В процессе контроля и анализа путем соответствующей обработки учетных данных создается информационная база, необходимая для поиска путей приспособления производства к изменению внешней среды (изменениям требований рынка к ассортименту, объему и качеству продукции, издержкам на ее производства), предварительной оценки результатов маневрирования производственными ресурсами, выявления и вовлечения неиспользованных резервов, определения возможностей рационального использования имеющихся ресурсов (производственных площадей, оборудования, персонала), изучения факторов, отрицательно или положительно влияющих на деятельность производственных подразделений, принятия оригинальных, нестандартных решений по управлению производством.
Список литературы:
1. Астринский Д. Экономический анализ финансового положения предприятия / Д. Астринский // Экономист. - 2000. - № 12. - С. 34-47.
2. Бугаков В.М. Оперативное управление промышленным предприятием при росте спроса на выпускаемую продукцию / В.М. Бугаков // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. - 2010. - № 2. - С. 37-45.
3. Карпов В.В. Управление операционным циклом производства инновационной продукции машиностроения с учетом производственных и непроизводственных рисков / В.В. Карпов // Экономические науки. - 2010. -№ 3 (64). - С. 104-107.
4. Лойко В.И. Комплекс моделей оптимизации параметров управления запасами технологически интегрированной производственной системы [Электронный ресурс] / В.И. Лойко, О.А. Макаревич, С.Н. Богославский // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ). - Краснодар: КубГАу 2011. - № 72 (08). - С. 1-15. - Режим доступа: ej.kubaro.ru/ 2011/08/р^/47.р^.
К ВОПРОСУ ПОВЫШЕНИЯ АНТИКРИЗИСНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ В УПРАВЛЕНИИ СОВРЕМЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
© Рогова В.А.*
Южно-Российский институт - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Ростов-на-Дону
В статье анализируется мало изученное понятие антикризисной устойчивости в контексте проблемы управления предприятием. Статья содержит перечень широкого спектра инструментов, мер и методов до-
* Аспирант кафедры Экономической теории и предпринимательства.
стижения устойчивого состояния функционирования предприятия. Сделан вывод о необходимости информационного прикрытия - деятельности ПР-службы для повышения доверия к имиджу предприятия, находящегося в кризисе.
Ключевые слова устойчивость, антикризисная устойчивость, антикризисное планирование, управление предприятием, инструменты управления, маркетинговая концепция управления предприятием.
Процесс управления предприятием является единым комплексом задач, включающим управление финансами, производственными и материальными ресурсами, обеспечивающими процессами и персоналом. Все эти задачи тесно связаны, и эффективное управление невозможно без контроля всего комплекса показателей. Для эффективного управления крайне важными являются оперативность, полнота, непротиворечивость и соизмеримость информации, используемой при принятии управленческих решений.
Оперативность обеспечивает возможность своевременно реагировать на изменение ситуации. Информация о том, что произошло в начале прошлого месяца, не позволяет что-то изменить, и приходится просто констатировать факт. Полнота информации необходима для максимального учета всех факторов, влияющих на эффективность деятельности предприятия.
Непротиворечивость и соизмеримость информации связаны, в первую очередь, с временными параметрами. Когда часть информации является оперативной (например, поступление материалов на склад), а часть возникает только по итогам месяца (списание в производство) невозможно правильно оценить реальную картину в целом.
Существует определённая корреляция между антикризисным планированием, эффективностью антикризисных мер, риском совершения серьезных ошибок на этапе антикризисного управления, и ролью антикризисной устойчивости при осуществлении управления предприятием. Все меры в условиях кризиса можно отнести к двум основным типам: направленные на снижение затрат и направленные на обеспечение доходов. Можно так же, в определённых ситуациях, выделить смешанный тип.
Если первичная цель в формировании антикризисной устойчивости предприятия состоит в защите от первичных факторов воздействия кризиса, то логично выделить следующие меры (методы):
1. приостановка ряда наиболее рискованных инвестиционных проектов;
2. сокращение части персонала;
3. приостановка некоторых направлений производства;
4. анализ цен на продукцию (как в направлении понижения, так и повышения);
5. анализ затрат, идущих на продвижение товара.
Если кризис уже имел место и наша цель - обеспечение стабильности бизнеса с учетом кризисных условий, то набор предпочтительных мер будет выглядеть следующим образом:
Во-первых, анализ затрат и их максимально возможное снижение;
Во-вторых, работа по предотвращению затоваривания складов; только оптимизация складских запасов может существенно повлиять на состояние предприятия;
В-третьих, анализ надёжности поставщиков; правильный выбор партнёров по бизнесу, занимающихся поставками - мера, столь же необходимая, что и работа по сбыту;
В-четвертых, оптимизация затрат на ремонтные работы и торговое оборудование; кризисный период - не лучшее время для данной деятельности;
В-пятых, работа по повышению эффективности действий персонала; тот самый «внутрикорпоративный пиар», о котором говорилось выше;
В-шестых, поиск и выявление должников, анализ дебиторской задолженности;
В-седьмых, работа по удержанию старых и привлечению новых клиентов;
В-восьмых, перманентный анализ рентабельности заказов и ежедневный контроль ключевых показателей предприятия;
В-девятых, планирование поступлений и расходов и предотвращение кассовых разрывов.
Если кризис практически преодолён и задача формирования антикризисной устойчивости состоит в обеспечении конкурентоспособности и развития бизнеса в среднесрочной и долгосрочной перспективе, то меры (методы) окажутся несколько отличающимися:
1. Оптимизация производственных процессов и снижение себестоимости.
2. Повышение конкурентоспособности продукции.
3. Оптимизация продуктовой линейки.
4. Управление портфелем инвестиционных проектов.
5. Эффективное управление филиалами и дочерними предприятиями.
6. Слияния, поглощения, стратегические партнерства.
Из приведённого перечня можно частично выделить, а частично сформулировать положения, непосредственно касающиеся роли антикризисной устойчивости.
Более кратко инструменты (методы) формирования антикризисной устойчивости будут подразделяться на следующие виды:
1. методы усиления финансовой устойчивости за счет управления ликвидностью и структурой активов и источников средств;
2. управления себестоимостью за счет оптимизации постоянных и переменных затрат;
3. управления доходами предприятия по основному виду деятельности, операционным и внереализационным доходам;
4. антикризисного управления персоналом.
К числу резервов повышения антикризисной устойчивости предприятия можно отнести и резервы улучшения устойчивости персонала, которая
обеспечивается проведением рациональной кадровой политики. Основными направлениями кадровой политики на предприятии являются: определение потребности в рабочей силе, как по количеству, так и по качеству; формы ее привлечения и дополнения, разработка мероприятий по улучшению использования персонала (например, повышение квалификации работников). Следовательно, резервы устойчивости кроются в повышении стабильности кадров, в обновлении знаний работников по различным направлениям их деятельности в рамках предприятия.
Одним из инструментов повышения антикризисной устойчивости предприятия, можно считать деятельность PR-менеджера. Хотя полноценные РЯ-службы существуют лишь на крупных предприятиях, в условиях кризиса возможно даже формирование PR-отдела из уже имеющихся сотрудников. РЯ-служба может либо подготовится к неизбежному кризису, либо начать деятельность во время протекания кризиса, смягчая его воздействие, существенно снизив риск негативных последствий кризиса. Как инструмент повышения антикризисной устойчивости предприятия, PR-деятельность эффективна при условии осуществления следующих мер [1]:
- выявления зон риска и наиболее слабых структурных подразделений на предприятии;
- выработка методов воздействия на общественное мнение и создание каналов коммуникаций, по которым будет проходить положительная информация о данном предприятии;
- анализ и оценка источников информации, поступающих на предприятие и отсев недостоверных источников;
- «разъяснительная» работа с руководством предприятия относительно истинного положения дел;
- организация различных тренингов среди персонала;
- деятельность по формированию положительной посткризисной репутации.
Кратко деятельность РЯ-менеджера можно обозначить так. PR-менеджер должен сформировать устойчивую репутацию организации, ее проблемах, ресурсах. Затем предоставить руководству отчёт о имеющихся проблемах в порядке их значимости. После чего составляются специальные детализированные сценарии, стратегии поведения для каждого конкретного случая, для всех предполагаемых сложных ситуаций - кризисные планы. Средства PR -одни из инструментов общего менеджмента, входящие в маркетинговую концепцию управления предприятием. Важный сегмент антикризисной профилактики - повышение уровня компетентности сотрудников руководящего звена, поощрение их инициативности, инвестирование части прибыли в контроль уровня компетентности как руководителей, так и менеджеров среднего звена.
Антикризисный план намечает общую стратегию выхода из кризиса, позволяет принимать взвешенные решения, когда в них возникнет необхо-
димость. План не должен быть очень сложным, поскольку такой ресурс, как «человеческий фактор» может нарушить спланированную деятельность, и многие пункты плана будут проигнорированы. Периодически его надо пересматривать, внося те или иные коррективы, соответствующие потребностям предприятия. Он должен быть гибким, позволяя оперативно реагировать на те или иные непредвиденные события.
Отметим ещё раз роль кадровой политики как инструмента в руках руководителя. Необходимо определить принципы осуществления необходимой ротации кадров, набора новых сотрудников, критерии расширения штатов. Зачастую именно несоответствие уровней компетентности приводит к необоснованному росту числа служащих.
Ещё один инструмент - внедрение перспективных технологий и автоматизации компании. Это повысит антикризисную устойчивость предприятия за счет повышения скорости получения оперативной аналитики.
Повышение антикризисной устойчивости напрямую связано с поиском потенциальных кризисных зон и опережению кризисных воздействий методами умелого регулирования. Реализация этих целей в глобальных масштабах выступает как средство получения достаточно высокой прибыли в долгосрочной перспективе, упрочения, а затем и повышения конкурентных возможностей на рынке, решение кризисной проблемы и проблемы выживания в целом.
Список литературы:
1. Файншмидт Е.А., Юрьева Т.В., Кузнецов Б.В. Антикризисный PR [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://uchebnik-online.com/soder-zhanie/textbook_ 150. html.
ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ КАК ЭФФЕКТИВНОГО СПОСОБА РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
© Станякин С.В.*
Государственный университет - учебно-научно-производственный комплекс,
г. Орел
В статье рассмотрены основные направления влияния государственной контрактной системы на стимулирование развития промышленного комплекса страны. Ведущим направлением такого влияние определено развитие чистой и открытой конкуренции на государственном рынке.
* Аспирант кафедры «Государственное управление и финансы».