Научная статья на тему 'К вопросу теоретического обоснования модернизации регионального строительного комплекса'

К вопросу теоретического обоснования модернизации регионального строительного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ / «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ» / СОЗДАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ / ЭФФЕКТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ / "OPEN INNOVATIONS" / INNOVATION MODERNIZATION / INNOVATIVE THINKING / CREATION OF REGIONAL INNOVATION SYSTEM / MODERNIZATION EFFECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Манаков Алексей Леонидович

Рассмотрены системные барьеры и возможности инновационной модернизации региональных строительных комплексов, предложены реалистические рекомендации и меры по созданию новых элементов инновационной системы. Предпринята попытка рассмотреть ситуацию с инновационной модернизацией более широко, с учетом многих идей и решений. Автор отмечает необходимость смены инновационной парадигмы, перехода от «закрытых инноваций» к «открытым инновациям», разрыва замкнутого инновационного цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Манаков Алексей Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF THEORETICAL BASING OF REGIONAL CONSTRUCTION COMPLEX MODERNIZATION

The article considers the system barriers and the possibilities of innovation modernization of regional construction complexes. It offers realistic recommendations and measures to create new elements of an innovation system. The attempt is made to consider the situation of innovation modernization wider, taking into account various ideas and decisions. The author mentions the necessity to change the innovation paradigm, to switch from close innovations to open innovations, to break the closed innovation cycle off.

Текст научной работы на тему «К вопросу теоретического обоснования модернизации регионального строительного комплекса»

УДК 330.341

К ВОПРОСУ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

А.Л.Манаков

Сибирский государственный университет путей сообщения, 630049, г. Новосибирск, ул. Д.Ковальчук, 191.

Рассмотрены системные барьеры и возможности инновационной модернизации региональных строительных комплексов, предложены реалистические рекомендации и меры по созданию новых элементов инновационной системы. Предпринята попытка рассмотреть ситуацию с инновационной модернизацией более широко, с учетом многих идей и решений. Автор отмечает необходимость смены инновационной парадигмы, перехода от «закрытых инноваций» к «открытым инновациям», разрыва замкнутого инновационного цикла. Библиогр. 4 назв.

Ключевые слова: инновационная модернизация; инновационное мышление; «открытые инновации»; создание региональной инновационной системы; эффекты модернизации.

ON THE PROBLEM OF THEORETICAL BASING OF REGIONAL CONSTRUCTION COMPLEX MODERNIZATION A.L.Manakov

Siberian State University of Railway Communications, 191, D. Kovalchuk St., Novosibirsk, 630049

The article considers the system barriers and the possibilities of innovation modernization of regional construction complexes. It offers realistic recommendations and measures to create new elements of an innovation system. The attempt is made to consider the situation of innovation modernization wider, taking into account various ideas and decisions. The author mentions the necessity to change the innovation paradigm, to switch from "close innovations" to "open innov a-tions", to break the closed innovation cycle off. 4 sources.

Key words: innovation modernization; innovative thinking;"open innovations"; creation of regional innovation system; modernization effects.

Проблемы инновационной модернизации строительных образований, прогрессирующих в направлении адаптации к динамично меняющимся внешним условиям, преемственности индустриальной и инновационной моделей развития, нуждаются в теоретических и прикладных исследованиях, научно-методологическом осмыслении и операционном совершенствовании. При этом происходит выделение модернизации как технологического, экономического и управленческого понятия в широком спектре направлений, форм, методов изменений, придание модернизации инновационного характера как процессу качественной смены технологической и организационно-экономической основы производства на базе трансфера важнейших достижений науки, техники и бизнеса.

Сегодня категория «модернизация» имеет множество определений, наиболее значимые из которых:

• модернизация - обновление, улучшение, усовершенствование объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями, нормами, условиями, показателями качества (технологический процесс);

• модернизация - это преобразование, радикальное изменение всех аспектов деятельности организаций в соответствии с требованиями современности и вызовами будущего, приспособление к новым

взглядам, идеям, потребностям (инновационный процесс);

• модернизация - это макропроцесс перехода стран от индустриального типа к постиндустриальному и инновационному (экономика знаний).

В строительстве возможности традиционной техники, технологии, процессов, бизнес-моделей и соответствующей им рабочей силы близки к исчерпанию, инвестиции в них становятся все менее эффективны. Строительная отрасль обладает слабой абсорбционной способностью - распознавать новое, в ней низкий уровень «перетока знаний», она далека от технологической границы развития, новое базируется на основе заимствования, инновационная арена сужена.

Ставка в конкурентной борьбе на дешевизну трудовых ресурсов приводит к воспроизводственному процессу, названному Э.Тоффлером «гонкой по дну» вместо «гонки наверх», «изменениями к лучшему», «переносом центра тяжести» [1]. «Система низких зарплат» (уровень оплаты труда 0,1 единицы на 1 единицу продукции, в США 1,2 на 1) оказывается институциональной ловушкой, блокирующей модерниза-ционные процессы. В противовес данному принципу стимулом обновления выступает экономия дорожающего ресурса, формирование новых информацио-нальных работников [2]. Строительная отрасль по-

1Манаков Алексей Леонидович, кандидат технических наук, доцент, первый проректор, тел.: (383) 3280476, e -mail: ManakovAL@stu.ru

Manakov Aleksei, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, the First Pro-Rector, tel.: (383) 3280476, e-mail: Manako-vAL@stu.ru

прежнему остается в рамках системы низких зарплат, в результате в ней имеется подавляющее большинство немодернизированных производств, у собственников и менеджмента нет стимулов инвестировать в технологические, технические и управленческие усовершенствования и обновление производства. В таких условиях переход строительных организаций на рельсы модернизации по сути невозможен. Рост инвестиций в строительстве в 2004-2007 гг. без инновационного наполнения способствовал воспроизводству устаревших технологий, консервации отсталости, сокращению квалификации труда строителей, росту цен на недвижимость и никакого отношения к производственной модернизации не имел.

По многим экспертным оценкам и данным статистики воспроизводственный цикл создания и внедрения инноваций оказался разорванным, внедрение новых технологий не стимулировалось, роль государственных и деловых структур в продвижении инноваций на строительный рынок практически не прослеживается, инфраструктурный блок отсутствует, процедура проведения инновационных конкурсов оказалась малопродуктивной, инноватика как область знаний, охватывающая проблемные вопросы методологии и практики инновационной деятельности, не развивалась. Ресурсные подсистемы в отрасли изолированы и локализованы, процессы воспроизводства ресурсов протекают за пределами отрасли. Сотрудничество строительных фирм с образовательными и научными центрами носит эпизодический характер, не позволяющий сформулировать современную инновационную среду в строительной отрасли. При этом данная ситуация с модернизацией отрасли опирается на неопределенность отношений собственности (перманентное перераспределение) и неразделенность производственной, управленческой и собственнической функций, приводящая к накоплению когнитивного диссонанса и ролевому конфликту, создание новых разработок и технологий существенно запаздывает. В комплексе не существует влиятельных субъектов модернизации, которые в большой степени сами являются объектами изменений.

В строительной отрасли последние годы доминировали аттракторы деградации и аттракторы разрушения: спекулятивно-заемная модель хозяйствования, инвестиционный рост и т.д. Участники ИСД затягивали процесс перехода к инфраструктурному и инновационному типу развития, число новых признаков изменения их поведения не увеличивалось, была выбрана неконструктивная ветвь (локального корпоратизма) развития, уменьшилось количество новых компонентов, необходимых для поступательного устойчивого развития, и увеличилось количество неконструктивных, «балластных» компонентов. Управляющие подсистемы строительных организаций изменялись недостаточно, в результате тянули их на старый, изживший себя аттрактор, затягивали точку бифуркации (кризис), слабо усваивали «рыночный образ мысли и действия». Сегодня региональный ИСК есть асимметричная «неравновесная» система с гегемонией частного интереса собственников потенциала участников ИСД,

с различием и противоречием обособленных интересов заинтересованных в делах комплекса лиц, с набором «несовершенств». Развитие ИСК в большей мере имитируется, чем на самом деле имеет место, истинной картины в строительстве не знает никто. Коридор возможностей в осуществлении инновационной деятельности строительных организаций в пределах региональных границ чрезвычайно узок.

Пока же в условиях низких темпов расширенного воспроизводства, модернизации и инновационной активности строительный бизнес не ставит вопросы по поиску и освоению инноваций в своих структурах. Срок окупаемости инноваций в строительстве свыше 10 лет, мировая норма - 2,5 года. Эффективность инвестиций в строительную деятельность на систематической основе продолжает снижаться, разрыв между ростом инвестиций в строительство и ростом натуральных объемов строймонтажа увеличивается, коэффициент опережения инвестиций оценивается в 1,2-1,3.

Принято считать, что модернизация российской экономики наступит сама по себе, в результате активизации рыночных сил, самоорганизации и саморегулирования хозяйствующих субъектов. Теперь становится очевидным, что это неконструктивный сценарий, инновационная модернизация не может реализовы-ваться спонтанно, без рационального поведения государства, без проводимой государственной сознательной структурной и инновационной политики, с отказом от реализации величественных мобилизационных программ и курса на дальнейшее сокращение бюджетных расходов, которые в России едва достигают одной трети ВВП, аналогичный показатель в ФРГ составляет почти 50%. Государственная активность и частная инициатива в инновационной модернизации строительной отрасли взаимодополняемые, а не взаимозаменяемые, по принципу «и-и», а не «или-или».

В строительстве нет сфер эффективного приложения капитала с инновационным наполнением, инвестиций нового поколения, ориентированных преимущественно на инновации. Нужны инновационные программы по существу иного формата и масштаба. Инновационные инвестиции составляют лишь 2,7% общего прироста инвестиций.

Можно выделить четыре модели взаимодействия государства и строительного бизнеса в модернизации отрасли:

1. Модель «принуждения к модернизации» - административного давления, только государству по силам переориентировать бизнес с потребительской парадигмы на инновационную, это должно стать его «мегаустановкой» на инвестиции в модернизацию и обновление.

2. Модель «государственно-частного партнерства», согласованного и совместного участия в реализации инновационных программ и проектов; обмен ресурсами и деятельностью становится основой взаимодействия власти и бизнеса в инновационной сфере.

3. Модель «компенсации затрат» бизнеса на реализацию инновационных инициатив за счет доступа

бизнеса к контролируемым властью ресурсам (земле, инвестициям, энергии, инфраструктуре).

4. Модель «ночного сторожа», невмешательства государства по отношению к инновационной политике, проводимой бизнесом и регионами.

Создать инновационную среду с позитивными результатами можно лишь используя положительные моменты первых трех моделей. Здесь нужны системные «умные решения», взаимоувязанные и сбалансированные, дающие синергетический эффект. Необходим переход от производственной детерминации в экономическом развитии строительной отрасли к ин-фраструктурно-инновационной, где доминирует «человеческий капитал», специфические и интерспецифические ресурсы.

В региональном ИСК необходимо создавать «открытую» инновационную систему с доминированием «открытых инноваций», в силу этого строительство не может развиваться только на основе собственных инноваций, объем которых ничтожно мал [3].

С точки зрения парадигмы открытых инноваций академический сектор науки строительством не занимается, отраслевой сектор (НИИ, КБ, оргтехстрой) перестал существовать, вузовский сектор переживает не лучшие времена, корпоративный находится в глубоком кризисе (научные и технические центры при организациях практически везде ликвидированы). С таким «багажом» модернизация отрасли с опорой на собственные силы невозможна в силу имеющихся пределов и тупиков.

Задела востребованных прорывных инноваций у участников ИСД практически не существует, распространение новых технологий в последние годы в строительстве происходило извне. Здесь сработал «эффект зависимости от траектории предшествующего развития» отрасли с возникновением «проблемы колеи», сужающей коридор возможностей модернизации отрасли. Эта проблема существует в отрасли на все 100%. Выскочить «из колеи» можно лишь при масштабном заимствовании и диффузии инновации из смежных областей знаний и отраслей производства [4].

Общий уровень инновационной активности строительных компаний и других участников ИСД крайне низкий в силу нехватки финансовых средств, низкой доступности инфраструктуры, неэффективности работы институтов коммерциализации, «безразличия к инновациям», незащищенности интеллектуальной собственности. Низкая активность строительных организаций объясняется особенностями строительной отрасли, где «продуктовые инновации» не являются ключевым фактором успеха для строительного бизнеса, у организаций часто нет стимулов и выгоды от внедрения инновации в отсутствии серьезной конкуренции на рынке недвижимости. Состояние инновационного климата в строительстве не привлекает зарубежные инвестиции в сектор НИОКР и новейших технологий. По мнению ученых строительных вузов, нужны приоритетные действия по улучшению инновационной политики в строительстве: увеличение государственных затрат на фундаментальные исследования и

прикладные разработки (78%), первоочередное финансирование сильных (лидеров) научных школ (32%), развитие научной деятельности в университетах (28%), улучшение системы подготовки научно-исследовательских кадров (25%), закрепление прав ученых на результаты их научной деятельности (21%), интеграция науки, производства и бизнеса (17%).

Износ физической и социальной инфраструктуры в регионах является важной возможностью для внедрения инноваций в строительство при ее реновации, для «размораживания» инновационно-

предпринимательской активности участников ИСД, увеличения потенциала спроса на продуктовые, процессные, организационные и управленческие инновации, базовые технологии. Инновационная модернизация ИСК требует больших масштабов и большей интенсивности, импульс будет заложен, нужна выверенная новая профессиональная политика превосходства на страновом, отраслевом, региональном и корпоративном уровне и укрепление симбиотических отношений между различными участниками инновационного процесса и развития коммерциализации технологий в строительной отрасли на фоне быстрых и непрерывных структурных изменений в отрасли.

Важным моментом инновационной политики становится трансформация стандартного процесса НИОКР в обширные инновационные исследовательские и технологические программы, которые становятся важным инструментом интенсификации сотрудничества между всеми участниками инновационного процесса на основе технологического, кластерного и проектного подходов, а также постиндустриально-технологическое развитие регионального инвестиционно-строительного комплекса и формирование региональной инновационной системы строительной отрасли, определение новых перспективных направлений и возможностей обновления комплекса на стыке традиционных и новых областей знаний. Признание доминирующего значения инновационных аспектов организации и ведения строительного бизнеса обуславливает выделение инновационной модернизации, обеспечивающей устойчивый рост экономики в региональном и отраслевом аспектах, преодоление технологической отсталости.

Инновационная модернизация - это объективная экономическая реальность, имеющая обоснование в масштабе времени, отличительные категорийные признаки, понятийный аппарат, складывающиеся научные школы. Она не может быть только технологической, она должна охватывать все компоненты инвестиционно-строительной деятельности и строительного бизнеса, базирующиеся на знаниях закономерностей инновационного развития и гибкого производства, экономии времени, обеспечения высокого качества и эффективности производства строительной продукции и услуг.

Инновационная модернизация предполагает новую расстановку акцентов в сфере науки, образования, производства, бизнеса и выделение приоритетов в региональном и национальном масштабе:

- придание ключевой роли инновационному об-

новлению строительного комплекса, повышению его конкурентоспособности, воспроизводству базовых ресурсов внутри комплекса;

- обеспечение перехода строительной отрасли к постиндустриальному технологическому способу производства;

- замена инерционного сценария инновационного развития на сценарий технологического прорыва, ориентированного на масштабное использование технологии пятого уклада и пионерное освоение шестого уклада;

- на основе долгосрочного прогноза выбор инновационной стратегии инновационного прорыва, позволяющей возродить и реструктурировать научный потенциал в отрасли на основе интеграции науки, образования и инновационного производства;

- определение системы инновационных приоритетов и освоение перспективных рыночных ниш; повышение производительности труда, снижение энерго- и трудоемкости строительства, повышение технологичности производства, инновационное инвестирование, модернизация инфраструктуры, радикальный рост потребительских свойств и полезности строительной продукции;

- качественный сдвиг в структуре человеческого капитала и рыночных стимулов;

- реализация инновационного партнерства государства, строительного бизнеса, гражданского общества и творческих личностей, при активном взаимодействии которых появляется возможность сформировать отраслевую инновационную систему, благоприятный инновационный климат и инновационную инфраструктуру, спрос на инновации, эффективно использовать интеллектуальный потенциал.

Необходимо изменение системы инструментов инновационной политики в строительной отрасли. Сегодня с ликвидацией Росстроя за разработку и осуществление инновационной политики никто не отвечает, строительные организации вынуждены подстраивать свои действия под каждую конкретную ситуацию. Политика стала «бессубъектной» и осуществляется в форме нечетко сформированных целей и задач директивных программ, с отстраненностью или минимальной вовлеченностью участников инновационного процесса в их формирование. Большую роль в создании инновационной системы в строительстве могут сыграть региональные и муниципальные власти путем создания инновационной инфраструктуры, повышения эффективности оборота интеллектуальной собственности, развития систем качества и технического регулирования, содействия в становлении строительного кластера и корпоративного инновационного института, разработки «идеальной модели» инновационной политики и инновационной системы с внесением в них «регионального контекста» с учетом будущих вызовов. Высокий уровень фрагментации инновационной политики требует создания специальных комиссий, советов, фондов, центров, выполняющих функции системных интеграторов, координаторов и регуляторов, опорных элементов инновационной системы.

Ключевыми элементами региональной системы реализации инновационной политики являются:

- отраслевая комиссия по научным исследованиям, новейшим базовым технологиям, продуктовым, процессным инновациям;

- фонд коммерциализации и развития инновационного бизнеса, система инжиниринговых компаний, бизнес-инкубаторов, независимых агентств экспортной оценки инновационных проектов;

- фонд поддержки лидирующих инновационных компаний, «центров совершенства», конкурсного финансирования инновационных проектов;

- институт развития и продвижения инновационных строительных технологий, промышленно-строительно-вузовский центр передовых технологий;

- центры компетенций в области передовых научных исследований и приложений.

Отраслевая комиссия выполняет роль интегрирующего, главного штаба инноваций, системного интегратора, вовлекающего в инновационный процесс всех его участников, ответственного за выработку стратегических инновационных решений и действий. Комиссия должна обладать легитимностью, высоким статусом и влиянием, иметь высокопрофессиональный состав, располагать достаточными финансовыми ресурсами, критической массой инновационных идей. Фонд коммерциализации осуществляет поддержку потенциальных идей по модели «от идеи до компании», поддержку технологического развития инновационных малых компаний с использованием портфеля различных грантов, «проактивных» целевых программ, центров передачи технологий.

Обращаясь к мировому опыту, можно увидеть следующее: в инновационной деятельности наибольшие успехи получают небольшие (численностью 2540 человек) исследовательские группы, они более результативны и устойчивы, формируют оперативные и управляемые научные центры. Необходимо возродить конкуренцию между производителями, в условиях конкуренции каждое крупное строительное предприятие вынуждено вести инновационную деятельность. Основным направлением работы фонда поддержки лидирующих компаний является софинанси-рование ускоренного обновления и развития компании, софинансирование сделок для покупки новых технологий, софинансирование инновационных проектов и программ.

Быстрое наращивание инновационного потенциала строительной отрасли требует смены инновационной парадигмы, перехода от «закрытых инноваций» к «открытым инновациям», разрыва замкнутого инновационного цикла, «коррекции зрения» (Н.Д.Кондратьев), смены оптики. К основным факторам эрозии парадигмы закрытых инноваций можно отнести:

- короткие сроки жизни инновационных продуктов и услуг;

- ослабление вертикально-интеграционной и технической синергии и возрастание значимости сетевой синергии, систем совместного действия;

- присутствие «третьей стороны» (посредников) и наступление промежуточных рынков инновации, воз-

растание возможностей внешних поставщиков инноваций;

- возрастающие затраты на проведение собственных НИОКР, недостаточность собственных ресурсов для исследований и генерации новых знаний;

- избыточный объем новых идей, знаний, концепций и новаций; рост и доступность рынка венчурного капитала;

- разрыв связей между исследованиями, разработками и внедрением;

- преодоление синдрома «изобретено не здесь» и усиление роли модели «приобретай и развивай»; уход знаний из «высоких башен» и изменение ландшафта полезных знаний;

- новые механизмы финансирования инноваций с высокой отдачей (совместные программы, софинан-сирование); переход на более внешне ориентированную и сфокусированную стратегию инновационной деятельности («изнутри-наружу»);

- открытость к инновациям и креативность бизнес-моделей компаний - потребителей инноваций - в силу ускоренного расширения внешней среды;

- рождение новых правил управления интеллектуальной собственностью (от фиксации к коммерциализации, «охота на идеи», коммерческие банки и брокеры интеллектуальной собственности, многочисленные списки e-mail, работающих по принципу «повторного изобретения изобретений»), трансформация инновационных идей в новый бизнес; появление вебсайтов для поиска полезных инновационных решений и свершения сделок по интеллектуальной собственности.

Новая реальность в инновационной деятельности строительной отрасли состоит в том, что:

- существуют новые мощные способы и источники, позволяющие выйти за традиционные границы строительных компаний, используя внешние идеи для создания ценности и достижения стратегического успеха;

- монополия на полезные знания сломлена, новые идеи, новации могут поступать откуда угодно; большинство умных людей разбросаны по всему миру и не являются членами какой-то одной организации, региона;

- собственные промышленные разработки («сделай всё сам») теперь менее эффективны, в отрасли подошли к истощению собственных базовых знаний на «уровне корней»; происходит очевидное снижение инновационных возможностей даже крупных строительных компаний, стоящих среди бедного инновационного ландшафта;

- идет смещение парадигмы инновационного мышления и визуализации с «закрытых инноваций» с логикой затрат к «открытым инновациям» с логикой новых возможностей и доходов; значительную ценность могут создавать внешние идеи, использование результатов внешних НИОКР, применение «чужой» интеллектуальной собственности у себя;

- меняется содержательная сущность инновационного процесса путем создания механизмов доступа

к богатству внешних знаний и интеграции их с внутренними знаниями компаний, разработки бизнес-моделей с инновационным наполнением.

Новая реальность требует совсем другой конфигурации активов, ресурсов и позиций, иного отношения к идеям, новым возможностям, чтобы добиться успеха в модернизации. С учетом новой реальности в строительной отрасли и смены парадигмы мышления инновационная система регионального ИСК формируется на основе:

- соединения внутренних знаний с внешними, внутренних возможностей модернизации с внешними на более глубоком уровне и в более широком масштабе, упреждающего реагирования на новое в профессиональной нише;

- разделения труда в области инноваций и цепочки ценностей на составляющие, формирования нового портфеля активов, ресурсов, зон хозяйствования, ключевых компетенций, создания систем управления интеллектуальной собственностью;

- формирования открытых сетей инновационного партнерства и сетей контактов с коллегами из технологических и финансовых сообществ на предмет поиска новых перспективных разработок и обмена знаниями, привлечения инвестиций;

- создания промежуточных рынков знаний и инноваций как связующего звена между исследователями, разработчиками и строительными компаниями;

- софинансирования результативных инноваций совместно с фирмами венчурного капитала, ориентированных на достижение стратегического успеха и базовых ориентиров;

- изменения бизнес-моделей и структуры процессов управления инновационной деятельностью организаций, а также логики соединения различных частей в целое с ориентацией на предоставление потребителям эффективных системных решений с сильными ценностными предложениями;

- использования принципов множественности, рефлективности, синхронности, двойственности, взаимообусловленности, нелинейности успешного результата, переломных точек, увеличивающейся отдачи, приоритетности поиска возможностей, самоорганизации и самоуправления, обучаемости, синергии.

Продуктивная инновационная система ИСК формируется в рамках теории систем, коэволюционно-синергетической теории, теории инноваций, теории самоорганизации и организационно-пространственной динамики, теории циклов, кризисов и прогнозов. Реализация стратегии инновационной модернизации (инновационного прорыва) позволяет получить ряд различных эффектов:

- создать базис для непрерывности развития ИСК в средней и долгосрочной перспективе; провести инновационное обновление основных активов отрасли;

- выйти за пределы производственных возможностей, расширить «области возможного»; снять «напряженности потребностей»; повысить технологический уровень строительной продукции и услуг; расширить набор их полезностей;

- провести прогрессивные структурные сдвиги в строительной отрасли, усилить ее инновационно-инвестиционную составляющую;

- повысить производительность рабочего времени, труда, капитала и сформировать конкурентную среду в строительной отрасли; повысить уровень и качество жизни участников инвестиционно-строительной деятельности в регионах;

- укрепить позиции строительного сектора в региональной экономике; снизить издержки в строительном производстве, повысить его интеллектуальную базу;

- обогатить генотип строительных систем на основе изменения воспроизводственной, технологической и инвестиционной структуры, нового видения «строительного мира»;

- сократить экономический и технологический разрыв между участниками строительного комплекса на базе инновационно-прорывного сценария развития;

- повысить удельный вес нематериальной составляющей в добавленной стоимости, превращение знания (knowledge) в важнейший фактор производства (know how);

- сформировать новую концептуальную и методологическую основу системообразования на базе самоорганизации равноправных участников ИСК и креативно-инновационного мышления;

- довести стоимость инфраструктурного обеспечения основных технологических процессов до У фондовооруженности одного рабочего места;

- получить синергетический эффект, вызванный скоординированными в пространстве и времени действиями разнородных стратегических решений и мер.

Инновационную модернизацию необходимо рассматривать как направление теоретических исследований и преобразующей деятельности, ориентированных на выявление единых сквозных закономерностей инновационного развития строительных систем и появление принципиально новых их качеств, свойств и возможностей, нового движения, наращивания деятельности через преобразование потенциала (не работать с «холодным носом»). Инновационная модернизация должна сопровождаться «демонстрационным эффектом» в улучшении качества деятельности и жизни в целом для значительной части населения, более полным удовлетворением базовых материальных и не материальных потребностей людей, созданием «важнейших полезностей», запредельностью -преодолением порога эффективности и наукоемкости, достигнутого на момент начала модернизации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инновационная модернизация позволяет строительному комплексу закрепиться на пике «совершенства» новых свойств, характеристик, качеств и результатов, достичь оптимума в стратегических зонах «превосходства».

Библиографический список

1. Тоффлер Э., Тоффлер Х. Революционное богатство. Как оно будет создано и как оно изменит нашу жизнь. М.: АСТ, 2008. С.569.

2. Шкаратан О.Н., Инясевский С.А., Любимова Т.С. Новый средний класс и информационные работники на российском рынке труда // Общественные науки и современность. 2008.

№1. С. 5-28.

3. Асаул А.Н. Проблемы инновационного развития отечественной экономики // Экономическое возрождение России. 2009. № 4 (22). С.3-6.

4. Чесбро Г. Открытые инновации. М.: Поколение, 2007. С.318.

УДК 51:303.115

К ВОПРОСУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

К.Л.Ястребов1, И.А.Огнев2, Д.Н.Цыбиков3

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассматриваются виды математических моделей, используемых на современном этапе развития экономической науки. Отмечается, что в научных исследованиях существенную роль играют гипотезы и прогнозы, основывающиеся на статистических данных, наблюдениях. Быстрая и полная проверка гипотез может быть проведена в ходе специально поставленного эксперимента. Основу вычислительного эксперимента составляет триада «модель - алгоритм - программа». Отмечается незаменимость математического моделирования для решения важнейших проблем научно-технического и социально - экономического прогресса.

Ключевые слова: математическое описание процессов и явлений; моделирование экономических систем; вычислительный эксперимент; прогноз; математическое моделирование; математическая модель; классификация математических моделей; оптимальное управление; классы моделей; генетические алгоритмы; имитационное моделирование.

1Ястребов Константин Леонидович, доктор технических наук, профессор кафедры мировой экономики, тел.: (3952) 405651.

Yastrebov Konstantin, Doctor of technical sciences, Professor of the Department of World Economy, tel.: (3952) 405651.

2Огнёв Игорь Анатольевич, доцент кафедры высшей математики, тел.: 89149426951.

Ognev Igor, Associate Professor of the Department of Higher Mathematics, tel.: 89149426951.

3Цыбиков Дмитрий Николаевич, аспирант, тел.: 89501338299.

Tsybikov Dmitry, Postgraduate, tel.: 89501338299.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.