Научная статья на тему 'Качество образования в Росии в период рыночной экономики: проблемы и перспективы'

Качество образования в Росии в период рыночной экономики: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / КВАЛИФИКАЦИЯ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / АГЕНТСТВО ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ / QAA (QUALITY ASSURANCE AGENCY FOR HIGHER EDUCATION) / BOLOGNA PROCESS / QUALITY OF EDUCATION / KEY COMPETENCES / QUALIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иркутская Валентина Ивановна

В связи с переводом профессионального образования на уровневую систему и переходом на новые государственные стандарты особое внимание уделяется повышению квалификации преподавателей, использованию новейших технологий в обучении и повышению качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quality of education in Rusia in market economicy: problems and perspectives

Due to level system of professional education and new Standards in Russia one should pay special attention to lecturers qualification, using modern technology in teaching and code of practice for the assurance of academic quality.

Текст научной работы на тему «Качество образования в Росии в период рыночной экономики: проблемы и перспективы»

УДК 378. 145.

В. И. Иркутская

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В ПЕРИОД РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ:

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В связи с переводом профессионального образования на уровневую систему и переходом на новые государственные стандарты особое внимание уделяется повышению квалификации преподавателей, использованию новейших технологий в обучении и повышению качества образования.

Ключевые слова: Болонский процесс, качество образования, квалификация, ключевые компетенции, Агентство гарантии качества в высшем образовании.

Первое десятилетие XXI в. в образовательной политике Российской Федерации ознаменовано переводом профессионального образования на уровневую систему в соответствии с основными принципами Болонского процесса. Определяющим является переход на третье поколение государственных стандартов - Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Федеральные государственные образовательные стандарты ВПО ориентированы не на содержание образовательной программы, а на результат обучения, определяемый набором общекультурных и профессиональных компетенций.

Новая уровневая концепция высшего образования очерчивает ряд серьезных проблем, которые являются общими для всех российских вузов: отсутствие опыта реализации компетентностного подхода и обучающих материалов. Недостаточное использование активных методов преподавания (семинары в диалоговом режиме, дискуссии, компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор кейсов, практических ситуаций, мастер-классы, презентации полученных результатов исследования, вузовских и межвузовских телеконференций и т. д.) в угоду жесткой системе «лекция-семинар» ведет к их низкой эффективности. Более того, многие студенты не привыкли к такой форме работы. Следует отметить и низкую культуру студентов в подготовке к занятиям. В России выросло целое поколение молодых людей, идущих в вуз не ради знаний, а ради «корочки». Такие студенты вряд ли осознают, где понадобятся полученные ими знания, и соответственно не стремятся их получить. В результате сформировалось потребительское отношение к учебе, когда студенты практически не занимаются самостоятельно. Уместно напомнить и о консервативности преподавания. Русская школа известна во всем мире и пользуется заслуженным доверием и уважением. Однако современные тенденции в образовании и развитии информационных технологий требуют трансформации его системы. Но многие преподаватели не всегда готовы перестраивать традиционную, при-

вычную для них форму. Вот почему очень важным является уровень подготовки преподавателей. Традиционно повышение квалификации преподавателей и развитие их творческих профессиональных способностей проводится на плановой основе (1 раз в 3 или 5 лет).

В связи с переходом на уровневую систему необходимо активизировать этот процесс. Переход требует от преподавателя «суперкомпетентности». Иными словами, современный вузовский преподаватель должен быть, с одной стороны, высококвалифицированным, компетентным специалистом в своей области, владеющим современными методами организации и проведения учебного процесса, обладающим профессионально важными личностными качествами, с другой - способным к социальной адаптации. Вместе с тем педагог-профессионал в своей области должен быть всесторонне образованным, сопричастным к ценностям мировой культуры, высоконравственным человеком. Весь этот комплекс современных знаний, умений и навыков, или, как сегодня принято называть, компетенций, и составляет основу формирования современного вузовского преподавателя, способного обучать студентов на высоком качественном уровне с учетом специфики дисциплин и новых методик преподавания, с использованием новейших, в том числе дистанционных, технологий. К сожалению, на деле это не всегда так.

Из новых методик эффективной представляется система, применяемая в некоторых зарубежных вузах, когда студенты проходят практику как минимум полгода - год, а после нее продолжают обучение. Но это не предусмотрено жестко заданной структурой учебных программ, утверждаемых Министерством образования и науки. Все это отрицательно сказывается на качестве подготовки специалистов.

В Великобритании, к примеру, открыто Агентство гарантии качества в высшем образовании (Quality Assurance Agency for Higher Education, QAA) - независимая организация, целью которой является координация деятельности высших учебных заведений страны по вопросам обеспечения

качества подготовки специалистов, надзор за выполнением университетами их основной функции - обучающей.

Для достижения цели агентство работает в тесном партнерстве с университетами (поставщиками специалистов), финансовыми организациями, профессорско-преподавательским составом, студентами вузов и работодателями. Агентство по гарантии качества в высшем образовании проводит проверки вузов и аудиты. Членами комиссии по проверке и аудиту могут быть и работники производства, и профессионалы по узкой специализации. Цель аудита - гарантировать обеспечение высшим учебным заведением соответствующего образования, вручение документа выпускникам в рамках принятого в университете регламента. Аудит качества -это инструмент, призванный помочь учебным заведениям сконцентрировать внимание на перспективных, стратегических целях, на процессах и организационных решениях, связанных с их достижением.

Стратегические цели означают ориентацию на достижение соответствия между, с одной стороны, качеством реализуемых университетом процессов и результатами их деятельности и, с другой - степенью удовлетворенности результатами этой деятельности со стороны заказчика.

Одним из существенных направлений Болонского процесса является принятие российскими вузами системы сопоставимой оценки полноты и качества образования. Основными факторами качества образования являются качество технологий обучения, качество профессорско-преподаватель-

ского состава и качество менеджмента. Однако сегодня в России между автономией вуза и его ответственностью за академическое качество существует достаточно слабая зависимость. Поэтому в условиях Болонского процесса необходимо двигаться в направлении управления качеством, учитывая, во-первых, международный уровень содержания образования, во-вторых, опыт создания системы управления качеством образования. Деятельность университетов по формированию системы качества на различных уровнях становится одной из основных задач по сближению, взаимопониманию и созданию взаимного доверия в области образования, прозрачности требований к качеству образования, в том числе и на базе государственных образовательных стандартов. Отсутствие взаимного «узнавания» в соответствии с вызовами глобального экономического и культурного развития подчеркивает необходимость разработки и продвижения международной системы оценки качества образования и создания международного консорциума по разработке принципов и инструментов оценивания качества профессиональной подготовки и проведения сравнительного анализа ключевых компетенций [1].

Сегодня существует настоятельная потребность в развитии еще одного типа оценивания, в основе которого лежат не национальные системы или институты, а предметные области, дисциплины или профессии. Именно система зачетных единиц призвана решить проблемы сравнимости образовательных программ, содействовать увеличению академической мобильности.

Список литературы

1. Иркутская В .И .ВТО и модернизация системы высшего образования в России // Вестн .Томского гос .пед .ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) . 2011. Вып. 6 (108) . С . 46 .

Иркутская В. И., кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой.

Томский институт бизнеса.

Ул. Заливная, 1б, Томск, Россия, 634050.

E-шаД: tib.tomsk@mail.ru

Материал поступил в редакцию 14.11.2011.

VI. Irkutskaya

QUALITY OF EDUCATION IN RUSSIA IN MARKET ECONOMICY: PROBLEMS AND PERSPECTIVES

Due to level system of professional education and new Standards in Russia one should pay special attention to lecturers qualification, using modern technology in teaching and code of practice for the assurance of academic quality.

Key words: Bologna process, quality of education, key competences, qualification, QAA (quality assurance agency for higher education).

Tomsk Business Institute.

Ul. Zalivnaya, 1b, Tomsk, Russia, 634050.

E-mail: tib.tomsk@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.