ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Педагогика
УДК 376.64 Н.Н. Иванова
К ВОПРОСУ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ) участвует в международном движении «Инклюзивное образование». На одном только факультете «Информационные технологии» обучается 110 студентов-инвалидов, а на факультете дистанционного обучения - 83 студента с ОВЗ. Излагаются достижения и проблемы этого вида образования.
Ключевые слова: инклюзивное образование, гипердиагностика, студенты с ОВЗ, проблемы детей-сирот, психоневрологические интернаты.
Организация Объединённых Наций декларирует: «Государствам следует признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодёжи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах. Они обязаны обеспечивать включение образования инвалидов в качестве неотъемлемой части в систему общего образования» [1].
Специальное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в России имеет почти 200-летнюю историю. 14 октября 1806 г. в г. Павловске возле Санкт-Петербурга было открыто первое учебно-воспитательное учреждение (опытное училище) для 12 глухонемых детей.
В соответствии с принятым в 1995 г. Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» одним из наиболее эффективных механизмов повышения социального статуса и защищённости инвалидов является получение ими полноценного профессионального образования [2]. Этому во многом способствовало и проведённое 15 мая 2001 г. заседание коллегии Министерства образования Российской Федерации «Об опыте работы вузов России по обеспечению доступности высшего профессионального образования для инвалидов», на котором был принят целый ряд важных решений, направленных на расширение возможностей обучения в вузах страны лиц с ограниченными возможностями здоровья. Действенность работы коллегии можно оценить увеличением числа студентов-инвалидов в высших учебных заведениях. Если в 2001 г. накануне коллегии по всем формам их обучалось чуть более 5,4 тыс. человек в 259 вузах семидесяти двух субъектов Российской Федерации, то в 2002/2003 уч. г. количество студентов-инвалидов уже составило более 14,5 тыс. человек. В 2004 г. - более 15 тыс. В 2008/2009 уч. г. - более 18,6 тыс., а в 2009/2010 уч. г. уже 26,1 тыс. (Для сравнения: в 1995 г. в вузах России обучалось всего 2,5 тыс. студентов-инвалидов).
Московский городской психолого-педагогический университет участвует в международном движении «Инклюзивное образование». Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей молодёжи и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе. Такой подход стал основополагающим элементом движения за образование для всех.
МГППУ осуществляет программу Департамента образования г. Москвы «Образование детям-инвалидам». На одном только факультете информационных технологий обучается 110 студентов-инвалидов, а на факультете дистанционного обучения - 83 студента с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
На факультете дистанционного обучения студенты-инвалиды с нарушениями опорнодвигательного аппарата имеют возможность посещать специально организованные вечерние аудиторные занятия (лекции, семинары, практические занятия и т.д.), на которых преподаватели объясняют трудный материал, а также могут при желании посещать лекции, проводимые для студентов всех форм обучения. Для студентов, которые не могут приезжать на занятия, проводятся трансляции лекций, семинаров и групповых консультаций с преподавателями через Интернет в режиме онлайн. Для студентов с ОВЗ проводится большое количество индивидуальных и групповых как аудиторных, так и интернет-консультаций по всем дисциплинам.
Для студентов организуется полноценная практика (учебно-ознакомительная, производственная, научно-исследовательская и квалификационная). В случае невозможности посещения мест учебно-ознакомительной практики предоставляются видеоматериалы о работе психолога в различных учреждениях, а также проводятся интернет-трансляции встреч студентов с психологами учреждений (при наличии таких возможностей на местах практик).
По завершении обучения университет помогает решать вопросы с трудоустройством в учебные заведения, консультационные центры и другие учреждения. В этой связи министр внутренних дел Великобритании Дэвид Бланкет заявил: «Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом».
Успешной реализации инклюзивного образования в России мешают ошибки в диагностике состояния здоровья детей-инвалидов. Очень важна своевременная и правильная постановка логопедического диагноза для успешной коррекции проблемы.
Студенты-инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата в большинстве своём имеют диагноз «детский церебральный паралич», что является следствием внутриутробной патологии (гипоксия плода, травмы плода), родовых травм, асфиксии мозга, кровоизлияния в мозг. Это приводит не только к нарушению работы опорно-двигательного аппарата, нарушению мелкой моторики рук, но и к нарушениям процессов корневой нейродинамики и несформированности сложной взаимосвязи зон мозга и речевого аппарата, без которой невозможно развитие речи, а значит, общее и психическое развитие личности.
В докладе Уполномоченного по правам человека РФ В.П. Лукина «О соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации» отмечается, что за последнее время численность детей в России уменьшилась [3]. Данные Росстата говорят о том, что если в 1995 г. в России проживало 38 млн. 15 тыс. детей от 0 до 18 лет, то в 2008 г. - 26 млн. 55 тыс. детей. Противоположная тенденция наблюдается в динамике количества детей, родители которых лишаются родительских прав: с 1995 по 2008 г. их количество выросло вдвое. На 1 января 2009 г. в России число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляло 681 тыс. 301 ребёнок, в том числе в условиях институционализации (система учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) - 151 тыс. 771 ребёнок (на учёте в региональных банках данных), что составляет 22% в общей численности данного контингента детей. Увеличилось число детей-сирот, у которых диагностированы какие-либо отклонения в психическом развитии. Например, если в 1995 г. в России было 178 школ-интернатов для детей-сирот с отклонениями в развитии (где проживало 21,8 тыс. детей), то в 2008 г. - 231 подобное учреждение, где проживает 22,5 тыс. детей [4].
Проблема сиротства в России не решена. Не решены задачи защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей. Самой бесправной категорией являются дети-сироты с отклонениями в психическом развитии и с психическими заболеваниями.
Специалистами и представителями общественных организаций, работающими с детьми-сиротами, отмечается крайне неэффективная организация комплексной диагностики, направленной на определение умственного развития ребёнка. В настоящее время она приводит к систематической гипердиагностике умственной отсталости. Наиболее уязвимой группой оказываются дети-сироты, интересы которых некому защитить. Постановка диагноза умственной отсталости второй степени означает автоматический перевод детей-сирот из образовательных учреждений в психоневрологические интернаты (ПНИ), где они оказываются лишёнными возможности получить образование, жильё и быть полноценными членами общества. Диагностика проводится, как правило, с грубым нарушением научных принципов культурно-исторической психологии, без развёрнутого экспериментальнопсихологического исследования, без учёта зоны ближайшего развития и социальной ситуации развития ребёнка, с нарушениями прав детей, которых некому защитить.
Специалисты, работающие с детьми, детьми-сиротами, сталкиваются с ситуациями, когда эти дети после детского дома, интерната или в наказание за «плохое» поведение переводятся в ПНИ. По закону вопрос перевода ребёнка в ПНИ решается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). Фактически эта комиссия решает судьбу ребёнка, за ней выбор его будущего: он будет учиться в шко-
98
Н.Н. Иванова
2011. Вып. 1 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
ле, попытается адаптироваться к социуму или он закончит свои дни в ПНИ, потеряв даже те навыки, которые он приобрёл раньше. В докладе Н.Ф. Дементьевой говорится, что «в реальности практически все дети, находящиеся в специализированных домах-интернатах для лиц с интеллектуальной недостаточностью, по достижении 18 лет автоматически переводятся в ПНИ для взрослых» [5]. Только 20,4% лиц из ПНИ трудоустроены. Причём большинство из них трудоустраиваются администрацией в штат этого же интерната. Это совершенно не способствует реабилитации и социализации человека (за счёт постоянного пребывания в обеднённой социальной среде), а также открывает простор для различных злоупотреблений (нарушения прав человека, трудовая и экономическая эксплуатация и др.). В прессу попадают материалы дел о злоупотреблениях администраций различных ПНИ, жестоком обращении, неоказании помощи пациентам, больным хроническими или тяжёлыми соматическими, психическими заболеваниями, насильственной стерилизации пациентов и др. В таких условиях жизни с подобными злоупотреблениями может столкнуться любой ребёнок, которого медико-психолого-педагогическая комиссия направит для проживания сначала в детский ПНИ, из которого он автоматически попадёт во взрослый ПНИ. Однако известно, что именно по отношению к детям-сиротам такие комиссии часто допускают гипердиагностику [6]. По инициативе директора одного из ПНИ под руководством сотрудников детского отделения Московского НИИ психиатрии д. м. н. Н.К. Сухотиной, к. м. н. И.Л. Крыжа-новской было проведено тщательное медико-психологическое обследование 62 детей, проживающих в этом государственном учреждении, общей численностью 145 детей и подростков от 8 до 18 лет. Более половины из них находились в ПНИ 4 года и больше. В результате экспертной оценки у 37,1% обследованных детей была зафиксирована ошибка в диагнозе: у 3 детей степень умственной отсталости была оценена как субнорма, а у 20 - как лёгкая степень. Ещё десяти человекам (16% от обследованной выборки) был поставлен диагноз «лёгкая степень умственной отсталости на грани с умеренной», то есть они составили спорную группу. Значит, в половине случаев из числа обследованных детей речь шла о сомнительном диагнозе, поставленном ПМПК. Эти цифры красноречивее всего свидетельствуют о несовершенстве нынешней системы диагностики, которая ломает и поломала судьбы многим детям-сиротам. Как минимум 23 воспитанника, а возможно и больше, потенциально способных к обучению и адаптации в обществе, ошибочно были направлены на проживание в ПНИ, где «не получили адекватного их познавательным способностям образования, трудовых навыков, навыков социального общения» [7]. Таким образом, на основе использования большого количества методов и всесторонней оценки учебных навыков и психического состояния детей, находящихся в одном из ПНИ, ведущими экспертами в области детской психиатрии показано, что 32,3% от числа обследованных и 16% от общего числа проживающих в данном конкретном ПНИ детей и подростков (всего 23 воспитанника) по уровню своего развития не должны были находиться в ПНИ.
Учёные-эксперты проанализировали также причины перевода детей и подростков в ПНИ из детских домов и школ-интернатов. В качестве самой частой причины перевода в ПНИ указывается дезадаптация ребёнка в различных социальных ситуациях (проблемы в общении со сверстниками и педагогами, школьные проблемы), проявляющаяся невротическими и поведенческими расстройствами. Психическая травматизация как результат тяжёлой жизненной истории таких детей делает эти нарушения понятными и неизбежными. Таким образом, в ПНИ в значительном проценте случаев переводятся «трудные» дети, с которыми педагоги не смогли наладить взаимодействие. «Диагностика выраженности умственной отсталости и сформированности познавательных способностей, определившая их дальнейший жизненный путь, проводилась без участия психолога. Соответственно им не проводилась развёрнутая экспериментально-психологическая оценка уровня их интеллектуального развития и типа нарушений познавательной деятельности, так же как и психодиагностическое исследование собственно психологических проблем, стоящих за фасадом учебной неуспеваемости и нарушения поведения» [7].
Создавшуюся ситуацию частично решают благотворительные фонды, например, благотворительный фонд содействия образованию детей-сирот «Большая перемена», организатором и директором которого является Ирина Павловна Рязанова. Он был создан в 2002 г. группой педагогов, которых объединила общая мечта - помочь детям из детских домов и интернатов, в том числе из ПНИ, реализовать свой потенциал и начать жить полноценной жизнью.
За восемь лет работы фонд помог более 300 ребятам, многие из них получили среднее образование, поступили в колледжи и вузы, нашли работу, а главное, стали по-другому смотреть на своё
будущее. В настоящий момент в фонде обучается 68 студентов разного возраста, работает 26 профессиональных педагогов.
Нами было проведено тщательное логопедическое обследование 18 студентов фонда «Большая перемена», имеющих серьёзные проблемы в обучении. В результате обследования было установлено, что только один из них имеет первичное снижение интеллекта, в других случаях некоторая умственная отсталость является вторичным производным от тяжёлого нарушения речи. Принципиально важным является правильное разграничение нарушений речи и мышления. В одних случаях умственная отсталость является первичным в структуре дефекта, а например, отсутствие или тяжёлое недоразвитие речи - вторичным, производным проявлением. Результаты данного обследования являются ещё одним примером гипердиагностики, о которой говорилось выше.
За инклюзивным образованием, безусловно, будущее, так как люди с особыми возможностями здоровья являются неотъемлемой частью нашего общества, поэтому необходимо прилагать всесторонние усилия для его реализации и совершенствования. Как сказал генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, «образование - право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития... нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех.».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Стандартные правила ООН по обеспечению равных возможностей для людей с ограничениями. Правило 6.
2. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». 1995.
3. Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ. М.: ИД «Юриспруденция», 2006. 120 с.
4. Дети в России. 2009: стат. сб. / ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ «Статистика России», 2009. 121с.
5. Проблемы соблюдения прав человека в психоневрологических детских домах-интернатах // Права человека и психиатрия в Российской Федерации: доклад по результатам мониторинга / отв. ред. А. Новикова. М.: Хельсинская группа, 2004. 297 с.
6. Чепурных Е.Е. Дети с особыми нуждами: социальная и педагогическая поддержка // Социальное и душевное здоровье ребёнка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. М., 1998. С. 3-8.
7. Сухотина Н. К., Крыжановская И. Л. Результаты психолого-психиатрического обследования воспитанников одного из детских психоневрологических интернатов // Вопросы психического здоровья детей и подростков. М., 2003. №5. С. 44-48.
Поступила в редакцию 18.01.11
N.N. Ivanova
On implementation of the inclusive education program
The Moscow City Psychological and Pedagogical University (MCPPU) participates in the Inclusive Education international movement. At the Department of Information Technologies alone there are 110 disabled students, including those with speech problems that arose from pregnancy and delivery pathologies (e. g. children’s cerebral palsy). The article presents the achievements and the problems of this kind of education.
Keywords: inclusive formation, hyperdiagnostis, problems of orphans, psychoneurological boarding schools.
Иванова Наталия Николаевна, доцент, методист
ГОУВПО «Московский городской психолого-педагогический университет»
127051, Россия, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29 E-mail: [email protected]
Ivanova N.N., senior lecturer, associate professor Moscow Psychological and Pedagogical University 127051, Russia, Moscow, Sretenka str., 29 E-mail: [email protected]