Научная статья на тему 'К вопросу построения модели инновационного развития промышленного предприятия'

К вопросу построения модели инновационного развития промышленного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
543
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / СТРАТЕГИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-ЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ / КРИЗИСНЫЕ ТОЧКИ / INNOVATION DEVELOPMENT / STRATEGY / INFORMATION-LOGICAL MODEL OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE ENTERPRISE / CRISIS POINT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матузова И. В.

В статье рассмотрены вопросы формирования стратегий инновационного развития промышленного предприятия, ключевым элементом выбора которых в условиях перехода к инновационной экономике, по мнению автора, является зависимость уровня инновационного развития от уровня инновационной активности предприятия. Определены кризисные точки инновационного развития промышленного предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF CONSTRUCTING A MODEL OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE INDUSTRIAL ENTERPRISE

The paper deals with the formation of innovative strategies for the development of industrial enterprises, a key element of choice which in the transition to an innovation economy, according to the author, is the dependence of the level of innovation development of the level of innovative activity of enterprises. Defined by the crisis point of innovation development of the industrial enterprise.

Текст научной работы на тему «К вопросу построения модели инновационного развития промышленного предприятия»

К ВОПРОСУ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Матузова И.В., доцент, к.э.н. ФГБОУ ВПО «Норильский индустриальный институт»

В статье рассмотрены вопросы формирования стратегий инновационного развития промышленного предприятия, ключевым элементом выбора которых в условиях перехода к инновационной экономике, по мнению автора, является зависимость уровня инновационного развития от уровня инновационной активности предприятия. Определены кризисные точки инновационного развития промышленного предприятия.

Ключевые слова: инновационное развитие; стратегия; информационно-логическая модель инновационного развития предприятия; кризисные точки.

THE PROBLEM OF CONSTRUCTING A MODEL OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE INDUSTRIAL ENTERPRISE

Matuzova I., Associate Professor, Ph.D., FGBOU VPO «Norilsk Industrial Institute»

The paper deals with the formation of innovative strategies for the development of industrial enterprises, a key element of choice which in the transition to an innovation economy, according to the author, is the dependence of the level of innovation development of the level of innovative activity of enterprises. Defined by the crisis point of innovation development of the industrial enterprise.

Keywords: innovation development, strategy, information-logical model of innovative development of the enterprise; crisis point

Одним из основных направлений совершенствования инновационной политики промышленных предприятий является активизация инновационной деятельности, направленная на создание конкурентоспособной продукции, увеличение рыночной стоимости и инновационное развитие предприятия.

Под инновационной деятельностью в целом, понимаются «все научные, технологические, организационные, финансовые и коммерческие действия, реально приводящие к осуществлению инноваций или задуманные с этой целью. Некоторые виды инновационной деятельности являются инновационными сами по себе, другие не обладают этим свойством, но тоже необходимы для осуществле-

ния инноваций» [4]. В ходе успешной реализации технических и управленческих решений по разработке, созданию и внедрению инноваций у организации повышается степень готовности приобретать в процессе финансово-хозяйственной деятельности новые интегративные свойства, которых у нее не было ранее. Таким образом, происходит процесс перехода организации от режима стабильного функционирования к режиму инновационного развития.

Функционирование и развитие - два вида процессов, постоянно присущих эффективной, надежной организации. В таблице 1 приведена сравнительная характеристика задач основных функций менеджмента промышленного предприятия, осуществляющего

Таблица 1. Характеристика задач основных функций менеджмента промышленного предприятия, действующего в условиях режимов функционирования и развития

Функции менеджмента Режим функционирования Режим развития

1 2 3

Планирование • обеспечение устойчивости функционирования предприятия; • формирование организационно технических и социально-экономических мероприятий, обеспечивающих выполнение планов; • выбор оптимальной стратегии деятельности на основе прогнозов альтернативных вариантов. • обеспечение перехода от устойчивого функционирования к развитию; • формирование оптимального по номенклатуре портфеля инноваций и инвестиций; • выбор оптимальной стратегии развития на основе анализа потенциала предприятия и финансовой среды.

Организация • линейно-функциональный тип организационной структуры; • средняя скорость принятия управленческих решений; • деление организации на части и делегирование выполнения общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий; • организация выполнения принятых решений. • матричный тип организационной структуры; • высокая скорость принятия управленческих решений; • создание условий для формирования определенной организационной культуры; • осуществление преобразований системы в ходе развития. • применение процессного подхода к управлению.

Мотивация • определение и создание условий, причин, побуждающих к эффективному труду с учетом потребностей и поведения человека и группы; • поощрения и премии в рамках разработанной системы стимулирования персонала. • премии, поощрения за участие и разработку программ развития; • возможности проявления инициативы и осуществления самоконтроля; • преодоление сопротивления персонала внедрению инноваций, способствующих развитию.

Контроль • стратегический контролинг; • оперативное выявление и своевременное пресечение нарушений и отклонений, возникающих в процессе выполнения хозяйственных операций и производственных заданий. • оперативный контролинг; • установление экономической целесообразности производимых работ и хозяйственных операций, вскрытие недостатков и упущений в стратегии развития.

свою хозяйственную деятельность в условиях режима функционирования и режима развития.

В настоящее время наряду с экстенсивной и интенсивной формами развития все большое значение в практике стратегического управления деятельностью промышленного предприятия приобретает инновационное развитие.

На основе проведенного анализа понятия и сущности процесса инновационное развитие, можно выделить его основные характеристики.

1. Инновационное развитие - одно из направлений стратегического развития предприятия, предполагающего внедрение в финансово-хозяйственную деятельность радикальных изменений на основе имеющегося инновационного потенциала. В этом случае изменившаяся система с новыми свойствами эффективнее, чем прежде, выполняет свои функции или приобретает новые.

2. С точки зрения системного подхода инновационное развитие промышленного предприятия, которое является открытой системой и взаимодействует с внешней средой путем обмена с ней энергией, информацией, материалами, определяется не только ее системными качествами, но и условиями внешней среды, для которой характерны такие черты как риск и неопределенность

3. Существенную характеристику инновационного развития составляет время, поскольку всякое развитие осуществляется в реальном времени и только время выявляет его направленность.

4. Инновационное развитие предполагает качественное преобразование и обновление двух взаимосвязанных частей: объекта и субъекта воздействия.

Значительный вклад в развитие теории и методологии инновационного развития промышленных предприятий внесли отечественные ученые, среди которых следует отметить исследования В.П. Ба-ранчеева, А.А. Бовина, В.П. Васильева, В.Н. Гунина, А.Ю. Забродина, Д.И Кокурина, С.Ю Ляпина, А.А. Трифиловой, О.В. Трофимова, А.И. Шебарова. Несмотря на достаточное внимание к проблеме формирования механизма управления инновационным развитием, в настоящее время дискуссионными остаются концептуальные основы формирования и выбора стратегий инновационного развития.

С точки зрения эволюционного подхода организационное развитие промышленного предприятия, как правило, проходит три основных стадии [2]:

1) от рождения к юности;

2) от юности через стабильность к зрелости и аристократизации;

3) от аристократизации к смерти.

Для устойчивого развития, по мнению Н.И. Лапина, имеющего опыт консультирования российских фирм по вопросам развития производственных систем в динамичной, изменчивой среде, из всех фаз жизненного цикла организации наиболее значима - фаза зрелость. Предприятие, вступившее в данную фазу, считает себя успешным и способным активизировать инновационную деятельность. Однако, с точки зрения революционного подхода, зачастую, именно применение инноваций различного рода способствует раз-

витию производственной системы во времени. Тем самым, знание на каком этапе жизненного цикла находится организация необходимо лишь для того, чтобы правильно определить стратегию инновационного развития, позволяющую мобилизовать все экономикоорганизационные ресурсы.

Поэтому предлагается информационно-логическая модель инновационного развития предприятия (рис. 1) в основе, которой лежат четыре стратегии, предложенные автором в зависимости от состояния инновационного потенциала и инновационного климата: стратегия инновационного роста; стратегия технического прорыва; стратегия организационного прорыва; стратегия инновационного прорыва.

Данная модель представляет собой зависимость уровня инновационного развития от уровня инновационной активности предприятия независимо от этапа жизненного цикла, в котором находится организация. Переход предприятия от одной стратегии к другой осуществляется путем преодоления «кризисных точек».

По мнению российского академика Л.И. Абалкина, инновационная активность - это динамическая, целенаправленная деятельность по созданию, освоению в производстве и продвижению на рынок продуктовых, процессных, организационных и управленческих нововведений с целью получения инновационно-активным предприятием коммерческой выгоды и конкурентных преимуществ. Инновационно-активное предприятие - предприятие, осуществляющее разработку и применение новых или усовершенствованных продуктов, технологических процессов и иные виды инновационной деятельности [5].

Поляков В.В., характеризуя инновационную активность, акцентирует внимание на эффективности использования инновационного потенциала предприятия, и под инновационной активностью понимает комплексную характеристику инновационной деятельности, включающей степень интенсивности осуществляемых действий и их своевременность, способность мобилизовать потенциал необходимого количества и качества [3].

Предлагается под инновационной активностью понимать комплексную, целенаправленную инновационную деятельность предприятия, степень интенсивности которой напрямую зависит от уровня инновационного потенциала предприятия, а, результативность, которой определяется наличием благоприятного инновационного климата.

Любая компания мира в разные периоды своей жизни проходит через кризисы своего собственного развития. Проведя анализ порядка 100 предприятий малого и среднего бизнеса, обсудив кризисные точки в развитии предприятия с более чем тысячей менеджеров на семинарах, российские исследователи пришли к выводу, что три простых параметра достаточно четко могут сигнализировать о возможном приближении кризиса [1]:

1) время жизни компании на рынке;

2) объем продаж компании;

3) количество сотрудников компании.

Не вызывает сомнений тот факт, что промышленное предприятие - это сложная производственная система со своими входами и

Уровень инновационной активности Рис. 1. Информационно-логическая модель инновационного развития промышленного предприятия*

выходами. Структурируя систему на элементы на основе принципа «черного ящика» (рис. 2), выделяется ресурсная группа элементов на входе в систему, на выходе - результирующая группа элементов,

и, третья группа элементов - функционально-организационная. Затем на втором этапе структурирования системы ресурсная группа элементов характеризуется инновационной обеспеченностью и инновационной восприимчивостью; функционально-организационная группа элементов характеризуется организованностью инновационного процесса, и, наконец, результирующая группа элементов - инновационной результативностью.

Таким образом, с точки зрения ресурсного подхода, под кризисными точками в инновационном развитии предприятия предлагается понимать: инновационную обеспеченность; инновационную восприимчивость; организованность инновационного процесса; инновационную результативность.

Преодоление кризисных точек уровня инновационной активности промышленного предприятия позволяет повышать уровень его инновационного развития.

Под инновационной обеспеченностью понимается наличие основных видов ресурсов, необходимых для инновационной деятельности. Это техническая оснащенность предприятия, где значимую роль в инновационном процессе играет повышение эффективности использования основных фондов, приобретение нового оборудования, расширение производства, применение инновационных технологий. Персонал организации является основной движущей силой инновационной деятельности в целом. Поэтому возможность проявления инициативы, не сопротивление инновационному процессу обеспечивает достижение целей инновационного развития. Преодоление кризиса обеспеченности при низком потенциале предприятия и неблагоприятном инновационном климате позволяет осуществлять стратегию «инновационного роста». Следует отметить, что в сложившихся условиях одной из задач эффективного функционирования промышленного предприятия является совершенствование системы управления предприятием, направленное на повышение эффективности производственной деятельности за счёт сокращения затрат и оптимизации существующих производственных мощностей. Ключевая роль в данном случае отводится процессным инновациям в силу того, что инновации такого рода основываются на эффективном использовании производственного оборудования или новых методов организации производственного процесса. Такие инновации нацелены, как правило, на повышение эффективности производства в целом.

Под инновационной восприимчивостью понимается способность организации к быстрому восприятию инновации извне, эффективному ее созданию внутри предприятия, освоению и внедрению ее в целях удовлетворения потребительского спроса. Важным критерием, характеризующий инновационную политику предприятия, является количество внедренных инноваций, от которых зависит опыт работы сотрудников и инвестиционная составляющая конечной продукции, технологий, бизнес-процессов. Преодоление кризиса инновационной восприимчивости в условиях наличия высокого потенциала у предприятия и неблагоприятного инновационного климата позволяет осуществлять «Стратегию технического прорыва». В сложившихся условиях возможности использования различного вида ресурсов и наличия высокой степени меры готовности одной из задач инновационного развития промышленного предприятия является совершенствование системы проектного управления на основе реализации механизма эффективного создания инновационного продукта. Ключевая роль отводится продуктовым и технологическим инновациям.

Под организованностью инновационного процесса понимается расположенность организации к инновациям, которая определяется типом организационной структуры, удельным весом руководящего персонала и скоростью принятия решения. Оценка скорости принятия тактических и стратегических решений может быть

Рис. 2. Модель производственной системы на основе принципа «черного ящика»

сформирована на основе данных о штате предприятия, уровней иерархии организационной структуры управления и ряда параметров, указывающих на скорость реагирования инновационной политики организации на различные ситуации и адаптации к ним. В условиях наличия у предприятия низкого потенциала и благоприятного инновационного климата после преодоления кризиса организованности инновационного процесса предлагается использовать «Стратегию организационного прорыва». Не вызывает сомнения тот факт, что в сложившихся условиях одной из задач инновационного развития промышленного предприятия является совершенствование системы управления персоналом с целью повышения экономико-управленческой грамотности. Очевидно, что для коммерческого успеха инновационных проектов значимую роль играет качество проектной команды и наличие рынка. Под качеством понимается наличие управленческо-рыночных компетенций персонала, а не научно-технических. Поэтому для данной стратегии приоритетом становятся такие организационные инновации, как реализация нового метода в управлении предприятием, организация рабочих мест или организация внешних связей. Данные инновации направлены на повышение эффективности деятельности организации путем снижения административных и транзакционных издержек, путем повышения удовлетворенности работников и тем самым повышения производительности труда.

Инновационная результативность - это эффективность всех инновационных процессов предприятия, которая находит отражение в оценке эффективности затрат на НИОКР и рентабельности инноваций. «Стратегия инновационного прорыва» характеризуется наличием высокого инновационного потенциала у предприятия и благоприятным инновационным климатом. При реализации данной стратегии с привлечением долгосрочных капитальных вложений реализуются дорогостоящие теоретические, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, что в конечном итоге приводит к организации принципиально нового производства и создания нового рынка. Данная стратегия может быть использована в рамках реализации крупных национальных проектов, которых может быть немного, главным образом в области капиталоемких и особенно перспективных научно-технических направлений. Основным преимуществом реализации данной стратегии является создание экспериментальных площадок управляемого инновационного саморазвития, разработка и внедрение технологических, организационных и маркетинговых инноваций, что в конечном итоге приведет к динамичному развитию экономики в целом.

В итоге представленная информационно-логическая модель инновационного развития промышленного предприятия позволяет на основе комплексного подхода к оценке инновационной активности предприятия формализовать принятие обоснованных управленческих решений о выборе стратегии развития на основе преодоления кризисных точек, реализация которой будет определять уровень инновационности промышленного предприятия.

Инновационное развитие предприятия является одной из стратегических задач управления финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта. Разрабатываемые и реализуемые стратегии инновационного развития промышленного предприятия, и инновационные проекты в рамках концептуальной модели управления инновационным развитием на основе эндогенного и экзогенного подходов должны обеспечить целенаправленную деятельность хозяйственных руководителей по повышению эффективности работы предприятий и достижении ими нового качества роста.

Литература:

1. Качалов И. Три ключевых параметра развития кризисов компаний [электронный ресурс] Режим доступа. - http:// www.iteam.ru/publications/corporation/section_100/article_3194/ (дата обращения 23.07.2012)

2. Лапин, Н.И.Теория и практика инноватики: учебное пособие / Н.И. Лапин. - М.: Университетская книга; Логос, 2008. - 328 с. (Новая университетская библиотека)

3. Поляков В.В. Мониторинг инновационных процессов в научно-технической сфере // Инновации. 2003. №5. с. 62

4. Руководство Осло «Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям». Третье издание: Перевод с англ. Государственное учреждение «Центр исследований и статистики науки» (ЦИСН), Москва. - 2010

5. Экономическая энциклопедия/ Под ред. Л.И. Абалкина. -М.: Экономика,1999

* Разработано автором.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.