Научная статья на тему 'Качество трудовой жизни руководителей сестринского звена на примере лечебно-профилактических учреждений Оренбургской области'

Качество трудовой жизни руководителей сестринского звена на примере лечебно-профилактических учреждений Оренбургской области Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
150
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ / МЕДИЦИНСКИЕ СЕСТРЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кацова Г.Б., Павленко Т.Н., Малеева Н.П.

В настоящей работе приведены результаты анкетирования руководителей среднего медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений Оренбургской области. Анкетирование проводилось с целью выяснения наиболее значимых факторов, влияющих на качество трудовой жизни медицинских сестер. По результатам анкетирования основными проблемами, снижающими качество трудовой жизни, руководители сестринским персоналом считают уровень заработной платы, неудовлетворённость жилищными условиями и отсутствие путей решения этой проблемы в ЛПУ, отсутствие рациональной организации труда, что влечёт за собой развитие синдрома «профессионального выгорания» у руководителей сестринским персоналом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кацова Г.Б., Павленко Т.Н., Малеева Н.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUALITY OF LABOUR LIFE OF NURSING STAFF LEADERS BY THE EXAMPLE OF THERAPEUTIC AND PROPHYLACTIC INSTITUTIONS IN THE ORENBURG REGION

This article shows the survey results of the secondary medical staff leaders of therapeutic and prophylactic institutions in the Orenburg region. The survey has been carried out to find out the most significant factors affecting the quality of labour life of nurses. Judging from the survey results, the nursery staff leaders are of the opinion that the main factors reducing the quality of labour life are salary standard; dissatisfaction by the living conditions and the lack of the ways of solving this problem in therapeutic and prophylactic institutions; the lack of the rational labour organization which entails the development of the syndrome «professional burn-out» among nursing staffleaders.

Текст научной работы на тему «Качество трудовой жизни руководителей сестринского звена на примере лечебно-профилактических учреждений Оренбургской области»

Избыток магния наблюдался у учащихся второй группы 7-11 лет на 36,1% (р<0,05) и на 26,2% у мальчиков и девочек 11-14 лет второй группы (р<0,05). Поступление фосфора с рационом превышало физиологическую норму у всех учащихся: у учащихся 7-11 лет на 50,3% в первой группе и на 17,2% во второй группе (р<0,05); у учащихся 11-14 лет на 49,6% в первой группе и на 24,9% во второй группе; у учащихся 14-18 лет на 49,6% в первой группе и на 24,9% во второй группе.

Содержание железа в рационах питания было выше физиологической нормы у всех учащихся: у учащихся 7-11 лет на 89,9% в первой группе и на 55,7% во второй группе (р<0,05); у учащихся 11-14 лет в первой группе у мальчиков на 61,5% (р<0,05), у девочек на 29,2%, во второй группе на 73,7% у мальчиков (р<0,05) и на 38,9% у девочек (р<0,05); у учащихся 14-18 лет в первой группе на 29,2% у юношей и на 7,6 у девушек, во второй группе на 38,9% (р<0,05) у юношей и на 15,8% у девушек (р<0,05).

Несмотря на то, что витамины не обеспечивают организм энергией и пластическим материалом, они играют чрезвычайно важную роль в процессах роста, развития детского организма и становления его основных функций. Как водо-, так и жирорастворимые витамины обеспечивают детский организм набором специфических регуляторов физиологических и метаболических процессов. Витамины необходимы для оптимального протекания процессов роста, кроветворения и становления половой функции, поддержания нормального уровня функционирования сердечно-сосудистой и центральной нервной системы.

Рационы питания учащихся дефицитны по содержанию витамина А на 17,4% у учащихся 7-11 лет первой группы и 14-18 лет на 27,9% у юношей и на 19%

у девушек первой группы (р<0,05). У юношей 14-18 лет второй группы рационы школьного питания были дефицитны по содержанию витамина В1 на 10,1%, витамина В2 на 16,9% (р<0,05), витамина С на 18,3%, витамина Е на 17,8%. При этом у остальных учащихся выявлен избыток поступления витамина А от 31,5% до 149,8%, витамина В1 от 6,3 до 16,3%, витамина В2 от 17,9% до 22,1%, витамина С от 4,9% до 88,4%, витамина Е от 6,8% до 29,4%.

Вместе с этим показано, что в рационах питания нарушена сбалансированность между белками, жирами и углеводами, кальцием и фосфором, кальцием и магнием, а также белком и витамином С во всех возрастах в исследуемых группах.

Таким образом, выявленные особенности питания учащихся исследуемых образовательных учреждений показывают, что питание учащихся является нерациональным и неадекватным, что может привести к росту алиментарно-зависимых заболеваний, в том числе и стоматологической з аб олев аемо сти.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Горелова, Ж. Ю. О состоянии фактического питания школьников / Ж. Ю. Горелова // Вопросы детской диетологии. - 2003. - № 3. - С. 60-63.

2. Онищенко, Г. Г. О реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях / Г. Г. Онищенко // Здоровье населения и среда обитания. - 2009. - № 9. - С. 4-5.

3. Рациональное питание российских школьников: проблемы и пути их преодоления / И. Я. Конь, В. А. Тутельян, А. К. Углицкий // Здоровье населения и среда обитания. - 2008. - № 7. - С. 4-5.

ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

УДК 614. 254: 614. 21 (470. 56)

Г. Б. КАЦОВА, Т. Н. ПАВЛЕНКО, Н. П. МАЛЕЕВА

КАЧЕСТВО ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СЕСТРИНСКОГО ЗВЕНА НА ПРИМЕРЕ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Оренбургский государственный медицинский университет G. B. KATSOVA, T. N. PAVLENKO, N. P. MALEEVA

THE QUALITY OF LABOUR LIFE OF NURSING STAFF LEADERS BY THE EXAMPLE OF THERAPEUTIC AND PROPHYLACTIC INSTITUTIONS IN THE ORENBURG REGION

РЕЗЮМЕ.

В настоящей работе приведены результаты анкетирования руководителей среднего медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений Оренбургской области. Анкетирование проводилось с целью выяснения наиболее значимых факторов, влияющих на качество трудовой жизни медицинских сестер.

По результатам анкетирования основными проблемами, снижающими качество трудовой жизни, руководители сестринским персоналом считают уровень заработной платы, неудовлетворённость жилищными условиями и отсутствие путей решения этой проблемы в ЛПУ, отсутствие рациональной организации

труда, что влечёт за собой развитие синдрома «профессионального выгорания» у руководителей сестринским персоналом.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: КАЧЕСТВО ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ, МЕДИЦИНСКИЕ СЕСТРЫ.

SUMMARY.

This article shows the survey results of the secondary medical staff leaders of therapeutic and prophylactic institutions in the Orenburg region. The survey has been carried out to find out the most significant factors affecting the quality of labour life of nurses. Judging from the survey results, the nursery staff leaders are of the opinion that the main factors reducing the quality of labour life are salary standard; dissatisfaction by the living conditions and the lack of the ways of solving this problem in therapeutic and prophylactic institutions; the lack of the rational labour organization which entails the development of the syndrome «professional burn-out» among nursing staffleaders.

KEY WORDS: THE QUALITY OF LABOUR LIFE, NURSES.

ВВЕДЕНИЕ. Реформа сестринского дела в рамках новой Концепции развития здравоохранения предусматривает определение новой роли медицинской сестры в лечебном, диагностическом и профилактическом процессах, определение чётко очерченных функциональных обязанностей, введение нормативов нагрузки среднего медицинского персонала.

Результаты деятельности многих лечебно-профилактических учреждений, их работа с кадрами показывают, что формирование производственных коллективов, обеспечение высокого качества кадрового потенциала являются решающими факторами эффективности работы и конкурентоспособности [Хенри Б., Лоренс М., 1991, Алексеев Н. А., 1997].

В связи с этим основной целью развития сестринского дела в России является формирование оптимальных условий для повышения эффективности и усиления роли сестринского персонала в оказании медицинской и медико-социальной помощи населению. В свете повышения роли медицинской сестры в процессе медицинского обслуживания населения, расширения функций среднего медицинского персонала назрела необходимость реорганизации сестринского дела, которая позволила бы оптимизировать деятельность медицинской сестры, максимально использовать её профессиональный потенциал. Этого можно добиться правильным подбором и расстановкой кадров, основанным на научно сформированной модели рабочих мест среднего медицинского персонала различного уровня. Однако в процессе кадрового планирования руководителю медицинского учреждения приходится учитывать не только профессиональную подготовлен-

ность медицинской сестры, но и психологические, характерологические особенности личности, а также мотивацию претендента к работе [1]. Последнее напрямую зависит от таких показателей, как уровень заработной платы, психологический климат в коллективе, отношение с руководителями, состояния рабочего места, то есть факторов, которые объединяют понятие «качество трудовой жизни». Актуальность темы исследования определяется необходимостью создания условий для эффективного функционирования организации через столь важный в настоящее время ресурс - персонал, потому как удовлетворенность условиями труда и качеством трудовой жизни непосредственно отражается на производительности и качестве работы [4]. Различные аспекты качества жизни столетиями обсуждаются в мировой философской, социологической и экономической литературе. Качество трудовой жизни в любой сфере деятельности человека становится весомым и значимым фактором, влияющим на конечный результат его труда [2]. Концепция качества трудовой жизни основывается на создании условий, обеспечивающих оптимальное использование трудового потенциала человека. Качество трудовой жизни можно повысить, изменив в лучшую сторону любые параметры, влияющие на жизнь людей. Это включает, например, участие работников в управлении, их обучение, подготовку руководящих кадров, реализацию программ продвижения по службе, обучение работников методам более эффективного общения и поведения в коллективе, совершенствование организации труда [3]. В результате трудовой потенциал получает максимальное развитие, а организация - высокий уровень производительности труда и максимальную прибыль. Данная концепция является одной из наиболее значимых разработок в области управления персоналом в последние годы.

ЦЕЛЬЮ ИССЛЕДОВАНИЯ явилось получение новых данных об условиях работы и удовлетворённости ими руководителей сестринских служб учреждений здравоохранения, как показателя качества трудовой жизни.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В рамках данной работы проведено социологическое исследование методом анкетирования. Проанкетировано 234 руководителя сестринского звена лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) г. Оренбурга и Оренбургской области: 47 главных и 187 старших медицинских сестёр.

Анкетирование проведено методом 60% репрезентативной выборки. Использована анкета, разработанная сотрудниками факультета высшего сестринского образования Первого Московского медицинского университета имени И. М. Сеченова. Она содержит вопросы, позволяющие выявить основные показатели, харак-

теризующие качество трудовой жизни медицинского персонала, и определить удовлетворённость руководителей сестринских служб условиями своего труда.

В настоящей работе изучены такие показатели качества трудовой жизни, как организация работы сестринской службы; проблема дефицита сестринских кадров, состояние материально-технических базы, необходимой для качественной работы; отношение сестринского персонала к существующей системе повышения квалификации, её роль в совершенствовании профессиональной компетенции руководителей сестринских служб, а также удовлетворённость сотрудниками своей работой; соответствие выполняемой повседневной работы должностным требованиям; стиль управления руководителя организации; соблюдение режима рабочего времени; преданность организации; социальные гарантии учреждений здравоохранения; оценку сестринским персоналом качества своей жизни в целом.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ. При анализе результатов, полученных в ходе исследования, в первую очередь выяснялись факторы, по мнению респондентов, определяющие качество трудовой жизни руководителей сестринских служб ЛПУ. Согласно их ответам, в структуре факторов, определяющих качество трудовой жизни, наибольший удельный вес составили: уровень заработной платы (26,3%), психологический климат в коллективе (24,8%), территориальная близость к дому (27%). Стиль руководства считают основным фактором - 6%, социальные гарантии - 2,1%, рациональное питание на рабочем месте - 2,6%, соблюдение режима работы - 4,6%, возможность сохранения здоровья - 0,5%, жилищные условия - 6,1% респондентов (рис. 1).

Материальное благосостояние семьи оценивалось нами по среднемесячному доходу (табл. 1).

В среднем доход на одного человека в месяц в семьях руководителей сестринским медицинским персоналом составляет 8246,77 рубля.

Среди семей со среднемесячным доходом менее 3 тысяч рублей 75% имеют несовершеннолетних детей. С доходом 10 000 и более семьи с несовершеннолетними детьми составляют менее 33,3%.

Своим материальным положением довольны 33,8% (79) опрошенных. Отрицательно оценили этот показатель 23,5% (55) респондентов.

Важным показателем качества трудовой жизни является психологический климат в коллективе. Социальная напряжённость в обществе, несомненно, проявляется и в коллективах лечебно-профилактических учреждений. Причиной, поддерживающей в коллективах психологическую напряжённость, могут быть низкий уровень оплаты труда, не соответствующий степени значимости и интенсивности труда медицинских

работников, риск профессиональной вредности (заражение вирусным гепатитом, ВИЧ-инфицирование и др.), недостаточный престиж и низкая социальная защищённость профессии медсестры, другие экономические, организационно-управленческие и социально-психологические факторы. Психологический климат во многом зависит и от умения руководителя разрешать конфликтные ситуации, владеть психологическими приёмами общения с коллегами. Как показывает проведённое анкетирование, основным фактором, ухудшающим этот показатель, является отсутствие коммуникабельности среди среднего медицинского персонала и руководящего звена. Значительные трудности в установлении хорошего микроклимата в коллективе связаны с отсутствием у старших, главных медицинских сестёр знаний психологии управления. Это требует специальной подготовки. В связи с этим курс психологии управления был включен в образовательную программу циклов «Управление сестринской деятельностью», проводимых на кафедре сестринского дела Оренбургского государственного медицинского университета.

Таблица 1 - Среднемесячный доход семей руково-

дителей сестринского персонала

Среднемесячный доход на одного человека (руб.) Количество Главные сёстры Старшие сёстры

Менее 3000 12 (5,1%) 1 (2,1%) 11 (5,8%)

От 3000 до 5000 48 (20,5%) 6 (12,7%) 44 (23,5%)

От 5000 до 7500 86 (36,8%) 14 (30%) 70 (37,4%)

От 7500 до 10 000 49 (20,9%) 12 (25,5%) 37 (19,8%)

От 10000 до 12 500 17 (7,3%) 6 (12,7%) 11 (6%)

Более 12 500 22 (9,4%) 8 (17%) 14 (7,5%)

Весомое значение для повышения качества трудовой жизни имеют жилищные условия (6,1%). При оценке медицинским персоналом удовлетворённости своими жилищными условиями результаты распределись следующим образом:

- 68,8% (161 чел.) довольны своими жилищными условиями;

- 17,9% (42 чел.) оценили их как удовлетворительные;

- 13,3% (31 чел.) считают их неудовлетворительными (рис. 2).

В настоящее время каждого руководителя волнует состояние здоровья и безопасность на рабочем месте. Часто работники находятся в быстро меняющихся или стрессовых условиях, а уровень физической активности на работе может быть недостаточен для поддержания здоровья. Чем дольше и интенсивнее люди

Рисунок 1 - Факторы, определяющие качество трудовой жизни

¡довольны

¡неудовлетворены условиями оценили как удовлетворительные

13%

64%

| здоровье соответствует возрасту

I невнимательн ое отношение к здоровью

Рисунок 2 - Удовлетворённость медперсонала жилищными условиями

работают, тем сильнее работа влияет на их здоровье. Из результатов проведенного анкетирования видно, что для многих медицинских сестер существует чёткая взаимосвязь между состоянием здоровья и качеством трудовой жизни. Так, по результатам анкетирования 149 (63,7%) опрошенных указали, что их здоровье соответствует возрасту, 54 (23%) не могут оценить его, потому что не считают это важным показателем и не уделяют этому должного внимания. У 31 человека (13,2%) отмечено ухудшение здоровья из-за значительных перегрузок на работе (рис. 3).

Помимо перечисленных выше факторов, качество трудовой жизни определяется условиями трудового процесса, которые косвенно влияют на эмоциональный и деятельностный компоненты отношения сотрудников к работе.

Одним из составляющих, которые отрицательно влияют на качество трудовой жизни, являются психосоциальные нарушения нормального хода трудового процесса. Сбои в нём ведут к нарушению его ритмичности, потерям рабочего времени, отклонениям от требований технологии. Сверхурочные работы, использование работников не по специальности явля-

Рисунок 3 - Отношение медицинских руководителей к своему здоровью

ются одной из главных причин неудовлетворённости трудом, приводящей к снижению качества трудовой жизни. В ходе проведённого исследования выявлено, что у 55,6% респондентов не соблюдается режим работы. Руководители сестринского персонала в 19,2% случаев ежедневно, а в 33% 1-2 раза в неделю задерживаются на работе по производственным делам; 3,3% задерживаются эпизодически во время отчётов или проведения проверок. Только 44,4% медицинских сестёр успевают в рабочее время выполнить свои функциональные обязанности. При проведении сравнительного анализа оказалось, что нарушение режима трудового дня более типично для работы главных медицинских сестёр (68%). У старших медицинских сестёр этот показатель составил 52,4%.

В связи с тем, что более половины респондентов (52,2%) проводят на работе времени больше, чем положено по графику, в 38% они не удовлетворены организацией питания на рабочем месте: в 19,2% - из-за неадекватного режима работы, а в 18,8% - из-за материальных условий. Хорошую организацию питания на рабочем месте отметили 53% опрошенных медицинских сестёр.

Значительное влияние на качество трудовой жизни оказывает удалённость ЛПУ от места проживания сотрудников. Так, по результатам анкетирования на дорогу к рабочему месту главные и старшие медицинские сёстры тратят не менее 30 минут (табл. 2).

Сравнительный анализ показал, что достоверных различий в группах главных и старших медицинских сестёр не найдено (29,8% и 25,6% соответственно).

Важной составляющей качества трудовой жизни являются социальные гарантии. Среди них, по мнению респондентов, основной является предоставление финансовой поддержки при получении медицинской помощи.

Проведённое исследование показало, что 17 (7,3%) имеют данную гарантию, 131 (55,9%) имеют частично, не имеют 82 (35%). В 4 (1,7%) случаях медицинские сестры не были ориентированы на возможность её предоставления (рис. 4).

Немаловажный фактор, вызывающий дискомфорт в качестве трудовой жизни, исходящий именно от руководителя лечебного учреждения или от руководителя подразделения, является стиль руководства. По мнению респондентов, большинство руководителей учреждений здравоохранения применяют в управлении сестринским персоналом демократический (41,5%) и авторитарный (39,7%) стили руководства. В 3,4% случаев респонденты отметили либеральный стиль руководства. Затруднились ответить на этот вопрос 15,4% медицинских сестер (рис. 5).

В настоящее время в России, как и во всём мире, стоит проблема дефицита сестринских кадров. Эта проблема напрямую связана с качеством трудовой жизни, так как влечёт за собой физические и эмоциональные перегрузки персонала. Однако в учреждениях, где работают опрошенные сотрудники, в 60% этой проблемы, по их мнению, нет, в 34,1% она существует, но частично и в 4,7% - это серьёзная проблема для ЛПУ, влияющая на качество трудовой жизни. Сравнительный анализ полученных данных показал, что

более остро проблема дефицита сестринских кадров стоит в ЛПУ амбулаторного типа (45%) и только 37,4% в стационарах (рис. 6).

В своей работе руководители сестринских служб часто сталкиваются не только с кадровым дефицитом, но и с дефицитом материально-технических средств. Более 73% из общего числа анкетируемых указали на наличие этого дефицита в своих ЛПУ. Только 24,4% руководителей сестринскими кадрами считают, что такой проблемы нет (рис. 7).

При изучении качества трудовой жизни медицинского персонала важно учитывать их отношение к работе и удовлетворённость ею. Улучшение качества трудовой жизни предусматривает более полное использование интеллектуальных, творческих, организаторских, нравственных способностей человека. Соответствующее качество трудовой жизни должно создать условия для более полного развития творческих способностей работника, когда главным мотивом становится не зарплата, не должность, не условия труда, а удовлетворение от трудовых достижений в результате самореализации и самовыражения. Большое значение имеет то, насколько работа является для человека интересной, разнообразной, творческой, соответствует ли она его профессиональному уровню, позволяет ли реализовать творческий потенциал, обеспечивает профессиональный рост. Привлекательность работы повышают удовлетворенность условиями труда, оплатой, системой материального и морального стимулирования, социальным обеспечением, распределением отпусков, режимом работы, информационным обеспечением, перспективами карьерного роста, возможностью повысить уровень своего профессионализма, уровнем компетентности коллег, характером деловых и личных отношений в коллективе по вертикали и горизонтали и т. д. По результатам проведённого анкетирования выяснено, что 127 человек (54,3%) удовлетворены своей работой (70,2% -главные, 50,3% - старшие медицинские сёстры), а 102 (43,4%) не испытывают чувства удовлетворения или равнодушно относятся к ней (29,8% - главные и 47% - старшие медицинские сёстры). Несмотря на достаточно высокий процент неудовлетворённых своей работой, не допускают возможность смены деятельности даже при увеличении заработанной платы 41,5% (97 чел.) сотрудников (57,4% - главных медицинских сестёр, старших медицинских сестер - 37,4%).

Помимо условий, влияющих на качество трудовой жизни, в настоящей работе выяснялось мнение главных и старших медицинских сестёр по поводу перечня профессиональных навыков и качеств, которыми должен обладать современный руководитель сестринских служб. Согласно анкетированию, на первое ме-

Таблица 2 - Удалённость ЛПУ от места проживания сотрудников

Время Всего Главные Старшие

(мин., ч) сотрудников сёстры сёстры

Менее 29,1% 25,5% 30%

15 минут (68 чел.) (12 чел.) (56 чел.)

От 15 до 44,4% 44,7% 44,4%

30 минут (104 чел.) (21 чел.) (83 чел.)

От 30 до 23,1% 25,5% 22,4%

60 минут (54 чел.) (12 чел.) (42 чел.)

Более 3,4% 4,3% 3,2%

1 часа (8 чел.) (2 чел.) (6 чел.)

■ имеют полностью I имеют частично не имеют

I не ориентированы на предоставление

Рисунок 4 - Предоставление социальной гарантии медперсоналу учреждениями здравоохранения

.ээгруднились ответить;

дефицита;

ш -

постоянна;

1

Рисунок 5 - Стиль управления руководителей учреждений ЛПУ

Рисунок 6 - Обеспеченность ЛПУ медицинскими кадрами

Рисунок 7 - Дефицит материально-техническими средствами в учреждениях здравоохранения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

да, частично; 63.7 аад

сто респонденты выделили такие профессиональные качества и навыки, как ответственность (10,6%), планирование и организация (10,5%), управление людьми (8,7%), построение взаимоотношений (7,3%) и анализ проблем (5,9%).

ВЫВОДЫ. Основными проблемами, связанными с качеством трудовой жизни, для руководителей

сестринским персоналом ЛПУ г. Оренбурга и Оренбургской области является заработная плата, не соответствующая физическим и психоэмоциональным затратам на рабочем месте; неудовлетворённость жилищными условиями и отсутствие путей решения этой проблемы в ЛПУ, а также отсутствие рациональной организации труда (соблюдение режима работы, орга-

низация питания на рабочем месте, дефицит материально-технического обеспечения труда), что влечёт за собой развитие синдрома «профессионального выгорания» у руководителей сестринским персоналом.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бобков, В. Динамика уровня жизни населения / В. Бобков, П. Масловский-Мстиславский // Экономист. - 1994. - № 6.

2. Двойников, С. И. Управление развитием се-

стринского персонала : учебное пособие / С. И. Двойников, Л. А. Карасева. - М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздра-ва», 2006. - 120 с.

3. Новик, А. А. Руководство по исследованию качества жизни в медицине / А. А. Новик, Т. И. Ионова ; под ред. Ю. Л. Шевченко. - 2-е изд. - М.: ЗАО «Олма Медиа Групп», 2007. - 320 с.

4. Полывяная, М. Ю. Оценка качества жизни психически больных / М. Ю. Полывяная // Архив психиатрии. — 2002. — № 2. — С. 5-9.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

УДК 616.1:616-009.614:618.5-089.888.61

Ж. К. САТЕНОВ, Ж. Н. САРКУЛОВА, Б. У УТЕГАЛИЕВ

СОСТОЯНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ПРИ КЕСАРЕВОМ СЕЧЕНИИ В УСЛОВИЯХ ДЛИТЕЛЬНОЙ ЭПИДУРАЛЬНОЙ АНЕСТЕЗИИ

Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени М. Оспанова, г. Актобе, Казахстан

J. K. SATENOV, J. N. SARCULOVA, B. U. UTEGALIEV

CARDIOVASCULAR SYSTEM FOR CAESAREAN SECTION IN A PROLONGED EPIDURAL ANESTHESIA

West Kazakhstan Marat Ospanov State Medical University, Aktobe, Kazakhstan

РЕЗЮМЕ.

В статье представлены результаты исследования функционального состояния сердечно-сосудистой системы у беременных при проведении анестезиологического пособия при операции кесарева сечении. Длительная эпидуральная анестезия позволяет стабилизировать гемодинамические показатели при проведении оперативного вмешательства кесарева сечения.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: КЕСАРЕВО СЕЧЕНИЕ, ГЕМОДИНАМИКА, ДЛИТЕЛЬНАЯ ЭПИДУРАЛЬНАЯ АНЕСТЕЗИЯ.

SUMMARY.

There are results of researching of a functional condition of pregnant womens cardiovascular system, when carrying out manual of anesthesiology in time cesarean section in article. The long epidural anesthesia allows stabilizing haemodynamic rates in time cesarean section.

KEY WORDS: CESAREAN SECTION, HAEMO-DYNAMIC, THE LONG EPIDURAL ANESTHESIA.

Сатенов Жусупбек Куанышевич - ассистент кафедры скорой неотложной медицинской помощи, анестезиологии и реаниматологии с нейрохирургией; тел. 8 (7132) 567429

Саркулова Жанслу Нукиновна - руководитель кафедры скорой неотложной медицинской помощи, анестезиологии и реаниматологии с нейрохирургией; тел. 8 (7132) 567429; slu2008@mail.ru Утегалиев Бахитжан Утегалиевич - кандидат медицинских наук, ассистент кафедры скорой неотложной медицинской помощи, анестезиологии и реаниматологии с нейрохирургией; тел. 8 (7132) 534222

ВВЕДЕНИЕ. Проведение длительной эпидураль-ной анестезии (ДЭА) при кесаревом сечении довольно часто сопровождается гипотонией, возникающей в связи с симпатической блокадой в зоне анестезии [1].

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - изучение функционального состояния сердечно-сосудистой системы и методов коррекции гипотонии при кесаревом сечении в условиях ДЭА.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ. Группу исследования составили 40 женщин, у которых при кесаревом сечении ДЭА проводилась по акушерским показаниям и при различной сопутствующей экстрагенитальной патологии. Пункция и катетеризация эпидурального пространства осуществлялась в положении на боку на уровне L2 - L4. Катетер проводился краниально на 3-4 см. Анестезия - 2% раствором лидокаина гидрохлорида. Снятие эффекта присутствия после извлечения плода достигалась введением реланиума - 10 мг и ГОМК - 2 г в/в. В 1-й группе (основной) у 20 женщин для профилактики гипотонии параллельно волеми-ческой поддержке использовалось болюсное введение эфедрина гидрохлорида 28,7±6,9 мг (или мезатон 1,33±0,58 мг). Во 2-й группе (контрольной) у 20 женщин профилактика гипотонии проводилась объемным методом без адреномиметиков [2, 3].

Гемодинамические показатели: АДс, АДд, САД, ЧСС, RPP (ЧСС х АДс - косвенный показатель потребления кислорода миокардом) определялись на различных этапах: I - исходное состояние, II - после введения индукционной дозы, III - после извлечения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.