Научная статья на тему 'К вопросу разработки модели специалиста магистра техники и технологии в условиях инновационно ориентированного социально-экономического развития'

К вопросу разработки модели специалиста магистра техники и технологии в условиях инновационно ориентированного социально-экономического развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ МАГИСТРА ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЕТЕНЦИИ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ НР / MODEL OF MASTER OF ENGINEERING AND TECHNOLOGY / COMPETENCE / COMMERCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молоткова Наталия Вячеславовна, Мустафина Оксана Альбертовна

Рассматривается механизм построения модели специалиста магистра техники и технологии в условиях инновационно ориентированного социально-экономического развития. В работе определены ключевые характеристики, необходимые для формирования модели. На основе анализа исследований в области педагогики и психологии, изучения компетенций магистров и обобщения уже существующего опыта построена модель магистра техники и технологии, заложены предпосылки для выявления и обобщения компетенций, необходимых для работы в сфере трансфера научных технологий и коммерциализации идей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Молоткова Наталия Вячеславовна, Мустафина Оксана Альбертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On creating model of expert, Master of Engineering and Technology, in innovation-focused social and economic development

In order to realise specialised training directed at formation of competences in the sphere of commercialization of scientific ideas for the future experts of technical profile, it is necessary to address to the question of structure and content of the model of expert, Master of Engineering and Technology, They should correspond to the basic requirements for the graduate by the modern society aimed at innovation of development and hi-tech industries growth. As research has shown, the model of the expert is developed by four key characteristics: qualification requirements, professional requirements (requirements of the employer), personal requirements, requirements of the professional environment. The first characteristic of the model of the expert is unique for each trade and defines a definite structure of abilities. The second one corresponds to the requirements of employers to the qualification level of certain experts. The third characteristic includes abilities and certain knowledge, which define the level of spiritual, moral and cultural development of the expert, realization of their professional ambitions. At last, the fourth characteristic makes requirements concerning the modern situation in a definite professional environment. Considering the transition of the Russian system of higher vocational training to the two-level model of experts' education, formation of the model of the Master of Engineering and Technology (MET) includes developing competences, which the graduate expert in the field should possess. Analysing the data presented in researches, it is possible to track a clear tendency of expansion and increase in the professional requirements shown by employers to graduate METs. Qualified staff ready to develop and realize innovative projects at any stage today is required: from idea development to its realization and post-sale service. According to the rate of development of innovations, high and complex requirements to the level and the quality of knowledge, MET as a subject of the innovation-focused economy with an active professional and vital position should generate a certain type of thinking and functioning. Introduction of the Federal State Educational Standard of the Higher Vocational Training of the third generation provides complex preparation of the student not only for professional work in the chosen industry, but also to adaptation in the conditions of the changing reality. Abilities, skills and professional qualities, expressed in the generated and possessed competences, allow the graduate to get successfully involved in any developing sphere, to master new industrial and administrative approaches, to develop as a creative person. Thus, the model of the expert should be a guide for creation of higher education standards, which, in turn, should reflect transition from the qualification model rigidly connected with the subject and object of work to the competence one.

Текст научной работы на тему «К вопросу разработки модели специалиста магистра техники и технологии в условиях инновационно ориентированного социально-экономического развития»

Н.В. Молоткова, О.А. Мустафина

К ВОПРОСУ РАЗРАБОТКИ МОДЕЛИ СПЕЦИАЛИСТА - МАГИСТРА ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННО ОРИЕНТИРОВАННОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Рассматривается механизм построения модели специалиста - магистра техники и технологии в условиях инновационно ориентированного социально-экономического развития. В работе определены ключевые характеристики, необходимые для формирования модели. На основе анализа исследований в области педагогики и психологии, изучения компетенций магистров и обобщения уже существующего опыта построена модель магистра техники и технологии, заложены предпосылки для выявления и обобщения компетенций, необходимых для работы в сфере трансфера научных технологий и коммерциализации идей. Ключевые слова: модель магистра техники и технологии; компетенции; коммерциализация НР.

Модель специалиста является одним из важнейших понятий педагогики высшей школы и представляет собой набор требований, которые предъявляются к выпускнику в профессиональной деятельности [1].

Общеметодологический классический подход к разработке такой модели был выработан д-ром психол. наук проф. Н.Ф. Талызиной [2], определившей, что качество профессиональной подготовки зависит от степени обоснованности трех основных моментов: цели обучения (для чего учить), содержания обучения (чему учить) и принципов организации учебного процесса (как учить) [3. С. 56].

Как показывают исследования, модель специалиста складывается из 4 ключевых характеристик:

1) квалификационные требования;

2) профессиональные требования (требования работодателя);

3) личностные требования;

4) требования профессиональной среды.

Первая характеристика модели специалиста уникальна для каждой профессии и определяет конкретный состав умений. Однако в соответствии с типами задач, которые решает специалист с высшим образованием, все умения можно объединить в три группы. Первую группу составляют умения, позволяющие осуществлять научно-исследовательскую работу, вторую -умения, необходимые специалисту для решения практических и прикладных задач в профессиональной сфере, третью - умения, обеспечивающие подготовку студентов к педагогической работе [4. С. 110-115].

Вторая характеристика модели специалиста соответствует требованиям, предъявляемым работодателями к уровню подготовки конкретных специалистов: качеству знаний, полученных в соответствии с квалификационными требованиями, умению применять их в процессе трудовой деятельности.

Помимо самосовершенствования и развития личности специалиста, третья характеристика включает в себя умения и знания, которые определяют уровень духовно-нравственного и общекультурного развития специалиста, его профессиональных амбиций (например, умение интерпретировать информацию, управлять коллективом, способность к нестандартным решениям и т.д.). Личностный блок включает в себя нравственные и мировоззренческие задачи, требования общей культуры [4. С. 147-149].

Согласно теории формирования профессионального сознания, разработанной российским психологом, специалистом в области возрастной и педагогической пси-

хологии, психологии и педагогики непрерывного образования Н.Н. Нечаевым, высшее образование является формой подготовки специалистов, в процессе которой у студента складывается профессиональное сознание -система психологических качеств и особенностей, характерных для представителей его профессии. С позиции этой концепции высшее образование является необходимым уровнем развития тех конкретных психологических особенностей и способностей человека, благодаря которым специалисты могут полноценно осуществлять соответствующую профессиональную деятельность, в буквальном смысле становятся способными к ней.

Задача психологии высшего образования как направления исследований - выявление психологического «ядра» профессиональной деятельности специалиста, её психологического инварианта [5. С. 201-206].

Конкретные формы психической деятельности личности (инженерное или научное мышление, художественное воображение и т.д.) являются тем ориентиром, который позволяет разумно ставить и решать проблему определения целей и содержания высшего образования.

Наконец, четвертая характеристика предъявляет специалисту требования, касающиеся современной ситуации в конкретной профессиональной среде (нормы, правила и стандарты работы, способность работать при определенных условиях труда, оценка соответствия потребностям той или иной отрасли).

Профессионализм выпускника должны определять содержание и формы учебной деятельности. В этом ключе важными представляются модель деятельности и модель подготовки специалиста.

Модель деятельности ориентирована на изучение сферы деятельности специалиста, описание условий труда, необходимых знаний, умений, навыков и профессионально важных качеств, определяет систему требований к конечному результату обучения. Модель подготовки устанавливает конкретные требования к обучению в высшей школе [5. С. 273-275].

Лидирующую же роль должен играть профессиональный стандарт, т.е. комплекс требований, которые предъявляют к работнику в конкретной области трудовой деятельности. Именно на основе этих требований к умениям строятся требования к выпускнику и требования к содержанию подготовки.

На основе документов Министерства образования и науки РФ, Российского союза промышленников и предпринимателей и других объединений работодателей профессиональные стандарты должны представ-

лять собой качественный запрос работодателей на подготовку кадров и содействовать в обеспечении их специалистами - выпускниками профессиональных образовательных учреждений, имеющих необходимые компетенции для выполнения профессиональной деятельности. Многие работодатели включили разработку профессиональных стандартов в приоритетные направления своей деятельности. Однако работа по созданию профессиональных стандартов продвигается крайне медленно. Частично это обусловлено отсутствием четкой схемы организации разработки, экспертизы и применения профессиональных стандартов [6. С. 22-25].

Модель специалиста - это обобщенная характеристика личностных качеств, профессиональных навыков, образовательного уровня конкретного специалиста, представленного на рынке труда. В контексте нашего исследования мы обратились к модели магистра техники и технологии.

В настоящее время, учитывая переход российской системы высшего профессионального образования на двухуровневую модель подготовки специалистов, разработка модели магистра техники и технологии включает в себя изучение компетенций, которыми на выходе должен обладать специалист такого уровня квалификации. Выделив группы необходимых компетенций, мы сможем определить квалификационные требования, предъявляемые к магистру техники и технологии, что ложится в основу вышеназванной модели.

Ведущие ученые России д-р техн. наук, проф. Д.В. Пузанков, д-р техн. наук, проф. И.Б. Федоров и д-р психол. наук, проф. В.Д. Шадриков выделяют следующие группы компетенций для магистров техники и технологии:

1) социально-личностные;

2) экономические и организационно-управленческие;

3) общенаучные;

4) общепрофессиональные (инвариантные к профессиональной деятельности);

5) специальные (владение алгоритмами деятельности, связанной с моделированием, проектированием, научными исследованиями) [7. С. 18-20].

Первые 4 группы служат фундаментом, позволяющим выпускнику гибко ориентироваться на рынке труда и быть подготовленным к продолжению образования в условиях дополнительной и послевузовской подготовки.

Блок специальных компетенций (профессионально ориентированных знаний и навыков) решает задачи объектной и предметной подготовки, т.е. обеспечивает привязку к объекту, предмету труда. Поскольку магистерская подготовка осуществляется на базе бакалаврской, магистр подготовлен ко всем видам и обобщенным задачам профессиональной деятельности, к которым готов бакалавр. Ступень магистерского образования необходима для подготовки выпускника к осуществлению проектно-конструкторской, проектно-технологической, научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности [7. С. 20-21].

Помимо квалификационных требований, исходя из анализа групп компетенций, необходимых магистру техники и технологии, можно частично определить и ряд профессиональных требований, предъявляемых к

нему. Так, например, магистр техники и технологии должен:

- обладать основными компетенциями в области решения организационно-производственных задач при реализации инновационных проектов;

- быть подготовленным к разработке планов и программ организации инновационной деятельности на предприятии по всей цепи инновационного цикла «фундаментальные исследования - НИР (ОКР) - производство новых видов продукции»;

- владеть современными методами и приемами работы с персоналом, методиками создания инновационных коллективов.

Благодаря более узкому (специализированному) образованию он способен занимать должности более высокого уровня, чем бакалавр. По мнению авторов, «...магистр техники и технологии должен стать ключевым звеном кадрового обеспечения формирующейся национальной инновационной системы РФ» [7. С. 25-26].

Что касается мнения российских работодателей о профессиональных требованиях, предъявляемых к магистрам техники и технологии, то можно выделить ряд компетенций, которыми он должен обладать на этапе трудоустройства:

- умение работать на компьютере;

- знание иностранного языка;

- широкая общая подготовка (универсальность, общий уровень развития, базовые знания);

- навыки общения, личная эффективность;

- умение работать в команде (командный дух, навыки командной работы);

- организационный опыт (организационное поведение);

- персональное лидерство и успех;

- коммуникативные навыки;

- мобильность, адаптивность, высокая мотивация к работе;

- способность системно мыслить;

- способность анализировать информацию;

- умение применять знания на практике;

- умение постоянно совершенствоваться;

- корпоративная культура, тайм-менеджмент;

- способность к нестандартным решениям, умение вести переговоры, эффективное ведение презентации;

- навыки управления проектами;

- управление качеством, основы бережливого производства [8. С. 7-10].

Перечисленные требования работодателей были выявлены благодаря проведению в 2005 г. исследований аналитическим центром «Эксперт» «Вузы и работодатели о выпускниках и реформе высшей школы» и «Образовательные программы и технологии российских корпораций» в партнерстве с Благотворительным фондом Владимира Потанина, компаниями «Русал» и АФК «Система».

В исследовании участвовали вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, предприятия ВПК, машиностроительного и металлургического профилей и несколько компаний различной специализации (информационные технологии, транспорт, консалтинговая и страховая, международная аудитор-

ская). Для методологии исследования был использован метод углубленных интервью и анализ кейсов образовательных программ [8. С. 7-10].

Проводились и другие исследования, которые также позволяют определить профессиональные требования

работодателей к специалистам с высшим техническим образованием [9]. В качестве примера такого исследования можно привести набор компетенций, требующихся от выпускника в научно-технической и производственной сферах (таблица).

Требования к специалистам с высшим образованием, работающим в научно-технической и производственной сферах

Должностные обязанности в профессиональном стандарте Основные необходимые умения и навыки

Разработка предложений по планированию и организации инновационной деятельности Проведение работ по разработке и выведению инновационного продукта на рынок в соответствии с международными стандартами (ИСО). Работа с партнерами и потребителями на рынке инновационного продукта. Оперативная работа по реализации инновационного проекта. Разработка информационных материалов к переговорам с партнерами по инновационной деятельности. Сбор информации о конкурентах на рынке новой продукции. Выполнение мероприятий по продвижению нового продукта на рынок. Подготовка материалов для разработки бизнес-планов инновационных проектов. Подготовка материалов по оценке коммерческого потенциала технологии. Подготовка материалов к презентации инновационного проекта. Разработка предложений по определению авторского вознаграждения при создании и использовании объектов интеллектуальной собственности. Выполнение работ в соответствии с требованиями по качеству нового продукта. Подготовка материалов для проведения технологического аудита. Ведение баз данных и архивных документов по инновационной деятельности Информация и анализ Сбор и анализ информационных материалов, обеспечивающих инновационную деятельность. Сбор информации, анализ и прогнозирование поведения конкурентов на рынке нового продукта. Сбор информации и прогнозирование состояния конкурентных разработок. Ориентирование в источниках информации, включая Интернет и базы данных. Ориентирование во внешней среде инновационного предпринимательства. Подготовка материалов для проведения технологического аудита инновационного предприятия. Формирование базы данных и архивных документов по инновационной деятельности. Ведение баз данных и архивных документов по инновационной деятельности. Подготовка отчетов в соответствии с российскими и международными стандартами. Экономика Оценка рисков. Маркетинг, реклама, РК Доведение информации о новом продукте до потенциальных потребителей. Подготовка и проведение презентации нового продукта для потребителей. Создание нового продукта Планирование и организация работы по созданию и выведению на рынок нового продукта в соответствии с международными стандартами. Проведение работы по созданию и выведению на рынок нового продукта в соответствии с международными стандартами. Организация и выполнение разработки инновационного проекта в соответствии с требованиями системы качества. Производство нового продукта Организация производственного процесса в соответствии с требованиями системы качества. Контроль качества, аттестация и сертификация нового продукта. Организация контроля качества комплектующих частей нового продукта в соответствии с требованиями системы качества. Организация выходного и предпродажного контроля в соответствии с требованиями системы качества. Организация мероприятий для проведения аттестации и сертификации нового продукта. Сервис, обучение Организация сопровождения нового продукта, включая обучение персонала, продавцов и покупателей. Организация сервиса нового продукта. Интеллектуальная собственность Расчет авторского вознаграждения при создании и использовании объектов интеллектуальной собственности и цены лицензий. Сбор и анализ патентно-правовой и коммерческой информации при создании и выведении на рынок нового продукта, включая источники сети Интернет. Продвижение на рынок. Трансферт технологии Подготовка материалов для формирования бизнес-плана инновационного проекта. Определение сферы применений научно-технических идей и разработок. Подготовка презентации инновационного проекта

Сегодня требуются квалифицированные кадры, готовые разрабатывать и реализовывать инновационные проекты на любой стадии: от формирования идеи до ее реализации и постпродажного обслуживания. При таком темпе развития инноваций, высоких и многогранных требованиях к уровню и качеству знаний магистр техники и технологии должен сформировать в себе определенный тип мышления и функционирования как субъект инновационно ориентированной экономики с активной профессиональной и жизненной позицией.

По мнению декана факультета инноваций и высоких технологий Московского физико-технического института (МФТИ) Валерия Кривцова, инновации требуют особого сочетания человеческих качеств. Это креативность, жизненная смелость, внутреннее «горение», проявляющееся в непреодолимом стремлении реализовать собственные идеи, уверенность в своей правоте, раскованность, свобода от внешних обстоятельств, стремление заработать деньги. Конечно, необходимы и глубокие знания - как фундаментальные, так и прикладные [10].

Таким образом, при построении модели магистра техники и технологии следует уделить внимание требованиям профессиональной среды. Так как магистр получает образование более высокого уровня, чем бакалавр, это должно предоставлять ему дополнительные возможности в области профессиональной деятельности, в том числе право самостоятельно вести отдельные работы (проекты), принимать необходимые решения и т.п. В основе трудовой деятельности должны лежать знания основных методов организации научных исследований и технологий управления инновационной деятельностью на всех этапах жизненного цикла продукции. Ключевое внимание при подготовке магистров техники и технологии должно быть уделено вопросам практического внедрения на предприятиях и в организациях результатов научно-технической деятельности [7. С. 23-24].

Знание возможных профессиональных ситуаций, в которых может оказаться специалист, перечня необходимых ему навыков, системы ролей и видов деятельности, личностных качеств, необходимых для эффективного выполнения конкретных видов профессиональной деятельности, позволяет разрабатывать образовательный курс для подготовки магистров техники и технологии [1. С. 107-109].

Как было сказано, основным рабочим документом для высших учебных заведений России при разработке и реализации основных образовательных программ (ООП) является образовательный стандарт, в который включе-

ны требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки. С 2006 г. в Российской Федерации разрабатывается Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения. В конце 2009 г. стандарт нового поколения вступил в силу, в связи с чем пересмотрено содержание ООП, введены понятия «компетенция» и «компетентность», приобретение которых служит результатом освоения ООП, трудоемкость образовательных программ устанавливается в зачетных единицах, осуществляется переход на балльнорейтинговую систему [6. С. 18-19].

Введение ФГОС ВПО третьего поколения обеспечивает многогранную и всестороннюю подготовку студента не только к профессиональной деятельности в выбранной отрасли, но и к адаптации в условиях быстро меняющейся реальности. Умения, навыки и профессиональные качества, выраженные в сформированных и приобретенных компетенциях, позволяют выпускнику успешно внедряться в любую развивающуюся отрасль, осваивать новые производственные и управленческие подходы, развиваться как творческая личность.

Модель специалиста должна быть руководством для создания стандартов высшего образования, которые, в свою очередь, должны отражать переход от квалификационной модели, жестко привязанной к предмету и объекту труда, к компетентностной. В компетентностной модели подготовки специалиста цели образования связываются не только с объектами и предметами труда, выполнением конкретных функций, но и с междисциплинарными интегрированными требованиями к результату образовательного процесса. Приобретение компетенции дает возможность справляться с различными ситуациями, возникающими в процессе профессиональной деятельности, и работать в группе. Владение компетенциями предполагает их использование в ряде профессий, что позволяет расширить область трудоустройства [1. С. 107-109].

Обобщив вышесказанное, можно сделать вывод, что модель специалиста, складывающаяся из 4 ключевых характеристик (квалификационные требования, требования работодателя, личностные требования и требования профессиональной среды), в случае рассмотрения модели магистра техники и технологии должна включать в себя в качестве обязательных составляющих ряд компетенций для реализации деятельности по коммерциализации научных разработок и трансферу технологий как основы его устойчивой конкурентной позиции на рынке труда.

ЛИТЕРАТУРА

1. Покушалова Л.В. Проблема качества подготовки современного специалиста // Молодой ученый. 2011. № 2, т. 2. С. 107-109.

2. Официальный сайт МГУ им. М.В. Ломоносова: факультет психологии. иЯЬ: http://www.psy.msu.ru/people/talyzina.html (дата обращения:

15.09.2011).

3. Талызина Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. М. : Знание, 1986. 108 с.

4. Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс. М. : Моск. междунар. ин-т эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. 264 с.

5. Бим-БадБ.М. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. 528 с.

6. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. М., 2009. 100 с.

7. Пузанков Д.В. Федоров И.Б. Шадриков В.Д. Двухступенчатая система подготовки специалистов // Высшее образование в России. 2004. № 2.

8. Галушкина М. Задать тренды // Эксперт. 2006. № 1-2(496).

9. Машукова Н.Д., Орбачевский Л. С., Павлов Ф.В. Опыт формирования профессиональных требований в системе высшего профессионального

образования на основе требований профессионального стандарта. ИЯЬ: http://www.standart.macdel.ru/stabndart4.php

10. Стерлигов И. Эксперт о том, что будут уметь магистры наукоемких технологий: Официальный сайт РИА НОВОСТИ. 07.08.2009. ИЯЬ: http://ria.ru/edu_analysis/20090807/180076086.html (дата обращения: 26.09.2011).

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 20 апреля 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.