Научная статья на тему 'К вопросу визуального представления информации и ее эмоционального восприятия'

К вопросу визуального представления информации и ее эмоционального восприятия Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
398
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Шурыгин В.Н.

Статья посвящена проблеме оценки результата верстки публикаций с точки зрения их эмоционального восприятия. Рассматриваются вопросы цветового взаимодействия, ассоциации цветов, шрифтового воздействия, оценки эмоционального воздействия шрифта. Предложен способ оценки предпочитаемости цветов у разных целевых групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу визуального представления информации и ее эмоционального восприятия»

К вопросу

визуального

представления

информации

и ее эмоционального

восприятия

В.Н. Шурыгин,

к.т.н., доцент МГУП имени Ивана Федорова

Статья посвящена проблеме оценки результата верстки публикаций с точки зрения их эмоционального восприятия. Рассматриваются вопросы цветового взаимодействия, ассоциации цветов, шрифтового воздействия, оценки эмоционального воздействия шрифта. Предложен способ оценки предпочи-таемости цветов у разных целевых групп.

Введение

Любой печатный продукт создается с целью донести до читателя какую-либо идею, вызвать то или иное эмоциональное состояние, заставить сконцентрировать внимание на определенных элементах печатной полосы или наоборот распределить это внимание по возможности равномерно. Методы реализации этих задач носят во многом интуитивный характер и зависят от субъективного восприятия человека. Существенный вклад в достижение выше перечисленных целей вносит выбор цветовой гаммы, абсолютные и относительные размеры элементов полосы, их взаимное расположение и т. д. Выполнение работы по оформлению полосы (верстка) может протекать с большей или меньшей свободой в выборе верстальщиком (дизайнером) вариантов решения, а в случае использования технологий автопубликаций (auto publishing) без участия человека. Вне зависимости от степени этой свободы, вне зависимости от степени участия человека, вне зависимости от того руководствуется он исключительно своим пониманием предмета или действует по заранее созданному шаблону большой интерес пред-

ставляет возможность объективной оценки готового результата, т. е. до того как продукт будет передан в дальнейшую обработку, отпечатан и оценен публикой крайне полезным было бы применение методики и средств прогнозирования этой оценки.

Эмоции очень тесно связаны с цветом. Поэтому логично предположить, что количественный анализ цветовой гаммы может позволить получить оценки эмоциональной окраски полосы издания. Также существенный вклад в формирование оценки можно получать от анализа используемой гарнитуры шрифта. Итак, остановимся на одном аспекте восприятия - эмоциональном восприятии.

1. Восприятие цветов

1.1. Цветовое взаимодействие

Восприятие цветов зависит не только от самого цвета но и от его окружения. Такое цветовое взаимодействие зависит от многих обстоятельств, часть которых описывается «цветовым контрастом».

Различают следующие основные цветовые контрасты:

• синхронный контраст (контраст окружения);

• комплементарный контраст;

• контраст теплых-холодных цветов;

• контраст светов-теней (светло-темный контраст);

• количественный контраст;

• качественный контраст.

Синхронный контраст

Соседние на изображении краски оказывают разностороннее воздействие. Сочетание нескольких красок действует иначе чем, например только одна краска. При этом сила воздействия краски зависит от занимаемой ею площади. Чем больше площадь, тем более сильное воздействие оказывает соответствующая краска на наблюдателя. Визуальное цветовое отличие оценивается посредством цветового оттенка, яркости и насыщенности.

Комплементарный контраст

Комплементарный контраст образуется цветовыми парами, располагающимися на противоположных сторонах красочного круга. Эти комплементарные цветовые пары образуют самый сильный контраст из всех возможных пар цветового сочетания. Комплементарные цветовые комбинации при наличии мелких элементов (например, мелкого текста) ведут к появлению эффекта оптического мельтешения. На практике считается, что использование комплементарного контраста оказывает чрезмерно сильное воздействие.

Тепло-холодный контраст

Цветовые тона от желтого к оранжевому и далее к красному

ассоциируются с теплом и огнем и воспринимаются как теплые цвета. Синие тона ассоциируются с водой, снегом, льдом и воспринимаются как холодные. В цветовом круге эти цветовые группы находятся в противоположных половинах. Поэтому сочетание цветов, относящееся к комплементарному контрасту, одновременно является тепло-холодным контрастом.

Светло-темный (яркостный) контраст

В образовании данного контраста участвуют черный и белый цвета и полутона с использованием больших ступеней яркости. Кроме того, к данному контрасту относятся цветовые вставки с сильно отличающейся яркостью. Третий вид использования яркостного контраста заключается в сочетании цветовой поверхности с сильным эффектом осветления белым и цветовой поверхности того же цветового тона, но с сильным затемнением черным.

Количественный контраст

Взаимодействие цвета зависит от яркости и площади, занимаемой ею на поверхности. Чем выше яркость, тем меньше может быть площадь для достижения определенного воздействия.

Качественный контраст

Качество цвета описывается силой цвета и насыщенностью цвета. Количественный контраст показывает контраст светлых красок с высокой насыщенностью и тусклых красок с низкой насыщенностью. Светлые краски, занимая даже меньшую площадь, воспринимаются четко. Данный контраст называют также чистый контраст или пестро-непе-стрый-контраст.

1.2. Ассоциации цветов

Цветовое восприятие определяется не только количественными характеристиками цветов, но также опытом восприятия цветового мира. В качестве примера можно привести эмоциональные ассоциации, вызываемые рядом цветов.

Фиолетовый: экстравагантность, феминизм, сила, мощь, торжество, празднество, магия, современность, ностальгия, необычайность, необычность...

Синий: техника, природа, вода, спокойствие, прохлада, покой, тишина, солидность, серьезность.

Голубой (Cyan): объективность, деловитость, прохлада, свежесть, спортивность, зима, молодость.

Зеленый: надежда, природа, яд, отрава, весна, тишина, покой, здоровье, отдых, выздоровление.

Желтый: солнце, яркость, ясность, современность, яд, отрава, зависть, оптимизм, чистота, опрятность, чистоплотность.

Оранжевый: энергия, тепло, беспокойство, тревога, иннова-ционность, динамика, счастье, удовольствие, развлечения, искусственность, неестественность...

Красный: любовь, энергия, кровь, война, страсть, опасность, тепло, огонь.

Малиновый(Мадеп1а): молодость, романтика, динамика, тепло, женственность, общение, коммуникация.

Черный: тайна, традиционность, сила, объективность, мощь, темнота, серьезность.

Серый: объективность, истинность, правда, серьезность, нейтральность, техника.

Белый: чистота, объективность, привидения, снег, яркость, ясность, истинность, правда, серьезность.

Кроме эмоциональной окраски цвета различаются по степени симпатии у мужчин и женщин, что безусловно должно учитываться при цветовом оформлении.

1.3. Предпочитаемость цветов у мужчин и женщин

В среднем любимыми цветами являются синий (38%), красный (20%), зеленый (12%), черный (8%), розовый (5%), желтый (5%), белый (3%), фиолетовый (3%), золотой (2%), коричневый (2%), серый (1%), серебристый (0%), оранжевый (0%).

Нелюбимыми цветами являются: коричневый (27%), оранжевый (11%), фиолетовый (11%), розовый (9%), зеленый (9%), серый (9%), черный (8%), желтый (6%), золотой (4%), красный (2%), серебристый (2%), синий (2%), белый (0%).

Процент людей, которым нравится или не нравится тот или иной цвет не дает информации о предпочтении цвета с точки зрения непротиворечивости его оценки. Так, серебристый цвет, находясь в конце списка любимых цветов, в списке нелюбимых находится также в конце списка, а не в начале, как этого можно было бы ожидать.

С целью исключения таких противоречий предлагается ввести специальную дополнительную оценку. Назовем ее оценкой чистого предпочтения.

ЧП = ЛЦ - НЦ^ (1)

где ЧП - оценка чистого предпочтения; ЛЦ - процент людей любящих цвет; НЦ - процент людей нелюбящих цвет; i - цвет.

Применение этой оценки приведет к изменению порядка следования любимых цветов:

синий 36

красный 18

зеленый 3

белый

черный

желтый

золотой

серебристый

розовый

фиолетовый

серый

оранжевый

коричневый

3 -0 -1 -2 -2 -4 -8 -8 -11 -25

2. Шрифтовое воздействие 2.1. Шрифт и содержимое

Для передачи словесного содержания в медиаиндустрии

было создано большое количество разнообразных по своему начертанию шрифтов. При этом они способны оказывать различное влияние на чувства, эмоции и отношение как к носителю информации, так и к самому содержанию текста. Наличие или отсутствие удовольствия восприятия художественного или учебного текста зависит не только от того насколько живо и увлекательно или сухо и скучно излагается содержимое, но также от оформления и выбора шрифта.

Для достижения положительного результата выбор шриф-

та должен делаться в связи с содержанием текста. Эта связь между содержанием и формой его представления может быть весьма различна. Ее может создавать не один, а некоторое множество шрифтов. Одна их часть может соответствовать, поддерживать и усиливать эмоциональной окраской авторский текст, а другая дисгармонировать с ним и разрушать.

Какие же критерии внешнего вида шрифта определяют его воздействие на восприятие? К таким критериям (факторам) относятся:

• толщина штриха;

• время создания шрифта и отнесение его к соответствующему времени;

• консервативность или современность (модернизм) форм шрифта;

• взаимосвязь с рисунком и графикой.

Рассмотрим какие методы могут быть использованы для ус-

тановления эмоционального воздействия шрифта и установления его взаимосвязи с текстом, рисунками и графикой.

2.2. Оценка эмоционального воздействия шрифта

Эмоциональная окраска шрифта удобно представляется с

Профиль шрис )та Times

Свойства шрифта 3 2 1 0 1 2 3 Свойства шрифта

элегантность Х неуклюжесть

классицизм Х модность

пышность Х простота

индивидуальность Х одинаковость

старомодность Х современность

сила Х слабость

игривость Х функциональность

динамизм Х статизм

благородность Х обыкновенность

теплота Х холод

грациозность Х жесткость

Профиль шрифта Helvetica

Свойства шрифта 3 2 1 0 1 2 3 Свойства шрифта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

элегантность Х неуклюжесть

классицизм Х модность

пышность Х простота

индивидуальность Х одинаковость

старомодность Х современность

сила Х слабость

игривость Х функциональность

динамизм Х статизм

благородность Х обыкновенность

теплота Х холод

грациозность Х жесткость

Профиль шрифта Arial

Свойства шрифта 3 2 1 0 1 2 3 Свойства шрифта

элегантность Х неуклюжесть

классицизм Х модность

пышность Х простота

индивидуальность Х одинаковость

старомодность Х современность

Профиль шрифта Arial

Свойства шрифта 3 2 1 0 1 2 3 Свойства шрифта

сила Х слабость

игривость Х функциональность

динамизм Х статизм

благородность Х обыкновенность

теплота Х холод

грациозность Х жесткость

помощью шрифтового профиля. Шрифтовой профиль содержит информацию об определенных свойствах, характерных особенностях, при-влекательностях и чувствах вызываемых у читателя, а, также позволяет оценить степень соответствия шрифта публикации той или иной направленности, т. е. его содержанию. В представленной выше таблице даны примеры шрифтовых профилей для трех шрифтов.

Заключение

Приведенные факторы, оказывающие влияние на восприятие визуальной информации, их непростые и сложно формализуемые зависимости, делают актуальной задачу разработки методов оценки корреспондирования эмоционального воздействия графических элементов, рисунков, цвета, шрифта, расположения. Особую актуальность эта задача получает в связи с технологиями автопубликаций (auto publishing).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.