Научная статья на тему 'К вопросу становления парадигмы «Коэволюция сложных социальных и природных систем»'

К вопросу становления парадигмы «Коэволюция сложных социальных и природных систем» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
456
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНЕРГЕТИКА / КОЭВОЛЮЦИЯ / ПАРАДИГМА / САМОСОЗНАНИЕ / РАЗУМ / ТЕОРИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ / ПРИРОДА / ОБЩЕСТВО / ТЕХНОЛОГИИ / SYNERGETIC / PARADIGM / CONSCIOUSNESS / REASON / SELF-ORGANIZING THEORY / NATURE / SOCIETY / TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бурзалова Арюна Андреевна

Через историю всей человеческой цивилизации проходят две взаимоисключающие стратегии отношений человека и природы: установка на покорение природы и установка на смирение перед ней. Лишь учет их органического взаимодействия, взаимосвязи, взаимозависимости, лишь четкое понимание закономерностей их сопряженности, коэволюция могут стать залогом успешной разработки новой стратегии отношений человека, общества и природы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Through history of all human civilization there pass two mutually exclusive strategies of relations between the person and nature: installation on the conquest of nature and installation on humility before it. Only the account of their organic interaction, interrelation, interdependence, only accurate understanding of laws of their associatively, co-evolution can become the pledge of successful working out of the new strategy of relations between the person, society and nature

Текст научной работы на тему «К вопросу становления парадигмы «Коэволюция сложных социальных и природных систем»»

Литература

1. Несмелов В.И. Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного откровения // Смысл жизни: антология. - М.: Прогресс-Культура, 1994. - С. 65-93.

2. Тареев М.М. Цель и смысл жизни // Смысл жизни: антология. - М.: Прогресс-Культура, 1994. С. 143-488.

3. Хомяков А.С. Семирамида. - М.: Медиум, 1994. - Т.1.

- С. 15-449.

4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М.: Книга, 1991.

- 574 с.

5. Хоружий С.С. О старом и новом. - СПб.: Алетейя, 2000. - 476 с.

Бондаренко Любовь Федоровна, канд. филос. наук, доцент кафедры философии Горно-Алтайского государственного университета.

Bondarenko Lyubov' Fyodorovna, candidate of philosophy sci., assistant professor at department of philosophy of Gorno-Altaisk State University.

Tel.: 8-388-22-6-64-77(office); 8-388-22-2-32-45 (private)

УДК 1:316

АА Бурзалова

К ВОПРОСУ СТАНОВЛЕНИЯ ПАРАДИГМЫ «КОЭВОЛЮЦИЯ СЛОЖНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ И ПРИРОДНЫХ СИСТЕМ»

Через историю всей человеческой цивилизации проходят две взаимоисключающие стратегии отношений человека и природы: установка на покорение природы и установка на смирение перед ней. Лишь учет их органического взаимодействия, взаимосвязи, взаимозависимости, лишь четкое понимание закономерностей их сопряженности, коэволюция могут стать залогом успешной разработки новой стратегии отношений человека, общества и природы.

Ключевые слова: синергетика, коэволюция, парадигма, самосознание, разум, теория самоорганизации, природа, общество, технологии

А.А.Вигга/ога

TO A QUESTION OF A PARADIGM-FORMATION «CO-EVOLUTION OF DIFFICULT SOCIAL AND NATURAL SYSTEMS»

Through history of all human civilization there pass two mutually exclusive strategies of relations between the person and nature: installation on the conquest of nature and installation on humility before it. Only the account of their organic interaction, interrelation, interdependence, only accurate understanding of laws of their associatively, co-evolution can become the pledge of successful working out of the new strategy of relations between the person, society and nature.

Key words: synergetic, synergetic, paradigm, consciousness, reason, self-organizing theory, nature, society, technologies.

За прошедшие десятилетия цивилизация и технологии сделали настолько заметный скачок в своем развитии, что ежедневное преобразование человеком окружающей среды можно сопоставить с ежегодным, скажем, в XVI веке. Хотя история загрязнения природы начинается еще с Древнего Рима, например, величайшее сооружение - большой городской отводной канал фекалий и других отходов. В XIV в. было запрещено употребление угля для отопления домов в Лондоне под угрозой смертной казни, настолько город был загрязнен дымом.

Из всех видов природных ресурсов на первом месте стоит пресная вода. Интересные данные -71% всей поверхности Земли составляет вода, из которых только 2% пресная, почти 80% которой находится в ледниковом покрове Земли, озеро Байкал содержит в себе 25% остального мирового запаса. В связи с развитием мирового хозяйства потребление воды растет стремительными темпами. Оно удваивается каждые 8-10 лет. Одновременно увеличивается степень загрязнения вод, т.е. происходит их качественное истощение.

Что касается использования остальных ресурсов, то большинство из них - железные руды, драгоценные камни, минеральные соли, горючие ископаемые, цветные металлы - считаются невозобновимыми ресурсами. Эти данные убедительно показывают? как необходимо человечеству планетарное мышление, как необходимо человечеству

осознать не только свои интересы и потребности, но и свою планетарную роль как трансформаторов энергии и перераспределителей вещества по земной поверхности на основе новых способов технологий.

Может ли человечество уже сейчас, не дожидаясь тотального вымирания найти путь успешного со-развития или, другими словами, коэволюции человека и природы? Возможно ли человечеству овладеть даром предвидения и предсказать возможные последствия человеческой деятельности -как разрушающей, так и созидающей? Какая наука может выступать инструментом в данных поисках? Ученые многих стран пытаются найти ответы на эти вопросы и предупреждают человечество об опасностях, которые неуклонно приближаются с каждым годом.

Говорить о том, что данные попытки напрасны, вряд ли придется: во многих странах успешно функционируют программы, от экологического воспитания подрастающего поколения до высокотехнологического производства, удачного симбиоза экологии среды и научного прогресса. Например, 70% электричества в Китае аккумулируется при помощи солнечных батарей, в Японии весь мусор и отходы перерабатываются снова для потребления человеком. Можно много писать про научные международные конференции с участием ученых, изобретателей, государственных деятелей (геологических сил, по В.И. Вернадскому), начиная

с конференции ООН 1992 г. в г. Рио-де-Жанейро, ознаменовавшей собой поиск планетарной стратегии перехода к обществу, способного обеспечить режим коэволюции человека и природы “sustainable development ” (устойчивое развитие).

Однако сегодня при несбалансированности производства и потребления с естественными циклами биосферы природоохранные действия не устраняют кризисную экологическую ситуацию, а лишь помогут выиграть время для более радикальной перестройки всей системы «Человек-Природа-Общество» в целом и в наибольшей мере - человеческого сознания.

Несмотря на критику технического прогресса, в результате которого возникли экологические катаклизмы, именно он может оказаться залогом выхода человечества на совершенно новую ступень развития с высоким уровнем жизни, на ступень ус-

Термин «синергетика» означает «совместное действие». Впервые этот термин ввел немецкий ученый-физик Герман Хакен в 1960 г., вкладывая в него, во-первых, теорию возникновения новых свойств у целого, состоящего из взаимодействующих объектов, и, во-вторых, подход, требующий для своей разработки сотрудничества специалистов из разных областей. В книге «Синергетика» он пишет: «Синергетика занимается изучением систем, состоящих из многих подсистем самой различной природы, таких как электроны, атомы, молекулы, клетки, нейроны, механические элементы, фотоны, органы, животные и даже люди». Благодаря синергетике возможно установить взаимосвязь многих аспектов наших наблюдений, производимых в области физики, и наблюдений, производимых в области биологии. В биологическом пространстве, в отличие от геометрического, события представляют собой процессы, локализованные не только в траектории, но и во времени и пространстве.

В 1943 г. Э. Шредингер говорил: «Мы ясно чувствуем, что только теперь начинаем приобретать надежный материал для того, чтобы объединить в единое целое все, что нам известно: но, с другой стороны, становится почти невозможным для одного ума полностью овладеть более чем какой-либо одной специальной частью науки». Синергетика представляет собой междисциплинарное направление исследований, можно также отметить, что это новое, "становящееся" направление научного поиска. Ее также характеризуют как динамически открытую, коммуникативную и трансдисциплинарную научную теорию. Известный отечественный философ В.Г. Буданов, рассуждая о развитии синергетики, отмечает: "Стартовав в точном естествознании, ее методы проникли в биологию, эколо-

пешного развития человека и природы, на котором потребуются не только интеллигентность, знания, но и, прежде всего, преобладание духовных ценностей над материальными. Для этого потребуется развитие прикладной синтетической научной дисциплины, которая бы опиралась на науку как основу высокотехнологических инноваций, на религию как основу нравственного духовного воспитания, философию, как основу взаимоотношений науки и религии. Данным инструментом вполне может стать синергетика как наука о сложных системах.

По мировоззрению В.И. Вернадского, наука, философия и религия есть три фундаментальные и независимые формы Разума, каждая из которых предназначена для решения своих задач. Синергетика может выступать как их синтез в поисках выработки стратегии по выживанию человечества.

гию, социологию, экономику, политологию".

С синергетической точки зрения, одним из основных подходов к решению глобальных проблем является поиск способов коэволюции сложных социальных и геополитических систем. Чем сложнее организована и более многофункциональна система, тем она более неустойчива. Поэтому понимание форм совместной жизни разнородных, находящихся на разном уровне развития социальных и геополитических структур путей их устойчивого коэво-люционного развития становится конструктивной альтернативой сегодняшнего дня.

Чтобы раскрыть сущность коэволюции сложных социальных и геополитических систем, прежде всего необходимо проанализировать содержание понятия коэволюция.

Термин “коэволюция” в научный лексикон впервые был введен Эрихом Янчем для уточнения специфики процесса самоорганизации внутри эво-люционно сформировавшейся природной части Универсума

В философской литературе он применяется, главным образом, в двух основных смыслах: в широком - когда термином "коэволюция" обозначается совокупная, взаимно адаптивная изменчивость частей в рамках любых биосистем (от молекулярного и клеточного до уровня биосферы в целом). Примером таких отношений служат взаимные изменения видов-партнеров в экосистемах "паразит-хозяин", "хищник-жертва". Результатом такой коа-даптивной изменчивости может быть как сохранение биосистемы в уже достигнутом оптимальном состоянии, так и ее совершенствование. В более узком смысле понятие "коэволюция" используется для обозначения процесса совместного развития биосферы и человеческого общества.

Синергетика Нематериальный инструментарий Наука | Философия | Этика (Религия)

Концепция коэволюции природы и общества, с которой первым выступил Н.В. Тимофеев-Ресовский в 1968 г., должна была определить оптимальное соотношение интересов человечества и всей остальной биосферы, избежав при этом двух крайностей: стремления к полному господству человека над природой и смирения перед ней. Согласно принципу коэволюции, человечество, для того чтобы обеспечить свое будущее, должно не только изменять биосферу, приспосабливая ее к своим потребностям, но и изменяться само, приспосабливаясь к объективным требованиям природы. "Мы столь радикально изменили нашу среду, -утверждал Н. Винер, - что теперь для того, чтобы существовать в ней, мы должны изменить себя". Для обеспечения этого процесса, по мнению Н.В. Тимофеева-Ресовского, человечество должно следовать экологическому и нравственному императивам.

Первое требование обозначает совокупность запретов на те виды человеческой деятельности (особенно производственной), которые чреваты необ-

ратимыми изменениями в биосфере, не совместимыми с самим существованием человечества.

Второй императив требует изменения мировоззрения людей, его поворота к общечеловеческим ценностям (например, чувству уважения любой жизни), к умению ставить превыше всего не частные, а общие интересы, к переоценке традиционных потребительских идеалов.

Доктор Ульф Скирке, немецкий физик-теоретик, предлагает рассмотрение трехчленной коэволюци-онной модели «человек-природа-технологии», в которой технологии занимают особое место. В ко-эволюционном процессе взаимоотношение между человеком, природой и технологией может пониматься как комплексный диалог, как обобщенная коммуникация, в которой партнеров диалога нужно рассматривать качественно по-разному, но тем не менее принципиально равноценно. Этот достигнутый 'коммуникативный процесс' требует особых условий и соответственно предпосылок:

Природа

Коэволюция Материальный инструментарий Технологии

Общество

Во-первых, человек должен разрабатывать проект мира таким образом, что он сам остается способным к данному диалогу. Во-вторых, собственное значение природы должно было бы признаваться как творческая способность эволюции, существование человека тому доказательство. И, в-третьих, сам новый тип техники должен был бы принимать относительно автономную, активную и динамичную роль, чтобы действовать в качестве настоящего партнера диалога - с целью представлять самостоятельные предложения для коэволюции и совместимого прогресса модели «человек-природа-технологии». При этом речь идет о том, что разрабатываются искусственные творческие силы для способного к будущему существованию мира.

Самоорганизующаяся динамика «человек-

природа-технологии» возможна только при наличии

диалога между составными частями. Чтобы существовал диалог, необходим общий язык, в качестве которого выступает технология. Но не каждая технология воплощает способность к диалогу и представляет собой только часть возможных технологических решений. Основной вопрос - как решаются проблемы границы между приемлемым и недопустимым использованием природы? Как можно избегать кризисных и катастрофических обратных процессов на человека и природу?

Данный диалог в итоге обрастает в системе «че-ловек-природа-технология» многослойными комплексными динамичными соединениями, которые можно объяснять с помощью теории самоорганизации.

Итак, возможно, мы сможем сконструировать некоторый схематичный рисунок:

Синергетический Нематериальный инструментарий ? Коэволюционный Материальный инструментарий

Наука Философия Этика (религия) Природа Технологии Общество

Необходимо дополнить схему - определить в нем место человека, его сознание и деятельность.

По мнению многих ученых, биологическая эволюция человека как вида закончилась примерно 40 тысяч лет тому назад. Считается, что на этом процесс физического развития человека остановился и далее как бы трансформировался в ментальную сферу - в область социальной эволюции. Социальная эволюция зародилась и вышла из недр биологической эволюции и является в значительной мере ее продолжением. Следовательно, можно допус-

тить качественное существование подобия между основными свойствами развития человека и его общественной эволюции. Оно выражается, прежде всего, в известной аналогии естественного отбора и конкуренции рыночной экономики в обществе.

Аналогии могут отражаться также в сфере ментального фактора. Взаимодействие между генотипом индивидуума и окружающей средой привело к возникновению фенотипа инстинкта и разума. Данные понятия не только противоположны, но и не разделимы. Можно привести цитату братьев Ар-

кадия и Бориса Стругацких: «Разум - сложный инстинкт, не успевший еще сформироваться».

Обычно термин «инстинкт» (лат. instinctus -побуждение) трактуют как целесообразное поведение без осознания цели; ситуацию, в которой осуществление одного рефлекса приводит к осуществлению другого. Инстинктивное поведение -фактор наследования. Однако происхождение инстинктивного поведения позволяет делать выводы о неоднородности оценок факторов среды и отличиях в проявлении инстинктов у индивидов.

Разум (лат. ratio - ум) - это философская категория, основа синтезирующей творческой деятельности, создающая новые идеи, выходящие за пределы сложившихся систем, дающая способность комбинировать полученные знания и создавать новые знания.

По Гегелю, разум - одна из форм сознания, направленная на самого себя, и понятийное содержание своего знания. Разум выражает себя в принципах, идеях и идеалах. Разум следует отличать от других форм сознания - созерцания, рассудка, самосознания и духа. Если рассудок как мыслящее сознание направлен на мир и главным своим принципом принимает непротиворечивость знания, равенство себе в мышлении, то разум как рассудок, сознающий себя, соотносит не только разное содержание между собой, но и самого себя с этим содержанием. В силу этого разум может удерживать противоречия. Гегель считал, что только разум достигает, наконец, действительного выражения истины, конкретного, т. е. включающего в свое единство противоположные характеристики.

Действие разума как осмысления всеобщего теснейшим образом связано с человеческой речью (языком), которая закрепляет за одним знаком неопределенное множество действительных и возможных явлений, подобных или однородных между собой. Если рассматривать языковой знак в его целости, нераздельно с тем, что им выражается, то можно признать, что действительная сущность разумного мышления выражается в словах, из которых рассудочный анализ выделяет его различные формы, элементы и законы.

Поэтому человек является активным звеном универсального и глобального эволюционного процесса, он соучастник коэволюционного процесса. Блез Паскаль писал, что «человек связан в этом мире со всем, что доступно его сознанию, что... ему все сопричастно».

В.И. Вернадский впервые сформулировал утверждение о том, что человек превращается в основную геологопреобразующую силу планеты, и чтобы обеспечить свою будущность, ему предстоит

Все языки мира имеют единую знаковую структуру, хотя внешне могут сильно отличаться. На Земле насчитывается около 5-6 тысяч языков. С развитием коммуникаций количество живых языков сокращается со средней скоростью 1 язык в две недели. Огромное значение имеет когнитивная функция языка, которая рассматривает язык как орудие познания, как средство овладения знаниями и общественно-историческим опытом и как способ выражения деятельности сознания. Эта функция языка явно и непосредственно связана с исследованием, поиском истины.

В.И. Вернадский подчеркивал, что мозг палеолитического человека существенным образом не отличался по своей структуре от мозга современного человека. Следовательно, «разум есть сложная социальная структура». Именно изменение социальной обстановки является основной причиной прогресса, поэтому «общество должно всеми мерами способствовать проникновению научного знания во все человечество». Одной из крупнейших задач государственной политики предстает, по В. И. Вернадскому, сознательное направление организованности общества. Огромную роль приобретает формирование самосознания индивида.

Самосознание - это не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития; при этом самосознание не имеет своей отдельной от личности линии развития, но включается как сторона в процесс ее реального развития. В ходе этого развития, по мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысливание жизни. Этот процесс ее переосмысливания, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его существа, определяет мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни.

Человек благодаря самосознанию может управлять своими инстинктами развивать разум, выражающийся в принципах, идеях и идеалах, познавать мир и выражать свою деятельность через язык.

взять на себя ответственность за дальнейшее развитие биосферы и общества. В будущем, писал он еще в 1944 г., человек покорит космическое пространство, проникнет в глубь океана, человек уверенно будет держать будущее в своих руках и преобразует планету во благо всего человечества, во имя будущих поколений.

Итак, наша парадигма приобретает следующую форму:

Человек

Самосознание

Инстинкт (генетический материал)

Язык (инструмент)

Разум (духовный материал)

Синергетический Нематериальный инструментарий Человек Коэволюционный Материальный инструментарий

Самосознание

Наука Философия Этика (религия) Инстинкт Язык (инструмент) Разум Природа Технодогии (язык) Общество

Данная парадигма в итоге обрастает многослойными комплексными динамичными соединениями, которые можно объяснять с помощью теории самоорганизации.

Вот некоторые положения:

• Парадигма невозможна без рассмотрения категорий времени и прогресса. Прогресс должен быть смоделирован в рамках самоорганизующейся системы так, чтобы с помощью человеческих, природных, технологических сил провоцировать благоприятные условия развития парадигмы.

• Факторы организационной динамики рассматриваются как сопряженные, парные и многомерные. Здесь факторам отводится роль равнозначных (по отношению к друг другу), они трактуются не только как сопряженные и согласованные, но и взаимно обусловливающие процесс развития системы.

• В коэволюционном воззрении восхождение к более сильной организационной системе не является однонаправленным, линейным и монотонным, оно проходит через торможение, ускорение, подъемы, спады текущих процессов. Тенденции дифференциации замещаются интеграцией, включением в состав элементов и выключением, усилением связей между элементами - их ослаблением, эволюцией и инволюцией.

• Чем сложнее и многофункциональнее данная парадигма, тем она более неустойчива, с сильной нелинейностью, подвержена естественным колебанием развития. Можно многократно сократить время, усилия, ресурсы на генерацию и реализацию желаемого решения из спектра потенциально возможных с помощью резонансного влияния на основные параметры их самоорганизации и коэволюции.

• В коэволюционной картине парадигмы все компоненты рассматриваются как единая динамическая система равноправных партнеров, развитие которых трактуется в их совокупности. Данная парадигма должна стремиться к достижению устойчивого объединения простых структур в более сложные и ускорять темп их совместного развития.

Данная парадигма должна представлять собой

высокоорганизованную, адаптивную, самоорганизующуюся систему, при которой все составные части являются равноправными партнерами коммуникации.

Через историю всей человеческой цивилизации проходят две взаимоисключающие стратегии отношений человека и природы: установка на покорение природы и установка на смирение перед ней. Катастрофическое нарастание экологического неблагополучия на Земле в наши дни способствовало осознанию ограниченностей и тупиковости обеих этих стратегий. Лишь учет их органического взаимодействия, взаимосвязи, взаимозависимости,

лишь при четком понимании закономерностей их сопряженности коэволюция может стать залогом успешной разработки новой стратегии отношений человека, общества и природы.

Литература

1. Будущее России в зеркале синергетики / под ред. Г.Г. Малинецкого. - М.: КомКнига, 2006. - 272 с. (Синергетика: от прошлого к будущему.)

2. Теория катастроф / В.И. Арнольд. - М.: Едиториал УРСС, 2009. - 136 с.

3. Новый ум короля: о компьютерах, мышлении и законах физики / пер. с англ.; под общ. ред. В.О. Малышенко; предисл. Г.Г. Малинецкого. - М.: Изд-во ЛКИ, 2008. - Изд. 3-е. - 400 с.

4. Преображение человека в философии русского космизма / Н.В. Башкова. - М.: КомКнига, 2007. - 224 с.

5. Философия техносферы / Н.В. Попкова. - М.: Издательство ЛКИ, 2008. - 344 с.

6. Феномен человека на фоне универсальной эволюции / С. Д. Хайтун. - М.: Либроком, 2009. - Изд. 2-е. - 536 с.

7. Гармония саморазвития в природе и обществе: подобие и аналогии / О.Б. Балакшин. - М.: Изд-во ЛКИ, 2008. - 344 с.

Бурзалова Арюна Андреевна, аспирант Бурятского гос-университета по специальности 09.00.11 Социальная философия.

Burzalova Aryuna Andreevna, post-graduate student of Buryat State University on the specialty 09.00.11 Social philosophy.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Tel.: +7(3012) 21-83-60, +7(9021) 68-32-15, e-mail: baryuna@mail.ru

УДК 316.723

А. В Гаук

СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПОВЕДЕНИЯ В БАЙКЕРСКОЙ СУБКУЛЬТУРЕ

В статье рассмотрено развитие байкерской субкультуры, нормы, ценности и правила поведения байкеров, приведены данные о роде деятельности представителей данной субкультуры, об их отношении к членству в байкерских клубах, об увеличении мотоклубов.

Ключевые слова: субкультура, байкеры, ценности, нормы, правила поведения, мотоклуб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.