Научная статья на тему 'К вопросу здоровьеформирования и здоровьесбережения детей дошкольного возраста'

К вопросу здоровьеформирования и здоровьесбережения детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3026
747
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕФОРМИРОВАНИЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Токаева Татьяна Эдуардовна

Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, принятие Министерством образования и науки РФ «Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов здоровьесбережения и здоровьеформирования детей в современном детском саду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Токаева Татьяна Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу здоровьеформирования и здоровьесбережения детей дошкольного возраста»

УДК 371.72:373.2

Т.Э. Токаева К вопросу

здоровьеформирования и здоровьесбережения детей дошкольного возраста.

Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, принятие Министерством образования и науки РФ «Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов здоровьесбережения и здоровьеформирования детей в современном детском саду.

Проблема сохранения здоровья детей имеет глубокие исторические корни. Определенное внимание ее изучению уделяли H.H. Бецкой, М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, Ф.Ф. Эрисман,Е.А. Покровский и др.

Идеи сбережения здоровья в современных условиях отражены в исследованиях М.М. Безруких,В.Т. Кудрявцева, H.H. Ку-инджи, Д.Д. Шариповой, М.Я. Виленского, В.И. Дубровского,A.A. Дубровского, Ю.Ф. Ирхина, В.Н. Знаменского, Ю.П. Лисицына, Н.И. Брехмана, Р.И. Айзмана, А.Г. Щедриной, И. В. Дубровиной,Т.Э. Токаевой и др.

На основании проведенных исследований ими были выделены факторы риска в сохранении здоровья ребенка, установлена их значимость в различных условиях, разработана теоретическая основа формирования здорового образа жизни, сформированы принципиальные положения «педагогики здоровья», ставшей основой создания проектов «образовательных учреждений, содействующих здоровью», внедрения здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий.

Анализ состояния здоровья детей Пермского края свидетельствует о возникновении ряда противоречий, предопределяющих снижение темпов физического и психического развития. Это несоответствия между:

- объективной потребностью общества в повышении качества образования детей, их здо-ровьесбережении и здоровьеформировании и уровнем разработанности организации здоровьесберегающего и здоровьеформирующего пространства в детских дошкольных учреждениях Пермского края;

- необходимостью развития ребенка как субъекта здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности и недостаточной разработанностью организационно-педагоги-ческих условий формирования здоровья ребенка, его полноценного психофизического развития как в детском образовательном учреждении, так и в семье;

- имеющими место предпосылками для формирования здоровья ребенка, связанными с развитием его внутреннего мира, становлением самосознания и отсутствием компетентности у воспитателей детских садов и родителей в этих вопросах.

Несомненная актуальность проблемы и выявленные противоречия позволили сформулировать направление нашего исследования, связанное с организацией образовательного развивающего процесса, основанного на системе личностных ценностей, главной из которой является культура здоровья, обеспечивающая включение самого ребенка в построение здоровьесберегающего пространства, ограждающего его от влияния негативных экологических факторов, способствующего привлечению всех его личностных положительных ресурсов в здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности.

Под здоровьесбережением традиционно понимают систему мероприятий, обуславливающих сохранение здоровья на всех этапах онтогенеза, защиту от нарастающих болезнетворных сущностей (биологических, химических, психических, физических по своему происхождению).

Здоровьеформирование рассматривают как процесс становления позитивной Я-концепции, интегрирующим элементом которой является внутренняя картина здоровья. Этапы здоровьеформирования соответствуют этапам развития ребенка как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности и могут иметь определенную типологию: тип А - информационно-пассивный, тип В - адап-тивно-поддерживающий, тип С - ресурсно-

© Токаева Т. Э., 2011 18

прагматический, тип Д - личностио-оривотированный. Типы А и В соответствуют этапам оживления и одушевления, а типы С и Д соответствуют этапу индивидуализации субъекта.

В ряде источников имеются данные о том, что этапы здоровьеформирования могут соответствовать структуре и генезу развивающегося самосознания детей дошкольного возраста (схема тела; имя собственное; притязание на признание; половая идентификация; психологическое время личности; социальное пространство личности; самооценка); об этом пишут A.C. Столин, Н.Г. Гуськова, Л.Ф. Анциферова,Т.В. Татарниковаи др.

С целью воспитания у ребенка культуры здоровья необходимо создать комплекс педагогических условий, включающих:

- обеспечение целостности психолого-пе-дагогического процесса с учетом СанПин и потребностей ребенка;

- использование здоровьесберегающих образовательных технологий,которые позволяют организовать процесс воспитания и обучения таким образом, чтобы ребенок мог усваивать культуру человечества без излишнего для данного возраста физического и психического напряжения, подрывающего здоровье;

- достижение высокого уровня качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволит педагогам строить воспитательно-образо-вательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества, и одновременно - без излишней нагрузки на детей;

- обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития и самореализации;

- использование программ физического и валеологического развития, обеспечивающих формирование ключевых компетенций в области здоровьесбережения и здоровье-формирования (ценностно-смысловой, информационной, коммуникативной) с учетом индивидуальных особенностей детей.

В связи с тем, что определяющее влияние на состояние здоровья ребенка,уровень психофизического развития оказывают все ступени детства, необходимо программировать особенности его здоровьесбережения и здоровьеформирования на каждом возрастном этапе.

Задачи реализации программы здоровьесбережения и здоровьеформирования для детей:

- содействовать формированию представлений детей о мире физической культуры и здоровья;

- способствовать формированию двигательных умений и навыков, развитию психофизических качеств, способов детской ФОД;

- обеспечивать развитие ценностных отношений к самому себе, физической культуре и своему здоровью;

- развивать самосознание, самостоятельность, ответственность, настойчивость, целеустремленность;

- способствовать формированию субъектного опыта физкультурно-оздоровительной и здоровьеформирующей деятельности.

Благодаря решению таких задач у ребенка будут сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Ребенок технически правильно выполняет физические упражнения. Может оценить усилия других детей, упорен в достижении своей цели и положительного результата. К школе имеет представление о том, что такое здоровье, понимает как его поддержать, укрепить и сохранить, знает о некоторых внешних и внутренних особенностях строения тела человека и необходимости охраны своего здоровья, знаком с правилами здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, правила гигиены, занятия физкультурой и спортом, закаливание), обладает представлениями о полезных и вредных привычках, о поведении во время болезни, во время ситуаций, опасных для жизни, способен определить состояние своего здоровья,назвать и показать где болит (часть тела,орган); выполняет правила культуры еды, умеет пользоваться здо-ровьсберегающими гимнастиками (для глаз, для дыхания, для сердца, для позвоночника и т.п.), оказывает элементарную помощь себе и другому.

Для решения проблем здоровьеформирования и здоровьесбережения детей важнейшим условием является совместное с родителями воспитание и развитие детей, вовлечение родителей в здоровьесберегающий процесс дошкольного учреждения. В связи с этим необходимо ставить и решать следующие задачи по формированию компетентности родителей:

- содействовать мотивации педагогов ДОУ, направленной на повышение эффективности

физического воспитания и оздоровления детей (потребность в обучении новым технологиям и программам);

- активизировать воспитательный потенциал родителей детей «группы риска» в поддержке деятельности ДОУ по формированию интереса к физкультуре и здоровью, корректировать их педагогическую позицию;

- способствовать становлению педагогической компетентности и педагогической рефлексии молодых родителей (питание, закаливание, ритуальная физкультура, здоровьесберегающим и здоровьеформирующим, восстановительным технологиям, физкультурным занятиям, спорту, активному отдыху и др.);

- обучать специалистов ДОУ современным здоровьесберегающим и здоровьеформирующим технологиям на всех этапах развития (работа с мамами и отцами в перинатальный период развития ребенка, с 0 до 1 года, с 1 года до 3 лет, сЗдо7 лет).

Важнейшим условием здоровьесбережения и здоровьеформирования будет организация непрерывного мониторинга состояния здоровья и уровня развития ребенка как субъекта детской физкультурно-оздоровительной деятельности и его психофизического развития, соответствующего этапам становления детской субъектности. Так,основными направлениями взаимодействия педагога с родителями могут быть: педагогический мониторинг, позволяющий определить эмоциональный настрой ребенка на общение со взрослым, эмоциональный настрой взрослого на общение с ребенком, особенности воспитательной тактики родителя, возникающие трудности общения, педагогическая поддержка родителей, особенно - в период адаптации после заболеваний и т.п.,педагогическое образование родителей, а также совместная деятельность педагогов и родителей по маршрутам здоровьесбережения, ведению «Портфолио здоровья малыша» и т.п.

Следующим условием может быть представлено поэтапное развивающее взаимодействие с ребенком педагогов, специалистов, родителей. В этом процессе необходимо продумать преподнесение материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, уровня его психофизического развития и состояния здоровья,его развития как субъекта деятельности. Необходимо создавать

опыт успешной деятельности, обеспечивающий рост достижений ребенка в здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности. Важно организовать умелое сочетание совместной и самостоятельной деятельности детей.

Проведенное исследование доказало эффективность внедрения полученных нами результатов здоровьесбережения и здоровье-формирования детей. Однако нам удалось обнаружить и ряд проблем, которые требуют решения в Пермском крае:

- необходима разработка программы и методики подготовки педагогов по формированию у них педагогической техники взаимодействия с ребенком (семинары-практикумы, консультации по вопросам создания развивающей валеологической среды, деловые игры по проблеме диагностики и развития ребенка «группы риска» как субъекта здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности);

- нужна разработка системы подготовки родителей, включающей анкетирование по выявлению опыта воспитания ребенка, беседы и консультации с целью выработки единой стратегии воспитания ЗОЖ, совместные занятия с детьми в клубе ЗОЖ, кружках,индивидуальные консультации в службе раннего вмешательства у узких специалистов;

- требуется соответствующее современным нормативным документам психологическое сопровождение развития детей как субъектов физкультурно-оздоровительной деятельности, так как повсеместно происходит сокращение штата педагогов-психологов, несмотря на то, что приоритетными задачами психологической работы являются: профилактика и коррекция интеллектуальных и эмоциональных отклонений у детей и их родителей на каждом возрастном этапе и создание условий, обеспечивающих наиболее полное раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.

Эффективная реализация этих задач возможна при создания ситуации принятия каждого ребенка; использовании психологических технологий, которые могут предотвратить или скорректировать отклонения. Все эти вопросы может решать лишь дипломированный специалист.

Следующим условием здоровьесбережения и здоровьеформирования является медицинское сопровождение, которое достаточно

трудно организовать в ДОУ из-за принадлежности специалистов к разным ведомствам. А между тем лечебно-профилактическая работа с мамами в последний триместр беременности, с детьми от 0 до 1 года, с 1 года до 3 лет, с 3 до 7 лет осуществляется врачом женской консультации, педиатром, офтальмологом, фтизиатром, невропатологом, кардиологом, хирургом, обеспечивающими диспансеризацию детей, и медицинскими сестрами от районной поликлиники.

Реализация обозначенных условий возможна в ситуации здоровьесберегающего и здоровьеформирующего образовательного пространства, организация которого имеет все основания в контексте социальной и образовательной политики Пермского края, но требует ряда мер, обеспечивающих эффективность работы в данном направлении.

Во-первых, это связано с тем, что приоритеты в формировании образования дошкольников должны основываться на региональной физической культуре и традициях ЗОЖ Пермского края; высокие требования к образовательному уровню могут негативно сказаться на здоровье ребенка,таким образом,ведущим требованием выступает оптимизация жизнедеятельности ребенка и определение необходимого двигательного режима на фоне высокой информационной нагрузки. В процессе занятий физическими упражнениями должны решаться как общие задачи умственного, нравственного, эстетического воспитания, так и специфические задачи,направленные на формирование культуры здоровья у ребенка как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности, культуры движений, культуры тела,культуры стиля жизни и т.д.

Во-вторых, в регионе имеются реальные возможности объединения усилий кафедр дошкольной педагогики и психологии, специальной дошкольной педагогики и психологии ПГПУ, института переподготовки кадров, дошкольного отдела Краевого центра физической культуры и здоровья, ЦИО. Это может обеспечить создание инклюзивных и интегрированных региональных программ по физической культуре детей дошкольного возраста, типично развивающихся, и детей, имеющих особые образовательные потребности (ДЧБ, нарушения зрения, слуха, интеллекта, ДЦП и др.); подготовку профессиональных кадров высокого уровня в области физической

культуры детей дошкольного возраста; повышение квалификации работающих руководителей физического воспитания, ориентацию на ценностное отношение к физической культуре, здоровьесбережение и здоровьеформирова-ние детей и др.; проведение научно-методиче-ских конференций, семинаров и публикацию передового педагогического опыта.

Современный процесс образования дошкольников в области физической культуры в Пермском крае имеет свои тенденции, которые поддерживают и развивают кафедры дошкольной педагогики и психологии, кафедра специальной дошкольной педагогики и психологии ПГПУ, институт переподготовки кадров и КЦФКиЗ: единая система диагностики физического состояния дошкольников и мониторинг состояния здоровья; формирование физкультурно-оздоровительного опыта детей в области физической культуры; взаимодействие с семьей с целью сохранения здоровья детей и приобщения к ЗОЖ, здо-ровьесбережению и здоровьеформированию; развитие рекреационных видов физической культуры в дошкольных учреждениях; изменение содержания физического воспитания в зависимости от состояния здоровья детей и их индивидуальных особенностей.

В-третьих, различия в состоянии здоровья детей Пермского края, их двигательных предпочтений, условий проведения занятий физическими упражнениями требует вариативности физического совершенствования дошкольников при сохранении его базово-сти. Применение в дошкольном учреждении новых инновационных и оздоровительных технологий возможно только при адаптиро-ванности их к потребностям и возможностям детей дошкольного возраста, высоком профессионализме специалистов физического воспитания, осуществляющих реализацию индивидуальных здоровьесберегающих и здоровьеформирующих маршрутов.

В-четвертых, изменение содержания образования дошкольников в области физической культуры требуют создания объединенной информационной системы,включающей: базу данных физического состояния детей Пермского края; базу данных программного обеспечения ДОУ и учреждений дополнительного образования для физического образования дошкольников Пермского края; паспортизацию спортивных сооружений; аннотацию на-

учных исследований в области физической культуры, здоровьесбережения и здоровье-формирования детей; обзор передового педагогического опыта; анализ внедрения инновационных педагогических технологий в области физической культуры, внедрения технологии электронного «Портфолио здоровья».

Таким образом, создание необходимых условий позволит решить проблемы по организации образовательного развивающего процесса, основанного на системе личностных ценностей,главной из которой является культура здоровья,обеспечивающая включение самого ребенка в построение здоровьесберегающего пространства, ограждающего его от влияния негативных экологических факторов, имеющихся в Пермском крае, способствующего привлечению всех личностных положительных ресурсов ребенка в здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности.

Библиографический список.

/. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья. СПб., 1998.

2. Вайнер Э.Н. Методология и практика

формирования безопасной здоровьесберегающей образовательной среды. Липецк, 2004.

3. Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса. Часть 1 / Здоровьесберегающая среда в образовательном учреждении / Под науч. ред.

Э.М. Казина. Кемерово,2005.

4. Белкин A.C. Возрастная педагогика. Екатеринбург, 1999.

5. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. М., 1998.

6. Кудрявцев В. Т. Педагогика оздоровления детей дошкольного возраста. М.,2005.

7. Методика комплексной оценки и организация системной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников: Методические рекомендации / Под ред. М. М. Безруких^. Д. Сонькина. М.,2003.

8. Казин Э.М.,Блинова Н.Г. и др. Основы индивидуального здоровья человека. М.,2000.

9. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

10. Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях: Пособие для врачей / Под ред. В.Р. Кучмы. М.,2002.

Раздел I. Макаренко Е.В. Осмысление компетентностно-ориентированного подхода.

ЗДК 37.014

Е.В. Макаренко Осмысление компетентностно-ориентированного подхода в образовании на этапе перехода российских школ на ФГОС второго поколения

Аннотация: В статье рассматриваются внешние и внутрисистемные факторы, которые повлияли на современную российскую школьную практику компетентностно - ориентированного подхода в отечественном образовании. Выделены основные исторические этапы становления компетентностного подхода в образовании, общепринятая периодизация дополнена пониманием ситуации перехода российских школ на новые Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения.

Ключевые слова: компетентност-но-ориентированный подход, компетентность, компетентный, компетенция, ключевые компетенции, федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения.

Потребность в методолого-теоретнческом обосновании, дидактико-методической разработке и внедрении в современную школьную практику компетентностио-ориентированного подхода обусловлена как внешними по отношению к отечественному образованию, так и внутрисистемными причинами. Данные причины отмечаются рядом современных педагогов и психологов (С.Г. Воровгциков, И.А. Зимняя,А.В. Хуторской и др.).

К основных причинам относятся: во-

первых, радикальные социально-экономические изменения в стране, переход к гражданскому обществу, предъявление новых требований к профессиональным кадрам, а,

© Макаренко Е.В.,2011

следовательно, и новых требований к общему образованию. Школа стремится к гармонизации фундаментального и профильного образования, формированию у выпускника жизненно необходимых качеств: умение самостоятельно учиться на протяжении всей жизни, объяснять явления действительности, ориентироваться в мире ценностей, делать осознанный профессиональный выбор,решать различные нестандартные проблемы и жить в быстро меняющемся мире.

Во-вторых, ориентация России на сотрудничество с развитыми странами, что требует аутентичности российского образования, необходимой для вхождения в общий контекст европейских тенденций глобализации,перехода к информационному обществу и формирования единого общеевропейского образовательного пространства.

В-третьих,интенсивное обновление информации, появление новых источников ее получения, подобных Интернету, приводящее к перегруженности содержания школьного образования.

В-четвертых, кризис знаниево-просвети-тельской образовательной парадигмы, проявляющийся в переоценке феномена знания: знание факта перестало иметь прежнюю самоценность. Деятельностная доминанта в содержании образования становится преобладающей и заключается в гармоничном сочетании декларативного знания, отвечающего на вопрос «что?»,и процедурного знания,отвечающего на вопрос «как?».

Таким образом, необходимость компетентностного подхода продиктована, с одной стороны, желанием достичь нового качества образования, соответствующего современным потребностям развития общества, с другой -пониманием бесперспективности экстенсивного пути решения проблемы за счет увеличения объема знаний или изменения содержания знаний только по отдельным предметам. Вышеназванные внешние и внутрисистемные причины обусловили современную активизацию исследования проблем компетентностного подхода к содержанию школьного образования .

«Концепция модернизации российского образования до 2010 года» провозгласила необходимость обновления содержания общего образования на основе компетентностного подхода. Компетентностный подход стал од-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.