Научная статья на тему 'К вопросу обеспечения конкурентоспособности российских промышленных предприятий'

К вопросу обеспечения конкурентоспособности российских промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1546
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПРЕДПРИЯТИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНЦИЯ / РЫНОК / INDUSTRY / ENTERPRISE / COMPETITIVENESS / COMPETITION / MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кондратьева Алина Александровна, Перевертова Татьяна Александровна

В новых экономических условиях развития отечественного рынка и место предприятия на нем, нельзя недооценивать роль управления и рационального ведения хозяйства, поэтому чрезвычайно важно создать такую систему менеджмента, которая обеспечила бы предприятию не только высокую эффективность работы, но и конкурентоспособность продукции, дающую устойчивость положения на рынке. Известно, что управленческая деятельность выступает в современных условиях как один из важнейших факторов функционирования и развития предприятия. В соответствии с требованиями производства и реализации товаров эта деятельность должна постоянно совершенствоваться. Изучая данное направление, менеджеры смогут качественнее работать на рынке, правильно оценивая ситуацию и предпринимая необходимые для организации шаги. В современных условиях жесткой конкуренции с импортными товарами менеджерам необходимо освоить методы ведения конкурентной борьбы, соответствующие «рынку покупателя». Уровень конкурентоспособности предприятия должен стать барометром экономического состояния предприятия, одним из критериев оценки несостоятельности предприятий в дополнение к уже существующим. Возможность управления конкурентоспособностью является жизненно важным для выживания и развития отечественных предприятий. Степень изученности темы довольно велика и, несомненно, будет продолжаться развитие и изучение темы, поскольку в России происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители предприятий находятся в постоянном поиске новых (адекватных условиям конкуренции) инструментов управления предприятиями и рычагов повышения конкурентоспособности. На наш взгляд, эта статья имеет практическую и теоретическую значимость, которая заключается в обобщении и систематизации материала в области конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кондратьева Алина Александровна, Перевертова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE ABOUT ENSURING COMPETITIVENESS OF RUSSIAN INDUSTRIAL ENTERPRISES

In new economic conditions of development of the domestic market and a place of the enterprise at it, it is impossible to underestimate a role of management and rational housekeeping therefore it is extremely important to create such system of management which would not provide the enterprise only with high overall performance, but also with the competitiveness of production giving stability of position at the market. Administrative activity acts in modern conditions as one of the most important factors of functioning and development of the enterprise. According to requirements of production and realization of goods this activity has to be improved constantly. Studying this direction, managers will be able to work more qualitatively at the market, correctly assessing a situation and taking steps, necessary for the organization. In modern conditions of fierce competition with import goods managers need to master the methods of conducting competitive fight corresponding to «the market of the buyer». Level of competitiveness of the enterprise has to become a barometer of an economic condition of the enterprise, one of criteria of an assessment of insolvency of the enterprises in addition to already existing. Possibility of management of competitiveness is vital for a survival and development of the domestic enterprises. Degree of study of a subject is enough big and, undoubtedly, development and studying of a subject as in Russia there is a competition strengthening owing to what heads of the enterprises are in continuous search new (adequate to competition conditions) instruments of management of the enterprises and levers of increase of competitiveness will proceed. In authors' opinion, this article has the practical and theoretical importance which consists in generalization and systematization of material in the field of competitiveness.

Текст научной работы на тему «К вопросу обеспечения конкурентоспособности российских промышленных предприятий»

К ВОПРОСУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКИХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

КОНДРАТЬЕВА АЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: perevodchik-68@mail.ru

ПЕРЕВЕРТОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: perevertova2006@rambler.ru

В новых экономических условиях развития отечественного рынка и место предприятия на нем, нельзя недооценивать роль управления и рационального ведения хозяйства, поэтому чрезвычайно важно создать такую систему менеджмента, которая обеспечила бы предприятию не только высокую эффективность работы, но и конкурентоспособность продукции, дающую устойчивость положения на рынке. Известно, что управленческая деятельность выступает в современных условиях как один из важнейших факторов функционирования и развития предприятия. В соответствии с требованиями производства и реализации товаров эта деятельность должна постоянно совершенствоваться. Изучая данное направление, менеджеры смогут качественнее работать на рынке, правильно оценивая ситуацию и предпринимая необходимые для организации шаги. В современных условиях жесткой конкуренции с импортными товарами менеджерам необходимо освоить методы ведения конкурентной борьбы, соответствующие «рынку покупателя». Уровень конкурентоспособности предприятия должен стать барометром экономического состояния предприятия, одним из критериев оценки несостоятельности предприятий в дополнение к уже существующим. Возможность управления конкурентоспособностью является жизненно важным для выживания и развития отечественных предприятий. Степень изученности темы довольно велика и, несомненно, будет продолжаться развитие и изучение темы, поскольку в России происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители предприятий находятся в постоянном поиске новых (адекватных условиям конкуренции) инструментов управления предприятиями и рычагов повышения конкурентоспособности. На наш взгляд, эта статья имеет практическую и теоретическую значимость, которая заключается в обобщении и систематизации материала в области конкурентоспособности.

Ключевые слова промышленность, предприятие, конкурентоспособность, конкуренция, рынок

Промышленность является одной из ведущих отраслей экономики, образующей фундамент научно-технической трансформации, экономического роста и социального прогресса общества. В последнее время проблемы модернизации промышленности России заняли достаточно заметное положение в научных исследованиях. Актуальность такого их направления обусловлена тем, что отечественная промышленность не набирает нужных оборотов в развитии, значительно ограничивая возможности реализации успешной конкурентной стратегии и перспективы экономического роста страны. Ход кризисных процессов также добавил аргументов в пользу модернизации промышленности [1].

Одним из самых значимых факторов, обеспечивающим продовольственную, социальную и, в конечном счете, экономическую безопасность страны, является конкурентоспособное функцио-

нирование отечественных производственных отраслей. Дестабилизация в развитии промышленных предприятий влечет за собой множество социально-экономических проблем, результатиру-ющихся в ухудшении макроэкономических показателей, подрыву экономической безопасности и нарушении нормального поступательного развития национальной экономики.

Одним из наиболее эффективных сценариев для перехода существующего производства на качественно новый уровень, реорганизации или перепрофилирования предприятия является реконструкция промышленных предприятий. Экономически обосновано такое решение при необходимости значительных конструктивных изменений существующих сооружений, приведения предприятия в соответствие с действующими международными стандартами или сохранения уникального архитектурного облика здания. В

таком случае реконструкция промышленных зданий становится оптимальным способом, как технического перевооружения производства, так и перепрофилирования имеющейся базы для выполнения принципиально новых функций [1].

Как часть национальной экономики, развитие всех предприятий промышленности напрямую зависит от развития смежных производственных отраслей: например, пищевая промышленность зависит от сельскохозяйственной отрасли, в частности, от количества посевных площадей и урожайности, являющейся основным отечественным сырьевым источником для производства продуктов питания. Для повышения уровня обеспеченности страны отечественными продуктами необходимо провести качественную работу по повышению выработки объемов продуктов из российского сырья и обеспечению его конкурентоспособности на отечественном рынке, а в перспективе и на зарубежных.

При этом особое внимание следует уделять именно качеству исходного сырья - продукции сельскохозяйственной отрасли. Этот вопрос является актуальным, поскольку по своей специфике продукты могут являться сырьевым источником для других промышленных отраслей. Например, растительное масло - сырье для производства олифы и лакокрасочных изделий.

По данному направлению уже создаются научные основы методологии определения технологических качеств продуктов как сырья для производства других товаров потребления с учетом всех факторов безопасности выпускаемой продукции, выявляются условия миграции вредных веществ в продукты переработки и их влияние на безопасность готовой продукции.

Вопросам качества и безопасности сырья на практике уделяется мало внимания. Россия одна из немногих стран-импортеров, у которой практически отсутствуют требования к сырью. В условиях контрактов оговариваются, а в документах на поступающее сырье указываются лишь некоторые из его показателей, которых недостаточно, чтобы дать полную оценку полученному сырью как объекту промышленной переработки. При проведении анализа качества сырья можно обнаружить повышенное содержание веществ, которые не только осложняют процесс переработки, но и ухудшают потребительские качества продукта. Существуют различные требования по качеству одного и того же продукта отечественного и зарубежного происхождения. Примерно половина поступающего сырья имеет несоответствие по стандартам качества РФ.

Очевидно, что данная ситуация абсолютно неприемлема для современных требований и условий развития рынка. Учитывая ежегодный рост объемов производства, низкое качество или несоответствие требованиям сырья, введение санкций не может удовлетворять потребителей. Мы не можем отказаться от ввозимого сырья полностью, так как производство товаров из ввозимого сырья обеспечивает более полную загрузку производственных мощностей в «межсезонье», по большинству продуктов мы пока не в состоянии решить эту задачу без импорта. Да и готовый продукт не может еще полностью обеспечить потребности населения и перерабатывающих отраслей. Таким образом, для повышения качества сырья целесообразно использовать новейшие технологии, а также пересмотреть и ужесточить требования, предъявляемые к нашим партнерам - поставщикам сырья.

Производство высококачественной конкурентоспособной продукции немыслимо без использования ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий переработки, что позволяет повысить выход готового продукта.

Обеспечению стабильной конкурентоспособности отечественного продукта, а также повышению спроса на него будет способствовать расширение использования возможностей современных технологий, включая информационные. Программные продукты уже прочно вошли в системы обеспечения качества продукта.

Использование новейших технологий и систем качества позволит отечественным отраслям выйти на новый качественный уровень, достичь высокого уровня конкурентоспособности продукции, а значит и внести определенный вклад в решении проблемы экономической безопасности страны.

Учитывая новые экономические условия развития рынка и место предприятия на нем, нельзя недооценивать роль структуры управления и рационального ведения хозяйства, поэтому чрезвычайно важно создать такую систему управления, которая обеспечила бы предприятию не только высокую эффективность работы, но и конкурентоспособность, дающую устойчивость положения на рынке.

Конкурентоспособность предприятия достигается (в том числе!) и за счет разработки стратегии, обеспечивающей устойчивое развитие предприятия в различных сферах и направлениях деятельности.

На практике стратегия устойчивого развития предприятия предполагает, прежде всего, выработку комплекса управленческих решений, направленных на повышение конкурентоспособности пред-

А. А. КОКЭКАТУЕУА, Т. А. РЕКЕУЕКТОУА

приятия. Конкурентоспособность предприятия обеспечивается за счет взаимодействия и координации многочисленных элементов внешней и внутренней среды организации, т. е. по сути, отражается в модели стратегического поведения фирмы.

К сожалению, производственные отрасли пищевой промышленности являются теми, кто «запаздывает» с применением современных принципов и элементов рыночной экономики, коими служат маркетинг, стратегическое управление и планирование [2].

Необходимо, прежде всего, изменить сам подход к вопросам управления предприятием, а также к вопросам планирования, прогнозирования, производства и сбыта продукции.

Вышеизложенное обуславливает необходимость формирования новой модели стратегического поведения предприятий промышленности, обеспечивающей их конкурентоспособность.

В настоящее время исходное состояние бизнес-среды участников рынка можно охарактеризовать как «органическая адаптация», что снижает управленческие стимулы к проведению поступательных стратегических изменений на уровне отдельного предприятия. Обусловлено это, прежде всего, тем, что большинство производственных заводов входят сейчас в состав торгово-промышленных групп (Т1II ), и стратегическое поведение отдельного предприятия строится на основе общей корпоративной стратегической политики. В то же время это привело к усилению конкуренции, трансформации «конкурентных сил отрасли». Конкурентные отношения проявляются даже в рамках одной ТПГ (внутри ТПГ действует система рейтинговых оценок деятельности заводов, на основе которой осуществляется премирование и финансирование отдельных направлений деятельности завода), тем самым усиливается влияние факторов внутрифирменной конкуренции [3].

Понятно, что не существует единой для всех модели стратегического поведения, так как каждый завод уникален в своем роде, как и уникальны условия бизнес-среды в регионах России.

Тем не менее, формирование основополагающих установок и принципов к выработке стратегии стимулирует проведение поступательных стратегических изменений «снизу вверх» и «сверху вниз». В свою очередь, это способствует повышению уровня конкурентоспособности конкретного предприятия, оптимизации хозяйственной деятельности членов ТПГ и сбалансированности экономических интересов участников рынка.

На наш взгляд, формирование модели стратегического поведения предприятий промышленности

должно основываться, во-первых, на анализе и мониторинге бизнес-деятельности предприятия; во-вторых, на выработке системных управленческих решений, направленных на решение целого ряда взаимосвязанных проблем. Среди них - разработка бизнес-стратегии предприятия промышленности, инициирующей проведение поступательных стратегических изменений, способствующих оптимизации бизнес-деятельности участников рынка, как внутри одной ТПГ, так и вне нее [3].

Необходимо также учитывать, что при разработке стратегии развития и повышения конкурентоспособности для всей ТПГ, принимаются во внимания все подразделения и все предприятия, которых также следует рассматривать как участников рынка, причем последние могут иметь различную стратегию, конкурентоспособность, рыночную позицию, техническую оснащенность, находиться на разном этапе жизненного цикла. Выбор стратегии - сложный, многофакторный процесс, требующий больших и разнообразных знаний и большого объема достоверной информации. Поэтому целесообразно использовать классификатор стратегий, который позволит определить тип стратегии для завода ТПГ, а также разработать их вероятное сочетание с целью оптимизации бизнес-деятельности и реализации экономических интересов (табл. 1).

На наш взгляд, грамотное сочетание бизнес-стратегий отдельных заводов - членов в рамках одной ТПГ позволит не только эффективно управлять жизненным циклом, но разрабатывать такую общую корпоративную стратегию, которая позволить противостоять корпоративным захватам, представляющим в настоящее время реальную угрозу на рынке.

Разделяем мнение авторов, что мониторинг бизнес-деятельности включает в себя последовательную реализацию нескольких этапов [3; 4]. Условно мы систематизируем и выделим пять таких этапов.

Процедурные границы этапа 1 включают в себя следующие составляющие: описание отраслевых особенностей предприятия и формирование информационной среды исследования (характеристика внешнего окружения и внутренней обстановки). Анализ бизнес-процессов внутри предприятия (или ТПГ) - серьезные инструменты повышения эффективности работы предприятия, так как служат источником информации о выполняемых функциях предприятия и связях между ними.

Для характеристики отраслевой специфики может быть использован ситуационный подход, учитывающий воздействие внешних и внутренних

факторов, что способствует определению рыноч- ние методов РЕ8Т-анализа, SWOT-анализа, анализ ной позиции предприятия (или ТПГ) (использова- затрат и моделирование затрат конкурентов).

Таблица 1

Классификация стратегий [3]

Наименование стратегии Сущность стратегии Условия применения

Активная Нацелена на лидерство в ТПГ, стремление выделиться на фоне «конкурентов» Высокий научно-технический, производственный и ресурсный потенциал, повышение внутренней эффективности, диверсификация видов деятельности, попытки создания и продвижения брэнди-рованной продукции

Умеренная Нацелена на завоевание и поддержание позиции «Лидера №2» среди родственных предприятий Группы предприятий - «дойные коровы», характеризующиеся сходными условиями развития и не стремящиеся к изменениям

Защитная Предполагает существенно невысокий риск, основывается на развитии внутреннего потенциала посредством снижения низкодоходных источников Средние предприятия, обладающие недостаточными производственными ресурсами, могут быть отнесены к категории «звезды», усиливают работу с побочными продуктами (сухой жом), увеличение количества предложений по розничной упаковке (от 25 кг до 2 г.)

Промежуточная Поиск и заполнение новых ресурсов для развития потенциала, избежание конфронтации с лидером, использование своих сильных сторон Небольшие по своим масштабам предприятия с достаточно высоким потенциалом и объемом производства массового продукта для оптовой реализации

Осторожная Приобретение и заимствование лучшего опыта и результатов стратегий Средние предприятия с низкими потенциалами развития, приближаются к стадии упадка ЖЦ

Инертная Стремление использовать дотационные возможности, присоединение к «сильному» предприятию Небольшие предприятия с низким потенциалом, находящиеся в стадии упадка жизненного цикла

Этап 2 является существенным и значимым с точки зрения определения показателей, используемых для оценки рыночной позиции с учетом комплекса воздействующих факторов (использование матрицы Портера, методов портфельного анализа). Это позволяет определить конкурентную позиции предприятия в рамках одной ТПГ, а также определить место самой ТПГ на рынке по отношению к конкурентным группам.

Этап 3 позволяет выполнить анализ показателей, выявляющий сильные и слабые стороны, угрозы и возможности как существующей генеральной стратегии, так и бизнес-деятельности в целом (методы стратегического и финансового анализа и др.). Основная задача - определить необходимость проведения (или инициирования!) стратегических изменений, дать четкую оценку текущей стратегии предприятия, выявить ее «узкие» места, определить направления корректировки, разработать альтернативные варианты стратегического развития исходя из имеющихся ресурсов, текущего положения, состояния среды и перспектив ее изменения. Кроме того, оцениваются возможности создания «стратегического резерва», оцениваются риски и возможности их минимизации.

Этап 4 способствует определению временных рамок реализации стратегии, определению отклонений и их корректировки. На данном этапе главной целью становиться сопоставление полученных результатов, выявление дублирующих показателей, анализ и оценка стратегических альтернатив, формируется план преобразований.

Этап 5 включает определение общей оценки конкурентоспособности и устойчивости развития предприятия, разрабатываются варианты и механизмы реализации стратегии, прогнозируется конкурентная позиции предприятия после проведения стратегических изменений.

Результатом процедур становится модернизация бизнес-деятельности предприятия, т. е. совершенствование старой или формирование новой стратегии развития, критерием эффективности является своевременность выявления (а в некоторых случаях и инициирования!) изменений параметров внешней и внутренней среды и адаптация к ним. Последнее обстоятельство объясняет и предопределяет наличие обратной связи в указанной последовательности действий.

Таким образом, совокупность предлагаемых аналитических процессов, состоящая из определенных взаимосвязанных этапов и системных решений, позволяет, по нашему мнению, создавать

А. А. КОШКАТУЕУА, Т. А. РЕНЕУЕЯТОУА

и использовать конкурентные преимущества, сохранять значимость, индивидуальность и полезность во многих сферах бизнес-деятельности предприятия.

Литература

1. Кондрашова И. С., Бурмистрова А. А. Основные проблемы модернизации отечественной промышленности // Державинские чтения: мат-лы науч.-практ. конф. Тамбов, 2011.

2. Перевертова Т. А. Модель стратегического поведения предприятия сахарной промышленности в современных условиях // Проблемы социально-экономического развития России: интеграция в мировое сообщество. мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. Тамбов, 2006.

3. Перевертова Т. А. Проблемы обеспечения конкурентоспособности отечественного свеклосахарного комплекса // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 10.

4. Полозова А. Н. Мониторинг развития организаций сахарной промышленности // Сахар. 2004. № 1. С. 8.

References

1. Kondrashova I. S., Burmistrova A. A. Osnovnye problemy modernizatsii otechestvennoj promyshlennosti [Main problems of modernization of the domestic industry] // Derzhavinskiye chteniya: mat-ly nauch.-prakt. konf. Tambov, 2011.

2. Perevertova T. A. Model' strategicheskogo povedeniya predpriyatiya sakharnoj promyshlennosti v sovremennykh usloviyakh [Model of strategic behavior of the enterprise of sugar industry in modern conditions] // Problemy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossii: integratsiya v mirovoye soobshchestvo. mat-ly Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Tambov, 2006.

3. Perevertova T. A. Problemy obespecheniya konku-rentosposobnosti otechestvennogo sveklosakharnogo kom-pleksa [Problems of ensuring competitiveness of a domestic beet sugar complex] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleni-ya i protsessy. Tambov, 2011. № 10.

4. Polozova A. N. Monitoring razvitiya organizatsij sakharnoj promyshlennosti [Monitoring of development of the organizations of sugar industry] // Sakhar. 2004. № 1. S. 8.

* * *

TO THE ISSUE ABOUT ENSURING COMPETITIVENESS OF RUSSIAN INDUSTRIAL ENTERPRISES

KONDRATYEVA ALINA ALEKSANDROVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: perevodchik-68@mail.ru

PEREVERTOVA TATYANA ALEKSANDROVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: perevertova2006@rambler.ru

In new economic conditions of development of the domestic market and a place of the enterprise at it, it is impossible to underestimate a role of management and rational housekeeping therefore it is extremely important to create such system of management which would not provide the enterprise only with high overall performance, but also with the competitiveness of production giving stability of position at the market. Administrative activity acts in modern conditions as one of the most important factors of functioning and development of the enterprise. According to requirements of production and realization of goods this activity has to be improved constantly. Studying this direction, managers will be able to work more qualitatively at the market, correctly assessing a situation and taking steps, necessary for the organization. In modern conditions of fierce competition with import goods managers need to master the methods of conducting competitive fight corresponding to «the market of the buyer». Level of competitiveness of the enterprise has to become a barometer of an economic condition of the enterprise, one of criteria of an assessment of insolvency of the enterprises in addition to already existing. Possibility of management of competitiveness is vital for a survival and development of the domestic enterprises. Degree of study of a subject is enough big and, undoubtedly, development and studying of a subject as in Russia there is a competition strengthening owing to what heads of the enterprises are in continuous search new (adequate to competition conditions) instruments of management of the enterprises and levers of increase of competitiveness will proceed. In authors' opinion, this article has the practical and theoretical importance which consists in generalization and systematization of material in the field of competitiveness.

Key words: industry, enterprise, competitiveness, competition, market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.