Научная статья на тему 'Качественные характеристики нравственных переживаний и удовлетворенности жизнью сотрудников МВД'

Качественные характеристики нравственных переживаний и удовлетворенности жизнью сотрудников МВД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
263
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / НРАВСТВЕННАЯ СФЕРА / НРАВСТВЕННЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ / MORALITY / MORAL SPHERE / MORAL EXPERIENCES / INDIVIDUAL LIFE SATISFACTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хашумов Магомед Абдул-Керимович

В статье представлены обобщенные результаты теоретического анализа проблемы взаимо-связи нравственных переживаний и удовлетворенности жизнью. Дано понимание нравственных переживаний и удовлетворенности жизнью личности с позиций регулятивного подхода. Приведены результаты исследования характеристик нравственных переживаний во взаимосвязи с содержанием и уровнем удовлетворенности жизнью на примере сотрудников органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хашумов Магомед Абдул-Керимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The qualitative characteristics of moral experiences and satisfaction with life of the MIA officers

The article summarizes the results of a theoretical analysis of the problem of the relationship of moral experiences of the individual life satisfaction. An understanding of the moral experiences of the individual life satisfaction from the standpoint of regulatory approach is given. The results of the study of moral experiences in relation to the characteristics of the content and the level of the individual life satisfaction as an example police officers are shown.

Текст научной работы на тему «Качественные характеристики нравственных переживаний и удовлетворенности жизнью сотрудников МВД»

Хашумов Магомед Абдул-Керимович

МВД по Чеченской Республике (e-mail: groznij95@mail.ru)

Качественные характеристики нравственных переживаний и удовлетворенности жизнью

сотрудников МВД

В статье представлены обобщенные результаты теоретического анализа проблемы взаимосвязи нравственных переживаний и удовлетворенности жизнью. Дано понимание нравственных переживаний и удовлетворенности жизнью личности с позиций регулятивного подхода. Приведены результаты исследования характеристик нравственных переживаний во взаимосвязи с содержанием и уровнем удовлетворенности жизнью на примере сотрудников органов внутренних дел.

Ключевые слова: нравственность, нравственная сфера, нравственные переживания, удовлетворенность жизнью.

M.A.-K. Hashumov, Ministry of the Interior of the Chechen Republic; e-mail: groznij95@mail.ru

The qualitative characteristics of moral experiences and satisfaction with life of the MIA officers

The article summarizes the results of a theoretical analysis of the problem of the relationship of moral experiences of the individual life satisfaction. An understanding of the moral experiences of the individual life satisfaction from the standpoint of regulatory approach is given. The results of the study of moral experiences in relation to the characteristics of the content and the level of the individual life satisfaction as an example police officers are shown.

Key words: morality, moral sphere, moral experiences, individual life satisfaction.

Современное общество с точки зрения нравственности находится в достаточно непростой ситуации, которая характеризуется как «духовный кризис», «деградация морали», «падение нравов», «двойная мораль». Это обусловливает возрастание актуальности данной проблемы для науки и практики, и психология здесь не является исключением. Отметим, что в рамках психологии изучение вопросов нравственности является достаточно сложным, это обусловлено их глубиной и сложностью, отсутствием целостных концепций понимания (Л.Н. Антилогова, Л.И. Анцыферова, Б.С. Братусь, Р.Ю. Ветров, Н.Я. Грот, А.Л. Журавлев, К.Д. Кавелин,

A.Б. Крупейченко, Н.В. Мельникова, Р.В. Овча-рова, Л.М. Попов, С.Л. Рубинштейн, В.Э. Чуд-новский, А.В. Юревич и др.).

По данным теоретического анализа исследуемой проблематики (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, Б.С. Братусь,

B.А. Бодров, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, А.С. Шаров и др.), можно утверждать, что одним из наиболее продуктивных подходов к изучению нравственности является ее понимание как сферы личности, где основополагающей

функцией выступает регулятивная. Так, нравственная сфера включена в систему регуляции личности, где она выступает системообразующим началом в организации субъектной активности и выполняет функцию согласования внутреннего и внешнего мира на основе морально-нравственных ориентиров [1].

При этом малоизученными остаются процессы и механизмы, которые реализуют данную функцию нравственной сферы, в частности, открытым остается вопрос о том, что именно делает нравственные знания, чувства, убеждения и ценности действенными, действительно значимыми для человека, каким образом они включаются в активность, в реальные поступки личности.

С точки зрения регулятивного подхода, который явился основанием методологической базы исследования, процессом, раскрывающим суть динамики нравственной сферы личности, является переживание. Переживание в данном случае понимается в широком плане -как сложный и интегративный процесс регуляции, направленный на изменение внутреннего мира человека, как некая «рефлексивная работа» по оформлению ценностно-смысло-

251

вой сферы [2; 3; 4]. Соответственно, функционирование нравственной сферы как системообразующего фактора субъектной активности личности осуществляется при помощи особо направленного переживания, а именно происходят актуализация и оформление нравственных ценностей и смыслов, а также их разворачивание в активности. Именно в процессе переживания нравственные ценности не просто узнаются, осознаются личностью, но и становятся субъективно значимыми для нее, что позволяет им направлять активность личности и реализовываться в ней. Осуществление данной функции происходит благодаря сущностным характеристикам переживания, которые структурируют данный процесс (В. Дильтей, В. Вундт, Ф. Крюгер, Ж.-П. Сартр, Э. Клапаред, С.Л. Франк, М.М. Бахтин, Ф.Е. Василюк, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.С. Шаров). Обобщенно можно выделить следующие сущностные характеристики переживания. Содержание переживания представлено ценностно-смысловой сферой личности, динамика которой направляет переживание, порождает его. Активность - это эмоции, чувства состояния; осознанность, знания и убеждения; проявление переживания во внешней активности. Рефлексивность, которая оформляет его целостность, образует метаструктуры или механизмы переживания, обеспечивает взаимосвязь компонентов регуляции в процессе переживания. Контекстность - особенности соотношения и взаимосвязи внешнего и внутреннего мира личности, в которых может разворачиваться переживание [5].

В процессе нравственного переживания его сущностные характеристики приобретают специфику, которая задается в первую очередь субъективно значимым ценностным содержанием. Присвоенные личностью и в определенной степени сформированные нравственные ценности [3; 6; 7; 8; 9], сталкиваясь с реальностью (в данном случае с нравственной проблемой), актуализируются за счет рефлексивной работы совести [10; 11; 12; 13], запуская специфическую внутреннюю и внешнюю активность (нравственные чувства, знания, убеждения, представления и поступки) [14; 15; 16; 17; 18], реализуясь в ней. Степень сформированности каждого компонента, а также особенность их взаимосвязей будут лежать в основе качества нравственного переживания, его конструктивности, выраженности и, возможно, вообще наличия у субъекта. Отметим также, что особенности функционирования нравственной сферы имеют взаимосвязь с контекстом жизни личности, а именно со степенью удовлетворенности ею, которая выполняет оценочно-побудительную функцию и задает контекст для функционирования внутреннего мира и проявления

внешней активности личности. Таким образом, нравственное переживание понимается нами как процесс рефлексивного соотнесения значимых нравственных ценностей личности с внешней реальностью, который разворачивается в специфических видах внешней и внутренней активности личности и обусловлен контекстом ее внутренней и внешней жизни.

Именно удовлетворенность жизнью, как контекст нравственного переживания, во многом обусловливает его функционирование и степень выраженности каждого компонента. Словосочетание «удовлетворенность жизнью» как концепт уже прочно вошло в сферу научного теоретического и практического психологического знания, где она понимается как когнитивно-оценочный компонент субъективного или психологического благополучия либо как сложное интегративное образование, которое, кроме оценочной составляющей, включает в себя содержательную и встраивается в систему регуляции личности, определяет особенности ее отношения к окружающему миру, формы поведения и организацию индивидуальной жизни [19; 20; 21; 22]. В последнем случае удовлетворенность жизнью есть комплексное образование в системе регуляции, представляющее собой оценочное соотнесение внутренних и внешних эталонов с реальностью, а также содержательный результат данного соотнесения, задающий контекст для функционирования внутреннего мира и проявления внешней активности личности. Содержательная составляющая обусловливает контекстуальность удовлетворенности жизни и детерминирующую роль в функционировании внутреннего мира человека, а значит, и его нравственных переживаний. Обобщая данные теоретического анализа, в содержательной части удовлетворенности жизнью можно выделить следующие качественные характеристики: удовлетворенность своим положением, удовлетворенность социумом, удовлетворенность ходом жизни, удовлетворенность собой и эмоциональное состояние.

Соответственно, удовлетворенность жизнью понимается нами как комплексное образование в системе регуляции, представляющее собой оценочное соотнесение внутренних и внешних эталонов с реальностью, а также содержательный результат данного соотнесения, задающий контекст для функционирования внутреннего мира и проявления внешней активности личности.

Исследуя проблемы нравственности и удовлетворенности жизнью, большинство авторов затрагивают проблемы их взаимосвязи [23; 24; 25; 26; 27; 28]. Однако, хотя при изучении проблем нравственности практически все исследователи, в основном на теоретическом

252

уровне, обосновывают существование такого рода взаимозависимостей и рассматривают различные проявления удовлетворенности жизнью в качестве контекста функционирования нравственной сферы, нами не было обнаружено работ, в которых бы прицельно исследовалась взаимосвязь удовлетворенности жизнью с нравственными переживаниями как процессом, обусловливающим функционирование нравственной сферы. Это и определило проблему нашего исследования, которая заключается в недостаточной разработанности вопроса о природе и содержании нравственного переживания, также на выбор исследуемой проблемы повлияла ее значимость для практики.

Особую значимость изучение нравственных переживаний во взаимосвязи с удовлетворенностью жизнью приобретает применительно к личности, выполняющей ответственную профессиональную деятельность, в том числе состоящей на службе в МВД. С одной стороны, данная профессия предъявляет повышенные требования к сформированности нравственной сферы личности, устойчивости жизненных принципов, руководящих поведением и деятельностью, а с другой - удовлетворенность жизнью личности также имеет связь с полноценным профессиональным и личностным развитием.

Комплексная исследовательская работа проводилась на базе ОМПО УРЛС МВД по Чеченской Республике. В исследовании принимали участие сотрудники кадровых подразделений территориальных органов и подразделений аппарата МВД, мужчины и женщины в возрасте от 25 до 45 лет, численностью 100 человек.

В эмпирической части работы был использован комплекс методик для изучения нравственных переживаний («Уровень соотношения "ценности" и "доступности" в различных жизненных сферах» (Е.Б. Фанталова); Анкета «Добро-Зло» (Л.М. Попов, А.П. Кашин, Т.А. Старшинова); Опросник «Дифференциальный тип рефлексии» (Д.А. Леонтьев, Е.М. Лаптева, Е.Н. Осин и А.Ж. Салихова); Методика «Шкала совестливости» (взята из «Психодиагностического теста», разработанного В.М. Мельниковым и Л.Т. Ямпольским на основании зарубежных методик (MMPI и 16-факторного опросника Р. Кеттелла); «Психосемантический дифференциал переживания» (Л.Р. Фахрутдинова) в авторской моификации; Авторская методика «Нравственные переживания личности при восприятии художественного произведения») и удовлетворенности жизнью респондентов (Анкета «Социальное благополучие» (Н.Н. Мельникова); адаптированный вариант «Adult Adjustment Scale» (G.E. Vaillant,

1974); Опросник «Удовлетворенность жизнью» (Н.Н. Мельникова); Тест «Индекс жизненной удовлетворенности (Life Satisfaction Index A, LSIA)» (Bernice L. Neugarten) в адаптации Н.В. Паниной; Опросник «Шкала субъективного благополучия» (Perrudet-Badoux, Mendelsohn и Chiche) в адаптации М.В. Соколовой; Опросник «Шкала психологического благополучия» (The scales of psychological well-being) (К. Рифф) в адаптации Т.Д. Шевеленковой и Т.П. Фесенко).

При обработке эмпирических данных использован пакет программ SPSS 19.0 и Excel, с помощью которых были применены методы описательной статистики, проведен корреляционный анализ, проведено вычисление двухвы-борочного критерия различия U Манна - Уитни, критерия Краскела - Уоллиса, предназначенного для проверки равенства медиан нескольких выборок, а также был проведен качественный анализ результатов анкетирования.

В результате обработки полученных данных респонденты были поделены на три группы в зависимости от общего уровня удовлетворенности жизнью, а именно ниже среднего, средний и выше среднего. Необходимо отметить, что при дальнейшем анализе результатов обнаружилась специфика взаимосвязей уровня удовлетворенности жизнью и ее содержательных характеристик. Выборки были проверены на значимость различий показателей удовлетворенности жизнью при помощи показателя критерия Краскела - Уоллиса, предназначенного для проверки равенства медиан нескольких выборок. Значения критерия соответствовали критическому значению по многим показателям и варьировали в пределах 5,870-10,613, при р<0,01 и при р<0,05. Далее была изучена специфика нравственных переживаний респондентов с различным уровнем удовлетворенности жизнью. Нами были получены обширные данные, характеризующие нравственные переживания личности в зависимости от удовлетворенности жизнью, которые в данном случае будут приведены в обобщенном и систематизированном виде. Приведем описание каждой из трех групп.

Респондентов с уровнем удовлетворенности жизнью ниже среднего можно охарактеризовать как личностей, сосредоточенных на своем внутреннем мире, с затрудненной оценкой самореализации, повышенной эмоциональной напряженностью и неоформленной жизненной направленностью, но при этом стремящихся к автономии, удовлетворенность жизнью которых в большей степени будет зависеть от оценки их внутренних переживаний. Образно личность с низким уровнем удовлетворенности жизнью можно представить как человека, идущего по дороге и оценивающего себя и тот

253

путь, который он пытается для себя определить, но при этом не замечающего того, что находится вокруг, и нечетко представляющего того, куда этот путь приведет. В контексте этого осуществляются нравственные переживания личности, которые в меньшей степени эмпа-тийны и по большей части рационализированы, прагматичны, направлены на осмысление своих возможностей и опыта, при этом они больше касаются проблем безнравственности, которая определяет внешние обстоятельства, носящие роковой, предопределенный, ни от кого не зависящий характер. Содержание и направленность переживаний определяют такие ценности, как здоровье, творчество и уверенность в себе. При этом показатель направленности личности в координатах «добро - зло» в среднем имеет положительные значения, т.е., несмотря на индивидуалистическую прагматическую характеристику нравственных переживаний, они все же не выпадают за пределы нравственных норм, когда работа с внутренним опытом и последующие поступки осуществляются в рамках нравственных ориентиров, что подтверждают достаточно высокие показатели совестливости. Сами переживания они оценивают скорее как отрицательные для себя, но при этом достаточно сильные, затрагивающие значимые ценности. Что также подтверждает выраженная интроспекция, которая сосредоточивает личность на ее внутреннем мире, способствует замыканию на проблеме, излишнему «самокопанию» и может мешать продуктивности переживаний, разрешению существующих проблем, а главное ограничивать внешнюю активность. Личность может много размышлять над вопросами нравственности, прогнозировать различные варианты решения проблемы, но при этом не совершать нравственных поступков.

Респондентов со средним уровнем удовлетворенности жизнью можно охарактеризовать как личностей, ориентированных на материальное и социальное положение и в общем довольных своей обычной жизнью, но при этом испытывающих внутренний дискомфорт по поводу своей автономности, жизненной цели и значимости социального окружения, удовлетворенность жизнью которых в большей степени будет зависеть от оценки их внешнего положения. Образно личность со средним уровнем удовлетворенности жизнью можно представить как человека, идущего по дороге и оценивающего в первую очередь то, как на него обращает внимание мир, как его ценят, какой вес он имеет в обществе и насколько соответствует внешним стандартам благополучия. В контексте этого осуществляются нравственные переживания личности, которые характеризуются как фаталистические, направленные на

статусные отношения, в целом неприятные, не имеющие особой личностной значимости, но связанные с размышлениями по поводу жизненного опыта в целом. Содержание и направленность переживаний выглядят достаточно размыто по сравнению с другими группами, о чем говорит наиболее низкая значимость ценностей, за исключением ценности здоровья. При этом показатель направленности личности в координатах «добро - зло» выражен достаточно слабо, что свидетельствует о слабо выраженной ориентации на нравственные ценности в переживаниях и предполагаемых поступках, это подтверждают достаточно низкие показатели совестливости. Сами нравственные переживания они субъективно оценивают скорее как положительные для себя, не приносящие отрицательных эмоций, но при этом менее сильные, в меньшей степени затрагивающие значимые ценности.

Респондентов с уровнем удовлетворенности жизнью выше среднего можно охарактеризовать как личностей с наиболее сбалансированными внешними и внутренними эталонами, насыщенным содержанием удовлетворенности жизнью, когда, с одной стороны, для них важны удовлетворенность собой, социумом, ощущение полноты жизни, а с другой стороны, удовлетворенность приносит и прагматичное достижение поставленных целей, при этом внешнее социальное и материальное положение не имеет решающего значения. В контексте этого осуществляются нравственные переживания личности, которые характеризуются как направленные на социальные отношения и личностные качества, высоко эмоциональные и значимые, достаточно осмысленные и глубокие, но при этом больше обращенные на внутреннюю активность, чем на внешнее конструктивное решение ситуации. Содержание и направленность переживаний характеризуется большей напряженностью и рассогласованностью ценностей, которые ее определяют. Именно эти тенденции активизируют процесс переживания, направляют его и, возможно, подталкивают более активно совершать оценочное соотнесение внутренних и внешних эталонов. Соответственно, внутренний дискомфорт и напряженность переживания возникают по поводу значимости любви и здоровья, близких социальных связей, независимости и активности. При этом показатель направленности личности в координатах «добро - зло» выражен в большей степени, чем в остальных группах. Данный факт свидетельствует о том, что им в большей степени присущи альтруизм, толерантное и уважительное отношение к окружающим, стремление к сотрудничеству, ответственность и самоконтроль, что соотносится с

254

высоким уровнем совестливости. Нравственные переживания они оценивают как менее положительные, но при этом достаточно сильные. Это свидетельствует о более глубоких нравственных переживаниях, которые затрагивают глубинные структуры ценностно-смысловой сферы личности, заставляют размышлять по поводу нравственных проблем, что не всегда приносит положительные эмоции.

В качестве обобщения необходимо отметить, что уровень удовлетворенности жизнью с учетом его содержательного наполнения является контекстом, в котором осуществляются нравственные переживания личности. Наиболее высокий уровень удовлетворенно-

1. Костин А.Н., Голиков Ю.Я. Организационно-процессуальный подход к анализу психической регуляции поведения и деятельности // Проблемы педагогики и психологии. 2012. № 4. С. 245-249.

2. Ярошевский М.Г. Дильтеева дихотомия и проблемы переживания //Вопросы философии 1988. № 1. С. 70-78.

3. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М., 1977.

4. Выготский Л. С. Психология развития человека. М., 2005.

5. Деева Н.А. Рефлексивные механизмы переживания: роль в жизнедеятельности человека и методика исследования // Общество и право. 2015. № 1(51). С. 275-281.

6. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.

7. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология регуляции деятельности // Вестн. МГУ. Сер. 14: Психология. 1997. № 1. С. 20-27.

8. Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. Самара, 2001.

9. Шакуров Р.Х. Эмоции, личность, деятельность (механизмы психодинамики). Казань, 2001.

10. Фромм Э. Человек для самого себя /пер. с англ. Э. Спировой. М., 2010.

11. Олпорт Г. Становление личности: избр. тр. М., 2002.

12. Комаров В. В. Совесть как фактор нравственной саморегуляции личности: дис. ... канд. психол. наук. Тамбов, 2004.

13. Ухтомский A.A. Интуиция совести. СПб., 1996.

14. Зотов Н.Д. Личность как субъект нравственной активности: природа и становление. Томск, 1984.

15. Шимановский Д. С. Моральное самосознание личности. М., 1986.

сти жизнью в данном случае обусловливает более глубокое и содержательное нравственное переживание личности с точки зрения его направленности на социум. Наиболее низкий уровень удовлетворенности жизнью обусловливает также глубокое и содержательное нравственное переживание, но в данном случае личность больше направлена на разрешение своих внутренних проблем. Средний уровень удовлетворенности жизнью, который присущ большинству респондентов, обусловливает поверхностность и даже некую фор-мализованность нравственных переживаний, которые в основном связаны с проблемами статуса личности.

1. Kostin A.N., Golikov Yu.Ya. Organizational and procedural approach to the analysis of mental regulation of behaviour and activity // Problems of pedagogy and psychology. 2012. № 4. P. 245249.

2. Yaroshevsky M.G. Dilthey's dichotomy and problems of experiences //Problems of philosophy. 1988. № 1. P. 70-78.

3. Bratus B.S. Psychological aspects of moral development of person. Moscow, 1977.

4. Vygotsky L.S. Psychology of human development. Moscow, 2005.

5. Deeva N.A. Reflexive mechanisms experience: role in human life and research methodology // Society and law. 2015. № 1(51). P. 275-281.

6. Rubinstein S.L. Problems of general psychology. Moscow, 1976.

7. Leontiev D.A. From social to personal values: social genesis and phenomenology of regulation of activity // Bull. of Moscow state university. Ser. 14: Psychology. 1997. № 1. P. 20-27.

8. Fantalova E.B. Diagnosis and therapy of internal conflict. Samara, 2001.

9. Shakurov R.H. Emotions, personality, activity (psychodynamics mechanisms). Kazan, 2001.

10. Fromm E. Man for Himself / transl. from English by E. Spirova. Moscow, 2010.

11. Allport G. Formation of the person: sel. works. Moscow, 2002.

12. Komarov V. V. Conscience as the factor of moral self-identity: diss. ... Master of Psychology. Tambov, 2004.

13. Ukhtomsky A.A. Conscience intuition. St. Petersburg, 1996.

14. Zotov N.D. Personality as a subject of moral activity: the nature and formation. Tomsk, 1984.

15. Shymanovsky D.S. Moral self-consciousness of the individual. Moscow, 1986.

255

16. Самылова О.А. Чувства и переживания эмоционального компонента нравственной сферы // Вестн. КГУ им. Н.А. Некрасова. 2015. Т. 21. С. 94-98.

17. Бурбаева С. Б. К вопросу о взаимосвязи ценностных ориентаций и нравственной активности личности в ее гражданском становлении // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 3(28). С. 21-23.

18. Антилогова Л.Н. О взаимосвязи ценностных ориентаций и нравственной активности личности // Сибирская психология сегодня: сб. науч. тр. Кемерово, 2003. Вып. 2.

19. Абульхнова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.

20. Джидарьян И.А. Психология счастья и оптимизма. М., 2013.

21. Куликов Л. В. Детерминанты удовлетворенности жизнью // Общество и политика / ред. В.Ю. Большаков. СПб., 2000. С. 476-510.

22. Яремчук С.В., Новгородова Е.Ф. Саморазвитие и удовлетворенность жизнью в юношеском возрасте // Изв. Саратов. ун-та. Новая сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4. Вып. 2(14). С. 149152.

23. Муздыбаев К. Эгоизм личности // Психологический журн. 2000. Т. 21. № 2.

24. Бескова Т.В. Удовлетворенность жизнью и отношение к успеху и неудачам другого: гендерный и возрастной аспект // Теория и практика общественного развития. 2013. № 1. С. 92-96.

25. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Роль нравственной элиты в российском обществе: постановка проблемы и возможности исследования // Психологический журн. 2010. № 2. C. 5-19.

26. Журавлев А.Л., Юревич А.В. Коллективные смыслы как предпосылка личного счастья // Психологический журн. 2014. Т. 35. № 1. С. 5-15.

27. Манёров В.Х. Совесть, нравственность и жизненная успешность в условиях морального коллапса //Организационная психология. 2013. Прил. Тезисы докладов конференции «Бизнес. Общество. Человек», Москва, 29-31 окт. 2013 г. С. 121-122.

28. Скрипкина Т.П., Нехорошева И.В. Отличия в основных показателях субъективного качества жизни между людьми с разной нравственной направленностью // Социальная психология и общество. 2013. № 2. С. 50-58.

16. Samylova O.A. Feelings and experiences of emotional component of moral sphere // Bull. of Nekrasov KSU. 2015. Vol. 21. P. 94-98.

17. Burbayeva S.B. To the question of the relationship of value orientations and moral activity of the individual in its civil formation // The world of science, culture and education. 2011. № 3(28). P. 21-23.

18. Antilogova L.N. On the relationship between value orientations and moral activity of the person // Siberian psychology today: coll. of sci. papers. Kemerovo, 2003. Iss. 2.

19. Abulhnova-Slavskaya K.A. Life strategy. Moscow, 1991.

20. Dzhidaryan I.A. Psychology of happiness and optimism. Moscow, 2013.

21. Kulikov L.V. The determinants of life satisfaction // Society and politics / ed. by V.Yu. Bolshakov. St. Petersburg, 2000. P. 476510.

22. Yaremchuk S.V., Novgorodova E.F. Personal development and life satisfaction in adolescence // Proc. of Saratov university. New ser. Acmeology of education. Psychology of development. 2015. Vol. 4. Iss. 2(14). P. 149-152.

23. Muzdybaev K. Selfishness personality // Psychological magazine. 2000. Vol. 21. № 2.

24. Beskova T. V. Satisfaction with life and with the success and failures of others: a gender and age dimension // Theory and practice of social development. 2013. № 1. P. 92-96.

25. Zhuravlev A.L., Kupreychenko A.B. Role of moral elite in Russian society: problem formulation and research opportunities // Psychological magazine. 2010. № 2. P. 5-19.

26. Zhuravlev A.L., Yurevich A.V. Collective sense as a prerequisite for personal happiness // Psychological magazine. 2014. Vol. 35. № 1. P. 5-15.

27. Manorov V.H. Conscience, morality and life success in terms of moral collapse //Organizational psychology. 2013. Appendix. Abstracts of the conference «Business. Society. Man». Moscow, Oct. 29-31, 2013. P. 121-122.

28. Skripkina T.P., Nekhorosheva I.V. The differences in the main indicators of the subjective quality of life among people with different moral orientation // Social psychology and society. 2013. № 2. P. 50-58.

256

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.