Научная статья на тему 'Качество и доступность медицинской помощи в Дальневосточном федеральном округе (по результатам социологического исследования)'

Качество и доступность медицинской помощи в Дальневосточном федеральном округе (по результатам социологического исследования) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
565
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ОПРОС / КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / ДОСТУПНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / ИНФОРМИРОВАННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ О СВОИХ ПРАВАХ / PATIENTS' INFORMING ON THEIR RIGHTS / SOCIOLOGICAL METHOD / POLL / HEALTH CARE QUALITY / MEDICAL CARE ACCESSIBILITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Серегина Ирина Федоровна

Целью изложенного в статье исследования являлось изучение мнения пациентов о медицинской помощи в Российской Федерации. Для достижения цели применялся социологический метод (заочное анкетирование). Выборочная совокупность составила по Дальневосточному федеральному округу 4229 чел. При анализе полученной информации использовались одномерный статистический анализ, оценка частоты признаков в изучаемой совокупности (интенсивные и экстенсивные показатели, средние величины), сравнение показателей, средних величин (оценка достоверности по t-критерию Стьюдента). Разработанная методика определения уровней доступности и качества медицинской помощи и информированности пациентов об условиях ее оказания позволила ранжировать субъекты Российской Федерации, выявить приоритетные направления улучшения организации и качества медицинской помощи, пути повышения информированности пациентов по вопросам реализации ими законных прав и интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Серегина Ирина Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Medical care quality and accessibility in the regions of the Far East (according to outcomes of a public opinion poll)

The aim of the presented research was to examine patients' opinion about quality of the medical assistance in Russian Federation. The selected group is 4229 patients of medical organizations of different ownership patterns of the Far East. The received data was evaluated by unidimensional statistic analysis, signs frequency review (intensive and extensive rates, averages), rates' comparison, the averages (by Student'st-cri-terion). A defi nition of medical care accessibility, quality and patients' knowing levels made it possible to rank the regions of Russia, to reveal priority directions for organization increase and improving of medical care and raise the level of patients' informing on their lawful rights.

Текст научной работы на тему «Качество и доступность медицинской помощи в Дальневосточном федеральном округе (по результатам социологического исследования)»

Общественное здоровье

УДК 614.2 : 303.425.6(571.56/.6)

И.Ф. Серёгина

КАЧЕСТВО И ДОСТУПНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, 109074, Славянская пл., д. 4., стр.1, г. Москва

В 2008 г. Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (далее — Росздрав-надзор) было проведено Всероссийское социологическое исследование, направленное на изучение мнения населения о доступности и качестве медицинской помощи.

Целью исследования стало изучение мнения пациентов о медицинской помощи в Российской Федерации. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: выявление «слабых точек» в организации медицинской помощи населению, определение уровней доступности медицинской помощи, информированности населения об условиях медицинского обслуживания и удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи, а также ранжирование федеральных округов и субъектов Российской Федерации по вышеназванным уровням.

Исследование проведено в форме заочного анкетирования в семи федеральных округах, восьмидесяти трех субъектах Российской Федерации. В нем приняли участие 39 141 пациент медицинских организаций, оказывающих им бесплатную медицинскую помощь и платные медицинские услуги. На территории Дальневосточного федерального округа в анкетировании приняли участие 4229 пациентов, что составило 11% выборочной совокупности. По субъектам Российской Федерации респонденты распределились следующим образом: Амурская область

— 495 чел., Камчатский край и Магаданская область

— по 487 чел., Республика Саха (Якутия), Приморский и Хабаровский края, Сахалинская область, Еврейская автономная область — по 480 чел., Чукотский автономный округ — 360 чел.

Материалы и методы

Статистический инструментарий (анкеты), разработанный для сбора информации, необходимой для выполнения изложенных задач исследования, включал в себя

три основных блока вопросов: доступность медицинской помощи для населения; удовлетворенность населения качеством оказываемой медицинской помощи; информированность потребителей медицинских услуг по различным вопросам. Для обработки и анализа собранного материала создано специальное, соответствующее цели и задачам исследования, программное обеспечение, позволяющее формировать базы данных и на их основании проводить анализ полученной информации отдельно по каждому субъекту Российской Федерации, группировать ее по семи федеральным округам и обобщать по России в целом. По результатам данного исследования Росздравнадзором были определены уровни доступности медицинской помощи, информированности населения об условиях оказания медицинской помощи, а также удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи. Для определения рейтингов мнения населения о доступности, удовлетворенности и информированности о медицинской помощи из соответствующего раздела анкеты было отобрано по 9 вопросов, которым была присвоена условная балльная шкала. За ответ, который подразумевал положительный фактор, присваивалось условно 5 баллов, отрицательный — 2,5 балла, за ответ, который подразумевал нейтральный фактор, присваивалось условно 0 баллов. В соответствии с разработанной системой оценок максимально возможное количество баллов по каждому разделу составило 45, а минимально возможное количество — 0 баллов. Таким образом, максимально возможным, а значит целевым значением уровней доступности, информированности и удовлетворенности являлись 45 баллов.

Результаты и обсуждение

Большинство респондентов на территории Дальневосточного федерального округа (61,0±0,8 на 100 опро-

шенных пациентов) считают состояние своего здоровья удовлетворительным, что корреспондируется (р>0,05) с результатом по России (61,2±0,2). Пятая часть пациентов округа оценили свое здоровье как хорошее (19,5±0,56). Девятая часть пациентов медицинских организаций Дальневосточного федерального округа считают состояние своего здоровья плохим (11,2±0,5 на 100 опрошенных).

В структуре негативных явлений в медицинском обслуживании населения Дальнего Востока основными, по мнению пациентов, являлись высокая стоимость лекарственных средств, недостаточное оснащение медицинских организаций и увеличение объема платной медицинской помощи (соответственно 69,6±0,7; 45,3±0,8 и 34,4±0,7 на 100 респондентов), что определяет приоритетность решения проблем, связанных с финансовым обеспечением территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в субъектах округа.

При этом высокая стоимость лекарственных средств была наиболее ощутима для пациентов Республики Саха (Якутия) (77,7±1,9), недостаточное количество хорошо оснащенных поликлиник, больниц, станций «Скорой медицинской помощи» — для пациентов Хабаровского края (52,1 ±2,3), Амурской (51,3±2,2) и Магаданской (57,5±2,2) областей, а увеличение платных медицинских услуг — Приморского края (43,3±2,3) и Еврейской автономной области (41,5±2,2).

При этом восприятие увеличения объема платной помощи как негативной тенденции со стороны респондентов обусловлено, прежде всего, их предпочтением лечиться бесплатно, то есть в рамках гарантированных государством объемов медицинской помощи: основная часть населения Дальневосточного федерального округа считают наиболее оптимальной формой оказания медицинской помощи бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (83,3±0,6 на 100 респондентов).

Доступность медико-социальной помощи в Российской Федерации законодательно рассматривается как один из основных принципов охраны здоровья населения Российской Федерации (ст. 2 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан), обеспечивающих условия для реализации каждым установленного ст. 41 Конституции Российской Федерации конституционного права на охрану здоровья.

Следует отметить, что ни одним нормативным правовым актом не установлено определение доступности медицинских услуг. Тем не менее, необходимо помнить, что доступность является одним из свойств качества медицинской помощи [2]. Доступность услуг здравоохранения рассматривалась в исследовании не просто как возможность попасть в медицинское учреждение, но и как наличие в медицинской организации и обеспечение необходимых условий для выполнения технологий оказания медицинской услуги, своевременность ее получения [1, 2].

Средний уровень показателя доступности медицинской помощи по России в целом составил менее 3/4 от целевого значения, или 32,8 балла, что свидетельствует о недостаточной доступности медицинской помощи во всех субъектах Российской Федерации. Показатель уровня доступности медицинской помощи по Дальневосточ-

Резюме

Целью изложенного в статье исследования являлось изучение мнения пациентов о медицинской помощи в Российской Федерации. Для достижения цели применялся социологический метод (заочное анкетирование). Выборочная совокупность составила по Дальневосточному федеральному округу 4229 чел. При анализе полученной информации использовались одномерный статистический анализ, оценка частоты признаков в изучаемой совокупности (интенсивные и экстенсивные показатели, средние величины), сравнение показателей, средних величин (оценка достоверности по t-критерию Стьюдента). Разработанная методика определения уровней доступности и качества медицинской помощи и информированности пациентов об условиях ее оказания позволила ранжировать субъекты Российской Федерации, выявить приоритетные направления улучшения организации и качества медицинской помощи, пути повышения информированности пациентов по вопросам реализации ими законных прав и интересов.

Ключевые слова: социологическое исследование, опрос, качество медицинской помощи, доступность медицинской помощи, информированность населения о своих правах.

I.F. Seregina

MEDICAL CARE QUALITY AND ACCESSIBILITY IN THE REGIONS OF THE FAR EAST (ACCORDING TO OUTCOMES OF A PUBLIC OPINION POLL)

Federal Agency on supervision and control in the sphere of healthcare and social development, Moscow

Summary

The aim of the presented research was to examine patients’ opinion about quality of the medical assistance in Russian Federation. The selected group is 4229 patients of medical organizations of different ownership patterns of the Far East. The received data was evaluated by unidimensional statistic analysis, signs frequency review (intensive and extensive rates, averages), rates’ comparison, the averages (by Student’st-cri-terion).

A definition of medical care accessibility, quality and patients’ knowing levels made it possible to rank the regions of Russia, to reveal priority directions for organization increase and improving of medical care and raise the level of patients’ informing on their lawful rights.

Key words: sociological method, poll, health care quality, medical care accessibility, patients’ informing on their rights.

ному федеральному округу соответствовал российскому и составил 32,4 балла (таблица). Вместе с тем, его разница с целевым значением (45 баллов), как и по России в целом, оказалась значительной (отклонение------28%).

В основном население Дальневосточного федерального округа тратило на дорогу до лечебно-профилактического учреждения до получаса, что выше показателя в целом по России (соответственно 74,7±0,7 и 69,1±0,2 на 100 респондентов, р<0,05). При этом наиболее высокая

Уровни доступности медицинской помощи, удовлетворенности населения медицинским обслуживанием и информированности по вопросам охраны здоровья (в баллах)

Наименование региона Доступ- ность Информи- рованность Удовлет- воренность

Российская Федерация 32,82 28,89 32,03

Дальневосточный федеральный округ 32,36 27,72 31,05

Амурская область 34,05 31,25 33,75

Еврейская автономная область 31,78 24,80 27,21

Камчатский край 31,19 25,54 31,00

Магаданская область 32,02 27,60 31,03

Приморский край 31,21 27,98 29,51

Республика Саха (Якутия) 32,77 28,76 33,48

Сахалинская область 31,90 27,45 29,80

Хабаровский край 31,92 30,15 32,55

Чукотский автономный округ 34,36 25,97 31,16

транспортная доступность медицинской помощи выявлена в Магаданской области и Чукотском автономном округе.

Вместе с тем, результаты исследования подтверждают ограничение доступности медицинской помощи в Камчатском и Приморском краях. Временные затраты пациентов указанных регионов на дорогу до лечебно-профилактического учреждения выше в сравнении со средним российским уровнем (р<0,05): более трети респондентов, особенно сельской местности, тратили на дорогу в лечебно-профилактическое учреждение от 30 мин до 2 ч и более (в Камчатском крае — 35,0±2,2, Приморском крае

— 35,7±2,2 на 100 опрошенных). Кроме того, в Приморском крае восьмая часть пациентов более 1 ч ожидали бригаду «Скорой медицинской помощи», что значительно превышает средний российский показатель (соответственно 12,2±1,5 и 5,7±0,1 на 100 респондентов, р<0,05).

Длительность ожидания оказания медицинской помощи более 30 мин в Дальневосточном федеральном округе соответствует российскому уровню (соответственно 40,2±0,8 и 40,0±0,2 на 100 респондентов, р>0,05). Наиболее неблагоприятная ситуация выявлена в Камчатском крае (50,8±2,3), Республике Саха (Якутия) (51,5±2,3) и Еврейской автономной области (53,4±2,3). Пациенты отметили, что на посещение диагностических кабинетов у них уходило более 1 ч (13,0±0,5 на 100 опрошенных). Значительное превышение среднего российского показателя времени ожидания госпитализации более 1 мес. (3,0±0,1, р<0,05) выявлено в Республике Саха (Якутия) (5,3±1,0) и Амурской области (4,9±1,0). Только половина пациентов удовлетворены графиком работы врачей и служб поликлинических учреждений, что ниже российского уровня (соответственно 51,8±0,8 и 59,0±0,2 на 100 опрошенных, р<0,05).

Основными причинами неудовлетворенности населения Дальневосточного федерального округа графиками работы врачей являются его несоответствие графикам работы пациентов (41,7±0,8 на 100 респондентов) и отсутствие возможности попасть на прием к врачу в выходные дни (33,4±0,7). Следует отметить, что указанные показатели выше российского уровня (соответственно 39,2±0,2 и 22,0±0,2 на 100 опрошенных, р<0,05).

Более половины респондентов реализуют свои законные права и интересы по выбору лечебно-профилактического учреждения (59,5±0,8 на 100 респондентов).

Результаты опроса также выявили, что около половины пациентов не имеют возможности получить медицинскую помощь у ряда специалистов в связи с их отсутствием в медицинских учреждениях (45,8±0,8 на 100 респондентов). При этом наибольший дефицит отмечен по врачам узких специальностей: стоматологам (15,4±0,6), неврологам (15,1±0,6) и отоларингологам (11,9±0,5).

Наименьший дефицит врачей-специалистов (как в сравнении с показателями по Дальневосточному федеральному округу, так и по России в целом) выявлен в Сахалинской области и Еврейской автономной области. При этом сочетание в Еврейской автономной области высоких показателей (в сравнении с другими субъектами Российской Федерации округа) обеспеченности врачебными кадрами и длительности ожидания пациентами приема врача позволяют сделать вывод о недостаточной организации оказания медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических условиях на территории области.

Результаты анкетирования позволили определить уровни информированности населения об условиях оказания медицинской помощи, в том числе правовые составляющие (ознакомление с перечнем бесплатной медицинской помощи, согласование врачом тактики лечения с пациентом, согласие на медицинское вмешательство, обращаемость в страховые медицинские организации в целях защиты прав застрахованных).

Результаты анализа информации, полученной в рамках проведенного Всероссийского социологического исследования, направленного на изучение мнения населения о доступности и качестве медицинской помощи, выявили низкую информированность пациентов по вопросам реализации ими своих прав в сфере медицинского страхования.

Так, значительная доля респондентов Дальневосточного федерального округа не были уверены в своих знаниях по данным вопросам: представление об обязательном медицинском страховании имели 60% опрошенных, о добровольном — 47% (т=±0,8, р<0,05), что корреспондируется с результатами в целом по России. При этом информированность пациентов о своих правах и условиях медицинского обслуживания сверх территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи ниже знаний в сфере оказания бесплатной медицинской помощи. С перечнем бесплатной медицинской помощи, виды и объемы которой гарантированы государством, были ознакомлены менее половины опрошенных пациентов (41,4±0,8 на 100 респондентов), причем этот показатель ниже российского уровня на 6% (47,5±0,3, р<0,05).

Отсутствие у пациентов необходимых знаний и информации о системе обязательного медицинского страхования приводит к ограничению условий для реализации ими своих законных прав и интересов, зачастую к «подмене» бесплатной медицинской помощи платными услугами. В значительной степени расширению масштабов данной проблемы способствует неясность положений, содержащихся в некоторых территориальных программах обязательного медицинского страхования, препятствует

надлежащему исполнению страховыми медицинскими организациями их основных обязанностей, предусмотренных законом, — защита прав застрахованных [3].

Так, по данным опроса, только десятая часть пациентов медицинских организаций Дальневосточного федерального округа (10,5±0,5 на 100 респондентов) считают возможным и результативным обратиться с жалобой на плохое медицинское обслуживание в страховую медицинскую организацию.

Кроме того, результаты опроса выявили недостаточную частоту обращений пациентов по вопросам плохого медицинского обслуживания и разрешения конфликтных ситуаций внутри медицинской организации (51,1±0,8 на 100 опрошенных), что корреспондируется с результатами в целом по России.

Около половины респондентов реализуют свои законные права и интересы по согласованию с врачом тактики обследования и лечения, в том числе назначения лекарственных средств, с пациентом: в амбулаторных условиях

— в 55% случаев (т=±0,8), в условиях круглосуточного стационара — в 49% (т=±0,8), при получении скорой медицинской помощи — в 35% (т=±0,7). При этом указанные показатели ниже российского уровня (соответственно 59,5±0,2; 57,9±0,2 и 41,8±0,2, р<0,05).

Результаты опроса выявили, что уровень информированности населения России ещё ниже уровня доступности медицинской помощи (таблица). Он составил менее 2/3 целевого значения в среднем по России, что соответствует 28,9 балла. При этом уровень информированности населения Дальневосточного федерального округа составил 27,7 балла, что ниже соответствующего российского показателя на 4%. Незамедлительное принятие мер по повышению информированности населения со стороны руководителей органов исполнительной власти необходимо в Камчатском и Приморском краях, Магаданской и Сахалинской областях, а также в Чукотском автономном округе и Еврейской автономной области.

Уровень удовлетворенности населения России качеством медицинской помощи также невысокий (таблица). Его среднее значение по России в целом составило 32,0 балла. При этом показатель по Дальневосточному федеральному округу (31,1 балла) ниже российского уровня на 3%.

Наименьший уровень удовлетворенности пациентов медицинским обслуживанием выявлен в Приморском крае (29,5 балла), Сахалинской области (29,8 балла) и Еврейской автономной области (27,2 балла). Наиболее благополучная ситуация сложилась в Хабаровском крае (32,6 балла), Республике Саха (Якутия) (33,5 балла) и Амурской области (33,8 балла).

Удовлетворенность результатом медицинского обслуживания выше (р<0,05) в стационарах круглосуточного

пребывания (55,9±0,8 на 100 опрошенных) в сравнении с обслуживанием в амбулаторно-поликлинических учреждениях и при оказании скорой медицинской помощи (соответственно 50,3±0,8 и 52,1±0,8 на 100 респондентов, р>0,05).

Выводы

1. Результаты проведенного исследования позволили выявить «слабые точки» в организации медицинской помощи на территории Дальневосточного федерального округа: высокая стоимость лекарственных средств (69,6±0,7 на 100 респондентов), недостаточная работа с обращениями граждан непосредственно в медицинской организации (51,1±0,8), дефицит врачей-специалистов (45,8±0,8), недостаточная оснащенность медицинских организаций (45,3±0,8), ожидание пациентами приема врача более 30 мин (40,2±0,8) и увеличение объема платной медицинской помощи (34,4±0,7).

2. Результаты исследования выявили, что уровни доступности и качества медицинской помощи, а также информированности пациентов по вопросам ее оказания и об их правах в сфере охраны здоровья граждан по Дальневосточному федеральному округу составляют соответственно 32,3; 27,7 и 31,0 балла, что ниже целевого уровня (45 баллов) соответственно на 28; 38 и 31%.

3. Общественное мнение, как элемент обратной связи, позволяет выявлять недостатки в функционировании системы оказания медицинской помощи населению, что определяет необходимость использования органами государственной власти субъектов Российской Федерации вышеизложенных результатов Всероссийского социологического исследования, направленного на изучение мнения населения о доступности и качестве медицинской помощи.

Литература

1. Линденбратен А. Л., Дубоделова Н.К. Перспективы использования программ социологического мониторинга в службе надзора в сфере здравоохранения и социального развития // Менеджмент качества. - 2006. - №1. - С. 31-36.

2. Назаренко Г.И., Полубенцева Е.И. Качество медицинской помощи. Управление. Измерение. Безопасность. Информация. - М.: Медицина XXI в., 2004. - 368 с.

3. Решетников А.В. Социальный маркетинг и обязательное медицинское страхование. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 333 с.

Координаты для связи с автором: Серёгина Ирина Федоровна — канд. мед. наук, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, e-mail: IFSeregina@ roszdravnadzor.ru; тел.: 8-(495)-698-40-75.

□□□

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.