Научная статья на тему 'К вопросу практической реализации методики оценки подготовленности авиаперсонала к проведению аварийно-спасательных работ на этапе первоначального обучения'

К вопросу практической реализации методики оценки подготовленности авиаперсонала к проведению аварийно-спасательных работ на этапе первоначального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИКИ / УРОВЕНЬ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селезнев Андрей Владимирович

Рассматривается система показателей уровня подготовленности авиаперсонала, основанная на применении логико-математической теории систем и принципа согласованного оптимума. Приводится диагностическая карта оценки подготовленности к действиям на этапах аварийно-спасательных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Селезнев Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL IMPLEMENTATION METHODS OF ASSESSING AVIATION PERSONNEL READINESS FOR RESCUE WORK AT THE INITIAL TRAINING STAGE

There has been considered a system of criteria assessing the aviation personnel readiness level based on the logical-mathematical theory of the system and coordinated optimum principle. The benchmarking chart for evaluating skills at different stages of emergency-rescue work is given.

Текст научной работы на тему «К вопросу практической реализации методики оценки подготовленности авиаперсонала к проведению аварийно-спасательных работ на этапе первоначального обучения»

2009

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Эксплуатация воздушного транспорта. Безопасность полетов

№149

УДК 656.7.087

К ВОПРОСУ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ АВИАПЕРСОНАЛА К ПРОВЕДЕНИЮ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА ЭТАПЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

А. В. СЕЛЕЗНЕВ

Статья представлена доктором технических наук, профессором Зубковым Б.В.

Рассматривается система показателей уровня подготовленности авиаперсонала, основанная на применении логикоматематической теории систем и принципа согласованного оптимума. Приводится диагностическая карта оценки подготовленности к действиям на этапах аварийно-спасательных работ.

Ключевые слова: реализация методики, уровень подготовленности.

Аварийно-спасательные работы (АСР), проводимые на воздушных судах при возникновении авиапроисшествий, характеризуются разнообразными методами проведения и проводятся в условиях повышенных психофизиологических нагрузок на спасателя. Программа и методика подготовки, а также методика оценки подготовленности спасателей к проведению различных видов работ должны наиболее полно учитывать факторы ожидаемых условий действий спасателя. Особое значение вопросы оценивания действий спасателей приобретают на этапе первоначального обучения, так как на этом этапе на основе полученных знаний формируются профессиональные навыки и психологическая готовность к действиям в ожидаемых условиях. Возникает необходимость иметь подробную и достоверную информацию об уровне индивидуальной подготовленности обучаемых. Такая информация может использоваться с целью оценки эффективности процесса подготовки, общей оценки подготовленности спасателя, или оценки его действий при выполнении определенного вида работ.

На основании логико- математической теории систем [1] можно построить систему показателей уровня подготовленности, включающую в себя:

- группу частных показателей;

- группу общих показателей (частных показателей, объединенных по общему признаку);

- группу общих показателей по решению определенной задачи;

- группу общих показателей по выполнению задач на определенном этапе развития аварийной ситуации (этапе АСР);

- общий показатель (индекс) уровня подготовки специалиста в целом.

Показатели подготовленности могут нормироваться с верхним пределом и нижним пределом.

На каждом этапе спасателями решаются специфические задачи, количество которых 8 =1,1. Оценка эффективности выполнения каждой задачи (уровня подготовленности ее выполнению) определяется по трем группам критериев: теоретические знания, практический навык, психологическая готовность к действию.

Система общих показателей будет включать:

- общий показатель по группе критериев в определенной задаче - ]^. , ¡= 1,3 ;

- общий показатель по задаче на определенном этапе развития АП - К; , 8 = 1,1;

- общий показатель по этапу - Яэ , Э = 1,5;

- общий индекс эффективности подготовки спасателя к действиям (оценка уровня подготовленности) - Я.

В соответствии с методологией логико- математических систем [1, 2] численные значения общих показателей вычисляются в следующем порядке:

1. Вычисляется общий показатель по группе критериев:

я =

()

і=1___________

»і »і “1

І Ші ()

к=1 і=1 і*к

(1)

где Уу (0 - частный_)-й показатель в >й группе. 2. Общий показатель по задаче

& =

Ъ'П'Щ 2-І 1

К'К)+&2

в* + я*

я;

3. Общий показатель по этапу

1ПК*

К, =

_ 3-1

(2)

(3)

2

Л-1

ПК,

3-1 *

¿1*4

4. Общий индекс уровня подготовленности

5ПЯ

я =

3-1

Тп

(4)

я

Л-1 л-1 э.*н

Общий показатель (индекс) уровня подготовленности характеризует качество (эффективность) подготовки обучаемого к определенному виду деятельности в относительных единицах (от 0 до 1).

Нижний предел (ноль) это такой уровень подготовленности, когда время выполнения нормативов значительно превышает допустимые значения, или когда психологическое состояние не совместимо с осознанной деятельностью (паника, апатия, неадекватные действия), отсутствуют элементарные знания и навыки, необходимые в работе.

Верхний предел (единица) - уровень подготовленности, когда имеющиеся знания позволяют выполнять работу в ожидаемых условиях, операции выполняются безошибочно за время, не превышающее нормативное, поведение адекватно обстановке, высокий уровень активности, самоконтроля, низкий уровень тревоги и страха.

Информация об уровне подготовленности заносится в диагностическую карту (табл. 1).

Диагностическая карта оценки уровня подготовленности содержит нормативную (плановую ) и расчетные части. Нормативная часть содержит перечень критериев и их значения. Расчетная часть содержит фактические значения показателей в физических величинах, а также значения общих и частных показателей в относительных единицах.

Значения нормативов по показателям подготовленности объективно зависят от ожидаемых условий деятельности. Применительно к ожидаемым условиям деятельности спасателя по обеспечению безопасности жизнедеятельности пассажиров и членов экипажа такими условиями могут являться:

- тип ВС, его конструктивные особенности и состав бортового аварийно-спасательного оборудования;

- характер аварийной ситуации;

- эффективность аэродромного пожарно-спасательного комплекса;

- климатогеографические условия в районе аэродрома;

- социальный фактор, определяющий действия пассажиров и экипажа в аварийной обстановке.

Таблица 1

и % % № задачи Критерии и показатели подготовленности Норматив по показателю Фактическое значение параметра Частный относительный показатель Общий показатель по группе критериев Общий показатель по задаче ь л to % з а к I 1 иа £ б о Оп Индекс уровня подготовки

Верх. предел Ниж. предел

ад во Хк V, Rs Rs R

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Э S11 Теоретич. подготовка 1...П

1 Практич. подготовка 1. т

Психолог. готовность 1...к

S12 Теоретич. подготовка 1...П

Практич. подготовка 1. т

Психолог. готовность 1...к

Э S5n Теоретич. подготовка 1...n

5 Практич. подготовка 1. m

Психолог. готовность 1...k

Предложенная система показателей и диагностическая карта подготовленности позволяют решать практические задачи оценки уровня подготовки курсантов авиационных училищ к действиям в ожидаемых условиях аварийной ситуации. Эффективность данной методики подтвердилась в серии натурных экспериментов при подготовке курсантов АВЛУ ГА по аварийно-спасательной подготовке [3] и курсантов УВАУ ГА (И).

ЛИТЕРАТУРА

1. Гогин Ю.А., Запасская Е.С. Логико-математическое моделирование экономических систем (основание, математический аппарат, общие вопросы построения и исследования моделей систем). - Л.: ОЛАГА, 1986.

2. Гогин Ю.А. Принцип согласованного оптимума в экономике. Индекс эффективности системы. - Л.: ОЛАГА, 1987. Рукопись деп. в ИНИОН 23.10.87 №31543 - Деп.

3. Чугунов В.И. Разработка эффективной аварийно-спасательной подготовки экипажей воздушных судов гражданской авиации на этапе первоначального обучения.: автореф. дис. ... канд. техн. наук.- СПб., 1995.

PRACTICAL IMPLEMENTATION METHODS OF ASSESSING AVIATION PERSONNEL READINESS FOR RESCUE WORK AT THE INITIAL TRAINING STAGE

Seleznev A.V.

There has been considered a system of criteria assessing the aviation personnel readiness level based on the logical-mathematical theory of the system and coordinated optimum principle. The benchmarking chart for evaluating skills at different stages of emergency-rescue work is given.

Сведения об авторе

Селезнев Андрей Владимирович, 1966 г.р., окончил Ульяновское ВВТУ (1989), старший преподаватель УВАУ ГА (И), автор более 20 научных работ, область научных интересов - поисковое, аварийно-спасательное и противопожарное обеспечение полетов ВС ГА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.