Научная статья на тему 'К вопросу совершенствования структуры ремонтных циклов горно-транспортного оборудования'

К вопросу совершенствования структуры ремонтных циклов горно-транспортного оборудования Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
171
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ / ГОРНО-ТРАНСПОРТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Квагинидзе В. С., Корецкая Н. А., Чупейкина Н. Н., Акименко В. В., Ахременков А. В.

Рассмотрена система проведения регламентированного технического обслуживания и ремонта машин по их фактическому техническому состоянию, определяемому методами технической диагностики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Квагинидзе В. С., Корецкая Н. А., Чупейкина Н. Н., Акименко В. В., Ахременков А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу совершенствования структуры ремонтных циклов горно-транспортного оборудования»

--------------------------------- © В.С. Квагинидзе, Н.А. Корецкая,

Н.Н. Чупейкина, В.В. Акименко,

А.В. Ахременков, 2011

УДК 621.879:622.271.4

В. С. Квагинидзе, Н.А. Корецкая, Н.Н. Чупейкина,

В.В. Акименко, А.В. Ахременков

К ВОПРОСУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРУКТУРЫ РЕМОНТНЫХ ЦИКЛОВ ГОРНО-ТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Рассмотрена система проведения регламентированного технического обслуживания и ремонта машин по их фактическому техническому состоянию, определяемому методами технической диагностики.

Ключевые слова: методы технической диагностики, горно-транспортное оборудование, техническая диагностика.

Остановка горного и транспортного оборудования в условиях горных предприятий на ремонт и замена групп деталей с периодичностью, определяемой их наработкой и назначенным ресурсом, т.е. ресурсом, при достижении которого эксплуатация изделий должна быть прекращена независимо от их технического состояния, а также планирование ремонтов вне всякой связи с планами ведения горных работ, производственными мощностями и планами ремонтных баз значительно осложняют их выполнение и в большинстве случаев приводят к отклонениям от графиков.

Это в основном связано с тем, что:

- элементы карьерного оборудования имеют большой разброс параметров надежности, обусловленный отсутствием в настоящее время каких-либо научно-обоснованных методик количественной оценки ресурса деталей горного и горно-транспортного оборудования различных типов (по которым можно было бы планировать параметры ремонтного цикла, замену деталей и сборочных единиц), и планирование ремонтов по ресурсу приводит либо к его недоиспользованию, либо к внезапным отказам (при большом разбросе параметров надежности группировка элементов по ресурсам неэффективна);

- замена деталей и сборочных единиц по назначенному ресурсу обычно осуществляется в тех случаях, когда отказы приводят

к катастрофическим последствиям (с целью обеспечения высокой регламентированной вероятности безотказной работы), и использование данного метода для решения вопроса о замене деталей и сборочных единиц горного и транспортного оборудования приводит к необоснованному недоиспользованию ресурса большого количества деталей и излишним трудозатратам. Кроме того, все заявленные запасные части не поступают своевременно и полностью. Поэтому вопрос об эффективной замене и доиспользовании ресурса каждой отдельной детали имеет первостепенное значение;

- при большом количестве различных марок машин значительно усложняется планирование и выполнение ремонтов (большая вероятность совпадения одновременно нескольких ремонтов). Применяемый, для учета влияния на ресурсы деталей постоянно действующих факторов, коэффициент эксплуатации только осложняет планирование, так как горнотехнические условия непрерывно меняются и не могут быть спрогнозированы не только в течение межремонтного периода (6^7 лет), но и даже в течение месяца;

- недостаточно внимания уделяется сезонным (осеннему и весеннему) техническим обслуживаниям (в некоторых случаях они даже и не предусматриваются);

- производятся дорогостоящие и продолжительные средние и капитальные ремонты.

В настоящее время успешно применяется система проведения регламентированного технического обслуживания и ремонта машин не по установленным наработкам, а по их фактическому техническому состоянию, определяемому методами технической диагностики. При отсутствии современной диагностической аппаратуры можно самыми простейшими методами диагностики (осмотр, замер, обстукивание, прослушивание при работе и т.д.), сводящимися к элементарному поиску дефектов без каких-либо специальных средств (различного рода дефектоскопов и др.), устанавливать состояние и делать заключение о возможности дальнейшей эксплуатации элементов и деталей горного и горно-транспортного оборудования.

Согласно правилам безопасности открытых горных работ горное и транспортное оборудование должно осматриваться ежесменно машинистом, еженедельно механиком участка и ежемесячно главным механиком карьера (разреза) или его заместителем. Во

время этих осмотров осуществляется указанная выше диагностика с соответствующей записью в журнале приема и сдачи смены. На основании этих записей составляется ведомость дефектов и определяется объем работ, который вместе с регламентированными работами по техническому обслуживанию составляет программу ежемесячного ремонта.

В последние годы в связи с развитием крупносерийного производства горно-транспортного оборудования сложилось мнение о том, что производить капитальный ремонт этих машин экономически нецелесообразно. Предполагалось полностью отказаться от капитального и среднего ремонтов путем внедрения поэтапной системы ремонта, при которой замена агрегатов и сборочных единиц производится при проведении текущих ремонтов. Многолетние исследования показали что, базовые детали горного и горнотранспортного оборудования (поворотная платформа, нижняя и гусеничная рамы, ванны и крышки редукторов главных приводов и др.), являющиеся основой при установлении технического ресурса машин до списания, работают более 15 лет и находятся в состоянии, позволяющем их дальнейшую эксплуатацию еще в течение 8^10 лет и более.

Анализ показывает, что за счет более объективной оценки фактического ресурса оборудования с учетом конкретных условий применения число форм ремонта для горно-транспортного оборудования при поэтапной системе может быть сведено к трем (Ть Т2, К).

Уменьшение числа форм ремонта, сокращение объемов ремонтных работ, проведение которых может не вызываться фактическим техническим состоянием, позволит снизить трудоемкость и время ремонта по сравнению с существующими структурами ремонтных циклов системы ППР. При поэтапной системе ремонта по сравнению с системой ППР у горно-транспортного оборудования трудоемкость и продолжительность ремонтов за ремонтный цикл снижаются соответственно на 15 и 21 %.

Проведенный анализ подтверждает целесообразность перехода в условиях горных предприятий на поэтапную систему ремонта горного и горно-транспортного оборудования с заменой сборочных единиц и агрегатов по техническому состоянию, в разработанной структуре которой вместо годовых и среднего ремонтов предусмотрены текущие ремонты Т1 и Т2.

При проведении текущих ремонтов путем поэтапной замены сборочных единиц и агрегатов объем среднего ремонта распределяется между ними равномерно и он может исключаться из структуры ремонтного цикла. Покрытие дополнительных расходов на производство месячных и квартальных ремонтов, обусловленных увеличением объемов после исключения средних ремонтов из структуры ремонтного цикла, должно быть осуществлено за счет распределения амортизационных отчислений на ремонт между остальными статьями себестоимости (зарплата, материалы, электроэнергия и др.) с отнесением распределенных сумм на соответствующие ремонты.

Разработанные структуры ремонтных циклов для машин технологического комплекса оборудования (буровых станков, экскаваторов, большегрузных карьерных автосамосвалов и бульдозеров) с учетом реальных нормативов периодичности технических обслу-живаний и ремонтов в конкретных условиях эксплуатации и минимального, но достаточного времени на поддержание и восстановление работоспособности машин в период их эксплуатации, позволяют уточнить дату ремонта горного и транспортного оборудования с месячной периодичностью. Это дает возможность своевременно провести организационную подготовку ремонта, обеспечить запланированные ремонты готовыми деталями, узлами и агрегатами. Назначение конкретной даты ремонта и уточнение ранее запланированного объема ремонтных работ должно проводиться по результатам технического диагностирования горно-транспортного оборудования.

Таким образом, за счет применения наиболее рациональной системы технического обслуживания и ремонта может быть достигнуто снижение затрат на эксплуатацию машин более чем на 15^20 %.

----------------------------------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Квагинидзе В.С., Радкевич Я.М., Русихин В.И. Ремонтная технологичность металлоконструкций карьерных механических лопат на угольных разрезах Севера. М., Изд. МГГУ, 1997.

2. Квагинидзе В.С. Эксплуатация карьерного горного и транспортного оборудования в условиях Севера. М., Изд. МГГУ, 2002.

3. Квагинидзе В.С. Петров В.Ф. Корецкий В.Б. Эксплуатация карьерного оборудования. М., Изд. МГТУ, 2007.1Д?Ш

Квагинидзе В.С. - доктор технических наук, профессор, ГОУ ДПО «Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов», ipk40@rambler.ru

Корецкая Н.А. - кандидат технических наук, доцент, Технический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» в г. Нерюнгри, nfygu@neru. sakha.ru

Чупейкина Н.Н. - кандидат технических наук, Технический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» в г. Нерюнгри, nfygu@neru. sakha.ru

Акименко В.В. - Технический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» в г. Нерюнгри, nfygu@neru.sakha.ru

Ахременков А.В. - Технический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» в г. Нерюнгри, nfygu@neru.sakha.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.