Научная статья на тему 'Кабардино-Балкария в поисках религиозного мира (окончание)'

Кабардино-Балкария в поисках религиозного мира (окончание) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
638
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кабардино-Балкария в поисках религиозного мира (окончание)»

в бюллетене «Россия и мусульманский мир».

С. Филатов,

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник (ИВ РАН) КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ В ПОИСКАХ РЕЛИГИОЗНОГО МИРА (Окончание)

Большинство населения КБР (около 3/4) составляют кабардинцы, балкарцы и другие традиционно мусульманские народы. Рядом с мусульманами сосуществует многочисленная христианская община, представленная православными, протестантами и микроскопической, но заметной в общественной жизни католической общиной. Русских и других традиционно христианских народов около 200 тыс. - 1/4 населения республики.

В организационном отношении РПЦ представлена в КБР Нальчикским благочинием Пятигорской и Черкесской епархии (епархия включает приходы Минераловодского, Предгорного и Кировского районов Ставропольского края, а также республик Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия), выделенной из Ставропольской епархии в 2009 г. Пятигорскую епархию возглавляет архиепископ Феофилакт (Денис Анатольевич Курьянов), уроженец города Грозного (Чечено-Ингушская АССР). Нальчикское благочиние насчитывает 20 приходов, в которых служат 23 священника. Возглавляет благочиние протоиерей Валентин Бобылев.

Православие и другие христианские конфессии появились на территории нынешней КБР сравнительно поздно - в XIX в. Христианами являются, в основном, русские, живущие преимущественно в казачьих районах на границе со Ставропольским краем (города Прохладный и Майский), а также в Нальчике. На территории Северной Осетии в Моздокском районе живут православные кабардинцы, отказавшиеся от ислама еще в Х1Х в. Сегодня многие русские покидают регион из-за отсутствия работы, а в 1990-е и нулевые годы - из-за близости к чеченскому театру военных действий. «Чемоданным» настроениям способствует усиление влияния радикального ислама.

В 1990-2003 гг. Ставропольскую епархию, в которую входили и северокавказские республики, возглавлял митрополит Гедеон (Докукин). Он осознавал себя «православным патриотом» и рассматривал свою епархию в качестве форпоста на границе Рос-

сии с мусульманским миром. Гедеон, как он заявил мне в интервью 20 октября 1998 г., стремился сохранить «православную чистоту Священного Кавказа». По мнению митрополита, государство должно всячески поддерживать Русскую православную церковь, а церковь в свою очередь пропагандировать государственные интересы. Постоянно проходили его встречи с муфтиями и госчиновниками. В местной прессе появлялись сообщения о том, что церковь и мечеть способны принести мир на Северный Кавказ1. Епархия постоянно старалась оказывать посильную гуманитарную помощь населению Чечни2. Митрополит гордился результатами своей деятельности и, в частности, тем, что «на территории края не было ни одного конфликта с мусульманами непосредственно на религиозной почве».

В то же время в прессе Гедеон подвергался резкой критике за неспособность найти адекватные ответы на проблему межэтнических отношений. Российский журналист Максим Шевченко, например, резко осудил «идеальные отношения митрополита с возрождающимся казачеством» (виновным, по мнению автора, в росте анархии, межнациональных конфликтах и моральном разложении церковной жизни). Он фактически обвинил Гедеона в разжигании межэтнических и межрелигиозных конфликтов на Северном Кавказе и призвал разделить епархию, открыв кафедры в каждой из столиц, входящих в епархию субъектов Федерации. Шевченко, может быть, был слишком резок в своих оценках, но действительно в речах и проповедях Гедеона было слишком много о национальных интересах России, но слишком мало о признании национальных интересов кабардинцев, карачаевцев, осетин и других горских народов3.

В 2003-2011 гг. глава Ставропольской епархии - епископ Феофан проводил на Северном Кавказе политику безусловного приоритета мирного сосуществования ислама и православия. На всех уровнях - от приходского до епархиального развивались связи и сотрудничество с местными мусульманскими, а также властными структурами. Феофан старался не допускать ничего, что могло бы вызвать недовольство у горских народов. В частности,

1 Известия. 26.03.1998. Ставропольские губернские ведомости и Вечерний Ставрополь 26.03.1998.

2 Ставропольские губернские ведомости. 18.03.1998.

3 НГ-религии. 24.07.1997.

активная проповедь среди мусульманского населения, каковым, по большей части, являются кабардинцы и балкарцы, не поощрялась.

Благочинный Кабардино-Балкарии до 2003 г. - протоиерей Леонид Ахидов, священник, имевший большой опыт служения на Северном Кавказе, хозяйственник с консервативными взглядами. Отец Леонид делал ставку на развитие и укрепление уже существующих православных приходов в Кабардино-Балкарии, в том числе на создание при них воскресных школ. Социальная работа священников заключалась, по большей части в помощи военнослужащим в военных частях и госпиталях Кабардино-Балкарии. Леонид сумел получить согласие властей республики на строительство собора в Нальчике и женского монастыря. Мало того, он добился от властей финансовой помощи на первом этапе этих строек.

При новом руководстве православие стало играть более заметную роль в общественной жизни республики, а церковная жизнь стала богаче. В. Бобылев наладил отношения и с республиканскими чиновниками, и с главами местных администраций, которые стали помогать благочинию в реставрации и строительстве храмов. При о. Валентине был построен собор Марии Магдалины в Нальчике и был приведен в порядок женский Свято-Троицкий монастырь в Зольском районе. Монастырь был создан Екатериной, дочерью Алексея Хомякова, в середине XIX в. До революции он был известен на всю Россию образцовой организацией хозяйственной деятельности, в частности сельскохозяйственного производства. Сейчас в монастыре обитают пять уже немолодых сестер, во главе с игуменьей - матерью благочинного. Окрестное население - сплошь мусульмане, но среди отдыхающих на Кавказских Минеральных Водах пользуются популярностью экскурсии в монастырь.

В развитие политики дружбы народов благочинный совместно с муфтием и раввином микроскопической иудейской общины Нальчика выступают в вузах, посещают школы и общественные собрания. Постоянно организуются (обычно по инициативе властей) различного рода мероприятия, направленные на расширение контактов и укрепление связей между христианами и мусульманами. Архиепископ и благочинный достигли определенных успехов в налаживании отношений с интеллигенцией. Причем не только с русской, но и с горской. Концерты и выставки, в организации которых православные принимают участие, привлекают не

только православных русских, но и более широкие круги интеллигенции.

Особое внимание архиепископа и благочинного к воскресным школам дает свои плоды. Школы есть при всех церквах, они сравнительно (учитывая малочисленность русского населения) популярны, многие дети из этих школ проявляют себя в различных формах церковной активности. В 2013 г. создан молодежный православный центр «Мир всем» при соборе, который возглавил молодой священник Константин Осипов. Основные занятия этого центра - развитие катехизации силами мирян, помощь больным и престарелым, организация концертов для немощных и в детских домах. Отец Константин видит свою задачу в воспитании лидеров-мирян.

Большое сожаление у благочинного вызывает состояние местного казачества. По мнению о. Валентина, оно находится в постоянном кризисе и расколе. Казаки редко приходят в церковь. В основном, они охраняют крестные ходы и помогают в хозяйственных нуждах приходов - «когда батюшка, к примеру, просит сложить кирпичи». В вере, по словам о. Валентина, «казачество -холодное». Оригинальная культура казаков и их быт еще сохранились в Прохладном, Майском, а также в некоторых станицах, например Котлярейской, Екатериноградской.

Среди молодежи, с которой работает отец Константин, есть и молодые казаки. По мнению отца Константина, молодое поколение казаков в отличие от стариков ближе к церкви и из многих из них будут хорошие православные. В то же время отец Константин отмечает своеобразие казачьего менталитета, ярче всего выраженного в распространенной среди казаков поговорке: «Русские за власть, казаки за свободу».

Среди прихожан есть немного кабардинцев и балкарцев (большинство из смешанных семей), один священник - балкарец. В некоторых храмах в богослужении частично используется кабардинский язык. Одной из особенностей религиозной жизни в Кабардино-Балкарии, утверждает о. Валентин, является то, что кабардинцы, будучи мусульманами, посещают богослужение в православной церкви. Немногие принимают крещение и становятся практикующими православными, но интерес имеют. Как отмечает о. Валентин, «люди здесь, на Северном Кавказе, не переходят из одной веры в другую, а уходят от атеизма».

Относительно новое занятие православных КБР - социальное служение. В последние годы приходы собирают и раздают те-

плую одежду беднякам и обеспечивают многодетных родителей детским питанием. В станице Александровской созданы детский приют на 30 мальчиков и богадельня. В 2013 г. начал работать реабилитационный центр для наркоманов.

Заметную роль в религиозной жизни КБР играет протестантизм. Протестантские церкви представлены в Кабардино-Балкарии практически всеми основными направлениями - от немецких лютеран до харизматов и адвентистов. Из редко встречающихся течений в КБР действуют общины пятидесятников-субботников, выходцев из Молдавии, которые на территории России были фактически истреблены в советское время. В республике около 40 протестантских церквей и групп, как зарегистрированных, так и незарегистрированных. По числу зарегистрированных общин протестанты стоят на втором месте после мусульманских объединений. И хотя в КБР нет многотысячных церквей (в основном, общины не превышают 100-200 человек), протестанты заняли важное место в общественной и религиозной жизни республики -власти признают заслуги евангельских общин в социальном служении и отмечают значительную роль в обращении части кабардинцев и балкарцев в христианство. В условиях борьбы с экстремистскими тенденциями, с ваххабизмом, власти не видят угрозы со стороны протестантских церквей, отмечая их роль в воспитании здоровой молодежи, в борьбе с наркозависимостью, в служении по тюрьмам и зонам. В рамках национальной миссии протестанты нашли свои формы проповеди, обращения к историческим христианским корням и этике кабардинцев и балкарцев.

Наиболее многочисленны и влиятельны среди протестантов баптисты, принадлежащие к Российскому союзу евангельских христиан-баптистов (РСЕХБ). Дом Молитвы РСЕХБ в Нальчике возглавляет пастор-балкарец Александр Ахматович Мечиев (в центральной общине более 200 человек). Балкарскую церковь (около 30 человек) в Нальчике возглавляет пастор Алим Махмудович Кульбаев. Всего по КБР семь церквей и пять групп. В Прохладном действует известный на Северном Кавказе и в целом на Юге России Северо-Кавказский Библейский институт ЕХБ. В институте обучается около 120 человек из различных евангельских церквей.

История евангельского движения в Кабарде началась еще в начале Х1Х в. В 1802 г. под покровительством русского правительства была основана евангелистская шотландская миссия под Пятигорском в колонии Карасс (ныне - Иноземцево). Директором

миссии был проповедник Галлоуэй. Миссия занималась распространением Священного Писания (до 5 тыс. в год) и проповедью. Отчеты миссии посылались в Эдинбург. Шотландские евангелисты писали о том, что в Кабарде они впервые услышали от мусульман признание того, что Иисус является Духом Божиим и придет судить мир в последний день. Шотландская миссия в Ка-барде проработала до начала 20-х годов Х1Х в. Первая российская община баптистов появилась в Нальчике в 1918 г.

Баптистские церкви в республике являются самыми многочисленными из всех протестантских, верующие устраивают молодежные лагеря, существует многочисленное молодежное служение, в церковь приходят студенты и учащиеся. Миссия устраивает благотворительные акции, распространяет гуманитарную помощь, помогала чеченским беженцам в 1990-е годы и в начале 2000-х годов (при церкви питалось около 320 семей чеченцев).

Власти считают баптистов традиционной церковью, однако общины, которые проходят перерегистрацию, тщательно проверяются различными органами власти. Баптисты известны в республике своим социальным служением, тем, что работают в тюрьмах, хорошей репутацией пользуются строительные бригады баптистов.

С властями баптисты, по словам пастора Александра Мечие-ва, живут в мире и без противостояния, «пытаемся, чтобы Христос стал для них также откровением». Объединению ЕХБ разрешается проводить служения и проповедовать в зонах. С православными у баптистов также сложились братские отношения, вместе с благочинием РПЦ церковь ЕХБ договорилась распространять библейскую литературу на кабардинском и балкарском языках (православные заказывают в Библейском обществе, а баптисты развозят). Верующих также пускают работать и помогать в психдиспансере и в наркодиспансере, откуда наркозависимых часто направляют в баптистский центр для реабилитации наркозависимых в ст. Павлодольская и в ст. Зольская в Северной Осетии. Как отмечает пастор, в отличие от других регионов, в республике баптистам беспрепятственно позволяют совершать социальное служение в домах престарелых, в детских домах, домах инвалидов, верующие от имени церкви дарят подарки на праздники, собирают гуманитарную помощь, продукты.

Наряду с этим в церкви ведется активная миссионерская работа среди местного населения - кабардинцев и балкарцев. Существуют отдельные кабардинские и балкарские группы, которые

собираются и читают Новый Завет и христианскую литературу на своих родных языках, также распространяемую миссией баптистов (Евангелие на кабардинский язык перевел швед Лео Мартинсон). Пастор-балкарец Александр Мечиев объясняет мусульманам, что у них с христианами много общего, например, мечеть переводится как Дом Молитвы, а мусульманин - как «покорный Богу». Для удобства миссии, считает Мечиев, необходимо вывешивать новые христианские призывы - вместо обычного баптистского «Мы проповедуем Христа Распятого» просто «Бог есть Любовь». Мечиев считает, что среди кабардинцев намного легче проповедовать, так как у них еще сохранились христианские корни в языке, в именах. У балкарцев христианских корней уже меньше. В рамках адыгской этики христианской традицией можно считать почитание старших, а также некоторые пословицы, например, «Кто в тебя камнем, ты в того хлебом». Кабардинцам проповедники часто просто говорят, чтобы они возвращались к Богу Живому, напоминают о христианских корнях (Шагенов - это фамилия священническая, Карданов - дьяконская).

Христианская миссия неоднозначно воспринимается среди кабардино-балкарского общества. В некоторых случаях обращенных в христианство родственники лишают погребения в родном селе, но такие случаи редки. Презентацию Нового Завета на кабардинском и балкарском языках Церковь ЕХБ проводила публично на самых разных площадках - в Институте бизнеса, в Драмтеатре, в ДК профсоюзов.

Пастор Мечиев, в одном из своих интервью, записанных автором в ноябре 2013 г., говорил, что «мы должны проповедовать всем народам без экстремизма, не используя культурные ухищрения; церковь, конечно, принимает быт и культуру, но вносит туда Евангелие. Каждый верующий является миссионером и должен им быть». Число новообращенных из числа кабардинцев и балкарцев, масштабы своей миссии баптисты не афишируют, так как это политически опасно при возрастающем влиянии ислама в республике.

В Коране говорится, что в религии нет принуждения, и пастор Мечиев также проповедует, что христианство не принуждает никого, а рассказывает о том, что делает Христос. С 1998 г., по словам пастора, в рамках миссионерского служения никаких серьезных конфликтов с властями или представителями общественности не было. Мечиев ездит по селам и деревням, раздает Евангелие на кабардинском и балкарском, и большинство людей доброжелательно берут и читают, в том числе на русском языке.

Мирный, светский ислам в народе пока существует, но эта ситуация также меняется, полагает пастор. Сама жизнь показывает людям, что лучше, а что хуже: когда братья убивают друг друга, кабардинцы и балкарцы убивают друг друга якобы ради «чистого ислама». Конечно, такой «ислам» никому не нужен.

Тюремное начальство охотно пускает пастора к мусульманам, учитывая угрозу создания джамаатов в зонах разделения на «зеленых» (мусульман) и «черных» (так мусульмане называют православных за то, что они, по их мнению, искажают Писание). Проповедь пастора пользуется успехом в зонах. Мечиев раздает Евангелия всем, отмечая, кто читает и Коран, и Библию. Александр Мечиев отмечает: «Я сам балкарец и был мусульманином, и верю в Триединого Бога, и считаю, что веру эту надо доносить до всех. Христос говорил, что меня Отец сделал любящим все народы, от одной крови Бог создал род человеческий по всему лицу земли».

В КБР существует небольшая, но очень активная католическая община, состоящая из трех приходов - Святого Иосифа (в Нальчике), Святого Семейства (в Прохладном) и Благовещения (в Благовещенке). Исторически католики (немцы и поляки) присутствовали на территории современной КБР с конца XIX в. В начале XX в. наиболее крупным католическим поселением было село Благовещенка, насчитывавшее несколько сотен поляков-католиков. Подпольно религиозная жизнь в Благовещенке не прекращалась и в советское время. Возрождение организованной церковной религиозной жизни началось в городе Прохладный еще до перестройки. С 1962 г. из Казахстана и Средней Азии стали переселяться в этот город немцы - лютеране и католики. К немцам присоединились поляки и прибалты. Они организовали вместе с монахинями из Латвии католическую общину, которую раз в три месяца посещали священники из Литвы. Первым постоянным священником в КБР был в 1993-1996 гг. Бронислав Чаплицкий, возглавивший приход в Прохладном.

В Нальчике приход возник благодаря строителям из Польши. В 1987 г. в Нальчик из Польши на строительство крупных курортных объектов были приглашены польские фирмы. Работники этих фирм образовали общину, которую возглавил священник из Польши. Несколько десятков разрозненных католиков Нальчика примкнули к этой общине. После отъезда польских строителей сохранился активный приход из местных жителей.

Священники Богдан Чаплицкий (1993-1996) и наследовавший ему Майкл Скрин (1996-1999) сумели организовать три стабильных прихода, но подлинный расцвет начался при ирландском священнике Коне Дохерти (1999-2005). Благодаря харизматичной личности этого священника католические общины выросли численно, в них развились культурные, благотворительные и просветительские инициативы. При отце Коне католики завоевали авторитет у властей республики и горской интеллигенции. С 2005 г. отец Кон возглавляет большой армяно-католический приход в Отрадненском районе Краснодарского края.

С 2005 г. настоятель приходов в КБР - отец Лоран Флиши (из Орлеана), принадлежащий ордену Св. Иоанна. Вместе с ним служат еще два брата из этого ордена. Приход в Нальчике (около 100 прихожан) собирается в перестроенной квартире в центре города. Помощник о. Лорана в Нальчике - балкарец из Казахстана Еркин Аймурзаев.

Приходы в Прохладном (около 50 человек) и Благовещенке (около 50 человек) имеют свои церковные здания. С властями республики отношения доброжелательные, препятствий нет. В приходах представлены все социальные слои и возраста. Среди них есть поляки, русские, немцы, а также горцы из смешанных семей. Серьезная работа ведется с молодежью, организуются летние лагеря «Каникулы с Богом». Молодежь обучается конному спорту, благодаря тому что отец Лоран - большой любитель конного спорта. Он создал конюшню в Благовещенке, где тренируют своих молодых последователей. При церкви также существуют неформальные кружки «Друзей Церкви» и «Друзей французской культуры», объединяющие по преимуществу представителей горской интеллигенции.

В Благовещенке католические миссионеры построили большой реабилитационный центр для наркоманов. Община также помогает интернату для умственно отсталых детей в Нальчике и обществу инвалидов в Прохладном. В Кабардино-Балкарии дети прихожан обеспечиваются канцелярскими школьными предметами. С тех пор как епископ Феофилакт возглавил православную епископскую кафедру, установились добрые отношения с православными, обсуждаются планы совместной благотворительной деятельности. Такие же отношения с баптистами. С руководством ДУМ редкие дружеские встречи.

При всех постсоветских руководителях республики основной задачей религиозной политики было преодоление исламского

экстремизма (а также потенциально возможного религиозного фактора в межэтнических конфликтах). С середины 1990-х годов до наших дней в республике действует экстремистское мусульманское террористическое подполье. Власти разными средствами ведут с ним борьбу.

В начале 1990-х годов имел место непродолжительный, но бурный взрыв балкарского национализма и сепаратизма. Он был быстро подавлен. Однако идеи балкарского самоопределения постоянно возникают и приводят к тщательно скрываемым властями конфликтам между кабардинцами и балкарцами. Официальной политикой в республике является равенство двух народов, при котором все руководители - кабардинцы, а их заместители -балкарцы. Надо отметить, что власти успешно справились с задачей недопущения создания отдельного балкарского муфтията.

РПЦ и другие христианские конфессии в религиозной политике умиротворения играют конструктивную роль, всячески поддерживая идеи толерантности и межрелигиозного сотрудничества. В послании Президента КБР Валерия Кокова в начале 2001 г. в абзаце, посвященном религии, был провозглашен основной принцип: «Важной приметой перемен в жизни республики стало становление новой модели отношений между религиозными организациями и государством. В республике нет и не должно быть места крайним течениям ни в исламе, ни в православии, ни в других конфессиях. В Кабардино-Балкарии не было и не будет места религиозному, да и иному экстремизму»1. Несмотря на то что главы республики менялись с тех пор дважды, а методы религиозной политики еще чаще, принципы эти остались неизменными.

В 1994-1995 гг. властями был сформирован стратегический союз РПЦ и официального ислама - Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарии (ДУМ КБ). Объединительная концепция заключалась в том, что две основные традиционные религиозные общины должны отвечать за духовное возрождение народа, сотрудничать с властями и между собой. В декабре 1995 г. при Президенте Кабардино-Балкарской республики был учрежден совет по связям с религиозными организациями, куда вошли два православных священника, четыре представителя от мусульманского духовенства и раввин.

По отношению к православию власти подчеркивают свое уважение. Благочинный о. Валентин Бобылев был награжден

1 Газета Юга, № 5, 1.02.2001.

орденом Дружбы по представлению Валерия Кокова. Конкурс на строительство будущего центрального храма Нальчика - собора Марии Магдалины проводился под личным руководством президента Кокова. В выборе проектов храма принимали участие Коков и епископ Феофан. Другие христианские конфессии - католики, пятидесятники и баптисты свободно арендуют помещения для богослужения и занимаются социальной и благотворительной работой. Благочинный принимает деятельное участие в Совете по взаимодействию с религиозными организациями при президенте республики. По словам благочинного о. Валентина, церковь в КБР ощущает «абсолютную поддержку со стороны властей - республиканских и местных администраций». Со своей стороны, глава КБР постоянно заявляет, что все должны жить в мире и согласии и ничего не должны делить, он посещает по праздникам как мусульман, так и православных.

Представители православия, ислама, иудаизма входят в Общественный совет при главе республики и в Общественную палату, а также участвуют в основных конференциях, форумах и программах, которые организуются при поддержке властей. Крупнейшей религией в республике является ислам. ДУМ объединяет 125 объединений, практически в каждом населенном пункте есть либо мечеть, либо община. По спискам регистрации религиозных объединений на втором месте стоит протестантизм - 26 протестантских церквей, на третьем месте православие - 21 организация.

В республике действует специальная Программа по воспитанию толерантности среди молодежи. Министерство образования и молодежной политики КБР проводит школы толерантности и организует Центры миротворчества и толерантности. Среди школьников проводится конкурс «Религия и толерантность»: в рамках конкурса дети рисуют и пишут стихи на тему дружбы народов и мира между религиями, противодействия экстремизму. В жюри входят художники, учителя, писатели, священник РПЦ, муфтий и раввин. Социальные и культурные проекты проводятся под лозунгами «Мы разные, но мы вместе», «Добрые дела - наша религия».

Молодежный проект «Куначество» объединяет детей и семьи разных национальностей и религий. Подростка - из семей русских, кабардинцев, балкарцев - селят в какую-либо семью на неделю, и он становится гостем - кунаком. Все семьи собираются перед открытием проекта, а затем, по его завершении, делятся впечатлениями, начинают дружить семьями. Специально для про-

екта на основании адыгских традиций и обычаев разработан Кодекс Кунака о почитании старших и этике поведения.

Представители власти отмечают влияние протестантских церквей в республике, которые привлекают также кабардинцев и балкарцев, однако это не вызывает острой реакции в обществе. Вполне терпимо власти относятся и к социальной деятельности протестантов и католиков, которые помогают бомжам и несут служение в больницах.

В 2010 г. при поддержке администрации проводился Межконфессиональный лагерь с участием православных и мусульман, благочинию РПЦ и иудеям власти помогают проводить праздники -епархиальную ёлку и Пурим. Существует специальный оргкомитет по проведению хаджа (в 2012 г. выехали 440 человек, в 2013 г. -319). Семинары и конференции для мусульман проводит Фонд поддержки исламской культуры и образования.

Все эти воспитательно-просветительские мероприятия наверняка до какой-то степени сдерживают рост исламского экстремизма, равно как и антитеррористическая деятельность правоохранительных органов. Однако до победы еще далеко.

«Экономические, социально-политические и этноконфессиональные проблемы стран Востока»,

М., 2014 г., с. 179-199.

С.Новосёлов,

кандидат исторических наук, доцент (Астраханский государственный университет) КАСПИЙСКИЙ САММИТ В АСТРАХАНИ -БУДЕТ ЛИ ПОСТАВЛЕНА ТОЧКА В ОПРЕДЕЛЕНИИ СТАТУСА

На фоне происходящих событий на Ближнем Востоке и Украине, кажется, что вопрос о геополитической ситуации в Каспийском регионе отошел на второй план. Но этот регион все еще сохраняет свою актуальность для глобальной геополитики. Геополитическая борьба, идущая на разных уровнях в Каспийском регионе, порождает новые моменты, и трудно прогнозировать, к чему приведут эти процессы. Каспийский регион продолжает сохранять свою геополитическую актуальность. С момента образования независимых государств на Южном Кавказе и в Центральной Азии европейцы и американцы, основываясь на явно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.