Научная статья на тему 'Качество продукции как фактор конкурентоспособности'

Качество продукции как фактор конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2055
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ЦЕННОСТЬ / СИСТЕМА / ЦЕНА / ОЦЕНКА / КОМБИНАЦИЯ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ПРОЦЕСС / МОДЕЛЬ / РЫНОК / COMPETITIVE ADVANTAGES / VALUE / SYSTEM / THE PRICE / ESTIMATION / COMBINATION / COMPETITIVENESS MAINTENANCE / PROCESS / MODEL / THE MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Решетов Вячеслав Владимирович

Для формирования конкурентных преимуществ в современных условиях качество продукции является важнейшей необходимой производственной позицией, которая востребована при любых обстоятельствах сохранения конкурентоспособности. Теория и практика качества продукции устанавливает особое направление развития всей последовательной цепи процедур и действий по обеспечению эффективности осуществления процессов по созданию совокупной ценности для потребителя. В теории качества продукции существуют такие категории, как система обеспечения качества, система показателей качества, политика качества, однако интенсивность позитивных изменений в них будет зависеть от включения качества продукции в число ключевых факторов конкурентоспособности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY OF PRODUCTION AS THE COMPETITIVENESS FACTOR

For formation of competitive advantages in modern conditions quality of production is the major necessary industrial position which is claimed under any circumstances of preservation of competitiveness. The theory and practice of quality of production establishes a special direction of development of all consecutive chain of procedures and actions on maintenance of efficiency of realization of processes on creation of cumulative value for the consumer. In the theory of quality of production there are such categories as the system of maintenance of quality, system of indicators of quality, the politician of quality, however intensity of positive changes in them will depend on inclusion of quality of production in number of key factors of competitiveness

Текст научной работы на тему «Качество продукции как фактор конкурентоспособности»

КАЧЕСТВО И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В.В. Решетов, канд. экон. наук, доцент

Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж

Для формирования конкурентных преимуществ в современных условиях качество продукции является важнейшей необходимой производственной позицией, которая востребована при любых обстоятельствах сохранения конкурентоспособности. Теория и практика качества продукции устанавливает особое направление развития всей последовательной цепи процедур и действий по обеспечению эффективности осуществления процессов по созданию совокупной ценности для потребителя. В теории качества продукции существуют такие категории, как система обеспечения качества, система показателей качества, политика качества, однако интенсивность позитивных изменений в них будет зависеть от включения качества продукции в число ключевых факторов конкурентоспособности

В условиях рыночной экономики кардинально изменился характер конкурентных отношений между поставщиками сырья, производителями и покупателями продукции и одной из существенных проблем становится обоснование приоритетных направлений обеспечения долгосрочной

конкурентоспособности российской экономики, стратегий ее формирования. Новые экономические отношения к обеспечению конкурентоспособности связаны с агрессивной позицией участников рыночного процесса, кардинальным изменением рынка. Данные обстоятельства предполагают серьезный просчет экономического обоснования издержек, эффективного ценообразования, качества за счет повышения ценности продукции, а также построения эффективной адаптационной модели детального подхода к потребителям и др.

Условия выживания любой организации, функционирующей в рыночной среде, определяются принципами конкуренции. Теперь именно конкуренция, как форма существования производственной, коммерческой деятельности организаций на рынке продаж, стимулирует развитие производства при наличии покупательского спроса. В настоящее время становится очевидным, что «конкурентоспособность российских машин и оборудования на внутреннем рынке связана в основном с ценовыми факторами. ... Что же касается технических характеристик отечественной продукции, то, к сожалению, тенденция к повышению качества российских машин и оборудования пока не привела к сокращению разрыва с зарубежной техникой [1, С. 139]. Более того, по мнению экономистов, «отчетливо видна угроза нарастания масштабов технологической отсталости в

отечественном машиностроении» [1, С. 140].

Современное развитие экономики

непременным условием определяет обеспечение качества продукции. Проявление

конкурентоспособности свидетельствует о достаточном уровне качества выпускаемой продукции и способности данной продукции быть реализованной на рынке продаж в производимом объеме и

превышении точки безубыточности. Причем проблема качества не имела такого особого экономического, технического, социального,

идеологического и государственного значения, как в настоящее время. По мнению многих экономистов «рынок - это саморегулирующая экономическая система, устанавливающая определенные взаимоотношения между потребителем и производителем и стимулирующая развитие производства по его количественным и качественным параметрам. Рынок предъявляет достаточно жесткие требования к качеству продукции» [2, С. 184].

Одним из направлений в разработке теории и практики обеспечения конкурентоспособного производства является проблема качества продукции, как основного фактора в стратегии формирования конкурентных преимуществ. Проблема качества продукции изучена многогранно. Исследователи достаточно обширное внимание уделяли качеству продукции как взаимосвязанному фактору обеспечения конкурентоспособности. Устойчивую стабилизацию конкурентоспособности и

эффективности производства на основе оптимальной позиции качества продукции исследовали в своих научных трудах и практической деятельности В.Е. Деминг, С. Джордж, А. Ваймерскирх, А. Фейгенбаум, Дж.Х. Харрингтон, а также Ю.П.Адлер, Г.Г.Азгальдов, П.А.Анисимов, С. Александров,

A.М.Ахмин, Л.И.Гамрат-Курек, Д.П.Гасюк, Е.Б. Гаффорова, Е.Горбашко, Ю.Я.Дмитриев, В.Ф.Добрик, Г.И.Зайков, И.В.Каблашова, И.Э.Крюков, И.И. Мазур,

B.М.Мишин, Э.В. Минько, А.Д.Никифоров, В.Ю. Огвоздин, В.Окрепилов, Э.А.Ордян, Л.Д.Подлипаев, В. Пухальский, Л. Скрипко, В.Н. Спицнадель, В.Д. Шапиро, О.С.Щукин и др.

Имея в виду, что главными условиями, определяющими конкурентоспособность являются цена, качество и их разумное сочетание для потребителя, то есть оценка потребителем расходов в процессе приобретения и потребления, по мнению автора, под конкурентоспособностью предприятия следует понимать организационно-экономическую деятельность предприятия, функционирующую по

стратегии конкурентных преимуществ, приоритета качества, приемлемой цены продаж и экономического роста. То есть это своеобразная обусловленность целенаправленной совокупности взаимосвязанных видов деятельности по строго заданной методологии принципов и приемов для достижения и стабильного поддержания конкурентоспособности.

В данном определении, как считает автор, не происходит отождествления конкурентоспособности продукции и конкурентоспособности организации. В этом случае фактор качества закладывается в основу всех производственных и коммерческих процессов, а не только продукции и формируется конкурентная стратегия с учетом действительного положения предприятия на конкурентном рынке продаж и ограничений.

Современная экономическая теория

подтверждает мнение автора о том, что «конкурентоспособность может быть основана только на разнородности, то есть конкурентоспособностью обладают только те фирмы, которые имеют контроль над чем-то, что необходимо другим, или же способны сделать что-то, что их конкуренты не могут сделать качественно, также быстро или так же дешево» [3, С. 322]. Особенно в процессе опережения конкурентов и приобретения конкурентных преимуществ над ними Ю.Б. Рубин выделяет «оживленный спор по поводу цены и качества товаров (услуг)» [4, С. 8]. Многие экономисты обращают внимание, что источниками конкурентных преимуществ являются цена, качество и функциональность, как «тройной спасательный круг» [5, С.60]. Формирование, обеспечение и управление конкурентоспособностью происходит только при взаимосвязи показателей качества выпускаемой продукции и ее цены. И.М. Лифиц, например, даже сформулировал возможные комбинации изменения цены и качества при различных стратегиях обеспечения

конкурентоспособности: при сохранении уровня цены повышается качество; при повышении качества повышается и цена; повышение цены без улучшения качества; снижение качества при том же уровне цен; снижение цены при снижении качества; снижение цены при сохранении качества; повышение качества при снижении цены [6, С.192-196].

Соотношение цены и качества проявляется в том, чем больше разница между потребительской ценностью продукции для покупателя и приемлемой ценой, тем выше конкурентоспособность продукции. В своей совокупности цена и ценность для покупателя продукции формируют ее конкурентоспособность. Значит, чем выше уровень полезности продукции, предлагаемой покупателю, и чем приемлемой становится его цена, тем выше конкурентоспособность продукции, то есть способность этой продукции реализовать свои конкурентные преимущества на рынке продаж.

Проявление конкурентоспособности

продукции на рынке продаж машиностроительной продукции определяется следующей

последовательностью по значимости условий: превосходство продукции по качественным параметрам, приемлемая цена, промышленный дизайн, послепродажное обслуживание и

уникальность.

Ключевые составляющие конкурентоспособности - это цена и качество. Причем потребитель готов заплатить большую цену, но при условии гарантии качества. Конкурентные преимущества всегда включают повышенные показатели качества и наличие в организации системы обеспечения качества. Конкурентоспособность, в этом случае, представляет собой способность к обеспечению производить продукцию, отвечающую требованиям целевого рынка продаж при оптимальном использовании всех имеющихся в распоряжении ресурсов и поддержания достаточного уровня качества продукции на всех этапах ее создания и продвижения до потребителя.

Совокупность действий по обеспечению конкурентоспособности в значительной мере совпадает с комплексным управлением качества, так как она реализует направляющие процедуры по планированию, разработке, поддержанию и улучшению процессов по обеспечению качественных параметров для удовлетворения потребностей потребителей.

Конкурентоспособность представляет собой относительную меру, определяемую желанием потребителя в строго определенной совокупности свойств, характеристик, технических условий, присущих продукции и проявляющихся при обеспечении ее качества.

Взаимосвязь конкурентоспособности и качества исходит из системной позиции построения и выполнения единой цели - удовлетворение потребностей потребителя. Каждая из этих категорий обладает свойствами из целостной системы и несбалансированность системной структуры особенная причина замедления действий, направленных на предупреждение снижения оптимального уровня конкурентоспособности. В этом случае система - это совокупность производственных инструментов (элементов), объединенных общей функцией и конкретным процессом. Результатом процессов является их производительность - вновь созданная стоимость при заданном уровне конкурентоспособности. Все инструменты системы взаимосвязаны путем их организованности. По применяемости каждого из инструментов можно судить о его целесообразности и необходимости для обеспечения конкурентоспособности, то есть системная организация данного процесса позволяет определить недостающие инструменты и установить

недостатки и принять меры по стабилизации действующих.

Качество как фактор конкурентоспособности входит в единую целостную систему обеспечения конкурентоспособности, в которой предусмотрена процессная модель. «Процессная модель представляет собой систему (сеть) взаимодействующих процессов, каждый из которых влияет на функционирование, как других процессов, так и системы в целом, а связи между процессами проявляются в том, что результат выполнения одного процесса влияет на издержки и эффективность других процессов» [7 ,С. 82].

Обеспечение конкурентоспособности зависит от эффективности использования процессного подхода. Процессный подход - это непрерывное воздействие на вход системы для формирования и использования конкурентного потенциала организации с

соблюдением принципов сохранения и

совершенствования конкурентных преимуществ до выхода из системы.

Процесс - это совокупность однотипных процедур, ограниченных в пространстве и времени, имеющих цель, структуру и ресурсы. Организация обеспечения конкурентоспособности - это сложные связи взаимодействия между отдельными элементами системы обеспечения конкурентоспособности, и процессы обеспечения конкурентоспособности возникают на разных уровнях этой системы. Тем самым конкурентоспособность характеризуется совокупностью качественных и приемлемых ценовых характеристик для достижения необходимых конкурентных преимуществ. Причем конкурентные преимущества - обладаемая организацией совокупность характеристик, свойств и ценностей выпускаемой продукции, способная обеспечить организации рыночное положение, выгодно отличающее ее от конкурентов за счет превосходства в производственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности. Наличие признаков конкурентных преимуществ, ценности свидетельствует о том, что в организации функционирует система обеспечения конкурентоспособности - организация

производственной и коммерческой деятельности, приоритетно построенная на стратегии конкурентного развития, качества выпускаемой продукции, приемлемых затрат и цены.

Особенность качества состоит в том, что оно определяет конкурентное преимущество и все чаще становиться необходимым условием выхода на рынок продаж. Обеспечение конкурентоспособности за счет качества продукции - главное направление поддержания конкурентоспособности.

Политика качества служит отправной точкой для обеспечения качества: предприятие должно

организовать систему выполнения обязательств и соблюдать процедуру их реализации. Поведение системы обеспечения качества определяет устойчивость экономического роста, эффективность

использования ресурсов и равновесие платежного баланса.

С экономической точки зрения эффективность деятельности по обеспечению качества естественно измеряется достигнутым уровнем качества продукции. Уровень качества продукции, в свою очередь, является относительной характеристикой продукции, основанной на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое и эстетико-эргономическое совершенство комплексных показателей надежности и безопасности использования оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей.

Оценка уровня качества продукции -совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и выбор способа сопоставления их с базовыми. Показатели качества определены стандартом ИСО 8402 - 86 ''Качество. Словарь''. Применительно к машиностроительной продукции в состав только технико-эксплуатационных показателей качества входит 224 единичных показателей.

Каждая из основных групп показателей качества продукции содержит ряд подгрупп и собственно показателей. Например: группа 1) назначения

содержит такие функциональные показатели, как мощность, производительность, скорость, кпд и др.; группа 2) надежности - подгруппу безотказности с показателями вероятности безотказной работы, вероятности отказа, времени средней наработки до отказа и др.; подгруппу долговечности с показателями среднего ресурса, назначенного ресурса, среднего ресурса до капитального ремонта, среднего ресурса до списания, срок гарантии и др.

Множество показателей качества имеет иерархическую структуру для подробного описания задаваемых потребностей в виде установленных требований, условий к характеристикам продукции для оценки ее качества.

Для оценки и прогнозирования обеспечения качества продукции характерны следующие особенности, в полной мере затрудняющие управление данным процессом:

- сложность объективного измерения и оценивания динамики некоторых показателей;

- различная степень достоверности имеющихся данных и отсутствие для анализа необходимых показателей, например, затрат на обеспечение качества продукции;

- наличие факторов, для которых практически невозможно получить формализованные оценки степени их влияния;

- различие целей по центрам ответственностей (структурным подразделениям) предприятия.

Для оценки и прогнозирования обеспечения качества продукции наилучшими по информационному обеспечению являются следующие

показатели: прибыль по качеству, выгода по качеству, рентабельность затрат на обеспечение качества, стоимость качества. Наращивание конкурентных преимуществ всегда зависит от степени соотношения «цена/качество» и накопления совокупной ценности продукции для покупателя.

Оценка качества продукции в рыночной экономике определяется исходя из величины прибыли, получаемой при реализации данной продукции. Данную зависимость можно представить следующим образом, продаваемая потребителю продукция имеет некоторую совокупность показателей а1, а2, ... ап, значимость их для

потребителя определяется через коэффициенты к1, к2, ... кп. В этом случае ценность продукции для покупателя примет вид:

V — а1к1+ а2к2+...+ апкп, (1)

где V - совокупная ценность продукции для покупателя.

Для оценки обеспечения качества продукции следует определить стоимость продукции С*В, с учетом поправочного коэффициента, учитывающего ценность продукции для покупателя. С - цена продукции в стоимостном выражении, В -коэффициент, характеризующий ценность продукции для потребителя. Разность совокупной ценности продукции V и ее СВ стоимости формирует ту особую цену D, которую потребитель устанавливает продукции. Представить разность этих величин можно следующим образом: п

D,

I

i=1

аукгк CjЬk,

(2)

где свойства г, продукции], потребителей к; -

весомость цены для покупателя к.

Взаимосвязь обеспечения качества продукции и конкурентоспособности продукции можно представить как строго определенную зависимость:

, (3)

К СЧ * Ь Cs * ь

где К - конкурентоспособность продукта Ч; К -конкурентоспособность базового продукта; Qj и С -качество и цена 1 - го продукта; R - обобщенная весомость качества; Ь - средняя весомость цены; Qs и С - качество и цена базового продукта 5.

Раскрывая в данной зависимости систему интегральных показателей качества, заложенных в продукции, получаем:

” * к

(4)

I а

С. *ь

Сэ * Ь

где ау, а5 - г-е ( г изменяется от 1 до п) показатели качества соответственно продукции 1 и э; кг -весомость показателя качества г.

Расчетные значения стоимостной весомости показателей качества продукции определяются непосредственно с помощью системы уравнений:

411x1 + 412X2 +.........+4пХп + У1 =

С 1^1

412X1 + 422X2 +.........+ 4п2Хп + У2 =

С2^2

>

(5)

где 4у - относительное значение г-го показателя качества Ч-й продукции; Ху - стоимостная весомость г-го показателя качества 1-й продукции; у- - свободный член уравнения, который отражает влияние на цену неучтенных показателей, преобразующий систему неравенств в систему уравнений и вводится как необходимый для сходимости данной системы; ^4 -относительный показатель объема реализации 1-й продукции за определенный период времени.

Основная идея решения системы уравнений -это расчет значений хг, которые выражают стоимостные весомости показателей качества. Для этого система уравнений решается как общая задача линейного программирования с учетом целевой функции:

— тт.

(6)

г = II у

1 = 1

Значение конкурентоспособности продукции 1 по сравнению с базовым рассчитывается как:

О] =

14ухг * С0

г=1__________

1,4г0Хг * С1

(7)

Последовательно сформулированная

зависимость ценности, качества,

конкурентоспособности продукции, а также цены дает возможность учесть эти экономические категории при оценке и прогнозировании обеспечения качества продукции.

Вероятностное моделирование для оценки и прогнозирования качества продукции предполагает следующую последовательность действий:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- обоснование цели моделирования;

- системное накопление информационных данных по обеспечению качества продукции;

- выбор и построение прогнозных значений показателей по обеспечению качества продукции;

- документирование процессов оценивания качества продукции;

- установление поведения поддерживающих, основных процессов и процессов измерения, анализа и улучшения;

- выбор модели превалирования качества в руководстве, внимании на потребителя, стратегическом планировании, управлении, участии

служащих, обучении, контактах с потребителем, управлении процессами;

- использование результатов оценки для совершенствования и прогнозирования обеспечения качества продукции.

Для современного конкурентоспособного производства обеспечение качества продукции становится основной экономической категорией. Содержательное построение качественных приоритетов позволяет обеспечить ресурсные, операционные и программно-стратегические конкурентные преимущества, а также выработать и реализовать уникальную стратегическую концепцию развития конкурентного производства.

Литература І.Кувалин Д.Б. Российские предприятия в середине 2003 г.: качество ресурсов и качество роста /Д.Б. Кувалин, А.К. Моисеев // Проблемы прогнозирования. - 2004. - № 2. - C. 136-153.

2. Моисеева Н.К. Современное предприятие:

конкурентоспособность, маркетинг, обновление : в 2 т. / Н.К. Моисеева, Ю.П. Анискин. - М.:

Внешторгиздат, 1993. - Т.1. - 221 с.

3. Калюжнова Н.Я. Конкурентоспособность регионов в условиях глобализации /Н.Я. Калюжнова. -М.: ТЕИС, 2004. - 526 с.

4. Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции : учебник / Ю.Б. Рубин. - 6-е изд., перераб. и доп.- М.: Маркет ДС, 2007. - 608 с.

5. Джордж С. Всеобщее управление качеством : стратегии и технологии, применяемые сегодня в самых успешных компаниях. (TQM) / С.Джордж, А.Ваймерскирх. - СПб.: Виктория плюс, 2002.- 256 с.

6. Лифиц И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг: учеб. пособие / И.М. Лифиц. - М.: Высш. образование, 2009. - 460 с.

7. Скрипко Л. Процессный подход к менеджменту качества 10 лет спустя /Л. Скрипко // Стандарты и качество. - 2010. - № 6. - C. 80-83.

Э 8 (4732) 43-76-67

Ключевые слова: конкурентные преимущества, ценность, система, цена, оценка, комбинация, обеспечение конкурентоспособности, процесс, модель, рынок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.