Научная статья на тему 'К вопросу становления корпоративной собственности'

К вопросу становления корпоративной собственности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
309
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / РАЗНОВИДНОСТЬ КОЛЛЕКТИВНОЙ ФОРМЫ ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / СУБЪЕКТЫ КОРПОРАТИВНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / КОНЦЕНТРАЦИЯ СОБСТВЕННОСТИ / CORPORATE OWNERSHIP / A KIND OF COLLECTIVE FORMS OF PRIVATE PROPERTY / THE SUBJECTS OF CORPORATE OWNERSHIP / OWNERSHIP CONCENTRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитин О. А.

В статье рассмотрены некоторые вопросы становления корпоративной собственности и корпоративного сектора, выделены критерии корпоративной собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE FORMATION OF CORPORATE OWNERSHIP

In this paper we consider some questions of formation of corporate ownership and corporate sector, highlighted the criteria of corporate ownership.

Текст научной работы на тему «К вопросу становления корпоративной собственности»

Большое внимание компания уделяет и другим печатным материалам, а также годовым отчетам. Все печатные материалы SONY имеют три отличительные черты: они составляются одновременно на двух языках, содержат исчерпывающую информацию и выходят вскоре после объявления результатов.

В заключении можно отметить, что IR компании SONY обеспечивает исчерпывающее раскрытие информации в соответствии с требованиями SEC, которые наиболее привычны для иностранных инвесторов. Практика IR компании не уникальна по меркам междуна-

родного рынка капитала - компания просто старается удовлетворить запросы инвесторов. Однако, это ставит SONY в очень выгодное положение по отношению к другим японским корпорациям.

Резюмируя, следует подчеркнуть, что российская практика применения инструментов IR- менеджмента пока только складывается. Существует потребность в дальнейшем осмыслении уже имеющегося опыта функционирования IR- служб, их функций, уточнения целей и задач. В этой предметной области нужно продолжать исследования.

К ВОПРОСУ СТАНОВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Никитин О.А., аспирант Международной академии оценки и консалтинга

В статье рассмотрены некоторые вопросы становления корпоративной собственности и корпоративного сектора, выделены критерии корпоративной собственности.

Ключевые слова: корпоративная собственность, разновидность коллективной формы частной собственности, субъекты корпоративной собственности, концентрация собственности.

ON THE FORMATION OF CORPORATE OWNERSHIP

Nikitin O., The post-graduate student, International Academy of assessment and consulting

In this paper we consider some questions of formation of corporate ownership and corporate sector, highlighted the criteria of corporate ownership.

Keywords: corporate ownership, a kind of collective forms of private property, the subjects of corporate ownership, ownership concentration.

Более чем столетний опыт развития корпоративного бизнеса говорит о том, что противопоставление монополии и конкуренции является неоправданным и неконструктивным, как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Развитие корпораций, неизбежно связанное с усилением монополизма на рынках, не уничтожило конкуренцию, но видоизменило её формы. С другой стороны, практика показала, что чем крупнее корпорация, тем она более конкурентоспособна.

В определенном смысле можно утверждать, что современная корпоративная структура экономики демонстрирует синтез монополии и конкуренции. Это нашло отражение в так называемой «гипотезе Шумпетера» относительно роли монополии в обществе: несмотря на потери для общества от монополии за счет болев высоких цен и меньшего объёма производства при одних и тех же издержках, монополии играет ведущую роль в совершенствовании технологии и экономическом развитии, если закон конкуренции продолжает действовать.

Сама модель конкуренции в рыночной экономике существенно видоизменилась: произошла её эволюция от полной и свободной конкуренции периода первоначального накопления капитала до «цивилизованной», «добросовестной» конкуренции в современный постиндустриальный период. Свободная конкуренция как способ хозяйствования уступает место регулируемому и контролируемому монополизму. При этом функции регулирования и корректировки экономических и социальных процессов принимает на себя государство, а планомерная организация и управление крупными сферами производства осуществляется корпорациями. Таким образом, сочетание монополизма и конкуренции, соединение их преимуществ - одна из фундаментальных функций корпоративного управления.

Современная научно-техническая революция придает производству гибкость и динамизм, которые ведут к постоянному перераспределению сил и преимуществ между различными компаниями, к смене лидеров и аутсайдеров. Именно это лежит в основе постоянных изменений условий конкуренции и развития её новых форм.

Послевоенная история дает немало примеров смены лидеров, вытеснения монополистов с их, казалось бы, незыблемых позиций. Так, швейцарские часовые фирмы, пытаясь увековечить свою монополию, запретили вывоз оборудования для производства часов в других странах. В результате, фирмы США и Японии потеснили своих швейцарских конкурентов на мировом рынке, разработав собственные оригинальные технологии и предложив качественно новую часовую продукцию, в том числе электронные часы.

Аналогичным образом, в 80-е годы фирмы «Найк» и «Рибок»

за счет новых технологий, агрессивной рекламы и оперативного реагирования на запросы потребителей серьёзно подорвали доминирующую роль фирмы «Адидас» на рынке спортивных товаров.

Автомобильная экспансия Японии в США была основана на двух факторах: во-первых, резкий рост цен на нефть; во-вторых, удачная реклама малолитражек в качестве «второй» машины для семьи (сразу отказаться от крупногабаритных «шевроле» и «кадиллаков» гордым американцам было явно не по силам).

Обострение конкуренции и ускорение экономического и технического развития в 80-е годы потребовали от корпораций совершенствования систем и методов внутрифирменного управления, усиления его аналитических прогностических и стратегических функций в целях более гибкого, научно обоснованного и многостороннего позиционирования на рынке.

В корпоративном управлении развивается тенденция к полистратегическому поиску, применению одновременно по крайней мере двух стратегических установок: установки на монополизацию рынка и установки на гибкое приспособление своей деятельности к динамике рыночной ситуации.

В первом случае усилия корпорации направляются на сокращении числа конкурентов, на дискриминирующие условия по отношению к ним. Во втором - на уменьшение собственных рисков путем организации сотрудничества с другими фирмами, снижения конкурентной активности и сохранения сложившегося равновесия. Такого рода интеграционная стратегия применяется корпорациями в единстве со стратегией монополизации.

Выбор стратегии осуществляется в зависимости от ролевой и содержательной функций, выполняемых корпорацией в ходе конкуренции.

Очевидно, что в условиях такой многополюсной и многоаспектной борьбы конкуренция становится неисчерпаемой. С этим связана необходимость формирования корпоративной стратегии конкурентоспособности. Наиболее простое и наглядное выражение корпоративной стратегии корпорации - это её девиз, слоган, правило, которые обычно обращены к потребителю, но, кроме того, являются девизом и правилом для персонала фирмы.

Как правило, современная крупная корпорация мобилизует свои конкурентные преимущества для того, чтобы стать лучшей в мире в избранной отрасли или на рынке, на котором она работает, хотя бы по одному важному аспекту производственной деятельности или потребительских качеств товара или услуги.

Процесс перехода России к капиталистическим отношениям вызвал серьезные и глубокие преобразования в системе собственности, которые затрагивают цели, интересы всех экономических

субъектов. Структура собственности в результате подобных преобразований весьма усложнилась. Она включила в свою систему не только всю сложную совокупность связей и отношений между субъектами, но и многообразие форм, видов и подвидов собственности. В этой структуре особое место стала занимать корпоративная собственность, которая была обусловлена в первую очередь процессами разгосударствления и приватизации в России.

Более того, корпоративная собственность, как показывает практика, постепенно стала занимать доминирующее положение. И хотя на данном этапе ей присущи такие негативные черты, как определенная «размытость» структуры присвоения, неопределенность прав ее субъектов, слабость существующей системы их защиты и другие, тем не менее общая тенденция - движение вперед - очевидна.

Корпоративная собственность по своему содержанию представляет собой разновидность коллективной формы частной собственности, которая основана на акционировании, акционерном капитале. При этом особенность состоит в том, что функции управления ею переданы профессиональным управляющим - менеджерам. В конечном итоге это ведет к тому, что в результате ее (собственности) распределения и контроля происходит трансформация не только объектов собственности, но и ее субъекта - получателя дохода.

Благодаря уникальным возможностям, которые создает институт корпоративной собственности, её субъекты обладают определенной относительной экономической свободой в реализации таких отношений, как распоряжение, владение и пользование акциями. Следовательно, процесс образования корпоративной собственности органично взаимосвязан с системой акционирования, образования акционерных обществ, без наличия которых невозможно представить классическую рыночную экономику. Толчком к появлению корпоративной собственности и развитию корпоративного сектора в трансформированной экономике России являются следующие причины. Их условно можно подразделить на две «несущие» группы: положительную и негативную.

В первом случае изменившиеся объективные условия вызвали глубокий интерес рыночных субъектов к акционированию, а следовательно, к корпоративной собственности, которая отвечала по своей сути новым, рыночным условиям. Последние позволяли субъектам этой собственности отстаивать свои специфические интересы с учетом сферы деятельности, что формировало новые черты собственников, отличающих их от других субъектов рыночной экономики, субъектов других форм собственности.

Следовательно, среди особенностей корпоративной собственности в первую очередь следует отметить ее многосубъектность. В этом случае в качестве собственников могут выступать:

- физические лица;

- юридические лица;

- государство.

При этом различия в статусе субъектов корпоративной собственности определяется в первую очередь размером доли в капитале компании. Следовательно, большим плюсом корпоративной собственности является то, что она по своему содержанию и структуре проявляется как наиболее удобная форма взаимодействия (объединения) совокупности государственных, коллективных, частных и индивидуальных интересов. Однако следует учесть, что возможности субъекта данной формы собственности оказывать влияние на принятие конкретных практических решений определяется множеством обстоятельств, в том числе:

- величиной пакета акций субъекта данной корпорации;

- характером первоначального распределения объектов корпоративной формы собственности;

- степенью концентрации акционерного капитала в руках различных категорий собственников;

- конкретными размерами акционерной компании (учет «эффекта масштаба» объединения);

- уровнем развития и эффективности рынка ценных бумаг данного этапа рыночной экономки и др.

Перечисленные факторы свидетельствуют о необходимости наличия в трансформированной экономике корпоративной собственности, причем высокого уровня ее концентрации. Как показывает практика, большая ее распыленность неизбежно влечет за собой чрезмерное распыление и акционерного капитала, что в конечном итоге ведет к ослаблению контроля за его использованием, получаемым и распределяемым доходом. При этом величина контрольного пакета акций может колебаться в интервале от 3-5% до

75% акций. Однако полный контроль субъекта над корпоративной собственностью может гарантировать лишь обладание контрольным пакетом (50% плюс еще одна акция).

Следует также отметить, что, как и другие формы, корпоративная собственность должна рассматриваться не в статике, а в динамике, движении, что отражает процесс ее развития, совершенствования, многообразия происходящих в ней изменений. Это связано с множеством причин как объективного, так и субъективного характера, которые могут создать предпосылки и условия как для ускоренного развития корпоративной собственности, быстрого объединения капитала через систему концентрации и централизации на уровне акционерных компаний, системы участий и др., так и «заторможенности» в его развитии. Например, нельзя отрицать, что в логике исторического становления корпоративного сектора в России первым шагом так называемого «первоначального накопления» российского капитала был, если можно так выразиться, спонтанный грабеж активов государства. Это стало возможным в результате имеющегося реального разрыва между прежней российской правовой базой бывшего социализма и новой зарождающейся хозяйственной практикой рыночной экономики (80-90-е гг. ХХ в.).

Именно в этот указанный период возникли наряду с прежними новые интегрированные структуры, так называемые «псевдохолдинги», выражающие интересы прежней правящей «верхушки». Последующая массовая приватизация (1992-1994 гг.) проведенная, как подчеркивали экономисты, в духе «теоремы Коуза», хотя и рассматривалась как направление, прекращающее интенсивное разграбление активов в ходе спонтанной приватизации, но реально она не решала проблемы корпоратизации в стране. Права собственности опять-таки носили формализованный характер.

Постприватизационные годы (1995-1997 гг.) практически не внесли ничего принципиально нового в развитие корпоративной собственности и корпоративного сектора. Хотя несколько позже, после вступления в силу закона «Об акционерных обществах», произошла определенная реорганизация компаний и перераспределение корпоративной собственности, что сопровождалось серьезными экономико-юридическими конфликтами..

Однако отмеченные трудности не остановили в целом процесс становления корпоративного сектора и корпоративной собственности. Итогом явилось то, что к концу прошлого века названный сектор со свойственными ему характерными чертами и формой собственности сформировался.

Квинтэссенция и главная задача этого сектора - установление реального контроля над финансовыми потоками как внутреннего, так и внешнего характера. А это вызывает необходимость развития особого корпоративного управления, которое должно базироваться на учете и реализации системы определенных принципов управления.

Таким образом, нельзя отрицать наличие в России корпоративной собственности и корпоративного сектора с долей участия в нем разных субъектов, в том числе государства. А поскольку процесс концентрации собственности неоднозначен, то и реальные модели этого сектора, а также виды и подвиды корпоративной собственности, неоднозначны и неодинаково эффективны.

Литература:

1. Агеев А.Б. Создание современной системы корпоративного управления в акционерных обществах. М.:Волтерс Клувер, 2010.

2. Гладышев А. Г. Корпоративное управление: теория и практика (монография), М.: Икар, 2009.

3. Жданов Д.А. Организационная эволюция корпораций. М.: Дело, 2011.

4. Книга А.С. Совершенствование корпоративного управления в акционерном обществе. Барнаул, изд-во АлтГТУ, 2009.

5. Романова О.А. Корпорация во второй половине ХХ- нач. XXI века: постиндустриальная трансформация. Екатеринбург, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.