Научная статья на тему 'К вопросу подготовки студентов-боксёров'

К вопросу подготовки студентов-боксёров Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
272
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА / БОЙ НА СРЕДНЕЙ И БЛИЖНЕЙ ДИСТАНЦИИ / INFIGHTING AND OUTFIGHTING (FIGHTING AT THE SHORT AND MIDDLE RANGE) / SPORTS TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Демидов Александр Геннадьевич, Хомяков Геннадий Константинович

Предлагается план и средство обучения навыкам боя на средней и ближней дистанции в тренировочном процес-се «новичков» боксѐров студентов. Дан критерий ограничения физической нагрузки. Предложен граф оптими-зации тренировки атлета. Описан врачебно-педагогический контроль урока по боксу. Показана эффективность предложенной методики тренировки. Предложен модифицированный снаряд для отработки техники, тактики и силы ударов на ближней и средней дистанции. Определены основные направления восстановительного процес-са организма спортсмена после интенсивных тренировок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Демидов Александр Геннадьевич, Хомяков Геннадий Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PREPARATION OF STUDENT BOXERS

The article proposes a plan and a training aid for fighting skills at short and middle range in the training process of stu-dent boxers beginners. A criterion of limiting physical exercise is given. An optimization graph of athlete training is sug-gested. A medical and pedagogical control of a boxing lesson is described. The effectiveness of the proposed method of training is demonstrated. A modified apparatus for practicing skills, tactics and force of blows at infighting and outfighting is offered. The main directions of athlete recovery after intense workouts are identified.

Текст научной работы на тему «К вопросу подготовки студентов-боксёров»

УДК 796.83

К ВОПРОСУ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-БОКСЁРОВ

1 9

А.Г.Демидов1, Г.К.Хомяков2

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83. Иркутский государственный университет путей сообщения, 664074, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15.

Предлагается план и средство обучения навыкам боя на средней и ближней дистанции в тренировочном процессе «новичков» боксёров - студентов. Дан критерий ограничения физической нагрузки. Предложен граф оптимизации тренировки атлета. Описан врачебно-педагогический контроль урока по боксу. Показана эффективность предложенной методики тренировки. Предложен модифицированный снаряд для отработки техники, тактики и силы ударов на ближней и средней дистанции. Определены основные направления восстановительного процесса организма спортсмена после интенсивных тренировок. Ил. 3. Табл. 2. Библиогр. 5 назв.

Ключевые слова: спортивная тренировка; бой на средней и ближней дистанции.

ON THE PREPARATION OF STUDENT BOXERS A.G. Demidov, G.K. Khomyakov

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074. Irkutsk State University of Railway Engineering, 15 Chernyshevsky St., Irkutsk, 664074.

The article proposes a plan and a training aid for fighting skills at short and middle range in the training process of student boxers - beginners. A criterion of limiting physical exercise is given. An optimization graph of athlete training is suggested. A medical and pedagogical control of a boxing lesson is described. The effectiveness of the proposed method of training is demonstrated. A modified apparatus for practicing skills, tactics and force of blows at infighting and outfighting is offered. The main directions of athlete recovery after intense workouts are identified. 3 figures. 2 tables. 5 sources.

Key words: sports training; infighting and outfighting (fighting at the short and middle range).

В отечественной системе обучения боксу недостаточное внимание уделяется обучению навыкам ближнего боя, в отличие от ведущих американских и кубинских школ [3, 4]. Анализ литературных данных, а также изучение программы подготовки для ДЮСШ наглядно демонстрируют отсутствие стройной системы обучения ближнему бою [1,2,3]. По действующей сегодня программе ДЮСШ только в конце второго года несколько занятий отводится на ознакомление (не изучение) с тактикой ближнего боя. Учащаяся молодёжь в своём большинстве начинает заниматься боксом в возрасте 17-18 лет. Только поступив в вуз, они получают такую возможность. Но программы по начальной подготовке для этой возрастной группы нет. Кроме того, не соответствуют требованиям данного вида спорта естественные сенситивные периоды развития физических качеств (табл. 1).

В связи с выявленными проблемами требуют решения следующие задачи: обратить внимание на развитие отстающих в развитии физических качеств и совершенствование формирующихся способностей соответственно настоящему возрасту.

Для этого предложена следующая последова-

тельность тренировочного процесса, обусловленная физиологической последовательностью протекающих в организме морфофункциональных процессов (табл. 2).

Этот порядок тренировки обусловлен функциональными особенностями деятельности организма. Развитие выносливости достигается длительной циклической работой. Упражнения комплекса развивающих упражнений повторяются в равномерном темпе до появления утомления. Для развития силы применяется небольшое отягощение, позволяющее повторить упражнение 8-10 раз. В зависимости от подготовленности спортсмена можно повторить упражнения в комплексе упражнений от трёх до шести подходов.

Скоростную силу развивают упражнения с отягощениями, составляющими 25-50% от веса, применявшегося в упражнениях на развитие силы, но выполняющиеся с повторением 20-30 раз за определённый промежуток времени до появления утомления. Силовая выносливость вырабатывается с отягощениями, достигающими 75% от веса для развития силы с максимально возможным числом повторений данного упражнения.

1Демидов Александр Геннадьевич, старший преподаватель кафедры физкультуры, мастер спорта. Demidov Alexander, Senior Lecturer of the Department of Physical Education, Master of Sports.

2Хомяков Геннадий Константинович, заслуженный врач России, кандидат медицинских наук, доцент кафедры физической культуры, судья республиканской категории, e-mail: bezpproz@irgups.ru

Khomyakov Gennady, Honored Doctor of Russia, Candidate of Medical sciences, Associate Professor of the Department of Physical Education, Republican Certified Judge, e-mail: bezpproz@irgups.ru

Таблица 2

Примерные сенситивные периоды развития двигательных качеств

Таблица 1

Морфофункциональные показатели физических качеств Возраст (лет)

7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Рост + + + +

Мышечная масса + + + +

Быстрота + + + + + +

Скоростно-силовые качества + + + + + + +

Сила + + + +

Выносливость (аэробные возможности) + + + + + +

Анаэробные возможности + + +

Гибкость + + + +

Координационные способности + + + +

Равновесие + + + + +

Месячный план тренировок

развития физических качеств

Физическое качество I неделя II неделя III неделя IV неделя

Выносливость

Сила

Скоростная сила (быстрота)

Силовая выносливость

Статьи, описывающие методы подготовки высших спортивных достижений, изобилуют объемными и предельно интенсивными схемами тренировок, предполагающих непосильное для среднего боксёра-любителя планирование занятий. Попытки следовать этим программам могут привести к перетренированности в лучшем случае или к полному срыву адаптации - в худшем. А итог один и тот же - отсутствие прогресса в течение многих лет.

Несомненно, что увеличение интенсивности, тяжести и жесткости тренинга сопровождается восстановлением организма - это двуединый процесс. Поэтому ясно, что такая интенсификация тренинга в спорте невозможна без оптимизации восстановительного процесса. В классической форме восстановительные меры представляют собой комплекс педагогических, диетических, психологических и фармакологических мероприятий, направленных на восполнение умственных и физических усилий, которые атлет расходует на тренировках и соревнованиях.

Педагогические средства предполагают оптимальное планирование тренировочного процесса. Сюда входит определение объема, интенсивности и частоты тренировочных нагрузок, а также соотношения работы и отдыха. Помимо этого, большое значение имеет вариативность тренинга.

Под диетическими средствами восстановления понимается, прежде всего, точное соответствие употребления макро - и микронутриентов тем метаболическим процессам, которые протекают в организме спортсмена в каждый конкретный отрезок времени. Здесь имеется в виду покрытие сиюминутных и отставленных потребностей организма в энергетических

и пластических веществах, витаминах, ферментах и микроэлементах.

Психологические средства представляют собой комплекс приемов, формирующих у спортсмена устойчивую мотивацию, конструктивный подход к тренировочному процессу, позитивный психологический настрой. Необходимо избегать неизбежно возникающих в процессе тяжелой тренировки негативных психологических установок и явлений нервного напряжения или истощения.

Фармакологические средства охватывают чрезвычайно широкий спектр лекарственных препаратов и биологически активных веществ, призванных регулировать метаболизм для решения задач, поставленных перед тренировочным процессом, купирования возникающих под влиянием сверхнагрузок отклонений в состоянии здоровья и оптимальной стимуляции анаболических процессов в организме спортсмена. Немаловажной и равно серьезной задачей фармподдержки является повышение спортивной работоспособности, увеличение адаптационных резервов организма и устранение негативных психологических установок, от которых не удалось избавиться психологическими методами.

Для обеспечения развивающего тренировочного эффекта необходимо:

1) планомерное повышение физических нагрузок, обеспечивающих последующее гипервосстановление; 2) полноценное питание; 3) исключение тренировочной перегрузки.

Физическое развитие ограничивают физиологические возможности сердечно-сосудистой и респираторной системы. Их перенапряжение ведёт к перетрени-

ровке и развитию необратимых изменений. Поэтому необходимо в тренировочном процессе опираться на информативный критерий функционирования этих систем. Таким критерием является индекс эффективности кровообращения (ИЭК). Данный показатель сугубо индивидуален. Снижение его ниже 0.3 ведёт к дистрофическим изменениям в сердечной мышце, перетренированности.

Предложенный индекс эффективности кровообращения (ИЭК) определим частным от деления пульсового давления на частоту сердечных сокращений:

Пульсовое давление

ИЭК =---,

частота сердечньа сокращений

Пульсовое давление = АДтах - АДтп , АДпах -максимальное артериальное давление, АДтпп - минимальное артериальное давление.

Контроль над динамикой ИЭК является объективным фактором контроля здоровьесберегающей технологии тренировочного процесса.

Повышенные требования к дыхательной и сердечно-сосудистой системе предъявляются в боксёрском поединке на средней и ближней дистанции. Поэтому необходим грамотный подход подведения готовности не только психологической, но и физической к такой тренировке. Здесь необходимо учитывать ИЭК.

Для обучения техники ударов на средней и ближней дистанции боксёрского поединка используются боксёрские мешки, груши, манекены, что имеет следующие недостатки:

а) обучение ударных навыков на манекене осуществляется в статически неподвижном положении снаряда при отсутствии определённой опоры для нанесения акцентированного удара; б) на боксёрских мешках и грушах у спортсменов медленно формируется чувство дистанции и в отсутвии ударной опоры вырабатывается скользящий неэффективный удар. Работа со спарринг-партнёрами вырабатывает чувство дистанции, однако контратакующие действия невозможно проводить с нанесением максимально сильных ударов в регулярных тренировках. Тем самым удлиняется срок обучения студентов-боксёров. Авторами предложен модифицированный спортивный снаряд «груша», который позволяет ускорить обучение спортсменов ведению боя на средней и ближней дистанции.

Предлагаемый тренажёр (рис.1) для боксёров-новичков обладает рядом преимуществ:

1. Обучение проводится на снаряде, имеющем опорную часть для обучения акцентированным ударам. Уязвимые ударные точки наглядно помечаются тренером, который даёт задание отрабатывать удары по ним. На данном снаряде проводится обучение ударной технике как по верхнему этажу (голова), так и по нижнему (солнечное сплетение, печень).

2. Наряду с ударной техникой на средней и ближней дистанции у боксёра-новичка формируется отход на дальнюю дистанцию, что очень важно в самом начале обучения.

3. Динамичность закреплённого тренажёра позволяет обучение защитным действиям и ударной тех-

нике по движущейся мишени. Причём атака и отход производятся под разными углами.

4. Появляется возможность тренировки на разных дистанциях: ближней, средней и дальней с применением серий ударов.

5. Немаловажна дешевизна изготовления этого тренажёра.

Тренажер состоит из боксёрского мешка и двух кольцевых опор, расположенных на разной высоте тела снаряда (рис.1). Кольцевая опора позволяет отрабатывать акцентированный удар на средней и ближней дистанции боя.

Рис. 1. Модифицированный боксёрский снаряд «груша»

Детально тренировочный процесс можно отобразить графом допустимой последовательности действий тренировочного процесса (рис. 2). В алгоритме в места между проверкой двух логических условий введены «пустые» операторы, которые помечены двойными кружками, а двойными стрелками помечены недопустимые пути. «Пустые» операторы - операторы, которым не соответствуют действия тренировочного процесса.

Рис. 2. Граф допустимой последовательности действий тренировочного процесса

Как видно из графа, допустимый тренировочный процесс от нулевой «0» до «12» вершины (с повторением начиная с «7» или окончанием тренировки через «12») может проходить как с сохранением предыду-

щей нагрузки (вершина «14») и с уменьшением нагрузки (вершина «13»), так и с увеличением нагрузки (вершина «10»). Причем все эти пути приходят в вершину «11». Заметим, что путь от «0» до «8» вершины является обязательным для всех вариантов тренировочного процесса, после которого возможны четыре варианта реализации процесса, после которого возможны четыре варианта реализации тренировки: а) 8-15-14-11; б) 8-9-13-11; в) 8-15-13-11; г) 8-9-10-11.

Операторы действия от А0 до А8 соответствуют вершинам графа, кроме пустых вершин, обозначающих раздвоенные пути.

Врачебно-педагогический контроль тренировки отражает переносимость атлетом предложенной нагрузки. Сердечно-сосудистая система реагирует на нагрузку нормотонической, гипертонической, гипотонической, атонической, дистонической реакцией. Наиболее благоприятной является нормотоническая реакция сердечно-сосудистой системы на предложенную физическую и психофизиологическую нагрузку.

Проведённый врачебно-педагогический контроль на тренировке с боксёрами «новичками» показал, что подготовительная часть проведена методически правильно - организм спортсменов постепенно подготовлен для проведения основной части урока. Основная часть урока также соответствует физиологическим

данным спортсменов. Заключительная нормализует состояние атлета (рис.3).

часть урока

k, - пульс 1 1 1 1 1 ..............4"" 1 1 1 "ч .1 Частота

1 AD min К

1 !

Вводная часть урока ЛФК (30 %)

Основная часть урока ЛФК (50 %)

Заключительная часть урока ЛФК (20 %)

Рис. 3. Врачебно-педагогический контроль на уроке ЛФК за больными ХЗЛ

Таким образом, решение поставленной задачи по обучению ведению боксёрского поединка на средней и ближней дистанции предполагает разработку программы планирования тренировочного процесса. При этом необходимо учитывать индивидуальное физическое состояние спортсмена.

Библиографический список

1. Гаськов А.В., Аглеев В.Ф. Технология планирования тренировочного процесса в боксе. Улан-Удэ, 2011. 137с.

2. Огуренков Е.И. Физическая подготовка боксёра. М.: Изд-во «Советская литература», 1987. 135с.

3. Стрельников В.А. Вузовский бокс: вопросы теории методики. Улан-Удэ, Бурятское книжное издательство, 159с.

4. Ширяев А.Г. Бокс. Учителю и ученику. Изд. 2, перераб. и доп. СПб.: Изд-во «ШАТОН», 2002.192с.

5. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва /А.О. Акопян [и др.] М.: Советский спорт, 2005. 71с.

УДК 339.923

СООТВЕТСТВИЕ РОССИЙСКОГО КОРПОРАТИВНОГО СЕКТОРА ТРЕБОВАНИЯМ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Э.Л.Доржиева1

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Развитие инновационной экономики для России чрезвычайно актуально. Отмечено, что следствием инновационного отставания России является падение конкурентоспособности российских предприятий. На основе представленных данных, характеризующих инновационное развитие российской экономики, анализируются факторы, определяющие роль крупных корпораций в этом процессе. Согласно российским исследованиям, уровень и результативность инновационной деятельности крупных корпораций значительно превышает показатели остальных предприятий. Однако рассматривать их как активных инноваторов можно только на фоне низких показателей остальных предприятий. Современный российский инновационный сектор крайне незначителен в общих масштабах экономики. Характеристика инновационного поведения российских корпораций, возможные причины, сдерживающие инновационную активность предприятий, рассмотрены в данной работе. Библиогр. 16 назв.

Ключевые слова: корпоративный сектор; инновации; инновационное поведение; НИОКР.

1Доржиева Эржена Лхамажаповна, старший преподаватель кафедры экономической теории и финансов, тел.: 89248381638, e-mail: delham@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Dorzhieva Erzhena, Senior Lecturer of the Department of Economic Theory and Finance, tel.: 89248381638, e-mail: del-ham@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.