Научная статья на тему 'К вопросу перспектив системы подготовки кадров для научно-инновационной деятельности'

К вопросу перспектив системы подготовки кадров для научно-инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
826
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАТИКА / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / INNOVATION / INNOVATIVE ACTIVITY / INNOVATIVE ENVIRONMENT / SCIENTIFIC AND TECHNICAL CREATIVITY / RESEARCH ACTIVITIES / TRAINING OF SPECIALIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новоселов Сергей Владимирович, Маюрникова Лариса Александровна, Килина Ирина Александровна

Введение. В статье представлено исследование проблемы подготовки специалистов для научно-инновационной деятельности в сферах жизни общества. Теоретический анализ инновационного и педагогического опыта по данной проблематике показывает, что актуальным и перспективным направлением повышения эффективности обучения студентов является создание таких психолого-педагогических условий, в которых обучающийся занимает активную личностную позицию, развивает творческие способности, включается в научно-исследовательскую, а в дальнейшем в научно-инновационную деятельность. Рассматриваются основные понятия: «новатор», «инноватор», «специалист инновационной деятельности», выступающий в роли менеджера инноватики, и его основные психологические характеристики. Предложены направления подготовки специалистов для инновационной деятельности (ИД) на основе системы «наука и образование производство рынок». Цель статьи актуализировать проблему подготовки кадров для научноинновационной деятельности, представить пути ее решения. Методология. Авторы исследования придерживаются системного подхода. Они рассматривают подготовку специалистов для научно-инновационной деятельности как систему с учетом государственной поддержки, подсистемами которой выступают общее, среднее профессиональное, высшее и дополнительное образование, научно-исследовательские институты, предприятия реального сектора экономики, фонды. В статье использовались теоретические методы исследования: анализ научной литературы и опыта инновационной деятельности образовательных организаций высшего образования, научно-исследовательской деятельности студентов и аспирантов на основе их участия в федеральных программах Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, структуры научно-технического творчества студентов; метод моделирования при разработке системы подготовки специалистов для инновационной деятельности. Результаты. Авторы описывают психологические свойства специалиста инновационной деятельности, уделяя основное внимание развитию технического мышления студентов в рамках научно-технического творчества. Предложена система подготовки кадров для научно-инновационной деятельности, предполагающая формирование специалистов ИД в процессе непрерывного образования: от обучения в школе до практической деятельности во всех сферах общества. Разработана модель подготовки специалистов для инновационной деятельности. Предложена структура развития научно-технического творчества студентов. Заключение. Для формирования специалиста ИД необходима инновационная среда в научнообразовательных организациях, в том числе вузах. Для подготовки специалистов целесообразно разработать и внедрить научно-образовательную программу по направлению «Инноватика», дисциплины, ориентированные на развитие научно-технического творчества у будущих специалистов других отраслей. С этой же целью активизируются научно-исследовательская работа в вузах, участие студентов в конкурсах, грантах по программам «Студенты и аспиранты малому наукоемкому бизнесу», «УМНИК», «Старт» и др. Интеграция программ «Ползуновские гранты» «УМНИК» «Старт» рассматривается как системообразующий потенциал при формировании внутрии межвузовской моделей подготовки кадров для ИД, включающих интеграцию знаний, новаций и инноваций, возможность апробации студентами идей проектов, направленных на вывод нового продукта на рынок, в рамках их работы в малых инновационных предприятиях (МИП), и как создание системы стимулов для МИП региона.Introduction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новоселов Сергей Владимирович, Маюрникова Лариса Александровна, Килина Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents a study of the problem of training specialists for scientific and innovative activities in human life. Theoretical analysis of innovative and pedagogical experience on this issue shows that an actual and promising direction of improving the effectiveness of student education is the creation of such psychological and pedagogical conditions in which the learner takes an active personal position, develops creative abilities, is included in the research, and in the future Scientific and innovative activity. The basic concepts are considered: the innovator, the innovator, the expert of innovative activity (ID), acting in a role of the manager of innovation, and its basic psychological properties. The directions of training specialists for ID on the basis of the system “science and education production market” are proposed. The purpose of the article is to update the problem of training personnel for scientific and innovative activities, and to present ways of solving it. Materials and Methods. The authors of the study followed a systematic approach and considered the training of specialists for scientific and innovative activity as a system whose subsystems are general, secondary vocational, higher and additional education, research institutes, enterprises of the real economy, funds, with state support and regulation of this system. The theoretical methods of research were used: analysis of scientific literature and existing experience in conducting innovative activity by educational organizations of higher education, research activities of students and graduate students on the basis of their participation in the federal programs of the Foundation, the structure of scientific and technical creativity of students; Method of modeling when developing a system of training specialists for innovation. Results. The authors describe the psychological properties of a specialist in innovative activity, focusing on developing the technical thinking of students in the framework of scientific and technical creativity. A system of training personnel for scientific and innovative activities is proposed, which assumes the formation of ID specialists in the process of continuous education: from schooling to practical activities in all sectors of society. A model of training specialists for innovation has been developed. A structure for the development of scientific and technical creativity of students is proposed. Conclusions. The authors come to the conclusion that for the formation of an ID specialist it is necessary to form an innovation environment in scientific and educational organizations, including educational organizations of higher education. For this purpose, it is expedient to integrate the training of specialists through the development and implementation of a scientific and educational program in the direction of “Innovation”, disciplines aimed at developing the students of scientific and technical creativity of future specialists of other industries. The activation of research work in universities, the participation of students in competitions, grants under the programs “Students and graduate students to small-scale science-intensive business”, “UMNIK”, “Start” and others. Integration of the programs “Polzunovskie grants” “UMNIK” “Start” is considered as a system-forming potential in the formation of the intraand inter-university model of training personnel for ID, the integration of knowledge, innovations and innovations, the possibility of approbating students’ ideas for projects aimed at bringing a new product to the market, Within the framework of their work in small innovative enterprises (IIP), and as the creation of a system of incentives for the IIP region.

Текст научной работы на тему «К вопросу перспектив системы подготовки кадров для научно-инновационной деятельности»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАцИЙ BASED ON THE EXPERIENCE OF EDuCATIONAL ESTABLISHMENT

УДК/uDC 378.14 С. В. Новоселов, Л. А. Маюрникова, И. А. Килина

S. Novoselov, L. Majurnikova, I. Kilina

К ВОПРОСУ ПЕРСПЕКТИВ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

для научно-инновационной деятельности

ON THE ISSuE OF THE PERSPECTIVES OF THE TRAINING SYSTEM FOR SCIENTIFIC AND INNOVATIVE ACTIVITY

Введение. В статье представлено исследование проблемы подготовки специалистов для научно-инновационной деятельности в сферах жизни общества. Теоретический анализ инновационного и педагогического опыта по данной проблематике показывает, что актуальным и перспективным направлением повышения эффективности обучения студентов является создание таких психолого-педагогических условий, в которых обучающийся занимает активную личностную позицию, развивает творческие способности, включается в научно-исследовательскую, а в дальнейшем в научно-инновационную деятельность. Рассматриваются основные понятия: «новатор», «инноватор», «специалист инновационной деятельности», выступающий в роли менеджера инно-ватики, и его основные психологические характеристики. Предложены направления подготовки специалистов для инновационной деятельности (ИД) на основе системы «наука и образование — производство — рынок». Цель статьи — актуализировать проблему подготовки кадров для научно-инновационной деятельности, представить пути ее решения.

Методология. Авторы исследования придерживаются системного подхода. Они рассматривают подготовку специалистов для научно-инновационной деятельности как систему с учетом государственной поддержки, подсистемами которой выступают общее, среднее профессиональное, высшее и дополнительное образование, научно-исследовательские институты, предприятия реального сектора экономики, фонды. В статье использовались теоретические методы исследования: анализ научной литературы и опыта инновационной деятельности образовательных организаций высшего образования, научно-исследовательской деятельности студентов и аспирантов на основе их участия в федеральных программах Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, структуры научно-технического творчества студентов; метод моделирования при разработке системы подготовки специалистов для инновационной деятельности.

Результаты. Авторы описывают психологические свойства специалиста инновационной деятельности, уделяя основное внимание развитию технического мышления студентов в рамках научно-технического творчества. Предложена система подготовки кадров для научно-инноваци-

онной деятельности, предполагающая формирование специалистов ИД в процессе непрерывного образования: от обучения в школе до практической деятельности во всех сферах общества. Разработана модель подготовки специалистов для инновационной деятельности. Предложена структура развития научно-технического творчества студентов.

Заключение. Для формирования специалиста ИД необходима инновационная среда в научно-образовательных организациях, в том числе вузах. Для подготовки специалистов целесообразно разработать и внедрить научно-образовательную программу по направлению «Инноватика», дисциплины, ориентированные на развитие научно-технического творчества у будущих специалистов других отраслей. С этой же целью активизируются научно-исследовательская работа в вузах, участие студентов в конкурсах, грантах по программам «Студенты и аспиранты малому наукоемкому бизнесу», «УМНИК», «Старт» и др. Интеграция программ «Ползуновские гранты» — «УМНИК» — «Старт» рассматривается как системообразующий потенциал при формировании внутри- и межвузовской моделей подготовки кадров для ИД, включающих интеграцию знаний, новаций и инноваций, возможность апробации студентами идей проектов, направленных на вывод нового продукта на рынок, в рамках их работы в малых инновационных предприятиях (МИП), и как создание системы стимулов для МИП региона.

Introduction. The article presents a study of the problem of training specialists for scientific and innovative activities in human life. Theoretical analysis of innovative and pedagogical experience on this issue shows that an actual and promising direction of improving the effectiveness of student education is the creation of such psychological and pedagogical conditions in which the learner takes an active personal position, develops creative abilities, is included in the research, and in the future Scientific and innovative activity. The basic concepts are considered: the innovator, the innovator, the expert of innovative activity (ID), acting in a role of the manager of innovation, and its basic psychological properties. The directions of training specialists for ID on the basis of the system "science and education — production — market" are proposed. The purpose of the article is to update the problem of training personnel for scientific and innovative activities, and to present ways of solving it.

Materials and Methods. The authors of the study followed a systematic approach and considered the training of specialists for scientific and innovative activity as a system whose subsystems are general, secondary vocational, higher and additional education, research institutes, enterprises of the real economy, funds, with state support and regulation of this system. The theoretical methods of research were used: analysis of scientific literature and existing experience in conducting innovative activity by educational organizations of higher education, research activities of students and graduate students on the basis of their participation in the federal programs of the Foundation, the structure of scientific and technical creativity of students; Method of modeling when developing a system of training specialists for innovation.

Results. The authors describe the psychological properties of a specialist in innovative activity, focusing on developing the technical thinking of students in the framework of scientific and technical creativity. A system of training personnel for scientific and innovative activities is proposed, which assumes the formation of ID specialists in the process of continuous education: from schooling to practical activities in all sectors of society. A model of training specialists for innovation has been developed. A structure for the development of scientific and technical creativity of students is proposed.

Conclusions. The authors come to the conclusion that for the formation of an ID specialist it is necessary to form an innovation environment in scientific and educational organizations, including educational organizations of higher education. For this purpose, it is expedient to integrate the training of specialists through the development and implementation of a scientific and educational program in the direction of "Innovation", disciplines aimed at developing the students of scientific and technical creativity of future specialists of other industries. The activation of research work in universities, the participation of students in competitions, grants under the programs "Students and graduate students to small-scale science-intensive business", "UMNIK", "Start" and others. Integration of the programs "Polzunovskie grants" — "UMNIK" — "Start" is considered as a system-forming potential in the formation of the intra- and inter-university model of training personnel for ID, the integration of knowledge, innovations and innovations, the possibility of approbating students' ideas for projects aimed at bringing a new product to the market, Within the framework of their work in small innovative enterprises (IIP), and as the creation of a system of incentives for the IIP region.

Ключевые слова: инноватика, инновационная деятельность, инновационная среда, научно-техническое творчество, научно-исследовательская деятельность, подготовка специалистов.

Keywords: innovation, innovative activity, innovative environment, scientific and technical creativity, research activities, training of specialists.

Введение

Инновационные процессы развития сфер общества определяют динамику роста качества жизни населения. Организация этих процессов базируется на знаниях специалистов, процессе познания и практическом применении знаний в виде новых товаров, технологий.

Важнейшим направлением научно-инновационной деятельности является стимулирование научной и инновационной активности молодежи, развития творческой деятельности школьников, студентов, аспирантов, молодых ученых. Система формирования кадров для НИД определяет перспективы, результативность и эффективность государственных программ в научно-технической сфере.

Методология

С целью совершенствования системы подготовки кадров для научно-инновационной деятельности проведен анализ психологических свойств личности студента, направлений его подготовки как будущего специалиста в области инноватики, федеральных программ фонда, структуры научно-технического творчества студентов, использован метод моделирования подготовки специ-алистов-инноваторов.

Результаты

Подготовка кадров для НИД, новаторов, инноваторов, специалистов ИД — актуальная государственная задача для инновационного развития сфер общества в стратегии новой экономики, основанной на знаниях. Рассмотрим основные понятия, относящиеся к научно-инновационной деятельности в разных областях знаний и производства [1 ].

Новатор — создатель нового. Продукт интеллектуального труда новатора содержит новые решение, образ, объект или систему.

Новаторы:

— физические лица: специалисты, создавшие в результате интеллектуальной деятельности новый товар, продукт, технологию, услугу;

— юридические лица: организации, предприятия, которые в результате творческой деятельности кадров создали новые товары и услуги.

Инноватор — это лицо, принявшее новшество к потреблению, преобразованию и использованию. Он применяет новшество и преобразует его в нововведение. Предприятие становится инновационным после приобретения новшества и трансформации его в нововведение.

Инноватор в условиях инновационной деятельности должен обладать специфическими знаниями и умениями:

1) осознавать потребность в новшестве, формировать цель, создавать или приобретать новшество, адаптироваться к условиям и потребностям инновационной деятельности;

2) осваивать новшество, включать его в технологию и корпоративную культуру;

3) повышать компетенцию, видеть выгоду в виде новых товаров и услуг

В широком смысле отличие понятия «инноватор» от «новатор» — в дополнительном опыте инновационной деятельности.

Специалист ИД — новатор, обладающий качествами и функциями инноватора, отличающийся обширными знаниями, творческими способностями, навыками и умениями, характеризующийся как менеджер ИД или инноватики.

В условиях инновационного развития всех отраслей приоритетна подготовка менеджеров для инновационной деятельности, в том числе разработка и реализация инновационных проектов, обеспечивающих создание производства как новых товаров, так и услуг Не менее важна подготовка руководителей инновационных проектов, которые обеспечивают реформирование предприятий, отраслей, регионов, а также способны не только вывести предприятие из кризиса, но и определить перспективы развития.

Инновационные процессы динамичны, разнообразны, требуют взаимодействия с разными коллективами, опыта инновационной деятельности. Поэтому необходимо более совершенное искусство управления, чем для управления в других сферах. Подготовка менеджеров ИД должна проходить в инновационной среде, где совмещаются функции научно-образовательные и производства в интересах потребительского спроса [1].

Менеджмент научно-инновационной деятельности включает:

— орган управления, средства, реализующие философию управления;

— сообщество профессионалов, выполняющих функции управления;

— концепции о рациональном управлении.

К социальным функциям менеджмента в условиях инновационного развития относят: регулирование отношений между людьми, определение целей и средств реализации.

Опыт инновационной деятельности показывает, что успех во многом зависит от персонала. Специалист научно-инновационной деятельности, как правило, достигает статуса преуспевающего руководителя на основе самореализации. Подбор кадров должен быть основан на методиках, использующих психологические и социологические тесты как средства получения информации для прогноза его перспектив. Творческая деятельность специалиста ИД основывается на психологических свойствах: устойчивости свойств личности, единстве, активности и др. (табл. 1).

Таблица 1

Основные психологические свойства личности

Свойство личности Характеристика свойства личности

Память Психологическое отражение: запоминание, сохранение и воспроизведение опыта. Психическая активность: двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая; произвольная и непроизвольная; кратко- и долговременная; оперативная (запоминание, сохранение, воспроизведение)

Воля Целевые действия для преодоления трудностей требуют волевого усилия — особого нервно-психологического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы

Воображение Создание образов предметов, явлений, которых не было ранее. Научно-техническое творчество невозможно без развитого воображения, представления конечного результата. Различают непроизвольное и произвольное, воссоздающее и творческое воображение. Мечта — вид воображения

Речь Ясная мысль — четкая формулировка. Речь — процесс общения людей. Язык — средство общения, передачи знаний. Одна из функций — мышление в форме речи, средство мышления. Речь организует и регулирует общение

Интуиция Способность «внезапно» находить решение задачи, возникающее как «озарение». Это компонент индивидуального творчества на основе последовательных рассуждений, ведущих к решению задачи

Вдохновение Состояние творческого подъема, обострение мыслей и чувств человека, способствующее решению задачи. Вдохновение — результат упорного труда в определенной области, и оно не приходит само по себе

Техническое мышление Отражение в сознании производственно-технических процессов и объектов, принципа их устройства и работы. Оно понятийно-образно-практическое. Основные процессы мышления — общие понятия законов

Мышление — интеллектуальная деятельность, в процессе которой человек (специалист) оперирует концептуальными образами технико-технологических и организационно-экономических объектов и систем на базе профессиональных знаний и понимания ценностей сфер жизни общества.

Развитие технического мышления является одним из условий формирования творческих способностей специалиста в рамках научно-технического творчества (НТТ). Как высшая форма отражения мира, сложный познавательный психологический процесс мышление есть опосредованное познание отношений и закономерностей между явлениями мира. Однако процесс познания не возможен по следующим причинам:

— несовершенство анализаторов или их отсутствие;

— может быть исключен в реальных условиях или не рационален.

Творческому мышлению специалиста характерны:

— поиск актуальных целей и задач, их решений; владение эвристическими методами поиска решений; умение выделять главное, структуру взаимосвязи элементов объекта или системы, факторы, определяющие результаты изменений;

— способность отказываться от привычных стереотипов, переходить от репродуктивной деятельности к творческой и, наоборот, отказываться от результата, если он не решает поставленной задачи.

Мы считаем, что целевая подготовка специалистов для научно-инновационной деятельности как творческих личностей возможна и целесообразна при условии интеграции общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного образования на основе системы государственного регулирования в стратегии инновационного развития сфер жизни общества. Актуальна поддержка развития научно-образовательной деятельности в университетах, в обществе с учетом государственно-частного партнерства в стратегии новой экономики, основанной на знаниях [2].

Предлагается система подготовки кадров для научно-инновационной деятельности на основе государственного регулирования, она должна формировать специалистов на всех ступенях образования: «школа — техникум — вуз — предприятие», то есть от школьников до их практической деятельности в отраслях экономики. Необходимы кадры для формирования и реализации моделей научно-инновационной деятельности. Для реализации НИД целесообразно сформировать систему подготовки кадров на основе научно-образовательных программ (рис. 1):

1) подготовка кадров по специальным научно-образовательным программам направления, напрмер «Инноватика», характерна обучению студентов в рамках профильных научно-образовательных организаций. В России около 80 организаций высшего образования готовят специалистов по направлению «Инноватика»;

2) подготовка специалистов для НИД в рамках научно-образовательных стандартов с включением дисциплин, в основу которых положены научно-техническое творчество и научно-исследовательская работа студентов (НИРС). Это организации высшего образования любого профиля подготовки специалистов;

3) подготовка специалистов для инновационной среды на основе системы программ «Студенты и аспиранты малому наукоемкому бизнесу» («Ползуновские гранты»), «УМНИК», «Старт» и другие фонды [2].

m Ä

^

> (J

ш -L

m m -D

о Li

Li

a m н гг CD

^

о.

V |_

ш а

< 1 ш

1— о Li с а CD

ГГ ^ Li

о l_

го ZI

ш m

1—

1- s

п -L t J

^ CU t )

О Li CD m

О

ГГ 1

ш

а

Система подготовки специалистов для научно-инновационной деятельности организаций и предприятий

Подготовка специалистов по программам и дисциплинам направления «Инноватика» и др.

Подготовка специалистов на курсах с опорой на научно-техническое творчество студентов и аспирантов

Подготовка специалистов в системе программ «Ползуновские гранты» -«УМНИК» -«Старт»

Система

«университет - малое инновационное предприятие - рынок»

Система «наука и образование - производство - рынок»

m о

О 1_ Q. О а I го -л ^ ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

s S

* s

m ë § а о

CJ

го ш

iE о о о

о

. . X

CD J

£2. Q-

m I

m cd

£ é

* §

CD à.

m B-

о

о H

cd s

Ü §

У Q.

-û CD

m m

Рис. 1. Направления подготовки специалистов для НИД на основе системы «наука и образование — производство — рынок»

Так, подготовка специалистов для НИД по направлению «Инноватика» включает дисциплины, формирующие творческую личность, навыки и умения ИД, предусматривает практику студентов на инновационных предприятиях, в организациях высшего образования и научно-исследовательских институтах (НИИ), организациях инфраструктуры ИД. В учебные программы входят специальные дисциплины для развития творческих способностей студентов в научно-технической сфере,

умений использовать инструментарий (методы и пр.), обеспечивающий разработку технико-технологического и организационно-экономического образов, что важно для специалистов ИД.

Результативность подготовки квалифицированных специалистов для ИД значимо проявляется при работе в системе программ «Ползуновские гранты» — «УМНИК» — «Старт», которые на региональном уровне организуют представительства Государственного фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (далее — Фонд). Особенность в том, что они позволяют студентам, аспирантам, молодым ученым, предпринимателям инновационной сферы апробировать, как правило, разработанные авторами новшества в виде инновационных проектов. Происходит процесс совершенствования ИД с учетом возможностей производства и реализации новых товаров и услуг. Программы «Ползуновские гранты» — «УМНИК» — «Старт» формируют генерацию системы подготовки специалистов для ИД.

Деятельность Фонда преследует следующие цели:

— рост роли науки и образования для научно-инновационной деятельности;

— подготовка кадров для ИД, студентов, аспирантов, молодых ученых.

Системообразующий потенциал федеральных программ «Ползуновские гранты», «УМНИК», «Старт», выступающих внешним стимулом и одновременно методологией, позволяет моделировать и развивать подготовку специалистов ИД, обеспечивать процесс целеполагания на уровне управления университетом при планировании, выборе методов организации НИР студентов, аспирантов. Результатом их работы в малых инновационных предприятиях является апробация идей проектов, направленных на вывод нового продукта, товара на рынок. Работа с Фондом обеспечивает для региона создание системы малых инновационных предприятий (МИП).

Анализ НИД на основе федеральных программ Фонда показывает, что формируется триединая сущность модели подготовки специалистов для ИД в системе программ «Ползуновские гранты» — «УМНИК» — «Старт». Интеграция этих программ — системообразующий потенциал при формировании внутри- и межвузовской модели подготовки кадров для ИД, которая образует и интегрирует генерацию знаний, новаций и инноваций. Интеграция учебно-научно-инновационной деятельности и методологическая основа образовательных организаций высшего образования обеспечивают качественный рост системы подготовки специалистов ИД [4].

В условиях формирования молодежной научно-технической политики актуальны решение проблемы преемственности в науке, сохранение научных направлений, которые отражают тематику актуальных для ИД исследований. На этой основе целесообразна модель подготовки специалистов для ИД (табл. 2).

Это комплекс научно-образовательных программ, совокупность целей, задач, принципов, аспектов и факторов, определяющих стратегию ИД, сформулированных под воздействием внешних по отношению к организации высшего образования мотивов [1].

Система подготовки кадров в условиях ИД включает блоки: генерацию знаний, новаций, инноваций. Эти процессы происходят последовательно и параллельно. Такие специалисты способны выполнить разработку, реализацию и экспертизу инновационного проекта с учетом оценки потребительских свойств нового товара, его качества и ценности для соответствующего уклада сферы общества.

Конечным результатом НИР студентов, аспирантов и молодых ученых в университете и в рамках МИП являются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), разработка и апробация инновационных проектов, направленных на повышение конкурентоспособности существующего или вывод на рынок нового товара. Это определяет мотивацию к патентованию новшеств. Они имеют возможность адаптироваться и понять направленность НИР для коммерциализации новшества. Такая работа в направлении инновационного развития отраслей определяет вклад в экономику и перспективы регионов.

Работа участников программ с Фондом обеспечивает создание системы стимулирования ИД, сектора наукоемкого бизнеса. При этом часть рисков инновационных проектов снимает программа.

Сектор малых инновационных предприятий в условиях региона для ИД:

— инициативность кадров по тематике ИД;

— готовность обосновать и идти на риск ИД.

При благоприятных условиях для ИД сектор МИП становится первопроходцем для апробации новшеств, принимая на себя риски. В рамках системы подготовки кадров для НИД необходимо формировать структуру научно-технического творчества студентов и аспирантов (табл. 3) [3; 5].

Таблица 2

Модель подготовки специалистов для научно-инновационной деятельности

Система подготовки специалистов для инновационной деятельности

Генерация знаний Генерация новаций Генерация инноваций

Принципы: приоритетность проектов и программ, координация цели на улучшение Учет динамики и спроса рынка, инфраструктура инновационной деятельности Маркетинговые исследования, учет технологического рынка

Задачи: 1) формирование творческих навыков; 2) формирование умений работать с базой данных; 3) формирование учебно-научно-творческой среды; 4) обеспечение профессиональной подготовки в научно-инновационной сфере; 5) приобретение навыков участия в научно-исследовательской и опытно-конструкторской работе 1) Адаптация молодых ученых к разработке новых технологий; 2) ориентир на дальнейшую научную деятельность; 3) формирование навыков повышения инновационной привлекательности бизнеса; 4) приобретение умений оформления интеллектуальной собственности; 5) обучение молодых ученых оформлению заявок на конкурсы и гранты 1) Обучение менеджменту в сфере наукоемкого бизнеса; 2) формирование навыков оформления концепции коммерциализации бизнес-проектов; 3) формирование навыков оформления договоров на интеллектуальную собственность и ее использование

Формы подготовки: 1) самостоятельная работа студентов, НИРС, все виды практик, работа в МИП, инфраструктура ИД; 2) подготовка специалистов для научно-инновационной деятельности на кафедрах организаций высшего образования 1) Технопарки, инновационно-технологические парки, программы «УМНИК» и т. д.; 2) подготовка специалистов для научно-инновационной деятельности в НИИ, научных центрах 1) Центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, «СТАРТ» и т. д.; 2) профессиональная реализация в МИП, крупных научно-производственных объединениях, предприятиях

Результаты:инновационные бизнес-идеи Инновационные проекты на основе результатов НИР и НИОКР — выход на апробацию Выход на рынок с новой продукцией, новой технологией, интеллектуальной собственностью

Таблица 3

Структура научно-технического творчества студентов

Формы научно-технического творчества в учебном процессе Формы научно-техического творчества — научно-исследовательская работа, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

Учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студентов (НИР) Реальные курсовые проекты и выпускные квалификационные работы для предприятий

Студенческие олимпиады, конкуры, программы и т. п. Студенческие инновационные идеи, проекты, программы и т. п.

Студенческие научные общества при кафедрах образовательных организаций высшего образования Участие в городских и областных конкурсах на лучший инновационный проект

Смотры-конкурсы на лучшую НИР студентов, инновационный проект Гранты НИР по уровням: городские, региональные, отраслевые; участие в РфФи, РГНФ и др.

Выставки, ярмарки, конкурсы научно-технического творчества Гранты НИОКР («Зворыкинский проект», «Ползуновские гранты», «УМНИК», «СТАРТ» и др.)

Научно-практические конференции и семинары Студенческие научные общества, бизнес-инкубаторы

Выпуск трудов научно-практических конференций студентов, аспирантов Студенческие предприятия наукоемкого бизнеса (малые инвестиционные предприятия, в том числе при вузах

Дискуссии, круглые столы по научно-исследовательской и опытно-конструкторской работе Госбюджетные и хоздоговорные НИР и ОКР

Советы молодых ученых, молодежные инновационные коллективы и др. Гранты и хоздоговорные НИР при актуальности для решения проблем и задач региона

На данной основе осуществляется процесс развития научно-технического творчества студентов по уровням творческой активности:

— нулевой — студенты пассивны на занятиях учебного процесса, не имеют достижений, лишены желания учиться в творческом процессе;

— ситуативный — студенты зависят от эмоций, их привлекает новизна, достижение результатов, однако при затруднениях теряют интерес;

— исполнительский — студенты готовы к занятиям, включаются в работу, стабильность, постоянство, знания основательные;

— творческий — студенты стремятся понять явления, найти новые решения проблем и т. п. При этом наибольшим потенциалом в научно-инновационной деятельности обладают студенты последних двух уровней.

Заключение

Научно-технический прогресс в начале XXI века привел к необходимости развития у студентов творческого мышления, формирование высокого уровня творческой активности, так как не хватает специалистов-творцов для научно-исследовательской деятельности. В связи с этим студенты вузов должны знать достижения науки и техники, уметь создавать новые научные ценности, принимать технико-технологические и организационно-экономические решения, обладать активностью и навыками участия в инновационных проектах, конкурсах, грантах, в создании и функционировании малых инновационных предприятий.

Таким образом, внедрение модели подготовки кадров для научно-инновационной деятельности (генерация знаний, новшеств, нововведений) на основе государственных программ поддержки ИД в процессе «от идеи до потребителя» является актуальным и перспективным направлением деятельности университета.

Литература

1. Научно-инновационная деятельность на основе инновационной среды / С. В. Новоселов, Л. А. Маюрникова, М. Н. Кли-шина, А. С. Новоселов. Кемерово : Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет), 2016. 230 с.

2. Новоселов С. В., Маюрникова Л. А. Теоретическая инноватика: научно-инновационная деятельность и управление инновациями : учеб. пособие. СПб. : ГИОРД, 2017. 416 с.

3. Пятковский О. И., Новоселов С. В. Аналитическая система оценки инновационного потенциала технического университета и его подразделений. Новосибирск : Наука, 2007. 221 с.

4. Новоселов С. В., Максименко А. А. Система научно-образовательного процесса для подготовки специалистов инновационной деятельности // Инновации. 2016. № 12 (218). С. 89-94.

5. Теоретико-методологический подход к инновационному развитию сферы общественного питания / Л. А. Маюрникова, С. В. Новоселов, Н. И. Давыденко и др. ; под ред. Л. А. Маюрниковой. Кемерово: Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет), 2014. 200 с.

References

1. Novoselov S. V., Mayurnikova L. A., Klishina M. N., Novoselov A. N. Scientific and innovation activity on the basis of innovation environment [Nauchno-innovacionnaja dejatel'nost' na osnove innovacionnoj sredy]. Kemerovo: Kemerovo Technological Institute of Food Industry (University), 2016. 230 p.

2. Novoselov S. V., Mayurnikova L. A. Theoretical innovation: scientific innovation activity and innovation management [Teoreticheskaja innovatika: nauchno-innovacionnaja dejatel'nost' i upravlenie innovacijami] : a textbook. Saint. Petersburg: GIORD, 2017. 416 p.

3. Pyatkovsky O. I., Novoselov S. V. Analytical system for assessing the innovative potential of a technical university and its subunits [Analiticheskaja sistema ocenki innovacionnogo potenciala tehnicheskogo universiteta i ego podrazdelenij]. Novosibirsk: Science, 2007. 221 p.

4. Novoselov S. V., Maksimenko A. A. System of the scientific and educational process for training specialists in innovative activity. Innovations [Innovacii]. 2016. № 12 (218). P. 89-94.

5. Mayurnikova L. A., Novoselov S. V., Davydenko N. V. and others. Theoretical and methodological approach to innovative development of the sphere of public catering: monograph [Teoretiko-metodologicheskij podhod k innovacionnomu razvitiju sfery obshhestvennogo pitanija]. Ed. L. A. Majurnikova. Kemerovo: Kemerovo Technological Institute of Food Industry (University), 2014. 200 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.