Н.В. Молоткова, О.А. Мустафина
К ВОПРОСУ РАЗРАБОТКИ МОДЕЛИ СПЕЦИАЛИСТА - МАГИСТРА ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННО ОРИЕНТИРОВАННОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Рассматривается механизм построения модели специалиста - магистра техники и технологии в условиях инновационно ориентированного социально-экономического развития. В работе определены ключевые характеристики, необходимые для формирования модели. На основе анализа исследований в области педагогики и психологии, изучения компетенций магистров и обобщения уже существующего опыта построена модель магистра техники и технологии, заложены предпосылки для выявления и обобщения компетенций, необходимых для работы в сфере трансфера научных технологий и коммерциализации идей. Ключевые слова: модель магистра техники и технологии; компетенции; коммерциализация НР.
Модель специалиста является одним из важнейших понятий педагогики высшей школы и представляет собой набор требований, которые предъявляются к выпускнику в профессиональной деятельности [1].
Общеметодологический классический подход к разработке такой модели был выработан д-ром психол. наук проф. Н.Ф. Талызиной [2], определившей, что качество профессиональной подготовки зависит от степени обоснованности трех основных моментов: цели обучения (для чего учить), содержания обучения (чему учить) и принципов организации учебного процесса (как учить) [3. С. 56].
Как показывают исследования, модель специалиста складывается из 4 ключевых характеристик:
1) квалификационные требования;
2) профессиональные требования (требования работодателя);
3) личностные требования;
4) требования профессиональной среды.
Первая характеристика модели специалиста уникальна для каждой профессии и определяет конкретный состав умений. Однако в соответствии с типами задач, которые решает специалист с высшим образованием, все умения можно объединить в три группы. Первую группу составляют умения, позволяющие осуществлять научно-исследовательскую работу, вторую -умения, необходимые специалисту для решения практических и прикладных задач в профессиональной сфере, третью - умения, обеспечивающие подготовку студентов к педагогической работе [4. С. 110-115].
Вторая характеристика модели специалиста соответствует требованиям, предъявляемым работодателями к уровню подготовки конкретных специалистов: качеству знаний, полученных в соответствии с квалификационными требованиями, умению применять их в процессе трудовой деятельности.
Помимо самосовершенствования и развития личности специалиста, третья характеристика включает в себя умения и знания, которые определяют уровень духовно-нравственного и общекультурного развития специалиста, его профессиональных амбиций (например, умение интерпретировать информацию, управлять коллективом, способность к нестандартным решениям и т.д.). Личностный блок включает в себя нравственные и мировоззренческие задачи, требования общей культуры [4. С. 147-149].
Согласно теории формирования профессионального сознания, разработанной российским психологом, специалистом в области возрастной и педагогической пси-
хологии, психологии и педагогики непрерывного образования Н.Н. Нечаевым, высшее образование является формой подготовки специалистов, в процессе которой у студента складывается профессиональное сознание -система психологических качеств и особенностей, характерных для представителей его профессии. С позиции этой концепции высшее образование является необходимым уровнем развития тех конкретных психологических особенностей и способностей человека, благодаря которым специалисты могут полноценно осуществлять соответствующую профессиональную деятельность, в буквальном смысле становятся способными к ней.
Задача психологии высшего образования как направления исследований - выявление психологического «ядра» профессиональной деятельности специалиста, её психологического инварианта [5. С. 201-206].
Конкретные формы психической деятельности личности (инженерное или научное мышление, художественное воображение и т.д.) являются тем ориентиром, который позволяет разумно ставить и решать проблему определения целей и содержания высшего образования.
Наконец, четвертая характеристика предъявляет специалисту требования, касающиеся современной ситуации в конкретной профессиональной среде (нормы, правила и стандарты работы, способность работать при определенных условиях труда, оценка соответствия потребностям той или иной отрасли).
Профессионализм выпускника должны определять содержание и формы учебной деятельности. В этом ключе важными представляются модель деятельности и модель подготовки специалиста.
Модель деятельности ориентирована на изучение сферы деятельности специалиста, описание условий труда, необходимых знаний, умений, навыков и профессионально важных качеств, определяет систему требований к конечному результату обучения. Модель подготовки устанавливает конкретные требования к обучению в высшей школе [5. С. 273-275].
Лидирующую же роль должен играть профессиональный стандарт, т.е. комплекс требований, которые предъявляют к работнику в конкретной области трудовой деятельности. Именно на основе этих требований к умениям строятся требования к выпускнику и требования к содержанию подготовки.
На основе документов Министерства образования и науки РФ, Российского союза промышленников и предпринимателей и других объединений работодателей профессиональные стандарты должны представ-
лять собой качественный запрос работодателей на подготовку кадров и содействовать в обеспечении их специалистами - выпускниками профессиональных образовательных учреждений, имеющих необходимые компетенции для выполнения профессиональной деятельности. Многие работодатели включили разработку профессиональных стандартов в приоритетные направления своей деятельности. Однако работа по созданию профессиональных стандартов продвигается крайне медленно. Частично это обусловлено отсутствием четкой схемы организации разработки, экспертизы и применения профессиональных стандартов [6. С. 22-25].
Модель специалиста - это обобщенная характеристика личностных качеств, профессиональных навыков, образовательного уровня конкретного специалиста, представленного на рынке труда. В контексте нашего исследования мы обратились к модели магистра техники и технологии.
В настоящее время, учитывая переход российской системы высшего профессионального образования на двухуровневую модель подготовки специалистов, разработка модели магистра техники и технологии включает в себя изучение компетенций, которыми на выходе должен обладать специалист такого уровня квалификации. Выделив группы необходимых компетенций, мы сможем определить квалификационные требования, предъявляемые к магистру техники и технологии, что ложится в основу вышеназванной модели.
Ведущие ученые России д-р техн. наук, проф. Д.В. Пузанков, д-р техн. наук, проф. И.Б. Федоров и д-р психол. наук, проф. В.Д. Шадриков выделяют следующие группы компетенций для магистров техники и технологии:
1) социально-личностные;
2) экономические и организационно-управленческие;
3) общенаучные;
4) общепрофессиональные (инвариантные к профессиональной деятельности);
5) специальные (владение алгоритмами деятельности, связанной с моделированием, проектированием, научными исследованиями) [7. С. 18-20].
Первые 4 группы служат фундаментом, позволяющим выпускнику гибко ориентироваться на рынке труда и быть подготовленным к продолжению образования в условиях дополнительной и послевузовской подготовки.
Блок специальных компетенций (профессионально ориентированных знаний и навыков) решает задачи объектной и предметной подготовки, т.е. обеспечивает привязку к объекту, предмету труда. Поскольку магистерская подготовка осуществляется на базе бакалаврской, магистр подготовлен ко всем видам и обобщенным задачам профессиональной деятельности, к которым готов бакалавр. Ступень магистерского образования необходима для подготовки выпускника к осуществлению проектно-конструкторской, проектно-технологической, научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности [7. С. 20-21].
Помимо квалификационных требований, исходя из анализа групп компетенций, необходимых магистру техники и технологии, можно частично определить и ряд профессиональных требований, предъявляемых к
нему. Так, например, магистр техники и технологии должен:
- обладать основными компетенциями в области решения организационно-производственных задач при реализации инновационных проектов;
- быть подготовленным к разработке планов и программ организации инновационной деятельности на предприятии по всей цепи инновационного цикла «фундаментальные исследования - НИР (ОКР) - производство новых видов продукции»;
- владеть современными методами и приемами работы с персоналом, методиками создания инновационных коллективов.
Благодаря более узкому (специализированному) образованию он способен занимать должности более высокого уровня, чем бакалавр. По мнению авторов, «...магистр техники и технологии должен стать ключевым звеном кадрового обеспечения формирующейся национальной инновационной системы РФ» [7. С. 25-26].
Что касается мнения российских работодателей о профессиональных требованиях, предъявляемых к магистрам техники и технологии, то можно выделить ряд компетенций, которыми он должен обладать на этапе трудоустройства:
- умение работать на компьютере;
- знание иностранного языка;
- широкая общая подготовка (универсальность, общий уровень развития, базовые знания);
- навыки общения, личная эффективность;
- умение работать в команде (командный дух, навыки командной работы);
- организационный опыт (организационное поведение);
- персональное лидерство и успех;
- коммуникативные навыки;
- мобильность, адаптивность, высокая мотивация к работе;
- способность системно мыслить;
- способность анализировать информацию;
- умение применять знания на практике;
- умение постоянно совершенствоваться;
- корпоративная культура, тайм-менеджмент;
- способность к нестандартным решениям, умение вести переговоры, эффективное ведение презентации;
- навыки управления проектами;
- управление качеством, основы бережливого производства [8. С. 7-10].
Перечисленные требования работодателей были выявлены благодаря проведению в 2005 г. исследований аналитическим центром «Эксперт» «Вузы и работодатели о выпускниках и реформе высшей школы» и «Образовательные программы и технологии российских корпораций» в партнерстве с Благотворительным фондом Владимира Потанина, компаниями «Русал» и АФК «Система».
В исследовании участвовали вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, предприятия ВПК, машиностроительного и металлургического профилей и несколько компаний различной специализации (информационные технологии, транспорт, консалтинговая и страховая, международная аудитор-
ская). Для методологии исследования был использован метод углубленных интервью и анализ кейсов образовательных программ [8. С. 7-10].
Проводились и другие исследования, которые также позволяют определить профессиональные требования
работодателей к специалистам с высшим техническим образованием [9]. В качестве примера такого исследования можно привести набор компетенций, требующихся от выпускника в научно-технической и производственной сферах (таблица).
Требования к специалистам с высшим образованием, работающим в научно-технической и производственной сферах
Должностные обязанности в профессиональном стандарте Основные необходимые умения и навыки
Разработка предложений по планированию и организации инновационной деятельности Проведение работ по разработке и выведению инновационного продукта на рынок в соответствии с международными стандартами (ИСО). Работа с партнерами и потребителями на рынке инновационного продукта. Оперативная работа по реализации инновационного проекта. Разработка информационных материалов к переговорам с партнерами по инновационной деятельности. Сбор информации о конкурентах на рынке новой продукции. Выполнение мероприятий по продвижению нового продукта на рынок. Подготовка материалов для разработки бизнес-планов инновационных проектов. Подготовка материалов по оценке коммерческого потенциала технологии. Подготовка материалов к презентации инновационного проекта. Разработка предложений по определению авторского вознаграждения при создании и использовании объектов интеллектуальной собственности. Выполнение работ в соответствии с требованиями по качеству нового продукта. Подготовка материалов для проведения технологического аудита. Ведение баз данных и архивных документов по инновационной деятельности Информация и анализ Сбор и анализ информационных материалов, обеспечивающих инновационную деятельность. Сбор информации, анализ и прогнозирование поведения конкурентов на рынке нового продукта. Сбор информации и прогнозирование состояния конкурентных разработок. Ориентирование в источниках информации, включая Интернет и базы данных. Ориентирование во внешней среде инновационного предпринимательства. Подготовка материалов для проведения технологического аудита инновационного предприятия. Формирование базы данных и архивных документов по инновационной деятельности. Ведение баз данных и архивных документов по инновационной деятельности. Подготовка отчетов в соответствии с российскими и международными стандартами. Экономика Оценка рисков. Маркетинг, реклама, РК Доведение информации о новом продукте до потенциальных потребителей. Подготовка и проведение презентации нового продукта для потребителей. Создание нового продукта Планирование и организация работы по созданию и выведению на рынок нового продукта в соответствии с международными стандартами. Проведение работы по созданию и выведению на рынок нового продукта в соответствии с международными стандартами. Организация и выполнение разработки инновационного проекта в соответствии с требованиями системы качества. Производство нового продукта Организация производственного процесса в соответствии с требованиями системы качества. Контроль качества, аттестация и сертификация нового продукта. Организация контроля качества комплектующих частей нового продукта в соответствии с требованиями системы качества. Организация выходного и предпродажного контроля в соответствии с требованиями системы качества. Организация мероприятий для проведения аттестации и сертификации нового продукта. Сервис, обучение Организация сопровождения нового продукта, включая обучение персонала, продавцов и покупателей. Организация сервиса нового продукта. Интеллектуальная собственность Расчет авторского вознаграждения при создании и использовании объектов интеллектуальной собственности и цены лицензий. Сбор и анализ патентно-правовой и коммерческой информации при создании и выведении на рынок нового продукта, включая источники сети Интернет. Продвижение на рынок. Трансферт технологии Подготовка материалов для формирования бизнес-плана инновационного проекта. Определение сферы применений научно-технических идей и разработок. Подготовка презентации инновационного проекта
Сегодня требуются квалифицированные кадры, готовые разрабатывать и реализовывать инновационные проекты на любой стадии: от формирования идеи до ее реализации и постпродажного обслуживания. При таком темпе развития инноваций, высоких и многогранных требованиях к уровню и качеству знаний магистр техники и технологии должен сформировать в себе определенный тип мышления и функционирования как субъект инновационно ориентированной экономики с активной профессиональной и жизненной позицией.
По мнению декана факультета инноваций и высоких технологий Московского физико-технического института (МФТИ) Валерия Кривцова, инновации требуют особого сочетания человеческих качеств. Это креативность, жизненная смелость, внутреннее «горение», проявляющееся в непреодолимом стремлении реализовать собственные идеи, уверенность в своей правоте, раскованность, свобода от внешних обстоятельств, стремление заработать деньги. Конечно, необходимы и глубокие знания - как фундаментальные, так и прикладные [10].
Таким образом, при построении модели магистра техники и технологии следует уделить внимание требованиям профессиональной среды. Так как магистр получает образование более высокого уровня, чем бакалавр, это должно предоставлять ему дополнительные возможности в области профессиональной деятельности, в том числе право самостоятельно вести отдельные работы (проекты), принимать необходимые решения и т.п. В основе трудовой деятельности должны лежать знания основных методов организации научных исследований и технологий управления инновационной деятельностью на всех этапах жизненного цикла продукции. Ключевое внимание при подготовке магистров техники и технологии должно быть уделено вопросам практического внедрения на предприятиях и в организациях результатов научно-технической деятельности [7. С. 23-24].
Знание возможных профессиональных ситуаций, в которых может оказаться специалист, перечня необходимых ему навыков, системы ролей и видов деятельности, личностных качеств, необходимых для эффективного выполнения конкретных видов профессиональной деятельности, позволяет разрабатывать образовательный курс для подготовки магистров техники и технологии [1. С. 107-109].
Как было сказано, основным рабочим документом для высших учебных заведений России при разработке и реализации основных образовательных программ (ООП) является образовательный стандарт, в который включе-
ны требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки. С 2006 г. в Российской Федерации разрабатывается Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения. В конце 2009 г. стандарт нового поколения вступил в силу, в связи с чем пересмотрено содержание ООП, введены понятия «компетенция» и «компетентность», приобретение которых служит результатом освоения ООП, трудоемкость образовательных программ устанавливается в зачетных единицах, осуществляется переход на балльнорейтинговую систему [6. С. 18-19].
Введение ФГОС ВПО третьего поколения обеспечивает многогранную и всестороннюю подготовку студента не только к профессиональной деятельности в выбранной отрасли, но и к адаптации в условиях быстро меняющейся реальности. Умения, навыки и профессиональные качества, выраженные в сформированных и приобретенных компетенциях, позволяют выпускнику успешно внедряться в любую развивающуюся отрасль, осваивать новые производственные и управленческие подходы, развиваться как творческая личность.
Модель специалиста должна быть руководством для создания стандартов высшего образования, которые, в свою очередь, должны отражать переход от квалификационной модели, жестко привязанной к предмету и объекту труда, к компетентностной. В компетентностной модели подготовки специалиста цели образования связываются не только с объектами и предметами труда, выполнением конкретных функций, но и с междисциплинарными интегрированными требованиями к результату образовательного процесса. Приобретение компетенции дает возможность справляться с различными ситуациями, возникающими в процессе профессиональной деятельности, и работать в группе. Владение компетенциями предполагает их использование в ряде профессий, что позволяет расширить область трудоустройства [1. С. 107-109].
Обобщив вышесказанное, можно сделать вывод, что модель специалиста, складывающаяся из 4 ключевых характеристик (квалификационные требования, требования работодателя, личностные требования и требования профессиональной среды), в случае рассмотрения модели магистра техники и технологии должна включать в себя в качестве обязательных составляющих ряд компетенций для реализации деятельности по коммерциализации научных разработок и трансферу технологий как основы его устойчивой конкурентной позиции на рынке труда.
ЛИТЕРАТУРА
1. Покушалова Л.В. Проблема качества подготовки современного специалиста // Молодой ученый. 2011. № 2, т. 2. С. 107-109.
2. Официальный сайт МГУ им. М.В. Ломоносова: факультет психологии. иЯЬ: http://www.psy.msu.ru/people/talyzina.html (дата обращения:
15.09.2011).
3. Талызина Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. М. : Знание, 1986. 108 с.
4. Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс. М. : Моск. междунар. ин-т эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. 264 с.
5. Бим-БадБ.М. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. 528 с.
6. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. М., 2009. 100 с.
7. Пузанков Д.В. Федоров И.Б. Шадриков В.Д. Двухступенчатая система подготовки специалистов // Высшее образование в России. 2004. № 2.
8. Галушкина М. Задать тренды // Эксперт. 2006. № 1-2(496).
9. Машукова Н.Д., Орбачевский Л. С., Павлов Ф.В. Опыт формирования профессиональных требований в системе высшего профессионального
образования на основе требований профессионального стандарта. ИЯЬ: http://www.standart.macdel.ru/stabndart4.php
10. Стерлигов И. Эксперт о том, что будут уметь магистры наукоемких технологий: Официальный сайт РИА НОВОСТИ. 07.08.2009. ИЯЬ: http://ria.ru/edu_analysis/20090807/180076086.html (дата обращения: 26.09.2011).
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 20 апреля 2012 г.