Научная статья на тему 'К вопросу применения балльно-рейтинговой системы в процессе подготовки будущих переводчиков'

К вопросу применения балльно-рейтинговой системы в процессе подготовки будущих переводчиков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гребенщикова А. В.

В статье раскрываются основные понятия балльно-рейтинговой системы оценки, как необходимого элемента организации образовательного процесса в современных российских условиях, рассматриваются особенности и принципы реализации балльно-рейтинговой системы и ее преимущества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гребенщикова А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу применения балльно-рейтинговой системы в процессе подготовки будущих переводчиков»

К ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕРЕВОДЧИКОВ

© Гребенщикова A.B.*

Челябинский государственный университет, г. Челябинск

В статье раскрываются основные понятия балльно-рейтинговой системы оценки, как необходимого элемента организации образовательного процесса в современных российских условиях, рассматриваются особенности и принципы реализации балльно-рейтинговой системы и ее преимущества

В связи с модернизацией российского образования и внедрением Болон-ских соглашений происходят изменения требований к качеству образования и системе её оценки [3]. Балльно-рейтинговая система (БРС) является необходимым элементом организации учебного процесса на основе кредитно-модульной системы обучения по компетентностно-ориентированным образовательным программам, которая используется как инструмент контроля качества обучения студентов на всех этапах образовательного процесса [2].

Целью БРС является кумулятивная (накопительная) оценка результатов всех видов учебной деятельности студента по дисциплинам рабочего учебного плана основной образовательной программы, включая прохождение всех видов практик, научно-исследовательскую работу, выполнение и защиту курсовых, дипломных (выпускных квалификационных) работ (проектов).

Основные задачи факультетов (институтов) и кафедр по применению БРС в организации учебного процесса заключаются в структурировании образовательного процесса на основе:

- разработки университетских положений о БРС, а также факультетских Приложений к ним, учитывающих специфику применения БРС на факультетах;

- составления программ учебных дисциплин и других видов учебной деятельности студента;

- подготовки методического сопровождения для организации аудиторной, внеаудиторной работы студентов, текущей, рубежной и промежуточной аттестации на основе БРС.

Следует выделить основные принципы применения БРС в образовательном процессе ВУЗа:

Балльно-рейтинговая система оценки применяется в ходе текущей, рубежной и промежуточной аттестации студентов на основе использования

* Доцент кафедры Английского языка, кандидат педагогических наук, доцент.

совокупности контрольных мероприятий, определенным образом расположенных на всем интервале освоения соответствующего вида учебной деятельности.

В рамках БРС текущая аттестация студентов - это непрерывное отслеживание в течение семестра уровня и качества освоения студентами учебного материала, формирования их компетенций по дисциплине и другим видам учебных работ в рамках каждого модуля. Модуль представляет собой определенный набор логически и тематически связанных дидактических единиц, обеспечивающих формирование целостной группы знаний и умений, а также отдельных компетенций студента [1].

В процессе проведения текущей аттестации возможна оценка успеваемости студентов в баллах за следующие виды аудиторной и внеаудиторной работы:

- аудиторная работа под руководством преподавателя - устный опрос, доклады и наученные сообщения, собеседования, дискуссии, тренинги, круглые столы, кейс-стади, защита и презентация домашних заданий и т.д.;

- самостоятельная работа студентов - домашние творческие работы в виде рефератов, анализа научных публикаций, эссе и т.д.;

- текущие контрольные мероприятия - письменные микроопросы, тестирование, контрольные работы и т.д.

В оценку успеваемости студента, полученную в ходе текущей аттестации могут входить следующие дополнительные составляющие:

- суммарный балл, выставляемый за посещаемость;

- бонусные баллы за дополнительные задания.

Требования по проведению, оформлению и представлению вышеназванных аудиторных и внеаудиторных работ следует оговаривать в учебно-методическом комплексе по учебной дисциплине, а критерии оценивания работ в баллах определяются преподавателем по каждой дисциплине. Все виды аудиторной и внеаудиторной работы проводятся в соответствии с графиком, установленным преподавателем, ведущим соответствующую дисциплину. При этом повторная сдача контрольных мероприятий в рамках текущей аттестации с целью повышения баллов не допускается.

Еще одним концептуальным аспектом БРС является рубежная аттестация. Рубежная аттестация студентов - это оценка уровня сформированное™ компетенций, приобретенных в ходе освоения дисциплины и выполнения других видов учебных работ (курсовое проектирование, практика, научно-исследовательская работа). Рубежная аттестация осуществляется по завершении изучения каждого модуля в течение семестра.

Баллы, полученные в ходе рубежной аттестации суммируются с баллами текущей аттестации, и максимальное их количество составляет 100 баллов.

Таблица 1

Соотношение баллов и традиционных оценок

Итоговый семестровый рейтинг (8„гог) Академическая оценка

61.. .74 баллов «удовлетворительно» «зачтено»

75...90 баллов «хорошо»

91.100 баллов «отлично»

Завершающим видом аттестации является промежуточная аттестация. Промежуточная аттестация представляет собой комплекс контрольных мероприятий для студентов, набравших менее 61 балла по учебной дисциплине и другим видам учебных работ в ходе текущей и рубежной аттестации. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению учебного семестра в целях коррекции результатов текущей и рубежной аттестации. Виды и формы контрольных мероприятий промежуточной аттестации, а также шкала их оценивания определяется преподавателем по дисциплине. Баллы, полученные в ходе промежуточной аттестации суммируются с баллами текущей и рубежной аттестаций, но максимальное их количество не должно превышать 75 баллов.

Таким образом, баллы, полученные в ходе текущей, рубежной и промежуточной аттестаций используются при формировании рейтингов студента и отражаются в электронном журнале. Перед началом учебных занятий (в начале семестра) студенты должны быть проинформированы о графике проведения текущей, рубежной и промежуточной аттестации, о принципах формирования рейтингов по всем видам учебных работ, предусмотренных учебным планом на текущий семестр.

Основополагающим понятием БРС является рейтинг. Так, рейтинг -расчетная величина, позволяющая сравнивать итоговые показатели успеваемости студентов, накопленная в результате текущей, рубежной и промежуточной аттестаций. Различают следующие основные виды рейтинга студента:

- рейтинг по дисциплине и другим видам учебной работы;

- учебный семестровый рейтинг;

- академический рейтинг [2].

Рейтинг по дисциплине представляет собой совокупность баллов, полученных студентом в ходе текущей, рубежной и промежуточной аттестаций по учебной дисциплине.

Рейтинг по дисциплине рассчитывается по формуле:

т

Яд = £ Ъ,

,=1

- рейтинговая оценка по дисциплине;

- число оцениваемых видов работ в ходе текущей, рубежной и промежуточной аттестации по дисциплине; количество баллов по данному виду оценивания.

где Ко -т -

Ъ -

Рейтинги по учебным дисциплинам и другим видам учебных работ заносятся в зачетную книжку.

По окончании каждого семестра определяется учебный семестровый рейтинг студента, который рассчитывается на основе рейтингов студента по всем видам учебной работы, предусмотренных учебным планом ООП:

я = -

1=1

где Я - учебный семестровый рейтинг студента; Яг - его рейтинг по / -тому виду учебной работы; тг - количество зачетных единиц по /-тому виду учебной работы; п - количество видов учебной работы, предусмотренных в семестре.

Академический рейтинг за весь период обучения студента рассчитывается по окончании всего процесса обучения студента и представляет собой среднее значение рейтингов по всем видам учебных работ, включая итоговые испытания.

N

X Я-< ■ т ,

-уакадем /=1

Яа

Ё т '

/=1

где яакадем - академический рейтинг студента;

Яг - рейтинг студента по / -тому виду учебной работы; тг - количество зачетных единиц по / -тому виду учебной работы; N - количество видов учебной работы, выполненных (изученных) за весь период обучения.

При расчете учебного семестрового и академического рейтингов студентов результаты изучения дисциплин, по которым не предусмотрена оценка их трудоемкости в зачетных единицах не учитываются.

Таким образом, балльно-рейтинговая система позволяет:

- повысить уровень организации образовательного процесса;

- повысить мотивацию студентов к освоению образовательных программ путем более высокой дифференциации оценки их учебной работы;

- развивать самостоятельность и ответственность будущих выпускников, умение управлять процессом собственного обучения, прогнозировать его результаты;

- определять семестровый рейтинг студентов с целью выделения находящихся в списке первых 10 % студентов в студенческой группе или на курсе для их морального поощрения;

- принимать своевременные предупредительные меры относительно студентов с низким рейтингом с целью повышения их ответственности за качество успеваемости;

- выдвигать находящихся в течение трех лет подряд в списке 10 % лучших по успеваемости студентов на стипендию Законодательного собрания, Губернатора области и Главы города, а также на другие специальные стипендии;

- направлять студентов на следующий уровень обучения (магистратура, аспирантура) при ограниченном числе бюджетных мест;

- предоставить работодателям расширенную информацию о выпускнике для содействия его трудоустройству.

Списки ранжирования студентов, определяемые по итогам семестра, могут размещаться на сайте университета, а также на стендах факультетов с целью информирования всех участников учебного процесса о его результатах.

Список литературы:

1. Подкорытов Ю.М., Флайшер И.М. Балльно-рейтинговая система как форма оценки уровня компетентности студентов: Проблемы и перспективы современной науки / Под ред. H.H. Ильинских. - Томск, 2008. - Вып. 1. - С. 97-103.

2. Российский вуз в европейском образовательном пространстве: методические рекомендации преподавателям вузов по вхождению в Болон-ский процесс / Под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. - 175 с.

Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2008 № 71, Приказа Министерства образования Российской Федерации от 11.07.2002 г.

ПОДХОДЫ К ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ

© Ирзаев Г.Х.*

Дагестанский государственный технический университет, г. Махачкала

Обоснована разработка объективных показателей социальной значимости результатов деятельности системы высшего технического обра-

* Декан ФРТиМТ, доцент кафедры Информационных систем в экономике, кандидат технических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.