озабоченность вписана в основные принципы Болонского процесса. Как США, так и Европа считают, что на электронное высшее образование как элемент традиционного высшего образования распространяются те же требования по качеству.

«Что такое качество?» - задается вопросом голландский исследователь А.И. Вроейнстийн [8].

Целью качества является внешнее согласование, которое в действительности ставит многочисленные теоретические и практические вопросы:

- теоретические вопросы для того, чтобы определить содержание понятия «качество»;

- практические вопросы для того, чтобы «подсчитать» качество по показателям, учитывая возможности, присущие этому типу измерений.

Трудности заключаются особенно во множестве целей высшего образования и в уже упомянутой дилемме между «расширением» (новые клиенты) и «углублением» (с точки зрения повышения конкурентоспособности экономики). Противоречия высшего образования могут быть кратко изложены следующим образом:

«Восприятие того, что является качественным образованием или качественным исследованием, варьируется в зависимости от групп, имеющих к этому отношение. Нужды студентов могут находиться частично в

противоречии с приоритетами преподавателей, которые сами не покрывают потребностей института или профессиональной сферы» [9].

В этих условиях, согласно Ж. Дежану [10], существует два основных подхода к качеству:

- Концепция, сосредоточивающаяся на ресурсах и процессах реализации образования в духе стандартов ISO 9000, которые являются стандартами не продукции, а процессов и устанавливают, следовательно, обязательства, скорее, по способам, чем по результатам.

- Концепция, сосредоточивающаяся на результатах, относящаяся либо к удовлетворению «клиентов», либо к экономической продуктивности и эффективности, либо, наконец, к справедливости.

Международное продвижение оценки

На международном уровне в целях гармонизации практики между странами были предприняты многочисленные инициативы по обеспечению качества.

Региональные сети и международная сеть (INQAAHE - International Network for Quality Assurance Agencies in Higher Education) объединили национальные агентства, ответственные за оценку качества высшего образования, с тем, чтобы поделиться опытом по взаимному признанию существующей практики. Более того, цель заключалась в том, чтобы обеспечить оценку оценщиков, т.е. качественное обеспечение оценочных агентств. Сеть INQAAHE была учреждена в 1991 году, включает 180 агентств из 100 стран. Она опубликовала «Справочник образцовой практики» внешнего обеспечения качества (2003 г.).

ЮНЕСКО поддерживает развитие обеспечения качества через свой «всемирный форум по обеспечению качества, аккредитации и признанию квалификаций на международном уровне». Согласно резолюции, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО (2003 г.) в ответ на прогрессирующее развитие студенческой мобильности, педагогического персонала и интернационализации программ, совместно с ОЭСР были разработаны «Руководящие принципы для обеспечения качества в трансграничном высшем образовании». Совет Европы со своей стороны принял Кодекс образцовой практики транснационального образования в 2000 году.

Понятие «качества» высшего образо-

вания в России

Идеолог «революций качества», или «квалитативной революции» А.И. Субетто (Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов МИСиС) считает [11], что:

«Государственная политика в области качества высшего образования в России опирается на научный и методологический базис политики качества, созданный как в России, так и за рубежом.

В него входит:

- организационно-методологический опыт создания, функционирования и развития систем управления качеством (комплексных систем управления качеством) в СССР - России в период с конца 50-х годов по настоящее время;

- организационно-методологические основания внедрения «систем качества» в разных сферах деятельности на базе идеологии международных стандартов серии ИСО 9000 как за рубежом, так и в России, а также организационно-методический опыт внедрения «систем всеобщего управления качеством» (Total Quality Management) разных версий в Японии, США, Европе (модели Де-минга, Джурана, Исикавы и др.);

- наука о качестве объектов и процессов, применяемых в человеческой практике, - квалитология, в том числе квалитология образования, становление которой происходит в последние 30 лет;

- квалиметрия - наука о закономерностях методов измерений и оценки качества любых объектов и процессов, в том числе теоретические комплексы, ориентированные на разработку оценочно-измерительных средств, тестовых комплексов в сфере образования».

Как мы видим, в этой идеологии ориентации на результаты нет. Точно так же оцениваются данные подходы и европейскими исследователями.

Как, например, Центр исследования политики высшего образования при Университете Твенте (Нидерланды) считает в своей работе «Ландшафт европейского высшего образования и исследований в 2020 г.» [12], что только на восьми DVD нового поколе -ния может уместиться вся квалиметрическая информация, для которой в напечатанном виде потребовался бы грузовик, или ее пришлось бы почти всю ночь передавать даже по высокоскоростной сети «Terabyte Publ European Subscription Network» (большинство университетов предпочитает ис-

пользовать DVD четвертого поколения, так как руководство университетов проводит политику жесткой экономии средств, а использование сети «Terabyte Network» очень дорогостояще).

Интересно то, что частные аккредита-ционные агентства не получили широкого распространения в Восточной Европе, но смогли завоевать свою долю на более выгодном рынке Западной Европы, где они могут выдавать пользующуюся огромным уважением (и дорогостоящую) дополнительную аккредитацию университетам, присуждающим докторские степени и набирающим абитуриентов по всей Европе. Эти университеты рассматривают наличие многочисленных аккредитаций в качестве успешной стратегии в мировой гонке за академический престиж.

Как мы видим, для Европы вопрос об использовании таких наук, как квалиметрия и квалитология, а также стандартов ИСО-9000 в оценке образования отпал еще в 2003 году.

Конечно, такие «научно-методологические основания», которые не ориентируются на результат и годятся для закрытого общества, каким был СССР, в современном информационном обществе никого устроить не могут. Ссылки на зарубежную практику, мало того, что не подтверждаются в международных конвенциях ЮНЕСКО и Совета

Европы, а говорят о том, что нашим «революционерам» не удалось навязать европейцам свой подход к качеству высшего образования. Но зато удалось внедрить в высшей школе России в виде государственной аккредитации.

Поддерживая точку зрения руководителя Рособрнадзора РФ Л. Глебовой по вопросу разработки новой системы обеспечения качества образования, вносим предложение разработать определение понятия качества высшего образования, взяв за основу подходы многонациональной Европы.

Высшее образование всегда имело международную направленность, а европейская интеграция потребовала унификации систем обеспечения качества высшего образования, что нашло воплощение в зонтичной европейской сети независимых органов по обеспечению качества высшего образования (ЕНКА).

Как сообщали 23 ноября 2008 года «University World News», страны Организации министров образования Юго-Восточной Азии (SEAMEO) приняли решение на саммите в г. Бангкоке о дублировании Болон-ского процесса. Отмечается, что амбициозные цели «Болоньи», которые планировалось реализовать с 1999 по 2010 годы, т.е. за 11 лет, страны ЮВА собираются реализовать за 7 лет.

Литература

1. Examen de l'éducation tertiäre et politiques de récherche dans la Fédération de la Russie. - Paris: OECD, 1998. -

118 p.

2. Круглый стол Российского Союза ректоров 24.10.2007 URL: http://www.5баллов/ru (дата обращения: 18.11.2008).

3. Цитир.по Одна из крупнейших ассоциаций дистанционного образования посетила Москву (пресс-релиз) // Открытое образование. - 2008. - № 3. - С.4.

4. Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры // Университетская книга. - 1999. - № 4. - С.8.

5. Quality Assurance in Higher Education. A Legislative Review and Needs Analysis of Developments in Central and Eastern Europe // European Training Foundation. - Brussels, 1998. - 220 p.

6. Recommendation of the Council of Europe Committee of Ministers (No. R (97) 1) on the Recognition and Quality Assessment of Private Institutions of Higher Education (adopted on the 4th February 1997).

7. Kuznetsov V.M., Ivanov S.S., Volkova I.E. Multilingual Lexicon of Higher Education / CEPES UNESCO. -München: Sauer Verlag, 1996. - 314 p.

8. Вроейнстийн А.И. Оценка качества высшего образования. - Москва: Изд-во МНЭПУ, 2000. - С. 26-32.

9. Burla S. La qualité comme processus de regulation de tension: l'approche de l'Universite de Lausanne. Acte du 24 ème congrès de l'AIPU. - Geneve, 2005. - 126 p.

10. Dejean J. Les demarches qualité dans l'enseignement superieur en Europe. - Paris: L'Harmattan, 2007. - 237 p.

11. Субетто А.И. Концепция государственной политики в области качества высшего образования и механизмов ее реализации // Открытое дистанционное образование: актуальные проблемы становления и развития: Межвуз. сб. наун. тр. (По итогам международных научно-практических конференций «Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения»). - М., 2006. - С. 92.

12. The European higher education and research landscape 2020 / CHEPS Scenarios. - Enschede, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.