Научная статья на тему 'К вопросу развития коммуникационных связей украинских электронных издательств'

К вопросу развития коммуникационных связей украинских электронных издательств Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
177
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ КНИГОИЗДАНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАТЕЛЬСТВА / ELECTRONIC PUBLISHING / ELECTRONIC PUBLISHING-HOUSES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кайди Виктория Валерьевна

Определены особенности развития электронного книгоиздания в Украине на современном этапе его становления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the development of communication links between Ukrainian electronic publishing houses

The features of electronic book publishing in the Ukraine at the present stage of its development are determined.

Текст научной работы на тему «К вопросу развития коммуникационных связей украинских электронных издательств»

БИБЛИОСФЕРА, 2013, № 4, с. 35-40

Книговедение -

УДК 655.43:004(477) ББК 76.374.739с53

К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ УКРАИНСКИХ ЭЛЕКТРОННЫХ ИЗДАТЕЛЬСТВ

© В. В. Кайди, 2013

Научная библиотека Национального фармацевтического университета 61002, г. Харьков, ул. Пушкинская, 53

Определены особенности развития электронного книгоиздания в Украине на современном этапе его становления.

Ключевые слова: электронное книгоиздание, электронные издательства.

The features of electronic book publishing in the Ukraine at the present stage of its development are determined. Key words: electronic publishing, electronic publishing-houses.

Глобализационные процессы трансформируют все сферы человеческой деятельности, способствуют активному внедрению электронных устройств для чтения электронного контента. Украинские книгоиздатели вынуждены адаптироваться к новым социально-коммуникационным условиям, активно входить в электронную торговлю, изменять модели книжного бизнеса, внедрять передовой зарубежный опыт с учетом украинского менталитета и традиций украинской книжной культуры. У многих традиционных издательств появляются собственные сайты, посредством которых:

• предлагается спектр полиграфических, маркетинговых и других услуг;

• представляются книжная продукция собственного производства, а также электронные издания (как самостоятельные, так и в дополнение к печатным версиям изданий), оказываются услуги по их созданию;

• осуществляется сотрудничество с электронными магазинами для привлечения пользователей и расширения географии потребления традиционной и электронной книжной продукции.

Но при этом украинское электронное книгоиздание не имеет четкой и отлаженной модели функционирования отрасли в современной социальной коммуникации, что обусловливает актуальность нашего исследования.

Современные изменения условий функционирования книгоиздательской отрасли требует исследования предмета в различных аспектах. Украинские ученые пытаются выяснить особенности развития электронного книгоиздания применительно к социально-коммуникационной реальности в Ук-

раине. Так, А. В. Афонин, Н. И. Сенченко, Н. С. Ти-мошик, Н. И. Кучина, Е. Н. Куликова, А. А. Карпенко, В. А. Маркова, О. А. Литвиненко, В. Те-ремко указывают на трансформационные тенденции книгоиздательской отрасли вообще и в Украине в частности. Поэтому актуальным является определение стратегий и направлений дальнейшего развития электронного книгоиздания в Украине.

Новые возможности, объединяющие все области информационной, издательской, образовательной деятельности и других сфер, становятся все более масштабными. Это порождает новые направления развития, стандарты создания и функционирования электронных изданий в современном обществе. Сегодня эта сфера сосредоточивает в себе мощные бизнес-интересы, которых никто не мог предвидеть ранее, и ведет к социально-экономическим изменениям в производстве и функционировании информации, трансформирующим в корне все области человеческой деятельности, включая книгоиздание.

Украина находится на этапе активного вхождения в мировой информационный рынок, издатели пытаются найти свои ниши, создавать и реализо-вывать электронную продукцию, соответствующую мировым стандартам. Наблюдается увеличение числа пользователей, все чаще предпочитающих электронные издания в качестве оперативных и удобных источников получения информации. Происходит интеграция книгоиздателей в интернет-среду. Как отмечает украинская исследовательница Л. Го-роденко: «Радикально изменив информационную жизнь, Интернет стимулировал интегрирование издательской и медийной отраслей, формирование на этой основе области мультимедийной; синтезировав текст, звук, видео, вызвал выражение в книге

признаков и функций мультимедийного (кросс-медийного) продукта» [2, с. 4].

Присущий Интернету «эффект присутствия» «сделал всех включенных в орбиту книги лиц его соавторами». <...> Широкое распространение получили: «сетевые авторы» и «сетевая литература», которая становится источником «самиздата» (в России, например, функционирует сервис «Самиздат»); деактуализация тиража книги; появление «активного читателя», ориентированного не на потребление готовой продукции, а на сотворчество; поли-дискурсивность; интенсификация литературного, книжного дискурса т. д. [4, с. 10]. При этом следует заметить, что во всем мире наблюдается конкуренция печатной и электронной книги, и Украина -не исключение, что можно охарактеризовать как определенную тенденцию, значительно влияющую на весь книжный бизнес в целом.

Причин настоящего положения дел можно отметить несколько. Во-первых, появление и быстрое распространение новых средств информации в виде электронных книг и электронного контента вызвало падение интереса к книге как к носителю информации. Издательства потеряли часть своих потенциальных читателей - современных мобильных людей, которые хотят получать информацию быстро и малозатратно; читать, делать закладки и даже вводить свои правки «на полях», иметь доступ к книге в любом месте и в любое время. Этим требованиям удовлетворяет одно электронное устройство, включающее в себя целые библиотеки.

Во-вторых, в эпоху информационного глобализма цепь «автор - издатель - читатель» упрощается, теперь можно опубликовать книгу без посредника, которым является издательство. Мало того, можно получать за это деньги, часто превышающие в несколько раз издательский гонорар. Такой опыт весьма распространен на Западе, когда известные писатели выкладывают на своих сайтах в свободное пользование написанные ими произведения, предлагая добровольное перечисление средств на их счет.

В-третьих, за последние десятилетия расширилась сфера развлечений, что повлекло за собой снижение интереса к книге как к способу проведения досуга. Мультимедийные средства, построенные по принципу «текст + картинка + звук + фото и видео» с возможностью подключения к сети, становятся все актуальнее.

В-четвертых, существование электронных библиотек и интернет-магазинов позволяет бесплатно или малозатратно скачивать книги из Интернета, затем читать их с монитора персонального компьютера (ПК), карманного персонального компьютера (КПК), электронных книг или в распечатанном виде [3, с. 40-41]. Следует отметить, что эта последняя тенденция сегодня имеет все меньше сто-

ронников. Указанное снижение спроса можно охарактеризовать как кризис, связанный с рентабельностью производства книг в Украине.

С целью сокращения разрыва между Украиной и развитыми странами в направлении распространения, производства и эффективности использования книгоиздательской продукции реализуется ряд основополагающих документов: Законы «Об издательском деле» (от 05.06.1997), «Об основных принципах развития информационного общества в Украине на 2007-2015 гг.», «О библиотеках и библиотечном деле» (от 27.01.1995), «О Национальной программе информатизации» (от 04.02.1998); концепции «Государственной целевой программы поддержки и развития чтения на период до 2015 года», «Государственной целевой программы популяризации отечественной книгоиздательской продукции на 2009-2012 гг.»; «Государственная национально-культурная программа создания единой информационной библиотечной системы "Библиотека-ХХГ'» (от 17.08.2011) и другие законодательные и программные документы украинского законодательства.

Современные исследователи акцентируют внимание на уменьшении объемов книжного производства не только в отечественном бизнесе, но и во всем мире. При этом украинские издатели обеспокоены обстоятельствами, которые вытесняют с рынка украинские издания [3, с. 41-42]. Это требует активизации интеграционных процессов и электронного книгоиздания, расширения и обогащения услуг в электронной среде. Указанные тенденции согласуются и с изменением читательских практик.

Следует отметить, что постепенно расширяется рынок мобильных устройств для чтения электронных изданий, существенно облегчающих процесс получения книг через сеть или ПК, просмотр и их сохранение в любое время и в огромном количестве. На данный момент электронные мобильные устройства находят своего покупателя, о чем свидетельствует растущий спрос на них в Украине и мире, а также их быстрое совершенствование и постепенное снижение стоимости. Также наблюдается тенденция замены электронных книг планшетными компьютерами с низкой стоимостью и широким функционалом. Планшеты компактнее книги любого распространенного формата, снабжены различными функциями, облегчают чтение, хранение и передачу информации и способны содержать огромное количество электронных изданий.

Издательствам, не учитывающим новые реалии развития информационного рынка, выживать все сложнее. Особенно страдают небольшие компании, которые не в состоянии внедрять инновационные решения и делать значительные капиталовложения в свою деятельность [3, с. 45]. Наблюдается тенденция поглощения огромными корпорациями маленьких издательств, не способных

конкурировать на украинском книжном рынке в современных условиях. К тому же маленькие издательства редко идут по пути внедрения новых технологий в промышленных масштабах. Массовый выпуск электронных изданий требует значительных материально-технических средств и высококвалифицированного персонала для создания качественного и конкурентоспособного контента, находящего своего пользователя и выводящего отрасль на рентабельный уровень производства.

В сфере антикризисного РR организуются масштабные PR-компании, целью которых становится пропаганда чтения. Проводятся акции на уровне государства (Библиотека-ХХ1), регионов (выставки-ярмарки), городов (буккроссинг). Наблюдается тенденция межотраслевого сотрудничества по продвижению книг. Достаточно вспомнить примеры издания книг по фильмам, которые пользуются успехом, и наоборот («Гарри Поттер», «Властелин колец», романы Д. Донцовой, А. Марининой). Показателен бренд-менеджмент в электронном пространстве - продвижение книг в Интернете, например, через авторские блоги, социальные сети, собственные веб-сайты и др.

Книжные интернет-магазины стали уже распространенным явлением как сами по себе и как дополнение к электронным издательствам, где можно не только заказать разработку дизайна и макета

книги, но и ее печать и последующую продажу. Украинские издатели осознают важность использования в своем бизнесе новейших технических средств передачи информации. Для некоторых компаний оперативность получения различных сообщений, почти мгновенная связь с клиентом и другие возможности Интернета стали вполне привычным делом.

В ходе исследования особенностей развития электронного книгоиздания в Украине автором статьи был осуществлен экспериментальный анализ отдельных аспектов деятельности украинских электронных издательств. Анализировалась динамика становления электронного рынка данной отрасли, основные направления деятельности и спектр услуг отдельных издательств (как коммуникационных каналов электронных издательств), тематика и виды изданий, предоставления информации о печатной и электронной продукции электронными издательствами пользователям с помощью сети Интернет.

Так, при изучении динамики становления электронного книгоиздания в Украине были проанализированы ныне действующие традиционные и электронные издательства Украины. Информация была собрана на основе данных официального сайта Украинской ассоциации издателей и книгораспро-странителей, проанализирована и значительно дополнена (рис. 1).

300

250

200

150

1 г1

_1п — ■ г!п г1- - «1 ■ Л И 1"1--■ _ 1-1,11 ■ г-В-1 ,-М-^ Ил

100

50

□ Электронные издательства

□ Традиционные издательства, имеющие один из электронных каналов коммуникации (электронная почта)

□ Традиционные издательства, не имеющие электронных каналов коммуникации

Рис. 1. Количественное сравнение издательств Украины

0

Согласно количественному составу издательств Украины, лидирует Киевская область, как в традиционном, так и в электронном пространстве. Это вполне закономерно, ведь в большинстве постсоветских стран издательства концентрировались в столицах, и сегодня на базе традиционных издательств возникают электронные. Далее идут Львовская, Харьковская, Донецкая области. В перечень регионов, где активно развивается электронное книгоиздание, вошли только первые две области вместе с Киевской (см. рис. 1).

Анализируя общие показатели украинских издательств следует отметить, что 48,2% издательств используют один из имеющихся каналов электронной коммуникации, 35,9% украинских издательств уже вошли в электронное пространство и функционируют в нем, 15,9% от общего количества составляют издательства традиционные, которые не используют ни один из электронных каналов коммуникации (даже такой электронный канал коммуникации, как электронная почта). Еще одним электронным каналом коммуникации являются социальные сети, к которым присоединились лишь 2,2% электронных издательств Украины.

Среди основных видов деятельности электронных издательств были выявлены следующие, %: книгоиздание (35,6); книготорговля: опт, мелкий опт, розница (34,8), через интернет-магазины (10,6), книга-почтой (6), комплектование библиотек (3,5), традиционные магазины (2); сопутствующая торговля библиотечной техникой, плакатами, стендами, знаками безопасности, канцтоварами, прессой (1,9); проектная (1,8); подписка (1,3); выпуск торговых каталогов (1,3); организация книжных и пресс-клубов (0,9); книгообмен (0,4); создание электронных изданий (0,3); организация конференций, выставок-ярмарок (0,3); сотрудничество с авторами, книгораспространителями, учителями (0,2); презентация литературы (0,2); организация тренингов и форумов (0,2); производство бумаги и картона (0,2); общественная (0,2); благотворительная (0,2) и др.

Следует отметить, что расширение спектра услуг расширяет внутренние и внешние коммуникации (с организациями книгораспространения, библиотеками, авторами, пользователями), привлекает новых участников коммуникации к процессу создания и распространения социально значимой информации, стабилизирует и расширяет уже имеющиеся коммуникационные каналы с традиционными участниками коммуникационного процесса, которые были и до настоящего времени, но требуют новых условий сотрудничества в современной социально-коммуникационной реальности.

Активно входя в электронное пространство украинские издатели предлагают ряд сервисов, доступных через электронные издательства, (в %: из-

дательские и полиграфические услуги (55,7); электронный заказ изданий (8,0); дизайнерские (7,6); дистрибьюторские (5,9); консультационные и информационные услуги (3,8); реклама (3,5); разработка, продвижение, обслуживание сайтов (3,1); перевод (1,4); маркетинговые услуги (1,35); печать по требованию (1,0); презентационные проекты (1,0); подписка (0,7); присвоении ISBN (0,7); управление авторскими правами (0,7); фотоуслуги (0,7); издание печатной книги через Интернет (0,35); электронный заказ услуг (0,35); рецензирование (0,35); управление проектами (0,35) и др. (3,5)), которые в свою очередь также поддерживают рентабельное функционирование каждого отдельного электронного издательства и делает его конкурентоспособным на украинском книжном рынке.

В результате проведенного исследования выявлены основные виды изданий, представляемые украинскими электронными издательствами. Среди них, %: учебно-методические издания (24,7), справочные издания (14,2), научные издания (14,1) и др. (0,6). Следует отметить, что украинские издатели предпочитают работать с учебно-методической (24,7%), справочной (14,2%), научной литературой (14,1%), литературно-художественными (11,1), рекламными изданиями (9,9) периодической литературой (9,1), книгами (4,7), официальными (4,3), картографическими (2,1), изобразительными (1,4), сувенирными изданиями (1,0), книжками-игрушками (0,7), презентациями (0,6), нотными изданиями (0,4), аудиокнигами (0,4), электронными изданиями - самостоятельными (0,3) и на CD дисках (0,3), электронными книгами - устройствами для чтения электронного контента (0,1), это указывает на то, что мировая тенденция к изменению читательских практик в сторону прагматического чтения увеличивается и в Украине.

В процессе исследования была проанализирована тематическая направленность электронного книгоиздания. Тематическое разнообразие украинских электронных издательств представлено следующими направлениями, %: общественные науки (45,4), гуманитарное (24,0), естественное (19,9), техническое (6,7). Издательства, выпускающие произведения различной тематики, составляют 4,0%.

Стоит отметить, что среди изданий гуманитарного направления преобладают детские (7,8%) и художественные издания (4,7%); среди технических -компьютерные издания (2,9%); среди естественных - издание по медицине (2,8%), физике (2,5%), географии (2,3%); среди общественных - издания по экономике (10,1%), праву (5,2%), филологии (4,9%), истории (4,5%). Эта тенденция указывает на то, что многие украинские электронные издательства, пытаясь сделать книгоиздательскую деятельность рентабельной и укрепляя свои позиции на книжном рынке, выпускают учебно-методиче-

ские издания общественного и гуманитарного направлений, которые востребованы во всех вузах страны любого направления.

Значительное количество исследуемых электронных издательств представляет информацию о печатных и электронных изданиях по своему усмотрению (рис. 2). Среди исходных данных об издании - титульный лист, выходные сведения (авторы, редакторы, рецензенты, перевод, год издания, объем, серия) или полное библиографическое описание издания, а также ISBN, ББК; аннотация, содержание; вес, стоимость; отзывы, аудио- и видеообзор изданий; отрывки из изданий; электронные демоверсии изданий, язык; название; тематика, формат. При этом следует отметить, что с среди прочего информация о печатных изданиях содержит отзывы; возрастную читательскую группу; гриф Министерства образования и науки (МОН) и другие характеристики, а электронные издания - электронный прайс-лист (с возможностью загрузки или на странице сайта); электронный формат; системные требования к ПК, тип носителя, продолжительность и др.

В результате, за редким исключением (см. рис. 2) пользователь не получает полной информации об электронном издании и теряется или вовсе отказывается от приобретения книжной продукции через Интернет. При этом он имеет возможность оперативного, малозатратного получения информации через электронные издания, являющиеся частично и мультимедийными продуктами. Наличие в печатных изданиях грифов и рецензентов, в свою

очередь, дает определенную гарантию достоверности информации, получаемой пользователем с помощью этих изданий.

Среди прочего подается информация об электронных изданиях: самостоятельное издание или аналог печатного; бесплатная или платная загрузка (способ ее оплаты); периодичность издания (для журналов и газет), наличие полного текста издания, электронные версии документов, архивов, презентации, баз данных указателей, сборников изданий, словарей, разговорников, справочников, статей из газет, карт, учебников, открыток; электронные книги (устройства для чтения электронного контента), возможность подписки, поиска и др.

Стоит отметить, что лишь около 1% украинских электронных издательств представляет электронные издания на CD, DVD дисках, что является незначительным по сравнению с реализацией печатной продукции. Это позволяет сделать следующие выводы:

• украинское электронное книгоиздание находится на начальной стадии своего развития, при этом прослеживается тенденция расширения коммуникационного пространства книги, автора и издательства [1, с. 209];

• имеет место институциональное, технологическое и субъектное переформатирование издательской сферы, усиление новых видов деятельности, профессиональных и личностных компетенций;

• идет вхождение в рынок новых игроков, вытеснение из сферы деятельности, деградация, банкротство многих субъектов книгоиздания;

I

V V г

- П. п г! In_____ 1 _

и

ю ю

Ъ m

& s

¡3 К г о

н ч К ^О

О И « 2

к

о

н «

гЛ tu

Е м Ц

О

6

4

2

0

□ Печатные издания □ Электронные издания

Рис. 2. Процентное соотношение основных данных об издании, предоставляемых украинскими электронными издательствами

• работники электронного книжного бизнеса приобретают статус ключевых фигур в организации информационных потоков в обществе;

• неизбежно формирование издательствами стратегического контекста деятельности, ориентированного в плоскость новых медиа, и соответствующих ему стратегических позиций, ролей, источников успеха и т. д. [4, с. 33].

Развитию рынка электронного контента также способствует вхождение мобильных операторов связи «life:», «кшвстар», которые предлагают своим абонентам электронные книги. Так, пользователь может загрузить в свой мобильный телефон для дальнейшего чтения понравившуюся литературу, оплатив определенную сумму, которая зависит от категории, объема и жанра книги.

Таким образом, изучение современного состояния развития электронного книгоиздания в Украине свидетельствует о начальном этапе вхождения страны в мировое электронное книгоиздание. Наблюдается активная трансформация книгоиздательской отрасли, интеграция книгоиздателей в электронное пространство, создание ими электронных издательств как центров коммуникации с читателями, и средств реализации традиционных, электронных изданий и специальных электронных устройств для чтение электронного контента.

При этом каналы восприятия информации сдвигаются в сторону аудиовизуальных. Пользователи предпочитают электронные издания в процессе получения информации; формируется особое электронное коммуникационное пространство, в котором идет становление персонального книгоиздания и активизация «печати по требованию»; в цепи «автор - читатель» происходит устранение ряда книгоиздательских организаций (полиграфических, издательских, ведомственных и др.).

Основными видами деятельности, которым украинские издатели уделяют наибольшее внимание, остаются книгоиздание и книготорговля, предоставление издательско-полиграфических услуг, что позволяет констатировать недостаточно развитую систему услуг как средств коммуникации между издателями, авторами и пользователями.

Создание и реализация преимущественно научной, учебно-методической и справочной литературы указывает на то, что мировая тенденция к изменению читательских практик в сторону прагматического чтения имеет место и в Украине. Превалирует выпуск учебно-методических изданий общественного и гуманитарного направления, которые востребованы во всех учебных заведениях и обеспечивают рентабельность производства, укрепляют позиции издателей на книжном рынке.

Пытаясь заинтересовать пользователей, украинские издатели в большинстве своем предоставляют информацию, содержащую исходные сведения и изображения изданий (использование визуальных каналов). К сожалению, украинские электронные издательства находятся на низком уровне внедрения в реализацию электронных изданий. Указанные негативные тенденции требуют разработки, необходимо усовершенствование мер по улучшению положения на украинском электронном рынке при поддержке государства и книгоиздательских организаций.

Дальнейших исследований требует определение места электронных издательств в системе социальных коммуникаций.

Литература

1. Альт К. Книга на экране: стратегия продукта и продаж: интервью с Зигрид Леш // Современное книгоиздание: сб. материалов по проекту «Повышение квалификации специалистов изд. дела стран Вост. Европы и Центр. Азии, 2009-2011 гг.». - М., 2010. -С. 209-225.

2. Городенко Л. Новин медiа: мережевi шформацшно-комушкацшш ресурси. - Киев : Центр вшьно! преси, 2010. - 172 с.

3. Кобзева М. Н. Современные тенденции: электронные книги как одно из направлений развития издательской деятельности // Открытое и дистанц. образование. - 2008. - Вып. 4. - С. 40-49.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Теремко В. Стратепчш випробування електронною книжшстю // Вгеник Книжково! палати. - 2011. -№ 4. - С. 10-14.

Материал поступил в редакцию 11.02.2013 г.

Сведения об авторе: Кайди Виктория Валерьевна - ученый секретарь,

аспирант Харьковской государственной академии культуры, тел.: +38 (0572) 67-87-67, e-mail: vika_malke@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.