Научная статья на тему 'К вопросу учета органами внутренних дел Российской Федерации краж нефти и горюче-смазочных материалов'

К вопросу учета органами внутренних дел Российской Федерации краж нефти и горюче-смазочных материалов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
724
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕТ КРАЖ НЕФТИ / ГСМ / НЕФТЕПРОДУКТЫ / В СФЕРЕ ХИЩЕНИЙ НЕФТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гумаров И.А.

В данной статье рассматриваются проблемы, связанные с организацией борьбы с кражами нефти и горюче-смазочных материалов (далее - ГСМ), которые возникают из-за неправильного учета таких преступлений в органах внутренних дел (далее - ОВД).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу учета органами внутренних дел Российской Федерации краж нефти и горюче-смазочных материалов»

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 4(22)2015

УДК 343.711.63

И.А. Гумаров

К ВОПРОСУ УЧЕТА ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАЖ НЕФТИ и горюче-смазочных материалов

В данной статье рассматриваются проблемы, связанные с организацией борьбы с кражами нефти и горюче-смазочных материалов (далее - ГСМ), которые возникают из-за неправильного учета таких преступлений в органах внутренних дел (далее - ОВД).

Ключевые слова: учет краж нефти, ГСМ, нефтепродукты, в сфере хищений нефти.

По оценкам экспертов, ежегодно в России похищают свыше 5 млн тонн нефти, а ущерб оценивается примерно в 800 млн. долларов. Например, только из акционерной компании «Транснефть» (ОАО «Транснефть» является монополистом по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам в России) ежегодно похищается около 130 тысяч тонн черного золота. И это только прямые потери, не считая восстановительных работ и экологического ущерба.

Оценка экономических потерь от несанкционированных врезок составляет для нефтяных компаний порядка 55-106 млрд. руб., а для бюджета страны - 19-37 млрд руб., подсчитали в «ВТБ Капитале» [1].

Одной из особенностей краж нефти и ГСМ является активная деятельность организованных преступных групп, направленная на совершение хищений нефти из нефтепроводов с целью их последующей реализации, в основном в качестве давальческого сырья через посреднические фирмы на нефтеперерабатывающие заводы, а также за рубеж. В последние годы получили распространение хищения нефти и нефтепродуктов (в качестве синонима ГСМ в статье используется термин нефтепродукт) из магистральных трубопроводов путем криминальных врезок с последующей их реализацией через «нелегальные» нефтебазы и нефтехранилища. Черное золото расхищают с помощью подземных скважин длиною в несколько километров. Есть даже под-

земные бункеры, оборудованные пультами управления и операторским местом [2].

По данным ОАО «Транснефть», в период с 2008 по 2012 гг. из 1291 возбужденного уголовного дела по кражам нефти из магистральных нефтепроводов только 143 дела (11%) направлено в суды, тогда как по 1077 (83,4%) уголовным делам расследование приостановлено, причем в большинстве случаев в связи с неустановлением лиц, их совершивших. Двенадцать уголовных дел прекращены по иным основаниям. Из 390 обвиняемых по уголовным делам, направленным в суд, осужден только 361 человек [3]. В последние годы такая ситуация не меняется.

Согласно сведениям ГИАЦ МВД России о результатах работы по выявлению и раскрытию преступлений экономической направленности, динамика краж нефти и горюче-смазочных материалов выглядит следующим образом. В 2010 г. на территории Российской Федерации было зарегистрировано 329 краж нефти и нефтепродуктов (в учетных документах информационных центров МВД России понятие «нефтепродукт» используется как синоним «ГСМ»), в 2011 г. - 225, в 2012 г. - 273, в 2013 г. - 245, в 2014 г. -186 (без учета Крымского федерального округа). Форма «5» (код 050) раздел 10 данных Центра статистической информации ГИАЦ МВД России.

По данным о результатах работы ОВД по выявлению и раскрытию преступлений корыстного и насильственного характера ГИАЦ МВД России: в 2010 г. было зареги-

112

ТРИБУНА МОЛОДЫМ

стрировано 3945 краж нефти и нефтепродуктов, 2011 г. -3757, 2012 г. -4409, 2013 г.

- 4544, 2014 г. - 5151 (без учета Крымского федерального округа). Форма «4-3» (код 043) раздел 2 данных Центра статистической информации ГИАЦ МВД России.

В рамках проведенного исследования нами совместно с Главным управлением уголовного розыска (ГУУР) МВД России были собраны данные о кражах нефти и ГСМ в каждом регионе России. В результате этого было установлено, что только в Ханты-Мансийском автономном округе в 2010 г. было зарегистрировано 217 краж нефти и ГСМ, в 2011 г. - 227, в 2012 г. - 194, в 2013 г.

- 250, а в 2014 г. - 311 (из них 99 - через врезку в трубопровод) (исх. № 2/6/144-236 от 19.01.2015 г.). В Ямало-Ненецком автономном округе в 2010 г. зарегистрировано 80 краж нефти и ГСМ, в 2011 г. -48, в 2012 г.

Общие суммарные показатели по конкретным видам таких краж будут также отличаться от данных ГИАЦ МВД России. Так, по сведениям ГИАЦ МВД России (Форма «5» (код 050) раздел 10 данных Центра статистической информации ГИАЦ МВД России), в МВД по Республике Дагестан (далее МВД по РД) видно, что в 2014 г. на территории республики было совершено 9 фактов хищений нефти из магистральных трубопроводов, в то время как краж нефти всего зарегистрировано 3 факта.

Опрос практических работников указанной республики показывает, что по всем

- 51, в 2013 г. - 104, в2014 г. - 115 (исх. № 74/4-1754 от 03.02.2015 г.).

В некоторых регионах полностью отсутствует представление о совершенных на территории кражах нефти и ГСМ. Например, согласно официальному письму из МВД по Чувашской Республике, на территории Чувашии в период с 2009 по 2014 годы не зарегистрировано ни одной кражи нефти или ГСМ (исх. № 9.1/15-3001 от 30.12.2014 г.), в то время как, по данным ГИАЦ МВД России, в Чувашской Республике в 2010 г. зарегистрировано 16 краж нефти и ГСМ; в 2011 г.

- 26; 2012 г. - 39; 2013 г. - 42; 2014 г. - 30. Форма «4-3» (код 043) раздел 2 данных Центра статистической информации ГИАЦ МВД России.

Если сравнивать все данные по кражам нефти и ГСМ указанных регионов, то они будут выглядеть следующим образом:

хищениям из магистральных трубопроводов возбуждают уголовные дела по ст. 158 УК РФ - кража. В целях уяснения таких расхождений была получена детализация всех зарегистрированных хищений из магистрального трубопровода, в результате установлено, что по всем указанным 9 фактам уголовные дела были возбуждены по ст. 158 УК РФ и 3 из них числятся как раскрытые сотрудниками экономической безопасности и противодействия коррупции (далее - ЭбиПК) (в связи с этим, со слов сотрудников информационного центра МВД по РД, 3 кражи отмечены как преступления экономи-

Ханты-Мансийский автономный округ: 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Сведения ГИАЦ МВД России Ф.5(050) 56 42 18 20 3

Сведения ГИАЦ МВД России Ф.4-3(043) 138 115 100 95 163

Собственная статистика (исх. №2/6/144-236 от 19.01.2015 г.) 217 227 194 250 311

Ямало-Ненецкий автономный округ: 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Сведения ГИАЦ МВД России Ф.5(050) 0 3 20 7 4

Сведения ГИАЦ МВД России Ф.4-3(043) 27 26 19 36 36

Собственная статистика (исх. № 74/4-1754 от 03.02.2015 г.) 80 48 51 104 115

чувашская республика: 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Сведения ГИАЦ МВД России Ф.5(050) 0 0 0 0 0

Сведения ГИАЦ МВД России Ф.4-3(043) 16 26 39 42 30

Собственная статистика (исх. № 9.1/15 -3001 от 30.12.2014 г.) 0 0 0 0 0

113

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 4(22)2015

ческой направленности). Некоторые кражи совершены из промысловых трубопроводов (труб отдельных предприятий, которые не относятся к системе магистрального трубопровода, как правило, занимаются добычей углеводородного сырья), а не магистральных трубопроводов. Сотрудники ИЦ МВД по РД разъяснить причины подобных расхождений не смогли, сославшись на заполнение таких реквизитов следователями в предусмотренных статистических карточках на выявленное преступление (Форма № 1).

Интервьюирование сотрудников территориальных органов внутренних дел выявило, что учет подобных видов преступлений осуществляется неудовлетворительно. Это во многом связано с тем, что сотрудники не понимают статистические карты, составляемые на эти преступления (как учитывать: как кражу экономической направленности или общеуголовного характера, в компетенции подразделений ЭБиПК или уголовного розыска, какие из фактов учитывать как хищение из магистрального трубопровода и т.д.). Ответственные лица за аналитическую работу часто не понимают не только оперативную обстановку, сложившуюся в сфере краж нефти и ГСМ, но и некоторые статистические показатели из-за отсутствия опыта работы по этому направлению. В ходе исследования выявлено, что в некоторых оперативных подразделениях аналитической работой занимаются сотрудники, которые до этого работали только в комендантской службе системы ОВД. В результате этого появляются аналитические справки с искажением статистической информации. В них учитываются не все элементы оперативной обстановки, являющиеся значимыми при анализе хищений нефти и ГСМ.

Кражи миллионов тонн нефти и горюче-смазочных материалов не могут совершаться без пособничества со стороны представителей органов власти. В подтверждение сказанного можно привести следующий пример: только в течение 2007 и 2008 гг. на территории Иркутской области было обнаружено 159 несанкционированных врезок. Во всех случаях были возбуждены уголовные дела. С поличным задержа-

но более 40 человек. Однако лишь одно из двадцати дел дошло до суда. Остальные, как правило, приостанавливались, поскольку в ходе следствия так и не удавалось собрать достаточных доказательств вины преступников. А из выявленных преступников, привлеченных к уголовной ответственности за кражу нефти и ГСМ, в Иркутской области за всю историю регионального судопроизводства арестован только один человек [4].

Такие ситуации наблюдаются и в других регионах: в ноябре 2011 г. Волжский народный суд Самарской области вынес приговор пятерым членам преступной группы, похищавшим нефть в Волжском районе через врезку. Они получили по 1 году и 8 месяцев условно [5].

Рассматриваемые нами преступления совершаются, как правило, организованной группой, но к уголовной ответственности привлекаются лишь некоторые исполнители - в основном водители нефтевозов (данные подтверждаются изучением дел оперативного учета и отчетных документов в УМВД по ХМАО, МВД по Республикам Татарстан и Башкортостан в декабре 2014 г. и в феврале 2015 г.). Многие преступники привлекаются к уголовной ответственности только за кражу, тогда как такие хищения обычно связаны с повреждением магистрального трубопровода и требуют дополнительной квалификации по ст. 215.3 УК РФ (за разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние нефтепроводов). Оставшиеся у преступников не конфискованные нефтевозы могут использоваться для дальнейших краж организаторами таких преступлений, которые зачастую остаются на свободе.

Кроме этого, существуют серьезные проблемы уже при решении вопроса о возбуждении уголовного дела по кражам из магистральных трубопроводов. Наиболее характерные из них:

- сумма материального ущерба часто определяется только на основании показаний самих обвиняемых или предоставленной потерпевшей стороной справкой о примерном количестве похищенного. Имеющийся метод учета на предприятиях, об-

114

ТРИБУНА МОЛОДЫМ

служивающих нефтепродуктопроводы, не позволяет определить точный размер вреда, несмотря на имеющиеся разработанные формулы зависимости изменения давления в трубопроводе (нефть-сырец в процентном соотношении состоит из водной эмульсии, поэтому стоимость нефти сложно установить). Кража нефти с качалок и при добыче не учитывается и не оприходуется в НГДУ до ее очистки;

- проводимые по преступлениям химические экспертизы устанавливают лишь марку бензина или относят вещество к нефти, без определения его индивидуальных особенностей в целях идентификации.

Проведенные нами опросы сотрудников оперативных подразделений ОВД и службы по профилактике правонарушений ООО ЧОП «Татнефть-Охрана», ЧОП «Транснефть» и СБ «Северо-Западного магистрального трубопровода» также показывают, что имеющаяся статистика краж нефти и ГСМ не отражает реальной действительности по целому ряду причин: преступления фиксируются, как правило, только при обнаружении несанкционированной врезки либо при задержании с поличным без точного учета похищенного сырья и количества эпизодов краж; сотрудники, обслуживающие трубопровод, часто сами заинтересованы в сокрытии фактов врезки в связи с возможным ухудшением репутации транспортирующей компании, урезания премий, дополнительными затратами на ликвидацию врезки и последствий нанесения ущерба экологии и т.д.

При расследовании уголовного дела важно установить, какое количество нефтепродуктов виновный намеревался похитить. Умысел на количество и объем похищенного можно определить исходя из показаний подозреваемых, свидетелей и анализа других собранных по делу доказательств. Так, если материалами уголовного дела установлено, что виновным совершена квалифицированная врезка в трубопровод, она тщательно замаскирована и имеется отвод в специально оборудованное для слива топлива место (или без такового), а также добыты доказательства о том, что, например, он имел предварительную договоренность

с кем-либо о реализации нефтепродуктов в больших количествах, можно сделать вывод о том, что его действия были направлены на совершение хищения в крупном размере, который определяется суммарной стоимостью похищенного в денежном выражении, превышающем двести пятьдесят тысяч рублей, а особо крупным - один миллион рублей (согласно примечанию к ст. 158 УК РФ).

Если преступное намерение не доведено виновным до конца по не зависящим от него обстоятельствам (при отсутствии добровольного отказа от преступления), действия виновного квалифицируются как покушение на кражу в крупном или особо крупном размере. Анализ изученных уголовных дел, возбужденных по фактам хищений нефтепродуктов из магистральных трубопроводов на территории РТ, показал, что фактически ущерб оценивается либо только по справке об ущербе, предоставленной потерпевшей стороной, либо только по факту стоимости нефти или ГСМ.

Такая «непонятная» система учета краж нефти и ГСМ не отвечает современным потребностям борьбы с преступностью и требует серьезной доработки с учетом специфики рассматриваемых преступлений и накопления сведений о них как на региональном, так и на федеральном уровнях. В силу специфики таких преступлений необходимо вести общий учет хищений нефти и ГСМ с выделением количества краж нефти или ГСМ. Из общего количества таких преступлений следует выделять кражи:

- из магистральных трубопроводов;

- из промысловых трубопроводов (труб отдельных предприятий, которые не относятся к системе магистрального трубопровода и, как правило, занимаются добычей углеводородного сырья);

- у частных и юридических лиц без специального подключения к трубопроводам (складских помещений, цистерн, технических колодцев, автомашин и др.).

Кражи нефти и ГСМ у частных и юридических лиц, которые совершаются без специального подключения к трубопроводу, не требуют специальных преступных навыков по осуществлению «врезки» в трубу, где

115

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 4(22)2015

протекает нефть или ГСМ, и имеют свою специфику. Работа по раскрытию таких преступлениям во многом схожа с раскрытием обычных краж со складов и баз хранения материальных ценностей, которые связаны с проникновением на территорию или иное хранилище и изъятием имущества у граждан или юридических лиц.

Кражи из трубопроводов совершаются организованными преступными группами. В связи с этим раскрытие таких преступлений должно осуществляться на высоком профессиональном уровне сотрудниками полиции, которые специализируются на борьбе с организованной преступностью общеуголовного характера. Такие подразделения имеются в составе уголовного розыска.

Законодательный орган России давно отреагировал на различную степень опасности краж нефти и ГСМ из магистрального трубопровода и обычных краж нефти и ГСМ из других объектов. Так, Федеральным законом № 283-ФЗ в 2006 г. в ст. 158 УК РФ были внесены изменения, где кража из нефтепровода стала квалифицирующим признаком и с учетом санкции статьи она относится к тяжким преступлениям. Кроме того, факт незаконной «врезки» в магистральный нефтепровод с учетом указанных изменений в УК РФ теперь содержит признаки умышленного уничтожения и повреждения имущества, совершенного общеопасным способом, является самостоятельным преступлением против общественной безопасности (ст. 215.3 УК РФ «Приведение в негодность нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов»).

На данный момент в правовом плане остается не отрегулированным в достаточной степени механизм реагирования на факты краж нефти и горюче-смазочных материалов. В соответствии с Перечнем № 1 и 2, утвержденным Указаниями Генпрокуратуры России и МВД России № 744/11, № 3 от 31 декабря 2014 г. «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» кражи нефти и горюче-смазочных материалов могут быть отнесены как к преступлени-

ям компетенции подразделений уголовного розыска (далее УР), так и экономической безопасности и противодействия коррупции. 85% опрошенных нами руководителей полиции районного уровня среди причин, оказывающих негативное влияние на результативность работы по борьбе с кражами нефти и ГСМ, отметили отсутствие четкого разграничения компетенции подразделений ЭБиПК и УР в ее осуществлении, а также несовершенство организационно-структурного обеспечения ОРД ОВД по борьбе с данными преступлениями. Необходимо также уточнить оценочные показатели выявления и раскрытия преступлений в сфере хищений нефти, чтобы мотивировать сотрудников к раскрытию и выявлению преступлений.

Таким образом, подводя итог сказанному, следует отметить:

1. В системе МВД России нет должного учета краж нефти и ГСМ. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо внести изменения в форму «5» (код 050) раздела 10 сведений Центра статистической информации ГИАЦ МВД России, связанную с учетом общего количества краж нефти или ГСМ. Из общего количества таких преступлений следует выделять кражи: из магистральных трубопроводов; из промысловых трубопроводов (труб отдельных предприятий, которые не относятся к системе магистрального трубопровода и, как правило, занимаются добычей углеводородного сырья); у частных и юридических лиц без специального подключения к трубопроводам (складских помещений, цистерн, технических колодцев, автомашин и др.).

2. Для совершения краж нефти и ГСМ из трубопроводов требуются специальные навыки, возможности использования бензовозов и т.п. Часто условно осужденные лица повторно совершают подобные преступления, а автомашины после перерегистрации снова используются в кражах нефти и ГСМ. Поэтому имеется потребность в создании единой оперативно-поисковой базы данных на лиц и автомашины, которые фигурировали в подобных преступлениях на региональном уровне, где имеется большое количество объектов топливно-э-

116

ТРИБУНА МОЛОДЫМ

нергетического комплекса, в том числе проходят магистральные трубопроводы. Учет автотранспорта можно добавить в автоматизированные оперативные банки данных (например, «Марафон») по VIN- коду с пометкой «проходил по книге учета сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях [6] (КУСП) №...» и др. Сбор сведений о лицах, причастных к кражам нефти и ГСМ, следует осуществлять в подразделениях оперативно-розыскной информации с указанием районов происшествия, где были замечены конкретные лица и их «связи».

3. Упущения в обучении сотрудников, ответственных за учет таких преступлений, порождает непонимание практическими работниками данных, характеризующих действительную оперативную обстановку в сфере хищений нефти и ГСМ. В связи с этим предлагается разработать методические рекомендации по учету хищений нефти и ГСМ, в которых следует разъяснить, что информацию по хищениям нефти и нефтепродуктов в форме статистического «4-3» (код 043) раздела 2 нужно анализировать с учетом данных формы«5» (код 050) раздела 10 сведений Центра статистической информации ГИАЦ МВД России.

4. Неудовлетворительная работа по подбору и расстановке кадров по борьбе с кражами нефти и ГСМ, а также неопределенность компетенций подразделений ЭБиПК и УР приводят к тому, что это не позволяет должным образом организовать оперативно-служебную деятельность по этой линии.

Мы считаем, что к аналитической работе должны допускаться лица, имеющие не менее 2-х лет стажа по данному направлению деятельности. В зависимости от специфики краж нефти и ГСМ в регионах требуются соответствующие организационно-управленческие решения в органах внутренних дел.

Кражи являются преступлениями общеуголовной направленности. Основную работу в данном направлении должны выполнять подразделения уголовного розыска, кражи, связанные с несанкционированным подключением к трубопроводам, должны подпадать под компетенцию подразделений УР, которые осуществляют борьбу с организованной преступностью. Подобным образом организована работа в МВД по Республике Башкортостан, которая дает положительные результаты, прежде всего, с позиции организации оперативно-розыскной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Официальный сайт РБК. URL: http://top.rbc.ru/economics/28/01/2013/842358.shtml

2. См. Интервью вице-президента «Транснефти» Михаила Баркова/URL: http://voprosik.net/ vorovstvo-nefti-v-rossii-usililos/

3. См. Официальный сайт ОАО «:Транснефть.ЦКЬ: http://www.transneft.ru/

4. Гаврилова Н. Чужая нефть // Восточно-Сибирская правда. - 2009. - 16 мая.

5. За кражу нефти члены банды получили условные сроки // ВОЛГА НЬЮС. - 2011.

6. Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях: приказ МВД России от 29 августа 2014 г. № 736 (приложение № 1).

© Гумаров И.А., 2015 Получено: 04.08.2015

117

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.